УДК 908 (283/289)
ББК 284
Александр Андреевич Савельев,
аспирант,
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (670031, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6) e-mail: amenhotep@_mail.ru
Христианские неорелигиозные движения в современной Бурятии (по материалам сети Интернет)
Тема новых религиозных движений по мере их распространения на территории России приобретает всё большую актуальность для исследователей. Оценка данного явления в обществе на сегодняшний день неоднозначна. В статье сделан обзор новых религиозных движений христианской направленности, действующих на территории Бурятии в период с начала 1990-х гг. по настоящее время. В качестве основного источника по данной проблематике выступают ресурсы сети Интернет. Автором обозначен ряд проблемных вопросов, связанных с использованием сетевых ресурсов в исторических исследованиях. Дана краткая характеристика изучаемых религиозных течений на основе информации, содержащейся о них в интернет-пространстве. Проведён сравнительный анализ сетевых ресурсов (сайтов, сообществ в социальных сетях), действующих от имени рассматриваемых в статье общин. По итогам проведённого анализа отмечено, что практика внедрения современных информационных технологий в качестве инструмента для расширения целевой аудитории характерна далеко не для всех новых религий, на основе чего делается ряд выводов, в числе которых вывод о степени их интегрированности в конфессиональное и информационное пространство исследуемого региона, перспективах их дальнейшего распространения на территории Бурятии.
Ключевые слова: новые религиозные движения, Бурятия, Интернет, мормоны, баптисты, пятидесятники, Свидетели Иеговы.
Alexander Andreyevich Savelyev,
Postgraduate Student,
The Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of Siberian Branch,
Russian Academy of Sciences (6 Sakhyanova St., Ulan-Ude, Russia, 670031) e-mail: [email protected]
The Christian Neo-Religious Movements in Modern Buryatia (based on the Internet)
The topic of neo-religious movements is becoming more and more important. This phenomenon estimation is ambiguous. The article contains the overview of the new Christian religious movements of Buryatia from the beginning of the 1990-s up to the present time. The main sources on the article are the resources of the Internet. Author dwells upon some of problematic issues of the network resources using in historical researches. The characteristic of main neo-religious movements based on information on them, available in the Internet, is given in the article. A comparative analysis of network resources (websites, communities, social networks) belonging to different religious communities has been done. It is found out that the use of modern information technologies as a tool for expanding the target audience is not usual to all new religions, several conclusions about their integration into the confessional and information space of the study region and the prospects for their propagation in Buryatia have been done.
Keywords: neo-religious movements, Buryatia, Internet, mormons, baptists, pentecos-tals, Jehovah’s Witnesses.
Новые религиозные (неорелигиозные) движения (НРД), ставшие неотъемлемой частью конфессиональной палитры нового российского государства с начала 1990-х гг., с каждым годом привлекают всё большее внимание исследователей.
Несмотря на немногочисленность адептов указанных движений по сравнению с количеством последователей исторически доминирующих в России религий, вокруг НРД развернулась широкая дискуссия об их роли и месте в современном российской обще-
44
© Савельев А. А., 2014
стве. О дискуссионности вопроса свидетельствует уже многообразие определений, применяющихся сегодня к данному явлению: от нейтральных «альтернативные религии», «религиозные новообразования», «нетрадиционные религии», до скептических «маргинальные религии», «деструктивные культы», «тоталитарные секты» [10, с. 13-14].
В полной мере актуальность данного вопроса распространяется на территорию Западного Забайкалья, в частности, Бурятию, регион, отличающийся своим культурным, в т. ч. конфессиональным многообразием. Помимо православия и буддизма, появившихся здесь почти одновременно в XVII в., в Бурятии сильны позиции шаманизма. Также Западное Забайкалье принадлежало к числу основных мест куда, начиная с середины XVIII в., в массовом порядке переселялись и ссылались представители старообрядчества и так называемых «русских сект» - молокан, духоборов, субботников. В результате достаточно долгого сосуществования и взаимопроникновения различных культур для современной Бурятии свойственны толерантность, открытость как восточным, так и западным традициям, что во многом облегчило проникновение в регион новых религий. Как и в большинстве субъектов РФ, в Бурятии наибольшее распространение получили движения, использующие христианскую и около христианскую догматику, или христианские НРД (пятидесятники и неопятидесятники различных деноминаций, евангельские христиане, адвентисты, Свидетели Иеговы, мормоны и др.). В пользу данного утверждения свидетельствует и статистика: на третьем месте после православных и буддийских религиозных объединений по количеству зарегистрированных в РБ общин стоят протестантские церкви различных деноминаций (порядка 50 общин) [9].
В складывающейся ситуации возникла потребность во всестороннем изучении религиозных новообразований, предлагаемого ими духовного «продукта», позиций по целому ряду основополагающих ценностей любого общества (отношение к семье, браку, национальной культуре, государству, закону). Ряд отечественных исследователей, в т. ч. и на региональном уровне, высказывает определённые опасения в связи с ростом в обществе инокультурного влияния, которое, по их мнению, несёт угрозу национальной идентичности, служит почвой для социальных конфликтов [10, с. 4]. Свою обеспокоенность проявляют и представители традиционных конфессий. Так, в статье научного секрета-
ря Бурятского благочиния Читинской и Забайкальской епархии Русской Православной Церкви Олега Бычкова «К вопросу о деятельности зарубежных миссионеров и местных сект на территории республики Бурятия и в Байкальском регионе» автор, говоря о масштабном притоке в Россию НРД, указывает на тот факт, что большинство из них подконтрольно зарубежным религиозным структурам, враждебно настроено по отношению к традиционным конфессиям, а ряд из них может сотрудничать со специальными службами иностранных государств [4, с. 16].
Несмотря на то, что НРД в основном используют активные методы распространения в обществе своих религиозных доктрин (прозелитизм), составить объективное мнение о них на основе получаемой таким образом информации как обывателю, так и исследователю зачастую не представляется возможным. Наряду с активной проповеднической деятельностью, отличительной особенностью указанных структур является их закрытость от посторонних лиц, тщательный отбор информации о себе, выдаваемой за пределы религиозной общины [7, с. 43].
Однако распространение современных коммуникационных и информационных технологий дало дополнительный импульс к рассмотрению данной проблематики с новых позиций.
В качестве наиболее информативного исследовательского инструмента и мобильного источника разносторонней информации по той или иной проблематике, а также средства научного общения, сегодня выступают информационно-телекоммуникационные сети и, в первую очередь, интернет-пространство.
Проблемы использования сети Интернет историками с середины 1990-х гг. рассматривали В. Н. Владимиров [6], М. И. Петров [11]. На современном этапе развития Интернета основные направления его использования в науке и образовании определены Л. П. Афанасьевой: как «средство научной коммуникации»; как «справочник» (поиск информации посредством поисковых систем); как «библиотека» (публикация научных трудов по истории); как «архив и музей» (удалённый доступ к историческим источникам); как «лаборатория историка» (работа с электронными версиями исторических источников); как образовательная система историка [1].
Конфессиональная тематика на сегодняшний день широко представлена в глобальной сети. В настоящее время все основные религиозные конфессии и их региональ-
ные представительства имеют собственные интернет-сайты. Даже относительно консервативные учения сталкиваются с необходимостью укрепления своих позиций посредством сетевых ресурсов. Об отношении крупнейших мировых религий к внедрению новых информационных технологий сегодня известно достаточно много. Вместе с тем не совсем ясным остается вопрос о позиции по данному вопросу представителей неорелиги-озных течений.
В настоящей работе проведён анализ материалов о деятельности НРД на территории современной Бурятии, размещённых в открытом доступе в общероссийском и региональном сегменте сети Интернет в период с конца 1990-х гг. по настоящее время. Небезынтересной будет и оценка интереса жителей республики к данному явлению, выраженного в посещаемости интернет-порталов интересующих нас объединений, комментировании материалов СМИ по соответствующей проблематике.
Сравнительный анализ использования новыми религиозными движениями, действующими на территории РБ сетевых ресурсов в своей деятельности, позволяет исследователю сформировать представление не только об отношении тех или иных религиозных общин к новым информационным технологиям, но и о готовности НРД как явления к дальнейшей интеграции в социокультурное пространство государства (региона) с иной религиозной традицией, что неизбежно требует их большей открытости, доступности для общества, в том числе опосредованно.
Рассматриваемые нами интернет-источники целесообразно разделить на две основные категории:
- информационные материалы, размещённые в глобальной сети от имени самих новых религиозных движений (интернет-сайты, сообщества в социальных сетях, комментарии верующих в ходе дискуссий, затрагивающих тематику НРД на интернет-форумах);
- информационные материалы, размещённые от имени лиц и организаций, не относящихся напрямую к НРД (интернет-сайты государственных учреждений, иных конфессиональных групп, статьи и публикации в электронных версиях региональных СМИ).
Всего в ходе работы нами изучено порядка 40 интернет-сайтов местных религиозных объединений, СМИ, а также тематических сообществ в социальных сетях.
Наиболее активными интернет-пользователями по результатам анализа региональ-
ного сегмента сети оказались последователи Христианской Пресвитерианской церкви, Церкви христиан веры евангельской (пятидесятников) и церкви «Слово жизни».
Христианская Пресвитерианская церковь г. Улан-Удэ согласно информации, размещённой на её интернет-сайте (http:// uuchurch.ru), действует в РБ с 1995 года. С 2009 г. действует её сайт в Интернете. Данный интернет-ресурс постоянно обновляется, содержит подробные материалы по истории церкви, последние новости церковной жизни, информацию о руководителях общины, расписание и даже видеозаписи богослужений1. Церковь представлена и в социальных сетях, в её сообществе на сайте «ВКонтакте» (http:// vk.com/uuchurch) состоит 190 подписчиков. Новостная лента сообщества так же регулярно обновляется. В целом деятельность Пресвитерианской церкви в сети Интернет свидетельствует о её сравнительной открытости и даже стремлении дать как можно более полное представление об истории, вероучении церкви, её позиции по многим вопросам общественной и религиозной жизни, способом привлечь таким образом в свои ряды новых последователей.
На сайте Пресвитерианской церкви г. Улан-Удэ также представлен обширный исторический и краеведческий материал по конфессиональной тематике. В разделе «рефераты» собраны статьи об истории английской духовной миссии в Бурятии, современной религиозной ситуации в регионе. Ценным источником по истории и современному положению протестантских деноминаций в Бурятии может служить статья ведущего научного сотрудника Института Европы РАН, сотрудника Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Романа Лункина «Религиозная ситуация в Бурятии: традиции веротерпимости и христианская миссия», написанная им в качестве доклада на научно-практическую конференцию «Религиозная миссия в России: история и современность. Духовные миссии Забайкалья» (г. Улан-Удэ, май 2013 года), и размещённая на сайте церкви [9].
Пресвитерианская церковь г. Улан-Удэ и её руководитель Виктор Колмынин, который сам является активным пользователем социальных сетей и имеет аккаунт в Твиттере, неоднократно становились ньюсмейкерами в региональных СМИ, в т. ч. в сетевых изданиях.
1 Христианская Пресвитерианская церковь г. Улан-Удэ. URL: http://uuchurch.ru (дата обращения: 13.06.2014).
В 2010 г. заработал интернет-сайт Центральной религиозной организации «Церковь Христиан веры евангельской» в Бурятии (www.hve-bur.ru), сама церковь действует с середины 1990-х гг. и объединяет порядка 600 последователей [13]. Церковь христиан веры евангельской имеет свои общины как в г. Улан-Удэ, так и практически во всех районах Бурятии. Сайт церкви отражает информацию об истории церкви, каждой общине входящей в её состав, её руководителе, контактных данных. Однако новостная лента сайта обновляется нерегулярно. Так, по состоянию на 01.06.2014 г. сайт содержит новости только за апрель 2014 г. На сайте присутствует обширная фотогалерея, наглядно показывающая отдельные моменты как церковной истории, так и её современной жизни, однако в отличие от сайта Пресвитерианской церкви здесь не практикуется размещение видеозаписей богослужений, могущих служить незаменимым источником сведений о религиозных практиках общины.
Улан-Удэнская церковь «Слово Жизни» на своём интернет-портале (http://www.woluu. т) размещает аудиозаписи проповедей пастора Александра Кушикова и его супруги Арины Кушиковой, которые доступны для скачивания. Пасторы, судя по размещённой на сайте информации, приехали в Бурятию из Украины еще в конце 1980-х гг., а в 1994 г. зарегистрировали в г. Улан-Удэ свою религиозную общину. В настоящее время церковь входит в Российский объединенный союз Христиан веры евангельской (РОСХВЕ), возглавляемый епископом Сергеем Ряховским. На общероссийском сайте РОСХВЕ указано, что пастор А. Кушиков является полномочным представителем епископа С. Ряховско-го в Бурятии. Однако сайт «Слова Жизни» в Бурятии редко обновляется. Его последнее обновление сделано в январе 2014 года [14].
Местная община «Слова Жизни» представлена и в социальных сетях. В группе «Церковь «Слово Жизни» г. Улан-Удэ» на сайте «ВКонтакте» состоит 141 подписчик. В основном это молодежь, проживающая в г. Улан-Удэ, что даёт некоторые представления о численности и возрастном составе общины. Из размещённых в группе фотографий можно составить некоторое представление о богослужебных мероприятиях церкви.
Последователи Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней (ЦИХСПД) или мормоны, появившиеся в Бурятии в начале 1990-х гг., никак не представлены в региональном сегменте Интернета. Общероссий-
ский сайт мормонов (http://latter-daysaints.ru) содержит крайне мало информации о региональных представительствах церкви. На нем упоминается о том, что представительство организации мормонов в г. Новосибирске объединяет общины Ангарска, Барнаула, Кемерово, Красноярска, Новокузнецка, Новосибирска, Омска, Томска и Улан-Удэ. При этом название города Улан-Удэ пишется с ошибкой - Улан-Уде. Это может свидетельствовать как о слабом знании лидерами мормонов (а в основном это граждане США) страны, в которой они служат, так и о том, что мормоны, живущие в г. Улан-Удэ, крайне редко посещают интернет-сайт собственной церкви.
О мормонах можно встретить публикации на сайтах других религиозных конфессий. Так, в марте 2010 года на сайте Улан-Удэнской и Бурятской епархии (u-ude.eparh. ru) было опубликовано обращение епископа (ныне-архиепископ) Улан-Удэнского и Бурятского Савватия об активизации мормонов в Бурятии. Обращение было продублировано в личном блоге священнослужителя, являющегося активным интернет-пользователем, на сайте «Живой Журнал». В своём обращении епископ Савватий высказал обеспокоенность строительством молитвенного дома мормонов в г. Улан-Удэ и обозначил позицию РПЦ по отношению к ним как к деструктивной секте. Ответной реакции мормонов на публикацию не последовало.
Таким образом, местная община ЦИХСПД практически не проявляет активности в сети Интернет, что говорит об определённой консервативности мормонов, их приверженности иным способам распространения своего учения в обществе.
Местные религиозные общины Свидетелей Иеговы (г. Улан-Удэ и г. Гусиноозерск) также не имеют своих интернет-страниц и тематических сообществ в социальных сетях. Более того, на официальном сайте Свидетелей Иеговы в России (http://www.jw-russia.org) не содержится никакой информации о филиалах данной организации в регионах РФ.
В сообществе «JW NEWS» (http://vk.com/ jw_ru), являющимся официальной группой русскоязычных «Свидетелей Иеговы» в социальной сети «ВКонтакте», из 17 008 подписчиков данной группы на 01.06.2014 г. только 14 пользователей проживают в Бурятии (12 -в г. Улан-Удэ, 2 в г. Северобайкальске). Это очень немного по сравнению, к примеру, с Иркутской областью, от которой в сообществе «JW NEWS» состоят 63 подписчика (33 участ-
ника из г. Иркутска, 21 участник из г. Братска и 9 участников из г. Ангарска)1.
Низкая активность Свидетелей Иеговы в сетевых ресурсах как в общероссийском, так и в региональном масштабе связана, на наш взгляд, с чрезмерной закрытостью данной общины, консервативностью её вероучения, а также большим количеством в её рядах пожилых людей, не использующих Интернет в повседневной жизни.
Свою роль в сложившейся ситуации играют и факты нарушения «Свидетелями Иеговы» российского законодательства. Так, в июне 2012 года решением Советского районного суда г. Улан-Удэ на территории Бурятии был ограничен доступ к сайту «Свидетелей Иеговы» - http://www.jw.org. Как оказалось, данный сайт содержал электронную версию книги: «Чему на самом деле учит Библия?», которая включена в Федеральный список экстремистских материалов Министерства юстиции РФ под № 510. Ранее, в декабре 2011 года в соответствии с решением того же суда был прекращен доступ к другому сайту «Свидетелей Иеговы» - http://www. watchtower.org. На данном сайте также имелись материалы, признанные экстремистскими и запрещённые к распространению на территории Российской Федерации [3].
В электронных версиях республиканских СМИ были опубликованы и другие резонансные материалы, связанные со «Свидетелями Иеговы». Так, материал «Пенсионерка отдала квартиру «Свидетелям Иеговы»» от 23.10.2013 г. на сайте республиканской газеты «Номер Один» (http://gazeta-n1.ru) находится в разделе самых комментируемых материалов. Это обусловлено тем, что сами верующие активно комментировали данный материал, стремясь поддержать позицию религиозной общины. Всего статья собрала более 100 комментариев [12].
Внимание к «Свидетелям Иеговы» в местном интернет-сообществе вновь было привлечено после смерти в апреле 2014 года одной из прихожанок улан-удэнской общины в связи с её отказом от процедуры переливания крови, на которую у «Свидетелей» существует строгий запрет. В данном случае ситуация повторилась - в ответ на критику пользователей в комментариях к материалам об инциденте, размещённым в сети, последователи общины пытались оправдать действия умершей и сам запрет, однако их точка зрения ожидаемо не нашла понимания у остальных пользователей [5].
1 JW NEWS // ВКонтакте. URL: http://vk.com/jw_ru (дата обращения 13.06.2014).
В целом при изучении публикаций регионального сегмента сети Интернет, связанных со «Свидетелями Иеговы», прослеживается в основном негативная направленность этих материалов. По указанным ранее причинам, данная религиозная организация не стремится к активному продвижению своего учения посредством сетевых ресурсов, по-прежнему отдавая предпочтение поквартирному обходу граждан и распространению печатной литературы.
Сравнительно немного информации содержат сетевые ресурсы о местных общинах евангельских христиан баптистов (ЕХБ) и адвентистов седьмого дня. О существовании баптистов в Забайкалье известно еще с досоветского периода. В советское время баптисты существовали в Бурятии на полулегальном положении, однако получили разрешение государства на официальную регистрацию своей общины еще в 1978 г.2. Сегодня баптисты не особенно активно используют в духовных целях сеть Интернет. Информацию сугубо справочного характера о них можно найти, помимо официального сайта ЕХБ в России (http://baptist.org.ru), на христианском портале «Забкрай.инфо» (http://www.zabkrai. info). Там же содержится справочная информация об улан-удэнской общине адвентистов седьмого дня [8]. Результаты анализа публикаций в региональных электронных СМИ также свидетельствует о незначительном внимании последних к последователям баптизма и адвентизма. Заслуживает внимания только одна публикация, размещённая 22 апреля 2013 года на интернет-портале «Байкал-Дейли» (http://baikal-dаily.ru) и посвящённая предстоящей вакцинации населения Бурятии [2]. В ней сообщалось, что, по словам руководителя Управления Роспотребнадзора по РБ Сергея Ханхареева, последователи баптизма и Свидетели Иеговы лидируют по числу отказов от вакцинации по религиозным мотивам. В местной общине Свидетелей Иеговы тогда поспешили заявить через прессу, что прошли вакцинацию в полном составе, реакции же баптистов на данную публикацию не последовало вовсе. Таким образом, предварительно можно констатировать, что последователи баптизма и адвентизма, живущие в Бурятии, практически не проявляют себя на просторах глобальной сети, отдавая предпочтение «традиционным» методам религиозной проповеди.
2 Постановление Совета по делам религий при СМ СССР от 23 марта 1978 г. о регистрации общины баптистов в Улан-Удэ, ГАРБ. Ф. Р-1857. Оп. 1, Д.. 220. Л. 22.
Схожая ситуация относительно представленности в сетевых ресурсах наблюдается у Новоапостольской церкви г. Улан-Удэ. Община согласно данным управления Министерства юстиции РФ по РБ действует в Бурятии с 1999 г. Все данные о местном отделении церкви и некоторые новости церковной жизни, например, о визитах в Бурятию церковных «апостолов» (высших руководителей), можно почерпнуть только на общероссийском интернет-сайте церкви (http://www. nak.org.ru).
Информация справочного характера о местной религиозной организации «Евангелическо-лютеранский приход Благодати Христовой Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии на территории России» г. Улан-Удэ представлена только на сайте лютеранской Церкви Ингрии в России (http://www.elci.ru).
В социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» зарегистрированы сообщества и других НРД, действующих в Бурятии1. Это протестантские религиозные общины «Новое поколение», «Надежда», «Добрая весть», «Свет мира» и др. Указанные группы объединяют от 3 до 120 чел., в основном молодых людей в возрасте до 30 лет. За исключением данных о количестве подписчиков, данные сообщества не представляют какого-либо серьезного интереса для исследователя.
Таким образом, исследование ресурсов регионального сегмента сети Интернет как источника по истории и современному состоянию новых религиозных движений в Бурятии показало, что сетевые ресурсы в большей или меньшей степени содержат достаточно обширную информацию по интересующему нас вопросу. Однако далеко не все религиозные группы из данной категории стремят-
ся быть представленными в Интернете. Если последователи местных общин Пресвитерианской церкви, Церкви христиан веры евангельской (пятидесятников), «Слова Жизни» активно используют сетевые ресурсы для продвижения информации о себе в обществе, Свидетели Иеговы, мормоны и Евангельские христиане баптисты, по крайней мере, на локальном уровне практически не рассматривают Интернет в качестве инструмента для осуществления религиозной деятельности. Их присутствие в интернет-пространстве, как в случае со Свидетелями Иеговы, носит скорее вынужденный характер, когда верующие делают попытки оправдать свою позицию в той или иной резонансной ситуации.
Такое положение вещей в целом соответствует активности рассматриваемых здесь религиозных течений и вне рамок интернет-пространства и в определённой мере свидетельствует о том, что не все новые религии, массово проникшие на территорию России два десятилетия назад, готовы сегодня к открытому и равному диалогу с обществом, одним из удобных средств для которого являются современные информационные и коммуникационные технологии.
Роль современных информационных технологий в исторических исследованиях по-прежнему является предметом научной дискуссии. Отдельного рассмотрения требуют вопросы верификации, анонимности, изменяемости электронной информации. Тем не менее, проделанная работа показывает, что ресурсы сети Интернет как источника, по крайней мере, по истории современности имеют значительный потенциал, и данная тематика будет приобретать всё большую актуальность для исследователей в будущем.
Список литературы
1. Афанасьева Л. П. Интернет для историка: мусорная корзина или кладезь мудрости? // Новый исторический вестник. 2003. №1. URL: http://www.nivestnik.ru (дата обращения: 13.06.2014).
2. Баптисты и Иеговисты Бурятии массово отказывают врачам // Байкал Daily. 2013. URL: http://www.baikal-daily.ru (дата обращения: 13.06.2014).
3. Бурятия заблокировала доступ к сайту «Свидетелей Иеговы» // Новая Бурятия
2012. URL: http://www.newbur.ru/news (дата обращения: 13.06.2014).
4. Бычков О. В. К вопросу о деятельности зарубежных миссионеров и местных сект на территории республики Бурятия и в Байкальском регионе // Миссионерское обозрение. 1996. № 6. 59 с.
5. В Улан-Удэ Свидетельница Иеговы умерла, отказавшись от переливания крови // Информ Полис online. 2014. URL: http://www.infpol.ru (дата обращения: 13.06.2014).
6. Владимиров В. Н. Internet для историка: глобальная информационная игрушка или новая парадигма? // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 1996. №17. 151 с.
JW NEWS // ВКонтакте. URL: http://vk.com/jw_ru (дата обращения: 13.06.2014).
7. Дворкин А. Л. Сектоведение: Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород, 2007. 813 с.
8. Забкрай.инфо. URL: http://www.zabkrai.info (дата обращения: 13.06.2014).
9. Лункин Р. Н. Религиозная ситуация в Бурятии: традиции веротерпимости и христианская миссия // Христианская Пресвитерианская церковь г. Улан-Удэ. URL: http:// uuchurch.ru/main (дата обращения: 13.06.2014).
10. Нетрадиционные религии в Бурятии (1990-2000-е гг.) / Е. Б. Баторова [и др.]. Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2010. 191 с.
11. Петров М. И. Интернет для исследователя или исследователь для Интернет? Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 1999. № 24. URL: http://www.aik-sng.ru (дата обращения: 13.06.2014).
12. Ульянова Л. Пенсионерка отдала квартиру «Свидетелям Иеговы» // Номер Один.
2013. URL: http://gazeta-n1.ru (дата обращения: 13.06.2014).
13. Центральная религиозная организация «Церковь Христиан веры евангельской» в Бурятии. URL: www.hve-bur.ru (дата обращения: 13.06.2014).
14. Церковь «Слово Жизни» г. Улан-Удэ. URL: http://www.woluu.ru (дата обращения: 13.06.2014).
References
1. Afanas’eva L. P. Internet dlya istorika: musornaya korzina ili kladez’ mudrosti? // Novyi istoricheskii vestnik. 2003. №1. URL: http://www.nivestnik.ru (data obrashcheniya: 13.06.2014).
2. Baptisty i Iegovisty Buryatii massovo otkazyvayut vracham // Baikal Daily. 2013. URL: http://www.baikal-daily.ru (data obrashcheniya: 13.06.2014).
3. Buryatiya zablokirovala dostup k saitu «Svidetelei Iegovy» // Novaya Buryatiya 2012. URL: http://www.newbur.ru/news (data obrashcheniya: 13.06.2014).
4. Bychkov O. V. K voprosu o deyatel’nosti zarubezhnykh missionerov i mestnykh sekt na territorii respubliki Buryatiya i v Baikal’skom regione // Missionerskoe obozrenie. 1996. № 6. б9 s.
б. V Ulan-Ude Svidetel’nitsa Iegovy umerla, otkazavshis’ ot perelivaniya krovi. // Inform Polis online. 2014. URL: http://www.infpol.ru (data obrashcheniya: 13.06.2014).
6. Vladimirov V. N. Internet dlya istorika: global’naya informatsionnaya igrushka ili novaya paradigma? // Informatsionnyi byulleten’ Assotsiatsii «Istoriya i komp’yuter». 1996. №17. 151 c.
7. Dvorkin A. L. Sektovedenie: Totalitarnye sekty. Opyt sistematicheskogo issledovaniya.
N. Novgorod, 2007. 813 s.
8. Zabkrai.info [sait]. URL: http://www.zabkrai.info (data obrashcheniya: 13.06.2014).
9. Lunkin R. N. Religioznaya situatsiya v Buryatii: traditsii veroterpimosti i khristianskaya missiya // Khristianskaya Presviterianskaya tserkov’ g. Ulan-Ude. URL: http://uuchurch.ru/main (data obrashcheniya: 13.06.2014).
10. Netraditsionnye religii v Buryatii (1990-2000-e gody) / E. B. Batorova [i dr.]. Ulan-Ude: Izdatel’stvo BGSKhA im. V. R. Filippova, 2010. 191 s.
11. Petrov M. I. Internet dlya issledovatelya ili issledovatel’ dlya Internet? Informatsionnyi byulleten’ Assotsiatsii «Istoriya i komp’yuter». 1999. № 24. URL: http://www.aik-sng.ru (data obrashcheniya: 13.06.2014).
12. L. Ul’yanova. Pensionerka otdala kvartiru «Svidetelyam Iegovy» // Nomer Odin. 2013. URL: http://gazeta-n1.ru (data obrashcheniya: 13.06.2014).
13. Tsentral’naya religioznaya organizatsiya «Tserkov’ Khristian very evangel’skoi» v Buryatii. URL: www.hve-bur.ru (data obrashcheniya 13.06.2014).
14. Tserkov’ «Slovo Zhizni» g. Ulan-Ude [sait]. URL: http://www.woluu.ru (data obrashcheniya: 13.06.2014).
Статья поступила в редакцию 13.06.2014