Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / НАВЫКИ / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / TEACHERS / PHYSICAL TRAINING / SKILLS / SECURITY MEASURES / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лунин Александр Анатольевич

Рассмотрены педагогические условия приобретения преподавателями физической подготовки в системе повышения квалификации необходимых важных качеств в процессе профессионального обучения с целью дальнейшего применения полученных ими знаний в служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лунин Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS OF A TEACHER TO ENSURESAFETY MEASURES IN PHYSICAL TRAINING CLASSES

The article considers the pedagogical conditions for teachers to acquire physical training in the system of professional development of the necessary important qualities in the process of professional training in order to further apply the knowledge they have gained in their professional activities.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ»

УДК 37.01 ББК 74

DOI 10.24411/2500-0365-2020-15422

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

А. А. Лунин

Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Домодедово, Россия

Рассмотрены педагогические условия приобретения преподавателями физической подготовки в системе повышения квалификации необходимых важных качеств в процессе профессионального обучения с целью дальнейшего применения полученных ими знаний в служебной деятельности.

Ключевые слова: преподаватели, физическая подготовка, навыки, меры безопасности, повышение квалификации.

Введение. Педагогическая компетентность — теоретическая и практическая готовность к осуществлению педагогической деятельности, включающей овладение психолого-педагогическими, предметными (или специально-педагогическими), методическими (технологическими) знаниями и умениями. И педагогическое мастерство, и педагогическая компетентность являются характеристиками, определяющими готовность и способность выполнять педагогические функции [5].

В нашей стране вопросам подготовки высококвалифицированных преподавателей физической подготовки всегда уделялось большое внимание. Если обратиться к образовательному курсу любого высшего учебного заведения, которое готовит специалистов этого профиля, то мы увидим, что программа обучения состоит из очень важных блоков, одним из которых является обеспечение безопасности на занятиях по физической подготовке и мерах по профилактике и недопущению травматизма.

В нашем исследовании мы затронем ключевые вопросы подготовки преподавателей физической подготовки на курсах повышения квалификации во Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников МВД России в целях эффективного обучения физической культуре сотрудников органов внутренних дел и мерах безопасности, который должен знать каждый профессиональный педагог в процессе проведения учебного занятия.

Физическая культура является составляющей физической подготовки, а та, в свою очередь, профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел [6].

Но при всем при этом часто наблюдается высокий уровень травматизма начинающих сотрудников органов внутренних дел, демонстрирующий их непрофессионализм. По исследованиям Департамента государственной службы и кадров МВД России около 50 % пострадавших в ходе оперативной деятельности являются сотрудники патрульно-постовой службы, стаж

службы которых в ОВД от 1 до 5 лет. Подобные примеры свидетельствуют о безответственном отношении к физической и боевой подготовке, а, следовательно, несформированности профессиональных ценностных установок физической культуры, направленных на сбережение своего здоровья, на разумно-волевые действия, на самооборону, на мобилизацию и концентрацию физических усилий, что чрезвычайно важно в силу специфики профессиональной деятельности [2].

Обучение необходимым современным профессиональным навыкам преподавателей, которые в свою очередь смогут не только заинтересовать обучающихся основами физической культуры, но и смогут обеспечить меры необходимой безопасности на занятиях по физической подготовке с сотрудниками правоохранительных органов является на наш взгляд перспективным направлением педагогической работы.

Цель и задачи. Определить спектр причин, в результате которых допускаются нарушения установленных мер безопасности на занятиях по физической подготовке, с подбором рекомендаций по использованию педагогических технологий для их устранения. По результатам исследования запланировано разработать учебное пособие для преподавателей циклов физической подготовки подразделений органов внутренних дел с целью применения качественного педагогического инструментария по профилактике нарушений мер безопасности и травматизма среди сотрудников на учебных занятиях по физической подготовке.

Материалы и методы исследования. Требования, предъявляемые государством к сотрудникам правоохранительных органов Российской Федерации очень высоки, и требуют полной самоотдачи, а зачастую и самопожертвования для выполнения служебных задач на высоком профессиональном уровне. Эта работа зачастую сопряжена с применением огнестрельного оружия, физической силы и специальных средств. Безусловно от того насколько сотрудник органов внутренних дел будет способен к выполнению поставленных

задач, и при этом будет максимально сконцентрирован, физически подготовлен, морально устойчив, зависит не только уровень выполнения им профессиональных обязанностей, но и сохранение собственной жизни и жизни окружающих граждан.

Сотрудники полиции несут службу по охране общественного порядка и общественной безопасности в пеших патрулях, в составе патрульно-постовых нарядов, оперативных, следственных и других подразделениях, в связи с чем повышенная бдительность и готовность противостоять правонарушителям должна быть выработана и доведена до автоматизма. Эта профессиональная готовность сопряжена с тактическими умениями и навыками преследования и задержания преступников, зачастую оказывающих сопротивление и неподчиняющихся законным требованиям сотрудников органов внутренних дел. При этом всегда сотрудникам важно помнить, что любое применение физической силы требует соразмерности и не должно повлечь за собой последствия, угрожающие здоровью нарушителя и увечья.

Учитывая эти факторы очень важно грамотно и четко обучить сотрудников органов внутренних дел основам физической подготовки, обеспечить усвоение и практическое закрепление полученных знаний в спортивных залах, комплексах и тренажерах образовательных организаций с участием преподавателей, на которых возложена серьезная задача научить полицейских в рамках служебно-боевой подготовки. В свою очередь, преподаватели этого направления должны обладать глубокими комплексными теоретическими и практическими знаниями в процессе обучения сотрудников МВД России, в том числе основам выполнения мер безопасности на занятиях по физической подготовке.

В целях получения информации для решения этих педагогических задач нами было проведено анкетирование преподавателей физической подготовки, которые проходили повышение квалификации на кафедре огневой и физической подготовки нашего Института на тему: «Эффективные педагогические приемы обучения основам мерам и техники безопасности на занятиях по физической подготовке». Всего было опрошено 88 сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России, средний возраст респондентов составил 28 лет, а срок службы в занимаемой должности 2, 5 года.

Основная часть. Физическая подготовка — процесс совершенствования физических (двигательных) способностей человека, осуществляемый с учетом специфических особенностей его деятельности [3]. Среди целей физической подготовки можно выделить следующую: сформировать физическую и психологическую готовность сотрудников для успешного выполнения оперативно-служебных задач, умелого применения физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств; обеспечить высокую работоспособность в процессе служебной деятельности [4]. Достижение цели предусматривает решение следующих задач:

— подготовка к действиям, связанным с использованием специальных средств, табельного оружия, боевых приемов борьбы;

— подготовка к преследованию правонарушителей и длительному ускоренному передвижению на местности;

— овладение системой практических умений и навыков самозащиты и личной безопасности в экстремальных ситуациях в служебной деятельности сотрудников;

— формирования необходимых интеллектуальных и профессионально- психологических качеств личности (смелость, решительность, гуманность самодисциплина, бдительность, внимание, самообладание, настойчивость) [1].

В ходе преподавательской деятельности на занятиях по физической подготовке нами часто используется игровое обучение, с элементами тактико-технических приемов по задержанию и обезвреживанию преступников, оказывающих сопротивление со всевозможными предметами угрозы: холодным, огнестрельным оружием, палкой и другими инструментами. Роль оппонентов в этой учебной работе играют сотрудники, также проходящие обучение.

Хотелось бы отметить важность психологического аспекта, когда слушатели — сотрудники полиции, в порыве страсти и эмоций могут перейти к активным «боевым» действиям и нанести серьезную травму своим же коллегам, увлекшись, они могут оказаться чрезмерно жесткими, так как погружаются в эту работу с головой по условиям вводной задачи. Поэтому очень важно преподавателям осуществлять полный контроль за процессом обучения в спортзале, соблюдать меры предосторожности, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение и создать педагогические условия для обеспечения безопасности обучающихся.

Преподаватель в процессе учебного занятия играет ключевую роль и отвечает за весь процесс обучения. Когда мы формируем профессиональные навыки обеспечения мер безопасности на занятиях, то всегда заостряем внимание на исключительно индивидуальной работе с каждым слушателем, при работе в команде, требуем неукоснительного выполнения всех инструктивных требований, нормативного обеспечения и здоровье-сберегающих технологий образовательного процесса. Это касается практически всего — от инвентаря, используемого на занятии, средств индивидуальной защиты и экипировки, одежды обучающихся, обуви, до специальной части приемов рукопашного боя и т. д. Наша задача — научить всему этому преподавателя в процессе повышения квалификации.

Методика и организация исследования. В практической части исследования приняли участие две экспериментальные группы участников: слушатели- преподаватели образовательных организаций МВД России в количестве 45 человек и 2 преподавателя нашей кафедры, а также слушатели- сотрудники и преподаватели из образовательных организаций МВД России в коли-

Педагогические аспекты формирования профессиональных навыков преподавателя.

честве 39 человек и 2 преподавателя с нашей кафедры. Условно группы были разбиты и им были присвоены рабочие названия: группа «Заря» и группа «Вымпел».

Были предусмотрены учебные задания, связанные с выполнением оперативно-боевых задач, с применением физической силы и специальных средств, с отражением нападения, блокировкой правонарушителей и доставлением их в условный отдел полиции. Обе группы получили комплект заданий в конвертах, были проинструктированы и приступили к выполнению. Учебный процесс по выполнению этих вводных фиксировался на видео.

Группе «Заря» было разрешено действовать по обычной программе: от разминки, выбора средств защиты и экипировки, до тактических действий. Преподаватели нашей кафедры были наделены специальными полномочиями фиксировать все действия группы, не вмешиваться, но при этом в любой момент остановить выполнение задания.

Группа «Вымпел» действовала в соответствии с наставлениями и инструктивными требованиями, предъявляемыми к такого рода учебному заданию по экспериментальной программе.

По итогам эксперимента выяснилось, что участники группы «Заря» допустили ряд контролируемых промахов — не провели разминку, должным образом не экипировались, не довели требования к соблюдению мер безопасности, действовали хаотично, чрезмерно наиграно стали проводить задержание и обезвреживание условных правонарушителей, создали конфликтную ситуацию, допустили тактические ошибки и в итоге не справились с заданием. А в группе «Вымпел» прохождение задания осуществлялось слаженно, четко. Не было допущено ошибок, и весь личный состав в команде выполнил учебную задачу на отлично.

По окончании эксперимента профессорско-преподавательским коллективом нашей кафедры был проведен подробный разбор действий каждого участника обоих групп, указано на допущенные ошибки и даны рекомендации по качественному наполнению учебных программ обучения, с обязательными элементами соблюдения мер безопасности на занятиях по физической подготовке. Обучающиеся в свою очередь отметили важность такой педагогической работы.

Выводы и заключение. Физическая подготовка сотрудников правоохранительных органов безусловно

Поступила в редакцию 28 апреля 2020 г.

имеет важное значение, т. к. способствует развитию важных качеств личности сотрудников органов внутренних дел и позволяет с учетом требований нормативного правового обеспечения, а также инструкций, выполнять служебные задачи на высоком организованном уровне, не допуская при этом травм и нарушений дисциплины как в спортивном зале в ходе обучения, так и на службе. Мы экспериментально доказали, что только при четком соблюдении правил и предписаний преподавателями в сфере физической подготовки будут достигнуты высокие результаты служебной деятельности и не допущено никаких нарушений.

Список литературы

1. Асхамов, А. А. Развитие физических качеств у курсантов ссузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях : дис. ... канд.пед.наук. / А. А. Ас-хамов. — Санкт-Петербург, 2007. — 172 с.

2. Баркалов, С. Н. Концептуальные аспекты системы физической подготовки в органах внутренних дел и пути совершенствования ее нормативного обеспечения / С. Н. Баркалов, А. В. Бакин, А. Ф. Кузнецов // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2015. — № 4 (63). — С. 11—16.

3. Иванов, А. В. Специальная физическая подготовка слушателей образовательных учреждений Федеральной службы налоговой полиции: дисс. ... канд. пед. наук. / А. В. Иванов. — Москва, 1999. — С. 13.

4. Никоноров, Е. А. Физическая подготовка как элемент оперативно-боевой подготовки сотрудников органов внутренних дел / Е. А. Никоноров // Вестник Московского университета МВД России. — 2010. — № 12. — С. 18—19.

5. Садеков, Р. Р. Педагогические компетентность и мастерство как основополагающие компоненты профессионализма педагога на современном этапе / Р. Р. Садеков, О. Ю. Сенаторова, С. А. Яковцов // Реализация образовательных и профессиональных стандартов в психологии и педагогике : сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. — Киров, 2019. — С. 49—58.

6. Садеков, Р. Р. Формирование профессиональных ценностных установок физической культуры у курсантов образовательных организаций МВД России / Р. Р. Садеков, И. С. Скляренко // Полицейская деятельность. — 2018. — № 5. — С. 72—84.

Для цитирования: Лунин, А. А. Педагогические аспекты формирования профессиональных навыков преподавателя для обеспечения мер безопасности на занятиях по физической подготовке / А. А. Лунин // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2020. — Т. 5, № 4. — С. 155—158.

Сведения об авторе

Лунин Александр Анатольевич — доцент кафедры огневой и физической подготовки, Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Домодедово, Россия. https://orcid.org/0000-0001-7879-5382. a.lunin2019@yandex.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2020, vol. 5, no. 4, pp. 155—158.

Pedagogical aspects of the formation of professional skills

of a teacher to ensure safety measures in physical training classes

Lunin A.A.

Russian Institute of advanced training employees of the Ministry of internal Affairs of Russia, Domodedovo, Russia. a.lunin2019@yandex.ru

The article considers the pedagogical conditions for teachers to acquire physical training in the system of professional development of the necessary important qualities in the process of professional training in order to further apply the knowledge they have gained in their professional activities.

Keywords: teachers, physical training, .skills, .security measures, professional development.

References

1. Askhamov A.A. Razvitie fizicheskih kachestv u kur-santov ssuzov MVD Rossii k dejstviyam v ekstremalnyh situaciyah [Development of physical qualities of cadets of ssuzov of the Ministry of internal Affairs of Russia to actions in extreme situations]. St. Petersburg, 2007. 172 p. (In Russ.).

2. Barkalov S.N. Konceptual'nye aspekty sistemy fizicheskoj podgotovki v organah vnutrennih del i puti sovershenstvovaniya ee normativnogo obespecheniya [Conceptual aspects of the physical training system in the internal Affairs bodies and ways to improve its regulatory support]. Psihopedagogika vpravoohranitel'nyh organah [Psychopedagogics in law enforcement agencies], 2015, no. 4 (63), pp. 11—16. (In Russ.).

3. Ivanov A.V. Specialnaya fizicheskaya podgotovka slushatelej obrazovatelnyh uchrezhdenij Federalnoj slu-zhby nalogovoj policii [Special physical training of students of educational institutions of the Federal tax police service]. Moscow, 1999. P. 13. (In Russ.).

4. Nikonorov E.A. Fizicheskaya podgotovka kak element operativno-boevoj podgotovki sotrudnikov organov

vnutrennih del [Physical training as an element of operational and combat training of employees of internal Affairs bodies] Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia], 2010, no. 12, pp. 18—19 (In Russ.).

5. Sadekov R.R. Pedagogicheskie kompetentnost' i masterstvo kak osnovopolagayushchie komponenty pro-fessionalizma pedagoga na sovremennom etape [Pedagogical competence and skill as fundamental components of teacher's professionalism at the present stage]. Realizaciya obrazovatelnyh i professionalnyh standartov v psihologii i pedagogike [Implementation of educational and professional standards in psychology and pedagogy]. Kirov, 2019. Pp. 49—58. (In Russ.).

6. Sadekov R.R. Formirovanie professionalnyh cennost-nyh ustanovok fizicheskoj kultury u kursantov obrazovatelnyh organizacij MVD Rossii [Formation of professional values of physical culture among cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia] Policejskaya deyatelnost [Police activity], 2018, no. 5, pp. 72—84. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.