Николай РОДИН
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
В статье рассмотрена деятельность некоторых религиозных конфессий (организаций) и их влияние на религиозную ситуацию на территории Дальневосточного федерального округа.
The activity of some religious confessions (organizations) on the Far East territory and their influence on the religious situation in the region are considered in the article.
Ключевые слова:
религиозная организация, конфессия, религиозный плюрализм, протестантские формирования, сепаратистские настроения; religious organization, confession, religious pluralism, Protestant units, separatist moods.
В историческом прошлом России религия часто играла перво -степенную интегрирующую роль в межэтнических и меж-культурных взаимоотношениях. Ситуация резко изменилась в период насильственного государственного атеизма, когда встал вопрос о самом существовании религии в стране. В последние десятилетия отмечаются серьезные трансформации в динамике и в социокультурных параметрах религиозного пространства Российской Федерации. На общем фоне религиозного возрожде -ния в постсоветской России произошло повсеместное оживление активности традиционных религий (христианства, мусульманства, буддизма и иудаизма). Ликвидация в ходе перестройки жесткого идеологического прессинга в отношении распространения рели гиозных воззрений любой направленности превратила страну в арену острых и затяжных конфликтов на почве широкомасштабной пропагандистской и миссионерской активности деструктивных религиозных движений. Возникла серьезная социальная и полити -ческая проблема, значение которой не ограничивалось соперниче ством между традиционными и нетрадиционными религиозными организациями. Проблема растущей активности нетрадиционных религиозных движений переместилась в центр споров о духовной направленности школьного и вузовского образования в стране, поскольку возникла угроза утраты им светского характера, уста -новленного Конституцией РФ. Стали все громче высказываться опасения по поводу возможности сохранения исконной культурно -исторической идентичности наших сограждан и даже самой россий -ской культуры в условиях экспансии нетрадиционных религий1.
Так, например, на рубеже 70 -х—80 - х гг. XX в. существовали 13 зарегистрированных религиозных объединений и ряд объедине -ний, которые не регистрировались государственными органами (например, Свидетели Иеговы, баптисты - «инициативники» и др.). Существовали и разнообразные катакомбные общины (некоторые действуют до сих пор, не регистрируясь в органах юстиции)2. В насто -
1 Балагушкин Е.Г., Шохин В.К. Религиозный плюрализм в современной России. Новые религиозные движения на постсоветском этапе. — М., 2006, с. 3.
2 Лещинский А.Н. Религиозная ситуация в современной России: изменения, тенденции, противоречия // Сборник докладов и материалов межрегиональных научно -практических семинаров и конференций 2002—2004 гг. «Свобода сове -сти в России: исторический и современный аспекты». — М., 2004, с. 227.
РОДИН
Николай
Васильевич —
соискатель кафедры
социологии,
политологии
и религиоведения
Тихоокеанского
государственного
университета
Таблица 1
Религиозные организации ДФО РФ, сведения о которых внесены в ведомственный реестр Минюстом РФ (по состоянию на 31.12.2009 г.)1
Конфессии и деноминации Число организаций по субъектам ДФО РФ
Республика Саха (Якутия) Камчатский край Приморский край Хабаровский край и ЕАО бл. о 3 * с ур Магаданская обл. и Чукотский АО Сахалинская обл. о г 8 к
Русская православная церковь 55 З5 87 69 61 58 44 409
Русская православная церковь за границей 1 о 2 о о о о 3
Армянская православная церковь о о 1 о о о 1 2
Адвентизм 4 1 2о 12 7 1 6 51
Евангелистские христиане — баптисты о 2 12 18 12 4 З 51
Христиане веры евангельской — пятидесятники 1З 2 4о З9 9 12 15 130
Христиане веры евангельской о 1 1 З 21 1 о 27
Евангельские христиане З2 о ЗЗ З9 9 12 З5 160
Церковь полного Евангелия о 5 о 1 1 о о 7
Вера Бохаи 1 1 1 1 о о 2 6
Буддизм 2 о 4 2 З о о 11
Вайшнавы (МОСК) о о 4 1 о о о 5
Ислам З 1 6 6 1 2 4 23
Иудаизм 1 1 7 5 1 2 о 17
Лютеранство о о 2 З о 1 о 6
Католицизм 5 1 6 2 2 1 1 18
Методизм о о 7 З о о о 10
Мормоны (ЦИХСПД) о о З 1 о 1 1 6
Новоапостольская церковь З о 1 2 2 1 1 10
Пресвитериане о о 4о 11 1 1 11 64
Армия спасения о о 1 о о о о 1
Свидетели Иеговы З З 15 8 5 о 6 40
Старообрядчество 2 о З 1 1 1 о 8
Церковь Христа о о о 1 о о о 1
Недоминированное христианство о о 1 о о о о 1
итого 125 53 297 228 136 98 130 1067
1 Дударенок С.М., Поправко Е.А., Сердюк М.Б., Владимиров Д.А., Федирко О.П., Поспелова А.И., Потапова Н.В., Воложенинова Н.Ю. Религиозные организации Дальневосточного федерального округа : словарь - справочник — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2010, с. 577.
ящее время, по данным Министерства юстиции России (Минюста РФ), в стране существуют более 70 независимых друг от друга конфессий. Постепенно меняется и география распространения религиозных объединений1.
Говоря о сегодняшнем дне, следует подчеркнуть следующие тенденции. Во - первых, структуры Русской право -славной церкви (РПЦ) составляют более 50% всех зарегистрированных религиоз -ных объединений. Их присутствие весьма заметно в Европейской части России. Однако в Дальневосточном федеральном округе (ДФО РФ), лидируют протестант ские формирования. Среди протестант -ских церквей по числу зарегистрирован ных объединений на первом месте нахо дятся евангельские христиане, за ними следуют баптисты, далее — христиане веры евангельской — пятидесятники, пресвите -риане и другие самостоятельные органи -зации. По числу приверженцев на первых местах после православных и протестантов остаются мусульмане, буддисты и иудеи.
Что касается непосредственно субъ -ектов ДФО РФ, то следует отметить, что в настоящее время в Дальневосточном регионе России по числу верующих и зарегистрированных религиозных орга низаций баптисты, адвентисты и пятиде сятники значительно опережают «более традиционные» религии — ислам, буддизм и иудаизм (см. табл. 1).
Так, на территории российского Дальне -го Востока действует 409 организаций РПЦ, что составляет чуть больше 38% от общего числа религиозных организаций. По субъектам региона они распределя -ются следующим образом: в Магаданской обл. — 59%; Сахалинской обл. — 34%; Амурской обл. — 45%; в Камчатском крае — 63%; Хабаровском крае — 30%; Приморском крае — 29%2. Но они при -сутствуют в регионе почти формально, а реальной религиозной силой являются протестантские церкви.
Так, например, по признанию многих чиновников и общественных деятелей, РПЦ проводит в регионе «инфантиль -ную» политику. Православная епархия, в противоположность протестантам, почти не занимается социальной работой, осу
1 Там же, с. 578.
2 Там же.
ществляет еле заметную миссионерскую деятельность.
Одной из особенностей религиозной жизни протестантов Дальнего Востока является стремление к объединению в различные союзы. По мнению руковод ства протестантских церквей, объединив шись, они больше смогут помочь государ ству и обществу в решении социальных проблем, остро стоящих перед дальнево сточным социумом (работа с социально незащищенными категориями населе ния: больными, безработными, пенсио нерами, беспризорниками, людьми без определенного места жительства; помощь ВИЧ инфицированным; работа с людьми, находящимися в местах лишения свободы и пр., отстаивание их конституционных прав)3.
К примеру, в ДФО РФ действует одна из крупнейших харизматических пятиде сятнических церквей «Новое поколение». Также в регионе существуют отдельные церкви адвентистов, пресвитериан, неза регистрированные баптисты и пятидесят ники, корейские христианские миссии, которые осуществляют самостоятельные социальные проекты. Кроме того, суще ствует очень активный в социальном плане католический приход.
В церкви «Новое поколение» есть про фессиональные группы — театральная, музыкальная, группа реабилитации, телестудия. Начаты проекты по разви тию сельского хозяйства. При церкви существуют общественные организации: «Альтернатива», которая работает с нар козависимыми, «Пробуждение», зани мающаяся социальной работой, и моло -дежное движение DreamTeam. В Амурской обл. есть реабилитационные центры для наркозависимых.
Как отмечает пастор, его церковь сотрудничает с подразделениями Госнаркоконтроля: «К нам посылают в реабилитационные центры наркозави симых, несмотря на противодействие Православной церкви, а также есть дого вор с Управлением исполнения наказа -ний по поводу работы в тюрьмах с заклю -
3 Дударенок С.М. Современная религиозная ситуация на российском Дальнем Востоке: особенности формирования и тенденции развития // Материалы международной научной конфе -ренции «Свобода религии и демократии: старые и новые вызовы». Киев, август 2010.
ченными — мы дарим тюрьмам DVD и телевизоры»1.
Из социальных проектов действует про -грамма «Почитай родителей», с которой члены церкви выступают во дворах, в домах престарелых, клубах и развлекатель -ных комплексах. Развито служение мило -сердия в отношении детей - инвалидов, церковь готовит подарки в больницы, проводит праздники и акции против нар котиков и алкоголя с ростовыми куклами. Другой проект — «Счастливое мгновение»
— посвящен помощи малоимущим2.
Необходимо отметить, что отношение к евангельским христианам, баптистам, адвентистам и пятидесятникам со сто роны возрождаемых на территории реги она структур РПЦ (МП) было и остается крайне негативным. Недостаток ресурсов, как человеческих, так и материальных, компенсируется ярыми нападками на своих религиозных конкурентов — про -тестантов. Для этого используются обра -щения к представителям органов власти, составление «аналитических отчетов о деятельности сектантов», публикации в светских СМИ и др.
Православное духовенство обвиняет представителей протестантских конфес -сий в негативном влиянии на духовно нравственное состояние общества, в раз вале экономики региона, в подрыве обо роноспособности страны и даже предании национальных интересов. Например, в докладной записке иеромонаха Благовещенской и Тындинской епархии Игнатия (Чигвинцева) «О деятельности сектантов» прямо говорится, что «интерес сектантов к пограничью Амура вызван... общим ростом интереса их хозяев за рубе жом к БАМу». По его мнению, представи тели всех протестантских церквей явля ются «духовными эмиссарами Запада, насаждающими свою резидентуру в при граничных районах Приамурья»3.
Примером такой деятельности явля ется религиозная организация «Церковь христиан веры евангельской «Благодать» (ЦХВЕ «Благодать»), деятельность кото -рой запрещена на территории Хабаров -ского края решением Хабаровского крае вого суда.
1 Лункин Р., Филатов С. Вольнодумие на Амуре // http: // www.keston.org.uk (дата обращения 26.12.2011).
2 Там же.
3 Дударенок С.М. Указ. соч.
Номинально церковь «Благодать» вхо -дит в религиозную организацию пятиде -сятников «Российская церковь христиан веры евангельской» с административным и духовным центром в Москве, факти -чески же она работает напрямую с мис -сией GMI (Grace Mission International — «Всемирная миссия «Благодать»), штаб квартиры которой расположены в Сеуле и Лос -Анджелесе.
В целом ЦХВЕ «Благодать» испове -дует одно из распространенных в мире направлений протестантизма — пятиде -сятничество, но представляет одно из его новых течений — так называемое хариз -матическое. Основной род деятельности пятидесятников -харизматиков — прове -дение различных религиозных собраний (стационарных, выездных и в «домашних ячейках» адептов), в т.ч. весьма эмоцио -нальных массовых богослужений.
Однако деятельность церкви, помимо религиозной, имеет и финансовую подо -плеку: сбор церковной десятины и пожертвований. При этом стоит отме тить, что речь идет о довольно крупных суммах сборов. По словам ряда бывших адептов церкви, состоявших в ней около 10 лет, в церковную казну ими было вне -сено столько средств, что хватило бы на покупку квартиры каждому из них. И хотя деньги они отдавали добровольно, люди убеждены, что делали это, находясь под влиянием психолого психиатрических методик, практикуемых пастором и наставниками4.
Своим взглядом на данную проблему поделился ректор Российского право славного института св. Иоанна Богослова игумен Петр Еремеев. Ранее он воз -главлял Хабаровскую духовную семина -рию. Игумен Петр называет протестантов сектантскими организациями и приводит ряд причин, почему РПЦ уступила им тер -риторию ДФО РФ. «Пока еще слаба пози -ция традиционных религиозных организа -ций. В первую очередь речь идет о Русской Православной Церкви: небольшое коли -чество приходов, малое число священ -нослужителей, только 1 духовная семи -нария, которая была открыта буквально несколько лет назад. Данная проблема обусловлена полным уничтожением следов православной церкви в регионе в совет
4 Жертв хабаровской церкви «Благодать» ищет милиция II http: IIwww.AmurMedia.ru (дата обращения 26.12.2011).
ское время. При общем интересе населе ния к православию организация общин тормозится из за отсутствия адекватного ситуации числа духовенства. Духовным вакуумом пользуются сектанты. Нередко проповедники миссионеры спекулятивно используют традиционные символы пра вославия», — рассказывает игумен.
Другая причина — близость Японии, Кореи, Китая. «Из этих стран на терри -торию России мигрируют многие секты (в том числе запрещенные в своих стра нах), используя Дальний Восток как плацдарм для дальнейшей вербовочной работы на территории России. В связи с отсутствием каких либо мер по противо действию данной сектантской экспансии на местах ситуация становится неуправ ляемой. Американские секты также счи тают Дальний Восток более эффектив ным и безопасным каналом внедрения в Россию», — поясняет представитель РПЦ. Среди других причин — «отсут -ствие религиоведческих центров, разви тых учебных заведений, готовящих спе циалистов в области сектоведения, рели гиоведения». «На весь Дальневосточный федеральный округ только в ДВФУ на кафедре теологии и религиоведения гото вят подобных специалистов. Учебная дис циплина “религиоведение” ведется лишь в нескольких дальневосточных вузах, при этом большинство из преподавателей дан ной дисциплины не имеют профильного религиоведческого образования. В связи с этим у выпускников вузов (будущих юри стов, экономистов, техников, строителей и др.) отсутствует религиозная грамот ность и навыки различения безопасного религиозного учения от деструктивного сектантского». Еще один из моментов — отсутствие специализированных реабили -тационных и антисектантских центров по противодействию деструктивным и тота литарным культам. «Если в европейской части России их несколько десятков, то на ДВ — ни одного», — сообщает игумен Петр.
Важной причиной роста «нетрадицион -ных» религиозных движений он считает также их поддержку со стороны «завербо ванных чиновников и сотрудников право -охранительных органов». Он добавил, что отсутствие критической информации о деятельности сект в ДФО РФ также играет свою роль. «Разоблачающие материалы в местных СМИ практически не допуска -
ются в печать. При отсутствии правдивой критической информации граждане поль зуются только той информацией, которую предоставляет им секта сама о себе», — говорит представитель РПЦ1.
В подобных условиях негативное отно -шение населения в целом и Русской пра вославной церкви в частности к иностран ным миссионерам вполне понятно.
Одним из последних законодатель -ных актов, принятых в России и затраги вающих деятельность религиозных объ -единений, является закон «О противо действии экстремистской деятельности»2, предусматривающий приостановление деятельности и запрет религиозных орга низаций, вовлеченных в такую деятель ность. Данный закон направлен, прежде всего, против тех людей и групп, которые склонны с неблаговидными целями мани пулировать религиозными ценностями и убеждениями граждан.
Необходимо отметить, что до недав -него времени органы власти реагировали на недоброжелательные высказывания православного духовенства относительно представителей протестантских церквей, защищали равное для всех право на сво боду совести.
В настоящее же время представители муниципальной власти и органы правопо рядка «не вмешиваются» в «антисектант скую» деятельность православной церкви, даже если она ведется противоправными методами. Так, например, весной 2010 г. после лекции о вреде протестантизма, про читанной в г. Спасске Приморского края известным «сектоведом» А.Л. Дворкиным, «православная» молодежь выбила окна в молитвенных домах баптистов и пяти десятников. Найти и наказать по закону «борцов за истинную веру» органы право порядка не торопятся.
Подводя итог анализа процессов, про исходящих в религиозной сфере на тер ритории российского Дальнего Востока, можно сделать вывод, что в регионе сло -жилась специфическая конфессиональ -ная ситуация, значительно отличающаяся от положения в других регионах страны.
1 Ильиных А. На Дальнем Востоке протестантских общин стало больше, чем православных при -ходов // Свободная пресса, 2011, 18 марта.
2 См. подробнее: Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 27.06.2002 № 144 // Российская Федерация. Законы. - М. : Инфра- М, 2006.
Во- первых, в многонациональном и поликонфессиональном Дальневосточном регионе, где процесс «религиозного возрождения» сопрово ждался конфликтами ряда конфессий с органами власти и напряженными меж конфессиональными отношениями, религия способствует самоидентифика ции религиозно этнической группы, ее интеграции и сплочению перед лицом господствующей социальной группы, исповедующей другую религию (право славие): поляки - католики, немцы -лютеране, татары - мусульмане, евреи
- иудеи и др. В регионе, где проживают представители более 120 народов России, культурно конфессиональная самоиден тификация способствует как сохране нию национальной самобытности, так и поиску основ межконфессионального и межэтнического диалога. В российском обществе нарушение принципов свет скости государства и равенства религий перед законом, попытки достижения национального согласия на основе цен ностей одной конфессии чреваты углу блением раскола, появлением конфликтов на этнорелигиозной почве. Если вероисповедная политика государства не претерпит определенных изменений, то эти процессы будут углубляться, осо бенно в таких многонациональных и поликонфессиональных регионах, как Дальний Восток, и вполне могут при вести к глобальному межрелигиозному конфликту.
Во вторых, религиозная ситуация в регионе в последние годы определяется несколькими основными тенденциями:
а) благодаря усиленной поддержке госу дарственных органов активизируется де ятельность РПЦ (МП), особенно в сфере школьного образования, вооруженных сил и финансово имущественных отно шений с государством;
б) несмотря на нежелание органов власти признавать за ними статус «традици онных для региона религий», прочные позиции на Дальнем Востоке продолжают занимать протестантские церкви, что свя зано не столько с финансовой поддерж кой зарубежных религиозных центров, сколько с наличием значительного опыта деятельности в неблагоприятных усло -виях, полученного еще в годы советской власти;
в) под влиянием деятельности зарубеж ных религиозных центров происходит некоторый всплеск деятельности новых религиозных движений, интерес к кото рым у дальневосточников упал после при нятия федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Это подтверждается возникновением и распространением на территории россий ского Дальнего Востока все новых и новых групп и учений, которые в специфической форме удовлетворяют духовные потреб -ности населения1.
1 Дударенок С.М. Указ. соч.