5. Changes in mood states and salivary Cortisol levels following two months of training in elite female water polo players / D. Di Corrado, T. Agostini, M. Bonifazi, V. Perciavalle // Molecular Medicine Reports. - 2014. - Vol. 9 (6). - P. 2441-2446.
6. A physiological, time-motion, and technical comparison of youth water polo and Acquagoal / C. Lupo, A. Tessitore, C. Cortis, F. Figura, L. Capranica // Journal of Sports Sciences. - 2009. - Vol. 27 (8). - P. 823-831.
REFERENCES
1. Abramova, T.F., Golovachev, A.I., Nikitina T.M. [et al.] (2012), "Dynamics of physique features, performance indicators and energy supply for skiers at the stages of "sports" ontogenesis taking into account biological maturity", Bulletin of Moscow University. Series 23: Anthropology, No. 3, pp. 28-55.
2. Loginov, S.I., Bayev, K.A., Alokin, V.V. [et al.] (2013), "The influence of regular swimming classes on the physical development of children (a study in the framework of developing a biomedical health passport for a young athlete)", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 89-95.
3. Durov, A.M., Prokopyev, N.Ya., Shatilovich, L.N. and Nazmutdinov, V.I. "The advantage of the chronobiological approach in assessing the level of functional, adaptive capabilities and biological age of a person", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 93-96.
4. Dorokhov, R.N. (1984), Somatic types and developmental options for children and adolescents, dissertation, Moscow.
5. Di Corrado, D., Agostini, T., Bonifazi, M. and Perciavalle, V. (2014), "Changes in mood states and salivary cortisol levels following two months of training in elite female water polo players", Molecular Medicine Reports, Vol. 9 (6), pp. 2441-2446.
6. Lupo, C., Tessitore, A., Cortis, C., Figura, F. and Capranica, L. (2009), "A physiological, timemotion, and technical comparison of youth water polo and Acquagoal", Journal of Sports Sciences, Vol. 27 (8), pp. 823-831.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.02.2020
УДК 796.89
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПО РАЗДЕЛУ «БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ»
Сергей Геннадьевич Нетбай, доцент, Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел России, г. Хабаровск; Юрий Геннадьевич Коноваленко, заместитель начальника кафедры, Омская академия Министерства внутренних дел России
Аннотация
В статье рассмотрены результаты исследования по оптимизации процесса физической подготовки слушателей факультета профессиональной подготовки Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел России. Выявлены проблемные вопросы процесса физической подготовки сотрудников полиции на современном этапе. Определены особенности организации и содержания занятий по физической подготовке со слушателями с использованием в учебном процессе различных моделируемых ситуаций. Авторами даны рекомендации специалистам по профессиональной служебной подготовке в ОВД по использованию интегрального подхода в физической подготовке с сотрудниками полиции.
Ключевые слова: физическая подготовка, методы обучения, моделирование ситуаций, профессиональное обучение.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p282-286
OPTIMIZATION OF THE PHYSICAL TRAINING OF POLICE OFFICERS IN THE SECTION "FIGHTING TECHNIQUES"
Sergey Gennadievich Netbay, the senior lecturer, Far Eastern Law Institute of the Ministry of
Internal Affairs of Russia, Khabarovsk; Yuri Gennadievich Konovalenko, the deputy head of the Department, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Abstract
The article discusses the results of the study to optimize the process of physical preparation of students of the faculty of vocational training of the Far Eastern Federal University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The problematic issues of the process of physical training of police officers at the present stage are identified. The features of the organization and content of physical training classes with students using various simulated situations in the educational process are determined. The authors gave recommendations to specialists in professional service training at the Department of Internal Affairs on the use of the integrated approach in physical training with the police officers.
Keywords: physical training, teaching methods, situation modeling, vocational training.
Освоение обучающимися слушателями факультета профессиональной подготовки ДВЮИ МВД России (далее - слушателями ФПП) программы профессионального обучения по дисциплине «Физическая подготовка» планируется и осуществляется в течение всего периода обучения. На современном этапе процесс физической подготовки слушателей ФПП, требует поиска новых, пусть и уже известных и ранее применяемых технологий обучения, которые должны способствовать его активизации и интенсификации. Требования нормативно-правовых актов МВД России, регламентирующих физическую подготовку в органах внутренних дел, говорят о необходимости формирования умений и навыков у сотрудников полиции в силовом пресечении противоправных действий, наиболее часто встречающихся в их практической деятельности.
Цель исследования: оптимизировать процесс физической подготовки слушателей ФПП за счет использования различных моделируемых ситуаций их практической деятельности.
Объект исследования - процесс физической подготовки слушателей ФПП.
Предмет исследования - особенности организации и содержания занятий по физической подготовке со слушателями ФПП.
Задачи исследования предусматривали: выявление проблемных вопросов процесса физической подготовки сотрудников полиции на современном этапе; определение особенностей организации и содержания занятий по физической подготовке со слушателями ФПП с использованием в учебном процессе различных моделируемых ситуаций.
В исследовании использовались анализ нормативно-правовых актов и научно-методической литературы, педагогическое наблюдение и опрос.
Для решения первой задачи исследования были проанализированы информационные источники [1-6], авторы которых отмечают ряд проблемных вопросов в системе профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников МВД:
- не обеспечивает усвоение обучающимися слушателями раздела «Боевые приемы борьбы»;
- не способствует формированию необходимых умений и навыков для решения оперативно-служебных задач.
Прежде всего, это вызвано дефицитом временного бюджета, по распределению часов, выделенных на изучение раздела по боевым приемам борьбы в соответствии с программами профессионального обучения.
Кроме того, по мнению А.И. Щипина, это вызвано тем, что за последние 10 - 15 лет произошла естественная смена поколений [6].
Из органов внутренних дел (далее - ОВД) ушли сотрудники, начинавшие работать по окончанию службы в армии, прошедшие школу несения службы в различных горячих точках. С середины девяностых годов на смену пришла молодежь, зачастую, сразу со школьной скамьи, не имеющая практического опыта работы. Вместе с тем, существующая программа подготовки в образовательных учреждениях МВД России, обеспечивает обучение только базовым приемам задержания и пресечения противоправных действий. В
процессе подготовки сотрудников полиции слабо используется ситуационное обучение, то есть использование ситуаций, наиболее часто встречающихся в их практической деятельности. Для решения этой проблемы может быть использован метод моделирования, применяемый в спортивной практике при подготовке высококвалифицированных спортсменов в различных видах спорта. Следует отметить, что переход от спортивного моделирования возможных боевых ситуаций к моделированию реальных служебных задач требует специальных методик обучения, обновления технико-тактического арсенала. Необходимо моделировать наиболее распространенные ситуации, связанные с применением физической силы сотрудниками полиции в непосредственном приближении к условиям действительности служебной деятельности.
Прежде всего, этот метод диктует необходимость формулирования обоснованных ответов на два принципиальных вопроса - что делать и как делать?
В данном случае, т.е. применительно к процессу профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников правоохранительных органов эти вопросы можно рассматривать в следующей трактовке:
Что делать? Чему обучать и какие физические качества развивать у сотрудников ОВД разного пола и характера профессиональной деятельности?
Для решения второй задачи исследования был проведен опрос сотрудников ОВД, в котором участвовали 98 респондентов: сотрудники оперативных подразделений и сотрудники III 1С: участковые уполномоченные и сотрудники ГИБДД.
По итогам опроса были выявлены боевые приемы борьбы, наиболее часто применяемые в служебной деятельности.
Практически все респонденты (95%) отметили необходимость включения в учебные занятия разделов, направленных на обучение приемам владения специальными и подручными средствами, приемам защиты от их применения, а также тактике действий в различных ситуациях, требующих физического противодействия.
Следовательно, формированию и совершенствованию правильной техники ударов руками и ногами, а также соответствующих защитных действий, необходимо уделять повышенное внимание.
Далее следует отметить, что в отношении отдельного безоружного правонарушителя, уступающего сотруднику полиции в силе и ловкости, оправдывает себя практика применения приемов различных единоборств: с проведением захватов и удержаний, блокированием и нанесением ударов руками и ногами.
Отвечая на вопрос: «Как делать»? Какие методические особенности организации процесса профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников ОВД, следует применить, чтобы максимально подготовить их к выполнению оперативно-служебной деятельности в условиях силового пресечения преступлений и правонарушений?
Выполнение двигательных заданий в обстановке, близкой к условиям профессиональной деятельности и более усложненной, является одной из характерных черт методики физической подготовки. Речь идет об использовании в учебном процессе такого метода, как моделирование ситуаций служебной деятельности.
По мнению специалистов, необходимо моделировать наиболее распространенные ситуации, связанные с применение физической силы сотрудниками полиции в непосредственном приближении к действительности [1, 2, 4, 6].
То есть, сотрудники ГИБДД должны совершенствовать технику задержания правонарушителя непосредственно вдвоем с напарником, на дороге, в машине, у машины и т.д.
Участковые уполномоченные полиции должны использовать создание ситуаций, моделирующих задержание в помещениях, коридорах, лифтах, на лестничных площадках жилых домов, и т.д.
Сотрудники ППС большее внимание должны уделять моделированию конфликтных ситуаций на улице и работе в группе.
Очень важно учитывать реальную форму одежды при выполнении служебных обязанностей, так как в спортивном зале тренировки проводятся в спортивной форме, которая не ограничивает двигательных возможностей занимающихся. В зимний период времени -зимняя форма одежды, с использованием средств индивидуальной бронезащиты (бронежилет). В целях эффективности учебного процесса слушателей факультета профессиональной подготовки при отработке технико-тактических действий по разделу «Боевые приемы борьбы» необходимо использовать следующие ситуации:
- выполнение приемов без противника (на этапе разучивания приемов);
- выполнение приемов с условным противником;
- выполнение приемов с партнером, оказывающим помощь и создающим выгодные ситуации;
- выполнение приемов с противником, оказывающим неповиновение;
- выполнение приемов с противником, оказывающим активное сопротивление;
- выполнение приемов с партнером, оказывающим сопротивление в различных ситуациях, моделируемых преподавателем.
Таким образом, подводя итоги по исследованию в целом, можно сделать следующие выводы. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников МВД России на современном этапе: не обеспечивает достаточно эффективного усвоения обучающимися слушателями ФПП раздела «боевые приемы борьбы»; не способствует приобретению интегральных умений и навыков, необходимых для выполнения оперативно-служебных задач.
Использование в учебном процессе обозначенных в исследовании особенностей организации практических занятий позволит существенно активизировать и оптимизировать учебный процесс по разделу «Боевые приемы борьбы». Все вышеизложенное дает основание рекомендовать специалистам по профессиональной служебной подготовке в ОВД осуществлять процесс физической подготовки с позиции интегрального подхода, с использованием методов моделирования, определяемых требованиями служебной деятельности, в ходе формирования двигательных навыков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев, Е.Э. Особенности совершенствования навыков оперативных сотрудников правоохранительных органов при задержании лиц, причастных к совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков / Е.Э. Андреев, А.А. Зарубин // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 3. - С. 95-101.
2. Мороз, В.В. Основы технико-тактических действий сотрудников органов внутренних дел при совершенствовании боевых приемов борьбы : учебное пособие / В.В. Мороз, В.А. Серебрянников. - Хабаровск : [б. и.], 2005. - 64 с.
3. Новиков, А.А. О разработке модельных характеристик спортсменов / А.А. Новиков, В.В. Кузнецов, Б.Н. Шустин // Теория и практика физической культуры. - 1975. - № 6. - С. 58-60.
4. Степанов, Г.И. К вопросу о профессионализме сотрудников внутренних дел / Г.И. Степанов // Совершенствование боевой и физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений силовых ведомств : сборник всероссийской науч.-практ. конф. - Иркутск, 2010. - С. 108-111.
5. Шиян, В.В. Эффективность учебных занятий по физической подготовке курсантов вузов Системы МВД России / В.В. Шиян // Современные технологии спорта высших достижений в профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств : материалы Международного научного конгресса. - Москва : ООО «Анита Пресс», 2006. - С. 256-258.
6. Щипин, А.И. Ситуационное обучение как один из элементов совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ОВД / А. И. Щипин // Современные технологии спорта высших достижений в профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств : материалы Международного научного конгресса. - Москва : ООО «Анита Пресс», 2006. - С. 266-273.
REFERENCES
1. Andreev, E.E. (2016), "Features of improving the skills of operational law enforcement officers during the detention of persons involved in the commission of crimes related to drug trafficking", Actual problems ofphysical and special training of law enforcement officers' structures, No. 3, pp. 95-101.
2. Moroz, V.V. (2005), Fundamentals of technical and tactical actions of employees of the internal affairs bodies while improving combat methods of combat: tutorial, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk.
3. Novikov, A.A., Kuznetsov, V.V. and Shustin, B.N. (1975), "About the development of model characteristics of athletes", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 58-60.
4. Stepanov, G.I. (2010), "On the question of the professionalism of internal affairs officers", Improving the combat and physical training of cadets and students of educational institutions of law enforcement agencies: a collection of all-Russian scientific and practical. conf., Irkutsk, pp. 108-111.
5. Shiyan, V.V. (2006), "Efficiency of training in physical training of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Modern sports technologies of the highest achievements in the professional training of law enforcement officers: materials of the International Scientific Congress, Anita Press, Moscow, pp. 256-258.
6. Schipin, A.I. (2006), "Situational training as one of the elements for improving the professional training of police officers", Modern sports technologies of the highest achievements in the professional training of law enforcement officers: materials of the International Scientific Congress, Anita Press, Moscow, pp. 266-273.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.02.2020
УДК 797.21
ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Сергей Юрьевич Никитченко, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Сергей Владимирович Куликов, старший преподаватель, Российский государственный аграрный университет имени К.А. Тимирязева, Москва
Аннотация
В статье представлен теоретический и практический материал по обучению плаванию студентов разного уровня подготовки в режиме учебных занятий по «Физической культуре и спорту», а также учебно-тренировочных занятий в секции «Плавание». Освоение большого количества плавательных движений одновременно всеми способами плавания сначала облегченных, затем спортивных, позволяет уже на начальном этапе сделать выбор и впоследствии осваивать остальные. Именно поэтому сокращается продолжительность всего периода освоения основных навыков плавания. Использование новейших методик при обучении плаванию студентов с различным уровнем подготовки способствует формированию у них потребности в здоровом образе жизни, повышению уровня плавательной подготовленности и функциональных возможностей организма.
Ключевые слова: студенты, здоровье, плавание, спортивный результат.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p286-289
TRAINING OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF SPORTS TRAINING
Sergey Yurievich Nikitchenko, the candidate of agricultural sciences, senior lecturer, Sergey Vladimirovich Kulikov, the senior teacher, Russian State Agrarian University - Moscow
Timiryazev Agricultural Academy
Abstract
The article presents theoretical and practical material on teaching swimming students of different levels of training in the mode of training sessions on "Physical Culture and Sport", as well as training