Научная статья на тему 'Миграция религий: новые религиозные объединения в постсоветской Бурятии'

Миграция религий: новые религиозные объединения в постсоветской Бурятии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
500
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ / НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МИГРАЦИЯ РЕЛИГИЙ / РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ / UNCONVENTIONAL RELIGIONS / NEW RELIGIOUS ORGANIZATIONS / MIGRATION OF RELIGIONS / REPUBLIC OF BURYATIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ахмадулина Светлана Зиннатовна

Статья посвящена вопросу появления и распространения новых религиозных организаций в Республике Бурятия. Особое внимание уделяется анализу сопоставительной характеристики современной религиозной ситуации в республике на основе включенного наблюдения автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration of religions: new religious organization in the post-Soviet Buryatia

The article is devoted to the issue of appearance and dissemination of unconventional religions in the Republic of Buryatia. The special attention is paid to the analysis of the comparative characteristic of modem religious situation in the republic on the basis of the author’s involved observation.

Текст научной работы на тему «Миграция религий: новые религиозные объединения в постсоветской Бурятии»

11.ГАРФ. Р-6991, Он. 1, Д. 277.

12. ГАРФ. Р-6991, Он. 1, Д. 433.

13.ГАРФ. Р-6991, Он. 1, Д. 570.

14. ГАРФ. Р-6991, Он. 1, Д. 588.

15. ГАРФ. Р-6991, Он. 1, Д. 589.

16. ГАРФ. Р-6991, Он. 1, Д. 604.

17. ГАРФ. Ф. Р-6991, Он. 2, Д. 300.

18. Дацышен В. Г. Христианство в Китае: история и современность. - М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2007. - 240 с.

19. Дионисий (Поздняев). Православие в Китае (1900-1997) // Русское небо. URL: http://www.rus-

skv.com/historv/librarv/pozdvaev/ ('дата посещения: 24.03.2013).

20. Дионисий (Поздняев) Церковная жизнь в Маньчжурии в начале XX века // Китайский благовестник. - 1999. - № 2. URL: http://www.Chinese.orthodoxy.ru/russian/kb2/Historv 1.html (дата обращения: 24.03.2013)

21. История Северо-Восточного Китая XVII-XX вв. Маньчжурия в эпоху феодализма (XVII - начало XX в.). - Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1986. - Кн. I. - 424 с.

22. История Северо-Восточного Китая XVII-XX вв. Северо-Восточный Китай в 1945-1978 гг. - Владивосток: ДВО РАН, 2004.-Кн. 3.-343 с.

23. Наши харбинские пастыри // Сибирская православная газета. - 2003. - № 3. URL: http://www.ihtus.ru/92003/hi2.shtml (дата обращения: 25.03.2013)

24. Панков А.С. Православие в Маньчжурии в 1920-1950-е годы: к постановке проблемы // Молодежь и наука: материалы VI Всерос. науч.-техни. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2010/section7.html (дата обращения: 24.03.2013)

25. Дионисий (Поздняев) Православные духовные школы Маньчжоу-Го // Пу И: Жизнь императора. URL: http://pu-vi.narod.ru/pravoslavie.html (дата обращения: 25.03.2013)

26. Последний архипастырь Маньчжурии // Архангельская и Холмогорская епархия. URL: http://www.arh-

eparhia.ru/historv/lost relics/index.php?ELEMENT ID=67 (дата обращения: 24.03.2013)

27. Пеньковский Д. Д. Предпосылки эмиграции казачества на завершающем этапе гражданской войны // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2006. - № 4. - С.29-32.

28. Русак В. С. Православие в Китае в XX веке // Макарьевские чтения: материалы VIII Междунар. конф. (21-23 ноября 2009 г.). - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. - С. 294-319.

29. Русские в Китае // Русская мысль. - Париж. - 2001. 13 сентября // Библиотека RtN.RU URL:

http://lib.rin.ru/doc/i/73362pl.html (дата обращения: 25.03.2013)

30. Федорова Ю.С. Русская православная церковь в Северо-Восточном Китае. 20-30-е годы XX в. // Федеральный портал Protown.ru URL: http://r2russia.far.ru/page/stu2 85.html (дата обращения: 24.03.2013)

Дроботушенко Евгений Викторович, кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии, декан исторического факультета Забайкальского государственного университета. 672007. Забайкальский край, г. Чита ул. Чкалова, д. 154.

Drobotushenko Evgeny Victorovich, candidate of historical sciences, associate professor, department of political science, Dean of the historical faculty, Zabaikalsky State University. 672007. Zabaikalsky territory, Chita, Chkalov str., 154.

УДК 2-63(571.54)

© С.З. Ахмадулина

Миграция религий: новые религиозные объединения в постсоветской Бурятии

Статья посвящена вопросу появления и распространения новых религиозных организаций в Республике Бурятия. Особое внимание уделяется анализу сопоставительной характеристики современной религиозной ситуации в республике на основе включенного наблюдения автора.

Ключевые слова: нетрадиционные религии, новые религиозные организации, миграция религий, Республика Бурятия.

C.Z. Akhmadulina

Migration of religions: new religious organization in the post-Soviet Buryatia

The article is devoted to the issue of appearance and dissemination of unconventional religions in the Republic of Buryatia. The special attention is paid to the analysis of the comparative characteristic of modem religious situation in the republic on the basis of the author’s involved observation.

Keywords: unconventional religions, new religious organizations, migration of religions, Republic of Buryatia.

В современном мире важную роль в жизни людей. Известный американский политолог С.

общества играет религия. Религиозные предпоч- Хантингтон в своей работе «Столкновение ци-

тения определяют не только мировоззренческую вилизаций» обосновал идею «третьей волны»

позицию, но и поведенческие характеристики демократии в мире, где предположил, что 21-е

столетие станет ареной для мировых конфликтов между цивилизациями, определяющим признаком которых является религиозная принадлежность людей [16].

В условиях глобализации расширение контактов в разных уголках мира, стремление к «стиранию границ» сопровождается религиозной экспансией отдельных регионов. Геополитическое миссионерство предполагает инокуль-турное воздействие на регион, подверженный территориальной и религиозной экспансии [8, с.35]. Миссионеры вне зависимости от идеологических и политических предпочтений представляют интересы того государства, гражданами которого являются. Деятельность представителей иностранных религиозных объединений направлена на стирание географических, общественно-политических и религиозных границ.

В периоды личных и общественных потрясений, когда возникает чувство отчаяния, незащищенности, неуверенности в завтрашнем дне, человек обращается за помощью к религии. В ней он видит своего рода убежище, утешение и надежду на лучшее. В мировой истории были периоды, когда всплеск массовых религиозных исканий охватывал страны и континенты. Новые религии появлялись, как грибы после дождя, а всевозможные гуру и наставники вели за собой миллионы людей.

Под новыми религиозными объединениями (НРО) понимаются религиозные объединения, которые получили распространение в 50-80-х гг. 20-го столетия в США, в ряде стран Азии (Республика Корея, Япония, Индия), в странах Западной Европы (Германия, Франция, Англия, Швеция и др.), с 1990-х гг. - в российском государстве [13, с. 224].

Статья основана на личных впечатлениях автора, полученных в ходе включенного наблюдения, а также на работах историков, религиоведов, богословов, психологов и публицистов. Рассматривая процесс миграции религий, автор уделяет внимание прежде всего тем религиозным объединениям, которые были импортированы в нашу страну из других стран и получили распространение в России.

История 20-го столетия не раз демонстрировала общественно-политическую активность людей, которая обличалась в религиозную форму. Ярким примером подобного явления выступают молодежные движения контркультуры 1960-1970-х гг. возникшие и получившие широкое распространение в странах Запада и США («Движение людей Иисуса», «Дети Бога», «Международное общество сознания Кришны» и мн.

др.), а в 1990-е гг. и в России. Распространение восточных религиозных культов, увлечение раннехристианской мистикой, оккультизмом особенно среди молодежи стало беспрецедентным явлением в мировой истории, что выразилось в появлении специальной терминологии «молодежные религии», «религиозные культы молодежи» [4, с. 6].

Советские исследователи связывали рождение и распространение новых религиозных течений и групп на Западе с общим кризисом религии и капитализма, утверждая тезис о невозможности подобного явления в советской России. Однако история показала, что и в нашей стране стало возможным появление множества новых религиозных течений и групп как из-за рубежа, так и возникших на российской почве («Церковь Последнего Завета Виссариона Христа», «Богородничный центр», Культ П.К. Иванова и др.).

Системный кризис, возникший в российском государстве, привел не только к отходу от политики атеизма, что привело к массовому всплеску религиозно-мистических настроений россиян, к возрождению традиционных духовных ценностей, но и создало определенную почву для появления и активизации деятельности нетрадиционных для страны новых религий.

Появление НРО часто вызывает настороженность, недоверие и воспринимается в одном случае как результат «тлетворного влияния Запада», в другом - как «новое веяние» последних десятилетий, связанных с глобализацией, политическим плюрализмом и демократическими ценностями.

Эта проблема стала особенно актуальной для Республики Бурятии в связи с ее пограничным положением. Уникальность нашего региона заключается в особой заинтересованности зарубежных миссий в его духовной колонизации.

Бурятия как сегмент Внутренней Азии успешно синтезирует традиционные и нетрадиционные религиозные комплексы, не вызывая конфликтов и противоречий. К началу 1990-х гг. в Бурятии активно развернули свою деятельность проповедники из зарубежных стран. В большинстве случаев возглавляли эти миссии граждане США, Германии, Швеции, Кореи и других стран. При этом в большинстве случаев миссионеры были представителями различных течений протестантизма - это лютеране, евангелисты, пресвитериане, адвентисты и др. [5, с. 77, 78]. В начале 2000-х гг. в столице республики был создан Союз христианских протестантских церквей в Бурятии, куда не вошли Свидетели

Иеговы и Церковь Иисуса Христа Святых последних дней [5, с. 78], которые причисляются к позднепротестантским конфессиям.

Одним из самых ранних направлений протестантизма, известного на территории республики, было лютеранство. Так, например, в 1861 г. на территории г. Верхнеудинск проживал 1 лютеранин, а в 1916 г. их численность достигла 86 чел. [6].

В конце 1990-х гг. финская лютеранская миссия организовала свой филиал в г. Улан-Удэ. Благодаря активной социальной работе общины, зарегистрированной как «Христианская евангельская церковь Иисуса Христа» (Сибирская евангелическо-лютеранская церковь) в с. Петропавловка Джидинского района, местные власти помогли общине построить свое здание для богослужений [1, с. 83, 84].

МРО «Евангелическо-лютеранский приход Благодати Христовой» входит в «Евангеличе-ско-лютеранскую Церковь Ингрии на территории России». Количество прихожан - около 30 чел. Основной формой миссионерской деятельности является проведение служб как на русском, так и на бурятском, языках, а также распространение вероучительной литературы. Приход имеет детскую воскресную школу.

Одна из самых крупных протестантских деноминаций, получивших распространение в России - баптизм. Относительно нашего региона известно, что последователи баптизма действовали в г. Улан-Удэ в начале 1960-х гг. В отчете уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете министров Бурятской АССР Д.Б. Очиржапова находим свидетельство: «В течение отчетного периода (1961) в пригороде Улан-Удэ, так называемой Лысой горе, выявлена полулегальная группа евангельских хри-стиан-баптистов, которая регулярно (по воскресеньям) собирается у своего руководителя Меркулова Петра Дорофеевича (85 лет, глухой) по ул. 2-й Лысогорской, д. 78. Группа состоит из 15 чел., в основном преклонного возраста и женщины-домохозяйки». [9, с. 171, 172] Община действовала незаконно до 1978 г., когда эта группа решением Совета была зарегистрирована. В их распоряжении имелся молитвенный дом для проведения религиозных собраний и служб. Эта община поддерживала контакты с баптистским центром в Москве и напрямую была связана с баптистами Иркутска, которые оказывали патронажную помощь в совершении обрядов [3, с. 71].

В настоящее время в Бурятии насчитывается пять церквей и около 30 групп российского

Союза евангельских христиан-баптистов (РСЕХБ), которые действуют в г. Улан-Удэ, За-каменске, п. Усть-Баргузине, Баргузине и других населенных пунктах. Работу среди местного населения проводит Совет Церквей ЕХБ.

Определенных успехов достиг адвентизм. Незарегистрированная группа адвентистов седьмого дня существовала в Бурятской АССР с 1970 г. В одном из отчетов М. Мулонова, уполномоченного по делам религий при Совмине Бурятской АССР за 1987 г., упоминается небольшая по численности (8 чел.) община адвентистов седьмого дня, которые проводили свои молитвенные встречи на частных квартирах единоверцев. В 1986 г. в связи с их обращением в Октябрьский райисполком г. Улан-Удэ с просьбой официальной регистрации, им был дан отказ в связи с неполным признанием руководителем общины Д.Г. Арндтом советского законодательства о религиозных культах [10, л. 70-73].

Религиозная организация адвентистов седьмого дня в постперестроечный период значительно выросла, насчитывает более 300 членов (из них ок. 40 чел. - буряты) и является довольно заметным явлением среди протестантских деноминаций [3, с. 124].

Более 30 церквей и религиозных групп церкви христиан веры евангельской, которые входят в Ассоциацию независимых церквей христиан Веры Евангельской, действуют на территории современной Бурятии. География распространения достаточно обширна: г. Улан-Удэ, Северо-байкальск; Баргузинский, Хоринский, Кабан-ский, Кяхтинский, Прибайкальский, Тарбагатай-ский, Мухоршибирский, Селенгинский, Муй-ский, Кижингинский, Окинский, Джидинский районы [12]. Руководство ЦХВЕ в Бурятии состоит из епископа (Боярчук Анатолий Леонидович) и пресвитерского совета (8 чел.).

Общность целей и задач протестантских организаций Бурятии обусловливает схожесть их практик в области миссионерства и социальной активности. Почти все они занимаются довольно активной миссионерской деятельностью, которая осуществляется чаще всего в виде распространения христианской литературы и реже в виде всем нам известного «хождения по домам». Многие общины имеют также религиознообразовательные структуры. Например, у Союза ЦХВЕП Бурятии имеется собственное учреждение профессионального религиозного образования - «Байкальский Библейский Колледж» (директор - Михалева Светлана Петровна) [2, с. 149-152], обучаются в котором, впрочем, отнюдь не только пятидесятники, но и представи-

тели других протестантских деноминаций. Имеются также детские воскресные школы. Например, в МРО «Вифлеем» (г. Улан-Удэ) посещают школу 45 детей.

23 февраля 2013 г. в г. Улан-Удэ, на площади Революции 1905 г. прошел первый в истории города митинг пятидесятников. Всего в нем приняло участие более тридцати человек. По словам одной из верующих, это выступление было направлено на борьбу с одной из главных проблем современного общества - суицидом. Приведем некоторые выдержки из содержания демонстрационных материалов: «Покайтесь!

Скоро суд Божий!», «Смерть и что потом?», «Бурятия, прославь Христа», «У Бога для тебя есть жизнь с избытком», «Бог есть любовь», «Не делай себе никакого зла», «Иисус умер за твои грехи», «Мужья любите своих жен», «Приди к Иисусу, и он спасет тебя», «Почитай отца и мать», «Иисус, благослови Бурятию», «Аборт -это убийство» и др.

Демонстранты раздавали газеты и приглашения на молодежную встречу «Суицид среди молодежи», которая состоялась 2 марта в стенах Дома культуры по ул. Смолина, 30 а. Вход на встречу был свободный, программа была насыщенной, с участием шоу-театра «Тринити», с современной музыкой и реальными историями из жизни людей. Организатором этой встречи выступила региональная общественная благотворительная организация «Источник жизни».

Типичным примером новых религиозных объединений в России является Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, (последователи более известны как мормоны). В Бурятии проповедники Церкви появились в 1990-е гг. В настоящее время в столице проводят активную миссионерскую деятельность американские проповедники в возрасте 20-30 лет. Актив церкви постоянно обновляется [5, с. 82].

Долгое время мормоны действовали в столице республики, не имея собственного культового здания. Однако в 2012 г. улан-удэнские мормоны на месте бывшего кинотеатра «Восток» недалеко от школы №48 в районе Шиш-ковки построили первый в Бурятии храм. Большое внимание община уделяет работе с молодежью, наверное, поэтому бесплатные курсы английского языка, организованные под эгидой церкви, имеют определенную популярность [5, с. 82, 83]. Однако возрастной состав достаточно разнообразен, на молитвенные собрания приходят семьями (дети и их родители, молодые супружеские пары), можно встретить и людей преклонного возраста.

К одному из поздних течений протестантизма относится религиозная организация Свидетелей Иеговы, как и многие другие, она обязана своим возникновением США.

С начала 1960-х гг. иеговисты функционировали в п. Онохой Заиграевского аймака Бурятской АССР. Религиозные собрания проводились в домах верующих, численность приверженцев составляла 10-15 чел. [7, л. 34, 35]. Официальную регистрацию Свидетели прошли лишь в 1990-е гг. На сегодняшний день официально зарегистрированы две общины иеговистов - в г. Гусиноозерск Селенгинского района и в г. Улан-Удэ. Отдельные группы иеговистов функционируют в Усть-Баргузине, Селенгинске, Ка-банске, таким образом, география движения постоянно расширяется.

Культовое здание иеговистов - «Зал Царства» - было построено в 2001 г. Учесть точное количество членов организации довольно сложно, по словам лидеров, приверженцами церкви являются около 500 чел. [1, с. 149-152]. Встречи проходят несколько раз в неделю.

26 марта 2013 г. Свидетели Иеговы Улан-Удэ отметили годовщину смерти Иисуса Христа. Единственный праздник, который разрешено праздновать верующим - Вечеря Господня. Последователи в специальном буклете приглашали присоединиться к ним в этот день и узнать больше о том, почему жизнь и смерть Иисуса имеют такое значение. Более 500 человек присутствовали на празднестве - это молодежь, молодые семьи с детьми, люди преклонного возраста. Организационными вопросами занимаются в основном мужчины. После окончания встречи все присутствующие были приглашены на специальную библейскую речь «Заканчивается ли все со смертью?», которая состоялась 6-7 апреля 2013 г. в Зале Царства Свидетелей Иеговы. В целом необходимо отметить, что Свидетели уделяют особое внимание миссионерской деятельности.

Действуют и новые религиозные движения, которые не имеют официальной регистрации. К примеру, последователи российской церкви Последнего завета Виссариона Христа, американского учения Рона Хаббарда (Церковь саентологии), японского религиозного лидера Секо Аса-хары (Аум Синрике), южно-корейской церкви Объединения, китайского учения Ли Хунчжи (Фалуньгун) и др. Многие из существующих религиозных общин проводят активную пропагандистскую работу, распространяют вероучительную литературу, приглашают всех желающих на молитвенные встречи, участвуют в благотворительных акциях.

Важной особенностью республики как региона, где встречаются западная и восточная традиции, является открытость и восприимчивость к различным религиозным культурам. Сегодня мы наблюдаем различные формы религиозного синкретизма в обычаях и верованиях местного населения, которые являются результатом длительного исторического сосуществования и взаимопроникновения разных культур.

На протяжении двух последних десятилетий

наша страна стала ареной для возникновения и динамичного развития неорелигиозного творчества. Складывается уникальная религиозная ситуация в регионе. Серьезные позиции занимают зарубежные миссионеры из США, Германии, Южной Кореи, Швеции и др. страны, что определяется прежде всего заинтересованностью ведущих европейских держав и геополитической привлекательностью региона.

Литература

1. Атлас современной религиозной жизни России. / отв. ред. М. Бурдо, С. Филатов. - М.; СПб., 2005. Т. 1.

2. Ахмадулина С.З., Варнавский П.К. Христиане веры евангельской (пятидесятники) // Религиозные организации Республики Бурятия: словарь-справочник. - Улан-Удэ, 2011.

3. Бадмаев А.А. Протестантизм и народы Южной Сибири: история и современность / А.А. Бадмаев, Ч.О. Адыгбай, В.А. Бурнаков, Д.М. Маншеев. - Новосибирск, 2006.

4. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах Запада и их влияние на молодежь / Е.Г. Ба-лагушкин. - М., 1980.

5. Баторова Е.Б., Ахмадулина С.З. Нетрадиционные религии в Бурятии (1990-2000-е годы). - Улан-Удэ, 2010.

6. Государственный архив республики Бурятия (ГАРБ). Ф. 11, Оп. 10, Д. 88, Л.50,63; ф. 11, Оп. 10, Д. 90, JI. 71,79; ф. 10, On. 1, Д. 260, Л. 4.; ф. 10, On. 1, Д. 1171, Л.5; ф. 337, Оп. 2, Д. 1108, 70 Л.

7. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Р-6991, Оп.4, Д.30, Л.34-35.

8. Дударенок С.М. Причины распространения нетрадиционных религий в постсоветской России // Культура и культурология на Дальнем Востоке: материалы регион, науч. семинара. (19 ноября 2004 г.). - Владивосток, 2004.

9. Из истории религиозных конфессий Бурятии. XX век: сб. документов. - Улан-Удэ, 2001.

10. Из информации уполномоченного по делам религий при Совмине БУРАССР М. Мулонова председателю Совета по делам религий при Совмине СССР К.М. Хачееву «О деятельности религиозных организаций в республике, 10 декабря 1987 г». ГАРБ. Ф. Р-2028, On. 1, Д. 1270, Л. 70-73.

11. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность / Л.Н. Митрохин. - СПб, 1997.

12. Официальный сайт церкви христиан веры евангельской в Бурятии. Доступ: http://www.hve-bur.ru/main/index.php. Дата обращения: 17.03.2013 г.

13. Религиозные организации Приморского края: словарь-справочник / С.М. Дударенок, М.Б. Сердюк, Д.А. Владимиров. - Владивосток, 2007.

14. Свидетели Иеговы в России. - СПб.: Изд-во Общество Сторожевой башни, Библий и трактатов, 1995.

15. Таевский Д.А. Христианские ереси и секты I -XXI вв.: словарь. - М., 2003.

16. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М., 2003.

Ахмадулина Светлана Зиннатовна, канд. ист. наук, старший преподаватель кафедры истории Отечества, Бурятский государственный университет, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24 а.

Ahmadulina Svetlana Zinnatovna, candidate of historical sciences, senior lecturer, department of homeland history, Buryat State University, 670000 Ulan-Ude, Smolin str., 24 a

УДК 070(091)(571.54)

© С. В. Пономаренко, М.М. Воронова Становление и развитие телевидения в Бурятии

В статье рассматривается процесс становления и развития регулярного телевещания в Бурятии, формирования кадрового потенциала и материально-технического обеспечения, анализируются особенности работы регионального телевидения в советский период.

Ключевые слова: телевидение, трансляция, информация, кадры, материально-техническая база, идеологизация.

S. V. Ponomarenko, М.М. Boronova TV formation and its development in the Republic of Buryatia

This article describes the process of formation and development of regular television broadcasting in the Republic of Buryatia, formation its professional potential and material-technical provision, the features of the work of regional television in the Soviet period are analyzed.

Keywords: television, broadcasting, information, personnel, material-technical base, ideologization.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.