Научная статья на тему 'Эффективность обучения сотрудников полиции применению физического воздействия'

Эффективность обучения сотрудников полиции применению физического воздействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
123
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
POLICE OFFICERS / PHYSICAL EXPOSURE / SKILLS / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дадов Аслан Владимирович

Статья посвящена вопросам эффективности обучения сотрудников полиции применению мер физического воздействия, так как зачастую им приходится действовать в ситуациях, в которых правонарушители оказывают неповиновение законным распоряжениям и требованиям.The article deals with the effectiveness of training police officers in the application of physical measures, as they often have to act in situations in which offenders disobey lawful orders and requirements.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дадов Аслан Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность обучения сотрудников полиции применению физического воздействия»

УДК 796 ББК 75.1

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10106

Эффективность обучения сотрудников полиции применению физического воздействия

Effective Training of Police Officers in the Use of Physical Pressure

Аслан Владимирович ДАДОВ,

преподаватель кафедры физической подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

E-mail: shmv1978@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам эффективности обучения сотрудников полиции применению мер физического воздействия, так как зачастую им приходится действовать в ситуациях, в которых правонарушители оказывают неповиновение законным распоряжениям и требованиям.

Ключевые слова: сотрудники полиции; физическое воздействие; навыки

Abstract. The article deals with the effectiveness of training police officers in the application of physical measures, as they often have to act in situations in which offenders disobey lawful orders and requirements.

Keywords: police officers; physical exposure; skills

Условия выполнения профессиональной деятельности сотрудниками полиции, постоянное нахождение в опасных для жизни и здоровья ситуациях приводят их к психологической и физической уязвимости. Чаще всего сотрудникам полиции приходится действовать в ситуациях, в которых правонарушители оказывают неповиновение законным распоряжениям и требованиям. В подобных конфликтных ситуациях в деятельности полиции преимущество отдается ненасильственным способам воздействия на правонарушителей путем ведения переговоров, и как крайняя мера применяются силовые приемы, специальные средства и огнестрельное оружие, т.е. меры насильственного принуждения [1; 5].

Применение физической силы следует определять как физические действия сотрудника полиции в отношении отдельных граждан или имущества, представляющие собой ограничение неприкасаемости этих граждан, их волевых действий, перемещения или распоряжения какими-либо предметами, осуществляемые для подавления незаконного поведения этих граждан.

Физическое воздействие является одной из исключительных мер, используемых для предупреждения и пресечения противоправных дей-

ствий лиц, угрожающих общественному порядку, личной безопасности граждан и сотрудников полиции, а также средством принуждения, применяемым при необходимости в отношении граждан, отказывающихся подчиняться законным требованиям представителей власти [3; 4].

Надлежащее соблюдение правил применения физической силы является гарантией обеспечения должного уровня безопасности, а тактически грамотные алгоритмы действий позволяют избежать характерных ошибок, допускаемых при совершении таких действий, сопряженных с негативными последствиями. Указанное обусловливает актуальность и безусловную значимость рассмотрения особенностей применения сотрудниками полиции физического воздействия и боевых приемов борьбы при осуществлении служебной деятельности [2; 6; 7].

Обучение сотрудников полиции умелому применению физического воздействия при пресечении правонарушений или задержании правонарушителей является главной задачей физической подготовки в системе МВД России.

Часть 3 ст. 19 Федерального закон «О полиции» предписывает сотруднику полиции при применении физической силы действовать с учетом

создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются данные меры государственного принуждения, характера и силы оказываемого ими сопротивления [1].

Для законного применения в конкретной ситуации той или иной принудительной меры недостаточно наличия только соответствующего основания. Важно, чтобы способ и форма силового вмешательства сотрудника полиции были адекватными той ситуации, в которой оно (вмешательство) вызвано.

Одной из главных задач профессиональной подготовки сотрудников полиции является формирование у них постоянной психологической готовности для неожиданного столкновения с правонарушителем или разыскиваемым преступником, умений в совершенстве владеть табельным оружием и правильно применять боевые приемы борьбы в самых сложных условиях оперативной обстановки [2; 3].

Ожидание нападения со стороны правонарушителей — неотъемлемая часть профессиональной деятельности сотрудников полиции. Осознание существующей угрозы, способность правильной оценки конкретной ситуации и совершения адекватных ей действий определяются не только накопленным практическим опытом и возможностями нервной системы к преобразованию возникающих в случае опасности импульсов в разумные решения, необходимые для достижения эффективного результата, но и необходимостью сочетать свои действия с требованиями закона

[1; 2; 4].

Целью обучения физическому воздействию является формирование у сотрудников полиции навыков применения боевого единоборства для пресечения физического сопротивления правонарушителя и самозащиты без применения оружия, силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, в том числе и в условиях чрезвычайных обстоятельств; а также доведение освоение боевых приемов до автоматизма при выполнении их с максимальной скоростью на фоне сильного утомления [2; 6].

Методы обучения включают:

■ общедидактические методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, мультимедийные, практические), стимулирования и мотивации (дискуссии, деловые игры, тренинги, кейс-метод), контроля (тестирование, выполнение на оценку контрольных упражнений), самостоятельной работы (выполне-

ние физических упражнений в режиме дня, тренировочные упражнения и занятия на тренажерах);

■ частнодидактические методы организации учебно-познавательной деятельности (тренировки, инструктажи, создание учебно-профессиональных ситуаций), методы стимулирования и мотивации (соревновательные), контроля (выполнение на оценку боевых приемов борьбы и их комплексов, сдача спортивных нормативов, контрольные соревнования, анализ видеомагнитофонных записей только что выполненного упражнения или приема), самостоятельной работы (инструкторская и судейская практика) [3; 6; 7].

Обучение и освоение навыков физического воздействия необходимо начинать с разучивания техники — способа, приема его выполнения. После этого изучаются и совершенствуются (тренируются) способы их применения в условиях и обстоятельствах служебной деятельности сотрудников полиции.

Дополнительными формами занятий, значительно способствующими повышению уровня владения навыками физического воздействия, являются: учебно-тренировочные занятия по различным спортивным единоборствам и самостоятельные занятия общей физической подготовкой на базе боевых приемов борьбы (разучивание и обработка ударов на ударных тренажерах, имитация различных приемов и действий и т.д.) [4; 5].

При совершенствовании навыков физического воздействия на учебно-тренировочных занятиях перед сотрудниками полиции и инструкторами не всегда ставятся конкретные задачи, которые связаны с проведением таких тактических действий, как разведка, удержание преимущества, восстановление сил (за счет маневрирования, сковывания и т.д.). Обнаруживается возрастание атакующих действий. Все это ведет к тому, что если занимающихся не научить решению задач, возникающих в ходе поединка в условиях, моделирующих экстремальные, то в равном единоборстве они обречены на неудачу.

Следовательно, учебно-тренировочные схватки (спарринги) должны проводиться не только с конкретной направленностью, но и предусматривать различные задания обучающимся [2; 7].

Выводы. В заключение отметим, что право на применение физической силы является действенным средством защиты прав и законных интересов населения и сотрудников полиции от общественно опасных посягательств со стороны

2020 / № 2 Образование. Наука. Научные кадры

211

правонарушителей, а их умения и демонстрация возможностей применения физической силы — важным профилактическим средством предупреждения различного рода противоправных посягательств на общественные правоотношения [1].

Список литературы

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции» // СПС «Консультант-Плюс».

2. Дадов A.B. Основные ценностные ориентации сотрудников ОВД по вопросам физической подготовки // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 6-2. С. 100—103.

3. Карданов A.K. Значение физической подготовки в профессиональной деятельности совре-

менного полицейского // Теория и практика общественного развития. 2014. № 14. С. 118—120.

4. Кодзоков АХ. Направленность физической подготовки сотрудников органов внутренних дел // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 3. С. 146—148.

5. Кононов ЭА., Гретчин Р.Н., Цекунов С.О. Применение физической силы сотрудниками полиции: учеб. пособие. Хабаровск, 2015.

6. Настуев Э.Б. Взаимосвязь физического воспитания и профессиональной подготовленности сотрудников правоохранительных органов МВД России // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. Т. 19. № 2 (19). С. 102—106.

7. Тхазеплов Р.Л. Актуальные вопросы формирования прикладных двигательных навыков у сотрудников полиции на занятиях по физической подготовке // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 5-1. С. 218—224.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Педагогика. Учебное пособие для студентов юридических вузов и специальностей / Под ред. В.Ф. Родина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 191 с.

ISBN 978-5-238-03280-1

В доступной форме раскрываются основные положения педагогики. В логической последовательности рассматриваются содержание педагогики, ее методологические основы, теория и практика обучения и воспитания, педагогический контроль.

Учебное пособие предназначено для студентов юридических вузов и специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.