УДК 796 ББК 75.1
DOI 10.24411/2073-3305-2020-10113
Актуальные проблемы физической подготовки сотрудников органов внутренних дел и пути их решения
Current Problems of Physical Training of Internal Affairs Officials
and Ways to Solve Them
Ислам Хасанбиевич МЕШЕВ,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена изучению проблем, связанных с профессиональным обучением и физической подготовкой сотрудников, что позволяет наметить пути поиска способов их решения в целях улучшения качества подготовки и формирования готовности у сотрудников успешно решать оперативно-служебные задачи.
Ключевые слова: физическая подготовка; боевые приемы борьбы; сотрудники; правонарушители
Abstract. The article deals with problems related to professional training and physical training of employees, which allows to identify ways to find ways of solving them in order to improve the quality of training and build readiness of employees to successfully solve operational and official tasks.
Keywords: physical training; fighting techniques; staff; offenders
Физическая подготовка сопровождает сотрудника ОВД на протяжении всего срока профессионально-служебной деятельности. Федеральный закон «О полиции» предписывает сотрудникам «проходить специальную подготовку, а вместе с тем и периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» [1]. Таким образом, занятия по профессионально-служебной и физической подготовке проводятся с целью формирования и совершенствования у сотрудников ОВД физических качеств, двигательных умений и навыков.
Наибольшую актуальность сегодня имеет изучение проблем, связанных с профессиональным обучением и физической подготовкой сотрудников, так как основной целью решения указанных проблем выступает поиск путей улучшения качества подготовки и формирования готовности у сотрудников ОВД навыков к успеш-
ному осуществлению оперативно-служебной деятельности.
К числу наиболее значимых проблем в физической подготовке сотрудников ОВД, требующих пристального изучения и решения, следует отнести следующие.
1. Разный уровень физической подготовленности и невысокий уровень развития координационных способностей у большинства занимающихся. С учетом того, что основной формой организации физической подготовки выступает практическое (учебно-тренировочное) занятие, которое основано на усредненном подходе к занимающимся, следует отметить затруднения в использовании и применении индивидуального подхода.
На учебно-тренировочных занятиях по физической подготовке, как правило, находятся сотрудники разных возрастных групп и разного уровня подготовки, т.е. «разрыв» идет от спортсменов высокой квалификации до лиц с относительно невысоким уровнем физического разви-
тия. Вместе с тем более старшим сотрудникам требуется больше времени на развитие физических качеств, двигательных умений и навыков и освоение техники боевых приемов борьбы, чем их более молодым коллегам [6; 7].
При этом занимающиеся (слушатели), которые не способны освоить учебный материал в рамках запланированной трудоемкости дисциплины «Физическая подготовка», вынуждены заниматься дополнительно, в часы, назначенные преподавателем (руководителем занятия, инструктором, тренером), а учебно-тренировочный процесс для них выстраивается таким образом, чтобы упражнения были доступны большинству занимающихся и в то же время обладали определенной сложностью в исполнении. На первых занятиях дается большой объем двигательных действий, развивающих у сотрудников координационные способности, гибкость и подвижность суставов; в то же время выполняемые упражнения по кинематической структуре обладают схожестью со служебно-прикладными действиями и приемами и в дальнейшем выполняются постоянно в конце подготовительной (разминочной) или начале основной части занятия [3; 4].
Наряду с указанным контингентом сотрудников сложности в освоении боевых приемов борьбы возникают и у тех сотрудников, которые имеют опыт занятий спортивными единоборствами, так как техника этих единоборств разительно отличается от техники боевых приемов борьбы, что также осложняет и процесс освоения приемов ограничения свободы передвижения. Так, техника бокса или карате ввиду излишней травмоопасности не может в чистом виде применяться к антиобщественным элементам, оказывающим пассивное или активное сопротивление. Сотрудник в поединке должен всегда учитывать характер и силу оказываемого ему сопротивления и стремиться минимизировать любой ущерб — как наносимый правонарушителю, так и себе. Для этого необходимо на должном уровне вла-деть техникой боевых приемов борьбы в контек-сте болевых приемов на руки, которые выпол-няются в стойке [5; 6].
Педагогические наблюдения позволили нам установить, что при соблюдении методики обучения боевым приемам борьбы в течение трудоемкости, предписанной рабочей программой раздела «Боевые приемы борьбы» (дисциплины «Физическая подготовка»), сотрудникам вполне под силу освоить навыки базовых приемов и действий, содержащихся в «Наставлении по орга-
низации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» [2].
2. Отсутствие у большого числа занимающихся умений и навыков передвижений, перемещений при демонстрации техники нанесения ударов и защит от ударов руками, ногами, колюще-режущими предметами.
Педагогическая практика показывает, что 30—40% занимающихся (в нашем случае слушателей) не обладают на должном уровне понятийными категориями о технике защиты ударов, технике передвижения и перемещения при демонстрации техники боевых приемов борьбы. Это обусловлено тем, что либо они никогда не занимались спортивными и прикладными единоборствами, либо имели большой перерыв в занятиях физической подготовкой, либо же не выполняют физические упражнения.
Для решения данной проблемы считаем необходимым включить в учебно-тренировочный процесс приемы передвижения и перемещения в боевых стойках, упражнения, связанные с переходом из одной стойки в другую, упражнения, направленные на разрыв дистанции и ее сокращение для благоприятного проведения приема, а также упражнения, формирующие навыки ухода с линии атаки, удара. Процесс освоения указанных упражнений заключается в выполнении их по одному на начальном этапе обучения, а по мере формирования навыка осуществляется работа в паре (с ассистентом) [3; 6].
3. В Наставлении по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации отсутствуют иллюстрации, которые могли бы дополнить текстовое описание техники боевых приемов борьбы и позволили бы создать полное представление о технике [2; 4]. Можно предположить, что выразительное и точное изображение приема могло бы стать основой для правильного понимания его технической основы и послужить наглядным образцом (эталоном) для его двигательного освоения ввиду того, что прием схватывался целиком во всех деталях. Решить данную проблему можно путем разработки методических видеоматериалов и наглядных пособий. Это, в свою очередь, упростит преподавателям (инструкторам, тренерам) процедуру оценки техники боевых приемов борьбы [4; 7].
Выводы. Таким образом, нами выявлены предпосылки исследуемых проблем и намечены пути по улучшению качества подготовки и формирования готовности у сотрудников ОВД навыков к успешному осуществлению оперативно-служебной деятельности.
236
Образование. Наука. Научные кадры 2020 / № 2
Список литературы
1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции» // СПС «Консультант-Плюс».
2. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Кон-сультантПлюс».
3. Бештоев P.O. Основы формирования профессиональной компетентности и совершенствование физической подготовки сотрудников полиции // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 3. С. 117—119.
4. Глубокий ВЛ, Глубокая М.В. Проблемы физической подготовки сотрудников органов внутренних дел и способы их решения // Научный журнал Дискурс. 2019. № 2 (28). С. 77—86.
5. Доттуев Т.И. Концепция обучения боевым приемам борьбы сотрудников ОВД России // Культура физическая и здоровье. 2019. № 2 (70). С. 142—143.
6. Лавров В.Н. О проблеме совершенствования физической подготовки сотрудников ОВД, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сб. ст. XXIV Всерос. круглого стола. 2016. С. 115—118.
7. Тхазеплов Р.Л. Актуальные вопросы формирования прикладных двигательных навыков у сотрудников полиции на занятиях по физической подготовке // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 5-1. С. 218—224.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Гражданский процесс. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», специальности «Правоохранительная деятельность» / Под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Амаглобели. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 687 с.
ISBN 978-5-238-03168-2
На основе современного законодательства системно и комплексно раскрыты основные темы курса: цели, задачи, принципы гражданского судопроизводства, сущность и источники гражданского процессуального права, гражданские процессуальные правоотношения, понятие доказательств и доказывания, участники и сроки судопроизводства, порядок и особенности его ведения. Рассмотрены основные положения арбитражного процесса, нотариата, третейского суда, а также порядок обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.
Особое внимание уделено порядку пересмотра судебных постановлений в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, особенностям производства по делам, связанным с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов, а также пересмотру по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Учтены последние изменения, внесенные в Гражданский процессуальный кодекс РФ, по состоянию на 1 апреля 2018 г.
Для студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также для всех интересующихся вопросами гражданского процесса.