Научная статья на тему 'Православие в Маньчжурии во второй половине 40-х гг. Xx в'

Православие в Маньчжурии во второй половине 40-х гг. Xx в Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
337
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ КИТАЙ / МАНЬЧЖУРИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / ЦЕРКОВЬ / МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ / ЕПАРХИЯ / ПРИХОЖАНЕ / СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ / NORTHERN CHINA / MANCHURIA / ORTHODOXY / CHURCH / MOSCOW PATRIARCHATE / DIOCESE / PARISHIONERS / CLERGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дроботушенко Евгений Викторович

В статье характеризуется история православия на севере Китая во второй половине 40-х гг. XX в. Проводится анализ имеющихся научных и научно-популярных публикаций по поднимаемой проблематике. На основе архивных данных выделяются направления деятельности православной церкви, дается общая характеристика имущественному состоянию, количеству священнослужителей, имеющимся постройкам культового назначения. Делается вывод о двойственности в развитии православия на севере и северо-востоке Китая: наличие определенной деятельности по его популяризации и незначительные объемы миссионерства и хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orthodoxy in Manchuria in the second half of the 40s of the XX-th century

The article characterizes the history of Orthodoxy in the Northern China in the second half of the 40s of the XX-th century. The analysis of the available scientific and popular publications on the raised issue is made. Based on archival data the directions of the Orthodox Church activities are highlighted, the general characteristics on wealth, a number of priests and existing buildings for religious services are given. The conclusion of the duality in the development of Orthodoxy in northern China is drawn: the presence of some activity on its popularization, and minor amounts of missionary work and economic activity.

Текст научной работы на тему «Православие в Маньчжурии во второй половине 40-х гг. Xx в»

Митыпова Гунсема Сандаковна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Бурятии. Бурятский госуниверситет. 670000. г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

Mitypova Gunsema Sandakovna, doctor of historical sciences, professor, department of history of Buryatia. 670000. Ulan-Ude, Smolin str., 24 a.

УДК 281.9(510)

© E.B. Дроботушенко Православие в Маньчжурии во второй половине 40-х гг. XX в.*

* Работа выполнена в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», мероприятие 1.2.2., гуманитарные науки, проведение научных исследований научными группами под руководством кандидатов наук, проект «Роль православия в формировании культурного пространства Приграничья России, Северного Китая и Монголии».

В статье характеризуется история православия на севере Китая во второй половине 40-х гг. XX в. Проводится анализ имеющихся научных и научно-популярных публикаций по поднимаемой проблематике. На основе архивных данных выделяются направления деятельности православной церкви, дается общая характеристика имущественному состоянию, количеству священнослужителей, имеющимся постройкам культового назначения. Делается вывод о двойственности в развитии православия на севере и северо-востоке Китая: наличие определенной деятельности по его популяризации и незначительные объемы миссионерства и хозяйствования.

Ключевые слова: Северный Китай, Маньчжурия, православие, церковь, Московский Патриархат, епархия, прихожане, священнослужители.

Е. V. Drobotushenko Orthodoxy in Manchuria in the second half of the 40s of the XX-th century

The article characterizes the history of Orthodoxy in the Northern China in the second half of the 40s of the XX-th century. The analysis of the available scientific and popular publications on the raised issue is made. Based on archival data the directions of the Orthodox Church activities are highlighted, the general characteristics on wealth, a number of priests and existing buildings for religious services are given. The conclusion of the duality in the development of Orthodoxy in northern China is drawn: the presence of some activity on its popularization, and minor amounts of missionary work and economic activity.

Keywords: Northern China, Manchuria, Orthodoxy, Church, Moscow Patriarchate, diocese, parishioners, clergy.

История православия, став предметом активного изучения в последнем десятилетии XX -начале XXI в., имеет еще немало неисследованных или малоисследованных аспектов. Одним из них является история развития православной церкви в Северном и Северо-Восточном Китае в XX в. Данная проблематика особенно актуальна для изучения в связи с постоянно расширяющимся российско-китайским взаимодействием, как на межгосударственном, так и на межрегиональном уровнях. Интересно изучение православия на севере Китая в связи с тем, что его немногочисленные современные последователи являются потомками российских мигрантов, приехавших в Китай в конце XIX - первой половине XX в.

Научной, научно-популярной и публицистической литературы по истории православия в Маньчжурии в названное время немного. Это разрозненные работы самого разного плана, которые не дают общего представления об особенностях существования православной церкви

в регионе. Для серьезного исследователя многие из них дают скорее дополнительный иллюстративный материал. Несомненно, это работы одного их главных специалистов по истории православия в Китае протоиерея Дионисия (Позд-няева). Это известнейший труд «Православие в Китае», который дает общее представление о развитии данной религии в стране и анализирует особенности деятельности православной церкви в разных регионах. В контексте же данной работы особый интерес вызывает публикация «Церковная жизнь в Маньчжурии в начале XX в.». Хронологически она заканчивается 1922 г. Это начало формирования того института православной церкви, который мы увидим в 40-е гг. Особенность работ Дионисия (Поздняева) в том, что написанные научным стилем они часто не содержат ссылок на источники. Серьезный исследователь сразу определит, что, к примеру, в основе главы по православию в Синьцзяне работы «Православие в Китае» лежит доклад о состоянии православия в провинции одного из по-

следних православных священников региона игумена Софрония (Иогеля), написанный им в Отдел внешних сношений Московской Патриархии 30 сентября 1960 г. Однако некоторые факты, вызывающие особый интерес, без ссылок трудно находят подтверждение или более подробное раскрытие [17; 19; 20].

Общая характеристика православия в Китае с упором на отдельные аспекты делается в объемной работе «Христианство в Китае: история и современность» В.Г. Дацышена. Особенность работы в том, что история православия представлена отрывочно, не создана целостная картина его развития с момента появления и до современности, без выделения каких-либо этапов и аспектов [Дацышен].

Можно назвать некоторые работы С.Н. Бако-ниной, которые анализируют развитие православия на Дальнем Востоке и в Китае в 20-е гг. XX в. Хронологически данное время не относится к рассматриваемому в данной статье, однако по данным публикациям можно проследить начало складывания общих тенденций развития православия, которые найдут развитие в дальнейшем. Интересной для нашего исследования могла бы стать работа с замечаниями по биографии будущего митрополита Харбинского и Маньчжурского Нестора (Анисимова), однако она заканчивается 1919 г. и может дать материал о духовных основах личности Нестора [5; 6; 7 и

др]-

Отдельные аспекты православной истории рассматриваемого региона, несомненно, затрагиваются, в исследованиях по истории российской эмиграции в Китае. Здесь одними из ведущих специалистов являются Н.Е. Аблова, Ю.В. Аргудяева, Е.В. Аурелене и др. В работах характеризуется социальный состав российской эмиграции в Китае, а одной из характеристик социального пространства является конфессиональная принадлежность. Основную массу эмигрантов составляли православные. На фоне общей характеристики особенностей жизни в эмиграции исторически оцениваются некоторые аспекты, связанные с православием [1; 2; 3; 4 и др.].

Среди других авторов, в разной степени посвятивших себя изучению православия в Северном и Северо-Восточном Китае, можно назвать B.C. Русак, Ю.С. Федорову, А.С. Панкова и др. Однако здесь остается та же проблема, что отмечена нами выше. Авторы в основном рассматривают период 20-30-х гг. XX в. [24; 28; 30 и ДР-]-

Во всемирной сети можно встретить незначительное количество публикаций в контексте

проблематики нашего исследования, не несущих в себе авторства, но содержащих богатый материал. Примером может служить статья «Последний архипастырь Маньчжурии». Она характеризует православное служение, в частности, в Китае будущего архиепископа Константинопольского Никандра (Викторова). В Китае он некоторое время занимал кафедру епископа Ци-цикарского [23; 26 и др.].

Отдельная информация, носящая дополнительный, иллюстративный характер представлена в различных интервью. Примером может служить интервью Советника по культуре посольства Российской Федерации в Пекине, данное им газете «Русская мысль» в 2001 г. [29 и ДР-]-

Особенность имеющихся научных и научно-популярных публикаций, интервью, биографий в том, что в них часто повторяются основные вехи развития православия в Северном и Севе-ро-Восточном Китае, данные, которые относительно широко известны.

Оговоримся также, что имеющиеся обобщающие работы по истории Северо-Восточного Китая практически не содержат информацию по истории развития на данной территории православия или же представленные данные отрывочны и общей картины не дают [21; 22 и др.].

Основой исследования по поднимаемой проблематике являются документы, хранящиеся в фондах Государственного архива Российской Федерации. Пожалуй, главным источником информации по истории православия на территории Маньчжурии являются наблюдательные дела Отдела по делам центрального управления церквей Совета по делам Русской православной церкви. Причем в названии значительной части отчетов территориально звучит именно Маньчжурия. Также выделим дела, озаглавленные «Материалы по православию в Китае». Следует сказать, что отдельных специальных дел, посвященных названной территории Северного Китая, нет. Вероятно, это связано с незначительными объемами деятельности православной церкви в данном регионе. Наблюдательные дела относятся к Маньчжурии и некоторым иным близлежащим территориям, Корее или Японии [9; 10; 11; 12; 13; 14; 15идр.].

Наблюдательные дела дают исследователю самую разнообразную информацию. Это основные аспекты деятельности за определенный период времени, количество церквей, монастырей, финансовое состояние церкви. Данные дела содержат переписку руководства Московского Патриархата с китайскими иерархами право-

славной церкви, с Экзархом Восточной Азии.

Следует отметить, что наблюдательные дела по Маньчжурии территориально охватывают Северный и Северо-Восточный Китай. По некоторым данным, на всей территории страны после революционных события 1917 г. оказалось до 300 тыс. российских мигрантов. Только в 20-30-е гг. XX в., опять же, по некоторым данным, в три страны - Китай, Монголию и Персию -эмигрировало около 500 тыс. чел. [27, с. 30]. Четкие цифры по Китаю исследователями не приводятся, однако на основе имеющихся сведений можно выделить районы расселения российских мигрантов. Это Западный Китай с центром в Кульдже, Восточный Китай с центром в Шанхае и Северный, Северо-Восточный Китай с центром в Харбине. Главным объектом нашего интереса является последний. Помимо него -это территория вокруг КВЖД.

Хронологические рамки исследования определены следующими размышлениями. Несмотря на определенное потепление отношения светских властей к православной церкви после 1943 г., создание Совета по делам Русской православной церкви, начало процесса открытия церквей, часовен и молитвенных домов на территории СССР, позитивные изменения в деятельности православной церкви в Китае не происходят. В истории развития православия в Китае в 30-40-е гг. XX в. сложно выделить какую-либо временную границу, которая серьезными событиями изменила бы положение православия. Однако одно событие даже не всекитайского, а регионального масштаба в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона произошло. Это переход православной церкви в ведение Московского Патриархата и создание Восточноази-атского Экзархата Русской православной церкви. Его возглавил митрополит Нестор (Аниси-мов). Важным стал и переход Российской духовной миссии в Китае под руководство Московского Патриарха. Это положило конец тем распрям, которые раздирали православную церковь в Китае. В их основе - противоречия между сторонниками перехода к Московской патриархии и сторонниками подчинения заграничному Синоду, возглавляемому Анастасием (Гриба-новским). Это, в частности, отмечается и в некоторых архивных документах [9, л. 2].

За основу выделения первой хронологической границы можно взять и еще один критерий - появление первых отчетов о состоянии православия в Маньчжурии. Серьезного объемного блока фактографических данных по поднимаемой проблеме не было вплоть до 1948 г. В од-

ном из писем митрополита Нестора на имя Патриарха Алексия отмечается, что тогда только приступили к формированию данных по Харбинской епархии. Одной из причин, почему это не было сделано ранее, называют особые условия жизни в Маньчжурии [12, л. 14].

Вторая граница определяется нами, исходя из последнего формального года нахождения у правления Харбинской епархией первого экзарха Восточноазиатского Экзархата Нестора (Ани-симова) - 1950 г. Хотя оговоримся, что с августа 1948 г. временным управляющим епархии был Никандр (Викторов). Названные годы - это время оттока российских мигрантов с территории Северного Китая, сложное время для выживания православия в регионе. Отметим, что 1950 г. -это также время появления предложения советского консула в Китае тов. Тихвинского об объединении Духовной миссии в Пекине и Восточноазиатского Экзархата в Маньчжурии в единый церковный центр с нахождением в Пекине [16, л. 28].

Методология работы строится на использовании методов сбора и анализа архивного материала, а также историографического анализа имеющихся научных и научно-популярных публикаций.

Главной мыслью, возникшей после изучения значительного количества архивных источников и определившей дальнейшую исследовательскую работу, стал вывод о том, что православная церковь в Китае во второй четверти XX в. не получила должного, активного развития. Причина этого, на наш взгляд, во многом лежит во внутреннем разладе в среде китайских иерархов православной церкви, в отсутствии общей позиции по вопросу развития православия, в наличии разногласий по поводу вопросов руководства православием на Севере Китая. Однако, несмотря на это, по нашему мнению, говорить о том, что православная церковь в рассматриваемое время на северных территориях Китая находилась в состоянии стагнации, будет несправедливым. В отдельные периоды времени, по отдельным направлениям движение в сторону развития было.

Одно из направлений деятельности православной церкви на территории Северного и Се-веро-Восточного Китая - это поддержание в действующем состоянии имеющихся построек культового назначения, а так же строительство и освящение новых. Примером такого вида деятельности является проявленная инициатива митрополита Харбинского и Маньчжурского Нестора о постройке в г. Дальнем собора Алексан-

дра Невского [12, л. 9].

В связи с тем, что финансовое состояние православной церкви на севере Китая, мягко говоря, оставляло желать лучшего, церковным иерархам, возглавлявшим православие в Китае, приходилось изыскивать дополнительные средства. В отдельные годы значительную поддержку оказывал Московский Патриархат при содействии Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР (с 1946 г., до того - при Совете Народных Комиссаров).

Так, на нужды по поддержанию православия на севере Китая московским Патриархатом Русской православной церкви при поддержке главы Совета по делам РПЦ в 1948 г. было выделено около 9 500 долл. [д. 434, л. 7]. В то же время следует отметить, что существовали определенные сложности с переводом денег в Китай. Об этом говорится в одном из секретных писем Председателя Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР. Г. Карпова в Министерство иностранных дел. Однако как руководство Московской Патриархии, так и светские власти делали все возможное для поддержки православия в Китае, изыскивая пути предоставления средств иерархам православной церкви. В 1946 г. была выделена значительная сумма в 55 ООО дол. на выкуп храма в Шанхае [13, л. 7; 14, л. 14]. Территориально данный факт не относится к рассмотрению в рамках данной статьи, однако он характеризует политику советских властей и Московской Патриархии по поддержанию православия в Китае.

Бедственное финансовое положение институтов православной церкви в Китае можно проследить по просьбам о денежной поддержке, в которых прописывается постоянная нехватка средств [14, л. 1].

Финансовое состояние постепенно ухудшалось, начиная с 20-х гг. XX в. То же происходило и с имущественной составляющей православной церкви. Причем касается это не только Северного Китая. Так, только в Пекине к началу 20-х гг. XX в. православной церкви принадлежали: мыловаренный завод, кузнечно-слесарная мастерская, бумажная и кожевенная фабрики, ковровая мастерская, прачечная и шелковое производство, гальванопластическая и живописная мастерские. Согласно Справки Министерства иностранных дел об имуществе православной церкви за границей, к середине 40-х гг. XX в. ничего этого не осталось. Имущество постепенно было передано в ведение «белоэмигрантского» «заграничного архиерейского Синода» [8, л. 34; 16, л. 25]

Продолжалось в рассматриваемый период времени развитие миссионерской деятельности. В одном из писем митрополита Нестора на имя Патриарха Алексия отмечалось, что в целях развития миссионерства в Харбине бывшее Пекинское подворье - Св. Благовещенский храм переименован в миссионерскую Благовещенскую церковь. Тогда же сделана попытка открытия миссионерской школы-приюта для китайских детей. Начальником китайской Духовной миссии протоиреем Даниилом (Хэ) по данному вопросу подавалось ходатайство в муниципалитет г. Харбин, которое было отклонено [12, л. 1].

Несмотря на отказ в открытии миссионерской школы, такое значимое направление деятельности православной церкви на севере Китая как образование нашло свое определенное развитие. Действовал лицей князя Александра Невского, в котором обучалось около 170-180 чел., основная масса проживала в действующем при нем интернате. Только преподавателей работало одновременно до 19 чел. Содержание лицея осуществлялось частично за счет Общества Красного Креста и Красного Полумесяца - около 1 000 000 юаней в месяц, за счет отдела народного образования - более 390 000 юаней в месяц за счет некоторых обучающихся. Сама православная церковь тратила на содержание лицея, несмотря на сложное финансовое положение, около 1 500 000 юаней в месяц [12, л. 13].

Установившиеся постоянные связи православной церкви в Китае с Московской Патриархией, помимо прочего, привели к поступлению в Китай православной печатной продукции. Во многих архивных делах можно встретить упоминания о посылке из Москвы в Харбин на имя митрополита Нестора (Анисимова) и на имя епископа Цицикарского Никандра (Викторова) журналов Московской Патриархии [12, л. 10].

Наряду с характеристикой материальной составляющей деятельности православной церкви на севере Китая, остановимся и на ином аспекте. Это характеристика священнослужителей. В отдельных архивных документах встречаются данные о злоупотреблениях православных священников, неполном и некачественном исполнении ими своих обязанностей [10, л. 3]. Данные факты, на наш взгляд, не способствовали активному развитию православия в регионе.

Важным является и то, что православная церковь в Китае носила разрозненный характер. К концу 40-х гг. XX в., по сути, самостоятельное руководство осуществляли на части территории Китая три церковных иерарха: экзарх Никандр -в Харбине, архиепископ Виктор - в Пекине,

протоиерей Д. Млодзяновский - в Кульдже [14, л. 14]

Отдельно следует сказать о политике китайских властей. Она постепенно менялась от принятия православия, как и иных религий, через появление конфликтов, к запрету религиозных учений. На протяжении достаточно длительного времени второй половины 40-х гг. XX в. появлялась информация о нежелании китайских властей идти на контакт с православным духовенством. Помимо этого в архивных документах встречаются сведения о существовании разговоров, в контексте которых обсуждался вопрос передачи строений православной церкви, в частности, культового назначения, в пользование китайским гражданам. В одном из номеров газеты «Вечерняя Москва» опубликовано Заявление представителя генерального штаба китайской Народно-освободительной армии об убийстве в Китае двух американских миссионеров. Шла речь о наличии слухов о том, что Народно-освободительная армия «...хочет уничтожить католическую церковь в Севером Китае». Несмотря на то, что речь шла о католической церкви, общая ситуация в отношениях власти и религиозных организаций была далека от идеальной [12, л. 13,29].

Сложности в осуществлении деятельности православной церкви в Китае привели к появлению в 1950 г. упомянутого выше предложения об объединении Духовной миссии в Пекине и Восточноазиатского Экзархата в единый церковный центр православия с руководством из Пекина [16, л. 28]. Начинается новый этап существования православия в Китае в целом и на севере страны, в частности.

Таким образом, развитие православия в Маньчжурии во второй четверти XX в. носило

двойственный характер. С одной стороны, внутренние противоречия, противоборство разных сторон, значительный возраст иерархов, малое количество священнослужителей, незначительное число среди них местного происхождения, политика китайских властей, отток российских мигрантов с территории Северного Китая (основы социальной общности прихожан православной церкви) делали серьезное развитие православия в регионе невозможным. С другой стороны, несмотря на отмеченные негативные составляющие, православие на севере Китая развивалось. В рабочем состоянии поддерживались сохраненные за православной церковью храмы, велось преподавание в церковных учебных заведениях. Однако общая тенденция, наметившаяся в 20-30 гг. XX в. продолжилась в 40-е гг. Это постепенный упадок православия, который со временем приведет к практически полному его исчезновению в регионе. Оно останется на бытовом уровне в семьях потомков русских по происхождению мигрантов и потомков крещеных китайцев.

При характеристике православия в Китае будут интересны данные по развитию в стране католицизма и протестантизма. В развернутом виде они приводятся в статье для журнала Московской Патриархии «Работа католиков и протестантов в Китае» от 1950 г. Помимо прочего, в ней даются данные за 30-е гг. XX в., которые позволяют говорить о значительных объемах деятельности католических и протестантских миссионеров. Из материалов статьи складывается представление о том, что деятельность православной церкви носила не просто значительно менее активный характер, она выглядела испытывающей большие трудности.

Литература

1. Аблова Н. Е. История КВЖД и российской эмиграции в Китае (первая половина XX в.). - Минск: Изд-во БГУ, 1999. -316 с.

2. Аблова Н. Е. КВЖД и российская эмиграция в Китае. Международные и политические аспекты истории (первая половина XX в.). - М.: Русская панорама, 2005. - 432 с.

3. Аргудяева Ю. В. Русские старообрядцы в Маньчжурии. - Владивосток: ИИАЭ народов Дальнего Востока ДВО РАН, 2008.-400 с.

4. АуреленеЕ. Е. Особенности адаптации эмигрантов в 1920-1950-е годы //Россия и АТР. -2004. -Вып. 3. -С. 94-101.

5. Баконина С. Н. Конфликт на КВЖД и церковная жизнь Маньчжурии в 1929 году // Усиление Китая: внутренние и международные аспекты // Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы: тезисы докладов XV Междунар. науч. конф. (Москва, 27-29 сентября 2005 г.). - М.: Ин-т Дальнего Востока РАН, 2005. - Ч. 2. - С. 55-58.

6. Баконина С. Н. Русская православная церковь на Дальнем Востоке. Организация церковного управления за границей в 1921-1922 гг. // Материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Благовегценск-Хайхэ, 17-18 мая 2012 г.). - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2012. - С. 3-9.

7. Баконина С. Н. «Церковник, а не политик...»: несколько замечаний о биографии митрополита Нестора (Анисимова) // Седмица.ру URL: http://www.sedmitza.ru/data/033/997/1234/99 108.pdf (дата посещения: 24.03.2013).

8. ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. Р-6991, Оп. 1, Д. 146.

9. ГАРФ. Ф. Р-6991, Оп. 1, Д. 276.

10. ГАРФ. Р-6991, Оп. 1, Д. 434.

Ахмадулина С.З. Миграция религий: новые религиозные объединения в постсоветской Бурятии

11.ГАРФ. Р-6991, Он. 1, Д. 277.

12. ГАРФ. Р-6991, On. 1, Д. 433.

13.ГАРФ. Р-6991, Он. 1, Д. 570.

14. ГАРФ. Р-6991, On. 1, Д. 588.

15. ГАРФ. Р-6991, Он. 1, Д. 589.

16. ГАРФ. Р-6991, On. 1, Д. 604.

17. ГАРФ. Ф. Р-6991, Он. 2, Д. 300.

18. Дацышен В. Г. Христианство в Китае: история и современность. - М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2007. - 240 с.

19. Дионисий (Поздняев). Православие в Китае (1900-1997) // Русское небо. URL: http://www.rus-skv.com/historv/librarv/pozdvaev/ (дата посещения: 24.03.2013).

20. Дионисий (Поздняев) Церковная жизнь в Маньчжурии в начале XX века // Китайский благовестник. - 1999. - № 2. URL: http://www.Chinese.orthodoxy.ru/russian/kb2/History 1.html (дата обращения: 24.03.2013)

21. История Северо-Восточного Китая XVII-XX вв. Маньчжурия в эпоху феодализма (XVII - начало XX в.). - Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1986. - Кн. I. - 424 с.

22. История Северо-Восточного Китая XVII-XX вв. Северо-Восточный Китай в 1945-1978 гг. - Владивосток: ДВО РАН, 2004.-Кн. 3.-343 с.

23. Наши харбинские пастыри // Сибирская православная газета. - 2003. - № 3. URL: http://www.ihtus.ru/92003/hi2.shtml (дата обращения: 25.03.2013)

24. Панков А.С. Православие в Маньчжурии в 1920-1950-е годы: к постановке проблемы // Молодежь и наука: материалы VI Всерос. науч.-техни. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2010/section7.html (дата обращения: 24.03.2013)

25. Дионисий (Поздняев) Православные духовные школы Маньчжоу-Го // Пу И: Жизнь императора. URL: http://pu-vi.narod.ru/pravoslavie.html (дата обращения: 25.03.2013)

26. Последний архипастырь Маньчжурии // Архангельская и Холмогорская епархия. URL: http://www.arh-eparhia.ru/history/lost rehcs/index.php?EPEMENT ID=67 (дата обращения: 24.03.2013)

27. Пеньковский Д. Д. Предпосылки эмиграции казачества на завершающем этапе гражданской войны // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2006. - № 4. - С.29-32.

28. Русак В. С. Православие в Китае в XX веке // Макарьевские чтения: материалы VIII Междунар. конф. (21-23 ноября 2009 г.). - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. - С. 294-319.

29. Русские в Китае // Русская мысль. - Париж. - 2001. 13 сентября // Библиотека RIN.RU URL: http://lib.rin.ru/doc/i/73362pl.html (дата обращения: 25.03.2013)

30. Федорова Ю.С. Русская православная церковь в Северо-Восточном Китае. 20-30-е годы XX в. // Федеральный портал Protown.ru URL: http://r2russia.far.ru/page/stu2 85.html (дата обращения: 24.03.2013)

Дроботушенко Евгений Викторович, кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии, декан исторического факультета Забайкальского государственного университета. 672007. Забайкальский край, г. Чита ул. Чкалова, д. 154.

Drobotushenko Evgeny Victorovich, candidate of historical sciences, associate professor, department of political science, Dean of the historical faculty, Zabaikalsky State University. 672007. Zabaikalsky territory, Chita, Chkalov str., 154.

УДК 2-63(571.54)

© С.З. Ахмадулина

Миграция религий: новые религиозные объединения в постсоветской Бурятии

Статья посвящена вопросу появления и распространения новых религиозных организаций в Республике Бурятия. Особое внимание уделяется анализу сопоставительной характеристики современной религиозной ситуации в республике на основе включенного наблюдения автора.

Ключевые слова: нетрадиционные религии, новые религиозные организации, миграция религий, Республика Бурятия.

C.Z. Akhmadulina

Migration of religions: new religious organization in the post-Soviet Buryatia

The article is devoted to the issue of appearance and dissemination of unconventional religions in the Republic of Buryatia. The special attention is paid to the analysis of the comparative characteristic of modern religious situation in the republic on the basis of the author's involved observation.

Keywords: unconventional religions, new religious organizations, migration of religions, Republic of Buryatia.

В современном мире важную роль в жизни общества играет религия. Религиозные предпочтения определяют не только мировоззренческую позицию, но и поведенческие характеристики

людей. Известный американский политолог С. Хантингтон в своей работе «Столкновение цивилизаций» обосновал идею «третьей волны» демократии в мире, где предположил, что 21-е

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.