SAMPLES OF THE MEDIA CONTENT OF SCREENING THE MASTERPIECES OF THE RUSSIAN LITERARY HERITAGE WITH THE QUOTATION OF THE WORLD MUSICAL CLASSICS: PRACTICAL ASPECTS OF APPLICATION WITHIN THE FRAMEWORK OF MUSICAL AND
THEORETICAL DISCIPLES
Titova S.,
Lecturer at the Department of «History, Theory of Music and Composition», Lecturer at the Department of «Social, Humanitarian and Psychological and Pedagogical Disciplines», «South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky», Chelyabinsk., Teacher of additional education «Children's Youth Center» Children's Development Center «Singtai», Chelyabinsk
Sidoruk I.
4th year student of the specialty 53.05.05 «Musicology» of the Department of «History, Theory of Music and Composition», «South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky», Chelyabinsk
ОБРАЗЦЫ МЕДИА-КОНТЕНТА ЭКРАНИЗАЦИИ ШЕДЕВРОВ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ С ЦИТИРОВАНИЕМ МИРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ В РАМКАХ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИН
Титова С.
преподаватель кафедры «Истории, теории музыки и композиции», преподаватель кафедры «Социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин» ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского» г. Челябинск., педагог дополнительного образования МБУ ДО «Детский Юношеский Центр» Детский Центр Развития «Синтай» г. Челябинск
Сидорук И.
студентка 4 курса специальности 53.05.05 «Музыковедение» кафедры «Истории, теории музыки и
композиции» ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» г. Челябинск
Abstract
The work is devoted to the study of the possibilities of practical application within the framework of musical-theoretical disciplines of media content samples with chain (double) citation of world musical classics in literary compositions on screen Samples of media content with chain (double) citation of world musical classics in screened literary works were examined. The results of studying media content are presented in a summary syn-chronic table. An attempt is made to classify media content with a chain (double) citation of world musical classics in screened literary works.
Аннотация
Работа посвящена изучению возможностей практического применения в рамках музыкально-теоретических дисциплин образцов медиа-контента с цепным (двойным) цитированием мировой музыкальной классики в экранизированных литературных сочинениях. Рассмотрению подвергались образцы медиа-контента с цепным (двойным) цитированием мировой музыкальной классики в экранизированных литературных сочинениях. Результаты изучения медиа-контента представлены в сводной синхронистической таблице. Предпринята попытка классификации медиа-контента с цепным (двойным) цитированием мировой музыкальной классики в экранизированных литературных сочинениях.
Keywords: media content, chain (double) citation, retransmission, media content with chain (double) citation, citation of world music classics in literary works on screen, musical theoretical disciplines, additional art education, professional education.
Ключевые слова: медиа-контент, цепное (двойное) цитирование, ретрансляция, медиа-контента с цепным (двойным) цитированием, цитирование мировой музыкальной классики в экранизированных литературных сочинениях, музыкально-теоретические дисциплины, дополнительное художественное образование, профессиональное образование.
Настоящая работа по применению мультимедиа технологий и медиа-контента в сфере дополнительного и профессионального художественного образования на примере образцов медиа-контента с цепным (двойным) цитированием мировой музыкальной классики в экранизированных литературных сочинениях осуществлена с целью продолжения и расширении диссертационного исследования Титовой С.С. «Формирование готовности будущих
педагогов-музыкантов к развитию полимодальных музыкально-образных представлений у младших школьников средствами мультимедиа технологий».
Изучение и применение образцов медиа-контента с цепным (двойным) цитированием мировой музыкальной классики в экранизированных литературных сочинениях в образовательном процессе обосновано и осуществляется в рамках «Про-
граммы формирования готовности студентов к педагогической деятельности с применением медиа-контента и мультимедиа-технологий» Титовой С.С. для студентов по программам высшего образования.
Наряду с образцами медиа-контента в мультипликационных фильмах, кинофильмах, видео-рекламе, в современных композициях массовой музыкальной культуры, образцов образцы медиа-контента с цепным (двойным) цитированием мировой музыкальной классики в экранизированных литературных сочинениях - возможно применение медиа-контента в рамках музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин по программам профессионального, так и дополнительного художественного образования. Это целый спектр медиа-контента, в котором применяется цитирование образцов мирового музыкального наследия.
Актуальность видится в том, что явление двойного цитирования, а именно цитирования мировой музыкальной классики в экранизированных литературных сочинениях не отражено в настоящее время отдельном специальном исследовании. Основой для изучения данного вопроса для нас послужили труды таких исследователей, как: Денисов А. (явление цепного цитирования), Шак Т.Ф. (вопросы изучения музыки в структуре медиатекста), Гинзбург С.С. (очерки по теории кино), Волкова П.С. (реин-терпретация художественного текста), Васина-Гроссман В.А. (вопросы применения музыки в кинофильме), Бибикова Т.П. (топологические свойства музыкального переживания), Аронсон О.В. (о музыке кинематографа), Азначеева Е.Н. (изучение музыкальных принципов организации литературно-художественного текста) и др.
«Цепное цитирование» (термин А. Денисова [13]) когда происходит заимствование материала, в основе которого уже лежит цитата. А. Денисов указывает изучение данных образцов с анализом следующих характеристик: а) текст первоисточника (текст-донор), б) текст произведения, в котором звучит цитата (текст - реципиент), в) взаимоотношение текста донора и текста-реципиента (нейтральное, динамическое, управляющее) [13, С. 29], г) природа репрезентации (музыкальная и немузыкальная), д) внетекстовые связи цитаты, е) внетекстовые связи контекста [13, С. 31]. Исследование указанным автором осуществлено на примере музыкальных произведений.
Предмет нашего исследования составляет явление цепного (двойного) цитирования в медиа-контенте, а именно цитирования мировой музыкальной классики в экранизированных литературных сочинениях.
В ходе изучения медиа-контента образцов медиа-контента с цепным (двойным) цитированием мировой музыкальной классики в экранизированных литературных сочинениях, Титовой С.С. была осуществлена классификация данных образцов:
1) по полноте указания на музыкальное сочинение: а) частичное указание - только жанр, только композитор и пр., б) точное указание наименования и композитора музыкального произведения;
2) по точности воспроизведения указанного (цитированного) в литературном произведении музыкального сочинения в медиа-контенте: а) в неизменном первоначальном виде, б) с некоторыми отступлениями от первоначального звучания - варьирование, дополнение иными средствами музыкальной выразительности (или со сменой средств выразительности - например, темпа, тембра, фактуры, динамики и пр.) или досочинение обрамления к музыкальному первоисточнику (вступления и заключения), досочинение материала на интонациях первоисточника и т.д.,
3) по продолжительности звучания указанного (цитированного) в литературном произведении музыкального сочинения в медиа-контенте: а) большие разделы и части музыкального сочинения, б) небольшие фрагменты, мотивы, интонации музыкального сочинения;
4) по функции музыкального сочинения в экранизации литературного сочинения: а) фоновая, б) функция отстранения, в) функция напоминания (появляется неоднократно на протяжении экранизации в разных ситуациях, напоминая о связанных с ней событиях), г) функция комментирования и пр.;
5) исполнение музыкального сочинения в экранизации литературного сочинения: а) соответствует описанию в литературном сочинении, б) свободно воссоздано - исполняется другими героями или в другой обстановке, отличных от описанных в литературном сочинении;
6) по сочетаемости образного плана музыкального сочинения в экранизации литературного сочинения: а) сочетаемое, однонаправленное воздействие, б) единовременный контраст, в) сопоставление и пр.
Авторы настоящей работы не исключают и других оснований для классификации, отразив в данной работе наиболее явные и значимые основания на наш взгляд.
Далее приведем примеры изучения образцов медиа-контента с цепным (двойным) цитированием мировой музыкальной классики в экранизированных литературных сочинениях.
Авторы не исключают наличия иных образцов медиа-контента, в таблице приведены образцы, которые были изучены авторами в настоящее время.
Систематизация такого рода материала очень трудоемка, требует особой аккуратности, так как от точности определения как музыкального произведения в тексте литературного сочинения, точного эквивалента экранизации его в кинофильме зависит точность и корректность последующей работы при его изучении студентами и обучающимися в рамках образовательного процесса.
При систематизации примеров (Сидорук И. А., Титова С.С.) внимание уделено на указание точного наименования музыкального и литературного сочинения, указание наименования кинофильма. Немаловажным на взгляд авторов является указание режиссера, страны, года выхода кинофильма. Все примеры снабжены краткими описаниями по характеру особенностей воссоздания музыкального материала в образцах медиа-контента с цепным (двойным) цитированием мировой музыкальной классики в экранизированных литературных сочинениях.
№ п/п Наименование кинофильма Режиссёр, год экранизации, страна, продолжительность Наименование литературного произведении в основе кинофильма и его автор Ссылка на издание печатное литерату рного произведения, год, город, издательство, указание страницы, на которой приведено цитир<ь ванне Наименование цитированного музыкального произведении в литературном первоисточнике, композитор, часть, тональность Период звучании в кинофильме поминутно Особенности исполнения Ссылка на видео хостинг
«Маленькие трагедии» 1 серия Режиссер Михаил Швейцер, 1979 год, СССР, 1.27.38 «Моцарт и Сальери», A.C. Пушкин Пушкин, А. С. Моцарт и Сальери / А. С. Пушкин. -Санкт-Петербург: Лань, 2013. -С. 6. В.А. Моцарт, «Реквием», 2 раздел «Kyrie». Тональность ре минор 1.06.41-1.07.40 Цитата не изменена, дополнена фортепианным вступлением и заключением (по сюжету Моцарт сидит за фортепиано и сочиняет) https://youtu.be/lKe 33_ldc_Y
«Несколько дней из жизни 06-ломова» Режиссёр Никита Михалков, 1979 год, СССР, 2.15.08 «Обломов», И.А. Гончаров Гончаров, И. А. Обломов / И. А. Гончаров. - Санкт-Петер-бург: Лань, 2014.-С. 194. В. Бслинни, опера «Норма. Каватина Нормы «Casta diva», тональность фа мажор 1.49.35-1.49.50 В цитате используется лишь фрагмент каватины в исполнении флейты https://youtu.be/Cgw R3Tip5gE
«Гроза» (телеспектакль) Постановка Бориса Бабочкина, 1977 год, СССР, 2.41.47 «Гроза», А.Н. Островский Островский, А. Н. Гроза / А. Н. Островский. - Санкт-Петербург : Лань, 2014. - С. 3. Русская народная пссня «Среди долины ровныя» 0.00.7-4.11.00 Точная цитата звучит в исполнен™ трио народных инструментов (две гитары и балалайка) https://youtu.be/mBv 6_SVkyYg
«Крсйцс-рова соната» 2 серия Режиссёр Михаил Швейцер, 1987 год, СССР, 1.07.11 «Крейцерова соната», J1.H. Толстой Толстой, Л. Н. Крейцерова соната / Л. Н. Толстой. -Санкт-Петербург : КАРО, 2016.-160 с. Л. Бетховен, Соната №9 ор.47 для скрипки и фортепиано, тональность ля минор 0.20.03-0.24.00 Цитируется 1 часть сонаты, параллельно идут кадры беседы Поздны-шева с собеседником в поезде https://youtu.be/AuI LyR0gku8
«Моя жизнь» Режиссёры Григорий Никулин, Виктор Соколов, 1972 год, СССР, 3.06.00 «Моя жизнь», А.П. Чехов Чехов А. П. Моя жизнь: (Рассказ провинциала) // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т./АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - Москва : Наука, 1974-1982. Т. 9. [Рассказы. Повести], 1894-1897. - М.: Наука, 1977.-С. 262. П.И. Чайковский, романс «Ночь» на слова Я. Полонского 2.20.40-2.22.38 Цитируются два последних куплета без изменений https://youtu.be/BOK Uxr20qVU
«Белая гвардия» Режиссёр Сергей Снсжкин, 2012 год, Россия, 6.16.45 «Белая гавр-дия», М.А. Булгаков Булгаков, М. А. Белая гвардия / М. А. Булгаков. - Санкт-Пе-тербург : Лань, 2014. - С. 12. Ш. Гуно, опера «Фауст», каватина каватина Валентина «Dieu element, о Dieu d'amour!» 0.42.10-0.43.03 Цитата исполняется в очень свободном характере актёром фильма М. Пореченковым, партия оркестра исполняется на фортепиано без изменений https://youlu.be/4iN Y820T4tg
«Гранатовый браслет» Режиссёр Абрам Роом, 1965 год, СССР. 1.25.53 Куприн, А. И. Гранатовый браслет Куприн, А. И. Гранатовый браслет / А. И. Куприн. -Санкт-Петербург: Лань, 2014. -С. 20 Л. Бетховен, Соната №2 ор.2 ля мажор, часть 2 Largo Арра-sionato 0.02.16-0.05.24 Цитата не изменена, использована в оригинале https://www.ivi.ni/w atch/209229
«Дворянское гнездо» Режиссёр Андрей Михалков-Конча-ловский, 1969 год, СССР, 1.44.44 «Дворянское гнездо», И.С. Тургенев Тургенев, И.С. Дворянское гнездо / И.С. Тургенев. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2010.-С. 65. Фрагменты баллады №2 Ф. Шопена фа мажор 0.12.17-0.12.43 Точное цитирование небольшого отрывка произведения https://youtu.be/lbHj 3i69R3s
U1 On
литературного сочинения и музыкального сочинения и самого медиа-контента экранизации - в синтезе этих трех пластов изучению подвергается взаимодействие образного плана (однонаправленное, разнонаправленное), изучаются функции музыкального сочинения в экранизации литературного сочинения (фоновая, функция отстранения, функция, функция комментирования). Согласно разработанной классификации, приведенной в начале настоящей работы. Немаловажными окажутся, на наш взгляд, точность воспроизведения, полнота указания на музыкальное сочинение, исполнение музыкального сочинения в экранизации литературного сочинения и пр. Это общие характеристики для анализа рассматриваемых образцов, предлагаемые для работы с данным материалом при использовании его в образовательном процессе.
Представленные в статье образцы изучаются как в рамках реализации «Программы формирования готовности студентов к педагогической деятельности с применением медиа-контента и мультимедиа-технологий» (автор - преподаватель С.С. Титова), так и в рамках следующих дисциплин: «Массовая музыкальная культура», «История современной музыки», «Теория современной композиции», «Современная гармония», «Сольфеджио» по программам высшего образования. Применение данных образцов видится возможным и на дисциплинах по программ среднего профессионального образования. Также настоящий материал изучается в рамках программ дополнительного художественного образования - С.С. Титовой разработан авторский курс «Медиа-контент и мульти-медиа технологии».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Азначеева, Е.Н. Музыкальные принципы организации литературно-художественного текста.
- Текст: непосредственный / Е.Н. Азначеева. - Пермь : Изд-во Перм. Ун-та, 1994. - В 3 ч. Ч. 1 - 81 с.
2. Андреев, Ю. Литература и кино. - Текст: непосредственный / Ю. Андреев // Вопр. лит. - 1982.
- №8. - С.8-49.
3. Аронсон, О.В. Вне музыки кинематографа.
- Текст: непосредственный / О.В. Аронсон // Киноведческие записки. - 1994. - №21. - С.116-127.
4. Бершадская, Т.С. О понятиях, терминах, определениях современной теории музыки. - Текст: непосредственный / Т.С. Бершадская // Бершадская, Т.С. Статьи разных лет: сб. ст. / ред.-сост. О.В. Руднева. - Санкт-Петербург : Союз художников, 2004. - С. 10-28.
5. Бибикова, Т.П. О топологических свойствах музыкального переживания. - Текст: непосредственный / Т.П. Бибикова // Интерпретация художественного текста: междисциплинарный семинар. - Петрозаводск : Петразоводская гос. консерватория. - 2001. - С. 30-45.
6. Бонфельд, М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. - Текст: непосредственный / М.Ш. Бонфельд. - Санкт-Петербург : Композитор, 2006. - 646 с.
7. Булгаков, М. А. Белая гвардия. - Текст: непосредственный / М. А. Булгаков. - Санкт-Петербург : Лань, 2014. - 144 с.
8. Васина-Гроссман, В.А. Заметки о музыкальной драматургии фильма (киномузыка-песня-опера-симфонизм) . - Текст: непосредственный / В.А. Васина-Гроссман // Вопросы киноискусства. Вып. 10. - Москва : Наука. - 1967. - С.209-225.
9. Васина-Гроссман, В.А. Музыка в кинофильме. - Текст: непосредственный / В.А. Васина-Гроссман // Искусство кино. - 1964. - №10. - С. 5762.
10. Волкова, П.С. Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства ХХ века): монография. - Текст: непосредственный / П.С. Волкова. - Краснодар : изд. дом. ХОРС, 2008. - 200 с.
11. Гинзбург, С.С. Очерки теории кино. -Текст: непосредственный / С.С. Гинзбург. - Москва, 1972. - 264 с.
12. Гончаров, И. А. Обломов. - Текст: непосредственный / И. А. Гончаров. - Санкт-Петербург : Лань, 2014. - 315 с.
13. Денисов, А. Феномен музыкальной цитаты: проблемы исследования - Текст электронный / А. Денисов // MUSICUS, - 2009. - сентябрь, октябрь. -№5- С. 28-32. URL: https://docviewer.yan-dex.ru/view/113532847/?*= Дата обращения (10.12.2020).
14. Куприн, А. И. Гранатовый браслет. - Текст: непосредственный / А. И. Куприн. - Санкт-Петербург : Лань, 2014. - 25 с.
15. Островский, А. Н. Гроза. - Текст: непосредственный / А. Н. Островский. - Санкт-Петербург : Лань, 2014. - 56 с.
16. Пушкин, А. С. Моцарт и Сальери. - Текст: непосредственный / А. С. Пушкин. - Санкт-Петербург : Лань, 2013. - 9 с.
17. Титова, С.С. Дизайн эмоций средствами мульти-медиа ресурсов и веб-сайтов: на примере видео-рекламы с цитатами из шедевров мировой музыкальной классики-образовательный аспект / С.С. Титова. - Текст: непосредственный // Художественное произведение в современной культуре. Творчество-исполнительство-гуманитарное знание: VI Международная НПК, Челябинск, 27.06.2018 г. - С. 55-65.
18. Титова, С.С. Кейс-задания для подготовки студентов-музыкантов к педагогической деятельности с применением медиа-контента и мультимедиа-технологий: особенности и примеры / С.С. Титова, И.А. Си-дорук. - Текст: непосредственный // Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства. -Челябинск: ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» - 13 мая 2020. - С. 256-261.
19. Титова, С.С. Методы развития музыкального восприятия и музыкально-образных представлений учащихся / СС. Титова. - Текст: непосредственный // XV Международная научно-практической конференция «Образование: традиции и инновации», Прага/ Чешская республика: World Press, 12 октября 2017 года. - С. 234-237.
20. Титова, С.С. Методы формирования готовности студентов к педагогической деятельности с применением медиа-контента и мульти-медиа технологий /
С.С. Титова. - Текст: непосредственный. // Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства. - Челябинск: ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» - 13 мая 2020. - С. 245-255.
21. Титова, С.С. Проект «Программа формирования готовности студентов к педагогической деятельности с применением медиа-контента и мультимедиа-технологий» / С.С. Титова // Искусствознание: теория, история, практика. - - Челябинск: - №1 (27), апрель 2020. - С. 51-58.
22. Титова, С.С. Разнообразие педагогических подходов к применению медиа-контента и мультимедиа технологий в художественном образовании / С.С. Титова. - Текст: непосредственный // Мир культуры: искусство, наука, образование : сб. науч. ст. и творч. работ.- Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2019. - Вып. 8. - С. 117-126.
23. Титова, С.С. Ретрансляция материала шедевров мировой музыкальной классики в образцах медиа-контента (видео-реклама, кинофильмы, мультипликационные фильмы): педагогический аспект / С.С. Титова, О.А. Фигловская. - Текст: непосредственный //
Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. Серия Гуманитарные науки. - 2019. - № 7 (июль). - С. 80-89.
24. Толстой, Л. Н. Крейцерова соната. - Текст: непосредственный / Л. Н. Толстой. - Санкт-Петербург : КАРО, 2016. - 160 с.
25. Тургенев, И.С. Дворянское гнездо. - Текст: непосредственный / И.С. Тургенев. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2010. -144 с.
26. Чехов А. П. Моя жизнь: (Рассказ провинциала) . - Текст: непосредственный // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - Москва : Наука, 1974-1982. Т. 9. [Рассказы. Повести], 1894-1897. - М.: Наука, 1977. - С. 192 - 280.
27. Шак, Т. Ф. Музыка в структуре медиатек-ста. На материале художественного и анимационного кино : учебное пособие. - Текст: непосредственный / Т. Ф. Шак. — 4-е, стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2020. — 384 с.
THE PLACE OF MUSEUM PEDAGOGY IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF APPLICANTS FOR
HIGHER EDUCATION
Chervonyi P.
candidate ofpedagogical sciences, chair ofpedagogic and psychology, Kharkiv National University of Internal Affairs
МГСЦЕ МУЗЕЙНО1 ПЕДАГОГШИ У ВИХОВНОМУ ПРОЦЕО ЗДОБУВАЧЮ ВИЩО1 ОСВГСИ
Червоний П.
кандидат педагог1чних наук, старший викладач кафедри педагогжи та психологи Харювський нацiональний утверситет внутрiшнiх справ
Abstract
The article is devoted to the education of students, by means of museum pedagogy. The place of museum pedagogy in the educational process is revealed on the example of the activity of the museum of the school №100 named after A. Makarenko located in Kharkiv and the museum named after A. Makarenko in Kuryazh of the village of Podvirky. It is noted that museums are an important means of educating not only students. They contribute to the building of the spiritual unity of generations, the development of creative abilities among students and national consciousness specialists. The specifics of museums operating in educational institutions, their content, as well as the algorithm of creating museums by their own of teaching staff and analyzed the means of museum pedagogy in the education of students are highlighted.
The modern museum positions itself as an effective base for communication, cultural and educational environment and a source of cultural and educational process, which performs the following tasks: expanding the field of education; development of creative personality, formation of national ideology; preservation of traditions, return to spiritual values. With the help of museum communication, historical memory is formed, the development of such positive qualities as patriotism, respect for the past, interest in the history of our people, country, homeland, profession, school is carried out.
The method of an outstanding teacher is relevant today. It expands the worldview of raising children, inspires reflection on learning and the formation of pedagogical skills among higher education seekers and creates a creative approach and search for new methods of raising children and youth in rapid socio-historical and information processes.
Анотащя
Статтю присвячено вихованню здобувачiв вищо! освгти засобами музейно! педагопки. Розкрито мюце музейно! педагопки на прикладi дiяльностi шильного музею сото! школи iм. А. С. Макаренка мюта Хар-кова та музею iм. А. С. Макаренка в Куряжi с. Подвiрки. Ввдзначено, що музе! е важливим засобам вихо-вання не ильки учшв, вони сприяють формуванню в здобувачiв вищо! освгти та фахiвцiв нацюнально! сввдомосп, духовно! едносп поколшь, розвитку творчих здiбностей. Висвилено специфшу музе!в, що фу-нкцюнують в освгтшх закладах, !х зм^товного наповнення, а також дослТджено алгоритм створення музе!в