УДК 2 - 78 : 378. - 057.87
В. В. Гридина
Новые религиозные движения в восприятии студентов технического вуза
В статье представлен анализ результатов исследования, проведенного в Самарском государственном техническом университете по определению степени информированности студентов о религиозной ситуации в городе, их восприятии и отношении к новым религиозным движениям (НРД). Общий контекст исследования составляют религиозная ситуация в Приволжском федеральном округе и особенности реализации свободы совести в Самарском регионе. По мнению большинства опрошенных, современному человеку необходимы знания о нетрадиционных религиозных группах и организациях, чтобы ориентироваться в современном многонациональном и поликонфессиональном обществе. В случае необходимости деятельность НРД должна регулироваться государством в рамках действующего законодательства.
The article analyzes the results of a study conducted at Samara state technical University to determine the degree of students' awareness of the religious situation in Samara, their perception and attitude to new religious movements (NRM). The general context of the study is the religious situation in the Volga Federal district and the peculiarities of the realization of freedom of conscience in the Samara region. According to the majority of respondents, modern people need knowledge about non-traditional religious groups and organizations to navigate in today's multi-ethnic and multi-confessional society. If necessary, the activities of NRM should be regulated by the State within the framework of the current legislation.
Ключевые слова: новое религиозное движение, религиозность, традиционные религии, миссионерская деятельность, деструктивная религиозная организация, молодежь, социологическое исследование.
Key words: new religious movement, religiosity, traditional religions, missionary activities, destructive religious organization, youth, sociological research.
В отличие от так называемых «традиционных» религий, укорененных на определенной территории и связанных с национальной общностью и культурой, новые религиозные движения (НРД) имеют ряд специфических признаков. К ним относят, в частности, реинтер-претацию религиозных традиций, значительное влияние основателей на своих последователей, недолгий период существования, невысо-
© Гридина В. В., 2019
кую численность последователей, религиозный синкретизм, нестабильность состава, отсутствие длительной истории пребывания в конкретной географической местности [2; 4].
В современном обществе к традиционным религиям в целом сложилось положительное отношение. Они пользуются поддержкой государства, населения, общественных и благотворительных организаций, которые нередко взаимодействуют с ними на постоянной основе. Ситуация с представителями НРД складывается несколько иначе. Общественность, государство и традиционные религии относятся к ним с заметным недоверием. За недолгий срок своего существования в России благодаря СМИ последователи НРД получили клеймо «сектантов», манипулирующих людьми и зомбирующих россиян. Отсутствие аргументированной и достоверной информации способствовало распространению предрассудков в отношении к НРД, причинам их возникновения и существования [6]. В общественном сознании современного российского населения сохраняется представление об НРД как о маргинальных образованиях тоталитарного типа [3]. Самарский регион не является исключением. По результатам социологического опроса, проведенного среди населения г. Самары в 2013 г., большинство респондентов воспринимают НРД как «опасные, деструктивные секты» [1].
По данным Минюста РФ на 2017 г. на территории Самарской области было зарегистрировано 615 религиозных организаций, из которых 405 - православных, 95 - мусульманских, 86 - протестантских [7]. В настоящее время ситуация в регионе такова, что, в отличие от 1990-х гг., прекратилось увеличение количества религиозных организаций, их общее число и соотношение между представленными в области конфессиями практически не меняется. Самарский регион отличает то, что протестантские церкви в количественном показателе среди других религиозных организаций занимают последнее место. Большинство из них входит в различные объединения церквей (Ассоциация миссионерских церквей евангельских христиан, Российский союз евангельских христиан-баптистов, Российская церковь христиан веры евангельской (пятидесятников). Протестантские организации сегодня представлены различными деноминациями, среди которых: христиане веры евангельской (пятидесятники), евангельские христиане-баптисты, адвентисты седьмого дня, различные группы евангельских христиан, лютеране, мормоны, методисты, менониты, пресвитериане и другие протестантские течения.
На территории округа функционируют церковь Объединения (в Башкортостане и Ульяновске), церковь Последнего Завета, православная церковь Божией Матери державная (в Саратовской области), саентология. На территории Самарской области представлены объединения Международного общества сознания Кришны, несколько центров сахаджа-йоги, разнообразные языческие и оккультные течения в стиле New Age. С 2006 г. в Самаре действуют «Академия развития Светланы Пеуновой», Звенящие кедры России, Школа дальнейшего Энергоинформационного развития человека ДЭИР, Рэй-ки, философская школа «Новый Акрополь», Центр развития личности Вадима Шварева ИМАГО и языческие организации (Самарская ведическая родославная община, Самарский союз «родноверов» «СВА СЛАВА»). Зарегистрирована и действует малочисленная группа самарских последователей Летающего макаронного монстра. Деятельность Свидетелей Иеговы была прекращена в Самаре в 2016 г.
Таким образом, при преобладании на территории Приволжского федерального округа православия и ислама, мы наблюдаем плюрализм и разнообразие религиозной жизни [8]. При этом возможности для распространения своего вероучения распределены неравномерно. Серьезную поддержку местные органы власти и система образования оказывают православию и исламу, последователи которых регулярно проводят совместные социально значимые, культурные и общественные мероприятия.
Как отмечалось выше, к остальным церквям в городе и области отношение населения настороженное, что влияет на их низкую социальную активность. Некоторые протестантские церкви сотрудничают в рамках совместных социальных проектов и акций. Наиболее активными в этом отношении в Самаре являются лютеране, методисты, некоторые пятидесятнические церкви. Что касается НРД, то любое привлечение внимания с их стороны незамедлительно пресекается официальными органами власти. Организации, которые не запрещены и продолжают действовать на территории города (саентологи, мормоны), чаще всего расположены на его географических окраинах, под постоянным наблюдением со стороны органов внутренних дел.
В связи с обозначенной религиозной ситуацией в регионе, в 2019 г. среди студентов Самарского государственного технического университета был проведен опрос, с целью определения степени их информированности о религиозной ситуации в г. Самаре, их восприятия и отношения к новым религиозным движениям. Выборка составила 250 респондентов в возрасте 18-20 лет.
Основными информационными источниками о НРД, как показал опрос, являются Интернет, социальные сети, СМИ (80%) и распространители на улице (около 20%). Последний количественный показатель значительно снижен по сравнению с исследованиями прошлых лет (более 40% в 2013 г.), когда НРД имели возможность заниматься активной проповеднической деятельностью, распространяя свое мировоззрение с помощью «радиопередач, приглашений на курсы, раздачи листовок, лекций на общественных мероприятиях и ярких действий в общественных местах...» [5]. После внесения поправок и уточнений в ФЗ от 26.09.1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», введения в него гл. 111.1 «Миссионерская деятельность» [9] и принятия «закона Яровой» (2016), НРД перешли к индивидуальной работе с населением. Исключение в Самаре составляют последователи движения МОСК и церкви саентологов, которые продолжают свою миссионерскую деятельность в общественных местах, что было отмечено некоторыми респондентами во время опроса.
Новым религиозным движениям молодые респонденты считают любую религиозную группу, не признанную обществом в качестве традиционной (36,6%), либо отделившуюся и противостоящую доминирующей в обществе религии, имеющую основателя, особое вероучение (34,1%), сходные цели, религиозные или псевдорелигиозные представления, идеалы и ценности (32%).
Респонденты считают, что данные движения отличают вероучи-тельный синкретизм (50%) и разнообразные методы привлечения новых сторонников (42,3%). В таких организациях есть особое вероучение, объект поклонения, которому нередко приписывается божественный статус (40%); либо это «деструктивные» организации, использующие техники манипулирования, управления сознанием своих последователей и жестко контролирующие все сферы их жизни (40%). Больше половины опрошенных (52%) считают, что в отличие от традиционных учений в НРД имеет место искаженное понимание учения традиционных религий, используются приемы манипулирования сознанием, такие организации отрицательно влияют на психику человека (32%), зачастую существуют на нелегальной основе (30%).
Молодые люди отметили, что в России в настоящее время существует от 10 до 20 НРД (56%). Почти совсем не знакомы молодые люди с названиями таких НРД, как саентологическая церковь, церковь Объединения (муниты), что-то слышали о церкви Последнего Завета, хотя эти организации были активно представлены в Самаре еще несколько лет назад. Среди наиболее известных респондентам: Свиде-
тели Иеговы (45%), мормоны (28%), группы, практикующие занятия йогой или духовные практики Востока/Азии (16%), оккультные учения (15%). Следует отметить, что, скорее всего, по принципу «что-то слышал о...» к НРД были отнесены баптисты (31%), пятидесятники (20%), адвентисты седьмого дня и неопятидесятники (по 10% соответственно). Кроме того, респонденты показали свою высокую осведомленность о наличии в городе самарских пастафариан.
Преимущественное отношение респондентов к НРД - безразличие (73%). Студенты отметили, что они не замечают никакого влияния новых религиозных движений на общество, их идеи не находят и, скорее всего, не найдут в будущем широкого распространения. Лишь 12% опрошенных относятся к НРД положительно, считая, что их последователи отличаются открытостью, добротой, внутренней свободой, позитивным настроем к жизни.
Если судить о влиянии НРД на своих последователей, то в этом вопросе опрошенные разделились на три группы. Сторонники первой группы считают, что новые религиозные движения навязывают обществу ложные и опасные ценности, негативно влияют на личность, которая со временем становится более замкнутой (47%). Вторая группа - те, кто уверен, что разные религиозные движения оказывают как положительное, так и отрицательное влияние. Представители третьей группы респондентов считают, что новые религиозные движения помогают человеку почувствовать себя нужным, формируют навыки общения, дают возможность людям избавиться от собственных комплексов и проблем - 39%. К отличительным признакам, присущим поведению последователей НРД, опрошенные отнесли падение интереса к друзьям, семье, прежним увлечениям, использование новых, непонятных слов - (82%). Почти треть (26,5%) уверены, что последователи НРД - самые обычные люди и ничем не выделяются среди остальных.
При встрече с последователями НРД почти половина (45%) безразлично пройдут мимо, еще 19% выслушают и уйдут, 10% респондентов с готовностью вступят в диалог с целью получения более подробной информации о новых религиозных движениях.
У большинства опрошенных в окружении нет друзей/знакомых, которые являются сторонниками какого-либо НРД, но если бы были, то они поддерживали бы общение с ними. У 20% есть такие знакомые среди последователей НРД. С ними у респондентов сложились постоянные, стабильные отношения.
По мнению большинства опрошенных, под влияние НРД чаще всего попадают неуверенные в себе, замкнутые, одинокие или открытые, доверчивые люди. Половина респондентов считают, что средний возраст последователей НРД - до 35 лет, а уровень их образования не имеет значения, поскольку среди них встречаются как образованные, так и малообразованные люди - 46%.
С чем же, по мнению молодых людей, связано распространение в современном мире новых религиозных движений? Большинство связывают это с поисками новых духовных целей, смыслов жизни, ценностей, идеалов - 39%; 38% - с социальными изменениями и кризисами в обществе; 24% считают, что традиционные религии не в полной мере удовлетворяют духовные запросы и потребности современного общества; 22% уверены, что духовный кризис общества, неуверенность в завтрашнем дне, социальная нестабильность побуждают людей искать опору и защиту в среде НРД.
Нужно ли предпринимать, по мнению молодежи, какие-то меры безопасности, чтобы не попасть под влияние деструктивных НРД? Около 40% опрошенных считают, что подобные меры должны носить профилактический характер, поэтому необходимо владеть информацией и интересоваться деятельностью подобных организаций. Основным способом защиты от деструктивных НРД 59% респондентов назвали личную информированность населения по отличиям между религиями, течениями. Они отметили, что современному человеку необходимы знания о нетрадиционных религиозных группах и организациях, чтобы ориентироваться в многонациональном и поликонфессиональном обществе (67%). Еще треть студентов считают, что какие-либо меры следует предпринимать только в том случае, если это коснется членов их семей или знакомых; 25% полагают, что далеко не все религиозные движения наносят обществу вред, поэтому с ними не нужно бороться. Треть опрошенных считают, что борьба с деструктивными религиозными движениями и защита граждан от их пагубного воздействия - дело государства, органов внутренних дел и законодательных структур. Данная группа респондентов убеждена, что в подобных знаниях нет необходимости, они ничему не научат и не пригодятся в жизни. Так, 13% опрошенных уверены, что с НРД бороться не нужно, поскольку данные организации, как и их последователи, не представляют никакой угрозы обществу.
Большая часть респондентов уверены, что новые религиозные движения будут продолжать развиваться. Объясняют респонденты это тем, что для ограничения их деятельности еще не создана необходимая законодательная база и четко не определена система контроля
(43%), либо потому, что НРД оказывают положительное влияние на общество и культуру (17%). Отсутствие перспектив дальнейшего развития НРД отмечают 38% опрошенных, указывая, что в настоящее время данные организации имеют большое число противников и мало последователей.
Таким образом, результаты исследования показывают, что молодежь достаточно хорошо осведомлена, что представляют собой НРД. Для большинства молодых людей как разделяющих ценности традиционных вероисповеданий, так и для неверующих респондентов, непосвященных в особенности учения конфессиональных сообществ, все последователи НРД - «не наши». Респонденты условно разделяют новые религиозные движения на «положительные» и «отрицательные». Если первые занимаются благотворительностью и социально полезной деятельностью, то вторые, как следует из опроса, наносят вред обществу и с ними должны бороться специальные государственные структуры, либо сам человек, чтобы предотвратить себя от их деструктивного воздействия.
Исследование позволило выделить три группы респондентов по их отношению к деятельности новых религиозных движений: «поддерживающие» НРД, их «противники» и те, кому безразличны подобные организации и их деятельность. Самая многочисленная группа (70-80%) - «безразличные». Это те, кто считает, что НРД - неформальные организации религиозного или псевдорелигиозного толка, приписывающие себе особый статус, наличие божественного откровения, использующие тотальный контроль над всеми сферами жизни своих последователей. Лично они никогда не контактировали с представителями НРД, но при этом полагают, что данные организации отличает вероучительный синкретизм, различные методы привлечения в свои объединения новых сторонников, создание собственных «тайных и мистических учений».
Следующая группа (10-15%) - ярко выраженные противники НРД. Они считают, что подобные организации приносят исключительно вред: манипулируют сознанием, оказывают разрушительное воздействие на общество и личность, на психику и поведение своих последователей, их вероучение отвергает общечеловеческие ценности и требования общественной морали, навязывает ложные идеалы и нормы.
Последняя группа (10-15%) - сторонники НРД. Они считают, что новые религиозные движения отличаются позитивным настроем к жизни, открытостью, добротой и внутренней свободой их последователей. Они помогают человеку почувствовать себя нужным, форми-
руют навыки общения, дают возможность для саморазвития, формируют нравственные установки личности и позволяют ей обрести свое место в мире. Кроме того, НРД способствуют появлению новых религиозных традиций, обычаев, т. е. новаций, что само по себе прогрессивно и положительно.
Последователь НРД, по мнению большинства опрошенных, это неуверенный в себе, одинокий, доверчивый человек, утративший после длительного пребывания в подобной организации интерес к семье, друзьям, прежним хобби и обретший новую «семью» и смысл жизни среди единомышленников по вере.
Результаты исследования показали, что молодежь в целом информирована о существовании феномена новых религиозных движений, и в отличие от результатов более ранних исследований, значительно реже использует негативное понятие «секта» по отношению к данным организациям. Большинство респондентов лично не встречались с представителями НРД.
Ежегодно в общежитиях Самарского государственного технического университета проводятся встречи со студенческим активом в форме дискуссий и круглых столов, на которых обсуждаются вопросы, касающиеся различных НРД и их влияния на личность и общество. На встречи приглашаются религиоведы, представители государственных служб безопасности, традиционных конфессий. Кроме того, в университете в рамках деятельности студенческого клуба «Ваш выбор» регулярно проводятся факультативные встречи, где по желанию студентов обсуждаются вопросы, касающиеся религиозности и НРД.
Список литературы
1. Gridina, Vera V., Birukova, Anna B. New Religious Movements in the Visions of Russian Student's Youth: Sociological Analysis // Revista Publicando. 2018. Vol. 5. No 18-2. pp. 135-148.
2. Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). - М.: Б. и. [ИПиПК МГУ], 2006.
3. Кантеров И. Я. Новые религиозные движения: состояние и перспективы // Новые религии в России: двадцать лет спустя: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е. С. Элбакян. - СПб.: Древо жизни, 2013. - С. 9-18.
4. Миронов А. В., Бабинов Ю. А. Основы религиоведения. Эволюция религии в современном мире // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - № 2. -С. 81-101.
5. Мухаметшина Н. С., Федоров М. Г. Геополитика и религиозные организации Самарской области // Известия Самарского научного центра РАН. - 2017. - Т. 19. - № 3. - С. 127-131.
6. Орлова В. Э. Проблема восприятия новых религиозных движений // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2017. - № 1. - С. 204-209.
7. Религиозная жизнь Самарской области. [Электронный ресурс]. - URL: http://rkctlt.ru/2016/08/24/samara_religion/#_ftn5
8. Симонов И. В. Религиозная ситуация в регионах Приволжского федерального округа: плюрализм и стабильность // Религии России: проблемы социального служения: сб. материалов конференции / под общ. ред. Д.В. Мухатдинова. - М.; Н. Новгород: Медина, 2011. [Электронный ресурс]. -URL: https://bookucheba.com/mejreligioznyie-otnosheniya_1018/religioznaya-situatsiya-regionah-privoljskogo-31464.html
9. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Гл. III.1 «Миссионерская деятельность» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 16218/4c1f887634fd881ccda0e61e752c9eda20d649a9/
Статья поступила: 27.06.2019. Принята к печати: 19.08.2019