Научная статья на тему 'Институциональные аспекты протестантизма в Сибирском регионе'

Институциональные аспекты протестантизма в Сибирском регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
255
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ПРОТЕСТАНТИЗМ / СИБИРСКИЙ РЕГИОН / ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / SOCIAL INSTITUTION / PROTESTANTISM / SIBERIAN REGION / IRKUTSK AREA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сараев Владимир Григорьевич

Роль религий как социальных институтов в современной России возрастает. В сибирских регионах отмечается большой рост числа религиозных организаций, относящихся к различным протестантским церквям. Они включены в сети российских и зарубежных объединений. Институты, на которых основан протестантизм, в настоящее время являются комплементарными по отношению к базовым институтам РФ и ее регионов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional Aspects of Protestantism in Siberian Region

The role of religions as social institutions in contemporary Russia is increasing. The Siberian regions have got a big growth in the number of religious organizations belonging to various Protestant churches. They are included in the network of Russian and foreign organizations. Institutions, which was founded Protestantism, now are complementary with respect to the basic institutions of the Russian Federation and its regions

Текст научной работы на тему «Институциональные аспекты протестантизма в Сибирском регионе»

УДК 316.614.5:283/289(571.53)

Сараев Владимир Григорьевич Vladimir Saraev

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТЕСТАНТИЗМА В СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ

INSTITUTIONAL ASPECTS OF PROTESTANTISM IN SIBERIAN REGION

Роль религий как социальных институтов в современной России возрастает. В сибирских регионах отмечается большой рост числа религиозных организаций, относящихся к различным протестантским церквям. Они включены в сети российских и зарубежных объединений. Институты, на которых основан протестантизм, в настоящее время являются комплементарными по отношению к базовым институтам РФ и ее регионов

Ключевые слова: социальный институт, протестантизм, сибирский регион, Иркутская область

The role of religions as social institutions in contemporary Russia is increasing. The Siberian regions have got a big growth in the number of religious organizations belonging to various Protestant churches. They are included in the network of Russian and foreign organizations. Institutions, which was founded Protestantism, now are complementary with respect to the basic institutions of the Russian Federation and its regions

Key words: social institution, rian region, Irkutsk area

Protestantism, Sibe-

Россия, согласно конституции, является светским государством, в котором ни одна религия не признается господствующей, а религиозные объединения отделены от государства.

Большинство религий, как социальных институтов, объединяет апелляция к миру, любви, милосердию. Они сохраняют традиции, укрепляют единство, развивают эгалитаризм и партиципацию, что поддерживается обрядами и ритуалами. Религиозные воззрения населения часто имеют приоритет перед фактами реальной жизни, а религиозная интеграция компенсирует отсутствие этнического единства. Во многоконфессиональных странах религиозный плюрализм вносит в общественную жизнь как культурное разнообразие, так и элементы дезинтеграции.

В настоящее время приверженцами большинства религий осознается необхо-

димость конструктивного межконфессионального сотрудничества на основе взаимного уважения, толерантности.

Существуют разные модели взаимодействия религий и государства. В большинстве государств Европы, при равных базовых правах всех религий, определенные предпочтения имеют некоторые из них.

Россия и подавляющее число ее регионов исторически являются многоконфессиональными. В Законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятом в 1997 г., подчеркивается, что христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России, а также указывается на особую роль православия в становлении и развитии ее духовности и культуры.

В советский период все конфессии подверглись репрессированию. После при-

нятия в 1990 г. Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» наблюдается их возрождение и развитие, а также внедрение новых.

В настоящее время наряду с православием наиболее интенсивно развивается протестантизм. Направление христианства, конфессии (лютеранство, баптизм, адвентизм, пятидесятничество и др.) которого связаны своим происхождением с Реформацией. Он представляет совокупность, постоянно увеличивающуюся, многочисленных и самостоятельных церквей, деноминаций и церковных объединений, ассоциаций, союзов. Его организации хорошо «заметны», благодаря своей миссионерской деятельности и социальной работе.

Как указывал Макс Вебер [2], протестантский социолог, истоки различий духовных и нравственных критериев приверженцев различных конфессий находятся в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания. Основными принципами протестантства являются признание священства всех верующих, спасение личной верой, признание исключительного авторитета Библии. Счастье всего народа определяется в нем как сумма индивидуальных ценностей. В соответствии с этим современные американские социологи говорят о рынке религиозных опций, положительно рассматривая развитие протестантизмом индивидуалистической духовности [7].

Протестанты характеризуются общими мировоззренческими установками, существующими в протестантизме (индивидуализм, идея призвания, ценность труда, надэтничность, активная миссионерская и социальная работа и др.). Ими оказывается помощь наркоманам и их родственникам, бездомным, инвалидам и т.д. (открываются соответствующие центры) . Отношение протестантов к социальному взаимодействию представлено в документе «Социальная позиция протестантских церквей России», созданного по решению Консультативного Совета Глав Протестантских Церквей [11].

В протестантизме социальная помощь, в отличие от других христианских конфес-

сий, считающих ее путем обретения спасения, она рассматривается в качестве необходимой составляющей служения церкви, не дающей право на привилегии Бога. В настоящее время она в значительной мере является формой его распространения.

Последователи протестантизма проживают на всех континентах почти во всех странах мира, их численность свыше 500 млн человек. В России число протестантов оценивается в 1...2 % ее населения [5]. Протестантизм лидирует в ней по количеству централизованных организаций и занимает третье место по числу учебных заведений.

К лидерам по количеству протестантских организаций в азиатской части России относятся Приморский и Красноярский края (более 100 организаций), Иркутская область, Хабаровский край (около 100 организаций).

В статье рассмотрены некоторые институциональные аспекты протестантских организаций с использованием данных по Иркутской области — многоконфессиональному региону, в котором религиозные общины всегда мирно сосуществовали на основе сохранения и приумножения традиций добрососедских отношений.

Развитие протестантизма в прошлом в значительной степени было обусловлено привлечением сюда специалистов и переселением ссыльных поселенцев из Европейской части России, а также из-за рубежа. В настоящее время его организации становятся наиболее распространенными, наряду с православными. На начало 2012 г. протестантские зарегистрированные организации составляли 34 %, православные — 44 %. Всего около 300 организаций [6].

Как и для всей России, в области характерно наличие большого количества незарегистрированных протестантских общин, особенно христиан веры евангельской. Так, согласно данным одной из их региональных централизованных организаций, расположенной в Ангарске [12], и Минюста [6], к зарегистрированным церквям относится лишь 28 % от общин этого объединения.

Они располагаются в городах и поселках городского типа. Все церкви этого союза, находящиеся в сельских поселениях, работают без регистрации.

Статистическая информация о численности протестантов отсутствует. По оценке Управления по связям с общественностью и национальным отношениям администрации губернатора Иркутской области [9], в 2007 г. к последователям протестантизма относилось 6 тыс. человек. Учитывая значительное количество незарегистрированных общин и среднюю численность протестантских организаций (по России около 90 человек [10]), можно предположить,

Большое количество разных протестантских церквей, а также продолжающаяся их регистрация связаны с тем, что в мире постоянно находятся лица, которые по тем или иным причинам создают свои вероучения, беря за основу Библию. В случае если вновь созданное вероучение находит последователей, то создается организация новой церкви, которая может стать «материнской». С течением времени создаются другие организации, проповедующие это вероучение на других территориях, в других странах. В свои названия они включают наименования «материнских» церквей, например, «Слово Жизни», «Краеугольный Камень», «Благодать».

На момент исследования 36 церквей христиан веры евангельской было представлено одной поместной церковью (56 % от всех поместных церквей). Пять церквей имели от двух до четырех, и одна включала

что общее число протестантов выше. Рост численности протестантов и их роль в общественной жизни позволяет некоторым исследователям говорить о наличии тенденции религиозной переориентации региона

[3].

Наибольшее количество поместных церквей относится к деноминации христиан веры евангельской (см. таблицу). Практически каждая евангельская поместная церковь в Иркутской области имеет реабилитационные центры помощи наркоманам, неблагополучным семьям. Существует прямая связь между ростом протестантских организаций церкви и служением людям.

восемь местных организаций. Среди баптистских церквей по числу организаций (82 %) доминировали поместные церкви, в названиях которых нет указаний на отличия направления их веры от «основного» течения евангельских христиан баптистов.

Поместные церкви баптистов и христиан веры евангельской являются конг-регациями. Они автономны, самоуправляемы. Регулирование их деятельности осуществляется путем добровольных объединений. Обычно каждая из них входит в несколько централизованных религиозных организаций регионального и федерального значения: объединения, ассоциации, союзы. Их территориальное взаимодействие существенным образом связано с порядком регистрации.

У христиан веры евангельской на основе их нахождения в Иркутской области имеется две централизованных региональ-

Зарегистрированные протестантские церкви Иркутской области, март 2012 г. [6]

Наименование деноминации Количество церквей Количество поместных церквей Количество поместных церквей в церкви

максимальное минимальное

Христиане веры евангельской 45 65 8 1

Баптисты 4 17 14 1

Лютеране 3 3 1 1

Евангельские христиане 2 2 1 1

Адвентисты Седьмого Дня 1 7 7 7

Христиане евангельской веры 1 1 1 1

ных организации, входящие в составы двух российских союзов. Последние, наряду с протестантскими объединениями других стран, входят в состав всемирной организации «Ассамблея Бога», штаб-квартира которой находится в США.

По особенностям вероучения поместные церкви обычно входят в объединения и ассоциации, сети которых покрывают обширные территории, включающие различные регионы России, а иногда и зарубежных государств. Они входят как в объединения и ассоциации, члены которых принадлежат к одной церкви (объединения церквей «Слово жизни», «Краеугольный Камень, ассоциации «Дом жизни», «Благая весть», так и к разным церквям (ассоциация «Глобальная Стратегия», «Ассоциации независимых Церквей христиан веры евангельской»).

Некоторые объединения и ассоциации входят в ассоциации и союзы более высоких уровней. Например, объединения «Слово жизни», «Краеугольный Камень» входят в Ассоциацию христиан веры евангельской «Церкви Веры», которую возглавляет пастор Маттс-Ола — международный проповедник. Эта ассоциация является одним из учредителей Российского объединённого Союза христиан веры евангельской (пятидесятников). На федеральном уровне деятельность протестантских организаций с 2002 г. координируется Консультативным советом глав Протестантских Церквей России.

Наряду с включенностью всех церквей в те или иные российские объединения, ассоциации, союзы, многие из них не теряют взаимодействие с материнскими церквями — «штаб квартирами», которые часто находятся за рубежом.

На развитие протестантизма значительно влияет Международная общественная организация «Библейская Лига». Ее «филиал» в Иркутской области зарегистрирован в 1999 г. Связи российских протестантских общин с зарубежными организациями не афишируются.

Считается, что в отличие от православия и католицизма, в протестантизме каждый прихожанин может трактовать

Библию самостоятельно. Однако в уставах их религиозных организаций отдельными пунктами прописывается, что все члены церкви должны строго соблюдать вероучения данной церкви и ее правила. Следовательно, можно говорить, что в настоящее время различными группами населения Иркутской области исповедуется около 60 протестантских трактовок Библии (по числу церквей).

По активности прозелитической деятельности и по увеличению численности паствы выделяются организации церквей христиан веры евангельской, которые относятся к свободным ( неденоминацион-ным, внеконфессиональным) евангельским церквям. Свои богослужения они часто организуют в общественных местах: домах культуры, трактирах и т.д. В общинах часто создаются отделения, деятельность которых осуществляется в соседних населенных пунктах.

Несмотря на существование протестантизма в Иркутской области несколько веков, в массовом общественном сознании он пока воспринимается как нетрадиционное религиозное учение. По данным современных культурологических и философских исследований [1, 4 и др.], в Байкальском регионе либерально-демократические ценности протестантских организаций находятся в противоречии с традиционными духовными ценностями подавляющей части его населения.

В значительной степени это связано с тем, что в настоящее время нравственно-духовные ценности протестантизма соответствуют доминирующим, основополагающим ценностям государств, в которых базовыми институтами являются рыночная экономика, федеративное политическое устройство и индивидуалистическая идеология (У- матрица). Однако в институциональной структуре России, в том числе и в ее сибирских регионах, доминирующее положение занимают редистрибутивная экономика, унитарное политическое устройство и коммунитарная идеология (Х-матрица), а институты У-матрицы являются дополнительными, комплементарными [8]. Как

указывает С.Г. Кирдина [8], это связано с влиянием географических факторов развития России. Несомненно, этому способствовало и православие, основополагающими принципами которого является соборность, единство, святость, апостольность, в основе которых находится добровольное соединение людей на основе идеи любви к богу, друг другу и отечеству, стремления к справедливости, взаимопомощи, сотрудничеству и защите отечества. Это до сих пор влияет на формирование ценностей населения в сфере гражданских прав и свобод.

Протестантские мировозренческие установки — это важные ценности, которые способствовали развитию капитализма в Европе. В истории России были периоды, когда руководители России (Иван Грозный, Петр Первый и др.) для достижения тех или иных целей опирались на протестантов. Значительную положительную роль протестанты играли в развитии отдельных регионов России. Например, первым губернатором Иркутской губернии был лютеранин, значительную лепту в ее развитие внесли и другие выдающиеся представители протестантизма. Однако, формирование, существование и развитие России опреде-

лялось, прежде всего, ценностями, свойственными православию.

В настоящее время во всех странах, в том числе и с У-матрицами, уже отказались от того, что только свободный рынок, основанный на индивидуалистической идеологии, способен решить их современные социально-экономические проблемы.

Многочисленность разных протестантских организаций, часто не взаимодействующих между собой, создает основу для расслоения населения, способствует опасности выхода на первое место в создании и деятельности организаций всевозможных частных, групповых, клановых интересов.

Создание в регионах России продуманной научно обоснованной религиозной политики, учитывающей их институциональную структуру, необходимое условие оптимальной эволюции их социально-экономических систем [13].

Получение населением знаний основ религий и религиозной культуры способствует формированию толерантности к той или иной конфессии, к той или иной религиозной организации, а также может быть основой недопущения взаимного закрытия социальных групп.

Литература

1. Арзуманов И.А. Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте (ХХ-ХХ1 вв.). Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. 319 с.

2. Вебер М. Избранные произведения, М.: Прогресс, 1990. 808 с.

3. Желновакова М.Ф. Религиозная переориентация региона на примере Иркутской области//Аналитика культурологии (электронное научное издание). 2009. Вып. 2(14) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru/archive/ йет/387-аг^с1е_15.Мт1.

4. Жуков А.В. Мифорелигиозное сознание в мировоззрении народов Байкальского региона. История и современность. Чита: ЧитГУ, 2006. 262 с.

5. Иваненко С. Протестанты в современной России: проблемы типологии, определения их численности и обретения авторитетными протестантскими объединениями статуса социального партнера государственных институтов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. sova-center.ru/re1igion/pub1ications/secu1arism-1imits/2005/01/ d3385/.

6. Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unro. minjust.ru/NKOs.aspx.

7. Йоас Х. Будущее христианства // СОЦИС. 2009. №11. С. 78-88.

8. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001. 307 с.

9. Коженков В.А. Вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений в Иркутской области / / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2007. № 26 (343). С. 20-52.

10. Протестанты в России — современные тенденции [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://baznica.info/article/ protestanty-v-rossii-sovremennye-tendentsi.

11. Социальная позиция протестантских церквей России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.religare.ru/2_7724. html.

12. Церкви Христиан Веры Евангельской Иркутской области, Бурятии и Саха-Якутии. Епископ А.Л. Боярчук // Христианская Жизнь. 2012. № 2 (40). С. 8.

13. Романова Н.П., Жукова А.А. Религиозные образы в процессах возрождения этнических культур Забайкальского края // Вестник ЧитГУ. № 2 (81). Чита: ЗабГУ, 2012. С. 119-124.

Коротко об авторе_

Сараев В.Г., канд. геогр. наук, ст. науч. сотрудник, лаборатория социальной географии, ФГБУН Институт географии им. В. Б. Сочавы Сибирского отделения Российской академии наук Раб. тел.: 42-27-00

Научные интересы: социальная география, демография и медицинская география, география некоммерческих, в том числе религиозных организаций

_Briefly about the author

V. Saraev, Candidate of Geographical Sciences, senior scientific worker, Laboratory of Social Geography, Institute of Geography named after V.B. Sochavy, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences

Scientific interests: social geography, demography and medical geography of non-commercial (including religious) organizations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.