Научная статья на тему 'Современная религиозная ситуация: социологический анализ'

Современная религиозная ситуация: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2990
485
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / СВОБОДА СОВЕСТИ / РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / RELIGION / FREEDOM OF CONSCIENCE / RELIGIOUS SITUATION / RELIGIOUS ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сгибнева Ольга Ивановна

В статье анализируется динамика религиозных процессов, источники изменений и современная религиозная ситуация, особенности государственно-конфессиональных отношений. Представлены результаты комплексного социологического исследования «Религиозная ситуация в Волгоградской области».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of dynamics in religious processes, sources of changes and the contemporary religious situation, peculiarities of interaction between religious associations and the state. The author presents the results of the comprehensive social research «The Religious Situation in Volgograd Region».

Текст научной работы на тему «Современная религиозная ситуация: социологический анализ»

Этносы н конфессии

Ольга СГИБНЕВА

СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В статье анализируется динамика религиозных процессов, источники изменений и современная религиозная ситуация, особенности государственно-конфессиональных отношений. Представлены результаты комплексного социологического исследования «Религиозная ситуация в Волгоградской области».

The article is devoted to the analysis of dynamics in religious processes, sources of changes and the contemporary religious situation, peculiarities of interaction between religious associations and the state. The author presents the results of the comprehensive social research «The Religious Situation in Volgograd Region».

Ключевые слова:

религия, свобода совести, религиозная ситуация, религиозные организации; religion, freedom of conscience, religious situation, religious associations.

Процесс демократизации государственной и общественной системы в России, начавшийся на рубеже 80—90 -х гг. про -шлого века, в полной мере захватил и сферу религиозной жизни, привел к возникновению в стране принципиально новой религиозной ситуации.

Показателем коренного изменения отношения государства к религиозному вопросу стало принятие федеральных законов «О свободе вероисповедания» (1990 г.), «О свободе совести и о религи -озных объединениях» (1997 г.). Существенные перемены в отноше -нии к религии произошли и в общественном сознании. Массовый рост интереса к религии как социальному и культурному явлению, изменение оценки исторической роли религиозных организаций, в первую очередь Русской православной церкви, повлекли за собой рост доверия к ним со стороны общества.

Важным показателем изменения отношения общества к религии стал существенный рост религиозности населения и увеличение численности религиозных организаций в конце XX в. Если в 1992 г. в России было зарегистрировано 4 846 религиозных организаций, то уже к 1995 г. их число достигло 11 532, в настоящее время их уже более 23 тыс.1 Уровень религиозности2 в целом по России возрос приблизительно с 20% в 80 -х гг. XX в. до 50—80% (в зависимости от региона) в первом десятилетии XXI в.

Этот показатель, выявленный в ходе социологических исследова -ний, нельзя считать абсолютным. Верующими называют себя, как правило, три категории населения: те, кто традиционно исповедо -вал ту или иную веру, но опасался заявлять об этом открыто; люди, лишь недавно обратившиеся к религии; те, кто свою национальную принадлежность идентифицирует с определенной исторически закрепившейся религиозной традицией.

Значительно изменилось и отношение к религии и конфессиям нерелигиозной части населения России. Укрепляется мировоззренче ская и религиозная терпимость, более объективное отношение к роли СГИБНЕВА религии в истории, интерес к религии как культурному явлению.

Ольга В течение последнего десятилетия XX в. изменилась структура

Ивановна — -------------

д.филос.н, профессор; профессор кафедры социологии ВолГУ olga.sgibneva@ volsu.ru

1 Стецкевич М.С. Свобода совести. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 2006, с. 257; Иваненко С.И. Основные религиозные центры современной России. — М. : Философская книга, 2004, с. 35; Религии России : справочно-аналитическое пособие / под общ. ред. О.Ю. Васильевой, В.В. Шмидта. — М. : Изд-во РАГС, 2009, с. 103.

2 Уровень религиозности выражается в процентах доли верующих в составе населения страны.

конфессионального пространства России. К началу 90 -х гг. она была представлена чуть более чем 20 религиозными тради -циями, в настоящее время в стране более 60 вероисповеданий. Такое многообразие сформировалось в основном за счет трех потоков:

— выхода из подполья и возобновления деятельности гонимых вероисповеданий;

— расколов в традиционных религиях России;

— активной миссионерской деятельно -сти зарубежных религиозных организа -ций, проникновения в страну новых рели -гиозных движений1.

При этом усложнение конфессиональ -ного пространства происходит в последние десятилетия в большинстве стран мира.

Таким образом, процессы, происходя -щие в России, представляют собой объ -ективно обусловленную мировую тенден -цию, хотя они неоднозначно оцениваются обществом, властью, представителями традиционных религий тех или иных стран2.

Среди зарегистрированных в стране религиозных организаций около 50%

— это организации Русской православ -ной церкви (Московский патриархат). Православие в России представлено также Российской православной автономной церковью, Русской православной церко вью за границей, Истинно - православной церковью, Российской православной свободной церковью, Украинской право -славной церковью (Киевский патриар хат). Действуют более 270 организаций старообрядцев разных толков и согласий (Русская православная старообрядче ская церковь, Древлеправославная цер ковь, Поморская церковь и др.), свыше 230 организаций Римско - католической церкви, греко-католическая (4 орга -низации), Армянская апостольская (74 организации) церкви. В конфессиональ -ном пространстве России представлены ислам (более 3,8 тыс. организаций), иуда -изм (294), буддизм (203), евангельские христиане - баптисты (891), евангельские христиане (702), христиане веры еван гельской — пятидесятники (1 335), адвен -тисты седьмого дня (604), меннониты (7),

1 Вероисповедная политика Российского госу дарства. — М. : Изд-во РАГС, 2003, с. 60—61.

2 Лопаткин Р.А. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиоз ной ситуации. - М. : МАРС, 2001, с. 13-14.

молокане (23), Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) — 53 организации, новоапостольская церковь (71), методистская (112), реформатская (5), пресвитерианская (177), англикан ская (1) церкви, Свидетели Иеговы (408) и др.3

Волгоградская обл. в конфессиональ ном плане представляет собой сложный и своеобразный регион. Исторически тер ритория области являлась перекрестком торговых путей между севером и югом, востоком и западом, сюда привлекались переселенческие потоки, различные по национальному составу и вероисповед ной принадлежности. Здесь, в междуречье Волги и Дона, получили распространение все мировые религии. Население области представлено более чем 120 национально стями.

Религиозная ситуация в регионе характеризуется сегодня, с одной стороны, многообразием вероисповеданий, с дру гой стороны, здесь более устойчивыми, чем в Центральной России и ряде других регионов страны, оказались религиозно культурные традиции.

В области зарегистрировано 380 религи озных организаций 20 вероисповеданий (в целом по России - более 60 вероиспове даний). Такая ситуация стала следствием юридически выверенной политики орга нов власти и управления, не допустивших в период правового вакуума конца 80 х

— 90 -х гг. ХХ в. (до принятия закона «О свободе совести и о религиозных объеди -нениях») укоренения в области неорели -гиозных движений, несущих новые тра диции и отличавшихся высокой степенью коммерциализации.

Большая часть религиозных организа -ций региона — это организации Русской православной церкви (более 200). Границы области совпадают с границей Волгоградской и Камышинской епархии Русской православной церкви (учреждена в 1918 г., воссоздана в 1991 г.)4. Действуют 2 организации Российской православ ной автономной церкви, 9 старообряд ческих, 5 католических, 1 организация

3 Религии России : справочно аналитическое пособие / под общ. ред. О.Ю. Васильевой, В.В. Шмидта. - М. : Изд-во РАГС, 2009, с. 102103.

4 Христиане // Энциклопедия Волгоградской области / гл. ред. О.В. Иншаков. - Волгоград, 2007, с. 366.

Армянской апостольской церкви, 2 буд дистских, 7 иудаистских, 4 лютеранских организации, общины новоапостольской (1) и методистской (1) церквей. Ислам представлен 15 общинами Волгоградского регионального духовного управления мусульман, входящего в Центральное духовное управление мусульман России. Все они являются последователями сун низма ханафитского мазхаба. Наиболее интенсивно развивались организации евангельских христиан баптистов (21), евангельских христиан (14), христиан веры евангельской (16), адвентистов седьмого дня (17), Свидетелей Иеговы (20). Дополняют конфессиональный портрет области организации Армии Спасения, Церкви Иисуса Христа святых последних дней, Церкви Божьей матери «Державная», вайшнавов1.

Проведенные в 2006-2011 гг. социоло -гами Волгоградского государственного университета исследования ^ = 2 тыс. чел.) позволили выявить состояние рели гиозной ситуации в области, тенденции ее развития.

Уровень религиозности - одна из важ нейших характеристик религиозной ситу ации. На вопрос: «Считаете ли Вы себя верующим человеком?» - получено сле -дующее распределение ответов.

Да 55,5%

Скорее да, чем нет 20,7%

Скорее нет, чем да 3,5%

Нет 19,8%

Затрудняюсь ответить 0,5%

Общий итог 100,0%

Почти 76% респондентов относят себя к верующим, 23% - к неверующим. Большинство (55%) уверенно отвечают на вопрос, каждый четвертый (21% и 3%) имеет неустойчивые мировоззренческие ориентации.

Среди ответивших положительно на вопрос: «Считаете ли Вы себя верующим человеком?» - религиозная идентифика ция такова.

1 Состав и число религиозных организаций и представительств религиозных организаций, заре гистрированных на территории Волгоградской обл. (на 01.01.11). Информация ГУ Федеральной регистрационной службы по Волгоградской обла сти.

Православие (христианство) 87,5%

Ислам 6,1%

Свидетели Иеговы 1,1%

Старообрядцы 0,6%

Лютеране 0,2%

Иудаизм 0,2%

Христиане веры евангельской 0,2%

Язычество 0,1%

Католицизм 0,1%

Затрудняюсь ответить 5,7%

Таким образом, большая часть опро шенных идентифицирует себя с правосла вием (или называют себя христианами). Мусульманами называют себя 6,1% опро -шенных, 1,1% относят себя к религиозной организации «Свидетели Иеговы». К дру гим религиозным объединениям относят себя от 0,6 до 0,1% респондентов, что сви -детельствует о небольшом распростране нии данных религиозных объединений на территории Волгоградской обл.

Итак, верующими в целом по области назвали себя 76,2% опрошенных. Однако дальнейшее исследование выявило про тиворечие между определением религиоз ности и степенью ее проявления. Понятие «степень религиозности» фиксирует интенсивность проявления признаков религиозности (религиозная вера, рели гиозные чувства, религиозное поведение), устойчивость религиозных свойств инди вида, группы. Степень религиозности проявляется через ряд показателей:

- религиозная практика (посещение храмов, собраний религиозных групп, совершение молитвы - как индивидуаль ной, так и коллективной, чтение религи озной литературы, соблюдение религиоз ных праздников;

- религиозное поведение внутри и вне религиозной общины (соблюдение постов и других пищевых ограничений, наличие религиозной символики в повседневной жизни, особенности общения с единовер цами);

- знание основ вероучения, религиоз ных догматов, норм и правил.

О религиозном поведении респонден тов можно судить по данным, представ ленным в табл. 1.

Проявление таких признаков рели гиозной деятельности, как посещение храмов или молитвенных домов, празд

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Как часто вы совершаете следующие действия?»

(в % от числа опрошенных)

Молитесь Посещаете храм, молитвенный дом и т.д. Отмечаете религиозные праздники Читаете священные книги

Ежедневно 29,3 1,4 2,4 4,7

Не реже 1 раза в неделю 4,6 3,9 1,1 2,9

Не реже 1 раза в месяц 5,7 12,9 9,3 7,3

Несколько раз в год 6,5 23,7 66,9 11,6

Раз в год или реже 4,3 21,5 7,9 12,4

Только в критических ситуациях 21,2 11,3 2,1 8,6

Никогда 27,6 24,5 9,2 51,8

Затрудняюсь ответить, отказ 0,8 0,8 1,2 0,6

нование религиозных событий, важных для конкретного вероисповедания, чте -ние религиозной литературы раз в месяц или чаще - общепринятое в социологии религии измерение религиозной активно сти. Исследование показывает, что боль -шинство жителей Волгоградской обл., считающих себя религиозными, редко бывают в храмах, только каждый четвер тый совершает молитву не реже одного раза в неделю.

Основные черты религиозной психо логии - надежда на помощь Бога, бла -годарность ему или чувство вины перед ним, находящие выражение в молитвах, присущи только трети из религиозных респондентов. Только 14,8% верующих респондентов регулярно обращаются к священным текстам.

Эти данные позволяют говорить о низ -кой религиозной активности населения (по сравнению с высоким уровнем заявленной религиозности). Только каждый третий верующий респондент знает основные праздники своего вероисповедания, менее 18% соблюдают религиозные ограниче ния в пище. Важным показателем степени религиозности индивида является знание, понимание и принятие основных рели гиозных догматов. Ответы респондентов выявили неосведомленность большинства верующих об основных положениях испо ведуемого вероучения: их знание показы -вают ответы только 2,2% опрошенных. В то же время каждый третий заявил, что верит в гадания, колдовство, магию.

Результаты исследования показывают, что для большинства опрошенных, назвав ших себя верующими людьми, религи -

озность прежде всего связана с привер женностью культурной и национальной традиции. Среди людей, считающих себя верующими, только 2-3% можно назвать воцерковленными, сознательно и после довательно исповедующими веру.

Исследование позволило выявить состояние религиозной толерантности в регионе.

Каким людям Вы доверяете в большей степени: Процент респондентов

Верующим людям 23,4

Неверующим людям 0,7

Вероисповедание не имеет значения 73,2

Затрудняюсь ответить, отказ 2,6

Общий итог 100,0

Полученные ответы позволяют сделать заключение, что для большинства насе -ления (73%) вероисповедание не является существенным фактором в социальной коммуникации.

Из числа опрошенных 67% уверены, что все религии на территории Российской Федерации должны обладать равными правами, что соответствует конституци онным принципам функционирования религиозных организаций в Российской Федерации.

Исследование показало, что в целом население Волгоградской обл. толе -рантно относится к различным вероиспо веданиям. Характерной чертой является отсутствие религиозной нетерпимости, противоречий и конфликтов в обыден ной жизни, на уровне межличностного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.