Научная статья на тему 'Социальная деятельность религиозных организаций в городе-курорте Сочи: философский анализ'

Социальная деятельность религиозных организаций в городе-курорте Сочи: философский анализ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
665
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ ГРУППА / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ / СОЧИ / RELIGION / TRADITIONAL RELIGION / RELIGIOUS ORGANIZATION / RELIGIOUS GROUP / SOCIAL ACTIVITY / FORMS OF SOCIAL ACTIVITY / SOCIAL PROGRAMS / MISSIONARY ACTIVITY / UNCONVENTIONAL RELIGIOSITY / SOCHI

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Еремина Зоя Анатольевна

Статья посвящена исследованию традиционных и нетрадиционных религиозных организаций как субъектов социального действия в философско-правовом аспекте. Миграционные процессы, связанные с проведением международных, всероссийских мероприятий, в том числе Олимпиады, чемпионата мира по футболу, в Сочи способствовали росту числа религиозных организаций и групп в регионе. Многие из них не регистрируются в Минюсте России как религиозные организации, а позиционируют себя как благотворительные фонды с различными социальными программами, тренингами личностного роста и др. Указано, что основная проблема это псевдоблаготворительная деятельность подобных организаций, которая в действительности представляет собой пропаганду религиозного экстремизма и фанатизма. Автором охарактеризованы основные формы деятельности религиозных организаций в сферах образования, молодежной политики, благотворительности, взаимодействия со СМИ. Освещено социальное служение Российской православной церкви в Сочи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social activities of religious organizations in the resort city of Sochi: a philosophical analysis

The research discusses the traditional and non-traditional religious organizations as the actors of social activity in the philosophical and legal aspect. Migration processes related to international, all-Russian events, including 2014 Winter Olympics, 2018 FIFA World Cup in Sochi, contributed to the growth of religious organizations and groups in the region. Most of them are not registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation as the religious organizations and describe themselves as charities implementing various social programs, personal development training. The main problem is the pseudo-charitable activity of such organizations which, in fact, is religious extremist and fanaticist propaganda. The author describes the main activities of religious organizations in the field of education, youth policy, charity, and media relations. Community service of the Russian Orthodox Church in Sochi is covered.

Текст научной работы на тему «Социальная деятельность религиозных организаций в городе-курорте Сочи: философский анализ»

УДК 298.9:316.627(470.620-21 Сочи)

https://doi.org/10.24158/fik.2018.6.4

Еремина Зоя Анатольевна

Eremina Zoya Anatolyevna

кандидат философских наук, доцент кафедры социальных и политико-правовых дисциплин Тульского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (Российской правовой академии Минюста России)

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ГОРОДЕ-КУРОРТЕ СОЧИ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

PhD, Associate Professor, Department of Social, Political and Legal Sciences, Tula Institute (branch) of All-Russian State University of Justice (Russian Academy of Law of the Ministry of Justice of the Russian Federation)

SOCIAL ACTIVITIES OF RELIGIOUS ORGANIZATIONS IN THE RESORT CITY OF SOCHI: A PHILOSOPHICAL ANALYSIS

Аннотация:

Статья посвящена исследованию традиционных и нетрадиционных религиозных организаций как субъектов социального действия в философско-правовом аспекте. Миграционные процессы, связанные с проведением международных, всероссийских мероприятий, в том числе Олимпиады, чемпионата мира по футболу, в Сочи способствовали росту числа религиозных организаций и групп в регионе. Многие из них не регистрируются в Минюсте России как религиозные организации, а позиционируют себя как благотворительные фонды с различными социальными программами, тренингами личностного роста и др. Указано, что основная проблема -это псевдоблаготворительная деятельность по-добных организаций, которая в действительности представляет собой пропаганду религиозного экстремизма и фанатизма. Автором охарактеризованы основные формы деятельности религиозных организаций в сферах образования, молодежной политики, благотворительности, взаимодействия со СМИ. Освещено социальное служение Российской православной церкви в Сочи.

Ключевые слова:

религия, традиционная религия, религиозная организация, религиозная группа, социальная деятельность, формы социальной деятельности, социальные программы, миссионерская деятельность, нетрадиционная религиозность, Сочи.

Summary:

The research discusses the traditional and non-traditional religious organizations as the actors of social activity in the philosophical and legal aspect. Migration processes related to international, all-Russian events, including 2014 Winter Olympics, 2018 FIFA World Cup in Sochi, contributed to the growth of religious organizations and groups in the region. Most of them are not registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation as the religious organizations and describe themselves as charities implementing various social programs, personal development training. The main problem is the pseudo-charitable activity of such organizations which, in fact, is religious extremist and fa-naticist propaganda. The author describes the main activities of religious organizations in the field of education, youth policy, charity, and media relations. Community service of the Russian Orthodox Church in Sochi is covered.

Keywords:

religion, traditional religion, religious organization, religious group, social activity, forms of social activity, social programs, missionary activity, unconventional religiosity, Sochi.

Активное участие традиционных и нетрадиционных религиозных организаций в оказании разносторонней социальной помощи населению имеет давнюю историю. Для России в общем и для города Сочи в частности участие в социальной деятельности характерно практически для всех традиционных и нетрадиционных религиозных организаций.

В контексте исследования мы обращаемся к отдельным философско-методологическим положениям, разработанным М. Вебером в анализе мировых религий при рассмотрении их как активной силы социального процесса и фактора социального изменения. М. Вебер исследует роль протестантизма как нетрадиционной религии в эпоху Реформации и как субъекта социального действия, указывая при этом на его специфические политико-правовые особенности и значимость религиозно-нравственных ценностей в процессе развития капитализма [1, а 164].

Социальное действие определяется М. Вебером как такое поведение, с которым действующий индивид связывает некоторый субъективно подразумеваемый смысл. Неотъемлемым моментом социального действия М. Вебер считает ориентацию действующего лица на другого индивида (или других индивидов). «Социальным действием следует считать такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим или действующими, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своем протекании» [2, а 88]. Социальное действие может быть ориентировано на прошлое, настоящее и ожидаемое в будущем поведение других индивидов (месть, оборона, меры защиты, экстремизм и пр.).

Согласно социологическим исследованиям, за последние десять лет город Сочи вышел в лидеры по числу религиозных организаций, уступая только городам-миллионникам - Москве, Санкт-Петербургу. С 2010 г. в Сочи наблюдался активный рост числа религиозных организаций, действующих как неофициальные общественные организации, и, чтобы не регистрироваться в Министерстве юстиции, они представляются как благотворительные фонды с различными социальными программами, тренингами по личностному росту, школами планирования семьи и даже курсами иностранных языков, сотрудничающими с детскими садами, школами и средними специальными учреждениями.

Однако, на наш взгляд, основной и остроактуальной проблемой для России является псевдоблаготворительная деятельность, которая под религиозным прикрытием пропагандирует религиозный экстремизм и фанатизм, который не свойственен для действующих в России на законной основе религиозных организаций.

Структура социальной деятельности традиционных религиозных организаций представляет собой совокупность основных направлений, носителей, средств и форм социальной деятельности.

Основным содержанием социальной деятельности традиционных религиозных организаций является «диалог с миром». Взаимодействие с обществом обязывает организацию учитывать современную социально-экономическую и политическую ситуацию в обществе, искать новые формы деятельности в сферах образования, молодежной политики, благотворительной деятельности, взаимодействия со средствами массовой информации. Этическая направленность социальной деятельности также является одним из направлений работы, связанной с проблемой социального служения.

Носителями социальной деятельности вышеперечисленных религиозных организаций являются профессиональные служители культа, руководители, члены этих организаций, а также различного рода общественные организации, созданные на их базе.

Социальная деятельность всех религиозных организаций осуществляется через средства массовой информации, информационно-коммуникационные технологии, публикации, музыку, кино и т. д.

Мы выделяем следующие формы социальной деятельности религиозных организаций:

- в сфере образования - создание собственных образовательных учреждений, школ, гимназий, духовных семинарий, распространение литературы, совместное со светскими образовательными учреждениями проведение семинаров, лекций, участие в конференциях;

- в сфере молодежной политики - мероприятия, акции, посвященные проблемам наркомании, СПИДа, алкоголизма и т. д., индивидуальные беседы с молодыми людьми, массовые собрания, спортивные мероприятия, организация летних стационарных и палаточных лагерей отдыха, учреждение общественных молодежных организаций;

- в сфере благотворительности - акции помощи детским домам, интернатам, пансионатам, домам престарелым и т. д., оказание помощи и поддержки людям в медицинских учреждениях, местах заключения - СИЗО, тюрьмах и пр.;

- в средствах массовой информации - учреждение собственных СМИ, издательств, типографий, проведение теле- и радиопрограмм на государственных и коммерческих каналах, создание сайтов, чатов, форумов в интернете, проведение видеоконференций и пр. [3, с. 141-142].

Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций обнаруживает большое сходство с аналогичной деятельностью традиционных религиозных организаций, к которым мы причисляем Русскую православную церковь (РПЦ).

Рассмотрим социальную и культурную деятельность религиозных организаций, существующих в городе Сочи.

Практическая реализация социальной концепции Русской православной церкви состоит в том, что для организации и координации социальной работы в епархиях создаются отделы социального служения и благотворительности. При отделах создается попечительский совет, который координирует всю социальную работу, планирует очередность помощи из-за многочисленных обращений в епархию за гуманитарной помощью со стороны различных организаций и отдельных граждан.

Остановимся более подробно на содержании, т. е. на формах и методах, современной миссионерской деятельности и выделим четыре основные формы (миссии):

- информационная миссия - акцент делается на свидетельство самым широким слоям населения средствами массмедиа, а также через организацию приходских библиотек и издание специальной миссионерской литературы, использование всего многообразия новейших информационных технологий;

- апологетическая миссия - в данном контексте это свидетельство истины православия в сравнении с «еретическими и сектантскими лжеучениями», которые имеют широкое распространение в России и других странах СНГ. Апологетическая миссия направлена также на противостояние прозелитической работе со стороны неправославных миссионерских объединений, отдельных евангелизаторов;

- воспитательная миссия (воцерковление) - включение крещеного человека в церковную жизнь в полной мере, формирование православного уклада жизни. С крестившимися проводится систематическая работа по введению в богослужебную и внебогослужебную жизнь прихода;

- «внешняя» миссия - свидетельство истины православия среди народов, не имеющих христианских основ национальной традиции и культуры. Особенно это важно в отношении эмигрантов из стран, не имеющих традиционной христианской культуры.

Все четыре вида миссионерского служения выделены для удобства формирования миссионерской работы и применяются на всех уровнях церковной жизни: приходском, епархиальном, общецерковном.

В Сочи Русская православная церковь осуществляет социальное служение во всех сферах деятельности. Приходы осуществляют благотворительную и миссионерскую деятельность, проводят лекции духовного содержания в воинской части, шефствуют над домом престарелых, детскими домами, интернатами, обществом слепых и инвалидов. Осуществляют работу в воскресных школах при храмах, проводят паломнические поездки по святым местам. Религиозно-просветительская деятельность Русской православной церкви - крестины, погребения, соборования, «окормле-ние» больниц, катехизаторские курсы для мирян. Руководствуясь социальной концепцией Русской православной церкви, священнослужители Сочи проводят беседы с солдатами срочной службы дивизиона обеспечения учебного процесса. Социально-благотворительная деятельность реализуется в регулярном посещении больниц, дома-интерната для детей, где проходят детские рождественские и пасхальные праздники. В рождественские и пасхальные праздники дети с концертами посещают больницы, детские сады, дома инвалидов и другие богоугодные заведения. Летом выезжают в оздоровительные лагеря православным отрядом с воспитателями и преподавателями. Вместе с родителями трудятся и отдыхают в православных летних лагерях, устраиваемых православным молодежным движением. Воспитатели, стараясь приобщить родителей к храму, устраивают праздничные утренники. Дети, помимо музыкального, получают элементы церковного образования: изучают обиход, церковнославянский язык. Священники храма находятся в постоянном контакте с детской больницей, реабилитационным центром для инвалидов и престарелых и другими подобными заведениями, регулярно совершают там молебны, утешают болящих.

По данным Минюста России, на территории Сочи зарегистрировано 30 официально заявивших о себе религиозных организаций [4]: «Евангелическо-лютеранская община г. Сочи», «Объединенная методистская церковь "Преображение" г. Сочи», местная религиозная организация Древневосточного православия церковь Сурб Саргис (Святого Сергия) г. Сочи Армянской апостольской церкви, местная религиозная организация евангельских христиан церковь «Часовня на Голгофе», местная религиозная организация евангельских христиан-баптистов церковь г. Сочи, местная древлеправославная религиозная организация приход в честь Покрова Пресвятой Богородицы хутора Новопокровского Приморско-Ахтарского района Краснодарского края Русской древлеправославной церкви (Древлеправославной архиепископии Новозыбковской, Московской и всея Руси), мусульман города Сочи Краснодарского края, община древлеправо-славной церкви г. Сочи, двадцать два православных прихода города Сочи Краснодарского края Екатеринодарской и Кубанской Епархии Русской православной церкви (Московский патриархат).

Миграционные процессы [5], связанные с проведением Олимпийских игр, чемпионата мира по футболу и пр., способствовали росту числа религиозных организаций. В городе Сочи действует религиозный коммерческий фонд, созданный после Олимпиады в 2014 г., когда внимание к городу Сочи возросло и у россиян в целом, и у отдельных религиозных течений. Так, в частности, в городе действуют «Центр здоровой молодежи» и общественная организация «Юг без наркотиков», которая является отделением неопятидесятников.

В 2017 г. в Сочи появились последователи идеологии фалуньгун, которая была запрещена в России с 2011 г. из-за пропаганды превосходства приверженцев этой религиозной организации над другими людьми. В 2017 г. в Сочи появились проповедники-каббалисты, которые вели миссионерскую деятельность.

На территории Сочи осуществляют деятельность и другие религиозные организации и группы. Нетрадиционные религиозные организации разрабатывают социальные программы, в соответствии с которыми их члены проводят благотворительные мероприятия, различные бесплатные курсы, например иностранных языков, что укрепляет положительный имидж религиозной организации. Они выступают за социальную справедливость и социальное равенство, притягивая

различные категории населения, проблемы которого (социально-экономические, демографические, межэтнические и др.) содействуют распространению экстремизма путем усиления социальных противоречий в обществе и снижения функционирования защитных механизмов в сфере нравственности, морали и ориентиров в воспитательной работе (в первую очередь среди молодежи).

В контексте наших опасений заслуживает внимания работа профессора Ноттингемского университета Дж. Милбанка и А. Пабста [6]. В своей книге авторы подчеркивают, что чем больше религия будет рассматриваться как угроза, тем меньше оснований для толерантности.

Таким образом, под социальной деятельностью религиозных организаций мы понимаем благотворительную деятельность и социальное служение на государственном и общественном уровне, связанные в сознании людей с такими понятиями, как милосердие, филантропия, сострадание, сочувствие, готовность оказать безвозмездную помощь всякому, кто в ней нуждается. Она улучшает духовно-нравственный климат в регионе, способствует гуманизации общественных отношений и вносит огромный вклад в формирование этнокультурных особенностей жителей города-курорта Сочи.

Ссылки:

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 808 с.

2. Вебер М. Социология религии. (Типы религиозных сообществ) // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

3. Еремина З.А. Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций в современной России : дис. ... канд. филос. наук. Тула, 2007. 150 с.

4. О деятельности некоммерческих организаций [Электронный ресурс] // Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации. URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения: 19.04.2018).

5. Мартинович В.А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция. Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Т. 1. Минск, 2015. 560 с.

6. Milbank J., Pabst A. The Politics of Virtue: Post-Liberalism and the Human Future. Future Perfect: Images of the Time to Come in Philosophy, Politics and Cultural Studies. L., 2016. 418 p.

References:

Eremina, ZA 2007, Social activity of non-traditional religious organizations in modern Russia, PhD thesis, Tula, 150 p., (in Russian).

Martinovich, VA 2015, Non-traditional religiosity: the emergence and migration. Studies on non-traditional religiosity, vol. 1, Minsk, 560 p., (in Russian).

Milbank, J & Pabst, A 2016, The Politics of Virtue: Post-Liberalism and the Human Future. Future Perfect: Images of the Time to Come in Philosophy, Politics and Cultural Studies, London, 418 p.

Weber, M (ed.) 1990, The protestant ethics and the spirit of capitalism, selected works, Moscow, 808 p., (in Russian). Weber, M (ed.) 1994, 'Sociology of religion. (Types of religious communities)', Izbrannoye. Obraz obshchestva, Moscow, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.