УДК 796 ББК 75.1
DOI 10.24411/2073-3305-2020-10110
Физическая подготовка как составляющая профессиональной служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел
Physical Training as a Component of Professional Service Training of Employees of Internal Affairs Bodies
Азнаур Хасанович КОДЗОКОВ,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена изучению проблем, связанных с профессиональным обучением и физической подготовкой сотрудников органов внутренних дел в целях обеспечения овладения ими устойчивыми навыками противоправных действий и эффективного применения физической силы и боевых приемов борьбы для защиты законности и правопорядка от преступных посягательств со стороны правонарушителей.
Ключевые слова: физическая подготовка; умения; навыки; сотрудники; правонарушители
Abstract. The article is devoted to the study of the problems associated with vocational training and physical training of employees of the internal affairs bodies in order to ensure that they possess stable skills of illegal actions and the effective use of physical force and combat techniques to protect law and order from criminal attacks by offenders.
Keywords: physical training; skills; employees; offenders
Первостепенным элементом в успешной деятельности сотрудника ОВД являются здоровье и его укрепление. В свете сказанного в МВД России проводится постоянная активная целенаправленная работа, обусловливающая повышение качества физической подготовки и укрепление здоровья сотрудников органов внутренних дел. В этих целях совершенствуется также нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение физической подготовки, на базе образовательных организаций системы МВД России осуществляются переподготовка и повышение квалификации сотрудников, а также проводятся чемпионаты по служебно-прикладным видам спорта.
Анализ результатов оперативно-служебной деятельности и чрезвычайных происшествий, связанных с ранениями и гибелью сотрудников, свидетельствует о необходимости формирования
у них такого уровня физической подготовленности, который обеспечит овладение устойчивыми навыками противоправных действий и эффективного применения физической силы и боевых приемов борьбы для защиты законности и правопорядка от преступных посягательств со стороны антиобщественных элементов [1; 5].
Таким образом, физическая подготовка сотрудников ОВД обеспечивает формирование и совершенствование навыков высокой работоспособности и функциональности, требующихся им в повседневной оперативно-служебной деятельности [2; 3].
Целью физической подготовки как составляющей профессиональной служебной подготовки сотрудников ОВД является приобретение ими умений и навыков для дальнейшей оперативно-служебной деятельности.
Ключевые особенности профессиональной служебной деятельности сотрудников ОВД обус-
ловлены «наличием высокого физического и психического напряжения, продиктованного режимом профессионально-служебной деятельности, ненормированным рабочим днем и необходимостью выполнения большого объема работы в условиях негативных психических воздействий, в том числе в ночное время, что приводит к возникновению и развитию профессиональных заболеваний; необходимостью действовать в экстремальных ситуациях в целях защиты жизни и здоровья граждан, самозащиты и обеспечение личной безопасности в экстремальных условиях и производить в том числе обезоруживание и задержание правонарушителей в обстоятельствах, обусловленных угрозой жизни и здоровью сотрудника» [2; 6].
В указанных условиях эффективные действия сотрудников невозможны без их надлежащей подготовленности к экстремальной обстановке. При этом физическая подготовленность здесь выступает ключевой составляющей профессиональной готовности к выполнению оперативно-служебных задач.
К положительным тенденциям, обусловленным профессиональной деятельностью сотрудников ОВД, следует отнести «сократившееся за последние годы общее число преступлений, включая тяжкие, а также укрепление общественной безопасности и правопорядка. Вместе с тем выросло число граждан, которые стали «доверять» сотрудникам правопорядка, считая, что они оказывают существенную помощь в решении ряда проблем» [3; 4].
Однако следует отметить, что при сокращении количества преступлений против личности каждый день возникают новые формы и средства совершения преступных посягательств, и в указанных обстоятельствах возникает настоятельная необходимость улучшения качества физической подготовки и укрепления морально-волевых качеств сотрудников ОВД [3].
В контексте сказанного, следует отметить, что при занятиях физической подготовкой к сотруднику ОВД предъявляются следующие требования: «наличие крепкого здоровья и высокого уровня общей работоспособности; наличие такого уровня физической и морально-психологической подготовленности к действиям в экстремальных ситуациях, который обусловливает эффективное и правомерное применение физической силы и боевых приемов борьбы для успешного решения оперативно-служебных и служебно-бо-евых задач» [4; 5].
Из указанного следует, что учебно-тренировочный процесс на занятиях по физической под-
готовке направлен на «решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, которые наиболее полно материализуются в рамках специализированной системы обучения, предусматривающей профилирование занятий в разрезе оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности сотрудников. Поэтому возникает необходимость особое значение при профилировании занятий придать решению задач по формированию прикладных двигательных умений и навыков и освоению навыков эффективной и правомерной правоохранительной деятельности» [1].
Впоследствии на основе сформированных знаний и понимания, а вместе с этим и достойно оценивая неиссякаемые социальные функции физической подготовки, можно углубиться в сокровищницу возможностей физической культуры, чтобы обобщить ее ценность для сотрудников ОВД. В указанном формате занятия по физической подготовке призваны развивать, формировать и совершенствовать: «физические качества и двигательные навыки, обусловленные повседневной профессиональной деятельностью и нередко возникающими чрезвычайными ситуациями; быстроту, а также взрывную и абсолютную силы, необходимые в ситуации преследования, а также в обеспечении превосходства в силовом противодействии, сдерживании или вытеснении толпы; навыки преследования правонарушителей и длительного ускоренного передвижения на местности, в том числе с преодолением естественных и искусственных препятствий; готовность сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных ситуациях, пресечению противоправных деяний, а также поиску, преследованию и задержанию активно сопротивляющегося преступника; навыки силового пресечения преступных деяний с использованием специальных средств, табельного оружия и боевых приемов борьбы; практические умения и навыки самозащиты и соблюдение мер личной и коллективной безопасности в типичных и экстремальных ситуациях оперативно-служебной деятельности; практические навыки применения боевых приемов борьбы, в том числе в средствах индивидуальной бронезащи-ты, летней и зимней формах одежды, на фоне физического и психического утомления» [2; 5].
Выводы. Таким образом, от уровня сформи-рованности навыков, закладывающихся на занятиях по физической подготовке, напрямую зависят умение проявлять разумную осторожность и внимание к опасностям в профессиональной деятельности сотрудников ОВД, что обеспе-
2020 / № 2 Образование. Наука. Научные кадры
225
чивается умениями управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в сложных ситуациях и своевременно принимать адекватные решения. Кроме этого, в процессе физической подготовки у сотрудников ОВД формируются такие профессионально значимые качества, как дисциплинированность, честность, правдивость, приобретаются умения и навыки к успешному выполнению оперативно-служебных задач.
Список литературы
1. Азаров Д.Н. Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел российской федерации на современном этапе // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сб. ст. XXIV Все-рос. круглого стола. 2016. С. 9—12.
2. Глущенко Д.В., Плешивцев А.Ю., Семи-кин МА. Физическая подготовка как ведущий раздел профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел России / / Вестник
Волгоградской академии МВД России. 2014. № 1 (28). С. 163—169.
3. Губжоков А.Х. Оптимизация процесса физической подготовки и ее влияние на физическое состояние сотрудников правоохранительных органов // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 1. С. 148—150.
4. Дадов A.B. Состояние и проблемы физической подготовки личного состава ОВД / / Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 3-1. С. 174—177.
5. Мудренко А.Л. Факторы, определяющие эффективность процесса физической подготовки сотрудников органов внутренних дел // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 9. С. 61—63.
6. Чурсин O.A. О понятии системы профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 6. С. 262—266.
/ ¿¡Йч N Московская академия
Следственного комитета ^ Российской Федерации
Международное право
Схемы и определения
Ю.А. Цветков
Цветков, Юрий Анатольевич. Международное право. Схемы и определения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / Ю.А. Цветков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 167 с.
ISBN 978-5-238-03325-9
В учебном пособии в схематическом виде представлены все основные разделы учебной дисциплины «Международное (публичное) право», даны определения основных институтов и понятий.
Для студентов юридических вузов.