Научная статья на тему 'Изменения протестантского ландшафта (пост)советской провинции: международные связи тюменских церквей в конце 80-х начале 90-х гг. XX в'

Изменения протестантского ландшафта (пост)советской провинции: международные связи тюменских церквей в конце 80-х начале 90-х гг. XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
352
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТЕСТАНТИЗМ / МИССИОНЕРЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ / РЕЛИГИОЗНАЯ ОБЩИНА / РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / PROTESTANTISM / MISSIONARIES / INTERNATIONAL RELATIONS / RELIGIOUS COMMUNITY / RELIGIOUS EDUCATION / TYUMEN REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Клюева Вера Павловна, Поплавский Роман Олегович

Анализируется религиозная ситуация в протестантском сообществе Тюменской области с конца 1980-х до середины 1990-х гг. Обращается внимание на международное участие в возникновении новых и поддержании уже существующих общин, включающее верующих из разных стран, в том числе бывших советских республик. Выделяется несколько направлений работы: гуманитарная помощь, распространение религиозной литературы, помощь в получении религиозного образования, проповедническая деятельность и создание церквей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to analysis of religious situation in Protestant community of the Tyumen region since the end of the 1980th to the middle of the 1990th. The attention to the international participation in emergence new and maintenance of already existing communities, including believers from the different countries, including the former Soviet republics is paid. The authors determine some areas of work: humanitarian aid, distribution of religious literature, help in receiving religious education, evangelical activity and creation of churches.

Текст научной работы на тему «Изменения протестантского ландшафта (пост)советской провинции: международные связи тюменских церквей в конце 80-х начале 90-х гг. XX в»

Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2014. № 4 (27)

ИЗМЕНЕНИЯ ПРОТЕСТАНТСКОГО ЛАНДШАФТА (ПОСТ)СОВЕТСКОЙ ПРОВИНЦИИ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ТЮМЕНСКИХ ЦЕРКВЕЙ В КОНЦЕ 80-х — НАЧАЛЕ 90-х гг. XX в.1

В.П. Клюева, Р.О. Поплавский

Анализируется религиозная ситуация в протестантском сообществе Тюменской области с конца 1980-х до середины 1990-х гг. Обращается внимание на международное участие в возникновении новых и поддержании уже существующих общин, включающее верующих из разных стран, в том числе бывших советских республик. Выделяется несколько направлений работы: гуманитарная помощь, распространение религиозной литературы, помощь в получении религиозного образования, проповедническая деятельность и создание церквей.

Протестантизм, миссионеры, международные связи, религиозная община, религиозное образование, Тюменская область.

Религиозный подъем в современной России во многом подкрепляется обращением к прошлому страны и объясняется возможностью свободно выражать мировоззренческие позиции в отличие от советского времени с его атеистической пропагандой.

Несмотря на то что прошло уже больше двух десятилетий, в историографии религиозной жизни рассматриваемого периода до сих пор нет системных исследований. Причины неравномерной разработки темы были сформулированы Н. Беляковой: «Если в советский период адекватному осмыслению взаимоотношений власти и религиозных структур в СССР мешала идеология, то в новых условиях политизация религиозного вопроса привела к появлению концепций церковно-государственных отношений, не имеющих в своей основе реальной исторической базы» [2009, с. 3]. Наиболее исследован вопрос государственно-церковных/конфессиональных отношений в данный период (см., напр.: [Белякова, 2009; Белкова, 2001; Сеелев, 2011; Кобзев, 2012]); некоторые работы посвящены введению в научный оборот документальных источников и источников личного происхождения, касающихся событий рубежа 80-90-х гг. (см., напр.: [Поплавский, 2011; Клюева, 2013]).

Смена приоритетов в религиозной политике страны произошла в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Уже с середины 1980-х г. в СССР начинают активно регистрироваться новые религиозные объединения. Празднование тысячелетия крещения Руси (в 1988 г.) стало зримым проявлением изменения государственной политики в отношении религии. Торжественные мероприятия, посвященные этой дате, были восприняты неоднозначно. «Некоторые "атеисты" выражали возмущение тем, что, по их понятиям, узкоцерковный юбилей отмечается как событие, имеющее большое общественно-политическое и историко-культурное значение. Они усмотрели в этом уступку церкви...» [Гараджа, 1989, с. 27-28]. Противоположная точка зрения представлена в статье М.И. Одинцова, бывшего сотрудника Совета по делам религий при СМ СССР: «Празднование 1000-летия Крещения Руси стало не только событием религиозно-церковным, но и заметным явлением общественно-политической жизни страны. Вызвало широкий резонанс за рубежом. <...> Юбилейные мероприятия явились свидетельством перестройки в государственно-церковных отношениях, базирующейся на глубоких демократических преобразованиях в обществе» [1989, с. 69].

Еще одним показателем изменений стала возможность постоянного общения между единоверцами из разных стран. После падения «железного занавеса» усилилась эмиграция из СССР по религиозным мотивам. Одновременно в страну стали приезжать те, кто стремился благовествовать советским гражданам. Нужно отметить, что часть современных религиозных объединений возникла во многом после встречи молодых верующих с иностранными миссионерами и проповедниками.

1

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ № 14-01-00488 «Христианские церкви Восточной Европы в период холодной войны: публично-правовое положение и международная активность».

Изменения протестантского ландшафта (пост)советской провинции: международные связи

В данной статье мы рассмотрим, как повлияли на реорганизацию пространства протестантского сообщества советской провинции (на примере Тюменской области) приезды иностранных верующих. Выбор провинциального региона обусловлен тем, что в советское время иностранцы могли более или менее свободно посещать центральные регионы РСФСР и некоторые республики2. В московских и ленинградских религиозных организациях иностранцы были постоянными участниками богослужений. Правление ВСЕХБ регулярно публиковало в журнале «Братский вестник» информацию об иностранных делегациях, побывавших на богослужениях в московской общине ЕХБ. Более того, представители зарубежных церквей регулярно участвовали в съездах ВСЕХБ. В 80-е гг. религиозным деятелям разрешалось бывать в крупных церквях страны. Например, в 1984 г. в Москве, Ленинграде, Таллине и Новосибирске проповедовал Б. Грэм3, американский баптистский проповедник [История..., 1989, с. 254-268]. В то же время небольшие провинциальные города не были доступны для зарубежных гостей. Поэтому, когда в конце 80-х гг. в регионы стали приезжать иностранцы, в том числе миссионеры, это сразу отразилось на религиозном ландшафте регионов.

К концу 1980-х гг. протестантский ландшафт Тюменской области не отличался разнообразием, которое наблюдается сегодня. С 1918 г. в Тюмени существовала община евангельских христиан-баптистов — единственная зарегистрированная в регионе протестантская церковь (с 1946 г.) [Протестантизм., 2006, с. 68-91]; другая баптистская община была в Сургуте [Интервью с С.К. 28.06.2012]. С 1984 г. в Тюмени действовала небольшая группа адвентистов седьмого дня; несколько лютеранских общин проводили собрания в Тюмени, Заводоуковске и ряде деревень; в Исетском районе действовали общины меннонитов и баптистские общины в составе Совета церквей евангельских христиан-баптистов («инициативники») [Протестантизм., 2006, с. 67, 100-122]. На юге Тюменской области и в Ханты-Мансийском автономном округе (в Нижневартовске — с 1986 г.) проходили собрания нерегистрирующихся, «классических» пятидесятников [Юбилейный сборник., 2005, с. 33-37; Клюева и др., 2013, с. 100].

Одним из факторов развития протестантских общин и увеличения протестантского многообразия в регионе стали международные контакты последних для распространения литературы и гуманитарной помощи, визиты иностранных миссионеров в уже существующие общины или для образования новых религиозных групп. Необходимо отметить, что после распада СССР значительная часть миссионеров приезжала в регион из бывших республик Советского Союза (Украина, Беларусь, Латвия, Эстония). Таким образом, эти связи изначально не были международными в строгом смысле слова, да и впоследствии многие религиозные деятели их так не воспринимали. Поэтому во время интервью приходилось постоянно уточнять варианты взаимодействия тюменских общин с религиозными организациями других стран. Фактически после вопроса о международных связях той или иной церкви интервьюер вынужден был спрашивать о данных связях в рамках СНГ, которые в результате характеризовались пасторами тюменских церквей как связи с «нашими», т.е. соотечественниками.

Наиболее ранние международные контакты были связаны с получением гуманитарной помощи. По воспоминаниям Владимира Даманского, в конце 1980-х гг. общины «классических» пятидесятников на юге Тюменской области получали гуманитарную помощь от германской благотворительной миссии «Стефан», которая была организована эмигрировавшими из СССР верующими. Гуманитарная помощь и литература распределялись через общину в Петропавловске (Казахстан) [Интервью с В. Д. 15.08.2013]. Этому поспособствовал местный Совет по делам религиозных культов, позволивший сначала провести помощь через религиозного деятеля, зарегистрированного в Москве, а затем подсказавший общине в Петропавловске, что можно зарегистрировать собственную миссию.

Позднее, в 1992 г., гуманитарную помощь в Тюмень поставляло «Адвентистское агентство развития и помощи» («АДРА», аббревиатура от английского наименования этой организации «Adventist Development and Relief Agency»). Координационную роль в осуществлении этой программы играла тюменская Церковь христиан адвентистов седьмого дня (ЦХАСД) № 1, временным представителем «АДРА» в городе был В. Томайлы, брат первого пастора общины И. То-майлы [Сотников, 1992]. Несмотря на то что, по словам директора международных программ

2

См. о визите представителен британских и ирландских церквей в центральные районы РСФСР (Москва, Тула) и Латвию в мае 1986 г. в [Hackel, 1986].

3

В советские годы фамилия транскрибировалась как «Греем» (Graham).

пищевых продуктов «АДРА» Ларса Густавсона, помощь Агентство оказывает независимо от вероисповедания, политических и других взглядов нуждающихся [Казанцева, 1992], своей главной целью оно называет «отражение характера Бога через гуманитарные проекты и проекты в области развития» [ADRA].

Одновременно с гуманитарной помощью в регион стали привозить религиозную литературу. Первыми религиозными книгами, на которых воспитывались тюменские протестанты, пришедшие к Богу в конце 1980-х — начале 1990-х гг., были зарубежные издания. Однако в то время у общин не было возможности организованно заказывать их из-за границы [Интервью с С.Л. 21.03.2006].

Некоторые миссионеры приезжали в регион исключительно для распространения литературы. Так, в июле 1993 г. Тюмень, судя по газетным публикациям, посетила группа из восьми человек из США и Канады. Среди них — Джесси Фич, Эрик Фаллэрн и Элизабет Бад. Для некоторых из них это был не первый визит в Россию и Тюменскую область. Деятельность миссионеров заключалась в основном в раздаче книжек «Нового Завета» на улицах города [Бубнов, 1993]. В Сургут, Тобольск и Тюмень было привезено 300 тыс. книг. Весной 1994 г. Тюмень вновь посетили канадские миссионеры — Мэлком Стэнли и Генри Дик, прибывшие в город с большим грузом христианской литературы, изданной на добровольные пожертвования прихожан канадских общин [Леонюк, 1994]. Названия и тон газетных публикаций, рассказывавших об этих событиях, указывают на определенные надежды части общества, связанные с поставкой религиозной литературы.

Ошибочно было бы недооценивать поставку религиозной литературы, прежде всего Библии или отдельных ее книг, а также сочинений современных протестантских проповедников в регион в частности и в Россию в целом. Доступ к религиозной литературе и резкие насыщение и плюрализация этого сегмента рынка поспособствовали началу или усилению личного религиозного поиска населения, что привело к образованию новых религиозных групп или увеличению численности уже существовавших. Вот как комментирует свое первое знакомство с Библией прихожанин церкви «Свет миру» Тюмени и бывший пастор церкви «Новое Поколение» Тобольска Е. Ковальжин: «И собственно говоря, я эту брошюрку-то у него (верующего. — Авт.) взял — Евангелие от Иоанна, принес домой, прочитал. Всё, думаю, ну, Евангелие я теперь знаю, всё. Исчерпанная тема, нормально».

Более того, некоторые современные протестантские общины возникли именно как кружки по изучению Библии. Например, начало Тюменской пресвитерианской церкви «Святой Троицы» относится к 1991 г., когда миссионеры из США Джим и Салли Фут организовали группу по изучению Библии [Интервью с С.И. 06.03.2006]. По другой версии, однако, церковь «Святой Троицы» появилась в результате раскола Церкви евангельских христиан «Преображение» Тюмени, которая, в свою очередь, была образована бывшими прихожанами Церкви евангельских христиан-баптистов «Духовное Возрождение» Тюмени при содействии белорусского миссионера Виктора Мороза [Интервью с Н.П. 21.09.2011].

Другие миссионеры посещали регион для образования новых общин. Прежде всего, речь идет о крупных миссионерских экспедициях, организованных совместно российскими и зарубежными верующими. В начале 1992 г. было организовано две таких акции. «Евангельский по-езд»4 прошел по маршруту Санкт-Петербург — Абакан (с 14 июня по 2 июля) и остановился в Тюмени и Ишиме. Мероприятие в областном центре поддержала администрация Тюменской области. Миссионерская экспедиция «Христос — народам Сибири» была организована при содействии Московской церкви евангельских христиан-баптистов и поддержке зарубежных церквей. Результатом акции «евангельский поезд» стало образование пятидесятнической церкви «Свет миру» [Интервью с С.Л. 10.02.2011].

Также в результате миссионерских поездок, но меньших масштабов, в Тюмени образовались следующие общины: церковь евангельских христиан «Великая Благодать» (миссия «Великая Благодать», США (Балтимор), Венгрия), и «Тюменская христианская церковь» (миссия из Украины).

Кроме миссионерских экспедиций в регионе побывали миссионеры-одиночки, упоминания о которых находим в местной прессе (см. напр.: [Бубнов, 1993; Леонюк, 1993]). Однако их имена неизвестны тюменским пасторам. Поэтому предположим, что эти визиты не привели к образованию новых церквей в городе. Вероятнее всего, результатом их деятельности стало увеличение количества прихожан-протестантов разных церквей. Единственный известный нам случай — возникновение

4

Или «шведский поезд» — в связи с тем, что среди организаторов была шведская церковь «Слово Жизни» (г. Уп-

псала).

Изменения протестантского ландшафта (пост)советской провинции: международные связи ...

тюменской церкви «Благая Весть» после выступления канадского проповедника Леонарда Линдст-рома [Воинский, 1992а]. Заметка об этом мероприятии была опубликована в центральной газете областного центра. Судя по фотографиям, трибуны стадиона были заполнены до отказа [Воинский, 19926]. Первым пастором этой церкви стал миссионер из Молдавии М. Рукодайный.

С середины 1990-х гг. иностранные проповедники приезжали в Тюменскую область в уже существующие церкви для помощи в организации миссионерской и социальной работы и духовной поддержки.

Другим немаловажным фактором в оформлении протестантского ландшафта региона стало получение пасторами и рядовыми верующими религиозного образования, в том числе в зарубежных религиозных образовательных учреждениях. Выбор последних был обусловлен отсутствием тогда некоторых деноминационных религиозных учреждений в СССР/России, а также преподавателей. Кроме того, подобный опыт считался престижным и необходимым для верующего, желающего строить религиозную карьеру в общине. Так, религиозное образование в Эстонии и Швеции получил пастор церкви «Слово Жизни» Нижневартовска В. Витюк; в США — пастор Тюменской методистской церкви «Спасение» Е. Зубкова; в США и Венгрии — пастор Церкви евангельских христиан «Великая Благодать» Тюмени П. Гайланс; в Южной Корее — В. Сорока, пастор Пыть-Яхской христианской церкви; на Украине — президент Союза Миссий «Ковчег» Е. Шестаков. В пятидесятнической библейской школе в Тарту (Эстония) обучались и некоторые рядовые члены нижневартовской церкви «Слово Жизни».

К середине 90-х гг. отмечается снижение активности иностранных миссионеров. Это связано как с внешними (светскими), так и с внутренними (внутриобщинными) причинами. В обществе появляется негативное отношение к иностранным миссионерам. Это можно проследить по изменению в характере газетных публикаций. С 1994 г. количество газетных материалов, посвященных визитам иностранных религиозных деятелей, резко уменьшается. Разумеется, в какой-то степени это связано с тем, что и количество таких визитов в Тюмень к середине десятилетия сократилось. Однако с конца 1993 г. в газетах стали появляться статьи, негативно оценивающие проповеди религиозных деятелей из других стран [Дубовская, 1994а, б]. В 1995 г. в области был принят закон «О миссионерской деятельности иностранных религиозных миссий (миссионеров) на территории Тюменской области», который значительно усложнил деятельность всех миссионеров и проповедников.

Внутриобщинные причины снижения активности иностранных миссионеров заключались в том, что тюменские церкви постепенно становились самостоятельными и уже не нуждались в «окормле-нии» со стороны миссионеров. Пасторы-россияне, получившие религиозное образование, имели высокий авторитет среди прихожан. В то же время ряд общин потеряли поддержку иностранных миссий в связи с низким результатом их деятельности на местах [Интервью с А.Г. 30.03.2006].

Часто роль иностранных миссионеров в организации протестантского пространства в Тюменской области сильно преувеличивается. Наибольшую активность в регионе проявляли «свои» иностранцы — жители Украины, Казахстана, Молдовы и других стран — бывших республик СССР. При этом организаторами протестантских церквей выступали прежде всего сами россияне.

Влияние миссионеров на процессы в Тюменской области зачастую преувеличиваются самими верующими. Так, например, Е. Ковальжин отмечает, что на проповеди Билли Грэма в ДК «Геолог» в 1992 г. присутствовало 700 чел., «был зал полный, битком набит». Эти люди описываются им как впервые слышащие Евангелие или «новые члены» церкви [Интервью с Е.К. 07.10.2011]. В то же время другой верующий, присутствовавший на том событии, отмечает, что «зал был такой — средне полный. Много было пустых мест, и, по-моему, там особо-то так... нет, ну, там были люди, каялись, но, в основном, это были люди как раз всякие знакомые тех, кто уже туда приходил» [Интервью с М.А. 29.09.2011]. Кроме того, приезд проповедников имел и негативные эффекты. Так, их выступления косвенно способствовали расколам внутри старых, существовавших еще в советское время, церквей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Список информантов М.А., бывший прихожанин церкви «Духовное возрождение», Тюмень. В. Витюк, епископ ХВЕ, пастор церкви «Слово жизни», Нижневартовск.

А. Градусов, бывший начальник отдела по делам религий комитета по делам национальностей Правительства Тюменской области.

B. Даманский, пресвитер ХВЕ, Петропавловск (Казахстан).

C. Ионов, и.о. пастора церкви «Святой Троицы», Тюмень.

Е. Ковальжин, прихожанин церкви «Свет миру», Тюмень.

С. Кубата, епископ ЕХБ, Сургут (ХМАО).

С. Лавренов, епископ ХВЕ, пастор церкви «Свет миру», Тюмень.

Н.П. бывший прихожанин церкви «Духовное возрождение», Тюмень.

Литература

Белякова Н.А. Эволюция отношений власти и христианский деноминаций в Белоруссии, Украине и республиках Прибалтики в последней четверти XX в. — начале XXI в.: Дис.... канд. ист. наук. М., 2009. 355 с.

Бел/'кова НЮ. Релпйш конфеси УкраТни (ганець 80-х — 90-i роки ХХ столггтя): Автореф. дис. ... канд. ют. наук. Донецьк, 2001.

Бубнов Ю. Да поможет ярковцам «Новый Завет» // Тюм. изв. 1993. 6 июля.

Воинский Т. Исцелит ли Господь нас, обезумевших, от вражды друг к другу? // Тюм. изв. 1992а. 2 июля.

Воинский Т. ...И электричество Духа Божьего озарит вашу жизнь // Тюм. изв. 1992б. 9 июля.

Гараджа В.И. Переосмысление // На пути к свободе совести. М.: Прогресс, 1989. С. 19-28.

Дубовская Е. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке // Тюм. изв. 1994. 17 дек.

Дубовская Е. Территория духовной оккупации, или Маленькая неправда «братьев по вере» // Тюм. изв. 1994. 19 ноября.

История евангельских христиан-баптистов в СССР. М.: Изд-во ВСЕХБ, 1989. 623 с.

Казанцева О. Продукты из Америки: Кто, как и зачем осуществляет гуманитарную помощь // Тюм. правда. 1992. 11 апр.

Клюева В.П. Религия в последнее советское десятилетие: Воспоминания тюменских христиан о 1980-х гг. // Вестн. антропологии, археологии и этнографии. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2013. № 3 (22). С. 175-181.

Клюева В.П., Поплавский Р.О., Бобров И.В. Пятидесятники в Югре: (На примере общин РО ЦХВЕ ХМАО). СПб: Изд-во РХГА, 2013. 256 с.

Кобзев А. Организация татарами-мусульманами новых религиозных объединений в 1980-х — начале 1990-х гг. // Власть. 2012. № 11. С. 126-129.

Леонюк С. Бог нам поможет // Тюм. изв. 1994. 31 марта.

Одинцов М.И. Путь длиною в семь десятилетий: От конфронтации к сотрудничеству: (Государственно-церковные отношения в истории советского общества) // На пути к свободе совести. М.: Прогресс, 1989. С. 29-71.

Поплавский Р.О. Церковные расколы в истории протестантских общин г. Тюмени (ХХ-ХХ1 вв.) // Вестн. КемГУ. 2011. № 4. С. 43-48.

Протестантизм в Тюменском крае: История и современность / Под ред. И.В. Боброва. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. 222 с.

Сеелев И.В. Развитие религиозных организаций в Среднем Поволжье в 1985-1991 гг. // Вестн. Волж. ун-та им. В.Н. Татищева: Науч.-теор. журн. Сер. Гуманитар. науки и образование. Тольятти, 2011. Вып. 8. С. 179-186.

Сотников В. «АДРА»: Что это такое? // Тюм. правда. 1992. 28 мая.

Юбилейный сборник: Союз миссий христиан веры евангельской. Ялуторовск, 2005. 108 с.

ADRA [Электрон. ресурс]. Режим доступа // http://www.adra.org.

Hackel S. The British Council of Churches Delegation to the Churches of the USSR, 17-28 May 1986 // Religion in Communist Lands. 1986. No. 2. P. 218-220.

Тюмень, ИПОС СО РАН vormpk@gmail. com [email protected]

The article is devoted to analysis of religious situation in Protestant community of the Tyumen region since the end of the 1980th to the middle of the 1990th. The attention to the international participation in emergence new and maintenance of already existing communities, including believers from the different countries, including the former Soviet republics is paid. The authors determine some areas of work: humanitarian aid, distribution of religious literature, help in receiving religious education, evangelical activity and creation of churches.

Protestantism, missionaries, international relations, religious community, religious education, Tyumen region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.