Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования готовности сотрудников органов внутренних дел к занятиям по физической и огневой подготовке'

Педагогические условия формирования готовности сотрудников органов внутренних дел к занятиям по физической и огневой подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL QUALITIES / POLICE OFFICERS / FIRE TRAINING / READINESS / TRAINING / PROFESSIONAL TRAINING / INTERNAL AFFAIRS BODIES / LEGAL BASIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лунин А. А.

It is considered the modern aspects of the formation of readiness of employees of internal affairs bodies for physical and fire training, in connection with the need to improve the quality of vocational training and training of employees of internal affairs bodies to perform official duties associated with the daily use of physical force and service firearms. The author focuses on the consideration of physical and fire training of employees of the internal affairs bodies as the basis of professional training of police officers. Attention is paid to the normative legal support of the activities of the internal affairs bodies in the performance of official duties, the importance of a clear implementation of the algorithm established by the legislation of the Russian Federation in the use of physical force and firearms, as well as the system of training of students undergoing training in an educational organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лунин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF INNER AFFAIRS AGENCY EMPLOYEES’ READINESS FORMATION FOR CLASSES ON PHYSICAL AND FIRE PREPARATION

It is considered the modern aspects of the formation of readiness of employees of internal affairs bodies for physical and fire training, in connection with the need to improve the quality of vocational training and training of employees of internal affairs bodies to perform official duties associated with the daily use of physical force and service firearms. The author focuses on the consideration of physical and fire training of employees of the internal affairs bodies as the basis of professional training of police officers. Attention is paid to the normative legal support of the activities of the internal affairs bodies in the performance of official duties, the importance of a clear implementation of the algorithm established by the legislation of the Russian Federation in the use of physical force and firearms, as well as the system of training of students undergoing training in an educational organization.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования готовности сотрудников органов внутренних дел к занятиям по физической и огневой подготовке»

DOI: 10.23683/2070-1403-2019-74-3-167-177

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 13.00.08)

УДК 37 А.А. Лунин

Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников

Министерства внутренних дел Российской Федерации

г. Домодедово, Россия

[email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ И ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

[Alexander A. Lunin Pedagogical conditions of inner affairs agency employees' readiness formation for classes on physical and fire preparation]

It is considered the modern aspects of the formation of readiness of employees of internal affairs bodies for physical and fire training, in connection with the need to improve the quality of vocational training and training of employees of internal affairs bodies to perform official duties associated with the daily use of physical force and service firearms. The author focuses on the consideration of physical and fire training of employees of the internal affairs bodies as the basis of professional training of police officers. Attention is paid to the normative legal support of the activities of the internal affairs bodies in the performance of official duties, the importance of a clear implementation of the algorithm established by the legislation of the Russian Federation in the use of physical force and firearms, as well as the system of training of students undergoing training in an educational organization.

Key words: physical training, physical qualities, police officers, fire training, readiness, training, professional training, internal affairs bodies, legal basis.

В современных условиях развития Российского общества, когда становится все более уязвимым безопасность общества, граждан страны, в связи с тем, что криминальные и преступные сообщества пытаются нарушить установленный государством правопорядок, вторгнуться в экономику, с целью подорвать ее стабильность и в целом нанести свой «бросок» против жизни и

спокойствия людей, актуальным является системное противостояние правоохранительных органов с целью эффективного предупреждения и пресечения любых противоправных намерений.

В условиях повседневной и напряженной работы сотрудникам органов внутренних дел для решения оперативных служебных задач приходится сталкиваться с большим объемом негативной информации, при работе с нарушителями, потерпевшими, свидетелями и другими категориями в рамках исполнения своих служебных обязанностей.

В этой связи к сотрудникам полиции предъявляются повышенные требования быть профессионально подготовленными интеллектуально, психически, психологически, юридически, а также физически и тактически. Безусловно, на современном этапе развития МВД России вопросам качественной подготовки как действующих сотрудников, так и кандидатов на службу в органы внутренних дел уделяется повышенное внимание. Рассматривая нормативное правовое обеспечение этой работы, мы обратили свое внимание на ряд правоустанавливающих документов федерального уровня: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 7.02.2011 № Э-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ», Федеральный закон от Э0.11.2011 № Э42-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О службе в органах внутренних дел в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, нормативные правовые акты МВД России, иные федеральные и другие законы, регламентирующие правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел.

Многие специалисты, имеющие педагогический и практический опыт (В.М. Макаров, А.А. Журавлев, Ю.А. Железной, Р.А. Исаев, Д.Н. Азаров, Р.Р. Садеков, Ю.В. Крохина, Н.А. Алексеев, Н.Б. Кутергин, Б.А. Клименко, Я.А. Лапшина и др.) в своих работах отмечают важность того, что необходимо рассматривать физическую и огневую подготовку сотрудников органов внутренних дел как основу профессиональной подготовки полицейских.

Специалистами в области педагогических наук, в том числе и в сфере образовательной деятельности МВД России доказано, что знание педагогических подходов и приемов требуется во всех направлениях профессиональной деятельности, связанных с антропологией, воспитанием, образованием, обу-

чением и развитием каждого конкретного человека, так как педагогическая направленность и подготовленность неоценимо влияет на профессиональное поведение и результаты правоохранительной деятельности. В органах внутренних дел, в отделах полиции область использования возможностей педагогики очень обширна, так как именно здесь требуется высокий уровень воспитания, обучения и развития личного состава, адекватности и грамотности воспитательного воздействия сотрудников ОВД на граждан. Должная физическая подготовка - это результат систематичного кропотливого труда, а успехи и достижения в спорте имеют прямое воздействие на успехи в сфере борьбы с преступностью. Занятия по физической подготовке не только укрепляют здоровье, но и влияют на развитие коллективизма и поднятие боевого духа, что так важно для современных сотрудников полиции [6, с. 14].

Учет педагогических закономерностей и использование педагогических достижений в профессиональной деятельности обусловит не только повышение общей и педагогической культуры и грамотности специалистов (сотрудников ОВД), но и поможет повысить качество профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России и подразделениях органов внутренних дел [1, с. 83].

Очень важным является изучение педагогических приемов в работе с сотрудниками полиции на занятиях по физической и огневой подготовке:

• изучение определённых понятий и общих принципов физической культуры как учебной дисциплины с учетом специфики ее преподавания в системе МВД России;

• непосредственное изучение методики проведения занятий по физической и огневой подготовке с сотрудниками полиции;

• формулировка педагогических приемов, применяемых в работе с сотрудниками полиции на занятиях по физической и огневой подготовке;

• оценка эффективности применяемых приемов и средств в работе с сотрудниками полиции на занятиях по физической и огневой подготовке.

Профессиональное обучение граждан, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, предусматривает приобретение ими основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенции, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Сотрудник полиции, оказавшийся в ситуации, которая требует от него реализации права на применение физической силы или огнестрельного оружия, должен соблюдать требования закона и согласовывать свои действия с нормами профессиональной этики. Принципиальные изменения базисных характеристик современного общества, возрастание объема и усложнение решаемых органами внутренних дел задач, изменение качественных параметров преступности обусловили включение в программы профессиональной подготовки сотрудников полиции многих ранее не востребованных дисциплин. Однако основу формирования сотрудника полиции нового типа по-прежнему образуют занятия по огневой и физической подготовке [9, с. 177].

От сотрудника необходимо добиться проявления различных по своей направленности физических качеств: с одной стороны, специальной выносливости, а с другой - высоких координационных способностей, выражающихся в целевой точности движений. Для того чтобы эти качества развивались параллельно, необходимо правильно планировать оптимальное соотношение тренировочных средств и методов [16, с. 65].

В случае возникновения стремительно развивающихся чрезвычайных обстоятельств и нештатных событий сотрудниками органов внутренних дел необходимо быстро оценить сложившуюся ситуацию, проанализировать и найти единственно верный способ решения, направленный на локализацию проблемы, что в свою очередь зачастую связано с применением сотрудниками физической силы и табельного оружия. Необходимость учета личностных качеств сотрудников, технико-тактических возможностей, касающихся, в первую очередь, применения физической силы и боевых приемов борьбы исходят из самой специфики и правильности понимания складывающихся обстоятельств [5, с. 49].

Для решения таких задач на учебных занятиях важно особое внимание уделить отработке комплексной защиты и ударной техники руками и ногами в условиях ограниченности пространства, применением координационных упражнений на развитие ловкости и равновесия, отработке способов преодоления искусственных препятствий [1, с. 83].

Здесь очень важно не допустить правовую ошибку, так как в любом случае и при любом исходе последствия будут достаточно серьезными, требую-

щими экспертной оценки. В связи с этим наряду с физической и огневой подготовкой очень важно, как мы уже отмечали, высокий уровень психологической и психической готовности сотрудников.

Профессорско-преподавательскому составу образовательной организации, при подготовке к проведению занятий по физической и огневой подготовке необходимо обладать необходимыми компетенциями, владеть педагогическими приемами работы со слушателями, проявлять творчество в целях обучения и закрепления изучаемого материала. Слушателям необходимо тщательно разъяснять и важность получения знаний и умений, которые помогут им справиться в критических обстоятельствах с нарушителями и качественно решить стратегическую задачу.

С целью мониторинга эффективности усвоения материалов по допол -нительной профессиональной программе повышения квалификации, которая реализуется кафедрой огневой и физической подготовки Международного межведомственного центра подготовки и переподготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом ВИПК МВД России, со слушателями организуется и проводится углубленная педагогическая работа, в ходе которой слушатели изучают правовые основы деятельности полиции, правила применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а на практических занятиях отрабатывают умения и навыки в ситуациях, приближенных к боевым.

Получение профессиональной консультации по любому вопросу от профессорско-преподавательского состава, отработка приемов и изучение всех деталей будущей служебной деятельности в стенах Института отразится в службе сотрудников только с положительной стороны и позволит разобраться и грамотно и уверенно поступить в каждом конкретном случае.

К общим методам, характерным для педагогики, относятся методы слова (словесного воздействия) и наглядные методы (наглядного воздействия). Что же касается физической культуры и подготовки, то в данной области самым эффективным будет сочетание этих приемов. К педагогическим приемам, применяемым при работе по физической подготовке с работниками оперативных и следственных органов следует относить такие вариации организации учебно-воспитательного процесса при проведении занятий по физической подготовке и установки оптимального темпа физических упражнений,

которые будут способствовать наиболее продуктивной деятельности сотрудников правоохранительных органов [8, с. 3]. Физическая и огневая подготовка слушателей и практических сотрудников полиции строится на лекционных и семинарских занятиях; здесь так же задействуются методика слова, то есть объяснение, описание, рассказ, беседа.

Таким образом, самой практике всегда должна предшествовать теория. Более того, педагогико-теоретические приемы воздействия на обучающихся в процессе практической отработки отдельных физических упражнений оказывают неоценимую помощь в полном их освоении. В качестве примера можно привести метод инструктирования, который, по нашему мнению, является незаменимым в области физической подготовки. Поэтому смысл комплексного сочетания всех методов и методических принципов состоит в том, чтобы обеспечить наиболее приемлемые и оптимальные условия освоения новых умений.

Занятия по физической и огневой подготовке не только укрепляют здоровье, но и влияют на развитие коллективизма и поднятие боевого духа, что так важно для работников полиции.

Педагогика в деятельности сотрудников полиции несомненно позволяет изучить эффективные формы и методы, приемы и средства обучения специалистов, определить возможности их использования и применения в процессе служебно-боевой подготовки. Совершенствование повседневной служебной деятельности сотрудников полиции тесно связано с формированием у них профессионально-нравственных качеств, созданием благоприятного социально-психологического климата, улучшением дисциплины и законности в служебных коллективах, с повышением управленческой культуры. Физическая и огневая подготовка в деятельности сотрудников ОВД выступает самостоятельной прикладной отраслью педагогики. От владения ее основами во многом зависит эффективность профессиональной деятельности сотрудников ОВД, а профессионально-педагогическая подготовленность выступает составляющей профессиональной компетентности, что связано с необходимостью оказания конструктивного воздействия сотрудников ОВД на общество в целом.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Алексеев Н.А. Физическая подготовка сотрудника полиции как один из важнейших элементов профессиональной готовности курсантов образовательных организаций МВД России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2015. № 2.

2. Архипов Д.В. Инновации физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России для сотрудников полиции женского пола // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 36. -URL: http://e-koncept.ru/2017/771200.htm (дата обращения 14.03.2018).

3. Ворожцов А.М. Развитие силовых способностей сотрудников органов внутренних дел: учебно-методическое пособие. Иркутск: ВСИ МВД России, 2016.

4. Глава МВД Владимир Колокольцев снизил требования к физической подготовке сотрудников ведомства / [Электронный ресурс] URL: https://og.ru/society/2017/06/02/89105 (дата обращения 15.03.2018).

5. Исаев Р.А., Азаров Д.Н. Обеспечение безопасности на объектах транспорта и требования к физической подготовке сотрудников линейных подразделений полиции // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов. Орёл, 2016.

6. Крохина Ю.В. Педагогические приемы в работе с сотрудниками полиции на занятиях по физической подготовке. Всероссийское издание "Портал образования", август, 2018.

7. Кубышко В.Л. Профессиональное обучение сотрудников внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских): Учебник в 2 ч. М.: ДГСК МВД России, 2014.

8. Курбатова О.В. Служебно-педагогическая деятельность сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 2(65).

9. Макаров В.М., Журавлев А.А., Железной Ю.А. Огневая и физическая подготовка как основа профессиональной подготовки сотрудника полиции // Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции: В 3 ч. 2016.

10.Манджиева Н.А. Совершенствование форм и методов физической подготовки сотрудников полиции // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 2.

11.Овсянников С.Ю. Педагогические методы реализации конструктивного потенциала военной субкультуры в воспитании личного состава внутренних войск МВД России // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 4 (9).

12.Педагогика в деятельности сотрудников ОВД: Краткий курс лекций / И.В. Биочинский, М.В. Климова. Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2015.

13.Приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // Режим доступа - СПС «Консультант+».

14.Приказ МВД РФ от 24.12.2008 № 1139 (ред. от 06.07.2010) «Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации» // Режим доступа - СПС «Консультант+».

15.Приказ МВД России от 1 июля 2017 года № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // Режим доступа - СПС «Консультант+».

16.Садеков Р.Р. Исследование тренировочного процесса спортсменов, специализирующихся в зимнем служебном двоеборье. Вестник спортивной науки. 2008. № 3.

17.Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1474.

18.Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

19.Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 (ред. от 01.07.2017) «О службе в органах внутренних дел в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты» // СЗ РФ. 2011. № 49. Ст. 7020.

20.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53(ч. 1). Ст. 7598.

21.Физическая культура: учебник для академического бакалавриата / И.А. Письменный, Ю.Н. Аллянов. М.: Изд-во Юрайт, 2015. Серия: Бакалавр. Академический курс.

22.Щанкин А.А., Николаев В.С. Двигательная активность и здоровье человека: (теоретико-методологические основы оздоровительной физической тренировки): Учебное пособие. М.: Изд-во Директ-Медиа, 2015.

23.Физическая культура: учебник для студентов высших учебных заведений, а также учащихся средних специальных учебных заведений, колледжей, лицеев / А.А. Бишаева, В.В. Малков. М.: Изд-во Кнорус, 2016.

R E F E R E N C E S

1. Alekseev N.A. Physical training of a police officer as one of the most important elements of the professional readiness of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No 2.

2. Arkhipov D.V. Innovations of physical training in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia for female police officers // Scientific-methodical electronic journal "Concept". 2017. Vol. 36. - URL: http://e-koncept.ru/2017/771200.htm (date of appeal 14.03.2018).

3. Vorozhtsov A.M. The development of power abilities of employees of internal affairs bodies: a teaching aid. Irkutsk: BSU MIA of Russia, 2016.

4. Interior Minister Vladimir Kolokoltsev lowered the requirements for physical training of collaborators of the department / [Electronic resource] URL: https://og.ru/society/2017/06/02/89105 (appeal date 15.03.2018).

5. Isaev R.A., Azarov D.N. Ensuring safety at transport facilities and the requirements for physical training of employees of linear police units // Actual problems of physical culture and sports of cadets, students and students. Orel, 2016.

6. Krokhina Yu.V. Pedagogical techniques in working with police officers in the classroom for physical training. All-Russian edition "Portal of Education", August, 2018.

7. Kubyshko V.L. Vocational training of internal affairs officers (professional training of police officers): A textbook at 2 o'clock. M., 2014.

8. Kurbatov O.V. Service and educational activities of employees of internal affairs bodies // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2016. No 2 (65).

9. Makarov V.M., Zhuravlev A.A., Zheleznoy Yu.A. Fire and physical training as a basis for professional training of a police officer // Problems, prospects and directions of innovative development of science. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference: In 3 parts. 2016.

10.Mandzhieva N.A. Improving the forms and methods of physical training of police officers // Humanities, socio-economic and social sciences. 2015. No 2.

11.Ovsyannikov S.Yu. Pedagogical methods of implementing the constructive potential of the military subculture in educating the personnel of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Volga pedagogical Bulletin. 2015. No 4 (9).

12.Pedagogy in the activities of ATS employees: a short course of lectures / I.V. Biochinsky, M.V. Klimov. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015.

13.Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of December 24, 2008 No. 1138 "On approval of the Code of Professional Ethics by an employee of the internal affairs bodies of the Russian Federation" // Access mode -ATP "Consultant +".

14.Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of 24.12.2008 No. 1139 (as amended on 06.07.2010) "On the approval of the Regulations on the organization of mentoring in the internal affairs bodies of the Russian Federation" // Access mode - ATP "Consultant +"

15.Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated July 1, 2017 No. 450 "On approval of the Manual on the organization of physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation" // Access mode - ATP "Consultant +".

16.Sadekov R.R. Investigation of the training process of athletes specializing in winter service biathlon. Bulletin of sports science. 2008. No 3.

17.Federal Law of 28.03.1998 No. 52-FZ (as amended on 07/03/2016, as amended on 12/19/2016) "On compulsory state insurance of life and health of military personnel, citizens who are called up for military training, individuals and the commanding staff of the internal affairs bodies of the Russian Federation, the State Fire Service, employees of the institutions and bodies of the penitentiary system, employees of the National Guard of the Russian Federation "// SZ RF. 1998. No 13. Art. 1474.

18.Federal Law of 07.02.2011 No. 3-FZ (as amended on 07.03.2018) "On the Police" // SZ RF. 2011. No 7. Art. 900

19.Federal Law of 30.11.2011 No. 342-ФЗ (as amended on 01.07.2017) "On service in the internal affairs bodies in the Russian Federation and on the introduction of amendments to certain legislative acts" // SZ RF. 2011. No. 49. Art. 7020.

20.Federal Law of 29.12.2012 No. 273-FZ (as amended on 07.03.2018) "On education in the Russian Federation" // SZ RF. 2012. No 53 (Part 1). Art. 7598.

21.Physical culture: textbook for academic bachelor / I.A. Pismenny, Yu.N. Al-lianov. M.: Yurayt Publishing House, 2015. Series: Bachelor. Academic course.

22.Shankin A.A., Nikolaev V.S. Physical activity and human health: (theoretical and methodological foundations of improving physical training): Textbook. M.: Publishing House Direct Media, 2015.

23.Physical culture: a textbook for students of higher educational institutions, as well as students of secondary specialized educational institutions, colleges, lyceums / А.А. Bishaeva, V.V. Malkov. M.: Publishing house Knorus, 2016.

_29 марта 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.