Коммуникативная активность человека: общение с другими людьми и с собой
4. Вяткин Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь, 2000.
5. Гримах Л. П. Общение с собой: Начала психологии активности. М., 1991.
6. Грошев И. В. Психология половых различий: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2002.
7. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. СПб., 2001.
8. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2002.
9. Куницына В. Н, Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учеб. для вузов. СПб., 2001.
10. Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога. М., 1988.
11. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
12. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. СПб., 2003.
13. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998.
Об авторе
С. А. Васюра — канд. психол. наук, доц., Удмуртский госуниверситет.
59
УДК 159.9: 37.015.3 (045)
А. А. Баранов, М. В. Белокрылова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАБОТА КАК АТРИБУТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СУБЪЕКТА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Обосновывается важность психологического изучения феномена заботы. Даны определения терминов «забота» и «заботливость», выделены виды, структура и компоненты заботы. Заботливость рассматривается как профессионально важное качество субъекта обучения и воспитания.
Prove of the importance of psychological study the phenomenon of care. The definitions of the terms of care and carefulness are given.
The components and aspects of care are distinguished. The carefulness is considered as important professional quality of a subject of teaching and education.
Категория профессионализма относится к базовым категориям ак-меологии, науки о прогрессивном развитии зрелой личности. Она понимается как определенная система организации сознания человека [5, с. 58]. Профессионализм предполагает высокий уровень развития профессионально важных качеств, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на развитие субъекта.
Важной профессиональной характеристикой специалистов, работающих в службах социальной поддержки, учреждениях народного
Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 57 - 60.
60
А. А. Баранов, М. В. Белокрылова
образования, является умение осуществлять заботу о людях, с которыми их не связывают близкие отношения. Это обусловливает необходимость более глубокого понимания феномена заботы именно как психологического явления, а значит, теоретической разработки данной темы.
Опираясь на представления отечественных психологов о существовании трех классов психических явлений, которые связаны и переходят друг в друга [5, с. 81], можно говорить о том, что забота как психологическое явление существует в форме психического процесса (забота), психического состояния (озабоченность) и свойства личности (заботливость). При этом их одновременное присутствие в психической жизни человека необязательно. Так, личность может быть заботливой, но не заботиться в силу плохого самочувствия, настроения или если не считает это целесообразным.
Руководствуясь идеей Б. Ф. Ломова о трехкомпонентной структуре системы психических явлений в целом и отдельных психических процессов и состояний [6, с. 94], мы выделяем в структуре заботы коммуникативно-поведенческий, эмоционально-мотивационный и когнитивный компоненты. Мы рассматриваем заботу как психическое состояние, заключающееся в осознании потребностей, целей, ценностей, смыслов, тенденций развития другого человека, переживании степени их реализации, а также действиях, направленных на создание условий для их воплощения с целью содействия социально-психологической адаптации и личностному росту; как процесс, который является внешним проявлением состояния заботы; как свойство личности, детерминирующее ее способность проявлять заботу.
Важным моментом является то, что «в психологическом и этическом плане люди, вступающие в отношения заботы, не могут быть равноправными» [2, с. 316], так как забота предполагает покровительство, с одной стороны, и определенную меру иждивенчества — с другой. Она, если является чрезмерной для конкретного человека, может тормозить личностный рост, мешать человеку разрешать собственные задачи, пользуясь тем, чего он уже достиг. Это снижает ощущение уверенности в себе, собственной компетентности, делает человека беспомощным. Забота может привить потребительскую установку к окружающему миру (снижается желание трудиться, достигать поставленных целей собственными усилиями). На каждом этапе для ребенка будет оптимальным определенный объем помощи, интенсивность помощи со стороны окружения должна уменьшаться по мере взросления человека и менять свой характер, форму осуществления и содержание, чтобы способствовать личностному росту того, на кого забота направлена.
Таким образом, забота может приносить пользу субъекту или препятствовать его развитию, если она неадекватна по интенсивности и способам своего осуществления особенностям личности, которая в ней нуждается, и (или) сложившейся ситуации. Неконструктивную заботу мы назвали дезадаптирующей, противоположной по своим результатам является забота, содействующая личностному росту, или собственно забота.
Кроме того, можно говорить о двух видах мотивации заботы. Один заключается в том, что заботящийся переживает как благо для самого себя все, что он делает для другого. Человек осознает, что он сам, заботясь о другом, становится внутренне богаче и поэтому не требует ничего взамен, сам факт заботы многое ему дает — то есть удовлетворение потребностей заботящегося происходит в результате самого акта заботы. Такую заботу одного человека о другом можно назвать истинной, ее нужно отличать от псевдозаботы, когда содействие человеку является не целью, а средством для удовлетворения своих потребностей.
Субъектами заботы по отношению к конкретному человеку выступают государство в целом, родители, близкие люди, представители помогающих и обучающих профессий. Особое место среди них занимают педагоги. Педагог является одним из наиболее важных после родителей субъектом заботы: от него во многом зависит, как организована жизнь ребенка в школе, которая является прототипом общества (успехи в учебной деятельности, характер межличностных отношений). Успехи в школе, взаимоотношения ребенка с одноклассниками и учителем влияют и на внутрисемейную обстановку, замечания учителя могут обернуться для ребенка не только недовольством родителей, но подчас и наказаниями с их стороны, вследствие чего ребенок будет ощущать себя нелюбимым и неуспешным, что создает основу для невротизации, формирования мотивации избегания неудач.
Сущность заботы педагога о своем ученике можно выразить словами Ш. А. Амонашвили: «Нет, я не буду брать каждого из вас на руки и ставить на последнюю ступень. Это не помощь, это разжевывание знаний, утомительное повторение одного и того же. Я не буду закрывать глаза на то, что вы чего-то не поняли... Это формальность в обучении, и если вы заметите, что я так поступаю, то прошу вас, мои дорогие друзья, скажите мне прямо: «Что вы, учитель, почему оставляете нас без заботы в этой туманности знаний, мы можем потеряться тут!» [1, с. 40]. Именно педагог служит проводником развивающейся личности в новое для нее социальное пространство и, как Ш. А. Амонашвили, задает себе вопрос: «В чем должна заключаться моя забота?» [1, с. 99]. С одной стороны, он берет на себя ряд родительских функций по отношению к детям, подчас компенсируя то, чего им недостает дома. С другой стороны, он выполняет общественные задачи, организуя учебную деятельность, результаты которой имеют общественную значимость, заботится о ребенке, помогая родителям увидеть и исправить ошибки воспитания, решать трудные педагогические проблемы. Специалист по психотерапии и психоаналитической педагогике К. Бютнер пишет, что именно педагоги могут помочь детям, страдающим от семейного насилия, недостатка родительского участия и поэтому неспособным найти адекватные способы поведения в социуме «получить корригирующий опыт чьей-то заботы» [4, с. 17]. Забота предполагает умение увидеть в проступках или неудачах ребенка призыв о помощи, понять поведение воспитанника как реакцию на те трудности в прошлом, которые он еще не смог пережить. Также забота — такое поведение педагога, когда
61
А. А. Баранов, М. В. Белокрылова
62
он не ожидает и не требует никаких наград в виде желаемого поведения детей, их высоких результатов и т. п.
Таким образом, забота учителя о детях отличается тем, что осуществляя ее, педагог опирается не только на обыденные представления, народный опыт, интуитивные догадки, собственные убеждения, но и на знания возрастных особенностей школьников, закономерностей развития, методики преподавания. Определяется забота во многом теми требованиями, которые предъявляет к личности общество [3, с. 6 — 7], основывается не на чувстве любви, привязанности к ученикам, как в случае родительской заботы, а на чувстве профессионального долга, осознании необходимости грамотного и качественного выполнения своих обязанностей.
Забота является необходимым элементом в деятельности педагога, а заботливость одним из наиболее важных качеств, от которых зависит ее эффективность. Однако наиболее важным, как отмечают А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, является значимость ученика, включение его в систему ценностей педагога. Истинная забота о подопечных не предполагает жертвенности, а напротив, позволяет учителю совершенствоваться, повышает эффективность профессиональной деятельности. Один из законов акмеологии показывает взаимозависимость между процессом становления профессионального мастерства и формированием личностной целостности [5, с. 51, 69]. Истинная забота обогащает человека, раскрывает его ресурсы, псевдозабота — может истощать его, потому что человек ждет отдачи от другого, а это не всегда происходит. Таким образом, умение педагога осуществлять заботу о своих учениках является одним из признаков профессионализма его личности и деятельности.
Список литературы
1. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? Книга для учителя. М., 1991.
2. Апресян А. Г. Забота // Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1993. Т. 1.
3. Баранов А. А. Акмеологические аспекты концепции модернизации образования // Вестник Удмуртского университета. 2006. № 9. С. 3 — 10.
4. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.
5. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология: Учеб. пособие. СПб., 2003.
6. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
7. Платонов К. К. О системе психологии. М., 1972.
8. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
Об авторах
А. А. Баранов — д-р психол. наук, проф., Институт педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского госуниверситета, [email protected].
М. В. Белокрылова — ассист. Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского госуниверситета, [email protected].