УДК 796.011.3 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11112
К ПРОБЛЕМЕ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
А.А. Третьяков, А.А. Горелов, А.И. Ткаченко, А.Н. Кулиничев
Представлен анализ систематизации обучения и стратегии формирования физической культуры курсантов, обучающихся в образовательных организациях МВД России. Рассмотрены направления и этапы становления физической культуры курсантов. Предложена и обоснована новая система формирования физической культуры курсантов в современных условиях общества.
Ключевые слова: курсанты, сотрудник ОВД, физическая культура, физическая подготовка, образовательная организация, учебный процесс, профессиональная компетентность.
ON THE PROBLEM OF CREATING A SYSTEM FOR THE FORMATION OF PHYSICAL CULTURE OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS
Tretyakov A.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, delphin87@ inbox.ru, Russia, Belgorod, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina, Gorelov A.A., doctor of pedagogical sciences, professor, alexagorr@yandex.ru, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Tkachenko A.I., candidate of pedagogical sciences, associate professor, Tkachenkoai1@ yandex.ru, Russia, Moscow, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Y. Kikotya, Kulinichev A.N., candidate of pedagogical sciences, deputy head of the department, kulini-chev.andrey@mail.ru, Russia, Belgorod, Belgorod law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin
The analysis and systematization of the training system and strategies for the formation of physical culture of cadets studying in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are presented. The directions, ways and stages of cadets' physical culture formation are considered. A new system of cadets' physical culture formation in modern conditions of society is proposed and substantiated.
Key words: cadets, police officer, physical culture, physical training, educational organization, educational process, professional competence.
Третьяков Андрей Александрович, канд. пед. наук, доц., delpЫn87@inbox.т, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина,
Горелов Александр Александрович, д-р пед. наук, проф., alexagorr@yandex.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский университет МВД России,
Ткаченко Алексей Иванович, канд. пед. наук, доц., Tkachenkoai 1@yandex.т, Россия, Москва, Московский университет МВД России имени В.Я. Ки-котя,
Кулиничев Андрей Николаевич, канд. пед. наук, зам. начальника кафедры, kulinichev.andrey@ mail.ru, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина
В современной системе образования одним из основных направлений совершенствования высшего образования в России выступает социально-культурная стратегия. Она предполагает создание и воспитание у обучающихся культуры личности.
Физическое воспитание является основным средством и способом формирования культуры личности курсанта в рамках системы высшего образования. «Физическое воспитание в современных условиях является приоритетным способом развития человеческого потенциала, обеспечения национальной безопасно-
сти и социального прогресса» [1, 2]. Это обстоятельство отмечено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. Также в Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года, утвержденной рас -поряжением Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р, намечено преобразование физического воспитания в учебных организациях профессионального образования, улучшение физической подготовки военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу. Вышеуказанные аргументы еще раз доказывают, что в учебный процесс должны внедряться разнообразные методики физического воспитания, они должны быть сориентированы на формирование физической культуры личности.
Необходимо отметить, что профессиональная деятельность сотруд -ников органов внутренних дел сопряжена с действиями в условиях опасно -сти и риска [3, 4]. Деятельность сотрудников сопряжена с большими физи -ческими и психологическими нагрузками.
В процессе работы сотрудники пресекают противоправные действия. В зависимости от условий могут применять физическую силу и боевые приемы борьбы в ситуациях по предупреждению противоправных действий [5, 6]. Поэтому физическая подготовка для курсантов высших учебных заведений МВД России представляется намного шире, чем повы -шение уровня физической подготовленности. Точнее, можно выделить направление - укрепление и сохранение здоровья, что является одной из составляющих профессионального образования, обладающей особым местом в овладении будущей профессией и самосовершенствовании в ней.
Результаты исследования и их обсуждение. Существующая система физической культуры курсантов включает в себя разнообразные эффективные средства и методы [7, 8]. Она успешно справляется со всевозможными задачами, однако, несмотря на это, имеется много актуальных проблем, которые можно выделить в отдельные направления.
Первое направление. Определяется несоответствием цели физической подготовки курсантов современным социокультурным требованиям. Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЭ (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 № 413-ФЭ) предусмотрено, что физическое воспитание и физическая подготовка должны иметь целью формирование у занимающихся физической культуры личности. В современной ситуации это весьма акту -ально и для вузов МВД России. Тем не менее, основные нормативные документы определяют цель физической подготовки курсантов как процесс формирования одной только физической готовности к службе, развития физических качеств и двигательных навыков [9]. Определения физиче -ской культуры в данных документах не отражены, как результат - отрыв
определения физической культуры от мотивационно -ценностных и личностных факторов.
У многих слушателей и выпускников вузов МВД России отсутст -вует потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями. Активная физкультурная деятельность заканчивается с началом преддипломной практики и сдачи выпускных экзаменов, при этом стремление к саморазвитию падает до низкого уровня [10, 11]. Слабое соотношение вопросов правомерности и соразмерности использования физической силы при выполнении служебных задач приводит к превышению необходимых границ силового воздействия [2, 5, 9, 11].
Второе направление. Определяется недостаточностью соответствия содержания физической подготовки особенностям выполнения служебно -боевых задач. Профессиональная деятельность сотрудников ОВД (следователей, оперуполномоченных уголовного розыска, инспекторов ГИБДД, участковых уполномоченных полиции) предъявляет различные требования к физической подготовленности выпускников вузов МВД России.
В исследованиях ряда ученых отмечается, что отрицательными результатами слабой связи физической подготовки с требованиями службы становятся низкий уровень развития физических способностей и плохое владение приемами самообороны. В общем, представленные факторы ока -зывают негативное влияние на общий уровень физической подготовленности выпускников и, как результат, отмечается недостаточно высокая готовность к исполнению служебных обязанностей [3, 7, 9]. Это в свою очередь, может стать причиной ранений и гибели сотрудников.
Важным звеном решения данной проблемы выступает разработка новых педагогических технологий и методик подготовки курсантов в вузе МВД как личностной, так и профессиональной. Поиск путей совершенствования профессионального образования создает необходимость реорганизации физической подготовки. Преобразование заключается в профильно-ориентированной физической культуре личности. Формирование профессиональной физической культуры представляется как условие успешной самореализации в профессии, определяющее соответствие физической подготовленности выпускника требованиям службы в органах внутренних дел.
В современных условиях в вузах МВД России отмечается интерес к проблеме формирования физической культуры у курсантов. Затрагиваются разнообразные вопросы, касающиеся формирования ценностного отноше -ния к физическому самовоспитанию, становления профессионально важных качеств и нравственности в процессе физической подготовки. Также затрагиваются отдельные аспекты разработки культуросообразных моде -лей физической подготовки. Несмотря на это, единые пути формирования физической культуры у курсантов вузов МВД России пока еще не определены, а методы малоэффективны. Не отражают системного видения
проблемы отдельные немногочисленные научные исследования. На сего -дняший день фактически имеется несколько работ, где комплексно рассматриваются методологические и практические аспекты построения модели физического воспитания в вузах МВД России, хотя они частично затрагивают физическую культуру, учитывающую особенности будущей служебной направленности выпускников.
Решение представленной проблемы связано с рядом противоречий, которые выявлены нами при анализе научно-методической литературы и практик физической подготовки курсантов, обучающихся в образовательных организациях МВД России.
Первое противоречие связано с социальным заказом высшей школы на специалистов между необходимостью сочетать в своей подготовке профессионализм с личной физической культурой и неготовностью к его выполнению образовательных организаций МВД.
Второе противоречие - между необходимостью формирования физической культуры у курсантов в процессе физической подготовки и наце -ленностью данной системы в вузах МВД на приоритетное развитие физических качеств и формирование прикладных двигательных умений и навыков.
Третье противоречие, на наш взгляд, наиболее важное, - наличие потребности органов внутренних дел в сотрудниках, обладающих высоким уровнем физической подготовленности, и низкая эффективность современной системы физической подготовки в вузах МВД. Как следствие -различие в требованиях к физической подготовленности представителей различных служебных специальностей органов внутренних дел и отсутствие различий в содержании физической подготовки курсантов.
Четвертое противоречие - между пониманием необходимости создания и внедрения в образовательный процесс вузов МВД системы физической культуры, ориентированной на формирование у курсантов культуры, соответствующей особенностям их будущей служебной дея-тельности, и недостаточной разработанностью теоретических основ и практического инструментария.
В связи с этим можно выделить направления, которые бы позволили сформировать систему физической культуры курсантов, обучающихся в образовательных организациях МВД России.
Основной фактор, который должен определять эффективность профессионального образования курсантов, - это ориентация процесса их физической подготовки на формирование профессиональной физической культуры. Физическая культура курсанта должна представлять собой целостное образование личности, обязана учитывать соответствующие требования общества и служебной деятельности сотрудника ОВД: уровень физической подготовленности, систему знаний и умений достижения этого уровня, мотивационно-ценностные ориентации, включенные в самостоя-
тельную физкультурную деятельность, здоровьеориентированный образ жизни.
Система профессиональной физической культуры в вузах МВД России должна представлять комплекс всестороннего физического совершенствования, предусматривающий усиленное развитие профессионально важных физических качеств и других способностей в соответствии с будущей служебной специализацией выпускника. Она должна предусматривать реализацию данных обстоятельств в интеграции содержания дис -циплин, составляющих служебно-боевую подготовку курсантов.
Система физического воспитания курсантов должна представлять собой процесс формирования профессиональной физической культуры. По мнению А.Ф. Кузнецова [9], она должна включать целевой, содержательный, процессуально-технологический и результативный компоненты. Перечисленные компоненты связаны между собой и составляют систему, представляющую цикл деятельности обучающихся. Данный цикл повторя -ется в рамках этапов профессионального обучения и служебно-боевой подготовки курсантов.
Для оценки эффективности системы профессиональной физической культуры курсантов, обучающихся в образовательных организациях МВД России, должны быть разработаны критерии с показателями, позволяющие диагностировать образовательную деятельность. Данные критерии можно соотнести со следующими уровнями:
- практический, раскрывающий уровень развития профессионально-важных физических качеств, овладения двигательными умениями и навыками;
- ценностный, отражающий уровень принятия физкультурных ценностей и самосознания личности в физкультурной деятельности;
- познавательный, отражающий уровень физкультурных знаний;
- мотивационный, отражающий уровень убежденности и мотивации в физическом самосовершенствовании в повседневной жизни.
Педагогическая система эффективного формирования профессио -нальной физической культуры у курсантов вузов МВД России должна объединять в себе следующие условия:
1) включение курсантов в систематическую физкультурную дея -тельность;
2) взаимодействие всех обучающихся для оценки и осмысления результатов деятельности;
3) обеспечение достижения положительного результата;
4) общую готовность преподавателя, нацеленность его на формирование физической культуры у курсантов;
5) соответствие методики проведения учебных занятий закономерностям адаптации человека (накаждом занятии достигается развивающий уровень тренировочных нагрузок, занятия проводятся регулярно с интер-
валом не более чем 2 дня, объем и интенсивность тренировочных нагрузок повышаются по мере роста подготовленности занимающихся);
6) объединение физической, огневой и тактико-специальной подготовки.
Система профильного физического воспитания курсантов представляет собой упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих формирование профессиональной физической культуры в соответствии с будущей служебной специальностью обучающихся. Она предусматривает комплексное формирование деятельностного, ценностного, когнитивного и социального компонентов; междисциплинарное объединение физической, огневой и тактико-специальной подготовки, использование метода сопряженного воздействия при организации тренировок, постепенное увеличение объема, интенсивности и координацион -ной сложности нагрузок с учетом роста уровня подготовленности. Профессиональная подготовка обеспечивается включением в занятия содержательных и ситуационных компонентов. Организационную основу системы составляет работа в нескольких направлениях: конкурсы для оценки профессионального уровня курсантов и слушателей, тренировочные борцовские и рукопашные схватки курсантов по упрощенным правилам, комплексные междисциплинарные занятия (физическая, огневая, так-тикоспециальная подготовка), оперативно-тактические учения курсантов образовательных организаций МВД России, соревнования вузов МВД по служебно-прикладным видам спорта.
Таким образом, физкультурная деятельность курсантов взаимосвязана с другими видами деятельности, имеющими для курсантов важную значимость, обеспечивает все условия, необходимые для формирования индивидуальной культуры, с одной стороны, а с другой - сохраняет высокую учебно-познавательную активность. Данная активность складывается из устойчивых положительных мотивов к регулярным занятиям и тренировкам, достижению высокого уровня профессиональной и физической подготовленности, что в конечном итоге способствует формированию основных компонентов профессиональной физической культуры.
Список литературы
1. Алдошин А.В. Педагогическая технология специальной физиче -ской подготовки курсантов вузов МВД к выполнению служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 9. С. 3-7.
2. Амельчаков И.Ф. Совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации // Профес -сионал. 2007. № 6. С. 39-41.
3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. 2007. № 4. С. 54-57.
4. Баркалов С.Н. О реализации некоторых нормативных требований в образовательном процессе по физической подготовке в вузах МВД Рос -сии // Наука-2020. 2019. № 4 (29). С. 103-108.
5. Валиев А.Н., Молоствов А.Н., Пугачева Н.Б. Педагогические условия подготовки курсантов вузов МВД России к применению боевых приемов борьбы в процессе профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 534.
6. Дмитриев C.B. Образовательное пространство и объектно -предметная область спортивной и адаптивной физической культуры дискурс -анализ // Физическое воспитание студентов. 2010. № 2. С. 48-61.
7. Золотенко В.А. Повышение качества профессионально-прикладной физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. №1 (49). С. 133-136.
8. Клименко Б.А., Кулиничев А.Н. Методика формирования здорового образа жизни у курсантов образовательных организаций МВД России средствами физической культуры // Проблемы правоохранительной дея-тельности. 2017. № 4. С. 77-82.
9. Кузнецов А.Ф. Технология формирования профессионально -прикладной физической культуры у курсантов вузов МВД России // Europian Social Science Journal. 2012. № 3 (19). С. 125-131.
10. Малиновский А.В. Организационно-педагогические условия формирования физической культуры курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2007. № 5. С. 79-88.
11. Садеков Р.Р., Скляренко И.С. Формирование профессиональных ценностных установок физической культуры у курсантов образовательных организаций МВД России // Полицейская деятельность. 2018. № 5. С. 7284.
References
1. Aldoshin A.V. Pedagogicheskaya tekhnologiya special'noj fizicheskoj podgotovki kursantov vuzov MVD k vypolneniyu sluzhebno-boevyh zadach v usloviyah lokal'nyh kon-fliktov [Pedagogical technology of special physical training of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs to perform service and combat tasks in conditions of local conflicts] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft]. 2008. No. 9. P. 3-7.
2. Amel'chakov I.F. Sovershenstvovanie sistemy professional'noj podgotovki, pere-podgotovki i povysheniya kvalifikacii [Improvement of the system of professional training, retraining and advanced training] // Professional [Professional]. 2007. No. 6. P. 39-41.
3. Bal'sevich V.K., Lubysheva L.I. Sportivno orientirovannoe fizicheskoe vospitanie: obrazovatel'nyj i social'nyj aspekty [Sports-oriented physical education: educational and social aspects] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2007. No. 4. P. 54-57.
4. Barkalov S.N. O realizacii nekotoryh normativnyh trebovanij v obrazovatel'nom processe po fizicheskoj podgotovke v vuzah MVD Rossii [On the implementation of some regulatory requirements in the educational process for physical training in the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2019. No. 4 (29). P. 103-108.
5. Valiev A.N., Molostvov A.N., Pugacheva N.B. Pedagogicheskie usloviya podgo-tovki kursantov vuzov MVD Rossii k primeneniyu boevyh priemov bor'by v processe profes-sional'noj deyatel'nosti [Pedagogical conditions for training cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the use of combat methods of struggle in the process of professional activity] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2015. No. 5. P. 534.
6. Dmitriev C.B. Obrazovatel'noe prostranstvo i ob"ektno-predmetnaya oblast' spor-tivnoj i adaptivnoj fizicheskoj kul'tury diskurs-analiz [Educational space and object-subject area of sports and adaptive physical culture discourse analysis] // Fizicheskoe vospitanie stu-dentov [Physical education of students]. 2010. No. 2. P. 48-61.
7. Zolotenko V.A. Povyshenie kachestva professional'no-prikladnoj fizicheskoj pod-gotovki v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah MVD Rossii [Improving the quality of professionally applied physical training in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2011. No. 1 (49). P. 133-136.
8. Klimenko B.A., Kulinichev A.N. Metodika formirovaniya zdorovogo obraza zhizni u kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii sredstvami fizicheskoj kul'tury [Methodology for the formation of a healthy lifestyle among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia by means of physical culture] // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti [Problems of law enforcement]. 2017. No. 4. P. 77-82.
9. Kuznecov A.F. Tekhnologiya formirovaniya professional'no-prikladnoj fizicheskoj kul'tury u kursantov vuzov MVD Rossii [Technology of formation of professionally applied physical culture among cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Europian Social Science Journal. 2012. No. 3 (19). P. 125-131.
10. Malinovskij A.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya fizicheskoj kul'tury kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii [Organizational and pedagogical conditions for the formation of physical culture of cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Vestnik Chelya-binskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University]. 2007. No. 5. P. 79-88.
11. Sadekov R.R., Sklyarenko I.S. Formirovanie professional'nyh cennostnyh usta-novok fizicheskoj kul'tury u kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [Formation of professional value attitudes of physical culture among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Policejskaya deyatel'nost' [Police activity]. 2018. No. 5. P. 72-84.