Вестник ПСТГУ.
Серия IV: Педагогика. Психология.
2017. Вып. 44. С. 108-117
Андреева Мария Владимировна, канд. психол. наук, доцент института педагогики психологии и социальных технологий УдГУ 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Удмуртская,1 [email protected]
К ВОПРОСУ
О САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СУБЪЕКТА ЗАБОТЫ
М. В. Андреева
Статья посвящена вопросу поиска основополагающих характеристик грамотной заботы, а также качеств субъекта заботы, обеспечивающих ее осуществление. Данные характеристики и качества могут выступить как ориентиры самосовершенствования субъекта заботы, которое представляет собой необходимое условие личностного развития человека, особенно находящегося в зрелом возрасте. Ключевой характеристикой грамотной заботы является ее событийный и развивающий характер. Она позволяет раскрыть свою субъект-ность как подопечному, так и оказывающему заботу, достичь более высокого уровня психологической зрелости и самосознания. Чувствительность к другому человеку, доверие, ответственность по отношению к нему, высокий интеллектуальный уровень, твердость характера, эмоциональная устойчивость определяют способность личности осуществлять грамотную заботу. Психологическую зрелость, высокий уровень самосознания, на котором зиждется глубокое понимание окружающих людей, нравственную позицию личности можно считать интегральными характеристиками человека как субъекта заботы. Совершенствование в себе обозначенных качеств представляется важной задачей субъекта заботы.
Проблема заботы в современном мире, где растет отчуждение людей друг от друга, становится все более актуальной, и в научной среде появляется все больше работ, посвященных осмыслению данного феномена. Это обусловлено потребностями социальной, психологической практики, а также особенностями человеческой жизни, в которой каждый из нас в тех или иных ситуациях выступает в качестве субъекта заботы по отношению к другой личности. Понимание сущности заботы важно для построения гармоничных межличностных отношений отдельным человеком, и тем не менее это не узко личностная задача. Психологи, педагоги, социальные работники ежедневно сталкиваются с последствиями неграмотной заботы о близких: будь это чувство покинутости у пожилых людей, состояние выученной беспомощности у детей, невозможность сепарироваться от родителей у подростков. В результате осложняется процесс осознания человеком самого себя, выполнения своего предназначения и полноценное включение в общественное бытие, что в конечном счете ведет к духовным и экономическим потерям на уровне государства. Организация работы с незащищенными слоями населения, нуждающимися в заботе в первую очередь, также требует осмысления феномена заботы. В частности, злободневная про-
блема устройства детей-сирот в семьи предполагает развитие качеств субъекта заботы у будущих родителей.
Вслед за Г. Г. Филипповой мы утверждаем, что человек как субъект заботы должен быть компетентен в ее осуществлении1. Тем не менее отказаться от права и обязанности заботиться о других, осознавая свое несовершенство в данной плоскости, означает для личности прекращение развития, потерю самой себя. Ведь именно забота, по М. Хайдеггеру, конструирует человека как человека и представляет собой важнейшую сторону бытия-в-мире2. Э. Эриксон также указывает на роль заботы (как о себе, так и о других) в процессе самосозидания личности3, подчеркивая необходимость заботы не только для того, кому она адресована, но и для ее субъекта. Забота способствует интеграции, прогрессивному развитию его личности. Потребность заботиться о другом в наибольшей степени характерна для зрелого человека и отвечает задачам развития в этом возрасте. Забота о молодом поколении, по Э. Эриксону, есть проявление генеративности (способности порождать, созидать), она позволяет зрелому человеку предотвратить стагнацию и оставаться продуктивным4. С точки зрения его концепции результатом «победы» положительных тенденций над отрицательными в ходе решения задач, которые ставит перед личностью общество на каждой стадии развития, является формирование основных «добродетелей». В зрелом возрасте таковой выступает забота, противостоящая негативному полюсу — отвержению5. Именно зрелость рассматривается в психологии развития как этап наивысших интеллектуальных, духовных, профессиональных достижений, и, с акмеологической точки зрения, важны не только процессы самореализации личности, но еще и их направленность. В акмеологии основное внимание уделяется прогрессивной, гуманистической (но не эгоистической) самоактуализации и самореализации личности6. По мере реализации новых потенций расширяются и углубляются ее связи с обществом, с другими людьми, поэтому закономерно, что развитие и саморазвитие взрослого человека осуществляется через заботу о другом, через совершенствование самого себя как субъекта заботы. Осуществление самосовершенствования предполагает наличие соответствующей мотивации и регулируется целью, к которой человек стремится. Поэтому созидание образа субъекта заботы, понимание того, какими качествами он должен обладать и что из себя представляет грамотная забота, является важной задачей для каждой отдельной личности и для ученого, способного задать научно обоснованные ориентиры в этом вопросе.
Есть и другой аспект проблемы самосовершенствования человека как субъекта заботы, на который указывал Э. Фромм, говоря об освоении искусства любви. Большинство людей не рассматривают плоскость человеческих взаимоотношений как пространство для самосовершенствования, ограничивая его профессиональной деятельностью. В результате причиной неудовлетворенно-
1 Филиппова Г. Г. Психология материнства. М., 2002. С. 131.
2 Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. С. 198.
3 Эриксон Э. Детство и общество. Спб., 2000. С. 257—258.
4 Там же. С. 256.
5 Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 1996. С. 109.
6Деркач А. А. Акмеология. Спб., 2003. С. 42-44.
сти отношениями с близкими многие, как правило, считают других людей, но не себя. В этом плане задача психолога состоит в раскрытии отношений заботы как важной сферы самосовершенствования личности.
Прежде всего следует сказать несколько слов о самом понятии «забота». В философии забота рассматривается как атрибут человеческого существова-ния7. В психологии ее рассматривают как неотъемлемый аспект позитивных человеческих8, в том числе педагогических, взаимоотношений9. Мы определяем заботу как содействие благополучию другого человека, рассматривая благополучие личности не только как состояние удовлетворенности основных потребностей личности, но и движение человека к самоосуществлению, то есть наиболее полному раскрытию своего потенциала, автономии, компетентности, позитивным отношениям с окружающими. В предыдущих работах, рассмотрев заботу одной личности о другой как единство коммуникативно-поведенческого, эмотивно-волевого и когнитивного компонентов, мы заключили, что она представляет собой осознание потребностей, целей, ценностей, смыслов, тенденций развития другого человека, переживание степени их реализации, а также действия, направленные на создание условий для их осуществления в социально одобряемой форме с целью содействия благополучию другой личности10. Подчеркнем, что не всякая забота благотворна для подопечного.
Содействие благополучию человека нередко предполагает помощь в удовлетворении его потребностей, реализации целей. Этот аспект заботы позволяет рассматривать чувствительность к потребностям другого человека как важное свойство субъекта, ее осуществляющего. Данная мысль ярко представлена в работах авторов, опирающихся на методологию психоанализа. Это неудивительно, поскольку именно на ранних этапах развития, особое значение которым придает психоанализ, забота (со стороны матери) призвана уберечь ребенка от губительных фрустраций. Так, В. Д. Винникот, характеризуя «хороший холдинг», то есть качественную, полноценную заботу матери о ребенке, подчеркивает, что от матери требуется такое приспособление к потребностям ребенка, которое обеспечивает непрерывность его развития11. Это достигается за счет точного понимания того, что в тот или иной момент необходимо младенцу12. Данное понимание основано на интуиции матери и не требует знаний по психологии развития или медицине13. Такого рода материнская чувствительность предполагает способность матери видеть ребенка как уникальное существо, учитывать его индивидуальность и сензитивность, заботясь о нем. При этом, по В. Д. Винникоту, хороший холдинг не означает постоянного присутствия матери с ребенком, но нахождение рядом, осуществление необходимого вмешательства тогда, когда это
7 Macquarrie J. Will and Existence. The Concept of Willing. NY, 1967. P. 82.
8 Мэй Р. Любовь и воля. URL: http://psylib.org.ua/books/meyro01/.
9 Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994. С. 22—24.
10 Андреева М. В., Баранов А. А. Забота как психологический феномен: теоретические и практические аспекты. Ижевск, 2013. С. 8—10.
11 Винникот В. Д. Маленькие дети и их матери. М., 1998. С. 48.
12 Там же. С. 63.
13 Там же. С. 10.
действительно необходимо14. Грамотная забота соразмерна потребности другого человека в ней.
Идеи психоаналитически ориентированных авторов позволяют в определенной степени ответить на вопрос, каким образом определить, сколько внимания и заботы необходимо ребенку. В. Д. Винникот отмечает, что младенец может подавать сигналы о своих потребностях, когда заканчивается период его слияния с материнской фигурой15. Чувствительность к сигналам, идущим от ребенка, позволяет опекающему взрослому регулировать меру своей заботы и способы ее осуществления. Данная чувствительность может родиться только в контакте взрослого с ребенком. Он предполагает непосредственное, то есть свободное от проекций, стереотипов и теоретических построений, восприятие и взаимодействие с растущей личностью. Самосовершенствование субъекта заботы в этом аспекте заключается в развитии своей способности к контакту, покоящейся на глубинном принятии себя и интересе к собственной личности, на основе которых формируется принятие другого человека и интерес к его бытию. Глубокое принятие себя освобождает от страха перед своим внутренним миром и психической реальностью иной персоны, даруя открытость опыту взаимодействия с окружающими. Оно связано с отказом от стремления соответствовать чьим-то ожиданиям, проработкой внутренних конфликтов. Недаром Э. Шостром задавал формулу любви и заботы через сумму симпатии, открытости и контакта, который основан на взаимообмене между людьми и исключает контроль и манипулирование16. Субъект заботы с целью совершенствования способности к контакту с другими людьми может прибегнуть к различным духовным практикам, гармонизирующим его психику, совершенствующим способность к контакту: психотерапии, молитве, общению с духовно развитыми людьми.
С. Раевский писал о чувствительности по отношению к клиенту как о важном качестве психотерапевта, позволяющем «защищать жизнь», когда человек слаб (переживает серьезные жизненные трудности, находится в тяжелом душевном состоянии) и остро нуждается в безопасности, возвращении к детскому состоянию зависимости, оберегающему его от осознания своей отдельности, свободы, одиночества17. О чувствительности педагогов, часто выступающих в качестве субъектов заботы, по отношению к ученикам, педагогическому процессу и его результатам писала Н. В. Кузьмина, подчеркивая ее роль в обеспечении эффективности педагогической деятельности18.
Предполагаем, что уровень развития чувствительности заботящегося по отношению к подопечному характеризует эмпатийный потенциал его личности. Особое внимание роли эмпатии со стороны персоны, оказывающей заботу ребенку в его развитии, уделял Х. Кохут. Он утверждал, что недостаток эмпатии, а,
14 Винникот В. Д. Теория родительско-младенческих отношений. URL: http://psyjournal. ru/j3p/pap.php?id=200508#*_#*_.
15 Там же.
16 Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. URL: http://gogola32v.ru/BOOK/ 1-p/ehverett_shostrom-anti-karnegi-ili_chelovek-manipu.pdf.
17 Раевский С. О. Аналитическая психотерапия как забота о себе. URL: http://www.maap.ru.
18 Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.С. 56.
соответственно, невозможность субъекта заботы отзеркаливать ребенка, чреват нарушениями в становлении полноценной личности, возникновением эмпати-ческих провалов, блокирующих возможность растущего человека глубоко понимать себя, заботиться о себе во всех аспектах жизни19. Однако нам не импонирует идея Х. Кохута рассматривать ребенка как пассивное существо, не могущее сопротивляться и придавать свой собственный смысл влияниям со стороны значимых взрослых. Развитие эмпатийного потенциала субъекта заботы предполагает тренировку в постижении внутреннего мира окружающих, рефлексию над их чувствами, наблюдение за их реакциями, способность принять точку зрения других людей, то есть отказ от эгоцентризма и сосредоточенности на себе.
Неоднократно отмечалось, что грамотную заботу нельзя сводить к удовлетворению абсолютно всех потребностей ребенка20. Так, М. В. Трунов различает потребность в чем-либо и хотение. Потребность — это то, без чего невозможно наиболее полное раскрытие разворачивающейся программы развития и проявления ребенком человеческой сущности. Когда же взрослый идет на поводу у того, что ребенок, подверженный соблазнам, хочет, происходит подмена потребностей хотениями, не позволяющими растущему осуществиться как Человеку21. В противном случае ребенок учится дифференцировать внутренние побуждения, способствующие развитию и потворствующие деградации. В. Тэкхэ отмечает, что забота всегда связана с будущим22, то есть предполагает не только учет актуального состояния человека, достижения его комфорта, но и того, каким он должен стать, чему научиться. Грамотная забота конечной целью имеет содействие взрослению человека. Необходимым условием взросления ребенка является формирование и развитие новообразований на каждом этапе онтогенеза. Именно становление возрастных новообразований должно находиться в фокусе заботы. По отношению к молодому и зрелому человеку грамотная забота состоит в содействии взрослению тех сторон личности, которые не получили должного развития в предыдущие периоды (допитывание человека, заполнение эмпатических провалов) и не дают возможности двигаться в направлении личностного роста. В молодом и зрелом возрастах все большее значение в мотивационной сфере приобретают смысловые образования, и грамотная забота помогает сформировавшейся личности их находить и двигаться к смыслу в тех ситуациях, когда это движение затруднено.
Чувствительность, о которой шла речь выше, а также прогнозирование (интеллектуальные функции) субъектом заботы последствий собственных действий и действий опекаемого позволяют отличить потребности, удовлетворение которых пагубно, от истинных. С. Раевский отмечал, что психотерапевт, предоставив поддержку клиенту, позволившую ему стать более сильным, должен сосредоточить свое внимание на укреплении его потребности быть ответственным за свою жизнь, которая обеспечит независимость и зрелую жизненную позицию23.
19 Ягнюк К. В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии. URL: http://hpsy.ru/public/x728.
htm.
20 Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб., 2014. С. 100.
21 Трунов М. В. Первый год жизни — первый опыт. URL: https://www.u-mama.ru/read/ section/reviews/one/3543.html.
22 Тэкхе В. Психика и ее лечение. URL: http://mystic11.moy.su/load/1-1-1-36.
23 Раевский С. О. Аналитическая психотерапия как забота о себе. URL: http://www.maap.ru.
Глубокое понимание собственных потребностей позволяет заботящемуся быть более внимательным к нуждам и желаниям подопечного. Трудно не согласиться с М. Фуко в том, что забота о других начинается с заботы о себе24. Способность педагога заботиться о себе рассматривается В. В. Быстровой как одно из условий осуществления педагогической заботы о подростке: только в этом случае учитель сможет передать ученику опыт заботы о различных аспектах своей жизни25.
Важно отметить, что как явление, содействующее личностному росту заботящегося и опекаемого, она связана с установлением ограничений. Психологами подчеркивается необходимость границ для успешного психического развития детей26. Ограничения, запреты могут вызвать фрустрацию у ребенка, психологически незрелого человека или находящегося в трудной эмоциональной ситуации. Однако наличие поддержки усиливает способность личности противостоять фрустрации, особенно незначительной. То есть заботящийся должен обладать не только качеством чувствительности к нуждам и желаниям другой личности, но и способностью устанавливать ограничения, позволяющие развивающейся личности постепенно становиться частью, полноценным членом общества, оберегающие от опасностей окружающего мира, но не разрушающие активное и творческое начало в ней. Это требует от субъекта заботы определенной твердости характера, способности сохранять внутреннее спокойствие и доброжелательное отношение к подопечному, даже при демонстрации ребенком недовольства при отказе в удовлетворении его желаний или установлении ограничений (эмоциональная устойчивость). Обозначенная твердость характера имеет отношение, прежде всего, к волевым качествам личности. Они позволяют заботящемуся сдерживать порывы вмешаться в самостоятельные действия опекаемого, «причинить помощь». Можно сказать, субъект заботы должен быть способен к конструктивной агрессии, способности причинить некоторую боль другому человеку во имя его блага.
Д. Боулби, задавшись вопросом о том, как заботиться о ребенке, чтобы это давало ему возможность регулировать амбивалентные чувства по отношению к близким, выделил главное правило введения ограничений в удовлетворении потребностей27. Оно состоит в том, что, фрустрируя желания растущего человека, необходимо создать условия, при которых его базовая потребность в любви и заботе окажется удовлетворенной. Сходные идеи высказывает и К. Хор-ни28. Г. Фигдор рекомендует взрослым в ситуации отказа в исполнении желания и установлении запрета избегать агрессии и авторитаризма по отношению к ребенку, уменьшить дискомфорт последнего за счет компромисса, выражения поддержки и понимания. Это позволит взрослеющей личности научиться диф-
24 ФукоМ. История сексуальности III. Забота о себе. URL: http://lib.ru/CULTURE/FUKO/ fukosex.txt.
25 Быстрова В. В. Педагогическая забота как условие воспитания подростков в ситуации социального неравенства: дис. ... канд. пед. наук. Псков, 2014. С. 13.
26 Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2007. С. 12.
27 Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2006. С. 16.
28 Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 2004. С. 63—64.
ференцировать любовь и потакание. Введение ограничения по отношению к ребенку нередко заставляет взрослого встречаться с чувством вины, ощущением своей «плохости»29. Их осознание и принятие, а также понимание того, что ребенок имеет право злиться в ответ на запрет или отказ, есть точка самосовершенствования субъекта заботы.
Продолжая мысль, скажем, что ограничения благотворны только в случае, когда имеет место быть свобода личности в осуществлении своего образа жизни. То есть заботящемуся важно уметь предоставлять свободу опекаемому, необходимую для получения опыта самостоятельных действий, обретения уверенности в себе. Это требует со стороны субъекта заботы доверия к подопечному и самому процессу жизни. Особенно доверие необходимо подростку, который учится управлять собственной жизнью30. Взрослым важно помочь ему в развитии желания быть ответственным и свободным. Разрешая подростку то, что не является, по выражению В. Сатир, запрещенным, чрезмерно дорогим или аморальным, доверяя ему то, что по силам, мы заботимся о нем, способствуя укреплению веры отрока в собственные силы его движения к зрелости31. Доверие, противоположное желанию контролировать другого, есть необходимое условие полноценного контакта32, гармоничных отношений между людьми33 и заботы. Субъект заботы, доверяя себе и уважая самого себя, доверяет и уважает опекаемого. Заботящийся занимает такую позицию по отношению к подопечному, при которой он воспринимается как равноправный партнер, могущий иметь собственное мнение, обладающий свободой выбора. Это нравственная позиция по отношению к другому, характеризующая направленность личности субъекта заботы, в которой доминирующими должны выступать гуманистические мотивы. Гуманистическая ориентация субъекта заботы позволяет выстраивать отношения с подопечными, основанные на принятии, доброжелательности, поддержке. И. П. Иванов характеризовал заботу прежде всего через особые отношения, которые складываются между воспитанниками и воспитуемыми, а также внутри взрослого и детского коллектива34. Нельзя не отметить, что забота — это всегда ответственность за того, о ком она осуществляется. Ответственность предполагает выполнение взятых на себя одним лицом обязательств по отношению к другому35.
Основываясь на наших рассуждениях, можно утверждать, что грамотную заботу может осуществлять психологически зрелый человек, способный опи-
29 Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. URL: http://bookap.info/book/figdor_ psihoanaliticheskaya_pedagogika/bypage/.
30 Ильин В. А. Археология детства: психологические механизмы семейной жизни. М., 2002. С. 126.
31 Там же. С. 131.
32 Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. URL: http://gogola32v.ru/BOOK/ 1-p/ehverett_shostrom-anti-karnegi-ili_chelovek-manipu.pdf.
33 Фромм Э. Душа человека. М., 1998. С. 274-275.
34 Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994. С. 23.
35 Андреева М. В. К вопросу о психологическом механизме заботы: материалы I международной научной конференции «Наука в современном мире» 22-23 мая 2015 г // Журнал научных публикаций «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». Москва, 2015. №6 (77) июнь 2015. Ч. 4. С. 93-94.
раться на себя, а не использовать окружающих для решения своих психологических проблем. Вслед за В. В. Быстровой мы высказываем положение о том, что забота — это не односторонний процесс, а особый тип взаимодействия36. Даже когда поведенчески, например со стороны матери младенца, она проявляется как «делаю за», на эмоционально-мотивационном и когнитивном уровнях грамотная забота остается «делаю для», «делаем вместе». Она позволяет актуализировать личностные ресурсы подопечного, чтобы он самостоятельно справился со сложной ситуацией, либо предполагает создание условий для более быстрого движения человека к намеченным целям. Об этом пишет М. Хайдеггер, выделяя «заступнически-освобождающую» заботливость, не заменяющую другого в его стремлении быть, дарующую ему экзистенциальную свободу, возможность осуществлять собственную заботу, то есть собственное бытие37. «Заменяюще-подчиняющая» форма заботливости, направленная на трудности, с которыми сталкивается подопечный, но не на него самого, на наш взгляд, в полном смысле не может выступать как со-действие, делая опекаемого в той или иной степени подвластным заботящемуся о нем лицу.
Грамотной может быть только та забота, которая позволяет самоосуществляться, утверждать, раскрывать свою субъектность обоим участникам отношений, представляющая собой со-бытие. Заботиться — это значит построить отношения с подопечным, помогающие ему реализовать или обрести смысл жизни. Такие качества субъекта заботы, как чувствительность, доверие, интеллект, твердость характера, ответственность, определяют способность к построению этих отношений. Совершенствование в себе данных качеств, движение к психологической зрелости представляется важной задачей субъекта заботы.
Ключевые слова: забота, грамотная забота, забота о себе, самосовершенствование личности, самореализация личности, благополучие личности, со-бытие, эмпатия, взросление, нравственная позиция, психологическая зрелость.
Список литературы
Андреева М. В. К вопросу о психологическом механизме заботы: материалы I международной научной конференции «Наука в современном мире» 22—23 мая 2015 г // Журнал научных публикаций «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». Москва, 2015. №6 (77) июнь 2015. Ч. 4. С. 93-94. Андреева М. В., Баранов А. А. Забота как психологический феномен: теоретические и
практические аспекты. Ижевск, 2013. Артемьева О. В. Забота. (URL: http://iph.ras.ru/enc_eth/132.html). Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2006. Быстрова В. В. Педагогическая забота как условие воспитания подростков в ситуации
социального неравенства: дис. ... канд. пед. наук. Псков, 2014. Винникот В. Д. Маленькие дети и их матери. М., 1998.
Винникот В. Д. Теория родительско-младенческих отношений. URL: http://psyjournal.ru/
j3p/pap.php?id=200508#*_#*_. Деркач А. А. Акмеология. СПб., 2003.
36 Быстрова. Педагогическая забота. С. 21.
37Артемьева О. В. Забота. URL: http://iph.ras.ru/enc_eth/132.html.
Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994.
Ильин В. А. Археология детства: психологические механизмы семейной жизни. М., 2002.
Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2007.
Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб., 2014.
Мэй Р. Любовь и воля. URL: http://psylib.org.ua/books/meyro01/.
Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 1996.
Раевский С. О. Аналитическая психотерапия как забота о себе. URL: http://www.maap.ru.
Трунов М. В. Первый год жизни — первый опыт. URL: https://www.u-mama.ru/read/ section/reviews/one/3543.html.
Тэкхе В. Психика и ее лечение. URL: http://mystic11.moy.su/load/1-1-1-36.
Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. URL: http://bookap.info/book/figdor_ psihoanaliticheskaya_pedagogika/bypage/.
Филиппова Г. Г. Психология материнства. М., 2002.
Фромм Э. Душа человека. М., 1998.
Фуко М. История сексуальности III. Забота о себе. URL: http://lib.ru/CULTURE/FUKO/ fukosex.txt.
Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 2004.
Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. URL: http://gogola32v.ru/ BOOK/1-p/ehverett_shostrom-anti-karnegi-ili_chelovek-manipu.pdf.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000.
Ягнюк К. В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии. URL: http://hpsy.ru/public/x728. htm.
Macquarrie J. Will and Existence. The Concept of Willing. N. Y., 1967.
St. Tikhon's University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology.
2017. Vol. 44. P. 108-117
Mariia Andreeva, PhD in Psychology, Associate Professor, Institute of Psychology, Pedagogy and Social Technologies, Udmurt State University 1 Udmurtskaya ul., Izhevsk 426034, Russian Federation
On the Problem of Caring Subject's Self-Improvement
M. Andreeva
The paper examines main characteristics of competent care as well as those qualities of caring subject that provide the realisation of care. These characteristics and qualities can serve as the reference point of the caring subject's self-improvement, which is a necessary condition for his or her personal development, especially in adulthood. The key feature of competent care is its event-related and developing character. This makes it possible to manifest their subjectivity for both the care-recipient and the care-provider, to achieve a higher level of psychological maturity and consciousness. Qualities which
determine the ability of the person to provide competent care are sensitivity to the other person, trust, consideration, high intellectual level, strength of character, emotional stability. Psychological maturity and high level of consciousness, constituting the basis for deeper understanding of people, can be considered as essential characteristics of the person as a subject care.
Keywords: care, competent care, self-care, self-improvement, self-realisation, individual welfare, coexistence, empathy, growing up, moral position, psychological maturity
References
Andreeva M. V., K voprosu o psihologicheskom mekhanizme zaboty: materialy 1 mezhdu-narodnoj nauchnoj konferencii «Nauka v sovremennom mire» 22—23maya 2015g., in: Zhurnal nauchnyh publikacij «Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk», Moscow, 2015, № 6 (77) iyun' 2015. Ch. 4., 93-94.
Andreeva M. V., Baranov A. A., Zabota kak psihologicheskij fenomen: teoreticheskie i prakticheskie aspekty, Izhevsk, 2013.
Artem'eva O. V., Zabota, URL: http://iph.ras. ru/enc_eth/132.html.
Boulbi D., Sozdanie i razrushenie ehmocional'nyh svyazej, Moscow, 2006.
Derkach A. A., Akmeologiya, St. Petersburg, 2003.
Ehrikson Eh., Detstvo i obshchestvo, St. Petersburg, 2000.
Figdor G. Psihoanaliticheskaya pedagogika, URL: http://bookap.info/book/figdor_ psihoanaliticheskaya_pedagogika/bypage/
Filippova G. G., Psihologiya materinstva, Moscow, 2002.
Fromm Eh., Dusha cheloveka, Moscow, 1998.
Fuko M. Istoriya seksualnosti-III. Zabota o sebe, URL: http://lib.ru/CULTURE/ FUKO/fukosex.txt.
Hajdegger M., Bytie i vremya, Moscow, 1997.
Horni K. Nevroticheskaya lichnost' nashego vremeni. Samoanaliz, Moscow, 2004.
Iagnyuk K. V., Priroda ehmpatii i ee rol' v psihoterapii. URL: http : //hpsy. ru/public/ x728.htm.
Ivanov I. P., Zvenovbeskonechnojcepi, Ryazan', 1994.
Il'in V. A., Arheologiya detstva:psihologicheskie mekhanizmy semejnoj zhizni, Moscow, 2002.
Kuz'mina N. V., Professionalizm lichnosti pre-podavatelya i masteraproizvodstvennogo obu-cheniya, Moscow, 1990.
Lyutova E. K., Monina G. B., Trening ehf-fektivnogo vzaimodejstviya s det'mi, St. Petersburg, 2007.
Macquarrie J., Will and Existence.The Concept of Willing, New York, 1967.
Maslou A. G., Motivaciya i lichnost', St. Petersburg, 2014.
Mehj R., Lyubov' i volya, URL: http://psylib. org.ua/books/meyro01/.
Obuhova L. F., Vozrastnaya psihologiya, Moscow, 1996.
Raevskij S. O., Analiticheskaya psihoterapiya kak zabota o sebe, URL: http://www.maap. ru.
Shostrom Eh., Anti-Karnegi ili chelovek-manipulyator. URL: http://gogola32v.ru/ BOOK/1-p/ehverett_shostrom-anti-kar-negi-ili_chelovek-manipu.pdf
Tehkhe V., Psihika i ee lechenie , URL: http:// mystic11.moy.su/load/1-1-1-36.
TrunovM.V.,Pervyjgodzhizni—pervyjopyt,URL: https://www.u-mama.ru/read/section/ reviews/one/3543.html.
Vinnikot V. D., Malen'kie deti i ih materi, Moscow, 1998.
Vinniko tV. D., Teoriya roditel'sko-mladencheskih otnoshenij, URL: http://psyjournal.ru/j3p/ pap.php?id=200508#*_#*_.