УДК 316.4
ЗАБОТА КАК КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОД В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И. Э. Петрова
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского E-mail: irinapetrovay@yandex.ru
В статье представлена теоретическая концепция заботы и ее применение в исследовании социальной работы религиозных организаций современной России. По результатам авторского контент-анализа материалов экспертных интервью и публикаций выявлено понимание богословски обоснованной заботы как сути социальной работы в социальных службах различных конфессий. Забота и профессионализм зачастую противопоставляются друг другу, забота о человеке в целом - попыткам решить социально-психологическую проблему группы или индивида. В настоящее время забота о нуждающихся предстает механизмом адаптации в изменяющейся среде, существовании религиозных организаций в конкурентных условиях.
Ключевые слова: забота, социальная работа, религиозные организации, профессионализация.
Careas a Conceptual Approach of Social Work of Religious Organizations
I. E. Petrova
The article presents the theoretical concept of careand its application in the study of social work of religious organizations in modern Russia. As a result of the author's content analysis of materials of experts' interviews and publications revealed the understanding theologically justified concerns as the essence of social work in social services of various denominations. The care and professionalism are often opposed to each other, caring for the whole person - the attempts to solve the social and psychological problem of group or individual. Currently, care for the needy becomes an adaptation mechanism in a changing context, supporting the existence of religious organizations in a competitive environment.
Key words: care, social work, religious organizations, professiona-lization.
DOI: 10.18500/1818-9601 -2017-17-2-139-143
Забота как подход к анализу процесса оказания помощи нуждающимся
Феномен заботы в человеческом сообществе изучается религиозными и светскими исследователями - представителями различных направлений науки.
Д. Мэтьюз в статье «Этика заботы» в журнале Христианского братства медиков (Великобритания) критикует стереотипные объяснения необходимости заботы, представленные расхожими фразами: «естественный человеческий инстинкт», «я по натуре заботливый человек», «это
обеспечивает выживание человеческого рода», «я испытываю от этого удовлетворение», а также «однажды это может случиться и со мной». Этим проблематичным точкам зрения автор противопоставляет понимание заботы как «живое воплощение Божьего характера и любви» и призывает видеть в тех, кто нуждается в заботе и уходе, ценных членов нашего сообщества, а не обузу для здоровых и трудоспособных. Кроме того, исследователь предлагает заботиться о всем человеке в единении его духа, души и тела, а не просто решать проблему или лечить болезнь1.
Забота в правовом поле представляется пристальным объектом внимания ученых. Л. Ю. Михеева в главе «Право на социальную заботу и его предпосылки» монографии «Опека и попечительство. Теория и практика» описывает необходимые предпосылки возникновения права человека на социальную заботу. В разные периоды времени и смены идеологических парадигм обществом признаются разные причины нуждаемости в получении заботы. Автор полагает, что в современных условиях многие нуждающиеся не могут получить необходимую заботу от семьи и потому вправе претендовать на предоставление заботы со стороны общественных сил. Исследователь типологизирует мотивы предоставления заботы, выделяя среди них потребность в заботе о ближнем, заботу из надежды на вознаграждение и др. В качестве важной предпосылки возникновения права на заботу Л. Ю. Михеева представляет способность государства к организации ее осуществления и заинтересованность его в благополучии своих граждан. Именно с этой концепцией соотносятся категории солидарность, общественный долг, правовое государство. Автор предлагает уточненное определение содержания права на социальную заботу и порядок его осуществления, критикуя действующее законодательство по вопросу воспитания пассивности и иждивенчества получателей заботы2.
А. С. Мордовец в статье «Об уважении и заботе как нравственно-правовых категориях и принципах прав человека» анализирует категории забота и уважение как важнейшие исторически сложившиеся нравственные регуляторы общественных отношений. Будучи закрепленными в праве, уважение и забота становятся нравственно-юридическими феноменами. Этот подход, по мнению автора, позволяет преодолеть односторонний взгляд на эти понятия как только на моральное явление и исследовать их оценоч-
© Петрова И. Э, 2017
но, а также анализировать в качестве правового принципа3.
Более подробно о социальной заботе родителей в отношении детей пишет С. Б. Кордуба в диссертационном исследовании «Конституционная обязанность родителей заботиться о детях в Российской Федерации». Она определяет заботу родителей о детях «как меру должного поведения родителей, заключающуюся в их деятельности по воспитанию, содержанию, обучению, обеспечению здоровья и безопасности собственных детей»4. Автор выделяет специфические признаки этой обязанности, в том числе подтверждает ее естественный, традиционный характер. В качестве важных компонентов реализации заботы родителей о детях исследователь приводит гарантии - систему политических, социально-экономических, юридических мер, предпосылок, условий, способствующих соблюдению и исполнению родителями данной конституционной обязанности. В особенности следует отметить гарантию, названную первой, - проведение государственной политики в сфере заботы о семье, родителях, детях. По мнению автора, государственная политика в сфере заботы о семье, родителях, детях должна быть разнонаправленной и многоуровневой, значительное место в ней должна занимать деятельность государственных органов, осуществляющих профилактическую работу с родителями и детьми с целью предупреждения их социального неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Таким образом, забота, в том числе социальная, является нравственно-юридическим явлением, закреплена существующим международным и национальным законодательством Российской Федерации и гарантирована деятельностью государственных органов РФ.
С точки зрения педагогики, современные российские авторы выделяют педагогическую заботу и анализируют ее реализацию в отношении детей и подростков в различных условиях.
В. В. Быстрова в диссертации «Педагогическая забота как условие воспитания подростков в ситуации социального неравенства» указывает, что педагогическая забота о подростках, страдающих от социального неравенства, должна быть направлена на становление у этих детей заботы о себе, которая впоследствии поможет им стать полноправными членами общества и заботиться о других5.
В российской психологии забота анализируется как психологическое явление, реализующееся в таких видах, как истинная забота, псевдозабота, дезадаптирующая забота. М. В. Андреева в диссертационной работе «Феноменология заботы личности (на примере учителей с разным уровнем успешности профессиональной деятельности)» определяет заботу как процесс, состояние и свойство личности (заботливость).
Автором разработан и апробирован инструмент диагностики заботливости личности. На основе авторского исследования показано, что высокоуспешных педагогов отличает более высокий уровень проявления истинной заботы по отношению к ученикам. Следует отметить подробное определение заботы, уточненное исследователем: «... забота заключается в осознании потребностей, целей, ценностей, смыслов, тенденций развития другого человека, переживании степени их реализации, а также действиях, направленных на создание условий для их осуществления в социально одобряемой форме с целью содействия благополучию другой личности, заботливость представляет собой свойство личности, детерминирующее ее способность осуществлять заботу»6.
Проявление истинной заботы становится, по мнению современных российских психологов, важным процессом, состоянием и способом эффективного развития учеников, подчиненных и коллег в различных коллективах и сообществах.
Социологические концепции заботы в современной российской науке
Понятие «забота» подвергается социологическому анализу в немногочисленных пока работах российских ученых.
О. О. Мельникова в статье «Медицинская помощь во время родов: забота и обезболивающие технологии» использует современные мировые теоретические концепции заботы, указывая на противопоставление медикализированного подхода и холистического, использование заботы в целом о всех потребностях человека, в отличие от технократической модели. Автор проводит анализ деятельности агентов заботы, показывая выделенный российскими исследователями «мягкий», заботливый подход к пациенту, а также разработанный в англоязычной научной литературе концепции «заботливый уход» (саге§тп§ - заботливый уход со стороны родственников и близких) и «забота как работа» (саге^гк -физический труд и «эмоциональная работа» без предварительного обучения). Вместе с тем О. О. Мельникова преимущественно использует категорию «профессиональный уход» для анализа медицинских услуг в родовспоможении7.
А. А. Темкина в публикации «Оплачиваемая забота и безопасность: что продается и покупается в родильных домах?» выявляет, что потребности рожениц связаны с разными видами заботы и обеспечением безопасности. По мнению автора, женщины оплачивают профессиональную заботу ради учета их индивидуальных потребностей, они платят за эмоциональную заботу, которая обеспечивает психологическую безопасность, а также оплачивают условия, обеспечивающие приватность и заботу во время родов. Исследо-
ватель использует такие понятия, как «персонифицированная забота», «интенсивная забота», «приватная забота», и делает вывод, что в современной системе родовспоможения сформировался особый рынок, на котором потребитель (женщина/родители) осуществляет выбор сервиса. По ее мнению, рыночные агенты продают «безопасность», достигаемую через осуществление заботы, а получатели услуги вырабатывают новые стандарты требований, надеясь получить профессиональную заботу высокого качества8.
Ж. В. Кравченко в статье «Мужчины в заботе о детях: сравнительный анализ России, Франции и Норвегии» уделяет значительное внимание заботе в категориальном аппарате социологии, подчеркивая непродолжительную историю применения понятия «забота» как аналитического инструмента. Автор использует категорию заботы как гендерно окрашенную и учитывает разносторонний характер этого феномена. Исследователь анализирует отцовскую заботу как социальную практику с точки зрения форм и степени взаимодействия, затрачиваемого времени, вложенных материальных ресурсов, а также степени удовлетворенности сторон качеством взаимоотношений9.
Ж. В. Чернова и Л. Л. Шпаковская в работе «Дискурсивные модели современного российского родительства» в качестве методологической рамки используют концепцию идеала заботы. Этот подход включает в себя конвенциональные разделяемые представления о том, что является «хорошей заботой», кто ее должен выполнять и где она может осуществляться. Авторы применяют разработанные в современной англоязычной традиции типологии моделей заботы (традиционная, постсовременная, современная модель холодной заботы и современная модель теплой заботы) и отмечают, что идеалы заботы выступают моральным основанием для определения, кто, как и на каких основаниях должен заботиться, а также как должна быть решена дилемма «забота/оплачиваемая работа»10.
Т. А. Костылева в диссертационном исследовании «Социальное служение религиозных организаций» использует понятие заботы о социально неблагополучных группах и отдельных лицах как часть церковного социального служения. Автор считает, что в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» забота и попечение об обездоленных приоритетны по отношению к другим аспектам служения. Исследователь показывает, что забота использована в качестве актуального средства воздействия на человека, а также возможности для религиозной организации показать собственную значимость в секуляризованном обществе11.
В. Шмидт и К. Панчоха применяют понятие «полноценная забота» в статье «Помогающие специалисты в заботе о пожилых в Чехии: опыт несистемного сопротивления непоследо-
вательной политике?». Авторы описывают представления о том, что институциональная забота является пережитком авторитарного периода, а существование социальных служб свидетельствует о неспособности семьи заботиться о зависимых членах. По мнению ученых, вслед за чешскими исследователями, можно противопоставить или комбинировать «северную» и «южную» модели заботы по критерию самостоятельного выбора долговременной стратегии обеспечения своей старости. Ученые анализируют участие различных агентов заботы в принятии решений о выборе модели, служб и услуг пожилым людям, но вывод делают о необходимости для специалистов социальной работы критически оценивать свою роль в этом процессе12.
Концепция заботы в понимании экспертов социальной работы религиозных организаций
Результаты анализа темы заботы в понимании религиозных социальных служб представлены автором на основе контент-анализа собранных интервью и материалов опубликованных интервью священнослужителей и работников социальных отделов религиозных организаций (общим количеством 59) в период с 2008 по 2013 гг. Интервью в среднем длилось около одного часа. В массиве данных преобладают интервью представителей христианства и в особенности РПЦ. Для более подробного изучения темы кроме интервью в анализ были включены материалы дискуссий и конференций. Для обработки полученных данных применен метод контент-анализа с использованием специализированного пакета Лекта. Базовый словарь составил более 38 000 слов. Объем словаря для изучения интересующей проблемы - 145 семантических цепочек. В результате было получено 18 факторов, объясняющая способность модели - 25%.
Тексты с использованием слова «забота» и однокоренных встречаются практически в каждом факторе. Но распределены они совершенно неравномерно. В половине из всех факторов (9 из 18) встречаются в каждом из более 10 отрывков со словами о заботе, а в факторе «Общинная жизнь» это слово и словосочетания с ним можно найти 20 раз.
В каждом случае включение текстов о заботе в факторе имеет определенное значение. Так, слова о заботе очень мало (всего до 3 раз) присутствуют в подтемах «Организация и нормативная база социального служения», «Духовные причины социальных проблем», «Обучение социальной работе сотрудников религиозных организаций», а также «Социокультурные аспекты социального служения».
Значительное количество (от 6 до 10) отрывков со словами о заботе показательно для таких факторов, как «Клиенты социальной работы»,
«Медико-социальные услуги», «Отношение к труду и служению», «Христианство», «Публичность в социальном служении».
Действительно, отношение к клиентам выражается в общем подходе заботы:
... нуждающиеся должны чувствовать заботу о себе буквально каждый день. Проводить образовательные курсы, посещать их на дому, решать их повседневные проблемы - вот в чем выражается социальная работа (Мужчина, служитель, ДУМ РТ, Казань, 2013, интервью опубликовано в Интернете).
Медико-социальная помощь религиозных организаций включает в себя заботу о теле и душе нуждающегося:
Члены сестричества берут на себя заботу о болящих и страждущих в больницах, помогают сиротам, совершают патронажную службу на дому, организуют бесплатное питание для нуждающихся, помогают священнику при совершении треб. По особому благословению занимаются катехизической и миссионерской деятельностью или исполняют другие послушания. Это и медицинское служение, и социальное (по типу соцработников), и воспитательское (в детских домах), и катехизаторское (когда сестры только беседуют с людьми, обучают основам веры) (Женщина, сотрудник социальной службы РПЦ, Ростов-на-Дону, 2012, интервью опубликовано в Интернете).
Наибольший интерес представляет тема общинной помощи, которая включает в себя 20 текстов о заботе. Этот фактор содержит в качестве ключевых всего два основных словосочетания: община (жизнь общины) и социальная помощь. Тексты фактора хорошо представляют уровни и масштабы социальной помощи - от общины до религиозного объединения всероссийского масштаба.
Не всегда понятие «забота» содержательно наполнено, зачастую оно используется как синоним работы, действия, попечения. Но употребления термина не случайно.
Прежде всего, забота - это суть социальной помощи религиозных организаций, она исходит от Бога и проявляется через верующих:
Государственные служащие стремятся охватить всех, потому что считают, что Бога не существует; если не они, то кто же будет помогать? Мы знаем, что есть Бог, Который заботится о нас. Повторю: социальное служение должно иметь духовную составляющую. Ведь решить социальные проблемы государство не сможет (Мужчина, служитель, РПЦ, Москва, 2011, интервью опубликовано в Интернете);
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится: «Заповедь Божия повелевает трудящимся заботиться о людях, которые по разным причинам не могут сами себе зарабатывать на жизнь, и делиться с ними плодами труда (Женщина, сотрудник со-
циальной службы РПЦ, Ростов-на-Дону, 2012, интервью опубликовано в Интернете).
Внутри общин, религиозных групп и организаций распространена забота о «своих» нуждающихся, членах церквей и объединений:
В Союзе баптистов развита внутренняя диакония - забота о пожилых, стариках, многодетных семьях (Мужчина, служитель, РСЕХБ, Москва, 2010, интервью опубликовано в Интернете);
Возвращаясь к тексту, процитированному вначале, я подчеркну, что социальная составляющая остаётся для церкви актуальной и сегодня. Церковь - это естественный социум, общность единоверцев, уже нашедших себя в дезориентированном окружении, это взаимная забота и помощь в самых трудных обстоятельствах (Мужчина, служитель, РСЕХБ, Москва, 2010, интервью опубликовано в Интернете).
Нравственный долг Церкви - помогать своему служителю, иначе он не сможет заботиться о спасении людей, претерпевающих немощи душевные и телесные, их духовном окормлении, утешении (Мужчина, служитель, РПЦ, Саранск,
2010, интервью опубликовано в Интернете); Забота представляет пользу для обеих сторон, вовлеченных в этот процесс, - получающий и дающий обретают взаимное благо:
Первые христиане пребывали в молитве, преломлении хлеба и в общении, что само по себе является ориентацией на активное и многообразное социальное служение. Церкви Российского Союза ЕХБ активно служат среди беспризорников, одиноких, престарелых, инвалидов, алкоголиков и наркозависимых. Церковь заботится также и о глухонемых и слабослышащих. Я уверен, что это взаимообогащающий духовный опыт для верующих (Мужчина, служитель, РСЕХБ, Москва, 2010, интервью опубликовано в Интернете).
Вместе с тем забота воспринимается как возможность изменить жизнь церкви в новых условиях, адаптироваться к ним:
... сегодня Церковь восстанавливает присущие ей формы служения. Введение новых должностей на приходах, создание попечительских советов - все это адаптированные к современным реалиям возможности просвещать, обращать ко Христу людей, заботиться о них, создавать христианские общины (Мужчина, служитель, РПЦ, Иваново, 2011, интервью опубликовано в Интернете).
Многие служители говорят о заботе как составной части миссионерского служения:
Мы это можем сделать [привлечь в церковь] своим отношением, своей заботой, проповедью Евангелия: не словами, а делами. Социальное служение - это лучший вид миссионерства, но нельзя сделать эту работу только миссионерством (Мужчина, служитель, РПЦ, Москва,
2011, интервью опубликовано в Интернете). Применение концепта заботы в изучении
социальной работы религиозных организаций
представляется очень плодотворным. В современных российских условиях происходит процесс самоидентификации социальной деятельности различных конфессий по отношению к профессиональной социальной работе и более традиционному социальному служению. «Борьба» профессионализма и заботливого отношения ярко проявляется в интервью, материалах сайтов, научных статьях по результатам социологических исследований работы приходов. Истинная забота конструируется как забота, основанная на повелении Бога и обоснованная богословскими положениями. В христианской традиции России она обращена ко всему человеку в его триединстве - дух, душа и тело, и противопоставляется светской профессиональной социальной работе, уделяющей внимание только телу и душе. Клиенты социальной помощи оказываются перед выбором, согласны ли они с таким представлением о заботе и готовы ли на духовные изменения в своей жизни. Сотрудники социальных служб религиозных организаций подготавливаются для того, чтобы оказать истинную заботу нуждающимся и оценить потребность клиента в такой заботе. В целом предложение такой социальной помощи современным обществом может быть воспринято как миссионерство, желание лучше адаптироваться к условиям конкуренции и рынка в социальной сфере. Получатели услуг в своих интервью определенно подчеркивают ценность полученной заботы и выделяют момент начала изменений в своей духовной жизни.
Заботливое поведение, профессиональная забота - эти понятия являются достаточно новыми в анализе российской социальной работы религиозных организаций и в дальнейшем могут быть раскрыты более подробно в серии исследований.
Примечания
1 См.: Мэтьюз Д. Этика заботы. URL: admin.cmf.org. uk/pdf/cmffiles/russian/ 05_ ethics_of_caring.pdf (дата обращения: 11.11.2016).
2 См.: МихееваЛ. Ю. Право на социальную заботу и его предпосылки // Михеева Л. Ю. Опека и попечительство. Теория и практика / под ред. Р. П. Мананкова. М., 2004. С. 11-18.
3 См.: Мордовец А. С. Об уважении и заботе как нравственно-правовых категориях и принципах прав человека // Правовая культура. 2011. № 2. С. 167-175.
4 Кордуба С. Б. Конституционная обязанность родителей заботиться о детях в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011. С. 8.
5 См.: БыстроваВ. В. Педагогическая забота как условие воспитания подростков в ситуации социального неравенства : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2014.
6 Андреева М. В. Феноменология заботы личности (на примере учителей с разным уровнем успешности профессиональной деятельности) : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2009. С. 6.
7 См.: Мельникова О. Медицинская помощь во время родов : забота и обезболивающие технологии // Журнал исследований социальной политики. 2014. Т. 12, № 3. С. 337-352. URL: https://jsps.hse.ru/ data/2014/10/05/1100184001/JISP_12_3_ Мельникова. pdf (дата обращения: 10.11.2016).
8 См.: Темкина А. А. Оплачиваемая забота и безопасность : что продается и покупается в родильных домах? URL: www.intelros.ru/readroom/sociologiya-vlasti/soc1-2016/30772-oplachivaemaya-zabota-i-bezopasnost-chto-prodaetsya-i-pokupaetsya-v-rodilnyh-domah.html (дата обращения: 05.11.2016).
9 См.: Кравченко Ж. В. Мужчины в заботе о детях : сравнительный анализ России, Франции и Норвегии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. XV, № 1 (61). С. 65-85.
10 См.: Чернова Ж. В., Шпаковская Л. Л. Дискурсивные модели современного российского родительства // Женщина в российском обществе. 2013. № 2 (67). С. 14-26.
11 См.: Костылева Т. А. Социальное служение религиозных организаций : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2006. 26 с. URL: www.omgpu.ru /sites/default/ files/files/dissert/3709/autoref.doc (дата обращения: 07.11.2016).
12 См.: Шмидт В., Панчоха К. Помогающие специалисты в заботе о пожилых в Чехии : опыт несистемного сопротивления непоследовательной политике? URL: https:// www.litres.ru/viktoriya-shmidt/pomogauschie-specialisty-v-zabote-o-pozhilyh-v-chehii-opyt-nesistemnogo-soprotivleniya-neposledovatelnoy-politike-18635845/ (дата обращения: 09.11.2016).
Образец для цитирования:
Петрова И. Э. Забота как концептуальный подход в социальной работе религиозных организаций // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 139-143. DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-2-139-143.
Cite this article as:
Petrova I. E. Careas a Conceptual Approach of Social Work of Religious Organizations. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2017, vol. 17, iss. 2, рр. 139-143 (in Russian). DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-2-139-143.