Научная статья на тему 'Христианские секты в послевоенной Бурятии (по материалам государственного архива Республики Бурятия)'

Христианские секты в послевоенной Бурятии (по материалам государственного архива Республики Бурятия) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
246
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИСЬМЕННЫЙ ИСТОЧНИК / ПРОТЕСТАНТЫ / БАПТИСТЫ / ПЯТИДЕСЯТНИКИ / СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ / ЗАПАДНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ / БУРЯТСКАЯ АССР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савельев Лександр Андреевич

Статья посвящена характеристике региональных архивных источников по истории христианских (протестантских и постпротестантских) общин, или, как они обозначались практически во всех документах исследуемого периода, сект, последователи которых проживали на территории Бурят-Монгольской (с 1958 года Бурятской) АССР в 1940-1980-е гг. Основной массив документов по указанной проблематике выявлен в Государственном архиве Республики Бурятия. В архивных фондах содержится большое количество ранее неопубликованных источников, которые исследуются в настоящей работе. В документах достаточно подробно излагаются отдельные стороны бытования указанных религиозных образований в исследуемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Христианские секты в послевоенной Бурятии (по материалам государственного архива Республики Бурятия)»

УДК 94

Савельев Александр Андреевич

аспирант. Института монголоведения, буддологии и тибетологии БНЦ СО РАН amenhotep@_mail. ru Alexander A. Savelyev Graduate student.

Institute of a mongolovedeniye, buddologiya and tibetologiya of BNTs of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science amenhotep@_mail .ru

Христианские секты в послевоенной Бурятии (по материалам Государственного архива Республики Бурятия)

Christian sects in postwar Buryatia (based on the State Archive of the Republic of Buryatia)

Аннотация: Статья посвящена характеристике региональных архивных источников по истории христианских (протестантских и постпротестантских) общин, или, как они обозначались практически во всех документах исследуемого периода, сект, последователи которых проживали на территории Бурят-Монгольской (с 1958 года - Бурятской) АССР в 1940-1980-е гг. Основной массив документов по указанной проблематике выявлен в Государственном архиве Республики Бурятия. В архивных фондах содержится большое количество ранее неопубликованных источников, которые исследуются в настоящей работе. В документах достаточно подробно излагаются отдельные стороны бытования указанных религиозных образований в исследуемый период.

Ключевые слова: письменный источник, протестанты, баптисты, пятидесятники, Свидетели Иеговы, Западное Забайкалье, Бурятская АССР.

Annotation: Article is devoted to the regional archival sources for the history of Christian (Protestant and postprotestant) communities, or, as they were designated in the Soviet period, sects, whose followers lived in the Buryat-Mongol (1958 - Buryat) ASSR in 1940-1980-ies. The bulk of the documents on the specified issues identified in the National Archives of the Republic of Buryatia. The archive contains many previously unpublished sources, which are investigated in this paper. The documents detail the individual aspects of the life of religious education in the analyzed period.

Keywords: written source, Protestants, Baptists, Pentecostals, Jehovah's Witnesses, West Transbaikalia, the Buryat ASSR.

Проблема выявления и всестороннего изучения комплекса источников, характеризующих религиозную ситуацию Западном Забайкалье, приобретает для исследователей все большее значение. Религиозная история данного региона в настоящее время изучается достаточно активно, однако внимание исследователей привлекают в основном традиционные для Бурятии конфессии - православие, древлеправославие (старообрядчество), буддизм, шаманизм. Довольно редкими являются источниковедческие работы на конфессиональную тематику. Наиболее полное исследование источникового

комплекса по вопросам государственной политики в отношении старообрядцев Байкальского региона проведено С.В. Васильевой [1].

С недавнего времени стали появляться исследования и по истории нетрадиционных религиозных общин или сект в Бурятии (Н.А. Аюрова, С.З. Ахмадуллина) [2], при этом источниковедческий аспект проблемы затронут в них лишь частично, тогда как многочисленные документы и иные материалы, содержащие ценные сведения по истории христианских сект в Западном Забайкалье, требуют тщательного анализа и ввода их в научный и практический оборот.

В настоящей работе сделана попытка обзора источников по истории христианских (в основном протестантских и постпротестантских) сект в послевоенной Бурятии вплоть до начала 1990-х гг., содержащихся в фондах Государственного архива Республики Бурятия (ГАРБ). В отношении данных религиозных общин нами применяется термин «секта» исходя из его классического определения [3] как небольшой и достаточно закрытой группы верующих, отделившихся от основной конфессии и ей себя противопоставляющих, при этом данный термин не носит в нашем исследовании негативной окраски.

В ходе изучения архивных источников исследуемого периода установлено, что основной термин, который использовался как в официальных документах государственных структур, сохранившихся в архивах, так и в материалах периодической печати и иных печатных изданиях - это как раз «секта». Зачастую указанный термин не носил отчетливо негативного смысла, а использовался по причине отсутствия альтернативной терминологии. Помимо этого к исследуемому явлению применялись такие определения, как «община», «группа».

Еще в годы Великой Отечественной войны руководство СССР в целях консолидации советского общества, значительная часть которого оставалась религиозной, делает ряд шагов к либерализации конфессиональной политики. Однако контроль государства за церковной деятельностью не был ослаблен. 14 сентября 1943 г. постановлением Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР создан Совет по делам Русской Православной церкви», а 19 мая 1944 г. - Совет по делам религиозных культов при СНК СССР. В 1966 г. эти органы объединились в Совет по делам религий при Совете министров (далее - СМ) СССР (далее - СДР).

Вновь созданные структуры были ответственны за реализацию государственной конфессиональной политики на территории СССР и имели своих уполномоченных во всех субъектах страны. В Бурят-Монгольской АССР (с 1958 г. - Бурятской АССР) уполномоченным по делам религиозных культов был назначен Н.Г. Гармаев, в конце 1950- х гг. - Д.Б. Очиржапов, а в начале 1980-х гг. М. Мулонов. В фондах ГАРБ выявлен целый ряд составленных ими документов отчетного и справочного характера.

Основу источниковой базы составили содержащиеся в ГАРБ письменные источники - делопроизводственные материалы, к которым относятся циркулярные документы по линии религиозных культов, поступавшие из центральных подразделений СДР при СМ СССР, квартальные и годовые отчеты уполномоченного по делам религий, рабочие и справочные материалы, составляемые уполномоченным, решения местных органов исполнительной власти о регистрации религиозных общин.

Значительным по объему информации архивным источником по истории христианских сект Бурятии в послевоенный период является фонд Совета министров БАССР (Р-248). Однако основные сведения как о традиционных, так и о нетрадиционных религиозных объединениях содержатся в фонде Уполномоченного Совета по де-

лам религиозных культов при Совете Министров СССР по БАССР ГАРБ (Р-1857). Указанный фонд изучен нами практически полностью.

Наиболее полные сведения по интересующей нас проблематике содержат отчеты уполномоченного. Указанные документы представляли собой, как правило, машинописный текст, содержащий статистические сведения, результаты наблюдений самого уполномоченного, материалы его бесед с теми или иными интересовавшими его лицами, фрагменты отчетов религиозных организаций. Отчет делился на разделы, которые были посвящены той или иной религиозной организации. Имелись разделы, посвященные евангельским христианам баптистам, пятидесятникам, адвентистам. В ряде отчетов имелся раздел «Другие секты», содержащий информацию о религиозных группах, пребывание которых в Бурятии того времени не носило устойчивого характера (например, Свидетели Иеговы). Из документов фонда выявлено, что представители христианских сект западного происхождения - Свидетели Иеговы и пятидесятники появились на территории БМАССР вместе с партиями ссыльных литовцев и молдаван в конце 1940-х гг., Основной их приток, судя по документам, пришелся на вторую половину 1940-х - начало 1950-х гг. Возвращение на родину депортированным разрешают только в 1955 г., а к 1958 г., по данным МВД БМАССР, на территории республики осталось 1100 человек спецпоселенцев взрослого населения, из которых практически все были верующими [4. Оп. 4. Д. 104. Л. 47]. Поэтому можно говорить лишь о примерной численности среди них последователей христианских сект, поскольку такой статистики надзорным ведомством не велось.

В отчете за 1959 г. содержится первое с 1929 года [4. Оп. 3. Д. 54. ЛЛ. 1, 11] упоминание о группе евангельских христиан баптистов в г. Улан-Удэ: «В течение отчетного периода в пригороде г. Улан-Удэ, на так называемой Лысой горе, выявлена полулегальная группа Евангельских христиан баптистов, которые регулярно (по воскресеньям) собираются у своего руководителя Меркулова Петра Дорофеевича (85 лет, глухой) по ул. 2-ой Лысогорской, 78. Группа состоит из 15 человек, в основном - лица преклонного возраста и женщины - домохозяйки. Проповедник Меркулов и его помощник Матвеев вызывались на беседу, и существование общины и ее регулярные собрания они не отрицают. На будущее предполагается вести работу, направленную на разложение общины» [4. Оп. 4. Д. 105. Л. 67]. В отчете за 1960 год появляется сообщение об обнаруженной на станции Онохой Заиграевского района группе сектантов - иеговистов численностью 11 человек. Свидетели Иеговы, по данным отчета, вели замкнутый образ жизни, ничем себя не проявляли и связей с другими сектами не имели.

В соответствии с постановлениями ЦК КПСС от 13 января 1960 г. «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах» и СМ СССР от 16 марта 1961 г. «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах» уполномоченные на местах должны были усилились свой контроль. Постановление Президиума ВС РСФСР от 4 мая 1961 г. дало возможность властям выселять активных деятелей религиозных сект в отдаленные места, к которым, очевидно, относилось и Забайкалье. С 1962 года отчеты уполномоченного становятся более полными, развернутыми и содержат больше деталей.

Отчет уполномоченного за 1962 год содержит сведения о прибывшем из Челябинска в Улан-Удэ представителе не существовавшей здесь ранее общины пятидесятников (современное наименование - Христиане веры евангельской - пятидесятники) П. А. Энс, немец по национальности. В отчете содержатся сведения о том, что в Челябинске, откуда прибыл Энс, община пятидесятников была разгромлена, а его единоверцы

Буллер, Шеллинг и др. были осуждены, а сам он уехал, по-видимому, также опасаясь привлечения к уголовной ответственности. По данным отчета, Энс начинает активную работу по сколачиванию в Улан-Удэ пятидесятнической секты, в основном из местных баптистов. К ноябрю 1962 г. он привлек 14 женщин, и, несмотря на предупреждения властей, проводил собрания на квартире, либо в лесу [5. Оп.1. Д. 33. Л. 27].

Энс намеревался узаконить секту путем «водного крещения». Для этого на собранные с членов группы деньги он пригласил пастора пятидесятников А.А. Реппа из Алма-Аты. Однако «водное крещение» было запрещено властями, и в итоге не состоялось. Это событие нашло свое отражение на страницах прессы - в газете «Правда Бурятии» за 1962 г. вышла статья И. Николаева «Водное крещение не состоялось» [6. С.

4].

В декабре 1962 г. над пятидесятниками был организован суд общественности. В последующем, 27 июля 1963 г. Энс был осужден по ст. 227 УК РСФСР к 5 годам лишения свободы с содержанием в исправительно-трудовом лагере строгого режима, сведения о чем имеются в фонде Р-1857 ГАРБ [5. Оп.1. Д.33. Л.29].

В 1965 г. в пригороде Улан-Удэ насчитывалось 13 пятидесятников и 16 баптистов, к тому же на станции Онохой Хоринского района продолжала существовать группа Свидетелей Иеговы в составе 10 человек. Решением СДР было решено усилить контроль за этими общинами. На протяжении второй половины 60-х гг., по сообщениям совета по делам религий, вышеозначенные группы сектантов активно себя не проявляли, а их численность оставалась на прежнем уровне, либо сокращалась.

В отчете уполномоченного за 1970 г., сообщается, что в г. Улан-Удэ обнаружена группа адвентистов седьмого дня - последний раз сведения о них появлялись в отчете Союза воинствующих безбожников БМАССР за 1929 г. Группа состояла из 9 человек, а руководил данной группой Руднев В.Т., немец по национальности, прибывший в республику из Семипалатинска. Из архивных документов следует, что он развернул активную деятельность, и даже пытался зарегистрировать группу, в чем ему было отказано с формулировкой «в связи с неполным признанием руководителем группы основных положений советского законодательства о религиозных культах». В начале 1980-х гг. в Улан-Удэ прибывает еще один активный адвентист - Арндт Давид Генрихович, немец по национальности. В 1986 г. адвентисты обращались в исполком райсовета с просьбой об их регистрации. Было принято решение о временном отклонении данной регистрации «в связи с неполным признанием руководителем группы Арндтом Д.Г., 1940 г.р., основных положений советского законодательства о религиозных культах» [5. Оп.1. Д.170. Л.8-9].

При этом в 1978 г. решением Совета по делам религий при Совете министров СССР в г. Улан-Удэ была зарегистрирована группа Евангельских христиан-баптистов. Данный шаг не должен считаться необычным, поскольку еще с 1960-х гг. циркулярные документы, издаваемые по линии конфессиональной политики государства, настоятельно рекомендовали уполномоченным на местах регистрировать сектантские общины в целях усиления государственного контроля за ними.

Вот что говорилось о баптистах в отчете уполномоченного по делам религиозных культов за 1980 г.: «В г. Улан-Удэ действует с 1960 г. группа Евангельских христиан-баптистов. 23 марта 1978 г. эта группа решением Совета зарегистрирована. В свое время группа была большая. Сейчас в группе всего 12 чел. За отчетный период один человек умер. Новых членов не принимали. В группе всего лишь один мужчина Шурыгин Иван Галактионович с 1894 г. р. По возрасту: более 80 лет 3 чел., более 70

лет 4 чел., более 60 лет 3 чел. и более 50 лет 2 чел. Старшим группы является Лоба-дина Любовь Ильинична с 1911 г. рождения, украинка по национальности. Группа имеет свой собственный молельный дом, имеет договор с райисполкомом на право пользования этим домом в соответствии с законодательством о культах». Интересна финансовая отчетность группы: «За 1980 г. поступило денег от членов группы 160 руб., расход составил 160 руб., из них: религиозному центру в г. Москву ВСЕХБ - 21 руб., в г. Иркутск ЕХБ (ст. пресвитеру) - 40 руб., Фонд мира - 25 руб., налог и страхование строения - 28 руб., освещение и вода - 33 руб., хозяйственные расходы - 13 руб., остаток на 1 января 1981 г. - 22 рубля». [5. Оп.1. Д. 119. Л.10].

В конце 1987 г. количество баптистов составляло 16 человек, в том числе 13 женщин и 3 мужчин, по возрасту: до 25 лет - 1, до 30 лет - 3, до 50 лет - 1 и старше 50-ти - 11 человек. Верующие имели молитвенный дом, где регулярно проводили религиозные собрания. По словам уполномоченного по делам религий «ими не допускаются факты негативного характера и нарушения законодательства по культам. Жалоб и заявлений от них не поступало».

Таким образом, в отчетных и справочных документах, содержащихся в архивных фондах ГАРБ, достаточно полно отражены основные события и процессы, протекавшие в религиозных сообществах евангельских христиан-баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня, действовавших на территории Бурятии в 1950 - 1980-х гг. Меньше сведений источники содержат в отношении общины Свидетелей Иеговы, первые последователи которых в Бурятии выявлены в конце 1940-х гг. Всего нами просмотрено порядка 108 письменных документов двух фондов ГАРБ. В других фондах архива информации по интересующей проблематике не выявлено. Практически все представленные документы отражают позицию контролирующих государственных органов в отношении сектантских сообществ. Документальное изложение событий по интересующей нас проблематике ведется достаточно подробно. При этом большая часть отчетных документов уполномоченного СДР посвящена христианским сектам лишь частично, и содержат сведения в отношении других религиозных конфессий, то есть отражает конфессиональную обстановку в регионе в целом. Содержащиеся в источниках сведения отражают численный, половозрастной, социальный состав сектантских общин, информацию об их руководителях, местах собраний, а также о проводимой в отношении сектантов «профилактической» работе. С конца 1970-х гг. в отчетных документах также приводятся данные о количестве получаемых и расходуемых денежных средств зарегистрированной общины евангельских христиан баптистов. В основном в изученных нами фондах представлены документы, изготовленные на бумаге стандартного формата, набранные на пишущей машинке. Отчетные документы уполномоченного представлены во второй или третьей копии (оригинал, возможно, отправлялся исполнителем в центральные органы СДР). Имеются в архивных фондах и другие документы: копии приговоров суда (в отношении П. Энса), решения Совета министров БАССР (о регистрации общины баптистов в г. Улан-Удэ).

Дальнейшая работа над выявлением исторических источников даст возможность более глубоко и детально проанализировать сложную и многоаспектную историю бытования христианских сект на территории Бурятии, ввести в научный и практический оборот новые материалы по указанной проблематике, что несомненно позволит восполнить имеющиеся пробелы в религиозной истории нашего региона.

Литература

1. Васильева С. В. Государственная конфессиональная политика по отношению к старообрядчеству в Байкальском регионе в XVII—XXI вв.: Историография и источники / С. В. Васильева. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2010. - 204 с.

2. Баторова Е. Б. Нетрадиционные религии в Бурятии (1990-е - 2000-е годы): монография / Е. Б. Баторова, С. З. Ахмадулина. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2010. - 191 с.

3. Кириллова К.Е. О термине «секта» [электронный ресурс] URL: http://www.odinblago.ru/sektovedenie/kirinova_o_termine_sekta/(проверено 20.07.2014г.).

4. Государственный архив Республики Бурятия, Ф. Р-248.

5. Государственный архив Республики Бурятия, Ф. Р-1857.

6. Николаев И. Водное крещение не состоялось. Правда Бурятии, 17 декабря 1961 г., - С.4.

Literature

1 . Vasilyeva S. V. the State confessional policy in relation to a staroobryadchestvo in Baikalsk the region in the XVII-XXI centuries: Historiography and sources / Page of V. Va-silyev. - Ulan-Ude: Publishing house of BNTs of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science, 2010. - 204 pages.

2 . Batorova E. B. Nonconventional religions in Buryatia (the 1990th - the 2000th years): monograph / E. B. Batorova, S.Z. Akhmadullin. - Ulan-Ude: BGSHA publishing house of V. R. Filippov, 2010. - 191 pages 3. Kirillova K.E. About the term "sect" [an electronic resource] URL: http://www.odinblago.ru/sektovedenie/kirillova_o_termine_sekta / (it is checked 20.07.2014г.) .

4 . State archive of the Republic of Buryatia, T. R-248.

5 . State archive of the Republic of Buryatia, T. R-1857.

6 . Nikolaev I. The water baptism didn't take place. The truth of Buryatia, on December 17, 1961, - Page 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.