Научная статья на тему 'Развитие религиозной ситуации в Читинской области в конце 70-х - начале 80-х гг. Xx в'

Развитие религиозной ситуации в Читинской области в конце 70-х - начале 80-х гг. Xx в Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
71
5
Поделиться
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / СТАРООБРЯДЧЕСТВО / ЛАМАИЗМ / БУДДИЗМ / RELIGION / ORTHODOXY / OLD BELIEVERS / LAMAISM / BUDDHISM

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Дроботушенко Е.В.

В статье, на основе не известных ранее архивных документов, характеризуется состояние религиозной ситуации в Читинской области на рубеже 70-х 80-х гг. XX в. Предлагаются маркеры измерения развития той или иной религии. На их основе дается характеристика существования религиозных объединений и общин верующих, причем как зарегистрированных в органах власти, так и нет. Делается вывод о том, что достаточно активное развитие получила северная ветвь буддизма ламаизм. Практически без изменений, по сравнению с предыдущим периодом времени, осталось состояние Русской Православной Церкви. Архивные документы практически не содержат информации о католиках, протестантах, иудеях в регионе, в то же время встречаются характеристики старообрядческих общин.The article, based on previously unknown archival documents, characterizes the state of the religious situation in the Chita region at the turn of the 70-ies 80-ies of XX-th century. Proposed markers of the development dimension of a particular religion. On this basis is given the characteristic of the existence of religious associations and communities of believers, and this registered by government or not. It is concluded that a sufficiently active development received the Northern branch of Buddhism, Lamaism. Virtually unchanged compared to the previous period, remained the Russian Orthodox Church. Archival documents contain virtually no information about the Catholics, the Protestants, the Jews in the region at the same time there are features of the old believer communities.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Развитие религиозной ситуации в Читинской области в конце 70-х - начале 80-х гг. Xx в»

УДК 322; 94+27

РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ В ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНЦЕ 70-Х - НАЧАЛЕ 8о-Х ГГ. XX В.

THE RELIGIOUS SITUATION IN THE CHITA REGION IN THE LATE 70'S - EARLY 80'S YEARS OF XX-TH CENTURY

Е.В. Дроботушенко E.V. Drobotushenko

ЗЗабайкальский государственный университет, Россия, 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Чкалова, д. 140, каб. 24

Transbaikal State University, 140 Chkalov st., Chita, Zabaikalsky krai, 672000, Russia

e-mail: DRZZ@yandex.ru

Аннотация. В статье, на основе не известных ранее архивных документов, характеризуется состояние религиозной ситуации в Читинской области на рубеже 70-х - 80-х гг. XX в. Предлагаются маркеры измерения развития той или иной религии. На их основе дается характеристика существования религиозных объединений и общин верующих, причем как зарегистрированных в органах власти, так и нет. Делается вывод о том, что достаточно активное развитие получила северная ветвь буддизма - ламаизм. Практически без изменений, по сравнению с предыдущим периодом времени, осталось состояние Русской Православной Церкви. Архивные документы практически не содержат информации о католиках, протестантах, иудеях в регионе, в то же время встречаются характеристики старообрядческих общин.

Resume: The article, based on previously unknown archival documents, characterizes the state of the religious situation in the Chita region at the turn of the 70-ies - 80-ies of XX-th century. Proposed markers of the development dimension of a particular religion. On this basis is given the characteristic of the existence of religious associations and communities of believers, and this registered by government or not. It is concluded that a sufficiently active development received the Northern branch of Buddhism, Lamaism. Virtually unchanged compared to the previous period, remained the Russian Orthodox Church. Archival documents contain virtually no information about the Catholics, the Protestants, the Jews in the region at the same time there are features of the old believer communities.

Ключевые слова: религия, православие, старообрядчество, ламаизм, буддизм.

Keywords: religion, Orthodoxy, old believers, Lamaism, Buddhism.

Территория Читинской области, в плане изучения религии, в 80-е гг. XX в., как в более ранее советское время не становилась объектом серьезного научного анализа. Можно назвать несколько публикаций, название которых подводит нас к предметному полю настоящего исследования. Одна из них - это диссертационное исследование И.В. Смолиной, однако Читинской области в 80-е гг. в ней уделено очень незначительное внимание, главный упор делается, все же на Иркутскую область. Подобную картину мы можем наблюдать и в двух достаточно серьезных исследованиях, дипломной работе Степана Божкова «Иркутская епархия в советский период» и его же, но уже в сане иерея с тем же названием1.

Назовем статью И.С. Цыремиловой и Ю.Г. Злыгостевой «Деятельность уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви (Совета по делам религий) в 1940-х - 1980-х гг. (на примере Байкальского региона)», однако, по не совсем понятной причине, хронологически в статье последним звучит 1970 г., но и по 40-м - 60-м гг. XX в. по Читинской области имеется только два упоминания2.

Существует несколько публикаций С.В. Васильевой по истории старообрядчества в Забайкалье, в том числе и по 70-м - 80-м гг. двадцатого столетия. Однако оценки ситуации со старообрядчеством на востоке региона, в Читинской области, внимание уделено незначительно3.

1 Божков Стефан, иерей 2015. Иркутская епархия в советское время. Электронное издание. URL: http://iemp.rU/statiji/eparhia_v0jna.htm#_T0c284586102 (15.052016); Божков Степан. 2011. Иркутская епархия в советское время. Электронное издание. URL: http://www.prav0slavie.ru/44165.html (15.05.2016); Смолина И.В. Иркутская епархия в системе государственно-церковных отношений в 1940-е - 1980-е гг. Дисс. канд. истор. наук. Иркутск, 2010.

2 Цыремпилова И.С., Злыгостева Ю.Г. Деятельность уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви (Совета по делам религий) в 1940-х - 1980-х гг. (на примере Байкальского региона) // Власть. 2010. № 10. С. 47-50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Васильева С.В. Государственная конфессиональная политика по отношению к старообрядчеству в Байкальском регионе XVII-XXI вв.: историография и источники. Улан-Удэ, 2010. 204 с.; Васильева С.В., Бураева С.В. Иркутско-Амурская епархия: 100 лет в истории древлеправославия. Улан-Удэ, 2012. 166 с.

Отметим, что по иным регионам РСФСР и по союзным Республикам СССР в рассматриваемое время, определенное количество публикаций, содержащих характеристику, той или иной составляющей религиозной ситуации, имеется1.

Причина отмеченной ситуации очевидна - незначительный объем информации по проблеме в целом и не введенные на сегодняшний день в научный оборот архивные документы. Основным источником здесь являются дела Государственного архива Российской Федерации. Это, главным образом, различные справки, переписки с уполномоченными Совета по делам религий при Совете Министров СССР, отчеты уполномоченных. Все они относятся к фонду Р-6991 «Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР: 1943-1985» (с 8 декабря 1965 года в результате объединения с Советом по делам религиозных культов - Совет по делам религий при Совете Министров СССР).

Помимо традиционных для предыдущего времени, названных выше, отчетов уполномоченных, источником данных являются различного рода письма. При этом некоторые из них являются ответами на запросы Совета по делам религий при Совете Министров СССР. Интересным является зафиксированный в архивных документах факт, что запросы из Москвы могли носить устный характер. Однако ответы на них отправлялись в Москву в письменной форме. Примером подобного может являться одно из писем упомянутого выше уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР И.А. Бородина2. В то же время отметим, что за отдельные годы отчеты названного уполномоченного представляли собой несколько «сухих» цифр без каких-либо комментариев.

Данная статья основывается на материалах, которые не известны не только широкому кругу общественности, но и специалистам. Это статистические данные из дел названного фонда.

Следует остановиться на предложенных хронологических рамках исследования. У человека, далекого от проблематики может возникнуть вопрос «Почему конец 70-х - начало 80-х гг. XX в.?», ведь, вроде бы никаких особо ярких, известных, значимых событий, связанных с религий не происходило. Одна из причин в том, что конец 70-х гг. XX в. - время поступления значительного количества жалоб на деятельность органов партийной и советской власти. Не остались в стороне и органы, занимавшиеся вопросами религий. Итогом по последним стало введение с 1 января 1980 г. новых учетных карточек для зарегистрированных и не зарегистрированных религиозных объединений. Цель в упорядочения учета, как в Совете, так и в аппаратах уполномоченных и в районных и городских исполнительных комитетах. Однако следует отметить, что данное действие было проведено в соответствии с Инструкцией «Об учете религиозных объединений», утвержденной еще в 1968 г.3

В то же время руководство Совета по делам религий при Совете Министров СССР в лице В.А. Куроедова не устраивала работа уполномоченных Совета в регионах. Постановлением Совета «О состоянии работы с письмами, заявлениями и жалобами граждан» от 31 октября 1979 г. отмечалась необходимость улучшения работы на местах, однако к началу 80-х гг. XX в. изменения произошли не во всех регионах4. Работа по устранению недочетов происходит именно в начале 80-х гг. XX в. Отсюда возникают хронологические рамки. Данное исследование - это попытка ответить на вопрос насколько названные изменения затронули Читинскую область.

Уполномоченными Совета по делам религий при Совете Министров по Читинской области в рассматриваемое время были Н.Е. Суханов (исполняющий обязанности в 1979 г.) и упоминавшийся выше, А.И. Бородин (в нале 80-х гг. XX в.). К сожалению, на сегодняшний день, мы не располагаем подробной информацией о том, что это за человек. Архивные дела содержат его отчеты и некоторые письма.

При исполнительных комитетах районов действовали комиссии, функциональной обязанностью которых была помощь уполномоченному. Конкретно же - контроль над соблюдением законодательства о культах.

Следует остановиться на понятии «религиозная ситуация». В литературе существуют самые разные подходы к ее трактовке. В самом общем виде под ней понимают отношение общества в целом и отдельных его индивидов, в частности, к религии. Иначе - это совокупность определенных характеристик религиозной жизни.

Очевидно, что советского времени невозможно дать оценочную характеристику отношения к ой или иной религии общества и его граждан, поскольку социологические исследования по данному вопросу не проводились и, соответственно, ценностный уровень нам не ясен. Здесь маркером становятся количественные характеристики, т.е. статистические данные по количеству конфессий,

1 Белякова Н.А. Из истории регистрации религиозных объединений В Украине и Белоруссии в 1976-1986 гг. // Библиотека Якова Кротова. URL: http://krotov.info/history/20/1980/belyakova.htm (22.01.2017); Завалишин А.Ю., Костюрина О.Ю. Этноконфессиональная ситуация и религиозный экстремизм в Хабаровском крае: конец советской эпохи // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2014. № IV-2(20). С. 65-70; Ионова З.Н. Христианские конфессии на Черноморксом побережье Кавказа в конце XIX - XXI вв.: Дисс. ... канд. ист. наук. Ставрополь, 2015. - 259 с.; Кратов Е.В., Кратова Н.В. Положение православных религиозных организаций в Карачаево-Черкесской автономной области в 1980-е годы // Благословенный Кавказ. Официальный сайт Пятигорской и Черкесской епархии. URL: http://blago-kavkaz.ru/index.php/component/k2/item/2876-polozhenie-pravoslavnykh-religioznykh-organizatsij-v-karachaevo-cherkesskoj-avtonomnoj-oblasti-v-1980-e-gody (22.01.2017); Поплавский (Коробко) Р.О. Церковные расколы в истории протестантских общин г. Тюмени (XX-XXI вв.) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 4(48). С. 43-47 и др.

2 Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Ф. Р6991. Оп. 6. Д. 2609. Л.Л. 1-2.

3 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 6. Д. 1548. Л. 3.

4 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 6. Д. 1548. Л.Л. 42-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

верующих, обрядов, священнослужителей, по числу построек культового назначения, по количеству паломничеств к святым местам.

Характеристику религиозной ситуации традиционно начнем с официального православия. Сразу оговоримся, что под православием неофициальным понимаем старообрядчество. Следует сказать, что, судя по отчетам, православных верующих было значительно меньше, чем верующих-ламаистов. Разговор о них вначале предопределен, скорее, традицией. Православие - как государственная религия в царской России и православие как основная религия в России постсоветской.

Ситуация с Русской Православной Церковью в регионе в конце 70-х - начале 80-х гг., несмотря на видимое ощутимое изменение к лучшему в целом ситуации с развитием религий в стране, в Читинской области не претерпела серьезных изменений в институциональном плане. Существовала одна зарегистрированная община верующих, в г. Чита, при Свято-Воскресенском храме1. В то же время отметим, что приводимые в отчетах уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Читинской области данные о количестве проведенных обрядов крещения и отпевания позволяют говорить об относительно большом для атеистического советского времени количестве верующих. Так, в 1981 г. было 494 крещений, и которых 81 детей дошкольного возраста. Отпеваний же очных 48, зато заочных около полутора тысяч2. При этом значительное число отпеваний объяснить можно тем, что из них уходили в основном люди в возрасте, «выходцы» из религиозного досоветского времени, а вот достаточно большое число крещений можно объяснить только религиозностью части общества. За несколько лет до того, в 1976 г было зарегистрировано 276 крещений, т.е. значительно меньше3.

Достаточно стабильным было финансовое положение. Деньги поступали от проведения обрядов, пожертвований и продажи предметов культа. Так, в 1979 г. поступления составили в общей сложности около 94 000 руб. Это достаточно приличная сумма, правда, не идущая в сравнение с денежными поступлениями буддистской церкви. Траты - это текущее содержание и отчисления на ремонтные работы4.

Настоятелем единственной действующей в Читинской области церкви - Свято-Воскресенской в г. Чита, в рассматриваемое время был Отец Дионисий (в миру И.Д. Михайлов). При храме активно работал Церковный Совет. Его Председателем была жительница Читы Е.С. Скубиева. Со стороны уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Читинской области замечаний по деятельности религиозного сообщества не было.

Святых для православных верующих мест на территории Читинской области, согласно данным уполномоченного Совета по региону не выделялось, в то время как, скажем, относительно ламаизма речь в целом ряде документах о святых местах шла.

На территории Читинской области в начале 80-х гг. XX в. достаточно активно действовала старообрядческая церковь. Причем, следует отметить, что в предыдущее время в отчетах уполномоченных сначала по делам Совета РПЦ и Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР, а затем Совета по делам религий старообрядцы, если и упоминались, то косвенно. Одним из первых упоминаний стала информация в отчете уполномоченного Совета за 1981 г. В разделе «старообрядческая церковь» стоит цифра «один», в графе «количество человек» -«шесть», отнесены к беспоповскому согласию5. Иной информации не представлено. Думается, что речь шла о группе верующих ела Доно Калганского района. О ней читаем в одном из писем уполномоченного Совета по Читинской области в Москву. По письму складывается впечатление о том, что речь идет об устоявшейся группе старообрядцев, которые пронесли свою веру через предыдущее советское время и сохранили достаточно крепкую общину. Состояла группа, согласно письму, из семи человек. Все ни были уже в возрасте. Один рождения конца XIX в., остальные - начала XX в. Архивные документы дают нам имена и Фамилии членов данной группы, что позволяет предположить, не смотря на разные отчества, наличие родственных связей. Это: Горлов Феофан Тимофеевич, Горлов Петр Михайлович, Горлов Кирилл Степанович, Овчинникова Пелагея Сидоровна, Рогачева Евдокия Зиновьевна, Горлова Анастасия Ивановна, Горлова Мария Лаврентьевна6.

Следует отметить, что названным сообществом количество старообрядцев, о которых сообщалось в официальных документах, не ограничилось. Известно, что к группе в с. Доно приезжали из близлежащих районов старообрядцы по два-три человека. Это Приаргунский, Александро-Заводский и Нерчинско-Заводский районы Читинской области. Приезжавшие старообрядцы заказывали через старейшину общины с. Доно П.С. Овчинникову в Москве свечи, кресты и различные предмета культа. В документах отмечается, что делалось это через «подставное лица в епархии»7.

Церковь с. Доно была закрыта решением Калганского районного исполнительного комитета в 1971 г. на основании акта обследования. Решение о закрытии принято в связи с тем, что община верующих была не в состоянии содержать здание в надлежащем состоянии. Постройка, после закрытия, церкви была поставлена на баланс сельского совета с. Доно. К концу 70-х гг. Здание

1 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 6. Д. 2212. Л. 162.

2 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 6. Д. 2212. Л. 162.

3 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 6. Д. 884. Л. 132.

4 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 6. Д. 1726. Л. 167.

5 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 6. Д. 2212. Л. 162.

6 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 6. Д. 2609. Л.Л. 1-2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 6. Д. 2609. Л.Л. 1-2.

церкви пришло в ветхое состояние, и было принято решение переоборудовать его под историко-краеведческий музей Калганского района Читинской области1.

Следует отметить, что к началу 80-х гг. XX в. названая община верующих, согласно ответу уполномоченного Совета по делам религий при Совете министров СССР, вопроса о регистрации не ставила и жалоб от верующих «больше не поступало»2. Данное замечание позволяет сделать вывод, что до того, жалобы поступали и, возможно, ставился вопрос о регистрации общины верующих-старообрядцев.

В отдельных документах встречаем информацию о некоторых аспектах развития в Читинской области северной ветви буддизма - ламаизма. Однако отметим, систематизированной информации нет. Однако известно, что была зарегистрирована одна община верующих, вероятно в Агинском округе «на базе» Агинского дацана. Помимо этого упоминается о наличии девяти святых для верующих мест. В то же время, за несколько лет до этого отмечалось всего одно святое место. При этом в источниках встречается констатацию факта отсутствия паломничеств к имевшимся святым местам3.

Так, на праздновании буддистских праздников в Агинском дацане - единственном работающем дацане на территории региона, в некоторых случаях, присутствовало до 700 чел.4.Отметим, что цифры сопоставимы с современными. В то же время, уполномоченный по Читинской области в начале 80-х гг. XX в. А.И. Бородин отмечал, что чаще, все же, присутствовали не верующие, а просто любопытные, заинтересованные посмотреть необычный буддистский обряд. В то же время в документах отмечается, что с пожертвованиями на нужды Агинского дацана в начале 80-х гг. XX

в. обращалось более 4 500 чел.5

Из традиционно от отмечаемых ламаистами праздников в отчетах упоминаются новогодние хуралы «Саган-Сара» и зимняя «Дугжуба» (Дугжубэ) (обряд очищения, проводы старого года). Можно согласиться с тем, что последний обряд привлекал внимание неверующих, поскольку, вторая его часть - сжигание на костре (шалаше из камыша) «Сора» для советского атеистического общества, очевидно, являлось очень необычным.

Как отмечалось уполномоченным Совета по Читинской области, основная масса верующих-ламаистов - это женщины - бурятки, преимущественно пожилого возраста. «Старики», надо понимать мужчины пожилого возраста (предположение автора статьи) составляли всего около пяти процентов от общего количества верующих. В то же время имелись случаи обращения к ламам и молодежи, преимущественно девушек. Причины названных обращений - плохие сны, плохие приметы. Отмеченное позволяет сделать предположение, что на бытовом уровне ламаизм сохранялся в больших объемах. Косвенным подтверждением этому может служить стремительный рост верующих-ламаистов после смены политического режима и разрешения свободы вероисповедания в начале 90-х гг. XX в.

В отельных документах встречаем информацию об активизации деятельности верующих-ламаистов. Так, подобное отмечалось в 1982 г. в с. Узон, где активно строились субурганы (культовые сооружения буддистов), на «святых местах» совершались обряды. Причина, по мнению уполномоченного Совета в явном попустительстве сельского совета6.

Следует сказать и о количестве священнослужителей буддистского вероисповедания. Так, на новогоднем хурале 1983 г. присутствовало тринадцать лам и четыре студента Высшей буддийской школы Гандана - буддийского монастыря (иное название - Гандантекчинлинг) в Улан-Баторе (Монголия)7. По существующей традиции на новогодние хуралы собирались и собираются ламы с разных дацанов. Отметим, что названное количество лам сопоставимо с количеством лам на новогодних хуралах в настоящее время.

Всего же на территории Читинской области на 1980 г. было официально зарегистрировано десять священнослужителей - ламаистов, все при Агинском дацане. Один старший лама - Цыгми-тов Даши, остальные - рядовые ламы. Отметим, что за несколько лет до этого при Агинском дацане было семь зарегистрированных служителей культа8. На лицо значительное увеличение официально зарегистрированных священнослужителей.

Как и в предыдущие годы советского времени на рубеже 70-х - 80-х гг. буддистская община в Читинской области собирала на свои нужды пожертвованиями верующих значительные средства. Только за один новогодний хурал в 1981 г. - это около 40 000 руб., а в 1983 г. уже около 50 000 руб. За три же хурала в течение полугода, «Дугжуба», «Саган-Сара» и «Дошодой» поступил, к примеру, в 1983

г. 145 000 руб. Значительными итоговые годовые поступления. Так, в 1979 г. сумма была и того больше - около 350 000 руб., из которых основная часть - от продажи предметов культа9.

В документах отмечалось, что нарушений законодательства о религиозных культах ламами и верующими не было. На обрядах присутствовала для контроля происходящего комиссия содействия Агинскому окружному исполнительному комитету во главе с председателем - секретарем исполнительного комитета Ц.Э. Цыденовым. Он же принимал участие в заседании совета дацана. Названные

1 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 6. Д. 2609. Л.Л. 1-2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 6. Д. 2212. Л. 162.

3 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 6. Д. 884. Л. 131; Д. 2212. Л. 162; Д. 2609. Л. 4.

4 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 6. Д. 2212. Л.Л. 3-4.

5 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 6. Д. 2609. Л.Л. 3-4.

6 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 6. Д. 2380. Л. 5.

7 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 6. Д. 2609. Л.Л. 3-4.

8 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 6. Д. 884. Л. 131; Д. 1876. Л. 7.

9 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 6. Д. 1726. Л. 167; Д. 2609. Л.Л. 3-4, 9.

заседания проводились приблизительно раз в два месяца. На них заслушивались отчеты ревизионных комиссий, отчеты заведующих хозяйством, вопросы о поведении лам, о направлении лам на учебу в буддийский монастырь Гандан и др. Отмечалось, что набор на учебу осуществлялся достаточно сложно, трудно найти желающих, если же они были, то имели желание изучать тибетскую медицину. Религия оказывалась на втором месте. В 1982 г. было найдено трое желавших ехать учиться, однако в итоге не поехал не один1. Здесь следует внести ремарку, уполномоченный мог приукрашивать картину, подавая ситуацию таким образом, что тяга к религии была в регионе незначительной. Однако однозначно об этом говорить нельзя. Возможно ситуация обстояла именно так, как мы читаем в отчетах и письмах. На обучение обычно уезжали выпускники школ, которые подавали заявление на учебу в Агинский дацан, а уже после отправлялись в Монголию.

Вообще следует отметить, что вопрос обучения советских граждан в Высшей буддийской школе монастыря Гандан был «больным» и не раз вызывал дискуссии. В одном из писем заместителя Председателя Совета по делам религий В.В. Фицева на имя уполномоченного Совета по Читинской области А.И. Бородина отмечалось, что в Посольство СССР в Монгольской Народной Республике, в последние годы, часто поступали серьезные претензии руководства соответствующего монгольского государвтенного ведомства и администрации Высшей буддийской школы Улан-Батора в отношении советских граждан, обучающихся там. Они не проявляли усердия, пьянствовали, нарушали дисциплину, отказывались от массовых мероприятий школы, в том числе от ленинских субботников. Как отмечалось в письме, «Негативное поведение бросает тень на понятие советского человека». В 1980-1981 гг. от Читинской области выделено 4 места на учебу в названной школе. Уполномоченному Совета указывалось уделить серьезное внимание к тем, кто поедет на учебу, провести беседы со всеми кандидатами2.

Выше приведены факты развития ламаизма в Читинской области в рассматриваемое время. Они создают в целом благоприятную картину существования и деятельности религиозных общин верующих. В то же время, отельные документы говорят о том, что не все было благополучно. В 1983 г. состоялась встреча Председателя комиссия содействия Агинскому окружного исполнительного комитета, секретаря исполнительного комитета Ц. Э. Цыденова с бывшим Бандидо-Хамбо ламой Жамбал Доржи Гомбоевым, который являлся членом Всемирного Совета Мира, Почетным Председателем Центрального Духовного Управления буддистов СССР (ЦДУБ, Central Buddhist Board). Жамбал Доржиев находился в больнице и во время беседы жаловался на поведение молодых лам, которые, по его мнении, нарушали буддистский устав, пьянствовали, а ширет-лама (ширээтэ, ширету, ширетуй), настоятель дацана Гомбоев их покрывал. Ж. Доржиев предлагал заменить настоятеля и выгнать молодых лам, отметив, что одного он уже выгналз.

Уполномоченный Совета А.И. Бородин отмечал, что в Агинском дацане действительно сложилась нервозная обстановка. Ж.Д. Гомбоев вмешивался в дела дацана, был раздражителен, Служители культа раскололись на два лагеря. Под нажимом Ж.Д. Гомбоева уволен из штата за пьянство молодой лама Алдар. Уполномоченного поставили об этом в известность только после увольнения.

А. И. Бородин встретился с ширет-ламой Г. Цыбиковым и некоторыми влиятельными ламами (Жамсо Цыбинов) и предупредил не проявлять торопливости в решениях организационных вопросов4.

Таким образом, в первой половине 80-х гг. XX в. в религиозной организации буддистов Читинской области сложилась достаточно сложная ситуация, деятельность духовенства сопровождалась скандалами.

То, каким почетом пользовались буддистские священнослужители Читинской области можно увидеть по факту присутствия различных делегаций на похоронах, упоминавшегося выше бывшего Бандидо-Хамбо ламы Жамбал Доржи Гомбоева. Была Делегация из Монгольской Народной Республики, делегация от Иволгинского дацана во главе с Хамбо-ламой Ж. Эрдынеевым5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Говоря о буддизме в регионе, следует отметить участие буддистских священнослужителей в деятельности крупных международных организаций. Так, в 1979 г. в Улан-Баторе проходила V Генеральная Конференция Азиатского Движения прогрессивных буддистов за мир. Известно, что в органах власти шла речь об оформлении выезда для участия в конференции настоятелю Агинского дацана Даши Цыгмитову6. Чем закончилась данная история, на сегодня, сказать сложно, однако факт является показательным.

Архивные дела содержат множество документов, содержащие информацию по адвентистам, лютеранам, евангельским христианам-баптистам, пятидесятникам, а так же по иудеям на территории различных регионов РСФСР на конец 70-х - начало 80-х гг. XX в. Однако, достаточно объемные дела не сдержат данных по Забайкалью, как по Восточному, так и по Западному, т.е. по Читинской области и по Бурятской Автономной Советской Социалистической Республике. Это позволяет сделать вывод: в регионе либо не было официально зарегистрированных религиозных организаций по основной массе названных религиозных направлений, либо уполномоченные не

1 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 6. Д. 2609. Л.Л. 3-4.

2 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 6. Д. 1876. Л. 20.

3 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 6. Д. 2609. Л. 6.

4 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 6. Д. 2609. Л. 6.

5 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 6. Д. 2609. Л. 8.

6 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 6. Д. 1548, Л. 5.

предоставляли о них информацию1. В то же время информация о некоторых зарегистрированных общинах и о незарегистрированных организациях и отдельных граждан, последователей того или иного из перечисленных религиозных учений в архивных документах имеется. На 1981 г. зарегистрирована была одна религиозна организация Евангельских христиан баптистов, членами которой были 22 человека. Есть данные о 56 пятидесятниках, 35 Свидетелей Иеговы, 4 адвентистах седьмого дня при отсутствии зарегистрированных организаций2. Более подробная характеристика каких-либо аспектов существования и деятельности представителей названных религиозных учений не много, однако, отдельные упоминания имеются.

В одном из писем уполномоченного Совета по Читинской области говорится о поступившем в Отдел внутренних дел Акшинского района Читинской области в 1982 г. заявления жителей с. Акша о деятельности тайных религиозных организаций в районе. На основании заявления была проведена проверка и выявлено, что в с. Акша действительно действует группа пятидесятников в количестве 10 чел., которую возглавлял рабочий «Сельхозтехники» Иус Александром Степановичем. В группе были в основном родственники Иуса. В ходе проверки с членами группы проведены профилактические беседы, в ходе которых они интересовались порядком регистрации религиозных организаций, где и как приобрести дом для молебнов. Так же выяснено, что членами группы осуществлялись поездке по стране по «религиозным делам»3.

Помимо Акшинского района информация о пятидесятниках относится к еще двум районам: Оловянинскому и Могочинскому. Это группы по 5-11 человек4.

Помимо названой общины пятидесятников в документах упоминаются отдельные граждане - последователи религиозного учения адвентистов седьмого дня. Так, гражданка, проживавшая в г. Чита, участвовала в 1979 г. в работе тайного собрания адвентистов в г. Орел, где участковым составлен акт о нарушении законодательства о религиозных культах. В Чите с названной гражданкой была проведена профилактическая беседа, и председателю исполнительного комитета Железнодорожного района города было направлено представление о привлечении к ответственности на административной комиссии5.

По адвентистам седьмого дня архивные документы представляют информацию только по областному центру. Это группа в 5-7 человек6.

Свидетели Иеговы («иеговисты» в документах) группами по 8-15 человек отмечены в трех городах: Чите, Борзе и Петровском Заводе7.

Приведенные выше данные дают представление о религиозной ситуации в Читинской области в конце 70-х - начале 90-х гг. XX в. В совеем развитии она сталась практически на том же уровне, что и в предыдущее десятилетие или, даже, двадцатилетие. Нельзя сказать, что не было никакой динамики. В определенной степени повысилась активность верующих, главным образом двух основных для региона конфессий. Проследить это можно в увеличении количества проведенных обрядов, в увеличении суммы поступавших в религиозные организации средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В названное время впервые достаточно активно заговорили о зарегистрированных и не зарегистрированных религиозных организациях пятидесятников, адвентистов седьмого дня и Свидетелей Иеговы. Правда, следует сказать, что на сегодняшний день, в архивах нами не встречены данные по последователям иудаизма.

Отметим, что в рассматриваемое время несколько изменилась ситуация с отчетностью по вопросам религиозности в Читинской области. Появились, в отличие от предыдущего времени, переписки уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР, более подробными стали отчеты.

Отношения светских властей и представителей зарегистрированных религиозных групп в Читинской, складывается ощущение о взаимопонимании. Однако, из архивных источников известно, что были случаи, когда верующие жаловались по каким либо вопросам в Совет по делам религий при Совете Министров СССР. Так, в 1979 г. поступила жалоба от одного из верующих об имевшем месте запрещении ламам Агинского дацана выезжать в Борзинский и Забайкальский район для проведения религиозных обрядов. В то же время исполнявший обязанности уполномоченного по Читинской области Н.Е. Суханов в ходе последовавшим за жалобой «разбором событий» утверждал, что запретов не было, о чем поселковым советом поселка Шеровая Гора верующим было дано разъяснение8.

Периодически возникали трения среди представителей духовенства. В 1980 г. поступила жалоба на имя уполномоченного Совета по Читинской области А.И. Бородина от членов исполнительного органа зарегистрированной религиозной организации Русской Православной Церкви в г. Чита на неправомерные действия настоятеля единственной в регионе Свято-Воскресенской церкви Читы священника И.Д. Михайлова (Отец Дионисий). При тщательном расследовании фактов, указанных в жалобе, выяснилось, что она анонимная, председатель исполнительного органа организации от нее отказался. Настоятель Свято-Воскресенской церкви И.Д. Михайлов службу нес ис-

1 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп.

2 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп.

3 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп.

4 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп.

5 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп.

6 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп.

7 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп.

8 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп.

6. Д. 1643, Л. 6. 6. Д. 2212. Л. 162. 6. Д. 1876. Л. 3. 6. Д. 1726. Л. 165. 6. Д. 1876. Л. 1. 6. Д. 1726. Л. 165. 6. Д. 1726. Л. 165. 6. Д. 1643. Л.Л 1-2.

правно, нарушений законодательства о религиозных культах не допускал. Его отношения с исполнительным органом действительно обострились, но, по мнению уполномоченного Совета это из-за неверных действий органа1.

Один из документов содержит упоминание о том, во второй половине 70-х гг. XX в. значительно возросло количество заявлений об открытии церквей в западных и центральных районах СССР2. Как видно из самой формулировки, на востоке страны ситуация обстояла иначе. И Читинская область является здесь достаточно ярким примером.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, религиозная ситуация в Читинской области в рассматриваемое время явилась продолжением таковой в 50-70-е гг. XX в. с некоторыми изменениями и особенностями. Однако нам представляется, что данная проблематика должна найти дальнейшее изучение, главным образом, в документах архивов.

Библиография

Белякова НА. Из истории регистрации религиозных объединений В Украине и Белоруссии в 19761986 гг. // Библиотека Якова Кротова. URL: http://krotov.info/history/20/i980/belyakova.htm (22.01.2017)

Божков Стефан, иерей 2015. Иркутская епархия в советское время. Электронное издание. URL: http://iemp.rU/statiji/eparhia_vojna.htm#_Toc284586i02 (15.05.2016)

Божков Степан. 2011. Иркутская епархия в советское время. Электронное издание. URL: http: //www.pravoslavie.ru/44165.html (15.05.2016)

Васильева С.В. Государственная конфессиональная политика по отношению к старообрядчеству в Байкальском регионе XVII-XXI вв.: историография и источники. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2010. 204 с.

Васильева С.В., Бураева С.В. Иркутско-Амурская епархия: 100 лет в истории древлеправославия. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2012.

Завалишин А.Ю., Костюрина О.Ю. Этноконфессиональная ситуация и религиозный экстремизм в Хабаровском крае: конец советской эпохи // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2014. № IV-2(20). С. 65-70.

Ионова З.Н. Христианские конфессии на Черноморксом побережье Кавказа в конце XIX - XXI вв.: Дисс. ... капнд. ист. наук. Ставрополь: ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный университет», 2015.

Кратов Е.В., Кратова Н.В. Положение православных религиозных организаций в Карачаево-Черкесской автономной области в 1980-е годы // Благословенный Кавказ. Официальный сайт Пятигорской и Черкесской епархии. URL: http://blago-kavkaz.ru/index.php/component/k2/item/2876-polozhenie-pravoslavnykh-religioznykh-organizatsij-v-karachaevo-cherkesskoj-avtonomnoj-oblasti-v-1980-e-gody (22.01.2017)

Поплавский (Коробко) Р.О. Церковные расколы в истории протестантских общин г. Тюмени (XX-XXI вв.) / / Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 4(48). С. 43-47.

Смолина И.В. Иркутская епархия в системе государственно--церковных отношений в 1940-е - 1980-е гг. Дисс. канд. истор. наук. Иркутск, ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет, 2010.

Цыремпилова И.С., Злыгостева Ю.Г. Деятельность уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви (Совета по делам религий) в 1940-х - 1980-х гг. (на примере Байкальского региона) // Власть. 2010. № 10. С. 47-50.

References

Belyakova N.A. Iz istorii registratsii religioznyih ob'edineniy V Ukraine i Belorussii v 1976-1986 gg. // Bibli-oteka Yakova Krotova. URL: http://krotov.info/history/20/1980/belyakova.htm (22.01.2017)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bozhkov Stefan, ierey 2015. Irkutskaya eparhiya v sovetskoe vremya. Elektronnoe izdanie. URL: http://iemp.rU/statiji/eparhia_vojna.htm#_Toc284586102 (15.05.2016)

Bozhkov Stepan. 2011. Irkutskaya eparhiya v sovetskoe vremya. Elektronnoe izdanie. URL: http://www.pravoslavie.ru/44165.html (15.05.2016)

Vasileva S.V. Gosudarstvennaya konfessionalnaya politika po otnosheniyu k staroobryadchestvu v Baykalskom regione XVII-HXI vv.: istoriografiya i istochniki. Ulan-Ude: Izd-vo BNTs SO RAN, 2010.

Vasileva S.V., Buraeva S.V. Irkutsko-Amurskaya eparhiya: 100 let v istorii drevlepravoslaviya. Ulan-Ude: Izd-vo Buryatskogo gos. un-ta, 2012.

Zavalishin A.Yu., Kostyurina O.Yu. Etnokonfessionalnaya situatsiya i religioznyiy ekstremizm v Haba-rovskom krae: konets sovetskoy epohi // Uchenyie zapiski Komsomolskogo-na-Amure gosudarstvennogo tehnich-eskogo universiteta. 2014. # IV-2(20). S. 65-70.

Ionova Z.N. Hristianskie konfessii na Chernomorksom poberezhe Kavkaza v kontse XIX - XXI vv.: Diss. ... kapnd. ist. nauk. Stavropol: FGAOU VPO «Severo-Kavkazskiy gosudarstvennyiy universitet», 2015.

Kratov E.V., Kratova N.V. Polozhenie pravoslavnyih religioznyih organizatsiy v Karachaevo-Cherkesskoy avtonomnoy oblasti v 1980-e godyi // Blagoslovennyiy Kavkaz. Ofitsialnyiy sayt Pyatigorskoy i Cherkesskoy eparhii. URL: http://blago-kavkaz.ru/index.php/component/k2/item/2876-polozhenie-pravoslavnykh-religioznykh-

organizatsij-v-karachaevo-cherkesskoj-avtonomnoj-oblasti-v-1980-e-gody (22.01.2017)

Poplavskiy (Korobko) R.O. Tserkovnyie raskolyi v istorii protestantskih obschin g. Tyumeni (XX-XXI vv.) // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. # 4(48). S. 43-47.

Smolina I.V. Irkutskaya eparhiya v sisteme gosudarstvenno-tserkovnyih otnosheniy v 1940-e - 1980-e gg. Diss. kand. istor. nauk. Irkutsk, GOU VPO «Irkutskiy gosudarstvennyiy universitet, 2010.

Tsyirempilova I.S., Zlyigosteva Yu.G. Deyatelnost upolnomochennyih Soveta po delam Russkoy pra-voslavnoy tserkvi (Soveta po delam religiy) v 1940-h - 1980-h gg. (na primere Baykalskogo regiona) // Vlast. 2010. # 10. S. 47-50.

1 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 6. Д. 1876. Л. 9.

2 ГАРФ. Ф. Р6991. Оп. 6. Д. 1548. Л. 42.