ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Роль преподавателя начальных классов в формировании
индивидуальности ученика
1 2 Алибоева Н. А. , Норпулатова Г. Н.
1Алибоева Нигина Алишер кизи /ЛНЬоуеуа Nigina Alisher - студент;
2Норпулатова Гульнора Нормахматовна / Norpulatova Ои1пога Normakhmatovna - старший
преподаватель, кафедра английской филологии, Термезский государственный университет, г. Термез, Республика Узбекистан
Аннотация: на данном этапе развития общества все больше и больше внимания уделяется школьному периоду жизни человека, так как в это время происходит становление и развитие личности, а также ее социализация. Поэтому в современной педагогике формируются новые, свежие взгляды на работу системы образования и образовательных учреждений.
Ключевые слова: личный интерес, социальная адаптация, мотивационный настрой, стремление к успеху.
В приоритет в современной школе ставится не только обучение школьников, но также и развитие у них общечеловеческих, моральных ценностей и норм, умение общаться с другими людьми, а кроме того, сохранение психического и физического здоровья. Младший школьный возраст является таким периодом, в котором ребенок впитывает, накапливает и усваивает все то, что накопило для него человечество. С поступлением в школу у ребенка полностью меняется уклад жизни, режим и распорядок дня, складываются новые отношения с окружающими людьми, в том числе с учителем. Учитель начальной школы является посредником между детским миром и миром взрослых. Поэтому основная его задача - это воспитать развитую личность. В связи с этим можно утверждать, что на сегодняшний день данная проблема является актуальной в современном мире, так как учитель играет огромную роль в становлении и формировании его учеников, их социальной адаптации. От результатов деятельности педагога зависит то, каким будет наше общество завтра. Учитель ответственен за судьбу каждого из своих учеников.
Эту проблему изучали такие ученые как: И. П. Подласый, В. А. Сластенин, Л. С. Выготский, Б. Т. Лихачев, В. А. Титов, О. Б. Дарвиш и многие другие.
Исходя из этого, мы определили цель нашей работы: изучить и исследовать особенности влияния учителя начальных классов на формирование и развитие личностных качеств младшего школьника.
Объект исследования: процесс формирования личности ученика начальной школы. Предметом исследования является роль личностных качеств учителя начальных классов в формировании личности младшего школьника. При анализе учебной литературы по изучаемой теме мы сформулировали гипотезу: личностные качества ребенка младшего школьного возраста зависят от личностных качеств педагога.
Цель нашей работы и ее гипотеза определили задачи нашего исследования:
1. Охарактеризовать процесс формирования личности ученика начальной школы
2. Изучить особенности личностных качеств учителя начальных классов в формировании личности ученика
3. Исследовать то, как личность педагога и ее качества влияют на формирование личности младшего школьника.
Личность младшего школьника, ее особенности и процесс развития.
В начале школьного периода дети переполнены новыми впечатлениями от школы, от сверстников. У них происходит перестройка всех систем отношений, отличных от
действительности. Поэтому часто у детей, которые хорошо подготовлены к школе проявляются иные, нетрадиционные для них особенности в поведении. Гамезо М. В. выделил несколько таких факторов, которые оказывают влияние на поведение младших школьников:
Первое - это внезапное изменение распорядка дня ребенка. Он сильно утомляется, так как с приходом в школу ребенок занимается только постоянной умственной деятельностью в отличие от детского сада, где дети в течение дня занимались игровой деятельностью. Учебная деятельность становится ведущей. Она является обязательной для каждого школьника.
Второе - это влияние новых взаимоотношений. Сначала ученик полностью поглощен учебой, он неактивно входит в контакт с окружающими, а иногда и чувствует то, что он «чужой» среди других.
В третьих - жизнь ребенка становится полностью связана с личностью учителя. Поведение и отношение учителя отличаются от поведения воспитателя. Воспитатель в детском саду заменял ребенку родителей, выполнял их функции, которые являются более интимными, чем функции педагога. Отношения учителя к младшему школьнику более деловые, поэтому ребенок чувствует некое напряжение, он более скован.
В четвертых - проявляются особенности в протекании психических процессов. Внимание ребенка неустойчиво. Ученик может быть сильно поглощен учительской деятельностью и не замечает ничего окружающего. Также проявляются некоторые особенности памяти. Иногда ученик забывает то, как выглядит учитель, где расположен его класс и где его парта [1, с. 122].
В связи с тем, что нами было обозначено, можно сделать вывод, что для преподавателя очень важно в этот период составить представление о личности каждого из учеников и в первую очередь постараться включить каждого в новую жизнь класса и школы.
О. Б. Дарвиш выделила 3 группы мотивов учения, присущих младшим школьникам. В первую очередь она выделяет познавательные мотивы [2, с. 97].
Для того чтобы процесс обучения проходил успешно, для детей нужно создать положительную мотивацию, то есть такие условия, при которых ребенок захочет учиться, но чаще всего эти мотивы не соответствуют содержанию обучения, и со временем мотив теряет свою силу. Следовательно, нужно формировать познавательную мотивацию, соответствующую содержанию обучения и способам. Это является одной из главных задач [8, с. 83].
Нужно направить ребенка на овладение знаниями, показать способы такие, с помощью которых он сможет получить и добыть эти знания, показать приемы самостоятельной работы и способы самосовершенствования [2, с. 98].
Большую роль в становлении личности играют социальные мотивы. Они достаточно хорошо представлены уже у учеников второго и третьего класса. Дети хотят кем-то стать, они понимают важность обучения и что оно необходимо им в дальнейшей жизни. Несколько таких социальных мотивов возникают под влиянием учебной деятельности. Этому способствует и похвала учителя, его поставленная оценка, которая значима для ученика [1, с. 124].
Также к социальным мотивам относится то, что ученик пытается занять какую -либо позицию в отношениях с другими людьми и стремится получить от них одобрения в каких-либо своих действиях [2, с. 98]
В младшем школьном возрасте также значимы и мотивы поведения, которые характеризуют личность младшего школьника. Одним из таких мотивов выступает идеал. Идеалом становится героическая личность, герой какого-либо произведения, кинофильма и др. Такие идеалы характеризуются неустойчивостью, они могут часто меняться. Ученик может подражать герою, его поступкам [1, с.124].
В результате обучения ребенка в начальной школе у него возникают определенные психические новообразования. К ним относится произвольность психических
50
процессов, личностная и интеллектуальная рефлексия, то есть обращение внимание младшего школьника на самого себя и на свою деятельность, а также планирование своих действий и умение их анализировать [2, с. 97].
Значительно быстрее развивается самосознание учеников. Развитие самооценки во многом определяется тем, насколько сформирована учебная деятельность. Как показали исследования, устойчивая и более адекватная самооценка наблюдается у учеников, с более высоким уровнем сформированное™ учебной деятельности [6, с. 190].
Также большое значение имеет то, как воспитывается ребенок в семье, от стиля воспитания. Нередко бывает так, что у учеников, которые учатся на отлично и хорошо бывает сильно завышена самооценка, а у неуспевающих и слабых наоборот, занижена. Чаще всего, такие дети начинают самоутверждаться в других областях, в интересах, например в занятиях спортом или музыкой [2, с. 98].
Оценка успеваемости на начальных этапах обучения, для учеников является оценкой личности и во многом определяет социальный статус ребенка. Для развития у детей адекватной самооценки необходимо создать в классе комфортную психологическую атмосферу [4, с. 102].
Личностные качества учителя и их влияние на формирование личности ученика.
Работа настоящего учителя начальных классов - это не только работа в области подачи знаний в какой-либо области, это еще и воспитание человека. В настоящее время в содержании образования прописаны такие компоненты, как обучение, воспитание, развитие и образование. Они связаны между собой, находятся в гармонии.
По словам И. П. Подласого учитель организует учебно-воспитательный процесс в школе. Воспитанием и обучением могут заниматься и родители, и родственники, и другие люди, но учитель - это особая личность, так как только она знает что, где, как нужно сделать, как правильно это делать, в соответствии с педагогическими законами [5, с. 421].
Учитель является посредником между детьми и взрослыми. Он знает особенности детской психики. Труд учителя начальной школы, нельзя сравнить ни с каким другим, так как результат его труда - это сам человек, со всеми его личными качествами.
В. А. Титов выделил основные личные качества, которые должны быть присущи всем педагогам.
Первое - это профессионализм учителя начальной школы. Это некое собирательное свойство педагога. Представляет собой комплекс как психологических знаний и умений в работе с детьми, так и профессиональных способностей и интересов. Профессиональная подготовка определяет стиль педагогического общения, его отношения к окружающим [7, с. 47]. Профессионализм определяет не столько самообучение, сколько направленность на обучение, не воспитание, а руководство воспитательными процессами. Ядро педагогического мастерства - это управление всеми процессами, которые обеспечивают становление личности человека [3, с. 105]. Второе качество - эмпатия. Это проникновение с помощью чувств в душевные переживания людей. Настоящий учитель должен обладать этим качеством личности, он должен уметь сопереживать и сочувствовать детям, учить детей этому качеству. Это такое качество, которое сближает людей и их общение, оно становится доверительным. У учителя начальных классов эмпатия проявляется в отзывчивости педагога, в его чуткости и доброжелательности, а также заботливости [7, с. 48]. Третье качество - педагогический такт, который проявляется в том, что учитель должен вести себя подобающим образом, соответствующим рамкам приличия. Педагог должен сочетать в себе как ласковое отношение, так и твердость, и строгость по отношению к ученикам, как доверие, так и контроль. Если педагог сохраняет тактичность, тем самым он показывает свое мастерство и профессионализм. Педагогическая зоркость проявляется в том, что учитель наблюдает за изменениями в развитии ребенка, он видит в нем какие-либо перспективы, помогает ему двигаться вперед. Преподаватель должен уметь чувствовать детей, понимать их. Пятое качество
51
- это оптимизм педагога. Каждый педагог должен видеть в своем ученике потенциал, он должен верить в его силы и в результаты обучения. Культура профессионального общения - также немаловажное качество педагога. Оно проявляется в том, что должны быть правильно организованы отношения между учителем и учеником, между самими учениками, между родителями и педагогом и между педагогическим коллективом. Седьмое качество личности педагога - это педагогическая рефлексия. Это некий самоанализ и оценка своих результатов работы. Каждый педагог должен уметь оценивать свою работу, анализировать как успехи, так и неудачи.
Учитель как партнер общения должен быть всегда готов к принятию позиции ребенка, пониманию его интересов, мотивов, ценностей, действий. Он должен уметь играть с ребенком, входить в игру сам, переживая удовлетворение от нее. Показателен в этом плане опыт работы Т. А. Амонашвили с шестилетками, в которой учитель «растворяется» в общении с детьми как взрослый, он становится «своим» для ребят. Его не боятся, ему доверяют, с ним советуются, у него и с его помощью учатся, его уважают действительно.
Литература
1. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология / М.: Педагогическое общество России, 2003.
2. Дарвиш О. Б. Возрастная психология / М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
3. Ефремов О. Ю. Педагогика. Краткий курс. / СПб., 2009.
4. Лях Т. И., ЛяхМ. В._Психология. Учебное пособие. Вып. 2. Возрастная психология / Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010.
5. Подласый И. П. Педагогика начальной школы/ Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.
6. Самыгин С. И., Волочай А. В., Гончарова Н. Г., Загутин Д. С. Психология развития, возрастная психология: для студентов вузов / Ростов-н/Д: Феникс, 2013.
7. Титов В. А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций: учебное пособие / Приор-издат, 2008.
8. Хилько М. Е., Ткачева М. С. Возрастная психология. Конспект лекций. / М., 2010.
Формирование фонетико-фонологической компетенции у студентов языкового вуза Тараканова А. М.
Тараканова Алеся Михайловна / Tarakanova Лlesya Mikhailovna - преподаватель, кафедра теории и практики английского языка, Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь
Аннотация: в статье исследуется необходимость формирования фонетико-фонологической компетенции у студентов в языковом вузе. Анализируются разные подходы к определению данной компетенции в научной литературе, описывается ее содержание.
Ключевые слова: студенты-лингвисты, иноязычная коммуникативная компетенция, фонетико-фонологическая компетенция.
Развитие современного общества, переход к новым образовательным стандартам, расширение контактов с представителями разных культур предъявляют новые требования к уровню подготовки студентов-лингвистов. Так, в качестве основной цели обучения в