Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МИРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ В ЗАСТАВКАХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПЕРЕДАЧ: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МИРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ В ЗАСТАВКАХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПЕРЕДАЧ: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

85
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиа-контент / альтернативные виды медиа-контента в музыкальном образовании / ретрансляция произведений мировой музыкальной классики / музыкальное образование профессиональное и дополнительное художественное / заставки телевизионных передач / образцы ретрансляции материалов произведений мировой музыкальной классики в заставках телевизионных передач / media content / alternative types of media content in music education / retransmission of works of world music classics / music education-professional and additional art / screensavers of television programs / samples of retransmission of materials of works of world music classics in screensavers of television programs.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Титова Светлана Сергеевна, Морозова Олеся Петровна, Фигловская Ольга Андреевна

Настоящая работа посвящена раскрытию педагогических аспектов использования альтернативных видов медиа-контента в образовательном процессе на примере образцов ретрансляции материалов произведений мировой музыкальной классики в заставках телевизионных передач. Приведена сводная синхронистическая таблица (с указанием цитируемого музыкального материала) примеров образцов ретрансляции материалов произведений мировой музыкальной классики в заставках телевизионных передач. Представлена в общем виде классификация образцов ретрансляции материалов произведений мировой музыкальной классики в заставках телевизионных передач. Приведены формы работы для профессионального музыкального образования (высшего и среднего) и для дополнительного художественного с применением образцов ретрансляции медиа-контента в качестве образцов заставок телевизионных передач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Титова Светлана Сергеевна, Морозова Олеся Петровна, Фигловская Ольга Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE USE OF MATERIALS OF WORLD MUSIC CLASSICS IN THE SCREENSAVERS OF TELEVISION PROGRAMS: PROFESSIONAL AND ADDITIONAL ART EDUCATION

This work is devoted to the disclosure of pedagogical aspects of the use of alternative types of media content in the educational process by the example of samples of retransmission of materials of works of world music classics in the screensavers of television programs. The summary synchronistic table (with the indication of the cited musical material) of examples of samples of retransmission of materials of works of world musical classics in the screensavers of television programs is given. The classification of samples of retransmission of materials of world music classics in the screensavers of television programs is presented in a general form. The paper presents the forms of work for professional music education (higher and secondary) and for additional artistic education with the use of samples of retransmission of media content as samples of TV program screensavers.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МИРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ В ЗАСТАВКАХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПЕРЕДАЧ: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

УДК 37

Титова Светлана Сергеевна Titova Svetlana Sergeevna

Преподаватель кафедры «Истории, теории музыки и композиции», преподаватель кафедры «Социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин» ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского», Педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДЮЦ»

ДЦР «Синтай» г. Челябинск;

Lecturer; «History, Theory of Music and Composition» Department; «Social, Humanitarian, Psychological and Pedagogical Disciplines» Department of the State Budgetary Educational Institution of Higher Education «South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky», Chelyabinsk; Teacher Municipal Budgetary Institution of Additional Education «Children's Youth

Center» Children's Development Center «Sintay», Chelyabinsk;

Морозова Олеся Петровна Morozova Olesya Petrovna

Педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДЮЦ» ДЦР «Синтай» г. Челябинск; Teacher Municipal Budgetary Institution of Additional Education «Children's Youth Center» Children's Development Center «Sintay », Chelyabinsk;

Фигловская Ольга Андреевна Figlovskaya Olga Andreevna Педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДШИ №9, г. Челябинск»; Teacher Municipal Budgetary Institution of Additional Education «Children's Art School

No. 9, Chelyabinsk»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ

ПРОИЗВЕДЕНИЙ МИРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ В ЗАСТАВКАХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПЕРЕДАЧ: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE USE OF MATERIALS OF WORLD

MUSIC CLASSICS IN THE SCREENSAVERS OF TELEVISION PROGRAMS: PROFESSIONAL AND ADDITIONAL ART EDUCATION

VI Международная научно-практическая конференция Аннотация. Настоящая работа посвящена раскрытию педагогических аспектов использования альтернативных видов медиа-контента в образовательном процессе на примере образцов ретрансляции материалов произведений мировой музыкальной классики в заставках телевизионных передач. Приведена сводная синхронистическая таблица (с указанием цитируемого музыкального материала) примеров образцов ретрансляции материалов произведений мировой музыкальной классики в заставках телевизионных передач. Представлена в общем виде классификация образцов ретрансляции материалов произведений мировой музыкальной классики в заставках телевизионных передач. Приведены формы работы для профессионального музыкального образования (высшего и среднего) и для дополнительного художественного с применением образцов ретрансляции медиа-контента в качестве образцов заставок телевизионных передач.

Abstract. This work is devoted to the disclosure of pedagogical aspects of the use of alternative types of media content in the educational process by the example of samples of retransmission of materials of works of world music classics in the screensavers of television programs. The summary synchronistic table (with the indication of the cited musical material) of examples of samples of retransmission of materials of works of world musical classics in the screensavers of television programs is given. The classification of samples of retransmission of materials of world music classics in the screensavers of television programs is presented in a general form. The paper presents the forms of work for professional music education (higher and secondary) and for additional artistic education with the use of samples of retransmission of media content as samples of TV program screensavers.

Ключевые слова. медиа-контент, альтернативные виды медиа-контента в музыкальном образовании, ретрансляция произведений мировой музыкальной классики, музыкальное образование - профессиональное и дополнительное художественное, заставки телевизионных передач, образцы ретрансляции материалов произведений мировой музыкальной классики в заставках телевизионных передач

Key words. media content, alternative types of media content in music education, retransmission of works of world music classics, music education-professional and additional art, screensavers of television programs, samples of retransmission of materials of works of world music classics in screensavers of television programs.

Основная часть:

Изучению киноискусства, экранного искусства посвящали свои труды следующие, известные нам в настоящее время, ученые, приведем некоторые

VI Международная научно-практическая конференция примеры: музыкальные телевизионные заставки как символ М.В. Бысько, А.В. Чернышев [1], музыка как составляющий элемент экранного искусства О.И. Дворниченко [2], музыка в структуре художественных телепередач Н.Н. Ефимова [3], Музыка и телевидение З.Р. Жукоцкая [4], классическая музыка в современной массовой культуре Д.А. Журкова [5], интерпретация музыкального произведения: академическая музыка на отечественном телевидении И.В. Калашникова [6], классическая музыка в контексте современности С. Комов [7], новые массовые жанры в музыке XX в В . Дж. Конен [8], проблемы музыкальной классики в современной российской культуре Т. М. Тараданова [10], медиамузыка на телевидении А.В. Чернышев [19].

Наше внимание сосредоточено именно на телевизионных передачах как виде экранного искусства и на изучении музыки, используемой в них в качестве ретранслиции и именно на примерах мировой музыкальной классики для достижения утилитарной генеральной цели исследования - практическом применении в музыкальном образовательном контексте. Таким образом, актуальность темы намного шире ее освещения в научной литературе. Отсутствие специального научного труда по данному вопросу продиктовало необходимость освещения и исследования данного вопроса в настоящей работе.

В науках о рекламе и маркетинге существует классификация телевизионных экранных заставок, представим ее общий вид [9], [20]: видеооткрытка, телегазета, телебаннер. Такие виды телевизионных заставок преимущественно необходимы практически в коммерческих целях для продвижения товара и услуг. На данный момент не существует классификации телевизионных заставок с ретрансляцией произведений мировой музыкальной классики. Данная классификация необходима практически для уяснения видов таких образцов и актуального их применения в музыкальном образовательном контексте.

Представим в общем виде классификацию (Титова С.С.) телевизионных заставок с ретрансляцией произведений мировой музыкальной классики (подобные классификации автором настоящей работы в отношении медиа-

VI Международная научно-практическая конференция контента разработаны и применительно к другим альтернативным видам медиа -контента в контексте музыкально-образовательной среды [12], [18]):

A) по протяженности - цитирование небольшого фрагмента произведения мировой музыкальной классики (мотив, элемент, тема без развития - пример тому телепередача «Человек и закон» И.С. Бах «Токката и фуга d moll» тема токкаты, «Время» Г.В. Свиридов тема «Время, вперед!»), цитирование довольно продолжительного фрагмента (не менее темы и ее развития - пример тому «В мире животных» А. Рамирес Кантата для хора «Navidad Nuestra» (Рождество Господне).).

Б) по узнаваемости цитируемого материала - основная тема произведения («Человек и закон» И.С. Бах «Токката и фуга d moll» тема токкаты, «Что? Где? Когда?» Р.Штраус симфоническая поэма «Как говорил Заратустра» 1часть), тема разработочного развивающего типа, не основная тема произведения, сравнительно малоизвестное произведение и таким образом, малоизвестный цитируемый фрагмент (пример тому, «Прогноз погоды. Время» Ф. Пуленк «Manchester et liverpool»),

B) по функции в телевизионной телепередаче - предваряющая функция (перед телевизионной программой - пример тому - «Что? Где? Когда?» Р. Штраус симфоническая поэма «Как говорил Заратустра» 1часть), пронизывающая функция напоминания (применение и в ходе телевизионной программы «Что? Где? Когда?» П.И. Чайковский опера «Пиковая дама» ария Германа «Что наша жизнь? Игра!»), обрамляющая функция (в начале и в завершении телепередачи - пример, «Спокойной ночи, малыши!» музыка А.Островского, слова З.Фёдоровой Колыбельная «Спят усталые игрушки»),

Г) по форме цитирования музыкального материала- в первоначальном исходном виде, с сохранением аранжировки, тембров, темпа («Человек и закон» И.С. Бах «Токката и фуга d moll» тема токкаты), с преобразованиями средств выразительности, с аранжировкой на цитируемый материал (пример тому, «Умники и умницы» - Д.Атовмян (обработка Моцарта, Sonata in C major K545).

Авторы не исключают иных оснований для классификации, данные основания приведены в качестве примера и используются для практического анализа музыкального материала в контексте музыкально-образовательной среды. Примеры образцов ретрансляции мировой музыкальной классики в заставках телевизионных передач приведены в таблице 1. Авторы не исключают наличие других аналогичных образцов. Таким образом, приведены примеры в ознакомительных целях, известные авторам в данный момент.

Таблица 1. Образцы ретрансляции мировой музыкальной классики

в заставках телевизионных передач

№ Название Композитор и Год Год Ссылка

п/п№ телепередачи произведение ретран сляци и застав ки начала показа телепе редачи

«Время» (новости) Г.В.Свиридов «Время, вперёд!» 19872018 1968 https://youtu.be/AmuK h8m5LVI

«Время» Franck Pourcel, 1966 https://youtu.be/SJo5a-

(прогноз «Manchester et h033U

погоды) liverpool»

«Человек и И.С.Бах Токката и 1996 1970 https://youtu.be/9PHZ

закон» фуга d-moll V SN6dM

«Что? Где? П.И.Чайковский 1982 1975 https://youtu.be/YVu4h

Когда?» опера «Пиковая дама» ария Германа «Что наша жизнь? Игра!»; Р.Штраус симфоническая поэма «Как говорил Заратустра» 1часть; К. Сен-Санс симфоническая поэма «Пляска смерти» ор.40 1z4uOg

«Вокзал А.Г. Шнитке 1989 1989 https://youtu.be/37UkF

мечты» Концерт для альта с v4aywA

(авторская оркестром

программа Юрия Башмета)

«В мире Ариэль Рамирес 1968- 1968- https://youtu.be/sQHqF

животных» Кантата для хора «Navidad Nuestra» (Рождество 2019 2019 BvFt6M

Господне). В

исполнении оркестра Поля Мориа (Жаворонок)

«АБВГДейка» музыка В.Шаинского, слова Э.Успенского 1973 1973 https://youtu.be/pBjZog BbhwU

«Радионяня» музыка В.Шаинского 1972 1972 https://youtu.be/nHWD WTSfOqQ

«В гостях у В.Дашкевич 1977- 1977- https://youtu.be/mMJlr

сказки» «Приходи, сказка» 198б 198б LkVFG4

«Международн ая панорама» The Ventures, «Vibrations» 19б7 19б9-1995 https://youtu.be/nrGsB Wmg1CY

«Кинопанорама » Paul Mauriat, «Pardonne-Moi Ce Caprice D'Enfant» 1970 19б2-1995, 20002002 https://youtu.be/I5kmei -KXrs

«Очевидное- Peter Baumann, 1979 1973- https://youtu.be/D1jnd

невероятное» «Chasing the Dream» 2012 RvgBYI

«От всей души» Paul Mauriat, «Mama» 1972 1972- https://youtu.be/rh-

(с Валентиной Леонтьевой) 19S7 OnX7FNyA

«Клуб Петер Ганн. 19SS 19SS- https://youtu.be/pIpLro

путешественни «Искусство шума» 2003 T7E2g

ков» (с

Ю.А.Сенкевич

ем)

«Спортлото» Hot Butter, «Popcorn»; Гершон Кингсли «Воздушная кукуруза» 1974 1974 https.//youtu.be/QбFwf YvSJpo

«Вокруг света» И.Дунаевский увертюра из фильма «Дети капитана 20002002 2000-200S https.//youtu.be/fugfбr4 ecTS

Гранта»

Майк Олдфилд «Ветряные 2003 https://youtu.be/rWhbK LPU7og

колокольчики»

«Жди меня» Arn^TO Вивальди Концерт для гобоя а-moll Op.S III Allegro; Скрипичный концерт а-moll I. Allegro moderato e deciso 1999 19992017 https://youtu.be/LCuv4 zU1nQM

«Счастливый Джеймс Ласт 19S9 1989- https://youtu.be/ DKDl

случай» «Колокольчик» 2000 Cl-V E

«Ералаш» A.Pыбников 1974 1974 https://youtu.be/I0Msch joN-I

«Спокойной музыка 19б4 19б4 https://youtu.be/ZEFV

ночи, малыши!» A.Oстровского, слова З.Фёдоровой Zuwbc4Q

Колыбельная «Спят усталые игрушки»

«КВН» слова Б.Салибова, музыка В.Шаинского 1957 1957 https://youtu.be/iW98Z AxIu0A

«Умники и умницы» Дмитрий Атовмян (обработка Моцарта, Sonata in C major K545) 19992005 1992 https://youtu.be/TQ7Gk 2bNFFA

Представленные образцы ретрансляции мировой музыкальной классики в телевизионных передачах, по нашему мнению, могут быть использованы в следующих видах работы в контексте музыкального образования. А именно:

а) анализ музыкального произведения и сравнение исполнительских трактовок, анализ средств выразительности, сравнение с первоисточником, выявление изменений в трактовке цитируемого музыкального материала,

б) изучение основ инструментовки и аранжировки на примерах преобразований ретрансляции образцов мировой музыкальной классики,

в) изучение биографических тем и творчества композиторов в качестве иллюстративного материала из творчества по изучаемому направлению в музыкальном искусстве или изучению конкретного композитора или конкретного музыкального произведения,

г) в качестве викторины - видео-иллюстративный материал для определения музыкального произведения в контексте альтернативного вида медиа-контента, опираясь на точные знания о звучании музыкального произведения,

д) в качестве примеров современной музыкальной культуры и внедрения музыкального материала мировой музыкальной классики в иное контекстное поле, анализ взаимодействия пластов визуального и музыкального, определение типа взаимодействия образного ряда (дополнение и расширение образного ряда, единовременный контраст и пр.).

Таким образом, образцы ретрансляции мировой музыкальной классики в телевизионных передачах, являют собой еще один вид альтернативного медиа-контента для контекста музыкально-образовательной среды, равно как и

VI Международная научно-практическая конференция следующие образцы, рассмотренные в предшествующих работах: видео -реклама, мультипликационные фильмы, кинофильмы [12], [18] музыкальные произведений массовой музыкальной культуры 2/2 XX века-XXI века с цитированием мировой музыкальной классики [15], экранизации шедевров русского литературного наследия с цитированием мировой музыкальной классики [16].

Методы работы с обучающимися дополнительного образования [14] и методы работы с обучающимися профессионального образования [13], равно как и подходы применения мульти-медиа технологий и медиа-контента [17], кейс-задания для подготовки студентов-музыкантов к педагогической деятельности с применением медиаконтента и мультимедиа-технологий [11] прописаны автором работы в предшествующих научных работах и здесь мы не будем останавливаться на этом, ограничившись указанием на источник, содержащий данную информацию, в рамках диссертационного исследования Титовой С.С. на тему: «Формирование готовности будущих педагогов-музыкантов к развитию полимодальных музыкально-образных представлений у младших школьников средствами мультимедиа технологий».

Исходя из форм работы данные образцы медиа-контента адекватно и актуально практически могут быть использованы в рамках музыкально -образовательного контекста как по программам профессионального образования (высшего и среднего), так и по программам дополнительного художественного образования. Реализация практического применения данного вида медиа-контента активно применяется авторами работы на базе: ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского», МБУ ДО «ДЮЦ» ДЦР «Синтай», МБУ ДО «ДШИ №9 г. Челябинска».

Библиографический список:

1. Бысько, М.В. Музыкальная заставка: звучащий символ [Электронный ресурс] / М.В. Бысько, А.В. Чернышев. URL: http://mediamusic-journal.com/Issues/2_3.html (дата обращения 15.05.2021).

VI Международная научно-практическая конференция

2. Дворниченко, О.И. Музыка как элемент экранного синтеза: автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. иск. 17.00.03 / О.И. Дворниченко. - М.: Всесоюз. гос. ин-т кинематографии, 1975. - 27 с.

3. Ефимова, Н.Н. Музыка в структуре художественных телепередач: автореф. дис. ... канд. искус. 17.00.03 / Н.Н. Ефимов. - М. Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания ФСТР., 1996. -26 с.

4. Жукоцкая, З.Р. Музыка и телевидение: Учеб. пособ. к спецкурсу «Искусство XX в.» / З. Р. Жукоцкая. - Нижневартовск: Приобье, 1999. - 95 с.

5. Журкова, Д.А. Классическая музыка в современной массовой культуре России: автореф. дис. канд. культ.: 24.00.01 / Д.А. Журкова. -М.: Гос. ин-т искусствознания, 2012. - 32 с.

6. Калашникова, И.В. Интерпретация музыкального произведения: академическая музыка на отечественном телевидении 80-90-х годов XX века : автореф. дис. канд. иск.: 17.00.02. - М.: Рос. акад. музыки им. Гнесиных, 2006. -22 с.

7. Комов, С. О классической музыке в контексте современности [Электронный ресурс] / С. Комов // Суть времени. - №226, 5 мая 2017. URL: https://rossaprimavera.ru/article/o-klassicheskoy-muzyke-v-kontekste-sovremennosti (дата обращения 15.05.2021).

8. Конен, В. Дж. Третий пласт : Новые массовые жанры в музыке XX в. / В.Дж. Конен. - М. : Музыка, 1994. -157 с.

9. Музыка из телевизора. Классика в заставках [Электронный ресурс] URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5df0f5b65d6c4b00af860efa/muzyka-iz-televizora-klassika-v-zastavkah-5e1dce2ac31e4900b1af5d0a (дата обращения 15.05.2021).

10. Тараданова, Т. М. Проблемы музыкальной классики в современной российской культуре: автореф. дис. канд. филос. н.: 09.00.04. - М.: Моск. гос. унт сервиса, 2005. - 25 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Титова, С.С. Кейс-задания для подготовки студентов-музыкантов к педагогической деятельности с применением медиаконтента и мультимедиа-технологий: особенности и примеры / С.С. Титова, И.А. Сидорук. - текст:

VI Международная научно-практическая конференция непосредственный // Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства. - Челябинск: ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» - 13 мая 2020. - с. 256-261.

12. Титова, С.С. Медиаконтент в современной профессиональной музыкальной образовательной среде: к вопросу об альтернативных видах музыкальных иллюстраций и практического материала для анализа музыкальных произведений / С.С. Титова, Н.Ю. Кучер, О.П. Морозова // Современное педагогическое образование. - 2021. - №2. - С.227-233.

13. Титова, С.С. Методы развития музыкального восприятия и музыкально-образных представлений учащихся [Текст]/ С.С. Титова // Образование: традиции и инновации: Материалы XV международной научно -практической конференции (12 октября 2017 года). - Отв. редактор Уварина Н.В. - Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2017. - С. 234-237.

14. Титова, С.С. Методы формирования готовности студентов к педагогической деятельности с применением медиа-контента и мульти-медиа технологий / С.С. Титова // Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства. - ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» - 13 мая 2020. - С. 245-255.

15. Титова, С.С. Образцы медиа-контента музыкальных произведений массовой музыкальной культуры 2/2 XX века-XXI века с цитированием мировой музыкальной классики: практические аспекты применения в рамках музыкально-теоретических дисциплин [Текст] / С.С. Титова, Н.Ю. Кучер //Norvegian Journal of Development of the International of Science. - №51/2020. -Ч.3. - декабрь 2020. - С. 25-33.

16. Титова, С.С. Образцы медиа-контента экранизации шедевров русского литературного наследия с цитированием мировой музыкальной классики: практические аспекты применения в рамках музыкально-теоретических дисциплин [Текст]/ С.С. Титова, И.А. Сидорук // Norvegian Journal of Development of the International of Science. - №51/2020. - Ч.3. - декабрь 2020. - С. 34-38.

VI Международная научно-практическая конференция

17. Титова, С.С. Разнообразие педагогических подходов к применению медиаконтента и мультимедиа технологий в художественном образовании / С.С. Титова // Мир культуры: искусство, наука, образование : сб. науч. ст.- Вып. 8. -Челябинск : ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2019. - С. 126-135.

18. Титова, С.С. Ретрансляция материала шедевров мировой музыкальной классики в образцах медиаконтента (видео-реклама, кинофильмы, мультипликационные фильмы): педагогический аспект / С.С. Титова, О.А. Фигловская // Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. Серия Гуманитарные науки. - 2019. - № 7 (июль). - с. 80-89.

19. Чернышев, А.В. Медиамузыка на телевидении: учеб. пособ./ А. В. Чернышов. - М. : МГУ, 2009. - 106 с.

20. Что такое экранная заставка на телевидении [Электронны ресурс] URL: https://telebegun.ru/articles/chto-takoe-ekrannaya-zastavka-na-televidenii (дата обращения 15.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.