«женщина», и концептуализировала множественные идентичности женщин, учитывая опыт рас, этнических групп, социальных слоев и сексуальных ориентаций.
Именно в этот период развития женские исследования постепенно начинают приобретать свой новый статус: это отныне не просто женские исследования, а гендерные, рассматривающие проблемы не только женской дискриминации, но и другие ее виды. В 1980-1990-х годах появляются программы женских и гендерных исследований в Европе. Особо выделяются проекты на следующие темы: гендерная идентичность и репрезентации, конструкции маскулинности и фемининности в международном масштабе; семья, право и меняющиеся дискурсы гендера; сексуальности; теории инаковости; работа и образование; насилие и нарушение прав; культурные конфликты, коллективные идентичности; равные возможности и образование в течение всей жизни и др.
Гендерные исследования, безусловно, более открыты и толерантны, поскольку отвергают приписывание социальных ролей, которые якобы соответствуют качествам мужчины или женщины, заявляя, что любое качество может проявиться у любого человека и должно быть оценено само по себе, а не в терминах пола того человека, в котором оно проявилось. Другими словами, отличие в выборе объекта и предмета гендерных исследований состоит в том, что они избирают своим предметом не один пол, а диалог полов, причем «не обязательно в ракурсе их иерархии, стратификации, но именно в плане реконструкции исторической эволюции различных форм их взаимодействия и взаимодополнения». [6]
В настоящее время гендерные исследования являются одним из направлений изучения социальной структуры общества. Современные научные отрасли, изучающие жизнедеятельность индивида и человеческое сообщество в целом, используют понятие «гендер» и его категориальные взаимосвязи. В обсуждение гендерных отношений включены разные науки - история, психология, культурология, антропология, социология, социальная философия, искусствоведение, литературоведение, лингвистика. Это и доказывает универсальность гендера, его философичность.
Более того, можно утверждать, что только в рамках гендерных исследований можно раскрыть сущность и обозначить тенденции достижения важнейшего для социума состояния - гендерного равенства. Для этого исследованиям гендера необходимо сменить полярность и взглянуть на гендерные асимметрии с позиции их природосообразности. В таком новом ракурсе на первый план выдвигается понятие гендерного равенства, хотя традиционно (вслед за теориями феминизма) предметом гендерных исследований выступало понятие «гендерное неравенство» и активно шли поиски путей решения этой проблемы. Социологическая, юридическая, экономическая, политическая науки достигли многих положительных результатов в попытках устранения гендерного неравенства полов. Однако современное общество далеко от состояния равенства. Это доказывает, что современная наука пока не может решить вопрос о путях его достижения, поскольку проблема эта входит в компетенцию философского знания.
Данное понятие у большинства современных исследователей не выходит на первый план и понимается как положение, когда все люди имеют равные права, возможности и вознаграждение независимо от того, рождены ли они женщинами или мужчинами. Подобная узкая трактовка гендерного равенства не является достоверной. Было бы целесообразнее рассматривать его как «равноценность, равнозначность, равнозначимость» маскулинности и фемининности.
Литература
1. См.: Стебунова Е.И. Гендерная проблематика в философской традиции // Вопросы философии. - 2009. - №11. - С.78 - 90.
2. Пушкарева Н.А. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы // Вопросы истории. - 1998. -№6. - С.76.
3. Успенская В.И. Феминизм до феминизма // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. Под общ. ред. д.э.н. М.М. Малышевой. - М.: Academia, 2002. - С. 77.
4. Словарь гендерных терминов / Н.И. Ажгихина, С.Г. Айвазова, Ред. А.А. Денисова; Регион. общ. орг -ия «Восток - Запад: Женские инновационные проекты». - М.: Информация - XXI век, 2002. - С.220-221.
5. Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе // Введение в гендерные исследования. Ч. I : Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - С.19-20.
6. Там же. - С. 141.
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PHILOLOGY
Ануфриенко С.В.1, Михайловская А.Ю.2
'Доцент, кандидат политических наук, ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»;
2Магистрант, ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ В ТЕЛЕВИЗИОННЫХ МАТЕРИАЛАХ
ПРОГРАММЫ «ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН»
Аннотация
В статье анализируются аудиовизуальные приемы воздействия на телевизионную аудиторию, применяемую в общественнополитической программе «Человек и закон». Авторы рассматривают в исторической ретроспективе эволюцию телевизионной программы с точки зрения трансформации дизайна студии, заставок, композиции журналистских материалов, музыкального и шумового сопровождения.
Ключевые слова: телевизионная журналистика, аудиовизуальный контент, эффекты средств массовой информации, аудитория.
Anufrienko S.V.1, Mikhailovskaya A.Y.2
Associate professor, PhD in political science, Pyatigorsk State Linguistic University; 2Master student, Pyatigorsk State Linguistic
University
THE EFFECTS OF AUDIOVISUAL INFLUENCE ON THE AUDIENCE IN THE TELEVISION PROGRAMME
“CHELOVEKIZAKON”
Abstract
The article analyzes the audiovisual influence on television audience, used in the socio-political program "Chelovek i zakon". The authors examine in historical perspective the television program 's evolution in terms of its transformation of studio's design, intro and bumpers, composition of journalistic material, music and noise design.
Keywords: television journalism, audiovisual content, the effects of mass media, audience.
Визуальная составляющая наряду с текстом играет немаловажную роль в восприятии зрителем журналистского продукта. В этом смысле телевидение располагает намного более широкими возможностями по сравнению с другими средствами массовой информации. Описательная функция речи здесь восполняется видеорядом. Для освещения тем, связанных с преступностью, это крайне важно. Разъяснения сотрудников органов внутренних дел, видеозаписи судебных заседаний, допросов, следственных экспериментов, записи скрытых камер наблюдения - все это позволяет зрителю почувствовать себя «на месте события».
Дизайн студии создает особую доверительную обстановку, которая необходима как ведущему, так и зрителям. На протяжении всей истории существования телевизионной программы «Человек и закон», которая транслируется с 1970 года, оформление студии
85
(а, именно, ее интерьер и цветовая гамма) менялось неоднократно. Рассмотрим, как проходили поиски собственного
индивидуального стиля программы и его закрепление.
Самые ранние по дате выхода эфирные записи передачи, которые имеются сегодня в открытом доступе, относятся к 1980-м годам [1]. С середины восьмидесятых по 1993 год интерьер студии программы «Человек и закон» был оформлен в черные цвета и представлял собой комнату, где за круглым столом собирались ведущий и гости программы для дискуссии. С 1993 по сентябрь 1996 года «Человек и закон» начинает трансляции из импровизированной студии, расположенной в редакционном комплексе передачи.
Интересен тот факт, что в этот период ведущим был Константин Абаев (1988-2000). Его манера ведения программы резко отличается от Алексея Пиманова. Первый не сидел за столом, а полустоял перед ним, присев на его край. Доверительная, скорее дружеская атмосфера, была направлена на сближение зрителя и журналиста, способствовала лучшему контакту с аудиторией. Наглядно это видно в выпуске программы от 1993 года о событиях сентября-октября [2].
С октября 1996 года по 2000 год телестудия также была выполнена в мрачных серо-черных приглушенных тонах, а ведущие, которых теперь стало двое (Константин Абаев и Алексей Пиманов), располагались по обе стороны от стола. Возьмем в качестве примера оформление сентябрьского выпуска программы от 1998 года об Игоре Сорине, участнике группы «Иванушки International» [3]. Затем с конца 2000 по сентябрь 2002 года помещение для съемок преобразилось. Коричневые цвета, свечи на стенах, массивные книжные полки, старинный стол и чернильница с гусиными перьями. Студия стала похожа больше на кабинет ученого или интеллектуала [4].
С октября 2002 и по июль 2006 года рабочее место ведущего модернизируется по последнему слову техники: полукруглый стол, сзади него - картотечные ящики со столбами, решетки. Все это способствует формированию образа ведущего как журналиста-расследователя. На сегодняшний день по сравнению с предыдущим оформлением, студия изменилась незначительно, но теперь программу ведет один человек. Особые усовершенствования коснулись заставки программы. Если ранее на экран выводилось название на фоне идущих людей, сине-голубых тонов и белых букв в названии, с приходом девяностых и усовершенствованием технических возможностей наименование передачи стало складываться из массивных букв на вершине египетской пирамиды.
Затем все варианты названий и вступительных изображений были скомпонованы в одну заставку, которая превратилась в эмблему современной передачи «Человек и закон». Этот логотип программы существует для представления материалов и заполнения паузы в эфире, может быть изобразительным, видовым, музыкальным. В начале двухтысячных в него были включены ключевые моменты российской истории во главе с видными государственными деятелями разных эпох: Николаем II, В.И. Лениным, И.В. Сталиным, Н.С. Хрущевым, Л.И. Брежневым, М.С. Горбачевым и Б.Н. Ельциным.
Сегодняшняя вступительная заставка - вращающиеся блоки с надписями и фрагментами выпусков разных лет. Здесь, к примеру, отражены события 11 сентября 2001 года, появляется героиня нескольких передач 2011 и 2013 годов [5, 6, 7] - девочка Лиза Кунигель с редким заболеванием кожи из Самарской области, история которой вызвала большой резонанс среди населения, а также спортивные события и Гус Хиддинк, бывший тренер российской сборной по футболу. Еще есть заставка названия программы, оформленная серыми «стальными» буквами, которая появляется в начале и в конце отдельного сюжета выпуска и отделяет его составные части друг от друга.
Каждый выпуск общественно-политической программы «Человек и закон» начинается с появления заставки, затем ведущего в кадре, который намечает основную линию повествования. Далее идут слова «сегодня в программе» и анонс сюжетов, включенных в ту или иную передачу. Шпигель появляется обычно на тридцатой-сороковой секунде и длится в зависимости от количества материалов от тридцати секунд до минуты. Здесь кратко, но емко излагаются главнейшие вопросы, на которые искали ответа корреспонденты за прошедшую неделю, какие прорабатывали темы. Чаще всего именно на этом этапе зрительская аудитория и делает свой решающий выбор, смотреть ей весь выпуск или только один конкретный сюжет. Видеоряд при этом составляется из «нарезки» уже готовых материалов.
Проследим на примере выпуска передачи «Человек и закон» от 8 ноября 2013 года [8]. В анонсе пять сюжетов и к каждому ставится фраза, близкая к заголовку в газетном варианте публицистики. Вопросы играют роль подзаголовка. «Заслонить собой. Как в Кургане судебный пристав буквально бросился на гранату и спас людей, и кого шел убивать преступник?»; «Заработать на горе. Как мошенники под видом целителей и экстрасенсов по телефону «разводят» людей на огромные деньги? Чем шантажировали мать умирающей девочки и почему, потом обвинили ее в смерти дочери?»; «Как адвокат убийцы Буданова сам стал обвиняемым по двум уголовным делам. Кого он покупал и на кого давил?»; «Почему Николая Цискаридзе не хотят в Питере? О чем написали в своей петиции преподаватели академии русского балета, и какие скандальные подробности личной жизни Сергея Филина пытались вытащить в суде?». Особо интересен в композиционном отношении последний анонс данного выпуска, где использовано сразу несколько противопоставлений. «Как сосед к соседу пошел разбираться с пистолетом и застрелил главу семьи. Бытовая история или сюжет о приезжих и местных, богатых и бедных, полицейских и обычных людях».
Теперь рассмотрим собственно композицию журналистских материалов, то есть отдельно взятых сюжетов, с точки зрения воздействия на аудиторию. В творчестве документалиста много схожего с работой сценариста игрового кино. Он в большинстве случаев так же, как и журналист, запечатлевает реальность во всех ее проявлениях. И главным ориентиром ему служит отношение зрителя, которое складывается из впечатления от выбранной темы, позиции автора, героя и его характеристик, а также умения удерживать внимание аудитории на протяжении всего просмотра. Наилучший результат достигается четкостью и стройностью композиции текста, выстроенного по законам драматургии.
Слово «драм»а в переводе с греческого означает «действую», а значит, основой произведения является информация о процессе реальности, о действии. Движение авторской мысли направляет повествование в нужную сторону и задает темп и ритм сюжету, логически организует материал. Также нельзя забывать, что драматургия обнаруживается только там, где есть конфликт. Именно он и становится отправной точкой в любом проблемном репортаже, использующем элементы журналистского расследования [18].
Таким образом, цельность публицистического текста зависит от темы, идеи и композиции как основных составляющих драматургии. Темой является проблемная ситуация или предмет изложения, а также основной вопрос, на который отвечает автор. Идею определим как вариант решения проблемы, основную мысль автора, выраженную в тексте. Так, Г.В. Лазутина выделяет два типа идей: опорную и рабочую [17]. Первая идея представляет собой информацию о системе ценностей, на которые опирается журналист при интерпретации события, вторая является идеей, созданной в результате освоения конкретной ситуации.
Общественно-политическая программа «Человек и закон» активно взаимодействует с аудиторией, включая ее в процесс создания материалов для эфира. Ролик о жестоком избиении двух пенсионерок неизвестным молодыми людьми сначала стал популярен в Интернете, а затем был включен в выпуск от 31 января 2014 года [9]. Корреспонденты взяли интервью у пострадавших, получили записи камер уличного наблюдения, выяснили, что грабители совершали такое преступление не единожды. Причем помогал им маленький сын одного из них. В одном случае от травм скончалась 84-летняя бабушка.
Иллюстрацией опорной идеи здесь является поиск и наказание преступников по всей строгости закона, а рабочая идея довольно оригинальна. Пожилые люди посещают бесплатные курсы самообороны и учатся, как правильно постоять за себя. Пенсионерка Юлия Арсентьева рассказывает в эфире, как она смогла помешать угонщику. Журналист, ссылаясь на слова экспертов, советует: «Самое главное - не растеряться, как можно громче звать на помощь и привлекать к себе внимание, а еще лучше попросить кого-то проводить до той же почты, за пенсией» [9].
86
Композиция публицистического текста, в свою очередь, представляет собой принцип организации материала в тексте и обуславливается темой и идеей. Г.В. Кузнецов выделяет семь главных элементов композиции произведения: пролог - начало -перипетии (развитие) - кульминация - перипетии к развязке - развязка - эпилог [14]. Все перечисленные части могут и не присутствовать в тексте, но незаменимой и обязательной из них остается кульминация как высшая точка воплощения конфликта ситуации и авторской позиции в тексте.
В телевизионной журналистике текст сюжета также можно выстроить в соответствии с данной схемой. Однако к ней целесообразно добавить составляющие классического репортажа на телевидении: стенд-ап и ввод в проблему - закадровый текст корреспондента, продолжающий повествование - синхрон действующего лица, эксперта, свидетеля - закадровый текст или стенд-ап, завершающий сюжет и делающий выводы либо прогнозы [16].
Наиболее показателен в структурном плане жанр специального репортажа. Под этим термином А.В. Колесниченко понимает соединение жанров репортажа и расследования [16].
Нами был взят для исследования сюжет о десятикласснике Сергее Гордееве, который в феврале 2014 года ворвался в школу с оружием и устроил стрельбу [19]. Драматичность заявленной темы не вызывает сомнения. Насилие среди молодежи всегда было предметом обсуждений, как среди научного сообщества, так и в «быту». Подросток, который никогда до этого не был агрессивным, а, наоборот, считался прилежным учеником, вдруг берет в руки винтовку и открывает стрельбу по людям. В чем кроются причины такого поведения? На этот вопрос отвечает корреспондент в своем специальном репортаже. Разберем его на составные части.
К первому элементу данного репортажа относится пролог, выраженный в проведении аналогий с ранее совершенными другими лицами аналогичными преступлениями. К примеру, майор милиции Денис Евсюков, стрелявший в супермаркете, белгородский стрелок Сергей Помазун и другие.
Вторым элементом является начало действия - упоминание случая с Сергеем Гордеевым, а далее следуют перипетии или развитие, где визуализируются все шаги преступника на схематичном изображении плана школы. Сюда же входят синхроны одноклассников (без показа лиц). Третий элемент композиции специального репортажа - перипетии развития: выстрел, захват школьников в классе, Сергей застрелил учителя географии, ранил одного и убил другого сотрудника полиции.
Четвертым и самым важным элементом, к которому относится кульминация события, в сюжете является приезд отца нарушителя закона и развязка - эвакуация детей из школы. Самым обширным по объему является последняя часть репортажа, а именно эпилог. В нем используется прием ретроспекции, т.е. возврат в прошлое и рассказ о биографии лица. Здесь также присутствуют синхроны с психологами, соседкой Гордеевых, членом общественной наблюдательной комиссии РФ и главой комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой. О родителях мальчика сообщает в стенд-апе корреспондент программы «Человек и закон» Эльвира Шигапова.
Итак, автор начинает с нескольких фактов убийств и переходит к конкретному случаю, продолжает обобщением ситуации в стране по поводу ограничения продажи оружия, а заканчивает синхроном с психологом и цитатой о воспитании ребенка в семье.
Кроме драматического построения сюжета и актуальной тематики на аудиторию также воздействует музыкальное сопровождение программы. К примеру, в начале и конце каждого выпуска появляется заставка передачи, а с ней звучат и композиция Иоганна Себастьяна Баха «Токката Фуга ре минор» и «Toccata une Figue» соответственно. Такие запоминающиеся произведения должным образом влияют на восприятие передачи «Человек и закон», настраивают аудиторию на получение серьезной аналитической информации.
Л.П. Шестеркина и Т.Д. Николаева в звуковом оформлении передач телевидения выделяют внутрикадровую и внекадровую музыку [20]. Первая решает такие задачи, как характеристика действующих лиц, развитие сюжета, соединение звука и изображения, создание нового образа на экране и определенного ритмического тонуса, а также передача особой атмосферы события. Здесь образец использования подобного приема - репортаж о Сергее Филине, интервью с которым имело место в Большом театре [10]. Во время разговора на сцене проходит репетиция балета, слышны звуки фортепиано, и герой автоматически начинает размахивать руками в такт музыке. «Живая картинка» привлекает зрителя и как нельзя лучше описывает героя сюжета, его личностные характеристики.
Внекадровая музыка включается в сюжет уже в процессе монтажа и выполняет практически такие же функции, как и внутрикадровая, кроме иллюстрации внутренних монологов героев, озвучивания пейзажа, обострения конфликта и внутреннего действия. Примером такой художественной подачи материала может служить использование в сюжете об Эдварде Сноудене заглавной темы из кинофильма Брайана Де Пальмы «Миссия невыполнима» [10]. В этом случае музыка призвана создать образ героя на экране, бесстрашного борца за справедливость, снабженного современными техническими средствами, но самое главное -«засекреченного» агента спецслужб. Нехватка видеоряда со Сноуденом восполняется фотографиями, крупными планами рук, печатающими текст, скриншотами сайтов новостных агентств и их цитированием, интервью с его отцом, а также адвокатом Анатолием Кучереной.
Зачастую в программе «Человек и закон» используется инфографика и видеографика, когда с помощью специализированных технических средств на экране воссоздаются произошедшие события. В выпуске от 13 сентября 2013 года в сюжете о банде, орудующей в Ростовской области, используются материалы, предоставленные непосредственно Следственным комитетом Российской Федерации [11]. Сюда входят оперативные съемки и реконструкция жестокого преступления - нападения на полицейских в Новочеркасске.
Обращение к архивным данным собственной передачи и других телепроектов также используется в программе. Такой прием позволяет проследить процессы на всех этапах протекания, и к тому же, увидеть иную трактовку. В выпуске от 4 октября 2013 года в сюжет включены фрагменты из репортажа «Наши» от 15 января 1991 года о столкновениях в Вильнюсе после провозглашения Литовской республики и другие телевизионные архивы. Сюда включено и интервью с Александром Невзоровым, ведущим программы «600 секунд» и автором репортажа «Наши» [12].
Такой прием особенно важен при отслеживании проблемы в течение определенного промежутка времени, возвращении к судьбам героев, информировании о новых обстоятельствах уголовных дел, иногда при повторе аналогичных ситуаций и попытке предотвратить похожее развитие событий. Его образцом может служить сюжет от 24 января 2014 года об экстрасенсах-мошенниках [13]. Журналисты используют архив собственной передачи за май 2013 года и «возвращаются» к истории Татьяны Еремеевой, которая стала их жертвой. Кадры расследования обозначают введение в проблему и способствуют развитию действия в сюжете.
В итоге, основополагающими факторами воздействия на аудиторию в телевизионном материале общественно-политической программы «Человек и закон» являются следующие: визуальные эффекты и видеоряд, оформление студии и заставки передачи. Сюда же относятся структурно-композиционные характеристики сюжетов и их музыкальное наполнение.
Все они четко обозначены в содержании выпусков и имеют свои особенности, отражающие криминальную проблематику в сетке вещания «Первого канала». Они подчинены общей цели программы криминальной направленности - всесторонне изучить и проанализировать достоверную информацию о событиях, связанных с различными правонарушениями и донести ее в интересной и привлекательной для зрительской аудитории форме.
87
Таким образом, общественно-политическая программа «Человек и закон» среди популярных передач криминальной проблематики, помимо информационной составляющей, отличается качественным аналитическим подходом к подготовке аудиовизуального материала.
Литература
1. Ануфриенко С.В., Михайловская А.Ю. Дискурс публицистического текста телевизионной передачи «Человек и закон»: особенности взаимодействия текста с действительностью // Культура. Духовность. Общество. - 2014. - № 12. - С. 21.
2. Выпуск программы «Человек и закон» (октябрь, 1993) // Сайт о российском телевидении «Старый телевизор». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://staroetv.su/publ/525-1-0-19999.
3. Выпуск программы «Человек и закон» (сентябрь, 1998) // Сайт о российском телевидении «Старый телевизор». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://staroetv.su/publ/525-1-0-20991.
4. Выпуск программы «Человек и закон» (2000) // Сайт о российском телевидении «Старый телевизор». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://staroetv.su/publ/525-1-0-27444.
5. Выпуск программы «Человек и закон» от 31.03.11 // Официальный сайт «Первого канала». Архив выпусков передачи «Человек и закон». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.1tv.ru/sprojects_edition/si21/fi8389
6. Выпуск программы «Человек и закон» от 20.01.11 // Официальный сайт «Первого канала». Архив выпусков передачи «Человек и закон». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.1tv.ru/sprojects_edition/si21/fi7274
7. Выпуск программы «Человек и закон» от 12.01.13 // Официальный сайт «Первого канала». Архив выпусков передачи «Человек и закон». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.1tv.ru/sprojects_edition/si21/fi20688.
8. Выпуск программы «Человек и закон» от 08.11.13 // Официальный сайт «Первого канала». Архив выпусков передачи «Человек и закон». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.1tv.ru/prj/chelzak/vypusk/27065.
9. Выпуск программы «Человек и закон» от 31.01.14 // Официальный сайт «Первого канала». Архив выпусков передачи «Человек и закон». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.1tv.ru/prj/chelzak/vypusk/28741.
10. Выпуск программы «Человек и закон» от 27.12.13 // Официальный сайт «Первого канала». Архив выпусков передачи «Человек и закон». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.1tv.ru/prj/chelzak/vypusk/28191.
11. Выпуск программы «Человек и закон» от 13.09.13 // Официальный сайт «Первого канала». Архив выпусков передачи «Человек и закон». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.1tv.ru/prj/chelzak/vypusk/25684.
12. Выпуск программы «Человек и закон» от 04.10.13 // Официальный сайт «Первого канала». Архив выпусков передачи «Человек и закон». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.1tv.ru/prj/chelzak/vypusk/26234.
13. Выпуск программы «Человек и закон» от 24.01.14 // Официальный сайт «Первого канала». Архив выпусков передачи «Человек и закон». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.1tv.ru/prj/chelzak/vypusk/28606
14. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. - М.: Высшая школа, 2002. - C. 84.
15. Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа. - Бишкек: КРСУ, 2001. - C. 91.
16. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. - М.: МГУ, 2008. - C. 50-51.
17. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: Аспект Пресс, 2001. - C. 110.
18. Сидорова С.В. Российские печатные средства массовой информации в противодействии терроризму на Северном Кавказе. Монография. - Пятигорск: ПГЛУ, 2006. - 190 с.
19. Сюжет «Выстрелы в московской школе». Выпуск передачи «Человек и закон» от 28.02.14 // Официальный сайт общественно-политической программы «Человек и закон». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chelovek-online.ru/zakon/video/chelovek-i-zakon/vystrely-v-moskovskoy-shkole-/
20. Шестеркина Л.П., Николаева Т.Д. Методика телевизионной журналистики. - М.: Аспект Пресс, 2012. - C. 33-34.
Гауч О.Н.
Кандидат филологических наук, доцент, Тобольская социально-педагогическая академия им. Д.И.Менделеева ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-БЫТОВОЙ ЛЕКСИКИ ПРИТОБОЛЬЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ТФГАТО)
Аннотация
В статье проанализированы особенности функционирования предметно-бытовой лексики с точки зрения ее происхождения. Приведены примеры исконно русской и заимствованной лексики. Рассмотрены вопросы, связанные с особенностями определения языка-источника.
Ключевые слова: предметно-бытовая, лексика, заимствованные слова, исконно-русские слова.
Gauch O.N.
Candidate of Philology, Associate Professor, Tobolsk socio-pedagogical academy D.I. Mendeleev FUNCTIONING FEATURES SUBJECT-HOUSEHOLD LEXICON TOBOL REGION IN TERMS OF ITS ORIGIN (ON THE
BASIS TFGATO)
Abstract
The paper analyzes the features of object-functioning household lexicon in terms of its origin. The examples of traditional Russian and loanwords. The questions connected with the peculiarities of the language definition source.
Keywords: object-home, vocabulary, borrowed words, native-Russian words.
Лексика современного русского языка формировалась на протяжении столетий. В лексическом фонде современного русского языка нашли отражение как исконно русские слова, так и заимствованные. Основу лексики составляют исконно русские слова. Исконным считается слово, возникшее в русском языке по существующим в нем моделям или перешедшее в него из более древнего языка-предшественника - древнерусского, праславянского или индоевропейского. В состав исконно русской лексики включены слова индоевропейские, общеславянские, восточнославянские и собственно русские по происхождению.
Термин «заимствование» неоднозначен. В отечественном языкознании сложилось несколько точек зрения на процессы заимствования в русском языке. С одной стороны, заимствование рассматривалось как перемещение слов из одного языка в другой, происходящий в неразрывной связи с общественной жизнью и различными культурными явлениями [2, 23]. Например, С.О. Карцевский, О.С. Ахманова считали, что процесс заимствования включает не только перемещение слова из одного языка в другой, но и «проникновение слов из какого-нибудь специального языка (технического, жаргопа или говора какой-нибудь социальной группы, областного языка и т. д.) в язык общий» [3, 18].
С другой стороны, термин «заимствование» определяется как иноязычное слово, не только перешедшее, но и полностью освоенное заимствующим языком. Ю.С. Сорокин указывал, что процесс заимствования иноязычных слов есть процесс двусторонний. Это не только простая передача готовых элементов одним языком во владение другого языка. Это вместе с тем процесс их ограниченного освоения системой данного языка, их приспособления к его собственным нуждам, их преобразования -формального и семантического - в условиях иной системы [2, 24].
Лексический фонд предметно-бытовой лексики, зафиксированной в 156 фонде, отражает примеры исконно русской и заимствованной по происхождению лексики, а также слова с пометой «устаревший». Соотношение исконно русской и заимствованной лексики позволяет выявить следующие закономерности. Исконно русская лексика в количественном отношении
88