Литература
1. Забайкальская духовная миссия. Баунтовский стан // Иркутские епархиальные ведомости. 1868. № 42.
2. Забайкальская духовная миссия // Иркутские епархиальные ведомости. 1866. № 13.
3. Забайкальская духовная миссия в 1866 году (Продолжение) // Иркутские епархиальные ведомости. 1867. № 13.
4. Забайкальская духовная миссия в 1868 году (окончание) // Иркутские епархиальные ведомости. 1868. № 52.
5. Забайкальская миссия (письмо из посольского монастыря) // Иркутские епархиальные ведомости. 1863. № 11.
6. Забайкальская миссия. Пятое письмо из Посольского монастыря // Иркутские епархиальные ведомости. 1864. № 15.
7. Забайкальская православная миссия в 1870 году // Иркутские епархиальные ведомости. 1871. № 44.
8. Записки забайкальского миссионера иеромонаха Милетия за 1864 год (окончание) // Иркутские епархиальные ведомости. 1865. № 23.
9. Записки забайкальского миссионера священника Ф. Альбицкого // Иркутские епархиальные ведомости. 1866. № 8.
10. Записки миссионера Алтайской духовной миссии, Кебезенскаго отделения, священника Сергия Ивановскаго за 1889 год // Томские епархиальные ведомости. 1890. № 12.
11. Записки миссионера Киргизской миссии священника Филарета Синьковского за 1887 год // Томские епархиальные ведомости. 1888. № 11.
12. Там же. 1889. № 9.
13. Извлечение из отчета о состоянии Камчатской Епархии в 1868 году // Иркутские епархиальные ведомости. 1869. № 14.
14. Инородческий вопрос на Алтае // Томские епархиальные ведомости. 1885. № 5.
15. Инородцы Нарымского края //Томские кпархиальные ведомости. 1890. № 8.
16. Иркутское отделение духовной миссии (окончание) // Иркутские епархиальные ведомости. 1867. № 22.
17. Иркутское отделение духовной миссии (продолжение) // Иркутские епархиальные ведомости. 1867. № 19.
18. Иркутское отделение духовной миссии (продолжение) // Иркутские епархиальные ведомости. 1867. № 20.
19. Иркутское отделение духовной миссии (продолжение) // Иркутские епархиальные ведомости. 1867. № 21.
20. Миссионеры Тункинского ведомства // Иркутские епархиальные ведомости. 1868. № 30.
21. Несколько слов о православном миссионерстве вообще и на Алтае в особенности // Томские епархиальные ведомости. 1884. № 3.
22. О миссиях Томской епархии, Алтайской и Киргизской в 1882 году (продолжение) // Томские епархиальные ведомости. 1883. № 10.
23. Там же. 1883. № 13.
24. Отчет о миссионерских занятиях посольского иеродиакона (ныне иеромонаха) Мелетия, за вторую половину 1862 года // Иркутские епархиальные ведомости. 1863. № 28.
25. Отчет об Алтайской духовной миссии за 1880 год (окончание) // Томские епархиальные ведомости. 1881. № 17.
26. Отчет об Алтайской духовной миссии за 1880 год (продолжение) // Томские епархиальные ведомости. 1882. № 8.
27. Там же.
28. Отчет о миссионерских действиях за первую половину 1864 года забайкальского иеромонаха Вениамина (окончание) // Иркутские епархиальные ведомости. 1864. № 48.
29. Ф. 1264. Оп. 1. Д. 440. Л. 2.
Кружалина Анастасия Алексеевна, кандидат исторических наук, Иркутский государственный университет, e-mail: [email protected]
Kruzhalina Anastasiya Alekseevna, candidate of historical sciences, Irkutsk State University, e-mail: [email protected]
УДК 2(091)(571.55)
© Е.В. Дроботушенко Особенности развития религиозной ситуации в Читинской области (1970-е гг.)
Статья посвящена попытке выделения характерных черт развития религиозной ситуации в Восточном Забайкалье (Читинская область) в 70-е гг. XX в. с учетом отсутствия научных публикаций по заявленной проблеме. Основу исследования составили документы Государственного архива Российской Федерации.
Ключевые слова: религия, православие, буддизм, церковь, дацан, уполномоченный, Совет по делам религий, Восточное Забайкалье, Читинская область.
E.V. Drobotushenko
Features of the development of religious situation in the Chita region in the 1970s
The article is devoted to the attempt to highlight the characteristic features of the development of religious situation in Eastern Transbaikalia (the Chita region) in 70s of the 20th century, taking into account the absence of scientific publications on the stated problem. The documents of the State archive of the Russian Federation have contained the basis of the research.
Keywords: religion, Orthodoxy, Buddhism, church, datsan, the authorized official, the Council for Religious Affairs, Eastern Transbaikalia, the Chita region.
1970-е гг. в истории Восточного Забайкалья остаются своеобразным «белым пятном», причем во многих аспектах. Можно попытаться выделить причины возникновения такой ситуации. Наше предположение заключается в том, что данное время для ученых 80-90-х гг. XX в. еще не было историей, для поколения же исследователей 90-х - начала 2000-х гг. не всегда может быть интересным предметное поле исторического исследования. Может возникнуть вопрос: «Почему малоинтересным?». Вероятно потому, что в рамках советской идеологической парадигмы в рассматриваемое время не было каких-либо серьезных изменений в историческом развитии. Можно говорить о промышленном или сельскохозяйственном строительстве, что потребует работы со статистическими данными. Подтверждением сказанному могут являться «Очерки истории Забайкальского края» (в первом издании - Читинской области) [10]. Правда, помимо истории развития промышленности и сельского хозяйства кратко характеризуется история культурного строительства в данное время. Для постсоветской исторической науки, на наш взгляд, данная тематика менее интересна, чем, скажем, история казачества, история православия или какие-то иные аспекты. В то же время при наличии значительного, постоянно возрастающего интереса к истории религий, главным образом к истории Русской православной церкви, исследований ее развития в 70-е гг. XX в. нет. Здесь причина для нас очевидна. Это сам процесс ее развития, который в рамках государственной религиозной политики в Читинской области протекал достаточно вяло. С другой стороны, до недавнего времени были закрыты архивы, в фондах которых хранятся документы, дающие представление об истории развития того или иного религиозного учения.
Религиозная ситуация в советское время в Восточном Забайкалье не нашла на сегодняшний день серьезного отражения в научных публикациях.
Религиозная ситуация - это совокупность элементов религий в определенное время в определенной стране или регионе. К ее характеристикам можно отнести количество институциональных религиозных структур, количество верующих и священнослужителей, отношение к той или иной религии групп в обществе и индивидов, особенности взаимоотношений власти и религиозных организаций. Таким образом, это целый комплекс факторов. Религиозную ситуацию относительно просто оценить в демократических государствах, основой политики которых
являются идеи гражданского общества, либеральные ценности и законность. Очевидно, что возникает сложность при характеристике таковой в советское время. Она предопределена сложностью определения отношения общества и индивида к той или иной религии. Здесь при рассмотрении отношения индивида и общества к религии в отличие от государства, где имеется свобода совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций, невозможно определить стопроцентно истинную картину. Социологические опросы не проводились, религия не поощрялась. Для историка показателем здесь станут косвенные факты: официальное количество храмов, часовен, молитвенных домов, число священнослужителей и прихожан.
Характеристику религиозной ситуации в регионе можно дать с опорой на материалы Государственного архива Российской Федерации. Документы, дающие представление о религии в регионе, относятся к фонду Р-6991.
Информация о религиозных организациях и особенностях развития религий на территории Читинской области в 1970-е гг. содержится в статистических отчетах уполномоченных Совета по делам религий при Совете Министров СССР. Они представлены в ГАРФ по отдельным республикам. Отдельные дела содержат отчеты по субъектам РСФСР. Как и за более ранний период времени, отчеты по Читинской области имеются не за все годы. Сохраняется с предыдущего времени и еще одна черта - краткость отчетов уполномоченных Совета по Читинской области. В отличие от иных регионов РСФСР, отчеты по Восточному Забайкалью содержали краткую информацию с отсутствием текстовых пояснений или каких-либо характеристик. Ранее мы уже предположили, что уполномоченные Совета по делам РПЦ, затем Совета по религиозным культам в Восточном Забайкалье работали не очень хорошо. Это выражается в качестве отчетов, в наличии их за разные годы. В архивных документах иногда встречаются фамилии уполномоченных. Так, известно, что в 1970 г. им являлся И. Кириллов. Иногда отчеты сдавали секретари областного исполнительного комитета. Так, в 1976 г. отчет отправлен в Москву секретарем Н.Е. Сухановой [3, л. 51; 5, л. 130-134].
В начале 70-х гг. XX в., согласно статистическим данным, на территории Читинской области наибольшее развитие получили православие и буддизм, его северная ветвь - ламаизм. Это закономерно, так как данные религиозные учения на территории региона были основными относи-
тельно долгое время. Существовали на территории области официально зарегистрированные институты Русской православной церкви и Центрального духовного управления буддистов (ЦДЦБ). В 1970 г. зарегистрированы православная церковь в г. Чите и один буддийский храм в пос. Агинское. Официально зарегистрированных православных священников было 2, а буддийских - 10 чел. Членов Исполнительного органа православных - 6, буддистов - 12 чел. Всего православных верующих - в пределах 800 чел. Данных по количеству буддистов не встречено [3, л. 51].
Из архивных источников также известно, что на территории Читинской области действовала секта. В статистических отчетах не оговаривается, какого вероучения, но по упоминаниям в некоторых иных документах можно предположить, что это евангельские христиане-баптисты. Причем, согласно статистике, данная организация была официально зарегистрирована в органах власти. При этом не говорится о культовых зданиях, служителей нет, но зарегистрировано три священника. Иных сведений не приводится [3, л. 51].
В отчетах отдельной строкой выделялась «основная религиозная обрядность». Данная графа содержит информацию о всех обрядах, официально зарегистрированных религиозных сообществах. За 1970 г. всего по Читинской области было проведено 85 крещений, из них 65 -детей дошкольного возраста, 20 - совершеннолетних. «Религиозных браков» не зарегистрировано, «очных религиозных похорон» - 32, «заочных» - 1487 [3, л. 52].
Ситуация с количеством церквей и дацанов не изменилась и позже. Так, в 1976 г. на территории Читинской области были официально зарегистрированы одна православная церковь и один дацан, соответственно три и семь служителей культа. Однако значительно увеличилось число православных, принявших крещение. За год общая цифра составила 276 крещений, из них детей дошкольного возраста - 66, школьного - 37, совершеннолетних - 82. Увеличилось по сравнению с началом 70-х гг. XX в. количество отпеваний, очных было - 90, заочных - 1634. Если ранее не регистрировалось венчаний, то в 1976 г. их было три [5, л. 130-132].
Интересные данные приводятся о возрасте и уровне образованности священнослужителей. Священники РПЦ: один - до 40 лет, второй - от 41 до 60, дьякон - от 41 до 60. Образование светское среднее у одного священника и дьякона, начальное светское - у второго священника, духовное начальное - у одного священника и
дьякона. Буддийские священнослужители (ламы) - семь человек старше 60 лет, имеют начальное светское и начальное духовное образование [5, л. 133-134]. Говорить здесь о Русской православной церкви сложно, так как в регионе было всего два священника и один дьякон, а возраст и образование буддийского духовенства оценить можно. Вывод всего один - нет молодых священнослужителей и священнослужителей с духовным образованием выше начального. Однако при этом определенное развитие буддизма на территории Читинской области в 1970-е гг. было. Вероятно, для сравнения следует охарактеризовать финансовое состояние религиозных организаций православных и буддистов, так как иных данных пока не обнаружено. Так, в 1976 г. приход РПЦ получил поступлений - 91 458 руб. при расходе за год 84 949 руб. Дацан имел приход в 612 000 руб., а расход - 157 000 руб. Как можно понять из цифр, православная церковь располагала значительно меньшими денежными средствами, чем буддисты Восточного Забайкалья [5, л. 133].
При анализе архивных источников складывается устойчивое ощущение того, что наиболее активно в 70-е гг. XX в. на территории Восточного Забайкалья развивался буддизм. Помимо институциональной составляющей - количества священнослужителей и финансового состояния религиозной организации, буддисты встречали на читинской и агинской земле буддийские делегации иных стран. Так, в 1976 г. в г. Чите и с. Агинское находилась Лаосская делегация буддистов - 5 человек [6, л. 1].
Отметим, что отчет 1976 г. не содержит данных по иным, кроме православия и буддизма, вероучениям. Вероятно, можно сделать предположение, что на территории Читинской области в начале 70-х гг. XX в. распространилась деятельность организации «Свидетели Иеговы». Об этом свидетельствуют косвенные данные, так как информации в статистических отчетах по данному вопросу нет. Однако в литературе приводятся некоторые сведения о приверженцах данного вероучения, которые в первой половине 70-х гг. покинули Восточное Забайкалье и переселились в иные регионы страны. Так, на территорию Житомирской области Украинской ССР переселились А.И. Соколовская, 1913 года рождения, которая находилась на территории Читинской области на поселении, А.П. Федотов, 1906 года рождения [2]. Сам факт отъезда, а до этого нахождения одного из названных в Восточном Забайкалье на поселении, не говорит о том, что «Свидетели Иеговы» получили в ре-
гионе распространение. Однако в приведенной автором книги о житомирских иеговистах справке говорится о том, что, приехав на территорию области, они являлись «иеговистами», что дает возможность сделать предположение о том, что они не отходили от веры, проживая в Читинской области.
Следует упомянуть факт, который косвенно свидетельствует о слабом развитии ислама в Читинской области в 1970-е гг. Совет по делам религий в 1979 г. направил в регионы письмо с требованием предоставить информацию о праздновании Курбан-Байрама. В Читинской области таких данных не было, как, впрочем, и в соседних регионах - Бурятской и Якутской АССР [8, л. 38].
Объемное дело, которое содержит информацию о религиозных организациях адвентистов седьмого дня, лютеран, иудеев, евангельских христиан-баптистов за 1979 г., не содержит вообще никакой информации как по Восточному, так и по Западному Забайкалью [8, л. 1-46].
В архивных документах встречаются данные, напрямую не связанные с характеристикой религиозной ситуации в регионе, однако даются дополнительные материалы о развитии религиозной сферы. Так, относительно начала 70-х гг. XX в. встречаются упоминания об отсылке в регион «Законодательства о религиозных культах». Целью данной рассылки было восполнение имеющихся пробелов в знании региональными властями нормативной базы, регламентирующей деятельность религиозных организаций. Данная рассылка была осуществлена не в первый раз. Это было дополнительное издание сборника. Предопределили же его перевыпуск и рассылку вопросы от уполномоченных Совета по делам религий из регионов [4].
Интересной, на наш взгляд, характеристикой особенностей истории религий на территории региона является описание обсуждения священнослужителями и верующими проекта новой Конституции (1977). Известно как минимум об одном собрании служителей культа. Ламы Агинского дацана официально на одном из собраний обсудили проект конституции. При этом перед ними выступил уполномоченный Совета по делам религий. Собрание полностью одобрило проект Конституции, а также внутреннюю и внешнюю политику Коммунистической партии СССР и Советского правительства. Вообще в одном из писем Читинского областного исполнительного комитета в Совет по делам религий отмечается, что большинство верующих принимают активное участие на собраниях трудящих-
ся в обсуждении проекта Конституции, на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства и одобрительно относятся к проекту Конституции [7, л. 1].
В литературе можно встретить рассуждения о том, что значительный вред развитию православия в 60-е гг. принесли церковные реформы Н.С. Хрущева. А. Н. Марченко называет их крупными антирелигиозными мероприятиями власти в постсоветское время. Согласившись с общей оценкой реформ, выдвинем предположение, что они не повлияли на изменение ситуации с православием в регионе. Развития в Читинской области в советское время (несомненно, имеется в виду период после 1943 г.) православие не получило. Те незначительные элементы в Восточном Забайкалье, которые были, не претерпели, да, наверное, и не могли претерпеть сколько-нибудь серьезных изменений в силу своей слабой развитости. В то же время отметим значительное, на наш взгляд, число православных крещений. При общем количестве православных верующих, к примеру, в 1970 г. 800 чел., было крещено 85 чел., основная масса из них дети, а в 1979 г. крещено уже 276 чел. Очевидно, что данный факт свидетельствует о том, что, несмотря на антирелигиозные действия властей, количество православных увеличивалось. Мы не даем оценки, насколько реально верующими они были, но сам факт является показательным.
Из-за отсутствия развернутой информации о деятельности религиозных организаций на территории Читинской области в рассматриваемое время сложно воссоздать реальную картину существования и трансформации той или иной религии. При этом данных по православию и буддизму больше. Упоминание о иных вероучениях отрывочно. Очевидно, что отсутствие научных исследований проблематики и незначительный на сегодня объем архивных данных позволяют говорить о том, что требуется дальнейшая работа по изучению истории религий на территории Восточного Забайкалья в советское время.
Анализ ряда документов Государственного архива Российской Федерации, относящихся к 80-м гг., позволяет сделать еще один вывод, только вначале несколько изменится ситуация с отчетностью по вопросам религиозности в Читинской области. Появятся переписки уполномоченного с руководством Совета по делам религий в г. Москве, пояснительные записки по отдельным вопросам и соответственно появится информация о тех вероучениях, которые мы пока не можем четко описать относительно 70-х гг. XX в., и более подробная информация о право-
славии и буддизме [9].
Литература
1. Бережко К. История Свидетелей Иеговы на Житомирщине. Регионально-историческое исследование: в 4 ч. // Документы и факты. Презумпция невиновности. - Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://roman142.blogspot.ru/2012/01/4.html (дата обращения: 09.03.2014)
2. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 306. Т. 3.
3. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 364.
4. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 884.
5. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 1009.
6. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 1212.
7. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 1548.
8. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 2609.
9. Очерки истории Забайкальского края / под ред. И.И. Кириллова, Н.В. Гордеева. Т. 1-2. - Чита: Экспресс-издательство, 2009. - 440 с.
Дроботушенко Евгений Викторович, кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии, ЗабГГПУ, e-mail: [email protected]
Drobotushenko Evgeny, candidate of historical sciences, assistant professor of political science, ZabSHPU, e-mail: [email protected]
УДК 2-63 (571.54)
© С.З. Ахмадулина Солнцепоклонничество, или «Методика оздоровления по Эллэ Аят»
С статье отражена проблема дискуссий относительно природы происхождения и содержания движения «Эллэ Аят» как религиозной организации, или методики оздоровления. Автор рассматривает историю возникновения, сущность метода саморазвития и открытия сознания Ф. Абдуллаева. Приводится сопоставление метода включенного наблюдения с существующей оценкой официальных экспертов по проведению религиоведческой экспертизы.
Ключевые слова: Эллэ Аят, движение, Республика Бурятия.
S.Z. Akhmadulina
Sun worship, or «Method for health improvement by Elle Ayat»
The article raises the problem of the discussions concerning the nature of the origin and content of «Elle Ayat» movement as a religious organization, or health improvement techniques.The author considers the history of the rise, the essence of the F. Abdul-layev's method of self-development and consciousness opening. The method of included observation is compared with the current official estimation of experts for religious expertise.
Keywords: Elle Ayat, movement, Republic of Buryatia.
Современная религиозная ситуация в регионе уникальна. На протяжении нескольких столетий здесь успешно сосуществуют различные религиозные верования и религии - шаманизм, буддизм, православие, древлеправославие, ислам, иудаизм. Одной из уникальных особенностей нашей республики является не только «религиозное и национально-культурное ассорти», но и синкретизм. Один человек может практиковать разные религии, при этом одновременное обращение к шаману, посещение дацана или церкви является обыденным - это позиция, которая устоялась не только в поведенческих характеристиках, но и в сознании людей.
Наряду с сохранением устойчивых позиций традиционных конфессий возникают новые религиозные движения и культы [1, с. 66-67], воз-
рождаются древние языческие представления в форме неоязычества. К примеру, за г. Улан-Удэ в районе «Верхняя Березовка» на одном из протекающих лесных ручьев расположено деревянное изображение солнца, олицетворяющего, по мнению неоязычников1, бога древних славян Ярило - рядом надпись «монетки не бросать -это русский Бог». Впрочем, приставка «нео» становится обыденным явлением применительно не только к религиозным, но и к общественно-политическим, социокультурным, историческим процессам.
Другой важной особенностью является особая популярность движений и организаций, связанных с саморазвитием и самосовершенствованием человека как личности, элементами самооздоровления. Ярким примером может служить