Научная статья на тему 'Протестантизм на Дальнем Востоке России: история, современное состояние и проблемы'

Протестантизм на Дальнем Востоке России: история, современное состояние и проблемы Текст научной статьи по специальности «Религия. Атеизм»

CC BY
31
1
Поделиться
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ПРОТЕСТАНТИЗМ / СВОБОДА СОВЕСТИ И СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

Аннотация научной статьи по религии и атеизму, автор научной работы — Аверина Ольга Рудольфовна

Данная статья посвящена истории и современному состоянию протестантизма на Дальнем Востоке России. В 2017 г. протестантское сообщество отмечает 500 лет с начала Реформации. В статье подчеркивается, что протестантизм в России был, с одной стороны, религией иностранного происхождения, а с другой в России параллельно возникали религиозные движения, сходные с западным протестантизмом. Приведены данные о месте протестантизма в конфессиональной картине Дальневосточного федерального округа (далее ДФО), сделаны некоторые выводы относительно религиозной жизни в субъектах ДФО. Изложены особенности протестантского вероучения и культа. Уделяется внимание социальной позиции протестантских церквей, нравственному облику протестантов, их социально значимой деятельности. Также обозначены проблемы нарушения прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания, высказываются идеи о необходимости религиоведческого образования и просвещения представителей власти.

Похожие темы научных работ по религии и атеизму , автор научной работы — Аверина Ольга Рудольфовна,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Протестантизм на Дальнем Востоке России: история, современное состояние и проблемы»

DOI 10.22394/1818-4049-2018-82-1-39-47 УДК 283/289(571.6)

О. Р. Аверина

Протестантизм на Дальнем Востоке России: история, современное состояние и проблемы*

Данная статья посвящена истории и современному состоянию протестантизма на Дальнем Востоке России. В 2017 г. протестантское сообщество отмечает 500 лет с начала Реформации. В статье подчеркивается, что протестантизм в России был, с одной стороны, религией иностранного происхождения, а с другой -в России параллельно возникали религиозные движения,, сходные с западным протестантизмом Приведены данные о месте протестантизма в конфессиональной картине Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО), сделаны некоторые выводы относительно религиозной жизни в субъектах ДФО. Изложены особенности протестантского вероучения и культа. Уделяется внимание социальной позиции протестантских церквей, нравственному облику протестантов, их социально значимой деятельности. Также обозначены проблемы нарушения прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания, высказываются идеи о необходимости религиоведческого образования и просвещения представителей власти.

Ключевые слова.: религия, протестантизм, свобода совести и свобода вероисповедания.

В основе протестантизма лежат пять принципов вероучения и религиозной культовой практики:

- только Вера: протестантизм делает акцент на изначально греховной природе человека, и прощение можно получить только посредством глубокой искренней веры в Бога, безотносительно к участию в коллективном культе и совершению добрых дел;

- только Писание: признается только авторитет Библии, Ветхого Завета и особенно Нового Завета, соответственно отрицается церковное предание, которое почитают православные христиане и католики;

- только Благодать: спасение приходит только как дар Божий, а не в результате каких-то усилий или заслуг человека;

- только Христос: этот принцип означает, что Иисус Христос является единственным посредником между человеком и Богом, соответственно, отвергается необходимость церковной иерархии, монашество, исповедь как таинство (при том, что признается польза исповеди), но в то

же время усиливается роль молитвы и покаяния непосредственно перед Богом;

- только Богу слава: доктрина о том, что почитать следует только Бога, так как спасение возможно единственно волей Божьей; культ святых и мощей отвергается, поскольку никакой человек не достоин славы и почитания.

В различных вариациях и в разной степени эти принципы приняты во всех деноминациях протестантизма.

Протестанты, при том, что они убеждены в истинности именно их версии христианства, не исключают «разномыслие», не боятся разногласий и открытого обсуждения вопросов вероучения. Представляется, что эта позиция более соответствует демократическому устройству общества, чем авторитаризм православия. Подтверждением веры протестанты считают сомнение. «Если я в чем-то мучительно сомневаюсь, значит меня это волнует... Вера требует мужества принять в себя сомнение, а не подавлять его, не игнорировать. Только такая вера является живой (выделено в источнике -

* Окончание. Начало см..: № 4 (81) 2017г.

Аверина Ольга Рудольфовна - канд. филос. наук, доцент кафедры философии, истории, государства и права, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС (680000, Россия, Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 33). E-mail: o_averina@mail.ru

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

О.А.). Поэтому сомнений не нужно бояться, они - необходимая составная часть веры. Бояться следует веры, которая ни в чем не сомневается. Такая вера будет заведомо ложной, потому что мертвая» [Тихомиров, 2009. С. 55-56].

Центральное место в протестантском богослужении занимает проповедь. Обычно она строится на толковании какого-то отрывка (стиха или нескольких стихов) из Библии. Как правило, протестантские проповедники хорошо подготовлены, владеют риторическими приемами. Личные впечатления автора этих строк говорят о том, что проповедники не только мастерски владеют словом, но обладают умением «держать аудиторию». Трактовки библейских текстов и исторических событий актуальны, созвучны современным проблемам. Например, лекция магистра богословия М.С. Чернявского на Конгрессе евангельских христиан-баптистов Дальнего Востока, посвященном 150-летию российского баптизма и 500-летию протестантской Реформации (28 октября 2017 г., Хабаровск), называлась «Уроки лидерства Мартина Лютера». Оратор интерпретировал деятельность и историческое значение основателя протестантизма в контексте современной концепции лидерства, и это позволило слушателям воспринимать события пятисотлетней давности не как «преданья старины глубокой», а как то, чему лично они сопричастны сегодня. «Именно свободная проповедь является наиболее естественной формой проповеди Евангелия. ...Прежде всего потому, что в живой и актуальной проповеди это слово возвещается конкретным людям в их конкретной ситуации. Я, как слушатель проповеди, знаю, что слова проповедника обращены ко мне, ко мне лично» [Тихомиров, 2009. С. 107-108].

Молитва - главное действие всех верующих-протестантов как богослужебное, так и личное, постоянное. «Молитва - это центральный феномен всей религиозной жизни, она столь значима, что степень ее развития определяется степенью развития всей религиозной жизни. <...> В рамках либерального протестантизма практически вся религиозная жизнь ограничивается ею» [Мосс, 2000. С. 248]. Протестанты негативно оценивают мо-

литвенную практику, заключающуюся в многократном и длительном повторении молитвы до неспособности понимать молитвенный текст. Они настаивают на осмысленности молитвы, практикуют как совместные, так и индивидуальные молитвы вслух, а также «тихие» молитвы (про себя), которые содержат осознанные просьбы и благодарности. Причем пресвитеры и пасторы рекомендуют начинать не с просьб, а с благодарности.

На протестантских богослужениях практикуется также пение под аккомпанемент живой музыки и фонограмм. Протестантские церкви различных деноминаций (пятидесятники, баптисты, адвентисты) имеют общие гимны, общие песенники. «Музыкальное служение», «служение хора» - важная часть протестантского богослужения. «Молодые» церкви, так называемые неохристианские, смело вводят современные ритмы и аранжировки, что иногда находит осуждение со стороны «традиционалистов» -мол, это не богослужение, а дискотека. Старший пресвитер Церкви евангельских христиан-баптистов г. Хабаровска Г. И. Абрамов рассказывал автору, что еще в 1960-е гг. его единоверцы старших поколений считали неприличным пение под гитару. Сегодня же это обычное дело. У баптистов и протестантов других деноминаций в храмах имеются комплекты музыкальных инструментов: рояль или фортепиано, электрогитары, электроорган, ударная установка. К праздничным богослужениям готовятся целые концерты, в которых принимают участие взрослые, подростки и дети из семей членов церкви.

Протестанты, в отличие от участников православного богослужения, во время службы сидят на скамьях и встают по знаку ведущего службу пастора. Встать призывают во время общей молитвы или пения гимнов в особо торжественных случаях. Как правило, протестанты не становятся на колени во время богослужения, разве что особо набожные. Если пастор дает сигнал к «тихой» молитве, то верующце ведут себя по-разному. Одни встают, другие продолжают сидеть, но закрывают глаза или опускают голову на сложенные перед собой руки. Посещая собрания различных деноминаций, мне

доводилось видеть, как отдельные участники богослужения опускаются на колени. Но ни разу не приходилось наблюдать экстатическое поведение, трансовые состояния - разве что у пятидесятников культ чуть более эмоционален.

На богослужении протестантов нет предметов культа, икон или скульптурных изображений. Протестанты аргументируют это тем, что в Библии нигде не говорится ни про какие иконы, напротив, сказано «Не делай себе кумира и никакого изображения...» (Исх. 20: 4). Тексты песен проецируются на гладкую стену, так что каждый может их видеть. Специальной одежды у пасторов и пресвитеров нет, они одеты в обычные костюмы. В конце 1990-х гг. мне случалось видеть проповедников и хористов, одетых в длиннополые наряды. Дома молитвы отличаются простой архитектурой и скромным убранством. Внутри храмов нет ни позолоты, ни украшений, кроме цветов. Протестанты практикуют принцип «дешевой церкви» и не считают, что великолепие и роскошь свидетельствуют о глубине веры. Многие протестантские деноминации вынуждены обходиться арендованными помещениями - концертными залами, аудиториями, клубами.

Протестантский культ, в отличие от католического и православного, в которых практикуется семь таинств, содержит только два: крещение и причастие, которое называют Хлебопреломлением. Крещение протестанты проводят по-разному. Одни признают только полное погружение, другие довольствуются окроплением (обливанием) водой; одни окунают крещаемого в воду лицом вверх, другие - лицом вниз; одни ограничиваются погружением единожды, другие делают это троекратно; есть протестанты, которые проводят крещение только в открытых водоемах, есть такие, которые используют для этого бассейн или ванну. В настоящее время обряд водного крещения проводится зарегистрированными религиозными организациями от-

крыто и торжественно (в советское время приходилось делать это тайно, ночью или поздно вечером, часто в ледяной воде). Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ п. 1 ст. 3 гарантирует гражданам право совершать религиозные обряды и церемонии.

У некоторых протестантов стоит отметить также обычай братания. Участники богослужения по знаку ведущего службу пресвитера встают и двукратно обнимаются с несколькими единоверцами, сидящими по соседству или через ряд, либо пожимают им руки со словами «Мир вам, брат (сестра)». Пришедших на молитвенное собрание «новеньких» встречают очень приветливо. Отмечу, что при неоднократном общении с пресвитерами и прихожанами протестантских церквей г. Хабаровска и посещении богослужебных собраний мне ни разу не довелось столкнуться с тем, что называют «насильственным вовлечением» - только доброжелательное общение и разве что ненавязчивое замечание: «Как же вы без Бога-то живете?»

По решению Консультативного совета глав протестантских церквей1 в 2003 г. был принят документ под названием «Социальная позиция протестантских церквей России». В нем протестанты выразили свое отношение к наиболее значимым сторонам жизни общества. Протестанты убеждены, что основным и неотъемлемым правом человека является свобода мысли, совести и религии, они выступают против любых форм нетерпимости, ксенофобии и экстремизма. С точки зрения церквей, любовь к родине выражается прежде всего в деятельности, направленной на повышение уровня благосостояния страны и общества. Государство они считают институтом, установленным Богом с целью поддержания порядка в обществе и считают для себя обязательным исполнение законов страны. Однако в документе говорится, что «... если государственная власть, вопре-

гВ настоящее время в Консультативный Совет входят Евразийская Федерация Союзов Евангельских Христиан-Баптистов Стран Содружества, Евро-Азиатское отделение Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня, Западно-Российский Союз Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня, Российский Объединенный Союз Христиан Веры Евангельской, Российский Союз Евангельских Христиан-Баптистов и Союз Христиан Веры Евангельской Пятидесятников России.

ки своему предназначению, принимает законы, запрещающие свободное богослужение и проповедь Евангелия или же побуждающие верующих к аморальным действиям (Деян. 4:19), Церкви оставляют за собой и своими членами право поступать согласно своей совести и принципам, заложенным в Евангелии». Протестанты также считают, что для достижения общественного согласия и мира необходимо стремиться к воспитанию в людях толерантности по отношению к представителям разных мировоззрений, призывают «к миру, гармонии, уважению и терпимости к последователям различных религиозных убеждений, ко всем людям доброй воли, каков бы ни был их мировоззренческий выбор»2.

В протестантизме, как и в христианстве в целом, считается необходимым следовать нравственным нормам, жить по библейским заповедям. Протестантов отличает добродетельность не показная, не на публику. Кратко нравственный облик приверженцев протестантизма можно выразить словами И. В. Подберезско-го3 : «Протестантская Россия - это Россия богобоязненная, работящая, непьющая, нелгущая и некрадущая» [Подберезкий, 1996. С. 3]. Протестанты действительно не употребляют алкоголь, не курят, пропагандируют здоровый образ жизни. В 2016 г. Церковь Адвентистов Седьмого Дня (далее - АСД) выиграла Президентский грант по проекту «Здоровье семьи -здоровье страны». Программы, реализуемые церквями АСД, направлены на профилактику хронических неинфекционных заболеваний среди населения России через проведение массовых мероприятий просветительского и мотивационного характера. В среде протестантов практически нет разводов, т. к. большинство из них создают семьи с единоверцами, воспитывают детей в своей вере. Многие прихожане являются протестантами во втором-третьем поколении.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Выше было сказано, что согласно принципам «только Вера» и «только Благодать» протестантизм делает акцент на изначально греховной природе человека,

и прощение можно получить только посредством глубокой искренней веры в Бога, безотносительно к участию в коллективном культе и совершению добрых дел. Однако протестанты ведут нравственный образ жизни и занимаются социальным служением. Как это совместить? Протестантский теолог Антон Тихомиров так раскрывает смысл данного положения. Цель учения об оправдании по благодати через веру не в том, чтобы принизить значение добрых дел, а в том, чтобы придать им истинное достоинство. «Подлинное добро - это добро, совершаемое свободно, а не из страха наказания или стремления заслужить награду или даже стремления самому стать лучше. Подлинное добро совершается не тогда, когда мы думаем, какая польза нам самим от совершенного, а тогда, когда мы думаем о пользе наших ближних. Верующий, освобожденный от необходимости оправдывать себя, теперь может совершать именно такое, в полном смысле этого слова, бескорыстное добро» [Тихомиров, 2009. С. 93-94].

И. В. Подберезский пишет, что протестантские церкви разительно отличаются от православных почти полным отсутствием нищих, хотя никто им не чинит никаких препятствий и неудобств. «Видимо, сам дух протестантства располагает к тому, чтобы испытать сначала все другие мыслимые способы поддержания собственного существования. И если их нет, то лучше обратиться к пресвитерам, а уж они попросят церковь оказать помощь, и не только материальную» [Подбе-резский, 1996. С. 26]. В Церкви евангельских христиан-баптистов г. Хабаровска мне довелось побеседовать с женщиной по имени Ирина, которая рассказала, что их семья - она, муж и три дочери -беженцы из Восточной Украины. Прибыв в Хабаровск, они стали искать в Интернете своих единоверцев и пришли по найденному адресу. На молитвенном собрании пресвитер представил их членам церкви и объяснил ситуацию. Присутствующие тут же собрали, что смогли, а позже помогли с поисками жилья

2 Социальная позиция протестантских церквей России. URL: http://www.religare.ru/2_7724.html

3Подберезский И.В. - доктор филологических наук, принявший баптистское вероисповедание в 1993 г. в возрасте 56 лет, автор нескольких книг о протестантизме в России.

и работы. Ирина рассказывала об этом с глубокой благодарностью к тем, кто не задумываясь протянул им - чужим, незнакомым людям - руку помощи.

Протестантские организации Дальнего Востока осуществляют социально значимую деятельность. Например, церкви, входящие в Альянс Евангельских церквей Приморского края, регулярно участвуют в проведении концертов в поддержку семейных ценностей; протестантские церкви Приморья оказывают большую материальную и духовно-просветительскую помощь детским домам и больницам: проводят «Уроки доброты», осуществляют профилактику наркомании среди подростков и многое другое [Дударенок, 2014. С. 505-523]. Аналогичную деятельность протестанты проводят во всех регионах Дальнего Востока.

В 2017 г., в год 500-летия Реформации, особенно активизировалась просветительская деятельность протестантских церквей. В Хабаровске по случаю празднования Дня города несколько церквей участвовали в праздничном шествии и организовали концерт на городских прудах. Публичный концерт и поздравления также состоялись в День защиты детей 1 июня. В октябре 2017 г. прошли торжественные мероприятия в связи с 150-летием российского баптизма и 500-летием Реформации. На Молитвенном завтраке 27 октября присутствовали представители Правительства Хабаровского края и религиозных организаций города Хабаровска. Гости тепло приветствовали участников мероприятия, отмечали общественную активность баптистских церквей и приверженность их членов нравственным ценностям. Так, в своем приветственном слове начальник Управления социальной работы с населением администрации г. Хабаровска Н. В. Че-челева говорила о давнем сотрудничестве с баптистскими церквами в деле социальной помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Протестантские организации оказывают социальную помощь не только единоверцам, но любому, кто нуждается, конечно, в пределах своих возможно-

стей. Не всегда эти возможности велики, ведь средства протестантских религиозных объединений - это исключительно пожертвования их членов. В массовом сознании распространено клише о том, что в этих организациях постоянные поборы, необходимость платить «десятину» и пр. На самом деле пожертвование - дело исключительно добровольное. Хочется отметить, что благотворительная деятельность протестантов находит высокую оценку со стороны государства: многие лидеры централизованных и местных протестантских организаций имеют государственные награды.

Есть пример поистине подвижнической деятельности на поприще социального служения - община «Открытое сердце», созданная Сергеем Георгиевичем Но-манюком. Она спасает жизнь многим бездомным людям, им не только дают крышу над головой, но и оказывают помощь в социальной реабилитации, восстановлении документов4. По адресу общины зарегистрирована местная религиозная организация христиан веры евангельской «Свет Миру». Сам С. Г. Номанюк - человек верующий. В 2016 г. пять организаций выдвинули кандидатуру С. Г. Номанюка на присвоение ему звания «Почетный гражданин г. Хабаровска». В результате голосования депутатов Городской Думы победил другой кандидат, а С. Г. Номанюку был вручен знак «Признание и почет».

С сожалением отмечу, что широкая общественность мало осведомлена об этой деятельности. Просматривая подшивки хабаровских газет, я не обнаружила ни одной публикации о протестантах. Средства массовой информации (далее - СМИ), видимо, неинтересно писать о скромной, без пафоса и помпы, общественно полезной деятельности. Пресса и телевидение Хабаровска проигнорировали даже приглашение на торжественное мероприятие, посвященное 500-летию протестантизма.

К сожалению, не только у обывателей и СМИ, но и у представителей органов власти существуют достаточно устойчивые предубеждения против протестантских религиозных организаций.

4 «Нужно увидеть лицо бездомного...» (интервью с С.Г. Номанюком) https://www.dvnovosti.ru/ кЬаЬ/2016/04/05/48841/

Известно немало случаев, когда власти пользуются малейшим поводом для преследования протестантов и не поддерживают их в попытках защитить свои права. Так, в г. Благовещенске много лет действует одна из наиболее многочисленных и социально активных церквей Дальнего Востока - Церковь христиан веры евангельской - пятидесятников «Новое поколение». Благовещенские пятидесятники чрезвычайно успешны в социальном служении, в общине много молодежи, есть люди разных профессий, регулярно проводятся конференции, где участвуют представители органов власти и ученые. Даже в День города в Благовещенске церкви предоставляется право проходить отдельной колонной со своими транспарантами. Всего в церкви несколько тысяч активных прихожан, и это очень раздражает некоторых «активистов», которым нечего противопоставить церкви «Новое поколение», кроме оскорблений. Так, в 2011 г. на сайте «Рог!атиг. га» пользователь В. Рогачев написал: «Всё новое поколение чмырей и ублюдков <...>, вы - секта с американским подтекстом. У меня единственное предложение по этому поводу - временно отменить мораторий на смертную казнь, осудить и уничтожить все руководство секты, всех сектантов, которые не имели отношения к распространению секты, поместить в реабилитационные центры (психушки)». Пастор «Нового поколения» М. Дарбинян подал в Следственное управление СК РФ по Амурской области заявление о возбуждении уголовного дела по ст. 282 УК РФ (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). По мнению заявителя, подобные высказывания откровенно унижают человеческое достоинство членов Церкви. Однако сотрудники Следственного управления отказали в возбуждении уголовного дела на основании выводов лингвистической экспертизы. По мнению профессора Центра лингвистики Благовещенского государственного педагогического университета Е. В. Быковой, текст, размещенный на сайте «Рог!атиг.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

га», «содержит грубо-просторечные, бранные лексемы, однако все они высказаны безадресно (нет конкретного адресата) и не являются оскорблением в неприличной форме». (Благовещенскому пастору.) Правоохранители и судьи в иных случаях реагируют на куда менее резкие выражения. Думаю, нужно быть либо очень неквалифицированным, либо очень предвзятым следователем, чтобы не увидеть в словах «у меня предложение. уничтожить руководство секты» возбуждение религиозной розни (п. 1 ст. 282 УК РФ; п. 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25.07.2002).

В марте 2017 г. Роскомнадзор начал кампанию, направленную на то, чтобы материалы «Нового поколения» не размещались в масс-медиа региона. Мировой суд оштрафовал церковь на 20 тыс. руб. и пастора М. Дарбиняна на 2 тыс. руб. за трансляцию проповедей на 5-м телеканале Амурской области. Ранее Роском-надзор не усматривал в размещении материалов ничего противозаконного или некорректного, но со сменой руководства изменилась и позиция этой организации. Роман Лункин, ведущий научный сотрудник и руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы Российской академии наук прокомментировал ситуацию: «Дискриминация церкви «Новое поколение» во многом показательна - чиновники, прокуратура, другие органы часто уверены, что миссионерские неправославные церкви можно легко ликвидировать, так, что от них не останется и следа, как будто это группа рецидивистов или же шахматный клуб. У представителей власти есть иллюзия, что, во-первых, это возможно, а во-вторых, что это как-то поможет Русской православной церкви. Однако и то, и другое лишено смысла - верующие жили, живут и будут жить по своим правилам. В российском обществе есть как сильное православие, так и культурный и богословский запрос на протестантизм»4.

Случаи нарушения права на свободу совести в отношении протестантских

4 Лункин Р. «Новое поколение» и новые штрафы. В Благовещенске Роскомнадзор пытается пресечь трансляцию проповедей на местном телевидении. URL: http://www.sclj. ru/news/detail.php?SECTIONJD=478&ELEMENTJD=7628. Опубликовано 5 июля 2017г.

религиозных организаций имеют место не только в Амурской области. В апреле 2012 г. пасторы протестантских церквей Камчатского края подписали обращение к губернатору Камчатского края, краевому прокурору, министру юстиции РФ и начальнику Камчатского Управления юстиции. В обращении, подписанном 15-ю пасторами, сообщалось об участившихся случаях нарушения прав верующих со стороны представителей государственной власти и формировании негативного образа протестантских церквей в СМИ, высказывалась просьба принять соответствующие меры. В. А. Левценюк, пресвитер одной из церквей евангельских христиан-баптистов г. Хабаровска, рассказывал автору этой статьи о случаях предвзятого отношения со стороны представителей органов власти, в частности, о прессинге, который проверяющие организации оказывали на одну из церквей Евангельские христиане-баптисты г. Хабаровска, когда та организовала летнюю игровую площадку для детей микрорайона. Ленинский суд г. Владивостока в декабре 2016 г. рассматривал дело об обнаружении у местной религиозной организации «Армия спасения» религиозной литературы «без маркировки религиозной организации». Суд вынес решение конфисковать и уничтожить данную литературу, в том числе Библию (в синодальном и английском переводах) и Евангелие. Этим случаем была возмущена даже Русская православная церковь, которая пользуется Библией в синодальном переводе. Позднее суд исключил из решения пункт об уничтожении изъятой литературы. Выступая на международном семинаре «Религия в современном мире» (г. Владивосток, 2014 г.), А. И. Поспелова рассказывала о том, что Комиссия по религиозным объединениям при Губернаторе Магаданской области постоянно сталкивается с жалобами от представителей конфессий - от личных жалоб по поводу трудоустройства до жалоб о попытках лишить религиозные организации строений, предназначенных для культовой деятельности [Поспелова, 2014. С. 36-37]. Таких примеров, к сожалению, достаточно много.

Причины нарушений, по мнению

А. И. Поспеловой - в незнании конфессионального законодательства и в личных религиозных, политических убеждениях, симпатиях или антипатиях. Присоединюсь к этому мнению: несколько раз автору этих строк довелось выступать с лекциями по религиоведческой проблематике перед слушателями факультета дополнительного профессионального образования и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, а также курсов повышения квалификации прокурорских работников. Высказывания слушателей свидетельствуют, во-первых, о неосведомленности (если не сказать - невежестве) в вопросах религии, а во-вторых, о наличии предубеждений, предвзятых установок и фобий в отношении неправославных религий. Не подлежит сомнению, что развитие страны и благополучие ее граждан могут быть достигнуты только в обстановке мира и согласия, в том числе межконфессионального согласия. Полагаю, что объективное освещение деятельности религиозных организаций, религиоведческое образование и просвещение представителей государственных и правоохранительных органов могли бы способствовать этой задаче. К сожалению, органы власти и правоохранительные органы, выставляя на торги государственные и муниципальные заказы на переподготовку и повышение квалификации служащих, не уделяют внимание конфессиональной тематике (еще несколько лет назад она была востребована). Кроме Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС дисциплину «Юридическое религиоведение» не ведет ни один вуз, обучающий юристов. Хотелось бы подчеркнуть, что религия -очень сложная и тонкая область, и принятие решений, осуществление действий по отношению к этой сфере требует от правоохранителей, судей, государственных и муниципальных служащих компетентности, толерантности, непредвзятости и следования закону.

Список литературы:

1. Бакаев Ю. Н., Симорот С. Ю. Власть и религия: история отношений (1941 - 1990) . Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2006. 140 с.

2. Дударенок С. М.., Сердюк М. Ю.История протестантских церквей Приморского края. Х1Х-ХХ вв. Владивосток : Изд-во Дальневосточного университета, 2014. 596 с., ил.

3. Лункин Р. Н. Российский протестантизм: евангельские христиане как новый социальный феномен // Современная Европа. М. : Институт Европы РАН. 2014. № 3 (59). С. 133143.

4. Мосс М. Социальные функции священного : избранные произведения / перевод с французского под общей редакцией И. В. Утехина. СПб. : «Евразия.», 2000. 448 с.

5. Подберезский И. В. Быть протестантом в России. М. : Издательство «Благовест-ник», 1996. 382 с.

6. Поспелова А. И. Государственно-

конфессиональные отношения в Магаданской области (на примере 15 лет работы Комиссии по религиозным объединениям при Губернаторе Магаданской области // Религия в современном мире: международный научный семинар. Владивосток, 17-19 июня 2014 г. : программа, тезисы докладов и научных сообщений. Владивосток : ДВФУ, 2014. С. 36-37.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

7. Потапова Н. В. Евангельское христианство и баптизм в России в 1917 - 1922 гг. (на материалах Дальнего Востока) : монография : в 2-х тт. - Том 2. Южно-Сахалинск : Издательство СахГУ, 2014. 270 с.

8. Тихомиров А. Истина протеста: Дух евангелическо-лютеранской теологии. М. : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. 151 с.

Библиографическое описание статьи

Аверина О. Р. Протестантизм на Дальнем Востоке России: история, современное состояние и проблемы // Власть и управление на Востоке России. 2018. № 41 (82). С. 39-47. РО! 10.22394/1818-4049-2018-82-1-39-47_

Olga R. Averina - Candidate of Philosophy, associate professor of the philosophy, history, the state and right chair, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA (33, Str. Muravyev-Amurskiy, Khabarovsk, 680000, Russian Federation). E-mail: o_averina@mail.ru

Protestantism in the Far East of Russia: history, present state,

problems

This article is devoted to the history and the current state of Protestantism in the Far East of Russia. In 2017 the Protestant community celebrates 500 years since the beginning of the Reformation. In the article it is emphasized that the Protestantism in Russia was, on the one hand, religion of a foreign origin,, and with another - in Russia in parallel there were religious movements similar to the western Protestantism. Data on the place of Protestantism are provided in a confessional picture of the Far-Eastern federal district, some conclusions of rather religious life in the subjects of FEFD are drawn. Features of Protestant dogma and a cult are stated. Attention is paid to a social position of Protestant churches, moral shape of Protestants, their socially important activity. Problems of violation of the rights of citizens for the freedom of worship are given, the ideas express the need of theological education and education of the authorities.

Keywords: religion, Protestantism, freedom of worship.

References:

1. Bakaev YU. N, Simorot S. YU. Vlast' i religiya: istoriya otnoshenij (1941-1990) [Power and religion: the history of relations (1941-1990)]. Habarovsk : Izd-vo TOGU, 2006. 140p.

2. Dudarenok S. M., Serdyuk M. YU.Istoriya protestantskih cerkvej Primorskogo kraya XIX-XX vv. [History of Protestant churches in Primorsky Krai XIX-XX vv.]. Vladivostok : Izd-vo

Dal'nevostochnogo universiteta, 2014. 596p., il.

3. Lunkin R. N. Rossijskij protestantizm: evangel'skie hristiane kak novyj social'nyj fenomen [Russian Protestantism: Evangelical Christians as a New Social Phenomenon] // Sovremennaya Evropa [Modern Europe]. M : Institut Evropy RAN. 2014. № 3 (59). P. 133-143.

4. MossM. Social'nyefunkciisvyashchennogo : izbrannye proizvedeniya [Social functions of the sacred: selected works] / perevod s francuzskogo

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

pod obshchej redakciej I. V. Utekhina. SPb. : «Evraziya», 2000. 448 p.

5. Podberezskij I. V. Byt' protestantom v Rossii [To be a Protestant in Russia]. M. : Izdatel'stvo «<Blagovestnik»,1996 - 382 p.

6. Pospelova A. I. Gosudarstvenno-konfessioral'nye otnosheniya v Magadanskoj oblasti (na primere 15 let raboty Komissii po religioznym obedineniyam pri Gubernatore Magadanskoj oblasti [State-confessional relations in the Magadan Region (on the example of 15 years of work of the Commission on Religious Associations under the Governor of the Magadan Region] // Religiya v sovremennom mire: mezhdunarodnyj

Reference to the article

Averina O. R. Protestantism in the Far East of Russia: history, present state, problems // Power and Administration in the East of Russia. 2018. No. 1 (82). PP. 39-47. DOI 10.22394/1818-4049-2018-82-1-39-47

nauchnyj seminar. Vladivostok, 17-19 iyunya 2014 g. : programma, tezisy dokladov i nauchnyh soobshchenij. Vladivostok : DVFU, 2014. P. 36-37.

7. Potapova N. V. Evangel'skoe hristianstvo i baptizm v Rossii v 191 7-1922 gg. (na materialah Dal'nego Vostoka) [Evangelical Christianity and Baptism in Russia in 1917-1922 (on the materials of the Far East)] : monografiya v 2-h tt. Tom 2. YUzhno-Sahalinsk : Izdatel'stvo SahGU, 2014. 270 s.

8. Tihomirov A. Istina protesta: Duh evangelichesko-lyuteranskoj teologii [The Truth of Protest: The Spirit of Evangelical Lutheran Theology.]. M. : Biblejsko-bogoslovskij institut sv. apostola Andreya, 2009. 151 s.