SAMPLES OF MEDIA CONTENT OF MUSICAL WORKS OF MASS MUSIC CULTURE 2/2 XX CENTURY-XXI CENTURY WITH WORLD MUSICAL CLASSICS: PRACTICAL ASPECTS OF APPLICATION IN THE FRAMEWORK OF MUSICAL AND THEORETICAL DISCIPLINES
Titova S.,
Lecturer at the Department of «History, Theory of Music and Composition», Lecturer at the Department of «Social, Humanitarian and Psychological and Pedagogical Disciplines», «South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky», Chelyabinsk., Teacher of additional education «Children's Youth Center» Children's Development Center «Singtai», Chelyabinsk
Kucher N.
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department, Head of the Department «History, Theory of Music and Composition» of the «South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky named after
PI Tchaikovsky», Chelyabinsk
ОБРАЗЦЫ МЕДИА-КОНТЕНТА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАССОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 2/2 XX ВЕКА-XXI ВЕКА С ЦИТИРОВАНИЕМ МИРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ В РАМКАХ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Титова С.,
преподаватель кафедры «Истории, теории музыки и композиции», преподаватель кафедры «Социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин» ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского» г. Челябинск., педагог дополнительного образования МБУ ДО «Детский Юношеский Центр» Детский Центр Развития «Синтай» г. Челябинск
Кучер Н.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры, заведующий кафедрой «Истории, теории музыки и композиции» ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского», г. Челябинск
Abstract
The work is devoted to the issue of studying the possibilities of practical application of media content of citation samples of the world musical classics in modern compositions of mass musical culture within the framework of programs of additional artistic and professional education. The samples of media content of citing world musical classics in modern compositions of mass musical culture were examined, the results of the study of media content are presented in the summary synchronic table. An attempt was made to study the issue of classification of media content with citing world musical classics in modern works of mass musical culture
Аннотация
Работа посвящена изучению возможностей практического применения медиа-контента образцов цитирования мировой музыкальной классики в произведениях современной массовой музыкальной культуры в рамках программ дополнительного художественного и профессионального образования. Рассмотрению подвергались образцы медиа-контента цитирования мировой музыкальной классики в произведениях современной массовой музыкальной культуры. Результаты изучения медиа-контента представлены в сводной синхронистической таблице. Предпринята попытка классификации медиа-контента с цитированием мировой музыкальной классики в произведениях современной массовой музыкальной культуры
Keywords: media content, citing samples of world music classics, mass musical culture, additional art education, professional education.
Ключевые слова: медиа-контент, цитирование образцов мировой музыкальной классики, массовая музыкальная культура, дополнительное художественное образование, профессиональное образование.
Исследование проблемного поля по применению мультимедиа технологий и медиа-контента в сфере дополнительного и профессионального художественного образования на примере образцов цитирования мировой музыкальной классики в современных сочинениях массовой музыкальной культуры осуществлено в продолжении и расширении диссертационного исследования Титовой С.С. «Формирование готовности будущих педагогов-музыкантов к развитию полимодальных музы-
кально-образных представлений у младших школьников средствами мультимедиа технологий». Обращение к данным образцам медиа-контента в образовательном процессе обосновано и представлено в рамках «Программы формирования готовности студентов к педагогической деятельности с применением медиа-контента и мультимедиа-технологий» Титовой С.С. для студентов по программам высшего образования.
В ходе изучения медиа-контента образцов цитирования мировой музыкальной классики в совре-
менных сочинениях массовой музыкальной культуры, авторами настоящей работы была осуществлена классификация данных образцов:
1. по продолжительности цитированного музыкального произведения: а) в целостном виде; б) в качестве фрагмента - в начале произведения, в какой-либо его части;
2. по работе с первоисточником по тембру и фактуре: а) сохранение тембра, фактуры; б) изменение тембров, тембровое варьирование;
3. по работе с интонационной основой первоисточника: а) представление в неизменном виде; б) обыгрывание, разработка мотивов, интонаций как основа для современной композиции;
4. по работе с темповыми характеристиками первоисточника: а) выдерживание первоначального темпа; б) изменение темпа - ускорение, сжатие или расширение, увеличение во времени;
5. по расположению первоисточника в фактуре: а) как фон к современной мелодии; б) как основа для развития во всех пластах фактуры, в) как независимый контрастный материал);
6. по степени основания для создания современной композиции: а) образец цитирования является самостоятельным произведением; б) используется как принцип для цикла саунд-треков;
7. по отражению в наименовании сочинений отсылки к классическому наследию: а) вуалирование, отсутствие акцентирования; б) подчеркивание первоисточника в наименовании сингла или альбома);
8. по выстраиванию видеоряда композиции: а) придерживаясь сюжета, представленного в музыкальном первоисточнике, но в осовремененном, новом виде; б) игнорируя сюжетный и образный план первоисточника, превалирование нового образа современной композиции;
По мнению авторов, в данной работе отражены наиболее значимые основания для классификации, что, однако, не исключает других, менее явных, но также способствующих созданию классификации параметров рассмотрения произведений современной массовой музыкальной культуры.
Рассмотрим некоторые, наиболее яркие, по мнению авторов настоящей работы, примеры. «Игра в классики» (проект Д. Тухманова и Ю. Эн-тина, 2004) - пример цикла песен современной массовой музыкальной культуры, в основе которых произведения мировой музыкальной классики. Среди исполнителей Т. Гвердцители, И. Кобзон, Н. Басков, В. Войнаровский, С. Беликов и т.д. Музыкальная первооснова здесь является целостным фоном и основой для всего сочинения, на которой создан текст и добавлены современные спецэффекты аранжировки, не искажающие первоисточник, но дающие возможность его прямого узнавания, а также раскрытия новых интонационных и смысловых граней. За основу взяты произведения П.И. Чайковского: «Детский альбом» («Старинная французская песенка»), «Времена года» («Июнь»), балеты «Щелкунчик» («Вальс цветов») и «Лебединое озеро» («Танец маленьких лебедей»). Также в основе лежит «Хорошо Темперированный Клавир» И.С. Баха (Прелюдия и фуга C-dur), Этюды Ф. Шопена (Этюд E-dur), «Музыкальные моменты» Ф. Шуберта (Музыкальный момент f-moИ), «К Элизе» Л.В. Бетховена, «Менуэт» Л.Р. Боккерини и т.д.
Аналогичный пример единичных самостоятельных синглов - песня Jane Birkin and Serge Gainsbourg «Jane B» (1969). В основу данного примера взята Прелюдия №4 op. 28 (1839) польского композитора Ф. Шопена.
По нашему мнению, удачным образцом воплощения первоисточника из числа шедевров мировой музыкальной классики является композиция британского исполнителя Robbie Williams «Party Like A Russian». Основой данного сингла является «Танец рыцарей» из балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Музыкальный материал Прокофьева идет фоном на протяжении всего сингла, но к классическому оригинальному звучанию симфонического оркестра добавлены спецэффекты и звуки-присутствия. В произведении современной массовой музыкальной культуры звучание первоисточника становится динамизированным, изменяется фактурный план - преувеличены басы, музыкальный материал оригинала усилен тембром электроинструментов, сбивками в акцентах, подключением ударной установки, эффектами Хорус, Ремарка и закадровыми звуками присутствия для создания более динамичного эмоционального фона.
Своеобразное оформление представлено в композиции «К Элизе» в исполнении группы «Се-рёга и ПМ». Цитирование мировой музыкальной классики в данном случае акцентировано как в музыкальном тексте, так и в наименовании композиции. Тембр фортепиано сохранен, но к специальным эффектам следует отнести допевание фраз, добавление эффектов Хорус, закадрового фонового пения. Также в музыкальном материале присутствуют ритмические сбивки, динамизация создается добавлением электронных тембров. Вокальная партия в стиле рэп основана на скандировании и ре-читации. Посредством вокализации последние звуки из сочинения Бетховена «допеваются» на тянущемся звуке. Классический первоисточник является основой для всего сингла.
Попытка изысканного воплощения тематизма «Танца феи Драже» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского предпринята британским музыукан-том Kid Kasino в альбоме «Slaughter In the Suburbs» (2016) в сингле «Sugar Plum Funk» (3.40). В тембровом отношении это джазовый биг бэнд. В композиции используется довольно протяженный фрагмент в соло саксофона, который, тем не менее, очень легко узнаваем. Жанровая первооснова также сохранена - произведение современной массовой музыкальной культуры относится к танцевальному направлению.
В произведении современной массовой музыкальной культуры образец мировой музыкальной классики может использоваться частично, лишь в ограниченном фрагменте современной композиции как мотив, фраза, интонационное напоминание и т.д. Примером такого воплощения может служить «All You Need is Love» (3.40) британской группы «The Beatles». Данный образец современной массовой музыкальной культуры содержит две цитаты. Первая из них - тема Марсельезы - патриотической песни времён Французской революции, принятой Французской республикой в качестве государственного гимна. Цитированием данной темы открывается сингл. В качестве второй цитаты в сочинении «The Beatles» включается тема из Инвенции
№8 F-dur И.С. Баха (2.54-3.15). Музыкальный материал инвенции дан фоном, на который наслаивается мелодия, обыгрывая интонации классического произведения, в качестве второй дорожки звукового контента. Тема музыкальной классики сначала идет в тембре духовых, затем авторами применяется прием тембровых вариаций - тема проходит в тембре саксофона, ударной установки, развивая ритмический рисунок инвенции и варьируя его.
Еще один пример применения фрагмента мировой музыкальной классики - произведение «As I Am» исполнительницы Alicia Keys (1.52). Здесь в начале первого сингла из альбома присутствует цитата Ноктюрна his-moll Ф. Шопена (0.-0.40) - в своем аутентичном виде в тембре фортепиано. Первоисточник подвержен последующему развитию и варьированию интонаций (добавление сбивок, акцентов, мотивное развитие, добавление тембров электрогитары и синтезатора). Еще один пример цитирования у той же исполнительницы Alicia Keys - произведение «Piano & I». В основе лежат начальные фразы из 1 части фортепианной сонаты Л.В. Бетховена №14 cis-moll («Лунная»). Структура сингла та же - начальный фрагментом является классическое сочинение, которое постепенно, путем мо-тивного варьирования, приобретает современную аранжировку.
Тот же принцип в композиции «The Real Thing» американской группы «2 Unlimited» (1994). В произведении используется аллюзия «Токкаты и фуги» d-moll BWV 565 И.С. Баха. Начальные интонации, варьированные и преобразованные, появляются в припевах в изначальном тембре органа с микшированием ударной установки.
Примером преобразования тембра может служить «Taken for Granted» австралийской певицы Sia (4.35). Композиция относится к направлению трип-хоп и сочетает преобразованные и аутентичные интонации первоисточника - уже упомянутого нами «Танца рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева. Начальный ход классического произведения стал основой для вокального интонирования. В своем основном виде появляется в 2:40, 3:40, модулирует в другую тональность, обогащается тембрами электроинструментов, ударных, а также ритмическими сбивками. На протяжении сингла тема подвергается варьированию в вокальной партии, затем становится фоном для произведения современной массовой музыкальной культуры.
Интонационная основа «Чардаша» В. Монти послужила канвой для сингла 2009 года «Alejandro» американской певицы Lady Gaga (4.34). Венгерский танец послужил интонационной основой (1:032:23) и для вокальной партии, и для разработки всей современной композиции. Музыкальный материал В. Монти обогащен аранжировкой электроинструментов, ритмическими и метрическими сбивками, с изысканными приглушенными отзвуками скрипки на тянущихся фоном звуковых педалях.
Интересный образец медиа-контента массовой музыкальной культуры - «Impossible» Wu-Tang Clan & Tekitha (1997). В качестве основы выбрана Соната для фортепиано №8 ор. 13 («Патетическая») Л.В. Бетховена в сочетание с поп и рэп музыкой.
Музыкальный материал сонаты создает интонационный фон, на котором выстроено рэп-скандирование вокальной партии, также присутствуют тембры ударной установки, гитары. Своеобразным украшением являются распевы-вокализации сопрано.
Среди композиций Л. Бетховена особая популярность принадлежит композиции «К Элизе». Данное произведение является основой для многих современных сочинений. Например, «I Can» американского хип-хоп-исполнителя Nas (2002). Сочинение Бетховена здесь становится принадлежащим к такому направлению современной популярной музыки как хип-хоп. В песне использована начальная интонация, ее ритмические интонации лежат и в основе речитации солиста, а также бэк-вокала (женский голос). Среди тембровых эффектов - фортепиано со сбивками и ударной установкой, микшированием звуковой партии, синтезированием звука, эффектами присутствия, хоруса, звука колокола на кульминациях фраз и пр.
Мотивное варьирование - основа красивой современной композиции 2010 года «Mozart's House» британской группы «Clean Bandit. Love Ssega» (3.50). В качестве музыкальной цитаты здесь используется фрагмент струнного квартета В.А. Моцарта №21 D-dur K 575. Произведение современной музыкальной культуры представляет собой синтез классической музыки с направлением фьюжн и танцевальной музыкой. Из электронных интонаций рождаются мотивы, в которых постепенно криста-лизуется тематизм квартета В.А. Моцарта (0.471.03, 1.25-1.40). Музыкальные интонации образца классического музыкального наследи варьируются, частично используются в вокальной партии, сопровождаются звуками присутствия, имитируя компьютерную игру «Sega». Во временном отрезке 2.042.35 музыкальный материал небольшого фрагмента дан в неизменном аутентичном виде, но и он впоследствии подвергается мотивной разработке во всех пластах музыкально фактуры.
Нужно отметить, что в современной популярной музыкальной культуре наблюдается и обратный процесс. Поясним нашу мысль. Существуют образцы популярной музыки, в которых за основу сочинения берется неклассическая музыка, но создается произведение в стиле мировой музыкальной классики. Примером такого своеобразного цитирования могут служить произведения итальянского композитора Giovanni Detori, такие как «Lady Gaga Fugue», «Eminem Fugato», «Nirvana Fugato», «Michael Jackson Prelude and Fugue», «Britney Spears Counterpoint». Также в качестве примера можно привести произведения композиторов и музыкантов: Vincent Lo «Nokia fugue», Jonathan Mui «Fugue on We Wish You a Merry Christmas» и др.
Данные явления - цитирование и стилизация -являются диаметрально-противоположными, но одновременно представленными в современном полистилистическом пространстве, или, по определению М.К. Михайлова, «эпохе стилей».
Рамки одной статьи не позволяют охватить все явления цитирования и стилизации, представленные в современной музыкальной популярной культуре. В нижеприведенной таблице представлены лишь некоторые образцы. Авторы не исключают наличия иных образцов медиа-контента.
№ п/п Наименование сочинения массовой музыкальной культуры Наименование исполнителя сочинения массовой музыкальной культуры, страна, продолжительность Наименование цитированного музыкального произведения мировой музыкальной классики, композитор, часть, тональность, Период звучания сочинения мировой музыкальной классики в современной композиции Особенности исполнения, изменен ли тембр, добавлены ли слова, что изменено... Доступ к медиа-контенту по следующей ссылке
«Humor- esque» Альбом «Boarding House Reach» Jack White Америка 3:10 А. Дворжак «Юмореска», опус 101, №7. Ges-dur 0:06 - 1:52 темп произведения замедлен, мелодия выделена при помощи слов, вокала и нежной фортепианной партии, добавлены лёгкие гитарные аккорды. 1Шр5://шшш.уоии1 Ье.сот/\уа1сЬ?у=р сПЬ- тШОЕА&Нв^ОЬ АК5иу_кпу08ЬеоГ шЕКзВ1^к6т7п] -У39хОвст 1&пк1с х=13
«The Bones of You» Альбом «The Seldom Seen Kid» Elbow Англия 3:23 Дж. Гершвин. Ария Summertime из оперы «Порги и Бесс», h-moll Эпизодически Элементы, сходство в мелодической линии, хор. Гармония. 1Шр5://\¥\У\У.уОиШ Ьс.сотЛ^исЬ'.Ч^А ¡1ухМА5х1
«Russians» Sting Англия 3:54 С. Прокофьев. Романс из симфонической сюиты «Поручик Киже». g-moll Проигрыш. 1:26-1:56,2:30-2:46, 3:04-3:54 Дословная цитата. 1Шр5:/Лу\\т¥.уоиШ Ье.сотЛуа1с11?у=\у Ну^ЯУШОэ
«Party Like a Russian» Robbie Williams Англия 3:08 С. Прокофьев. Танце Рыцарей из балета «Ромео и Джульетта», e-moll Припев. 0:45-1:08 На протяжении всей песни отчетливо ощущается начальный гармонический ход (I - III ступень тональности е-moll). Припев - дословная цитата. Изменен темп. Ьирв^/х^шш.уоиШ Ьс.сот/\\'а1с11?у= MdYGQ7B()Vew
«А Whiter Shade of Pale» Procol Harum Англия 4:00 И.С. Бах. Сарабанда из сюиты G-dur Начальные аккорды (до 0:10) Гармоническая последовательность 1Шр5://\у\у\у.уои1и Ье. сот/\¥а1с11?^у=81 6jyEFc5WM
«Space Dementia» Muse Британия 5:33 С. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром №2, с-moll. Вся композиция Общее впечатление, вокальная партия, гармонические обороты. 1Шр5://\у\у\у.уоиШ Ье.сотМа1с11?у=Ь гП7У5()о41
«United Stales of Eurasia» Muse Британия 5:47 Ф. Шопен. Ноктюрн Ноктюрн Es-dur op.9, №2 3:40-5:47 Прямая цитата. Сделана оркестровка, добавлены голоса участников группы. К звучанию ноктюрна присоединяются конкретные звучания - человеческие голоса, звук летящего самолета. 1Шр5://\улу\у.уоиШ bc.com/walch7v— 5-К51.]Н06к
«MV» ToppDogg (XENO-T) Южная Корея В.А. Моцарт. Рондо а ля Турка 1:01-1:08 Прямая цитата Трио
«All You Need Is Love» The Beatles Британия 3:39 Марсельеза И.С. Бах. Двухголосная инвенция фа-мажор No. 8, Начало 0:00-0:09 С 2:55 до конца Марсельеза - начало. Инвенция - тема. В тембре трубы. ЬПрв^/шуто.уоиШ Ье.сотЛ¥а1с11?\^ и58шК0ЬССМ
Продолжение таблицы 1
«Bouree» Jethro Tull Британия 3:40 И.С. Бах. Bouree e-moll. Все произведение полностью. Тембр флейты, оркестровка, смена акцентов, метра, ритмические сбивки. С элементами джазовой импровиза-ции(каждый инструмент солирует), вариационное развитие. https://www.youm be.com/watch?v=B qkA36Pa-9M
«Beethoven' s 5th Symphony» Yngwie Malmsteen 3:28 Л.ван Бетховен. «Симфония №5», 1 часть. Все произведение. Основные интонационные сферы первой части. Вступление, главная партия. Оркестровка, тембр солирующей гитары. Электронные инструменты. https://www.youm be.com/watch?v=l PIGHOFzlDo
«Piclurcs at an Exhibition» альбом Emerson, Lake & Palmer Англия 40:00 М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» Все произведение. Оркестровка - рок-группа - электронные инструменты. Прогрессивная инструментовка. https://www.youm be.com/watch?v=4i glQ2TOASg
«Полет шмеля» Делла Вега H.A. Римский-Корсаков «Полет шмеля» Все произведение Рекордная скорость исполнения на электрогитаре. https://www.youtu be.com/watch?v=l FEMlyFBLEw
«1 Belong To You» Мэтт Беллами (Muse) 5:44 Камиль Сен-Сане. Третьей ария Далилы (шоперы «Самсон и Да-лила»). D-dur 2:17-4:36 Аккомпанемент - фортепиано, с электронными инструментами, ударной установкой - эстрадная обработка. Мужской голос (Далила в оригинале женский), смена тональности. Как вставной эпизод. https://www.youtu bc.com/watch'?v= I n76cOeifo&list=R D In76cOcifo&sta rt radio=l
«Prelude» Мэтт Беллами (Muse) 0:58 Ф. Шопен. Этюд ор. 10 №3 0:30-0:47 тт. 17-20. Кульминационный момент первой части этюда. Исполняется в оркестровом варианте - оригинал в фортепианном исполнении. Как часть Прелюдии к альбому. В конце цитаты - перегармонизация. htips://www.youlu be.conVwatch'?v=0 hOUCC-XfAg
«Butterflies And Hurricanes» Мэтт Беллами (Muse) 5:01 С. В. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром. 3 часть, кода 3:18-4:04 Неточная цитата. Сохранен стиль Рахманинова. Меняются местами партии оркестра и фортепиано. Начинается также через паузу. https://www.youtu be. com/watch? v=h uczOqsXEUQ
«Assassin» Мэтт Беллами (Muse) 5:19 C.B. Рахманинов. Прелюдия g-moll С 2:28 по 3:55 Сохранена ритмическая фигура прелюдии и гармонический остов начальных тактов. Оркестровое исполнение фортепианной фактуры. https://www.youlu be.com/watch?v= EtOo4QQWnY
«Drones» Мэтт Беллами (Muse) 2:51 Дж. Палестрина. Benedictus ич «Мессы папы Мар- челло» Полностью. Хоровое исполнение а сарсПа. Наложение дорожек с записью голосов исполнителя. Изменен язык (с латинского на английский). https://www.youtu be.com/resulls?sear ch_query=muse+dr ones
«Interlude из альбома Absolution» Мэтт Беллами (Muse) 0:37 Самюэль Барбер. Адажио для струнных, es-moll начальное построение Всс произведение Изменена тональность и оркестровка. Звучит в электронном звучании (гитара) https://www.youtu be.com/watch?v=x 76baZzQANk
к» ЧО
Продолжение таблицы 1
«Host» Мэтт Беллами (Muse) 4:24 П.И.Чайковский. Болезнь куклы («Детский альбом») g-moll Сопровождение вокала. Стиль и начальный гармонический оборот сохраняются на протяжении всего произведения. В тембре электрогитары https://www.youtu be.com/watch?v=x EccSljMOh4
«Hoodoo» Мэтт Беллами (Muse) 3:43 П.И. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром b-moll. С 1:59 Начальные аккорды фортепианной партии. Изменена тональность. Угадываются очертания, сохранена последовательная смена регистров инструмента. https://www.youtu be.com/watch?v=8j WwORr47-M
22. «Игра в классики» (проект Д. Тухманова и Ю. Эн-тина, 2004) Т. Гвердцители, И. Кобзон, Н. Басков, В. Война-ровский, С. Беликов и т.д. «Детский альбом» («Старинная французская песенка»), «Времена года» (июнь) и балеты «Щелкунчик» («Вальс цветов») и «Лебединое озеро» («Танец маленьких лебедей») П.И. Чайковского, «Х.Т.К.» И.С . Баха (Прелюдия и фуга С dur), Этюды Ф. Шопена (Этюд Е dur), «Музыкальные моменты» Ф. Шуберта (Музыкальный момент f moll), «К Элизе» J1.B. Бетховена, «Менуэт» J1.P. Боккерини и т.д. Произведение полностью. На каждую из мелодий написан стихотворный текст. Некоторые произведения мировой музыкальной классики звучат в неизменном виде, некоторые переоркестрованы. Тональности и темпы сохранены. https://www.youtu be. com/watch?v=b ZzM8rJ3cJI
«Prcludio dc Chopin 4 op 28» Jane Birkin and Serge Gainsbourg 2:55 Ф. Шопена Прелюдия №4 ор. 28 Произведение полностью. Переоркестровка с добавлением ритмических сбивок. В отдельных музыкальных фразах добавлен голос и текст. https://www.youtu be.com/watch?v=-()UB_JLzy3()
«К Элизе» «Cepera и ПМ» 4:21 «К Элизе» Л. В. Бетховена Произведение построено на мотивах и интонациях классического сочинения Начальные особенно узнаваемые интонации представлены в тембре фортепиано в сочетании с вокалом солиста. Добавление эффектов Хорус, закадрового фонового пения. В музыкальном материале присутствуют ритмические сбивки, динамизация создается добавлением электронных тембров. https://www.youtu bc.com/watch?v=y KEETRjsVkl
«Sugar Plum Funk» «Kid Kasino» 3.24 «Танца феи Драже» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» Произведение полностью Фрагмент классического произведения оркестрован в стиле джазового оркестра в сочетании со стилем фанк, техно, электро. https://www.youtu be.corn/watch?v=w sw LrXCsjY
«As I Am» «Alicia Keys» 1:53 Ноктюрн his moll Ф. Шопена Фрагменты произведения (0:6-0:20) Начальный оборот в неизменном виде. Далее перегармонизация, стилизация под классическое произведение в сочетании с наложением ударной установки, электронных эффектов звучания. https://www.youtu bc.com/watch?v=5I c8al-65x8
«Piano & 1». «Alicia Keys» В основе начальные фразы из 1 части фортепианной сонаты eis moll № 14 («Лунной») Л.В. Бетховена. Фрагмент произведения (первый период) 0:15-0:45 Начальное построение классического произведения сочетается с рэп-речитацией, вокализацией, ритмическими и метрическими сбивками, использованием электронных инструментов. С 0:55 - зацикливание начального оборота-арпеджио. https://www.youtu bc.com/watch?v= WpV6wOdkmmo
«2 Unlimited» «The Real Thing» 3:39 Мелодия И.С. Баха «Токката и фуга» d moll BWV 565 Интонации Allegro Начальные интонации, варьированные и преобразованные, появляются в припевах в изначальном тембре органа с микшированием ударной установки. https://www.youtu bc.coin/watch?v=u KCWAJ-5MWO
«Taken for Granted» «Sia» (4.35). «Танец рыцарей» из балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» Начальный ход, гармоническая последовательность. Начальный ход классического произведения - основа для вокального интонирования. В основном виде появляется в 2:40, 3:40, модулирует в другую тональность, обогащается тембрами электроинструментов, ударных, ритмическими сбивками. На протяжении сингла тема подвергается варьированию в вокальной партии, затем становится фоном для произведения современной массовой музыкальной культуры. https://www.youtu be.com/watch?v= ML4FZ3HcpVc
«Alejandro» Lady Gaga (8:43) «Чардаш» В. Монти Начальные интонации. 1:03-2:23 Музыкальный материал обогащен аранжировкой электроинструментов, ритмическими и метрическими сбивками, с изысканными приглушенными отзвуками скрипки на тянущихся фоном звуковых педалях.
«Impossible» Wu-Tang Clan & Tekitha 4:30 Л.В. Бетховен. Соната для фортепианной №8 op. 13 («Патетическая») Интонации вступления к первой части. Музыкальный материал сонаты создаст интонационный фон, на котором выстроено рэп-скандирование вокальной партии, также присутствуют тембры ударной установки, гитары. https://www.youtu be.com/watch?v=5 61F-CkAIUg
«1 Can» Nas 4:26 Л.В. Бетховен. «К Элизе». Начальное построение. В песне использована начальная интонация, се ритмические интонации лежат и в основе рсчитации солиста, а также бэк-вокала (женский голос). Среди тембровых эффектов - фортепиано со сбивками и ударной установкой, микшированием звуковой партии, синтезированием звука, эффектами присутствия, хоруса, звука колокола на кульминациях фраз и пр. https://www.youtu bc.com/watch?v=R vVfgvHucRY
«Clean Bandit. Love Ssega» - «Mozart's House» 3.50 В.А. Моцарт. Фрагмент струнного квартета №21 D dur К 575 Фрагмент. Из электронных интонаций рождаются мотивы, в которых постепенно кристаллизуется тематизм квартета В.А. Моцарта (0.47-1.03, 1.25-1.40). Музыкальные интонации образца классического музыкального наследи варьируются, частично используются в вокальной партии, сопровождаются звуками присутствия, имитируя компьютерную игру «Sega». https://www.youtu be.com/watch?v=rd 0cT7Dnpt8
Материал настоящей статьи имеет практическую направленность. По мнению авторов, данная классификация представляет интерес и может быть востребована как преподавателями, так и студентами, обучающимися по программам высшего и среднего профессионального образования в области культуры и искусства. Работа содержит конкретные образцы медиа-контента с цитированием мировой музыкальной классики в современных сочинениях массовой музыкальной культуры.
Практические аспекты применения данного вида образцов медиа-контента включают следующие виды работы: анализ музыкальной ткани сочинения, анализ тембров, сравнение исполнительских трактовок, умение распознать и определить способы достижения модификации первоисточника, изучение сразу двух пластов музыкального наследия -мировой музыкальной классики и современного музыкального наследия массовой музыкальной культуры.
При работе с таким видом медиа-контента необходим синтез таких навыков и знаний как: знание музыкальных произведений, композиторов, исполнителей, способов аранжировки и обработки первоисточника, навыки анализа музыкальных произведений, знание способов разработки музыкального материала и др.
Представленные в статье образцы изучаются как в рамках реализации «Программы формирования готовности студентов к педагогической деятельности с применением медиа-контента и мультимедиа-технологий» (автор - преподаватель С.С. Титова), так и в рамках следующих дисциплин: «Массовая музыкальная культура», «История современной музыки», «Теория современной композиции», «Современная гармония», «Сольфеджио», «Полифония» по программам высшего образования. Применение данного вида работы возможно и в рамках реализации программ среднего профессионального образования. Также настоящий материал изучается в рамках программ дополнительного художественного образования - С.С. Титовой разработан авторский курс «Медиа-контент и мультимедиа технологии».
Наряду с образцами медиа-контента в виде мультипликационных фильмов, кинофильмов, видео-рекламы, цитирования в литературных произведениях с последующим двойным цитированием в образцах экранизации мирового литературного наследия с цитированием мировой музыкальной классики, возможно применение медиа-контента в рамках различных методик преподавания музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин. Это целый спектр медиа-контента, в котором применяется цитирование образцов мирового музыкального наследия с генеральной целью его применения в рамках образовательного процесса в качестве расширения возможного арсенала для преподавания музыкально-теоретических дисциплин как по программам профессионального, так и дополнительного художественного образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Audioman: Блог компании Аудимания. Бах и Леди Гага: как и что поп-артисты позаимствовали у классической музыки , 2018. - Текст электронный https://m.habr.com/ru/company/audiomania/blog/4111 83/ Дата обращения: 08.12.2020
2. Акимова, В. Прокофьев «по-стинговски» и не только: цитаты из классической музыки в современных произведениях/ В. Акимова, 2019. - Текст электронный https://rockcult.ru/po/classics-quotes-in-modern-music/ Дата обращения: 08.12.2020
3. Где-то я это уже слышал... Песни с сэмплами из классики. Подборка, 2020 - Текст электронный
https://zen.yandex.ru/media/pop_heaven/gdeto-ia-eto-uje-slyshal-pesni-s-semplami-iz-klassiki-5ef59ad299d22e 15460a3888 Дата обращения: 08.12.2020
4. Игры в классики - Текст электронный Режим доступа: https://audio-vk4.ru/?mp3=Да-вид+Тухманов+и+Юрий+Энтин.+Игра+в+клас-сики+-+07.+Люблю+балет+%28на+мело-дию+Танца+маленьких+лебедей+Чайковского%29 %2С+Вячеслав+Войнаровский Дата обращения: 08.12.2020
5. Кучер, Н.Ю. Содержание и структура коммуникативной мобильности музыковеда / Н.Ю. Кучер. - Текст: электронный // Современные проблемы науки и образования: электронный журнал ВАК. - 2016. - № 3; URL: http://www.science-educa-tion.ru/article/view?id=24862
6. Кучер. Н.Ю. К вопросу о профессиональной подготовке студентов-музыковедов: исторический аспект / Н.Ю. Кучер. - Текст: непосредственный // Новая наука: стратегии и векторы развития: международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (19 июня 2016 г., г. Ижевск) / в 2 ч. - Ч.2. - Стерлитамак: АМИ, 2016. - 233 с. - С.92-94.
7. Кучер. Н.Ю. К вопросу о формировании коммуникативной мобильности музыковеда / Н.Ю. Кучер. - Текст: непосредственный // Science and education [Text]: materials of the III international research and practice conference, Vol. II, Munich, April 25th-26th, 2013 / publishing office Vela Verlag Waldkaiburg. - Munich. - Germany, 2013. - 444 p. -С.117-120.
8. Кучер. Н.Ю. Коммуникативная мобильность как профессионально важное качество музыковеда / Н.Ю. Кучер. - Текст: непосредственный // Мир науки, культуры, образования: международный научный журнал / гл. ред. А.В. Петров. -Горно-Алтайск, 2013. - №6 (43). - 584 с. - С.155-157.
9. Кучер. Н.Ю. Особенности корреспондентской деятельности музыковеда / Н.Ю. Кучер. - Текст: непосредственный // General and Professional Education. - Journal / Editor in chief Alla Matuszak. - Poland, Szczecin: ADVSEO, 2014. -№2. - 106 с. - С.72-76.
10. Титова, С.С. Видео-реклама и цитированные образцы мирового музыкального наследия: вопросы взаимодействия и синтеза на примерах с
1998 по 2018 гг. - Текст: непосредственный / С.С. Титова. - Саарбрюккен: Lambert Academic Publishing,2018. - 83с.
11. Титова, С.С. Дизайн эмоций средствами мульти-медиа ресурсов и веб-сайтов: на примере видео-рекламы с цитатами из шедевров мировой музыкальной классики-образовательный аспект / С.С. Титова. - Текст: непосредственный // Художественное произведение в современной культуре. Творчество-исполнительство-гуманитарное знание: VI Международная НПК, Челябинск, 27.06.2018 г. - С. 55-65.
12. Титова, С.С. Кейс-задания для подготовки студентов-музыкантов к педагогической деятельности с применением медиа-контента и мультимедиа-технологий: особенности и примеры / С.С. Титова, И.А. Сидорук. - Текст: непосредственный // Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства. - Челябинск: ГБОУ ВО «ЮУр-ГИИ им. П.И. Чайковского» - 13 мая 2020. - С. 256261.
13. Титова, С.С. Методы развития музыкального восприятия и музыкально-образных представлений учащихся / С.С. Титова. - Текст: непосредственный // XV Международная научно-практической конференция «Образование: традиции и инновации», Прага/ Чешская республика: World Press, 12 октября 2017 года. - С. 234-237.
14. Титова, С.С. Методы формирования готовности студентов к педагогической деятельности с применением медиа-контента и мульти-медиа технологий / С.С. Титова. - Текст: непосредственный. // Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства. - Челябинск: ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» - 13 мая 2020. -С. 245-255.
15. Титова, С.С. Обновление содержания и технологий дополнительного образования детей при реализации дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности: на примере курса «Музыка» («Сольфеджио», «Фортепиано», «Медиа-контент и мультимедиа технологии») / С.С. Титова. - Текст: непосредственный // Материалы IV Международной научно-
практической конференции «Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности». - Челябинск: ЧИППКРО, 2019. - С. 259268.
16. Титова, С.С. Программа формирования готовности студентов к педагогической деятельности с применением медиа-контента и мультимедиа-технологий . - Программа / С.С. Титова - Челябинск: ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского», 25.09.2019. - 98 с. (протокол №2 от 25.09.2019 г. Кафедра «Истории, теории музыки и композиции»).
17. Титова, С.С. Программы музыкальной направленности и их реализация на базе МБУ ДО «ДЮЦ» ДЦР «Синтай»: положение среди реализуемых программ, состав программ, особенности реализации («Эклектика», «Музыка»: «Сольфеджио», «Фортепиано», «Медиаконтент и мультимедиа технологии») / С.С. Титова, О.П. Морозова, Т.Ю. Шубина. - Текст: непосредственный // Международная научно-практическая конференция «Международные студенческие исследования» (сентябрь 2019 г.) - Франция : Лион. - С. 72-99.
18. Титова, С.С. Проект «Программа формирования готовности студентов к педагогической деятельности с применением медиа-контента и мультимедиа-технологий» / С.С. Титова // Искусствознание: теория, история, практика. - - Челябинск: -№1 (27), апрель 2020. - С. 51-58.
19. Титова, С.С. Разнообразие педагогических подходов к применению медиа-контента и мультимедиа технологий в художественном образовании / С.С. Титова. - Текст: непосредственный // Мир культуры: искусство, наука, образование : сб. науч. ст. и творч. работ.- Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2019. - Вып. 8. - С. 117-126.
20. Титова, С.С. Ретрансляция материала шедевров мировой музыкальной классики в образцах медиа-контента (видео-реклама, кинофильмы, мультипликационные фильмы): педагогический аспект / С.С. Титова, О.А. Фигловская. - Текст: непосредственный // Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. Серия Гуманитарные науки. - 2019. - № 7 (июль). - С. 80-89.