УДК 376.3
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СВЯЗЯМИ ПРИРОДНОГО И РУКОТВОРНОГО МИРА
© 2018
Дыбима Ольга Витальевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой
дошкольной педагогики и психологии Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье раскрывается подход к формированию у старших дошкольников творческих умений в процессе ознакомления со связями природного и рукотворного мира. Дается определение понятиям «творческие умения», «педагогические условия». Проводится обзор психолого-педагогической литературы, посвященной изучению данной проблемы. Очерчивается область научных отраслей, в рамках которых ведутся исследования в области формирования у детей творческих умений в процессе ознакомления со связями природного и рукотворного мира. В статье особое внимание уделяется рассмотрению разных позиций к определению педагогических условий. Проведен анализ исследований по выбору педагогических условий. Результаты свидетельствуют о недостаточной методической подготовленности педагогов к эффективному решению задач (выбору методов, форм работы, приемов и созданию необходимых условий). Показаны возможности каждого педагогического условия, обеспечивающего с одной стороны, познание связей природного и рукотворного мира, а с другой стороны, развитие на этой основе стремлений вносить изменения в рукотворный мир, совершенствовать его, проявляя творческие умения. Установлено, что процесс формирования творческих умений у ребенка, организуемый взрослым, должен быть построен с использованием педагогической технологии и организацией развивающей предметно-пространственной среды. Данная проблематика имеет многогранный характер.
Ключевые слова: педагогические условия, творческие умения, старший дошкольник, связи природного и рукотворного мира, продукты творческой деятельности, поэтапное ознакомление детей со связями природного и рукотворного мира, педагогическая технология, предметно-пространственная среда.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SENIOR PRESCHOOL CREATIVE ABILITIES IN THE PROCESS OF FAMILIARIZATION WITH THE NATURAL AND THE MAN-MADE WORLD
© 2018
Dybina Olga Vitalevna, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the Department of Pre-school Pedagogics and psychology Togliatti state University (445020, Russia, Togliatti, st. Belarusian, 14, E-mail: [email protected])
Abstract. This article reveals the approach to the formation of the senior preschool children's creative skills in the process of familiarization with the links of the natural and man-made world. The definition of the concepts of "creative skills", "pedagogical conditions'^ given. A review of psychological and pedagogical literature devoted to the study of this problem is carried out. The author outlines the area of scientific branches within which researches in the field of formation of creative abilities in children in the course of acquaintance with connections of the natural and man-made world are conducted. The article pays special attention to the consideration of different positions to the definition of pedagogical conditions. The analysis of researches on the choice of pedagogical conditions is carried out. The results indicate the lack of methodological readiness of teachers to effectively solve problems (the choice of methods, forms of work, techniques and the creation of the necessary conditions). Opportunities of each pedagogical condition providing on the one hand, knowledge of connections of the natural and man-made world are shown, and on the other hand, development on this basis of aspirations to make changes in the man-made world, to improve it, showing creative abilities. It is established that the process of formation of creative abilities of a child, organized by an adult, should be built using pedagogical technology and the organization of the developing subject-spatial environment. This issue is multifaceted.
Keywords: pedagogical conditions, creative skills, senior preschool children, connections of natural and man-made world, products of creative activity, step-by-step acquaintance of children with connections of natural and man-made world, pedagogical technology, object-spatial environment.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
В данной статье речь пойдет о педагогических условиях определяющих возможность построения целенаправленной работы по формированию творческих умений старших дошкольников в процессе познания связи природного и рукотворного мира.
Термин «творческие умения» рассматривается разными науками (философией, психологией, педагогикой), выделяется существенная характеристика данного понятия, направленность на созидание, получения нового продукта или совершенствование имеющего предмета.
Одним из важных аспектов всесторонне развитой личности дошкольника является процесс формирования творческих умений, который представляется как единая система для планомерного функционирования и развития, которой необходимы определенные (специально созданные) условия.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешен-
ных раньше частей общей проблемы. Рассмотрение особенностей понятия «условие» целесообразно начинать с анализа справочной литературы, где данный феномен рассматривается как средство, которое лежит в основе изменения чего-либо.
Понятие «условие» с точки зрения философии трактуется как специфика отношения объекта к предметам и явлениям окружающего мира, в котором они существуют в единстве. Благодаря условиям образуется именно та среда, которая обеспечивает их возникновение, существование и развитие.
В контексте «педагогических» условия рассматриваются в исследованиях педагогов с разных позиций. Первая позиция поддерживается учеными [1;2;3], которые рассматривают педагогические условия как совокупность каких-либо мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды: как (комплекс) мер, содержащий, методы (приемы) и организационные формы обучения и воспитания [3], совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных за-
Дыбина Ольга Витальевна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ...
дач [1];
- совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса [2].
Вторая позиция связана с рассмотрением педагогических условий как конструирование педагогической системы, в которой педагогические условия выступают одним из составляющих элементов [4;5]:
- компонент педагогической системы, отражающий совокупность внутренних (обеспечивающих развитие личностного аспекта субъектов образовательного процесса) и внешних (содействующий реализации процессуального аспекта системы) элементов, обеспечивающих её эффективное функционирование и дальнейшее развитие [4];
- содержательная характеристика одного из компонентов педагогической системы, в качестве которой выступают содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками [5].
Третья позиция связана с определением педагогических условий как планомерной работы по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающего возможность проверки результатов научно-педагогических исследований [6].
Для нашей работы значимыми являются психолого-педагогические исследования [7;8], направленные на изучение условий формирования творческой деятельности.
Анализ исследований авторов позволяет нам рассматривать педагогические условия как целостную систему отношения объекта к предметам и явлениям окружающего мира, и как следствие оказывает влияние на формирование у детей творчества.
Педагогические условия формирования творчества рассматриваем как единство требований к организации педагогического процесса, включающего взаимосвязь содержания, методов, форм, приемов руководства, развивающей среды и т.д. [9]:
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Таким образом, мы полагаем, что процесс формирования у старших дошкольников творческих умений возможно при следующих педагогических условиях:
- ознакомление детей со связями природного и рукотворного мира, наглядно представленными в продуктах творчества взрослого;
- реализация поэтапной педагогической технологии, обеспечивающей постепенное овладение старшими дошкольниками творческими умениями;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей у старших дошкольников проявление творческих умений;
Рассмотрим подробнее каждое из выделенных нами педагогических условий.
Первое условие - ознакомление детей со связями природного и рукотворного мира, наглядно представленными в продуктах творчества взрослого.
Взрослый обеспечивает и сопровождает процесс развития ребенка в совокупности с его активностью. При включении в совместную деятельность, в процессе создания вещей дети уделяют внимание не на сам процесс, а лишь на эстетический результат.
Дети увлечены процессом и не замечают во взрослом творческого начала, а ведь именно данный аспект является ключевым в связи с возрастающими требованиями к формированию созидающе-творческой личности.
Основываясь на изучение методической литературы важно почеркнуть важность взаимосвязи ребенка с творческой личностью взрослого с целью формирования творческих умений дошкольников. Поэтапная организация представленного взаимодействия научно обоснована и описана в нашей работе.
Для успешного овладения дошкольниками содержа-
нием творческих умений необходима направленность на деятельность взрослого.
Детям необходима опора и эмоциональная поддержка со стороны взрослого. Принимая во внимание психологические особенности детей, такие как подражательность, внушаемость, непосредственность, эмоциональность и др. необходимо отметить, что дошкольник готов для активного вступления в деятельность со взрослым на основе доверия, однако ребенок восприимчив и зависим от замечаний и оценки взрослого.
Именно взрослый рассматривается ребенком как эталон - носитель знаний об окружающем мире и специфике взаимодействия с ним. На данной основе становится важным определиться с особенностями и характеристиками объекта для ориентации.
Подходя к рассмотрению особенностей образца-ориентира необходимо отметить действенность, которая способствует побуждению у дошкольника готовности к воздействию со стороны взрослого, стремление воспроизвести поведение или деятельность, особенно наиболее эмоционально-яркую (привлекательную) для ребенка. Важными аспектами при выборе содержания деятельности творческого характера взрослого учитывались:
- преобразующий характер деятельности;
- варианты переноса содержания творческого опыта взрослых в деятельность самих детей;
- умение продемонстрировать детям творческие основы в процессе собственной деятельности за счет: самостоятельности, профессионализма, изобретательности, заинтересованности в конечном результате своей деятельности;
- отражение в продуктах творческой стороны деятельности взрослого. В качестве критериев к отбору кандидатов на роль образца-ориентира рассматривались творческие характеристики, а специфика и особенности профессиональной деятельности зачастую отходили на второй план.
В нашем исследовании установлено, что именно связи природного и рукотворного мира способствуют расширению представлений и накоплению зрительных образов детьми, которые впоследствии способны как «лекало» накладываться друг и друга и способствовать беспрепятственному выделению сходства и различия между сравниваемыми предметами или объектами. Для реализации данного условия важно подобрать правильный наглядный и изобразительный материал, с учетом наличия в нем характерных черт, сходств и различий между природным и рукотворным миром выражающихся в цвете, форме, функциях, названии и т.д.
С целью развития и поддержания интереса к нахождению и установлению данных связей необходимо включать детей в различные виды деятельности, например познавательную, экспериментальную, проектную, игровую и т.д. Важно выстраивать деятельность на основе взаимосвязи детского опыта и полученных ярких начальных представлений о своеобразии сходств и различий между природным и рукотворным миром.
Для успешной реализации первого условия необходимо поэтапное ознакомление детей со связями природного и рукотворного мира на основе:
1) рассмотрения объектов, предметов, составных частей и элементов природного и рукотворного мира без сравнения (изолированно друг от друга);
2) выделения характерных черт и особенностей предметов и объектов природного и рукотворного мира;
3) рассмотрения элементов природного и рукотворного мира во взаимосвязи (нахождение и установление связей между природным и рукотворным миром на основе свойств и особенностей предметов и объектов окружающей действительности);
Второе условие - реализация поэтапной педагогической технологии, обеспечивающей постепенное овладение старшими дошкольниками творческими умениями.
На сегодняшний день проблема образовательных технологий постоянно требует обобщения и систематизации в связи с многообразием накопленного опыта педагогических инноваций, авторских школ и педагогов-новаторов.
В толковом словаре под понятием «технология» подразумевается совокупность приемов, применяемых в какой-либо деятельности.
Педагогическая технология рассматривается в исследованиях как содержательная техника, реализующая учебный процесс [10]; как целостная модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебно-воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий, как для учащихся, так и для учителя [11].
Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархических соподчиненных уровнях:
1) общепедагогический (общедидактический) уровень - характеризует целостный образовательный процесс в рамах данного учреждения, на определенной ступени обучения;
2) частнометодический (предметный) уровень - рассматривается с позиции значения «частная методика», другими словами совокупность методов, приемов и средств реализации определенного содержания обучения и воспитания;
3) локальный (модульный) уровень - представляет собой технологию отдельных частей (отдельные виды деятельности, формирования понятий и т.д.) [12, с. 1418].
В нашем исследовании педагогическая технология рассматривается как системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, применяемых для достижения поставленных педагогических целей.
Составными компонентами педагогической технологии выступают: концептуальная основа, содержательная часть обучения (цели и основное содержание), процессуальная часть (описание организации, методов, приемов, форм, деятельности и т.д.).
Таим образом, принимая во внимание выделенное определение и компоненты, процесс реализации педагогической технологии обеспечивающей овладение старшими дошкольниками творческими умениями целесообразно осуществлять по трем взаимосвязанным этапам:
Первый этап - «информационный» основной целью, которого является расширение представлений и ознакомление дошкольников со свойствами и особенностями предметов и объектов окружающей действительности.
Содержание данного этапа заключает в себе восприятие и накопление опыта взаимодействия с предметами и объектами окружающего мира (мира предметов и природного мира) на основе их свойств и особенностей. Основная мысль данного этапа сводится к обеспечению понимания того, что человек для создания своего предметного окружения использовал элементы природы (цвет, форму, функции, название и др.), как своеобразное «лекало».
Второй этап - «обучающий» основной целью, которого является овладение дошкольников творческими умениями (изменения объектов) на основе познания связи природного и рукотворного мира.
Обучение старших дошкольников творческим умениям изменения объектов необходимо выстраивать, пошагово опираясь на педагогические принципы последовательности и постепенности.
Именно поэтому важно соблюдать последовательность предъявляемых способов изменения объектов путем: склеивания, накладывания, гиперболизации, акцентирования, схематизации, типизации.
Данные способы достаточно полно описаны в пункте
- познание старшими дошкольниками связи природного и рукотворного мира как психолого-педагогическая проблема, где приведены примеры и описана характеристика каждого из способов творческих умений. В практической части исследования планируется апробировать перечисленные способы и подкрепить их конкретными практическими примерами.
Особое внимание при реализации данного этапа необходимо уделить переносу ранее полученных знаний о связи природного и рукотворного мира на процесс создания нового продукта. Так как в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, именно она лежит в основе заданий реализации данного этапа.
Ключевой задачей данного этапа является в раскрытие перед дошкольниками творческих умений изменения объекта по аналогии, путем соединение, замещение с помощью схем и алгоритмов на основе существующих связей между природным и рукотворным миром.
В начале данного этапа ребенок еще не способен самостоятельно проявлять творчество в процессе познания связи природного и рукотворного мира, другими словами принимать за основу для создания продукта элементы природного мира.
Понемногу оттачивая умения изменения объектов, дошкольник начинает осуществлять плавный переход к самостоятельной деятельности, что ставит его в позицию активного субъекта познающего природный мир во взаимосвязи с рукотворным миром.
Третий этап - «преобразовательный», основной целью является развитие у старших дошкольников стремления к изменению предметов, их совершенствованию с помощью разных творческих умений изменения объекта (изменение по аналогии (накладывание), соединение, замещение).
Содержание данного этапа простраивается на основе игровой и познавательно-исследовательской деятельно-стях, включает в себя серию дидактических игр, преобразовательных ситуаций, которые направлены на поддержание стремления к изменению предметов, их совершенствованию с помощью разных творческих умений изменения объекта (изменение по аналогии (накладывание), соединение, замещение). Ожидаемым результатом реализации этапа выступает:
- включение детьми в продукт деятельности элементов природного мира и изменение продукта путем применения полученных умений;
- формированию умения самостоятельно находить необычные элементы в мире природы, включать их в созданный продукт, изменять продукт используя приобретенные творческие умения.
Важной особенностью реализации данного этапа является установление взаимосвязи между имеющимся у дошкольника уровнем знаний о связях природного и рукотворного мира и применяемыми творческими умениями изменения объекта.
Такие взаимосвязи, возможно, просмотреть в процессе создания продукта дошкольников, чем больше он будет находить связей между природным и рукотворным миром, тем оригинальнее и вариативнее будет становиться итоговый продукт.
Третье условие - обогащение развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей у старших дошкольников проявление творческих умений.
Термин «среда» включает в себя общественные, материальные и духовные условия, окружающие человека. Среда, по мнению многих исследователей, подразделяется на макросреду (сознание, религия) и микросреду (семья, коллектив).
Развивающая среда предстает перед дошкольниками в качестве совокупности предметно-пространственного окружения и мира людей. Первым объектом для взаимодействия детей выступает предметная среда, поэтому она имеет большое значение в их жизни. Ребенок, попа-
Дыбина Ольга Витальевна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ...
дая в определенное предметно-пространственное окружение, невольно становится ее действующим лицом.
Постепенно накапливая опыт, ребенок начинает познавать свойства и зависимости объектов, отношения и варианты взаимодействия с ними [13;14].
Предметно-пространственная среда в нашем исследовании рассматривается как естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени включающая в себя совокупность разнообразных предметов и игровых материалов.
Для реализации условия, по обогащению развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей у старших дошкольников проявление творческих умений необходимо учитывать принципы: активности, самостоятельности и творчества, динамичности-статичности и опережающего характера содержания образовательной работы с детьми [15].
1. Принцип активности, самостоятельности и творчества - важно обеспечивать детям возможность формирования их активности в разных видах деятельности как во взаимодействии со взрослым, так и в процессе самостоятельной деятельности. Взрослый и дошкольник в данном случаи выступают как «творцы» своего предметного окружения, а в процессе взаимодействия - творцами своей личности. Важной особенностью данного принципа является интенсивное развитие, провоцирующее в дошкольниках возникновение и развитие познавательных процессов.
2. Принцип динамичности-статичности - развивающая среда, окружающая ребенка не может носить завершенный характер построения, на следующий день среда может уже не заключать в себе того, что имеет сегодня. Тем самым стимулирование развития снижается, а через день начнет и вовсе его тормозить. В связи с этим важно предоставлять возможность постоянного изменения и пополнения предметно-развивающей среды не только взрослыми, но и детьми с учетом их интересов и предпочтений.
3. Принцип опережающего характера достигается за счет включения в предметно-пространственную среду элементов ориентированных на старшую группу (примерно на год разницы), это способствует дальнейшему продвижение дошкольников в их развитии. Особенности взаимодействия дошкольника с новым материалом даст возможность педагогу отметить степень переноса дошкольниками уже освоенной информации в новые, незнакомые условия деятельности. Включаясь в экспериментальную деятельность с новым оборудованием, перед детьми открывается перспектива саморазвития, начинает развиваться стремление понять, узнать, разобраться в новом [16, с. 16-30].
Необходимыми элементами обогащенной среды должны выступать: объекты природного и рукотворного мира, наглядный и изобразительный материал, стимулирующий творческие проявления и возможность отразить их в разных видах детской деятельности.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Педагогические условия, рассмотренные в данной статье, организуются в зависимости от этапа формирования творческих умений старших дошкольников. В результате присвоения ребенком связи предметного и рукотворного мира и опыта взрослого открывается возможность реализации собственного опыта в рамках самостоятельной преобразовательной деятельности. Дети старшего дошкольного возраста способны осознанно устанавливать взаимосвязи свойств предметов на основе выделения и абстрагирования существенных признаков рода и вида предметов.
В процессе реализации данных условий дети овладевают умением анализировать характеристики предметов, выделяя существенное, устанавливая связи и зависимости, что и составляет содержание, необходимое
для формирования у старших дошкольников творческих умений в процессе познания связи природного и рукотворного мира.
Ребенок - дошкольник, сравнивая процессы создания нового в мире природы и в мире людей, осознает их тождественность и подобие.
Предмет рукотворного мира созданы по образу и подобию объектов природы (и в этом есть сходство), а элементы, которых нет в природе, человек придумал сам (и в этом есть различие).
Человек, создавая предметы, заимствовал у природы для них названия: «сумка» - аксессуар и место нахождения детеныша у кенгуру; «ручка» - часть тела, элемент для письма; «газель» - животное и машина; «ключ» - от дверей и источник воды и т. д.
Кроме того, огромное удовольствие дети получают, когда предлагаемые к изучению и ознакомлению сведения затрагивают не решенные до сих пор задачи. В связи с этим становится необходимым побуждать детей решать некоторые общечеловеческие проблемы (экологические, проблемы здоровья, космоса) и представлять, каким будет общество, если эти проблемы не решать или решить.
Знания о человеке - создателе и преобразователе предметного мира окрашены чувством, несут в себе потенциал, порождающий эмоции, активное действенное отношение. Основная их задача - подвести к пониманию: человек - производитель всякого рода товаров, орудий, станков, вещей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Найн А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. 1989. № 2. С. 12-19.
2. Яковлева Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач : дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск. 1992. 403 с.
3. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань : Изд-во КГУ, 1988. 238 с.
4. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education 1/2012 pp. 8-14
5. Зверева М. В. О понятии "дидактические условия" // Новые исследования в педагогических науках. М. : Педагогика. 1987. № 1. С. 29-32.
6. Сивцева А.С. Определение содержания понятия "педагогические условия" методом контент-анализа // Вюник Житомирського державного ушверситету. Випуск 4 (76). Педагопчш науки. 2014. С. 139-143.
7. Комарова Т.С. Педагогические условия воспитания и развития детей дошкольного возраста на современном этапе // Инновационная деятельность в дошкольном образовании. Материалы IX Международной научно-практической конференции. 2016. С. 23-27.
8. Савенков А.И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании // Детский сад от А до Я. 2004. № 2. С. 22-56.
9. Дыбина О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. М. 2002. 45 с.
10. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
11. Монахов В. М. Введение в теорию педагогических технологий. Волгофад : Перемена, ВГПУ, 2006. 82 с.
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
13. Дыбина О.В., Еник О.А., Пенькова Л.А. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста М.: Центр педагогического образования, 2008. 64 с.
14. Артамонова О.В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное вос-
питание. 1995. № 4. С. 37-43.
15. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М.: Нов. Шк., 1993. - 107 с.
16. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ. М., Изд-во Педагогическое общество России. 2008. 96 с.
Статья поступила в редакцию 12.01.2018
Статья принята к публикации 27.03.2018