Научная статья на тему 'Передачи о киберспорте на российском телевидении'

Передачи о киберспорте на российском телевидении Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2378
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
киберспорт / гейминг / компьютерный спорт / киберспортивные телепрограммы / киберспортивная журналистика

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сидунова Мария Константиновна

Анализируются две телевизионные передачи о киберспорте на российском телевидении: «Кибератлетика» на спортивном телеканале «Матч ТВ» и «Вечерний Launch» на киберспортивном телеканале E TV. В качестве сравнительных критериев рассматриваются работа с целевой аудиторией, тематика телепрограмм, технические характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Передачи о киберспорте на российском телевидении»

9. Телевизионная журналистика [Текст] : учебник / под ред. Г. В. Кузнецова, В. Л. Цвик, А. Я. Юровского. - 4-е изд., испр. перераб. - М.: Изд-во Московског ун-та; Высшая школа, 2002. - 289 с.

10. Штрекер, Н. Ю. Русский язык и культура речи [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Н. Ю. Штрекер. - М.: Юнити-Дана, 2011. - 351 с.

11. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 58 с.

Эмпирическая база

1. URL: https://www.1tv.ru/shows/pole-chudes (дата обращения: 20.05.2018).

2. URL: https://www.1tv.ru/shows/russian-ninja (дата обращения: 20.05.2018).

3. URL: http://inter.ua/ru/video/anounces/love-at-first-sight/2015/09/04/6-vedushchie (дата обращения: 21.05.2018).

Лаптиёва Дарья Константиновна - студент факультета журналистики Воронежского государственного университета.

Электронная почта: [email protected]

Научный руководитель: Пинчук Ольга Васильевна - кандидат филологических наук, преподаватель кафедры телевизионной и радиожурналистики факультета журналистики Воронежского государственного университета.

DOI 10.24411/2070-0717-2019-10114 М. К. Сидунова

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

ПЕРЕДАЧИ О КИБЕРСПОРТЕ НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ

Анализируются две телевизионные передачи о киберспорте на российском телевидении: «Кибератлетика» на спортивном телеканале «Матч ТВ» и «Вечерний Launch» на киберспортивном телеканале E TV. В качестве сравнительных критериев рассматриваются работа с целевой аудиторией, тематика телепрограмм, технические характеристики.

Ключевые слова: киберспорт, гейминг, компьютерный спорт, киберспортивные телепрограммы, киберспортивная журналистика.

Вторая половина XX века была богата на технические прорывы. Создание ЭВМ, а затем и интернета привело к их использованию не только с целью научных исследований, но и в качестве развлечения. Первые компьютерные игры появились в Америке еще в 1960-е годы. С тех пор эта индустрия не перестает развиваться, в том числе и в России. Так, в 2001 году РФ стала первой страной в мире, которая признала киберспорт официальным видом спорта. Число российских игроков и гейм-любителей возросло до десятков миллионов. Настолько резонансное культурное явление не обошли вниманием и СМИ. Так появилась киберспортивная журналистика. Именно о ней, в частности о телевизионной киберспортивной журналистике, пойдет речь в данной статье.

Цель нашего исследования - сравнить две передачи о киберспорте на российском телевидении. Для реализации цели мы использовали такие методы, как количественный контент-анализ на подготовительном этапе; описание, сравнение и анализ при

сопоставлении телепрограмм. Материалами исследования послужили выпуски программ «Кибератлетика» на «Матч ТВ» и «Вечерний Launc» на E TV. В ходе работы над статьей мы познакомились с результатами исследований, которые условно разделили на следующие группы: 1) о киберспортивной журналистике (В. Викулов [2]); 2) вопросы языка киберспорта (А. Зарипов [3], А. Азизулова [1], В. Богуславская [1], Е. Будник [1]). Кроме исследований ученых, важными для нашего исследования стали материалы журналистов-практиков (И. Новиков [17], К. Никитин [16], Д. Матусовский [4] и др.), размещенные на сайтах www.sovsport.ru и www.cybersport.ru. Отметим, что при знакомстве с теоретической базой по теме исследования нами было обнаружено несколько научных статей, посвященных истории киберспорта, но не киберспортивной журналистики. Большинство научных трудов о киберспортивной журналистике посвящены лингвистической составляющей и этике киберспортивного журналиста. А поэтому актуальность и новизна исследования, отдельные результаты которого представлены в данной статье, не вызывает сомнений.

В 2019 году в России планируется запуск нового международного киберспортивного телеканала GINX Esports TV. Эта новость натолкнула автора на мысль, будет ли востребован подобного рода телеканал, и побудила к исследованию телематериала о киберспорте, который уже выходит в эфир. В ходе работы над настоящей статьей мы отметили, что на российском телевидении не так много киберспортивных телепередач и телеканалов. Флагманами на сегодняшний день являются «Матч ТВ» и E TV. Первый выпускает единственную в своем роде телепрограмму «Кибератлетика». Второй специализируется на киберспорте и около киберспортивной тематике.

«Матч ТВ» долго шел к компьютерному спорту. Наконец, осенью 2016 года генеральный продюсер телеканала Тина Канделаки заявила о начале нового этапа развития в истории «Матч ТВ». С тех пор на сайте https://matchtv.ru/ появился раздел «киберспорт», в котором журналисты пишут о новостях индустрии. На этом освещение виртуального спорта не закончилось. В ноябре 2018 года на телеканале «Матч ТВ» впервые вышла в эфир уникальная для российского телевидения программа «Кибератлетика». По состоянию на апрель 2019 года стартовал второй сезон телепередачи, что говорит о ее популярности у телезрителей. «Кибератлетика» заинтересовала нас с точки зрения работы с целевой аудиторией, тематики выпусков и работы ведущих. Все эти и другие аспекты мы подробно исследуем в следующем параграфе.

Киберспорту посвящены все передачи телеканала E TV. Согласно описанию канала, основными темами телепрограмм являются компьютерные игры, киберспорт, кинематограф, комиксы и технологии. Сетка вещания включает в себя четыре блока:

- информационный блок, включающий трейлеры ожидаемых новинок;

- создание игр, документальные фильмы, детский контент;

- материалы для геймеров (обзоры, инструкции, лайфхаки);

- прямые трансляции киберспортивных чемпионатов.

На сайте НТВ Плюс указано, что 80 % контента телеканала E TV составляют программы собственного производства. Мы обратились к официальному You Tube-каналу «Телеканал E» и обнаружили несколько плейлистов следующих телепрограмм: Justincyber, «Анатомия», «Специальный репортаж», «Как это было», «По моему нескромному мнению», а также выяснили, что в 2019 году вышла передача «Вечерний Launch». К моменту подготовки настоящей статьи вышло 15 выпусков нового шоу. Мы посчитали интересным сравнить программу о киберспорте на спортивном телеканале и на киберспортивном.

Для исследования мы выбрали 11 выпусков телепередачи «Кибератлетика», вышедших в эфир в период с 4 ноября 2018 года по 20 апреля 2019 года [5-15], а также 15 выпусков передачи «Вечерний Launch», опубликованных в период с 4 февраля по 18 апреля 2019 года [18-32].

«Кибератлетика» - программа о киберспортивной индустрии. У нее нет четкого расположения в эфирной сетке, чаще всего программа выходит в эфир в ночное время. Можно предположить, что это объясняется спецификой программирования телеканала «Матч ТВ» в целом. Ведущие в студии выступают в роли модераторов, рассказывают об интересных новостях киберспортивной индустрии, пишут подводки к рубрикам. Вторая половина передачи строится в жанре интервью с приглашенным гостем из сферы российского киберспорта.

«Вечерний Launch» - интерактивное развлекательное вечернее шоу об актуальных событиях из мира игр и компьютерной индустрии. Выходит в прямом эфире по пятницам в 20:00 по московскому времени. После небольшого интервью ведущий с гостями играют в компьютерные новинки и стараются детально в них разобраться. В студии ведутся обсуждения с экспертами и любителями, анонсируются выходы новых игр, проводятся интервью с лучшими киберспортсменами. Также в режиме реального времени ведущий и гости отвечают на вопросы зрителей и разыгрывают призы.

Мы определили несколько критериев для сравнения телепередач и составили Таблицу 1.

Таблица 1. Сравнение телепрограмм «Кибератлетика» и «Вечерний Launch»

Кибератлетика Вечерний Launch

Возрастные ограничения 16 + 16 +

Трансляция Запись Позиционируют себя как шоу в прямом эфире

Хронометраж 24 минуты Строго хронометража нет, около двух часов

Слоган «Не забывайте держать себя в форме, в том числе и киберспортивной» Нет

Целевая аудитория Мужчины 16-59 лет Геймеры старше 16 лет

Ведущие и корреспонденты Ведущие: Павел Шабалин, комментатор чемпионатов по Overwatch; Юлия Коваль; Во втором сезоне Павла сменил Юрий Шиленков, в прошлом профессиональный геймер, комментатор. Корреспондент: Павел Ефанов, вел рубрики «Обзор» и «Репортаж» в первом сезоне. Имя нового корреспондента не уточняется Илья Есаулов, киберспортсмен

Заставка Графический ролик, преобладают сиреневые тона. Длительность - 24 секунды Графический ролик, преобладают темно-синие тона. Длительность - 16 секунд

Видеоряд Студийные записи, подготовленные репортажи, записи игр с экрана, ролики с You Tube Прямой эфир в студии, записи игрового процесса с экрана

Оформление студии В первом сезоне темно-синие и сиреневые тона. Кирпичная стена, проекции логотипа «Кибератлетика» и Вселенной на фоне. На переднем плане белые диван, кресло и журнальный столик для ведущих и гостей. Для рубрики «Буткемп» в студии устанавливают компьютерные столы, мониторы, кресла, необходимые для той или иной игры, со временем он становился все удобнее для игроков. Во втором сезоне студия немного изменилась: добавились декорации в виде игровых джойстиков, ведущие и гости теперь сидят на барных стульях Синие, голубые, розовые и сиреневые тона. Светлый пол с подсветкой. На заднем плане две белые колонны, между ними расположен экран с эмблемой телеканала Е ТУ В центре студии стоят черные кожаные кресла для ведущего и гостей. За ними расположены два игровых места: компьютерные столы, кресла, мониторы. Со временем за спиной у гостей появились мониторы с заставкой телепередачи. В последних выпусках большой монитор с засавкой был представлен и на переднем плане

Рубрики «Буткемп» - продолжение интервью в зоне, где представлены два игровых места для ведущего и гостя, где они играют в компьютер, второй ведущий во время игры проводит блиц-опрос; «В следующем выпуске» -анонс следующего выпуска; «Интервью» - беседа с приглашенным гостем из мира киберспорта; «Коротко» - новости киберспорта в России и мире одной строкой; «Обзор» - разбор новой компьютерной игры; «Репортаж» - материалы с киберспортивных мероприятий; «Сегодня в программе» -анонс выпуска; «P.S.» - забавные видео, связанные с киберспортом Названий рубрик как таковых нет, но мы предлагаем выделить следующие смысловые блоки: «Анонс» - Представление игры, в которую будут играть участники; «Буткемп» - основная часть программы, во время которой гости играют в компьютер, обсуждают особенности игры, ведущий в это время модерирует беседу и комментирует игровой процесс; «Итоги» - эмоции гостей от прошедшей игры «Репортаж» - периодические сюжеты о российских компаниях-разработчиках; «Мини-интервью» - небольшой вступительный разговор ведущего с гостями

Темы выпусков В чем сходства реального футбола с киберспортивным; Тенденции развития киберспортивной индустрии; Как искусственный интеллект обыграл действующих чемпионов мира в Dota 2; Как менялась эко-система киберспортивных организаций; Проблемы и потенциал женского киберспорта; Зарплаты и призовые киберспортсменов; Что такое киберспорт; Что такое косплей Движение косплей; Игры жанра «королевская битва»; Каковы призовые киберспортивных чемпионатов; Какой техникой пользуются профессиональные кибер-спортсмены; Компьютерные клубы как явление в XXI веке; Мобильные приложения, созданные по мотивам компьютерных игр; Обновления в новых версиях игр; Открытие Yota Arena в Москве; Российские разработчики видеоигр

Обсуждаемые мероприятия и игры В Копенгагене прошел киберспортивный турнир: команда СНГ обыграла в финале команду из Швеции; Blizzard-турнир; Турнир TheKualaLumpurMajor открылся в Малайзии; Прошел Первый турнир Киберспортивная Москва 2018, игроки которого - люди из органов исполнительной власти Москвы; Прошел фестиваль Sectoresports при поддержке «Газпром-медиа Развлекательное телевидение» Игры: Автосимулятор; Call of Duty; Counter-Strike: Global Offensive; FIFA19; League of Legends; Mine Craft; Mortal Kombat; Overwatch; Sekiro: Shadows Die Twice; World of tanks Турнир «Золотая клава»; Игры: Call of Duty: Black Ops 4; Portal 2; Far Cry 5; Heroes of the Storm; Overwatch; League of Legends; Apex Legends; Far Cry New Dawn; CityBattle: Virtual Earth; Mortal Kombat XL; CityBattle: Virtual Earth; Castle Crashers; Keep Talking and Nobody Explodes; Grand Theft Auto V; Capcom vs Marvel Infinit

Гости в студии

Александр Горбаченко,

президент федерации

компьютерного спорта Москвы; Александр Хитров,

руководитель медиа-

направления GambitEsports; Анна Молева, официальное лицо игры BioShockInfinite, косплеер, стример; Артем Биский, 14-летний киберфутболист forZeeSportsи футболист ФК «Спартак»; Данил Габов, игрок состава ТеатЕтрие по Rainbowsixsiege; Иван Кузнецов, PR-директор компании Wargaming в СНГ; Ксения У^аКлюенкова,

восьмикратная чемпионка мира, профессиональный игрок в CS:GO;

Михаил Гармаш, кибер-спортсмен, восьмикратный чемпион СНГ;

Ольга Морозова, научный сотрудник Института

психологии РАН и Московского центра исследования видеоигр; Роман Дворянкин, главный менеджер МЛш.рго; Ярослав Комков, управляющий партнер Winstrike

Алексей Каменский, модератор

сообщества citybattle,

киберспортсмен;

Анна Молева, официальное

лицо игры BioShocklnfinite,

косплеер, стример;

Вадим Захаров,

киберспортсмен;

Диана Иванченко, участница

женской киберспортивной

сборной;

Иван Жестков, стример, ведущий телеканала E TV; Иван Шиков, любитель компьютерных игр; Ильяс Гумеров,

киберспортивный журналист; Никита Морозов,

киберспортсмен; Олег Клименко,

киберспортивный журналист; Олег Криволапов, ведущий телеканала E TV; Олег Рам, геймер, стример; Павел Ефанов,

киберспортивный журналист; Павел Царьков, барбер, любитель компьютерных игр; Павел Шабалин, комментатор чемпионатов по Overwatch; Полина Парака, комментатор чемпионатов по Overwatch; Роман Котков, главный редактор издательства Bubble; Станислав Кириллочкин,

менеджер по работе с ключевыми клиентами

компании Ctrlplay; Яна Щербицкая, комьюнити-менеджер CityBattle:

VirtualEarth

Партнеры и спонсоры

Начиная с седьмого выпуска, появилась ремарка: «Новости подготовлены при поддержке информационного портала cybersport.ru». Также во втором сезоне у программы появились спонсоры: букмекерская

компания «ООО Бертинг» и PariWatch

Как видно из Таблицы 1, «Кибератлетика» позиционирует себя как передача, которая популяризирует киберспорт. «Матч ТВ» работает на свою аудиторию, понимая, что зрители могут не знать некоторых терминов, создатели передачи поясняют сленг киберспортсменов субтитрами. «Кибератлетика» - динамичная программа с большим количеством рубрик, позволяющих рассказать о разных гранях киберспорта. Гости передачи - профессионалы из разных областей виртуального спорта. Среди репортажей выделяется сюжет о создании в России первого в мире кибертренажера для восстановления здоровья. Нередко в эфире уделяется внимание финансовой составляющей киберспорта. Как выяснили ведущие, средняя зарплата игрока составляет от $ 1500 до 6000 в месяц. Корреспондент Павел Ефанов применяет активные стендапы в своих репортажах: пинает мяч на поле в сюжете о традиционном и киберфутболе, надевает VR-очки, выходит из кабины автомобиля, говоря о автосимуляторах. Его сюжеты строятся на судьбах людей, он, что называется, рассказывает историю через героев. Обратимся к некоторым особенностям видеоряда. Для передачи характерен динамичный монтаж. Тон задает музыкальное оформление. В первых выпусках студийные подводки не дополняли мелодией, затем музыка стала сопровождать весь выпуск, что придало большей динамике передаче. Во втором сезоне появились мини-зарисовки о повседневной жизни героя, в которых показаны его семья, друзья, работа. «Буткемп» к пятому выпуску преобразился, появились крупные планы игровой зоны, а с появлением спонсоров стали снимать крупные планы с их логотипами.

«Вечерний Launch» - нишевая программа для телезрителей, разбирающихся в компьютерных играх. В этом ее ключевое отличие. Считается, что киберспорт популярен не столько за счет того, что людям интересно играть, сколько за счет того, что им интересно смотреть, как играют другие люди. Возможно, благодаря этой особенности передача подобного рода имеет место быть на телевидении. Программа достаточно гибкая по своей структуре, тематические блоки не ограничены по времени, однако большую часть занимает процесс игры. Гостями, как правило, становятся киберспортивные журналисты, либо люди из сообщества любителей компьютерных игр. Интересен и тот факт, что у «Вечернего Launchа» нет спонсорской поддержки, это может говорить о том, что он популярен и, как следствие, финансово независим.

Как видим, киберспорт может быть интересен телевизионной аудитории. Главным выводом станет мысль о том, что при создании телевизионного продукта о киберспорте важно детально проработать целевую аудиторию, выделить свой собственный формат, который будет востребован и оправдан в эфирной сетке. Киберспорт на российском телевидении занимает незначительную часть, но тем не менее популярность нишевых шоу, рассмотренных нами, говорит о перспективности подобного рода телепрограмм.

Список литературы

1. Богуславская, В. В. Лингвистическая репрезентация киберспортивного медиасообщества [Текст] / В. В. Богуславская, А. О. Азизулова, Е. А. Будник // Знак : проблемное полемедиаобразования : науч. журн. - Челябинск, 2018. - № 4 (30). -С. 104-111.

2. Викулов, В. В. Журналистика в киберспорте [Текст] / В. В. Викулов // Вестник ТвГУ Сер. Филология. - 2017. - № 3. - С. 198-201.

3. Зарипов, А. Р. Лексический аспект киберспортивного дискурса [Текст] / А. Р. Зарипов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 2 (56): в 2-х ч. - Ч. 1. - C. 99-101.

4. Матусовский, Д. «Матч ТВ» увеличит число киберспортивных трансляций [Электронный ресурс] / Д. Матусовский. - URL: https://www.cybersport.ru/news/match-tv-uvelichit-chislo-kibersportivnykh-translyatsiy (дата обращения: 05.05.2019).

5. Матч ТВ. Кибератлетика. Выпуск 1 [Электронный ресурс] / Матч ТВ. - URL: https:// matchtv.ru/cyber/matchtvvideo_NI918261_clip_Kiber-atletika_Vypusk_1 (дата обращения: 28.03.2019).

6. Матч ТВ. Кибератлетика. Выпуск 10 [Электронный ресурс] / Матч ТВ. - URL: https://matchtv.ru/cyber/matchtvvideo_NI1002049_clip_Kiber-atletika_Vypusk_10 (дата обращения: 21.04.2019).

7. Матч ТВ. Кибератлетика. Выпуск 11 [Электронный ресурс] / Матч ТВ. - URL: https://matchtv.ru/cyber/matchtvvideo_NI1008474_clip_Kiber-atletika_Vypusk_11 (дата обращения: 21.04.2019).

8. Матч ТВ. Кибератлетика. Выпуск 2 [Электронный ресурс] / Матч ТВ. - URL: https:// matchtv.ru/cyber/matchtvvideo_NI923018_clip_Kiber-atletika_Vypusk_2 (дата обращения: 28.03.2019).

9. Матч ТВ. Кибератлетика. Выпуск 3 [Электронный ресурс] / Матч ТВ. - URL: https:// matchtv.ru/cyber/matchtvvideo_NI925352_clip_Kiber-atletika_Vypusk_3 (дата обращения: 28.03.2019).

10. Матч ТВ. Кибератлетика. Выпуск 4 [Электронный ресурс] / Матч ТВ. - URL: https:// matchtv.ru/programms/cyberatl/matchtvvi-deo_NI929797_clip_Kiberatletika_Vypusk_4 (дата обращения: 28.03.2019).

11. Матч ТВ. Кибератлетика. Выпуск 5 [Электронный ресурс] / Матч ТВ. - URL: https:// matchtv.ru/cyber/matchtvvideo_NI932949_clip_Kiber-atletika_Vypusk_5 (дата обращения: 28.03.2019).

12. Матч ТВ. Кибератлетика. Выпуск 6 [Электронный ресурс] / Матч ТВ. - URL: https:// matchtv.ru/cyber/matchtvvideo_NI937954_clip_Kiber-atletika_Vypusk_6 (дата обращения: 28.03.2019).

13. Матч ТВ. Кибератлетика. Выпуск 7 [Электронный ресурс] / Матч ТВ. -URL: https:// matchtv.ru/cyber/matchtvvideo_NI942658_clip_Kiber-atletika_Vypusk_7 (дата обращения: 28.03.2019).

14. Матч ТВ. Кибератлетика. Выпуск 8 [Электронный ресурс] / Матч ТВ. - URL: https:// matchtv.ru/cyber/matchtvvideo_NI946517_clip_Kiber-atletika_Vypusk_8 (дата обращения: 28.03.2019).

15. Матч ТВ. Кибератлетика. Выпуск 9 [Электронный ресурс] / Матч ТВ. - URL: https:// matchtv.ru/cyber/matchtvvideo_NI994658_clip_Kiber-atletika_Vypusk_9 (дата обращения: 21.04.2019).

16. Никитин, К. Киберспорт - это спорт будущего или развлечение? [Электронный ресурс] / К. Никитин. - URL: https://www.pnp.ru/econo-mics/kibersport-eto-sport-budushhego-ili-razvlechenie.html (дата обращения: 28.04.2019).

17. Новиков, И. Киберспорт и телевидение: новый этап? [Электронный ресурс] / И. Новиков. - URL: https://m.sovsport.m/cyber-sport/articles/1059042-kibersport-i-televidenie-novyj-etap (дата обращения: 28.04.2019).

18. Телеканал Е. Вечерний Launch. ApexLegends [Электронный ресурс] / Телеканал Е. -URL: https://www.youtube.com/watch?v=4ohmmv2h-Zpk&list=PL0QevCdzAVUDMWEkQ DyXsyk5wah7i1Fs3&index=9 (дата обращения: 21.04.2019).

19. Телеканал Е. Вечерний Launch. Call of Duty: Black Ops 4. [Электронный ресурс] / Телеканал Е. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=JrAZcJxHHFM&list=PL0QevCdzA VUDMWEkQDyXsyk5wah7i1Fs3&index=15 (дата обращения: 21.04.2019).

20. Телеканал Е. Вечерний Launch. CapcomvsMarvellnfinite [Электронный ресурс] / Телеканал Е. - URL: https://www.you-tube.com/watch?v=kyabpusFZRI&list=PL0QevCdzA VUDMWEkQDyXsyk5wah7i1Fs3&index=1 (дата обращения: 21.04.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Телеканал Е. Вечерний Launch. CastleCrashers [Электронный ресурс] / Телеканал Е. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=ogfjWp6Ra-Kg&list=PL0QevCdzA VUDMWEkQDyXsyk5wah7i1Fs3&index=4 (дата обращения: 21.04.2019).

22. Телеканал Е. Вечерний Launch. CityBattle: VirtualEarth [Электронный ресурс] / Телеканал Е. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=sDI5DfR2Eso&list=PL0QevCdzA VUDMWEkQDyXsyk5wah7i1Fs3&index=5 (дата обращения: 21.04.2019).

23. Телеканал Е. Вечерний Launch. CityBattle: VirtualEarth [Электронный ресурс] / Телеканал Е. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=-cyuIDVEQmbo&list=PL0QevCdz AVUDMWEkQDyXsyk5wah7i1Fs3&index=7 (дата обращения: 21.04.2019).

24. Телеканал Е. Вечерний Launch. FarCry 5 [Электронный ресурс] / Телеканал Е. -URL: https://www.youtube.com/watch?v=zEtGo-W_FHDI&-list=PL0QevCdzAVUDMWEk QDyXsyk5wah7i1Fs3&index=13 (дата обращения: 21.04.2019).

25. Телеканал Е. Вечерний Launch. FarCryNewDawn [Электронный ресурс] / Телеканал Е. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=afIgUtVPJ-K4&list=PL0QevCdzA VUDMWEkQDyXsyk5wah7i1Fs3&index=8 (дата обращения: 21.04.2019).

26. Телеканал Е. Вечерний Launch. GrandTheftAuto V [Электронный ресурс] / Телеканал Е. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=fCl8kBgVr-h8&list=PL0QevCdzA VUDMWEkQDyXsyk5wah7i1Fs3&index=2 (дата обращения: 21.04.2019).

27. Телеканал Е. Вечерний Launch. HeroesoftheStorm [Электронный ресурс] / Телеканал Е. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=CtsZtHPa-L0&list=PL0QevCdzAVUDMWE-kQDyXsyk5wah7i1Fs3&index=12 (дата обращения: 21.04.2019).

28. Телеканал Е. Вечерний Launch. KeepTalkingandNobodyExplodes [Электронный ресурс] / Телеканал Е. - URL: https://www.youtube.com/watch?-v=MlEPD4N0E&list=PL0 QevCdzAVUDMWEkQDyXsyk5wah7i1Fs3&index=3 (дата обращения: 21.04.2019).

29. Телеканал Е. Вечерний Launch. LeagueofLegends [Электронный ресурс] / Телеканал Е. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=JK3TKXrwL-qk&list=PL0QevCdz AVUDMWEkQDyXsyk5wah7i1Fs3&index=10 (дата обращения: 21.04.2019).

30. Телеканал Е. Вечерний Launch. MortalKombat XL [Электронный ресурс] / Телеканал Е. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=JDzb9Jp0w-kE&list=PL0QevCdzA VUDMWEkQDyXsyk5wah7i1Fs3&index=6 (дата обращения: 21.04.2019).

31. Телеканал Е. Вечерний Launch. Overwatch [Электронный ресурс] / Телеканал Е. -URL: https://www.youtube.com/watch?v=FuiHk16rQj8&list=PL-0QevCdzAVUDMWEkQD yXsyk5wah7i1Fs3&index=11 (дата обращения: 21.04.2019).

32. Телеканал Е. Вечерний Launch. Portal 2 [Электронный ресурс] / Телеканал Е. -URL: https://www.youtube.com/watch?v=kwloLqpiCnI&list-=PL0QevCdzAVUDMWEkQD yXsyk5wah7i1Fs3&index=14 (дата обращения: 21.04.2019).

Сидунова Мария Константиновна - студент третьего курса факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Электронная почта: [email protected]

Научный руководитель: Симакова Светлана Ивановна - кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

DOI 10.24411/2070-0717-2019-10115 а. А. Сорокина

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет

информационных технологий, механики и оптики

Санкт-Петербург (Россия)

«РУССКИЙ» КОМИКС В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ

К комиксам неуклонно растет интерес. Они все чаще становятся предметом спора и дискуссий среди разных ученых и обывателей. Растет число публикаций в научных журналах и диссертаций. В книжных магазинах появляются отдельные стеллажи с комиксами. В предлагаемой статье отмечаются некоторые особенности ««русского» комикса и его истоки.

Ключевые слова: комикс, предпосылки, массовая коммуникация.

Комиксы - это в первую очередь явление массовой культуры, которое так или иначе влияет на общественное сознание. Мы ранее обозначили разные подходы к определению комикса [7. С. 380], и можно утверждать, что комикс - это сложный язык, а также часть массовой коммуникации, под которой мы, вслед за Е. Л. Вартановой, понимаем «систему взаимосвязей, позволяющую получить практически одновременный доступ к социально значимым сообщениям большому числу людей независимо от их местонахождения и социального статуса».

Мы разделяем точку зрения Н. Ю. Григорьевой, которая в своей статье «Теория коммуникации и информации в комиксе» определяет комикс как организованную массовую коммуникацию. Любое СМИ, в частности комикс, это «особый вид социальной коммуникации, осуществляемой посредством обмена действиями порождения и интерпретации специально созданных текстов и визуального ряда (материала), который представляет собой мотивированное целостное, содержательно-смысловое, иерархическое организованное знаковое образование».

В Европе и Азии популярность можно подтвердить следующей статистикой: «около 40 % всей японской печатной продукции приходится на комиксы или манга» [3. С. 30].

«Ежегодно только во Франции публикуется около 1600 новых альбомов, и, согласно опросам, более 50 % населения этой страны читают комиксы. А в США годовые доходы компаний, выпускающих комиксы, исчисляются миллиардами долларов» [1. С. 42]. Причина повсеместной популярности в том, что сегодня визуализация играет огромную роль в масс-медиа. СМИ активно используют графики, диаграммы, рисунки, фото, картинки, инфографику и многое другое. Одним из способов визуализации являются и комиксы. Причем в новом виде - не как художественные произведения в картинках, а как формат, благодаря которому можно передавать информацию в масс-медиа.

Точно назвать время появления комикса сложно, так как период формирования этого явления и его предпосылок очень большой. К тому же разные исследователи по-разному

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.