Научная статья на тему 'Педагогически комфортная среда как условие формирования творческой направленности личности старших дошкольников'

Педагогически комфортная среда как условие формирования творческой направленности личности старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / CREATIVE ORIENTATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИ КОМФОРТНАЯ СРЕДА / PEDAGOGICALLY COMFORTABLE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева М. Е.

Рассматриваются специфические особенности творческой направленности личности старшего дошкольника и влияние педагогически комфортной среды на формирование творческой направленности детей. Выделяются структурные компоненты, функции педагогически комфортной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева М. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICALLY COMFORTABLE ENVIRONMENT AS A CONDITION OF FORMATION OF CREATIVE ORIENTATION OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDRENS IDENTITY

The specific features of a creative orientation of the identity of the senior preschool children and pedagogically comfortable environment influence on formation of a creative orientation of children are considered. Structural components, functions of pedagogically comfortable environment are allocated.

Текст научной работы на тему «Педагогически комфортная среда как условие формирования творческой направленности личности старших дошкольников»

ПЕДАГОГИЧЕСКИ КОМФОРТНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

PEDAGOGICALLY COMFORTABLE ENVIRONMENT AS A CONDITION OF FORMATION OF CREATIVE ORIENTATION OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN'S IDENTITY

М. Е. Медведева

Рассматриваются специфические особенности творческой направленности личности старшего дошкольника и влияние педагогически комфортной среды на формирование творческой направленности детей. Выделяются структурные компоненты, функции педагогически комфортной среды.

Ключевые слова: творческая направленность, педагогически комфортная среда.

На современном этапе развития общества только творческая активная личность способна чутко реагировать на все изменения, преодолевать жизненные трудности, возродить духовную культуру. В связи с этим в науке повысился интерес к творческой направленности как необходимому условию развития гармонично развитой личности.

Приоритетом становится формирование образа личности, ее индивидуальности, признания важности творческого самовыражения ребенка в процессе саморазвития.

Период возрастного развития детей старшего дошкольного возраста может рассматриваться как решающий важнейшие базовые основания психики (А. Л. Венгер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и др.).

Происходит становление базиса личностной культуры ребенка, при формировании которого рождаются и развиваются такие главные образующие творчества, как воображение и основанные на нем первые проявления творчества.

Основным компонентом творческого развития становится проблемность, которая обеспечивает открытость ребенка к новому, неожиданному [1, с. 31].

Творческая направленность - стержневое образование, объединяющее общественно значимые личностные качества [2, с. 82]; творческая направленность личности -художественно педагогический процесс и результат определенного этапа развития личности, а также составляющая любой самостоятельной деятельности ребенка [3, с. 43].

На основе анализа известных исследований (Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, И. А. Петухова, Г. И. Щукина и др.) выяснилось, что творческую направленность детей старшего дошкольного возраста определяют как динамическую тенденцию личности, которая основывается на творческой активности, проявляется в различных видах фантазии в процессе самовыражения.

Существенными качествами творческой направленности в старшем дошкольном возрасте являются: интерес

M. E. Medvedeva

The specific features of a creative orientation of the identity of the senior preschool children and pedagogi-cally comfortable environment influence on formation of a creative orientation of children are considered. Structural components, functions of pedagogically comfortable environment are allocated.

Keywords: creative orientation, pedagogically comfortable environment.

как качество личности, который характеризуется ее направленностью на выразительные предметы и явления; активность; самовыражение; доминантность творческих процессов, которые в данном возрасте проявляются в виде фантазирования.

Специфика творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста такова, что она оказывает одно из доминирующих воздействий на личность.

Творческая направленность личности старшего дошкольника:

- выступает в качестве результата определенного этапа развития личности;

- создает предпосылки для активной направленности личности, побуждает ребенка выразить свои впечатления в продуктивной деятельности, в творчестве (сказке, рассказе, рисунке);

- проявляется в любой самостоятельной деятельности, в реализации замысла, в стремлении к созиданию.

Таким образом, можно выделить общие характеристики творческой направленности старших дошкольников:

• желание и умение проявлять инициативу;

• импровизационная оригинальность;

• готовность отступать от заданного образца;

• самостоятельность;

• легкость формулирования мыслей.

Важным является вопрос о возможности соотношения процесса формирования творческой направленности старшего дошкольника и создания условий для творческой самореализации ребенка, эмоциональной вовлеченности его в деятельность, в которой ребенок может проявить себя, свои способности, собственную активность.

Необходимо создание такой среды, которая, являясь механизмом формирования творческой направленности личности, вместе с тем, характеризуется педагогически комфортными условиями, в которых личностное «Я» ребенка является приоритетным, а формирующая среда ста-

новится главным фактором формирования творческой направленности старшего дошкольника.

Создание педагогически комфортной среды открывает качественно новые возможности для формирования творческой направленности детей старшего дошкольного возраста, так как она позволяет:

- сохранить эмоциональное, нравственное и физическое благополучие детей;

- ориентирует педагогов на децентрацию личных проблем на проблемы ребенка;

- создает возможности для построения образовательного процесса на принципах диалогического взаимодействия и уважения личностного начала в каждом в ребенке.

Педагогическая комфортная среда, как указывает Н. Б. Крылова, это часть социокультурного пространства, где взаимодействуют различные образовательные процессы и их составляющие, разные субъекты и материалы, это особое, уникальное - индивидуальное - пространство познания и саморазвития, которое необходимо учитывать в процессе образования [4, с. 191].

В. И. Слободчиков подчеркивает, что среда есть совокупность условий, обстоятельств, окружающая индивида обстановка, а педагогически комфортная среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося и где между отдельными субъектами образования начинают выстраиваться определенные связи и отношения [5, с. 47].

Педагогически комфортная среда не возникает сама собой, она рождается в синтезе всех компонентов, в соединении всего того, что окружает ребенка, и совместной деятельности детей и взрослых.

Мы под педагогически комфортной средой понимаем совокупность условий, определяющих благоприятный микроклимат для актуализации творческой направленности детей, основанный на понимании, взаимопонимании и сотрудничестве и где педагогическая поддержка выступает основополагающим фактором создания этой комфортной среды.

Обращаясь к педагогически комфортной среде, считаем необходимым выделить ее структурные компоненты и их влияние на творческое развитие личности, формирование творческой направленности дошкольников.

Эмоционально-положительная атмосфера базируется на выстраивании комфортных условий через общение в различных интеракциях, на формировании межличностных отношений, создающих атмосферу положительного климата и защищенности, сохранении эмоционального благополучия ребенка во взаимодействии с другими [6, с. 45].

Психологическое сопровождение - совместное движение взрослого и ребенка и помощь, чтобы сориентироваться в окружающем эту дорогу мире, понимать и принимать себя.

Педагогически комфортный контекст такой среды состоит в том, что психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога и педагога, направленная на создание социально-психологи-

ческих условий для успешного обучения, воспитания и психологического развития ребенка в ситуациях детского и детско-взрослого взаимодействия. Цель сопровождения в данном случае - создать условия для максимального в данной ситуации личностного развития.

Педагогическая поддержка - поддерживается то, что уже начинает проявляться, самодвижение личности, развитие самостоятельности, творчества. Педагог поддерживает ребенка в его усилии, напряжении и мобилизации сил (физических, умственных, интеллектуальных, эмоциональных, творческих и т. д.). Деятельность педагога предполагает перспективно ориентированное развитие потребностей, установок, на основе которых ребенок действительно сможет свободно и ответственно определиться в динамично изменяющихся отношениях, индивидуальным образом раскрыть в них.

Природа, архитектура и дизайн - башенки и резные крылечки цвета сосновой смолы, резные наличники, ажурные мостики, направленные на настройку детского сознания на сказку и реальную жизнь в их сопоставлении. Это материальный педагогический инструмент для работы с невидимой материей сознания ребенка [7, с. 109-114].

Успешность формирования творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в условиях педагогически комфортной среды непосредственно связана с включением ребенка в продуктивную деятельность: художественную, игровую, речевую.

Находясь во взаимосвязи, названные компоненты оказывают влияние на формирование творческой направленности дошкольников, если соблюдаются принципы:

• личность ребенка воспринимается как целое, не ограниченное рамками функциональной роли воспитанника;

• демонстрация веры в возможности личности, культ самостоятельности, поощрение индивидуальности, поддержка и сопровождение личностного развития;

• личность ребенка признается как способная к творчеству, к самостоятельному выбору.

Педагогически комфортная среда в формировании творческой направленности дошкольников основана на использовании определенных форм и методов работы, с помощью которых достигается необходимая творческая атмосфера: методы «погружения в ситуацию», репродук-тивно-подражательные, визуального обогащения образа.

Важную роль играют формы организации деятельности: минутки фантазирования, театрализованные представления, творческие гостиные и т. д.

Вышеизложенное позволяет выделить функции педагогически комфортной среды, определяющие эффективность формирования творческой направленности личности старшего дошкольника:

- развивающая функция - педагогически комфортная среда способна выполнять свою развивающую функцию и тем самым превратиться в среду развивающую при организации целенаправленной работы по формированию творческой направленности личности старшего дошкольника, включающей в себя:

• рассмотрение педагогом формирование ее в качестве цели педагогической деятельности;

• проведении системы развивающих занятий;

• сотрудничестве педагога и ребенка в процессе общения, построения взаимоотношений, организации совместной деятельности;

- активизирующая - ребенок активно стремится к самореализации, но формы этой самореализации ему предлагает среда и отсутствие творческой деятельности подавляет это стремление;

- инициирующая - роль среды, развивающей, педагогически комфортной среды безгранична, так как, функционально моделируя развитие деятельности, она не только обеспечивает ее исполнение, но и инициирует творческое взаимодействие ребенка с этой средой.

Итак, основными признаками педагогически комфортной среды как условия формирования творческой направленности личности старшего дошкольника является доверие и доброжелательность к детям на фоне мажорного настроения; уважение чувства личной неприкосновенности и значимости каждого ребенка, использование различных форм и методов работы, стимулирующих творческую деятельность. Подражательная способность старших дошкольников приводит к тому, что доброжелательный фон, комфортность перенимаются ими и затем переносятся на взаимоотношения с другими.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Матюшкин А. М. Концепция одаренности // Вопр. психологии. М.: Педагогика, 1989. № 6. С.29-33.

2. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. М.: Педагогика, 1988. 104 с.

3. Зимина А. Н. Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997. 447 с.

4. Крылова Н. Б. Культурология образования. М.: Нар. образование, 2000. 272 с.

5. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школы / под ред. Н. Б. Крыловой. М.: Инноватор, 1997. Вып. 7.

6. Попов Е. Б. Школа гуманистической ориентации // Личность, семья, школы (проблема социализации учащихся) / под ред. С. Г. Вершлов-ского. СПб., 1996.

7. Морозов Д. Мир, который называется Китеж // Нар. образование. 2003. № 4. С. 109-114.

8. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.

МОДЕЛЬ КУЛЬТУРОЦЕНТРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

CULTURE-CENTRED MODEL OF EDUCATION IN SECONDARY SCHOOL

О. Н. Птицына

Статья посвящена проблемам воспитания школьников. Автор предлагает модель программы куль-туроцентрированной системы воспитания в общеобразовательной школе. Цель программы - формирование культуры жизненного самоопределения школьников.

Ключевые слова: культура, воспитательный процесс, моделирование.

В современных условиях особо остро встает вопрос приоритетного значения воспитания личности, ее становления, духовного формирования, инкультурации. Это связано прежде всего с тем, что в молодежной среде все большее распространение получают негативные явления: асоциальное поведение, алкоголизм и наркомания, отчуждение от труда, пренебрежение к культуре, смещение ценностных

O. N. Ptitsyna

The article is devoted to the problem of schoolchildren education. The author offers the model of culture-centred program of education in secondary school. The program is aimed at forming schoolchildren culture of life self-determination.

Keywords: culture, educational process, modeling of educational system.

ориентаций, пассивная гражданская позиция. Таким образом, перед школой встает острая проблема создания психолого-педагогических условий, способствующих формированию общекультурных компетенций у школьников.

Несмотря на положительный опыт в работе большинства школ, имеются и проблемы, без разрешения которых невозможно продвижение вперед. Чаще

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.