Медиа-контент в современной профессиональной музыкальной образовательной среде: к вопросу об альтернативных видах музыкальных иллюстраций и практического материала для анализа музыкальных произведений
Титова Светлана Сергеевна,
преподаватель кафедры истории, теории музыки и композиции, преподаватель кафедры социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин, ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского», педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДЮЦ» ДЦР «Синтай» E-mail: [email protected]
Кучер Наталья Юрьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории, теории музыки и композиции, ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» E-mail: [email protected]
Морозова Олеся Петровна,
педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДЮЦ» ДЦР «Синтай», учитель музыки МБОУ «СОШ № 55» E-mail: [email protected]
Статья посвящена рассмотрению альтернативных видов музыкальных иллюстраций и практического материала для анализа музыкальных произведений. В качестве поля исследования избраны образцы современного медиа-контента, в котором применяется метод цитирования музыкальных произведений, представляющих мировое классическое наследие. В настоящей работе данные образцы классифицированы по различным основаниям, а также рассмотрены условия и даны практические рекомендации по использованию образцов медиа-контента в учебном процессе образовательных организаций сферы культуры и искусства - профессионального и дополнительного художественного образования. Кроме того, в статье рассмотрены конкретные примеры образцов медиа-контента и особенности цитирования данных произведений.
Ключевые слова: медиа-контент, образовательный процесс в образовательных организациях сферы культуры и искусства, музыкальное образование, анализ музыкальных произведений, цитирование и двойное (цепное) цитирование образцов мировой музыкальной классики.
Исследование проблемного поля по применению мультимедиа технологий и медиа-контента в сфере дополнительного и профессионального художественного образования осуществлялось в рамках расширения диссертационного исследования Титовой С.С. «Формирование готовности будущих педагогов-музыкантов к развитию полимодальных музыкально-образных представлений у младших школьников средствами мультимедиа технологий». Обращение к образцам медиа-контента в образовательном процессе обосновано и представлено в рамках «Программы формирования готовности студентов к педагогической деятельности с применением медиа-контента и мультимедиа-технологий» Титовой С.С. для студентов по программам высшего образования на базе ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им П.И. Чайковского» [18]. Вопросы профессиональной подготовки музыкантов рассмотрены в трудах Кучер Н.Ю.: профессиональной подготовке студентов-музыковедов
[3], о коммуникативной мобильности музыковедов
[4], [5], о содержании и структуре коммуникативной мобильности музыковеда [2].
Авторами разработаны и обоснованы кейс-задания по использованию мульти-медиа ресурсов и технологий в педагогической деятельности [10], описаны педагогические подходы к применению мульти-медиа технологий и ресурсов в образовательном процессе [19], описаны методы формирования готовности студентов к педагогической деятельности с применением мульти-медиа-технологий [11], описаны методы развития музыкального восприятия и музыкально-образных представлений учащихся [12].
Осуществлено научное руководство исследовательскими работами по данному направлению со студентами специальности 53.05.05 «Музыковедение» И.А. Сидорук, О.А. Фигловской. Работы представлены как в сборниках, издаваемых на базе ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, так и на международном уровне - в зарубежных изданиях и конференциях (Барселона - Испания, Северный Чарлстон - США и пр.). На муниципальном уровне в рамках работы учреждений дополнительного образования осуществлено участие в международных конференциях по вопросам актуализации программ в рамках современных требований образовательного процесса (МНПК «Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности,
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
результативности», Челябинск: ЧИППКРО) [13]. Пересмотрена структура реализуемой программы «Музыка», разработана и апробирована программа «Меда-контент и мульти-медиа технологии» на базе МБУ ДО «ДЮЦ» ДЦР «Синтай», г. Челябинск (Титова С.С.).
В настоящей статье представлена схема работы с музыкальным первоисточником - произведением мировой музыкальной классики. По мнению авторов, исходный материал цитируется и подвергается преобразованию в следующих формах медиа-контента: а) кинофильмы; б) мультипликационные фильмы; в) видео-реклама. Рассмотрению медиа-контента в форме мультипликационных фильмов, кинофильмов, видео-рекламы посвящены научные работы и монографии [8], [9], [20] и др.
Образцы данного типа медиа-контента представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Цитаты мировой музыкальной классики в медиа-контенте
Наименование произведения, в котором цитируется музыка Наименование цитируемого музыкального произведения
Кинофильмы
«Лед 2» (спортивная мелодрама), режиссер Жора. Крыжовников, год 2020 (февраль) Музыка-джем в кинофильме (Дмитрий Агофонов) П.И. Чайковский, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Э. Григ, «В пещере горного короля».
«Героическая симфония» (Егоюа). 2003 год. Жанр: драма, история, биография, музыкальный, Реж. Саймон Селлан Джонс, Л. ван Бетховен. Симфония № 3, «Героическая».
«8 новых свиданий» режиссер Марюс Вайсберг, 2015 год. «Болеро» М. Равеля (продолжительный фрагмент)
«Супер Бобровы часть 1» режиссер Дмитрий Дьяченко, год 2016 Л.В. Бетховен. «Ода радости» из Симфонии № 9 И.С. Бах. Тема токкаты из «Токкаты и фуги d moll».
«Любовь-морковь» (художественный фильм, «Реал-Дакота») реж, Александр Стриженов, 2007 год. Ария Канио «Смейся Паяц над своею судьбою» из оперы Р. Леонкавалло «Пяцы», «Марш» Ф. Мендельсона
«Ширли - Мырли». (комедия, «Мосфильм», реж. Владимир Меньшов, 1995 год). В титрах есть ссылка на использование музыки Моцарта, Вагнера, Россини, Мендельсона, Чайковского (Рос. гос. оркестр кинематографии). «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта, увертюра к опере «Сорока-воровка» Дж. Россини, «Свадебный марш» Ф. Мендельсона, «Полет валькирий» из тетралогии «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера
«Большая перемена» (мелодрама, комедия, «Мосфильм», реж. Алексей Коренев, 1972 год). «Свадебный марш» Ф. Мендельсона. Романс «Я здесь, Инезилья» М.И. Глинки на сл. А.С. Пушкина
«Лед в кофейной гуще» (комедия, Украина, реж. Галина Шигаева, 2009 год). Ария Ленского «Куда, куда вы удалились» (фрагмент) из оперы «Евгений Онегин»
Продолжение
Наименование произведения, в котором цитируется музыка Наименование цитируемого музыкального произведения
«12 стульев» режиссер Леонид Гайдай, 1971 год Тема вступления (Тема «судьбы») из Симфонии № 5, с-то11 Л.В. Бетховена.
«Отдам котят в хорошие руки» (Россия, реж. Александр Бар-шак, 2012 год). И. Штраус. Полька «Триктрак». В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада».
Мультипликационные фильмы
«Гномы и горный король» (Фантазия на тему Э. Грига) реж. И. Ковалевская, киностудия «Союз мультфильм», 1993 год. Э. Григ, «Утро» (Оркестровая сюита «Пер Гюнт», № 1), «В пещере горного короля» (Оркестровая сюита «Пер Гюнт» № 4), «Шествие гномов» (из «Лирической сюиты» для оркестра). Уточнены номера в сравнении с ранее изданными синхронистическими таблицами.
«Иван царевич и серый волк 2» год 2013 («Melnitsa Animation») «Лунная соната» Л.В. Бетховена
«Иван царевич и серый волк 3 », режиссер Дарина Шмидт, год 2015 («Melnitsa Animation») «Полет шмеля» из оперы «Сказки о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова, Ария герцога «Сердце красавиц склонно к измене» Дж. Верди, «Лунная соната» и «К Элизе» Л.В. Бетховена, Давайте поднимем бокалы» из «Травиаты» Дж. Верди, «Полет валькирий» Р. Вагнера
Сказочный блокбастер «Иван царевич и серый волк 4» (декабрь 2019) реж. Дарина Шмидт и Константин Феоктистов («Наше кино», («Melnitsa Animation» 6+) «Танец маленьких лебедей» из «Лебединого озера» П.И. Чайковского, «Полет шмеля» из оперы «Сказки о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова, «ария герцога «Сердце красавиц склонно к измене» Дж. Верди, «Лунная соната» и «К Элизе» Л.в. Бетховена, «Музыкальный момент f moll» Ф. Шуберт, «Танец Феи драже» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик», Ария Эвредики из оперы «Орфей и Эвредика» К.В. Глюка, Ария Фигаро из «Свадьбы Фигаро» Моцарта
Видео-реклама
Билайн Samsung A51-64 Gb «Новогодняя» (декабрь 2020). Тема «Танца пастушков» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Видео-реклама МТС «Тарифное новогоднее предложение «Весь МТС» (ноябрь 2018). Тема «Танца пастушков» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
CHANEL № 5, the film with Nicole Kidman - CHANEL Fragrance К. Дебюсси - «Лунный свет» (фрагмент) - № 3 из «Берга-масской сюиты» (1905).
Окончание
Наименование произведения, в котором цитируется музыка Наименование цитируемого музыкального произведения
Реклама Air France - L'Envol (2011) В. А. Моцарт - Концерт для фортепиано с оркестром № 23 Adagio (фрагмент -тт 61-75).
Рекламный ролик АПХ "Мира-торг» № 1 Ф. Шопен - Ноктюрн Es-dur (фрагмент)
Реклама российской телекоммуникационной компании Ростелеком «Комплект 3 в 1» Э. Григ. «В пещере горного короля»
Реклама Маалокс - Сила двух компонентов И.С. Бах. Прелюдия C-dur (фрагмент) из 1 тома ХТК.
Реклама Самсунг Галакси С4 -Спутник в твоем мире А. Вивальди. «Зима» из цикла «Времена года» (фрагмент).
«White violet» реклама отеля Дель луна (август 2019), возрастные ограничения для просмотра видео. Не для дополнительного художественного образования. По мотивам «Танца Феи Драже» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского
Материал мировой музыкальной классики может встречаться и в форме двойного (цепного) цитирования. «Цепное цитирование» (термин А. Денисова) возникает в ситуации, когда происходит заимствование материала, в основе которого уже присутствует цитата. Исследователь подчеркивает, что изучение данных образцов должно происходить с анализом следующих характеристик: а) текст первоисточника (текст-донор); б) текст произведения, в котором звучит цитата (текст -реципиент); в) взаимоотношение текста донора и текста-реципиента (нейтральное, динамическое, управляющее) [1, С. 29]; г) природа репрезентации (музыкальная и немузыкальная); д) внетекстовые связи цитаты; е) внетекстовые связи контекста [1, С. 31]. Примером могут служить литературные произведения, в которых присутствует указание на музыкальное произведение (первая цитата), в свою очередь, послужившее основой для экранизации и преобразованное в медиа-контент (двойное цитирование). Рассмотрение особенностей двойного цитирования произведения мировой музыкальной классики также рассмотрено в авторских работах [15].
В процессе изучения образцов медиа-контента с цепным (двойным) цитированием произведений мировой музыкальной классики в экранизациях литературных сочинений Титовой С.С. была сформулирована классификация данных образцов [15]:
1) по полноте указания на музыкальное сочинение;
2) по точности воспроизведения указанного (цитированного) в литературном произведении музыкального сочинения в медиа-контенте; 3) по продолжительности звучания указанного (цитированного) в литературном произведении музыкального произведения в медиа-контенте; 4) по функции музыкального произведения в экранизации литературного сочинения; 5) по соответствию исполнения в экранизации описанию его исполнения в ли-
тературном сочинении; 6) по сочетаемости образного плана музыкального произведения в экранизации литературного сочинения.
Некоторые образцы цепного цитирования произведения мировой музыкальной классики в экранизациях литературных сочинений приведены в Таблице 2.
Таблица 2. Образцы медиа-контента с цепным (двойным) цитированием произведения мировой музыкальной классики в экранизациях литературных сочинений
Наи- Режиссёр, год Наименова- Наименование ци-
мено- экранизации, ние лите- тированного музы-
вание страна, продол- ратурного кального произве-
кино- жительность произведе- дения в литератур-
филь- ния в основе ном первоисточни-
ма кинофильма ке, композитор
и его автор
«Крей- Режиссёр Ми- «Крейцерова Л. Бетховен, Сона-
церова хаил Швейцер, соната», та № 9 ор.47 для
соната» 1987 год, СССР, Л.Н. Толстой скрипки и форте-
2 серия 1.07.11 пиано
«Дво- Режиссёр Ан- «Дворян- Фрагменты балла-
рян- дрей Михалков- ское гнездо», ды № 2
ское Кончаловский, И.С. Тургенев Ф. Шопена
гнездо» 1969 год, СССР,
1.44.44
Кроме того, цитирование произведений мировой музыкальной классики нередко возникает в образцах современной массовой музыкальной культуры. В ходе изучения данного явления авторами настоящей работы была осуществлена следующая классификация данных образцов [14]: 1) по продолжительности цитированного музыкального произведения; 2) по работе с первоисточником по тембру и фактуре; 3) по работе с интонационной основой первоисточника; 4) по работе с темповыми характеристиками первоисточника;
5) по расположению первоисточника в фактуре;
6) по степени основания для создания современной композиции; 7) по отражению в наименовании сочинений отсылки к классическому наследию; 8) по выстраиванию видеоряда композиции
По мнению авторов, вышеуказанные параметры являются основополагающими для создания классификации образцов медиа-контента. Некоторые примеры такого рода приведены в Таблице 3.
Таблица 3. Образцы медиа-контента с цитированием мировой музыкальной классики в современных сочинениях массовой музыкальной культуры
Наименование сочинения массовой музыкальной культуры Наименование исполнителя сочинения массовой музыкальной культуры Наименование цитированного музыкального произведения мировой музыкальной классики, композитор, часть, тональность,
«Party Like a Russian» Robbie Williams Англия С.С. Прокофьев. Танец Рыцарей из балета «Ромео и Джульетта»
сз о со -а
I=i А —i о
сз т; о
m О
от
З
ы о со
Окончание
Наименование сочинения массовой музыкальной культуры Наименование исполнителя сочинения массовой музыкальной культуры Наименование цитированного музыкального произведения мировой музыкальной классики, композитор, часть, тональность,
«Beethoven's 5th Symphony» Yngwie Malmsteen Л.ван Бетховен. «Симфония № 5», 1 часть.
«К Элизе» «Серёга и ПМ» «К Элизе» Л.В. Бетховена
«As I Am» «Alicia Keys» Ноктюрн his moll Ф. Шопена
«Clean Bandit. Love Ssega» «Mozart's House» В.А. Моцарт. Фрагмент струнного квартета № 21 D dur
«Dance of the Sugar Plum Fairy» (Official Video) Октябрь 2017 Lindsey Stirling. Сольное исполнение на скрипке с аранжировкой По мотивам «Танца Феи Драже» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского
«Танец Феи Драже» B&B Project. Дуэт под современную аранжировку -на бандуре и баяне По мотивам «Танца Феи Драже» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского
«Танец Феи Драже» Красногорская ДМШ - Солист и аранжировщик -Константин Седов. Сольное исполнение на электрогитаре По мотивам «Танца Феи Драже» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского
«Dance Of The Sugar Plum Fairy» U-LIKE. Вокальный квинтет Танец Феи Драже из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Помимо этого, в образовательном процессе может быть использован медиа-контент, применяемый в рамках методики преподавания, в частности, музыкально-теоретических дисциплин и фортепиано. Данное предметное поле исследования представлено в следующих работах: [6], [7], [13], [16], [17].
В ходе анализа медиа-контента по методике преподавания музыкально-теоретических дисциплин и фортепиано была осуществлена классификация данных образцов [6], [16]. Основными параметрами классификации являются: а) периодичность представленного материала (отдельная серия или цикл); б) назначение (мастер-класс, открытый урок, семинар и др.); в) исполнение (теоретическое объяснение, объяснение с иллюстрациями, объяснение с участием обучающихся и т.д.); г) характер материала (отдельная теоретическая тема, отдельный вид работы, работа над конкретным и пр.); д) способ записи (стационарная запись с одной базы, онлайн-трансляция урока в реальном времени, с дистанционным участием препо-о давателя и/или обучающегося; видео-презентация Ы с закадровым пояснением, схемами, с/без видео £ преподавателя и обучающегося и т.д.); е) способ ~ предоставления доступа (бесплатные и платные г версии, и пр.).
Некоторые примеры такого рода медиа-контента приведены в Таблице 4 (музыкально-теоретические дисциплины) и в Таблице 5 (фортепиано).
Таблица 4. Образцы медиа-контента по методике преподавания музыкально-теоретических дисциплин
Автор методики Краткое описание методики
Д.И. Шайхутдинова Проблемно-модульное обучение сольфеджио в дмш и Дши
М.С. Помазен-кова Применение планшетных технологий на уроках сольфеджио в ДШИ
Н.А. Царева, Н.А. Сорокина Полифония на уроках слушания музыки и музыкальной литературы в ДШИ
Микрюкова С.Г. Использование интерактивной доски на уроках слушания музыки и музыкальной грамоты в ДШИ
Таблица 5. Образцы медиа-контента по методике преподавания фортепиано
Автор методики Краткое описание и предназначение методики
В.В. Пясецкий «Занятия с начинающими». «Первые уроки с Машей и Соней» цикл фрагментов занятий первых трех месяцев обучения, 5 лет
Е. Мельникова «Занятия для детей на пианино»
Ю. Казакова Донотный период обучения дошкольников на фортепиано (начальный период, возраст 5-6 лет)
И..М. Бажалкина «Методика решения разнообразных координационных и слуховых задач в пианистической практике начального периода обучения» мастер-класс
Е. Губина «Занимательные гаммы или знакомство с гаммовым комплексом на начальном этапе» (1 класс, возраст 7 лет)
Н. Богданова «Работа над музыкальным произведением» (мастер класс)
По заказу Администрации ГО Богданович (Сердл. области) «Дистанционный урок по специальности фортепиано в ДШИ» 5 класс
Н.С. Лемешкина Начальное обучение детей 2-х лет (с 1,5 лет до 3 лет)
А. Бикенова (ДШИ Нур-Султан, Казахстан) «Полный урок по фортепиано в 1 классе»
Подведем итоги. Материал настоящей работы представляет интерес и имеет практическую направленность и может быть востребован как преподавателями ДШИ, так и студентами, обучающимися по программам высшего и среднего профессионального образования в области культуры и искусства. Работа содержит конкретные образцы медиа-контента с цитированием произведений мировой музыкальной классики, а также медиа-контент по методике преподавания музыкально-теоретических дисциплин и фортепиано.
Практические аспекты применения данного вида образцов медиа-контента включают следующие виды работы: анализ музыкальной ткани сочинения, анализ тембров, сравнение исполнительских трактовок, умение распознать и определить способы модификации первоисточника. Все это необходимо при анализе таких образцов медиа-контента как мультипликационные фильмы, кинофильмы, видео-реклама, образцы современной массовой музыкальной культуры, а также цитирование в литературном сочинении. На наш взгляд, немаловажным является рассмотрение таких параметров как точность воспроизведения, полнота использования музыкального произведения, собственно исполнение музыкального произведения. Именно эти характеристики являются общими в анализе рассматриваемых образцов, предлагаемых для работы с данным материалом при использовании его в образовательном процессе.
Представленные в статье образцы изучаются как в рамках реализации «Программы формирования готовности студентов к педагогической деятельности с применением медиа-контента и мультимедиа-технологий» (автор - преподаватель С.С. Титова), так и в рамках следующих дисциплин: «Массовая музыкальная культура», «История современной музыки», «Теория современной композиции», «Современная гармония», «Сольфеджио» по программам высшего образования. Применение данных образцов видится возможным и на дисциплинах по программам среднего профессионального образования, а также программам дополнительного художественного образования (за исключением использования образцов с возрастными ограничениями к просмотру, что учитывалось при составлении таблиц образцов и систематизации материала). Настоящий материал изучается в рамках программ дополнительного художественного образования - С.С. Титовой разработан авторский курс «Медиа-контент и мульти-медиа технологии».
Литература
1. Денисов, А. Феномен музыкальной цитаты: проблемы исследования - Текст электронный / А. Денисов // MUSICUS,- 2009. - сентябрь, октябрь. -№ 5- С. 28-32. URL: https://docviewer. yandex.ru/view/113532847/?*= Дата обращения (20.01.2021).
2. Кучер, Н.Ю. Содержание и структура коммуникативной мобильности музыковеда / Н.Ю. Кучер. - Текст: электронный // Современные проблемы науки и образования: электронный журнал ВАК. - 2016. - № 3; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24862
3. Кучер. Н.Ю. К вопросу о профессиональной подготовке студентов-музыковедов: исторический аспект / Н.Ю. Кучер. - Текст: непосредственный // Новая наука: стратегии и векторы развития: международное научное периодическое издание по итогам Международной
научно-практической конференции (19 июня 2016 г., г. Ижевск) / в 2 ч. - Ч. 2. - Стерлита-мак: АМИ, 2016. - 233 с. - С. 92-94.
4. Кучер. Н.Ю. К вопросу о формировании коммуникативной мобильности музыковеда / Н.Ю. Кучер. - Текст: непосредственный // Science and education [Text]: materials of the III international research and practice conference, Vol. II, Munich, April 25th-26th, 2013 / publishing office Vela Verlag Waldkaiburg. - Munich. -Germany, 2013. - 444 p. - С. 117-120.
5. Кучер. Н.Ю. Коммуникативная мобильность как профессионально важное качество музыковеда / Н.Ю. Кучер. - Текст: непосредственный // Мир науки, культуры, образования: международный научный журнал / гл. ред. А.В. Петров. - Горно-Алтайск, 2013. - № 6 (43). - 584 с. - С. 155-157.
6. Сидорук, И.А. практические аспекты преподавания теоретических дисциплин по программам профессионального и дополнительного художественного образования: использование медиа-контента по методикам музыкально-теоретических дисциплин [Текст] / И.А. Сидо-рук, науч. рук. С.С. Титова // Лучшая студенческая статья 2020: сборник статей II Международная практическая концеренция. - Петрозаводск: Новая наука, - Ч. 1. - С. 220-231.
7. Титова С.С., Практические аспекты преподавания теоретических дисциплин на примере курса «Музыка. Фортепиано» по программам дополнительного образования: применение медиаконтента по методикам преподавания фортепиано / С.С. Титова, О.П. Морозова // Мир культуры: искусство, наука, образование: сборник научных статей / сост. А.С. Макурина. - Вып. 9. - Челябинск: ЮУр-ГИИ им. П.И. Чайковского, 2020. - С. 297302.
8. Титова, С.С. Видео-реклама и цитированные образцы мирового музыкального наследия: вопросы взаимодействия и синтеза на примерах с 1998 по 2018 гг. - Текст: непосредственный / С.С. Титова. - Саарбрюккен: Lambert Academic Publishing, 2018. - 83 с.
9. Титова, С.С. Дизайн эмоций средствами мульти-медиа ресурсов и веб-сайтов: на примере видео-рекламы с цитатами из шедевров мировой музыкальной классики-образовательный аспект / С.С. Титова. -Текст: непосредственный // Художественное произведение в современной культуре. Творчество-исполнительство-гуманитарное знание: VI Международная НПК, Челябинск, 27.06.2018 г. - С. 55-65.
10. Титова, С.С. Кейс-задания для подготовки студентов-музыкантов к педагогической деятельности с применением медиа-контента и мультимедиа-технологий: особенности и примеры / С.С. Титова, И.А. Сидорук. - Текст: непосредственный // Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства. -
сз о со -а
А —i о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
U
см см
Челябинск: ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» - 13 мая 2020. - С. 256-261.
11. Титова, С.С. Методы развития музыкального восприятия и музыкально-образных представлений учащихся [Текст]/ С.С. Титова // Образование: традиции и инновации: Материалы XV международной научно-практической конференции (12 октября 2017 года). - Отв. редактор Уварина Н.В. - Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2017. - С. 234237.
12. Титова, С.С. Методы формирования готовности студентов к педагогической деятельности с применением медиа-контента и мультимедиа технологий / С.С. Титова. - Текст: непосредственный. // Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства. -Челябинск: ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» - 13 мая 2020. - С. 245-255.
13. Титова, С.С. Обновление содержания и технологий дополнительного образования детей при реализации дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности: на примере курса «Музыка» («Сольфеджио», «Фортепиано», «Медиа-контент и мультимедиа технологии») / С.С. Титова. - Текст: непосредственный // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности». - Челябинск: ЧИППКРО, 2019. - С. 259-268.
14. Титова, С.С. Образцы медиа-контента музыкальных произведений массовой музыкальной культуры 2/2 XX века-XXI века с цитированием мировой музыкальной классики: практические аспекты применения в рамках музыкально-теоретических дисциплин [Текст] / С.С. Титова, Н.Ю. Кучер //Norvegian Journal of Development of the International of Science. - № 51/2020. -Ч. 3. - декабрь 2020. - С. 25-33.
15. Титова, С.С. Образцы медиа-контента экранизации шедевров русского литературного наследия с цитированием мировой музыкальной классики: практические аспекты применения в рамках музыкально-теоретических дисциплин [Текст]/ С.С. Титова, И.А. Сидо-рук // Norvegian Journal of Development of the International of Science. - № 51/2020. - Ч. 3. -декабрь 2020. - С. 34-38.
16. Титова, С.С. Особенности педагогической работы на музыкально-теоретических дисциплинах с фортепианным ансамблем: на примере фортепианного трио «Акцент» МБУ ДО ДЮЦ ДЦР «Синтай» [Электронный ресурс] / С.С. Титова, О.П. Морозова // Теория и практика современной науки. - 2019. - № 6 (48). - С. 479-485. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=39505631 (дата обращения: 20.01.2021 г.)
17. Титова, С.С. Программы музыкальной направленности и их реализация на базе МБУ ДО
«ДЮЦ» ДЦР «Синтай»: положение среди реализуемых программ, состав программ, особенности реализации («Эклектика», «Музыка»: «Сольфеджио», «Фортепиано», «Медиакон-тент и мультимедиа технологии») / С.С. Титова, О.П. Морозова, Т.Ю. Шубина. - Текст: непосредственный // Международная научно-практическая конференция «Международные студенческие исследования» (сентябрь 2019 г.) - Франция: Лион. - С. 72-99.
18. Титова, С.С. Проект «Программа формирования готовности студентов к педагогической деятельности с применением медиа-контента и мультимедиа-технологий» / С.С. Титова // Искусствознание: теория, история, практика.— Челябинск: - № 1 (27), апрель 2020. - С. 51-58.
19. Титова, С.С. Разнообразие педагогических подходов к применению медиа-контента и мультимедиа технологий в художественном образовании / С.С. Титова. - Текст: непосредственный // Мир культуры: искусство, наука, образование: сб. науч. ст. и творч. работ. -Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2019. - Вып. 8. - С. 117-126.
20. Титова, С.С. Ретрансляция материала шедевров мировой музыкальной классики в образцах медиа-контента (видео-реклама, кинофильмы, мультипликационные фильмы): педагогический аспект [Текст] / С.С. Титова, О.А. Фигловская // Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. Серия Гуманитарные науки. - 2019. - № 7 (июль). -С.80-89.
MEDIA CONTENT IN A MODERN PROFESSIONAL MUSICAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT: TO THE QUESTION OF ALTERNATIVE TYPES OF MUSICAL ILLUSTRATIONS AND PRACTICAL MATERIAL FOR ANALYSIS OF MUSICAL PRODUCTS
Titova S.S., Kucher N.Y., Morozova O.P.
South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky, Children's Development Center «Sintay»
The article is devoted to the consideration of alternative types of musical illustrations and practical material for the analysis of musical works. As a field of research, samples of modern media content are selected, which uses the method of citing musical works that represent the world's classical heritage. In this work, these samples are classified on various grounds, and the conditions are considered and practical recommendations are given for the use of media content samples in the educational process of educational organizations in the sphere of culture and art - professional and additional art education. In addition, the article discusses specific examples of media content samples and the specifics of citing these works.
Keywords: media content, educational process in educational organizations in the sphere of culture and art, music education, analysis of musical works, citation and double (chain) citation of samples of world musical classics.
References
1. Denisov, A. The phenomenon of musical quotation: research problems - Electronic text / A. Denisov // MUSICUS,- 2009. -September, October. -№ 5- p. 28-32. URL: https://docviewer. yandex.ru/view/113532847/?*= Date of access (20.01.2021).
2. Kucher, N. Yu. The content and structure of a musicologist's communicative mobility / N. Yu. Kucher. - Text: electronic // Modern problems of science and education: electronic journal
VAK. - 2016. - No. 3; URL: http://www.science-education.ru/ar-ticle/view?id=24862
3. Kucher, N. Yu. On the issue of professional training of students-musicologists: historical aspect / N. Yu. Kucher. - Text: direct // New science: strategies and vectors of development: an international scientific periodical based on the results of the International Scientific and Practical Conference (June 19, 2016, Izhevsk) / in 2 hours - Part 2. - Sterlitamak: AMI, 2016. - p.92-94.
4. Kucher, N. Yu. On the issue of the formation of communicative mobility of a musicologist / N. Yu. Kucher - Text: direct // Science and education [Text]: materials of the III international research and practice conference, Vol. II, Munich, April 25th-26th, 2013 / publishing office Vela Verlag Waldkaiburg. - Munich. -Germany, 2013. - p.117-120.
5. Kucher, N. Yu. Communicative mobility as a professionally important quality of a musicologist / N. Yu. Kucher. - Text: direct // World of science, culture, education: international scientific journal / ch. ed. A.V. Petrov. - Gorno-Altaysk, 2013. - No. 6 (43). -p.. 155-157.
6. Sidoruk, I.A. practical aspects of teaching theoretical disciplines under the programs of professional and additional art education: the use of media content according to the methods of musical theoretical disciplines [Text] / I.A. Sidoruk, scient. hands. S.S. Titova // Best student article 2020: collection of articles II International Practical Conference. - Petrozavodsk: New Science, - Part 1. - p. 220-231.
7. Titova, S.S. Practical aspects of teaching theoretical disciplines on the example of the course "Music. Piano «under the programs of additional education: the use of media content according to the methods of teaching piano / S.S. Titova, O.P. Moro-zova // World of culture: art, science, education: collection of scientific articles / comp. A.S. Makurina. - Issue. 9. - Chelyabinsk: State budgetary educational institution «South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky», 2020. - p. 297-302.
8. Titova, S.S. Video ads and cited samples of the world musical heritage: issues of interaction and synthesis on examples from 1998 to 2018. - Text: direct / S.S. Titov. - Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2018. - 83 p.
9. Titova, S.S. Emotion design by means of multi-media resources and websites: on the example of video advertising with quotes from the masterpieces of world musical classics - educational aspect / S.S. Titov. - Text: spontaneous // Artistic work in modern culture. Creativity-performing-humanitarian knowledge: VI International NPK, Chelyabinsk, June 27, 2018 - pp. 55-65.
10. Titova, S.S. Case studies for preparing music students for pedagogical activity using media content and multimedia technologies: features and examples / S.S. Titova, I.A. Sidoruk. - Text: direct // Meanings, values, norms in the life of a person, society, state. - Chelyabinsk: State budgetary educational institution «South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky» - May 13, 2020. - pp. 256-261.
11. Titova, S.S. Methods of development of musical perception and musical-figurative representations of students [Text] / S.S. Titova // Education: Traditions and Innovations: Materials of the XV International Scientific and Practical Conference (October 12, 2017). - Resp. editor Uvarina N.V. - Prague, Czech Republic: Publishing house WORLD PRESS s r.o., 2017. - p. 234237.
12. Titova, S.S. Methods of forming students' readiness for pedagogical activity using media content and multi-media technologies / S.S. Titov. - Text: direct. // Meanings, values, norms in the
life of a person, society, state. - Chelyabinsk: State budgetary educational institution «South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky» - May 13, 2020. - p. 245-255.
13. Titova, S.S. Updating the content and technologies of additional education for children in the implementation of additional general educational programs of artistic orientation: on the example of the course «Music» («Solfeggio», «Piano», «Media content and multimedia technologies») / S.S. Titov. - Text: direct // Materials of the IV International Scientific and Practical Conference «Additional education of children in a changing world: the development of demand, attractiveness, efficiency». - Chelyabinsk: Chelyabinsk Institute for Retraining and professional development of educators, 2019. - p. 259-268.
14. Titova, S.S. Samples of media content of musical works of mass musical culture 2/2 XX century-XXI century citing world musical classics: practical aspects of application in the framework of musical theoretical disciplines [Text] / S.S. Titova, N. Yu. Kucher // Norvegian Journal of Development of the International of Science. - No. 51/2020. - Part 3. - December 2020. - p. 25-33.
15. Titova, S.S. Samples of media content of the adaptation of the masterpieces of the Russian literary heritage with citing world musical classics: practical aspects of application within the framework of musical theoretical disciplines [Text] / S.S. Titova, I.A. Sidoruk // Norvegian Journal of Development of the International of Science. - No. 51/2020. - Part 3. - December 2020. -p. 34-38.
16. Titova, S.S. Features of pedagogical work in musical theoretical disciplines with a piano ensemble: on the example of the piano trio "Accent" Municipal budgetary institution of additional education "Children's Youth Center" Children's Development Center «Sintay» [Electronic resource] / S.S. Titova, O.P. Moro-zova // Theory and practice of modern science. - 2019. - No. 6 (48). - p. 479-485. URL: https://www.elibrary.ru/item.as-p?id=39505631 (date of access: 20.01.2021)
17. Titova, S.S. Music programs and their implementation on the basis of Municipal budgetary institution of additional education "Children's Youth Center" Children's Development Center «Sin-tay»: position among the implemented programs, composition of programs, implementation features ("Eclecticism", "Music": "Solfeggio", "Piano", "Media content and multimedia technologies ») / S.S. Titova, O.P. Morozova, T. Yu. Shubina. - Text: direct // International Scientific and Practical Conference "International Student Research" (September 2019) - France: Lyon. - p. 72-99.
Titova, S.S. The project "Program for the formation of students' readiness for pedagogical activity using media content and multimedia technologies" / S.S. Titova // Art: theory, history, practice. - Chelyabinsk: - No. 1 (27), April 2020. - p. 51-58. Titova, S.S. A variety of pedagogical approaches to the use of media content and multimedia technologies in art education / S.S. Titova. - Text: direct // World of culture: art, science, education: collection of articles. scientific. Art. and creative. works. -Chelyabinsk: Yu. P.I. Tchaikovsky, 2019. - Issue. 8. - p. 117126.
20. Titova, S.S. Retransmission of the material of the masterpieces of the world musical classics in samples of media content (video advertisements, films, cartoons): pedagogical aspect [Text] / S.S. Titova, O.A. Figlovskaya // Modern Science. Actual problems of theory and practice. Series Humanities. - 2019. - No. 7 (July). - p. 80-89.
18
19
C3
o
CO "O
1=1 A
—I
o
C3
o
o
OT
3
u o
CO