балл в конце эксперимента по профессиональной подготовке в экспериментальной группе (ЭГ) составил 4,37±0,11, а в контрольной группе (КГ) - 3,82±0,18. Наиболее существенные отличия у испытуемых ЭГ по сравнению с КГ наблюдались при отработке комплексного упражнения по задержанию преступников, с использованием преследования и приемов рукопашного боя.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости реализации разработанных педагогических условий в практике профессиональной подготовки специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ашкинази, С.М. Вопросы совершенствования содержательно-методических основ обучения военнослужащих по рукопашному бою в новых руководящих документах по физической подготовке / С.М. Ашкинази // Тез. докл. итог. науч. конф. Воен. ин-та физ. культуры за 1993 год. - СПб., 1994. - С. 42-44.
2. Ашкинази, С. М. Вопросы теории и практики рукопашного боя в Вооруженных Силах Российской Федерации : монография / С.М. Ашкинази ; под ред. проф. Марищука В.Л. - СПб. : [б. и.], 2001. - 241 с.
3. Блеер, А.Н. Методические основы формирования устойчивых двигательных навыков в прикладных видах спорта : учеб.-метод. пособие / А.Н. Блеер ; Воен. ин-т внутр. войск МВД. - СПб. : [б.и.], 2004. - 248 с.
4. Брагин, В.В. Методика проведения физической подготовки с элементами рукопашного боя для эффективных действий специальных подразделений МВД по борьбе с незаконным оборотом наркотиков / В. В. Брагин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 14-17.
REFERENCES
1. Ashkinazi, S.M. (1994), "Question of perfection of is substantial-methodical bases of training of military men on hand-to-hand fight in new supervising documents on physical preparation", Result of scientific conference of Military Institute of Physical Culture, pp. 42-44.
2. Ashkinazi, S.M. (2001), Question of the theory and practice of hand-to-hand fight in Armed forces of the Russian Federation, St.-Petersburg, Russian Federation.
3. Bleer, A.N. (2004), Methodical of a basis offormation steady motor skills in applied sports, St.-Petersburg, Russian Federation.
4. Bragin, V.V. (2008), "The technique of realization of physical preparation with elements of hand-to-hand fight for effective actions of special divisions of the Ministry of Internal Affairs on struggle against the drug trafficking", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Les-gafta, No. 11 Vol. 45, pp. 14-17.
Контактная информация: sdd@mail.ru
УДК 372.2.01
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ: ВЕКТОРНО-КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД Ирина Анатольевна Синицина, аспирант,
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы,
Анатолий Геннадьевич Маджуга, доктор психологических наук, доцент, Стерлитамакская государственная педагогическая академия (СГПА)
Аннотация
Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующей образовательной ступени. В этой связи авторами обосновывается необходимость организации
здоровьесозидающей образовательной деятельности, направленной на актуализацию интеллектуально-творческого потенциала, обеспечивающего успешность формирования социально-значимой личности. Особое внимание в статье уделяется проектированию векторно-контекстуальной модели, учитывающей специфические особенности развития данного возрастного периода.
Реализация обозначенных теоретико-методологических ориентиров в системе современного образования возможно посредством вовлечения детей в процесс специально организованного игрового обучения, ориентированного на видоизменение традиционной схемы решения задач музыкального воспитания, создания педагогически комфортной образовательной среды, позволяющей раскрыть и развить потенциал каждого ребёнка, заложенный природой мы отметили повышение эмоционального и социального здоровья детей, повышение уровня познавательной активности, качественные изменения во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, переход от эмоционального общения к творческому взаимодействию.
Ключевые слова: здоровьесозидающая деятельность, здоровьесозидающая функция, век-торно-контекстуальный подход, духовно-нравственная сфера, векторная модель интеллектуально-творческого потенциала личности, детская культура.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.02.84.p127-133
PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF HEALTH-CREATIVE ACTIVITY OF THE SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION: VECTOR-CONTEXTUAL APPROACH Irina Anatolievna Sinitsina, the post-graduate student, Bashkir State Pedagogical University Anatoly Gennadievich Madzhuga, the doctor of psychological sciences, senior lecturer, Sterlitamak State Pedagogical Academy
Annotation
One of the main tasks of pre-school education is to train the child to the next educational level. In this connection, the authors substantiate the necessity of the organization of healthy lifestyle educational activities for the actualization of the intellectual and creative potential, ensuring the success of the formation of a socially significant person. The special attention in the article is paid to the design of vector-contextual model taking into account the specific features of the development of this age period.
Realization of the designated theoretical-methodological reference points in system of modern education is possible by means of involving the children in process of specially organized game training focused on modification of the traditional scheme of the solution of problems of musical education, creation of pedagogically comfortable educational environment, allowing to open and develop the potential of each child put by the nature we have noted increase of emotional and social health of children, increase of level of informative activity, qualitative changes in interaction with adults and contemporaries, transition from emotional dialogue to creative interaction.
Keywords: health-creative activities, health-creative function, vector-contextual approach, spiritual and moral sphere, vector model of intellectual and creative potential of personality, children's culture.
Система дошкольного образования после преобразований 90-х годов оказалась не готовой к демографическому всплеску последних лет. Увеличение рождаемости привело к тому, что на учет для получения путевки в детский сад родителям приходится вставать сразу после получения свидетельства о рождении ребенка. По результатам статистической оценки, начиная с 2005 г. в нашей стране наблюдается рост численности детей в возрасте от 1-6 лет, являющихся главными потребителями услуг системы дошкольного образования. Так, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. численность детей увеличилась на 3,7%, а по сравнению с 2005 г. - на 12,8% , при этом условия предоставления услуг дошкольного образования в стране все еще не отвечают современным требованиям [2].
Проблема школьной дезадаптации является ключевой при обсуждении специалистами проблем, связанных с переходом ребенка в школу [1].
Таким образом, проблема определения содержания и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста, развития интеллектуальных и личностных
качеств, сохранения и укрепления здоровья, актуализируется в связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [4].
Отметим, что учреждения дополнительного образования (центры дополнительного образования детей, детские музыкальные школы, школы искусств и др.), обладают огромным потенциалом для реализации главных функций образования, способствующих достижению на практике гуманистических развивающих и воспитывающих целей образования.
В связи с имеющейся в педагогической практике проблемой перенасыщения ребенка информацией в ущерб развитию эмоционально-нравственной сферы, появилась необходимость обращения к идеям арт-педагогики, реализующим психокоррекционное и психоэмоциональное воздействие на развивающегося ребенка.
Необходимо отметить, что современный подход к здоровью ребенка определяет его с позиции системного подхода, где здоровье выступает системой, имеющей динамическую составляющую, способной изменять алгоритмы своего функционирования с целью сохранения или достижения оптимального состояния при изменении внешних условий и аксиологического, рассматривающего личность ребенка как наивысшую ценность всего процесса обучения и воспитания средствами культуры.
Можно утверждать, что игра как форма обучения в процессе организации музыкальной деятельности будет способствовать одновременно построению диалогических взаимоотношений с культурой, формированию личности во всей полноте ее психологического, интеллектуального и социального развития.
Определяя ориентиры для разработки и апробации специальных воздействий со стороны педагогов, родителей, мы обратились к векторно-контекстуальной модели здо-ровьесозидающего потенциала личности [3], как механизму, обеспечивающему актуализацию интеллектуально-творческого потенциала личности детей дошкольного возраста.
К факторам материальной среды мы относим: знаки-символы (игрушки, куклы, наглядность: изобразительная, словесно-образная); реальность предметного мира (аудиозаписи, музыкальные инструменты, теле-видео-аудио-аппаратура, книги, интерьер, предметы природы).
К социально-психологическим факторам относятся: реальность социального пространства (взрослое и детское общество), культурные традиции семьи; природная реальность, реальность образно-знаковых систем (язык, мимика, пантомимика, музыка), внутренняя наглядность, детская деятельность (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная); воспитание.
К внутренним условиям развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка мы отнесли познавательные процессы (восприятие, мышление, воображение, память, ощущения, речь); качества ума (сообразительность, любопытство, сообразительность, гибкость, подвижность, оригинальность), эмоции и чувства, процессы коммуникации, интересы.
При построении векторно-контекстуальной модели, определенные нами условия, позволили, учитывая специфические особенности данного возрастного периода (старший дошкольный возраст) и универсальные возможности искусства, точно расставить акценты, обеспечивающие достижение высокого уровня мотивации творческой, коммуникативной, интеллектуальной деятельности. Нами были определены три взаимодополняющих вектора, направляющие, ориентированные на достижение цели действия: исследовательская установка, аффективная самоатрибуция, эмпатическая фантазия.
Аффективная самоатрибуция выступает как когнитивно-личностное образование дошкольника, обеспечивающее положительное эмоционально-энергетическое состояние при взаимодействии с миром взрослых и детей, миром детской культуры, которое приводит к изменению системы смысловых образований и деятельностно-личного настроя.
Эмпатическая фантазия определяется нами как творческая способность сознания визуализировать и создавать мысленные образы и новые Я на основе ярких эмоциональных представлений, возникающих в процессе музыкальной деятельности.
Векторно-контекстуальная модель интеллектуально-творческого потенциала личности представлена на рис.1.
Рис.1. Векторно-контекстуальная модель интеллектуально-творческого потенциала личности.
Необходимо подчеркнуть, что важным условием развития интеллектуально-творческого потенциала личности детей 5-7 лет, являются основные достижения дошкольного возраста. С учетом доминирующих линий развития, мы выстроили деятельность, обеспечивающую оптимальные условия для перевода любознательности и инициативности в исследовательское поведение; активности и эмоциональности в аффективную самоатрибуцию; эмпатической фантазии в саморазвитие субъекта.
Проведенное нами изучение специфики развития интеллектуально-творческого потенциала детей 5-7 лет показало, что он развивается как сложная многосоставная система, в которой действуют как внутренние связи между составляющими, так и внешние. Структуру интеллектуально-творческого потенциала составляют познавательные процессы, эмоции, коммуникационные процессы и отставание одного компонента, влечет за собой обеднение функций другого.
Для того, чтобы учитель выступал организатором развития ребенка, своеобразным внешним фактором развития, необходимо иметь представление не только об актуальном качественном состоянии ребенка, но и о потенциальном, возможном состоянии, внутренних механизмах, обеспечивающих актуализацию интеллектуально-творческого потенциала. Следовательно, учитель должен обладать:
- общей мыслительной культурой - способностью учителя связывать образ, представление, определять возможности ученика; и на основе анализа регулировать поведение, общение с целью актуализации потенциала учащегося.
- рефлексивно-мыслительной культурой - способностью, направленной на понимание личности как взаимодействующего и познающего субъекта, осмысление и переосмысление своих действий, знаний, навыков, идеалов, ценностных ориентаций для установления и развития контактов между собой и обучающимся, выработки единой стра-
тегии взаимодействия.
- культурой самокорректирования - системой внутренних взаимосвязанных действий, направленных на поиск оснований для коррекции рефлексии и придания ей эффективности и не случайности, сущностно-ориентированного характера.
- мотивационной самоорганизацией - способностью к интегральной регуляции психических, личностных состояний, качеств, обусловленной сознаваемым мыслительным побуждением к поиску решений для обоснования той или иной формы действия и мышления.
Обладая указанными выше компетенциями, педагог в первую очередь должен воздействовать на духовно-нравственную сферу личности, являющейся системой, созидающей внутренний мир ребенка, развивать эмоциональную сферу в процессе приобщения к ценностям культуры.
Поскольку жизнь ребенка неразрывно связано с движением: рисование, пение, танец, игра, конструирование и т. д. получается, что включенный в социокультурное пространство ребенок делает выбор в пользу «телесного поведения». Тело является соавтором в творческом действии, стимулирующим эмоциональную и мыслительную деятельность ребенка, усиливая его субъектную позицию.
В процессе музыкальной деятельности у ребенка проявляется его Я: он одновременно выходит на взаимодействие с миром через звук (речь, интонации, мелодику голоса, ритм), через движение, пластический образ, мимику, приобретая большую часть сенсорного опыта, позволяющего эмоционально, сознательно относиться к музыке, чувствовать красоту ее звучания в единстве с пониманием ее содержания.
Движение в этой схеме выступает механизмом, способствующим актуализации интеллектуально-творческого потенциала. Понимание произведений искусства происходит в результате познания структуры и ткани музыкального произведения через воплощение художественного образа в действии - игре, двигательной импровизации, арт-ритмике, при этом воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.
Познавательная активность, активизирующаяся в процессе восприятия музыки, порождает в сознании ребенка образы, ведет к воплощению «увиденного» образа в движении, заставляя искать новые приемы действий, пробовать, моделировать, тем самым удовлетворяя потребность в познании, выступая не в виде транслятора чужих знаний, а в роли субъекта, преобразующего и насыщающего эту информацию новым значением. В активной деятельности развивается система представлений о своем Я: физических, интеллектуальных, социальных свойствах, поведении, складывается самооценка ребенка -формируется Я-концепция.
Рассматривая данную модель, мы полагали, что главными принципом деятельности являются принцип здоровьесозидающего поведения, дающий возможность человеку чувствовать себя комфортно в реальности, живя в гармонии и согласии с разными людьми и миром в целом; принцип сотрудничества и сотворчества, выражающийся в игровом характере обучения, способствующий улучшению психологического климата в коллективе; принцип «воспитания успехом», когда поощряются самые малые достижения, ростки успеха.
Для успешной организации образовательного процесса был определен основной алгоритм:
- изучение и анализ особенностей развития ребенка старшего дошкольного возраста, с последующим определением индивидуальной образовательной траектории;
- координация целей, задач, содержания, методов, средств и форм оптимального выстраивания образовательного процесса в условиях детской музыкальной школы, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей детей;
- решение задач сохранения и укрепления здоровья ребенка;
- взаимодействие детской музыкальной школы с институтом семьи;
- полноценное развитие дошкольника на основе использования системы дифференцированных заданий с учетом их индивидуальных способностей;
- определение соответствия содержания, форм и методов, используемых в организации образовательного процесса детской музыкальной школы специфике возрастного развития учащихся 5-7 лет.
Результативность образовательного процесса обеспечивается специальным образом подобранными педагогическими условиями, каждое из которых представляет собой существенный компонент педагогического процесса:
- организация продуктивной, творческой деятельности в процессе специально организованного игрового обучения, обеспечивающего баланс разных видов активности детей;
- создание предметной развивающей среды (игрушки, книги, интерьер, картины, музыка, детские музыкальные инструменты) с точки зрения ее ценностного содержания и развивающего воздействия на личность ребенка;
- реализация интеграционного взаимодействия в педагогическом процессе: взаимодействие различных видов деятельности, взаимодействие учителя и детей, взаимодействие детей в игре, основанное на принципах сотрудничества, целенаправленное взаимодействие ДОУ-семья-школа, взаимодействие художественный образ - действие - деятельность;
- ведущая роль педагога;
- наличие программно-методического сопровождения;
- использование арт-ритмики как способа развития эмоциональной сферы через развитие кинестетического мышления;
- организация работы с родителями в соответствии с просветительской, консультативной, коммуникативной целью.
Таким образом, развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка - сложная динамическая система качественных изменений в эмоциональной, коммуникативной, интеллектуальной сферах, происходящих в процессе воспитания и деятельности, приводящей к росту значимых личностных качеств и способностей, напрямую связанного со здоровьесозидающим потенциалом, «выступающим совокупностью условий для поддержания и укрепления личностью, человеком как субъектом собственного целостного здоровья» [3].
Все это, на наш взгляд, определяет необходимость изменения целевой установки построения образовательного процесса - от образования, ориентированного на развитие памяти и усвоения суммы знаний, к образованию, обеспечивающему познавательную активность и самостоятельность мышления детей, развитие и приращение здоровья, ощущение благополучия, успешности. Реализация обозначенных теоретико-методологических ориентиров в системе современного образования возможно посредством вовлечения детей в процесс специально организованного игрового обучения, ориентированного на видоизменение традиционной схемы решения задач музыкального воспитания, создания педагогически комфортной образовательной среды, позволяющей раскрыть и развить потенциал каждого ребёнка, заложенный природой мы отметили повышение эмоционального и социального здоровья детей, повышение уровня познавательной активности, качественные изменения во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, переход от эмоционального общения к творческому взаимодействию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биктина, Н.Н. Экспериментальное предупреждение проявлений школьной де-заптации у детей 6-7 лет / Н.Н. Биктина // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2009. - № 3. - URL: www.psyedu.ru. - Дата обращения 27.02.2012.
2. Кузнецова, В.И. Дошкольное образование - статистическая оценка / В.И. Кузнецова // Высшее образование. - 2011. - № 4. - С. 231-244.
3. Маджуга, А.Г. Научное обоснование процесса проектирования здоровьесози-дающего потенциала личности / А.Г. Маджуга // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 129-134.
4. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования : приказ Минобрнауки России от 20.08.2011 № 2151, зарегистрирован 14.11.2011 г. рег. № 22303 // Вестник образования. - 2012. - № 1, вып. 2727. - С. 33-51.
REFERENCES
1. Biktina, N.N. (2009), "Experimental prevention of symptoms dezadaptation school children 6-7 years", Psychological Science and Education, No.3, ISSN: 2074-5885, Available at: www.psyedu.ru.
2. Kuznetcova, V.I. (2011), "Early childhood education - statistical evaluation", Higher education, No.4, pp. 231-244.
3. Madzhuga, A.G. (2011), "Scientific substantiation of process of designing the vector-contextual model of person health saving potential", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 Vol. 80, pp. 129-134.
4. Order of the Russian Ministry of Education and Science at 20.08.2011 № 2151, recorded 11/14/2011, the reg. № 22303 (2012), "On approval of the federal government requirements to implement the terms of the basic general education preschool program Education", Journal of Education, Issue 2727 No. 1, pp. 33-51
Контактная информация: mag-d@rambler.ru
УДК 378
МЕТОДИКА ПОДДЕРЖАНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ОФИЦЕРОВ СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Константин Сергеевич Смазнов, соискатель, Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с обоснованием методики поддержания высокого уровня развития гибкости, у офицеров старших возрастных групп.
Анализ исследований, свидетельствует, что недостаток развития гибкости и подвижности в суставах не позволяет качественно реализовать весь двигательный потенциал офицеров старших возрастных групп. При отсутствии необходимого запаса подвижности в суставах трудно использовать некоторые технические приемы и положения, поэтому приходится прибегать к менее эффективным приемам. Этим и вызвана необходимость поддержания на высоком уровне гибкости у офицеров старших возрастных групп. Проведенное исследование свидетельствует, что гибкость и подвижность в суставах у офицеров старших возрастных групп определяется в основном возрастом, двигательным опытом (каким видом спорта занимался) и спортивной квалификацией.
Основываясь на данных положениях, была разработана методика поддержания на высоком уровне развития гибкости у офицеров старших возрастных групп, состоящая из трех этапов: «суставной гимнастики», сохранения «активной подвижности суставов», поддержания «пассивной подвижности суставов». Целью первого этапа «суставной гимнастики» является укрепление суставов и их связочно-мышечного аппарата; второго этапа «сохранения активной подвижности суставов» -улучшение эластических свойств мышц; третьего этапа «поддержания пассивной подвижности суставов» - увеличение прочности мышц и связок суставов. На каждом из перечисленных этапов используются свои средства тренировки и методические приемы. Экспериментально подтверждена высокая эффективность разработанной методики поддержания гибкости у офицеров старших воз-