УДК 39(4/9)
СОВРЕМЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА БОЛЬШОГО СОЧИ НАКАНУНЕ ОЛИМПИАДЫ
З.Н. Ионова
Конфессиональная структура современной России сформировалась под влиянием различных факторов. Общемировой тенденцией XX-XXI вв. стал кризис традиционных религий, проигрывающих в борьбе за "электорат" новым религиозным движениям, успешным и конкурентоспособным.
В результате процессов демократизации и гласности 80-90-х гг. XX в. многие конфессии в России получили то, чего оказались уже почти лишены к этому времени традиционные религии во многих странах западной демократии - институциональность; возможность активно и вполне легитимно влиять на общественное развитие и общественные устои; участвовать в оформлении новой национальной (государственной) идеологии. Политики регионального уровня использовали конфессиональную идентификацию как идеологическое обоснование курса на суверенизацию регионов и консолидацию местных этносов (например, попытки оживления "неоязычества" в Якутии, Марийской республике, Сибири, на Дальнем Востоке) [1].
В предлагаемой статье на основе собранного нами полевого этнографического, статистических и архивных материалов рассмотрим современную конфессиональную ситуацию на примере одного из регионов России - Краснодарского края вообще, и Большого Сочи, в частности.
На формирование конфессиональной структуры Краснодарского края и города Сочи, в частности, оказывали и оказывают большое влияние: выгодное экономико-географическое положение; благоприятный климатический режим, позволяющий проводить миссионерскую работу на улице в течение практически всего года; внутренняя и внешняя миграция.
По количеству зарегистрированных религиозных организаций Краснодарский край
Ионова Зинаида Николаевна - старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Сочинского института Российского университета дружбы народов, 354348, Сочи, Адлер. Ул. Куйбышева, д.32, тел. 8(8622)411085, e-mail: [email protected].
занимает четвертое место в РФ (691 организация), по количеству конфессий - первое (32 конфессии). В Сочи, по данным отдела по взаимодействию с общественными и религиозными организациями при администрации города, зарегистрированы и функционируют 75 религиозные организации по 15 конфессиям [2].
Анализируя отчет управления по взаимодействию с общественными и религиозными организациями при администрации г. Сочи, мы получили очень интересные результаты. Всего в городе насчитывается 210 общественных организаций, в том числе 8 политических и политической направленности (3.8 %), 28 национально-культурных общественных объединений (13,3 %), 34 общественных организаций ветеранов и инвалидов (16 %), 100 зарегистрированных и незарегистрированных религиозных объединений и объединений религиозной направленности (47,6 %).
Из этих данных видно, насколько большую роль играют религиозные организации в гражданском обществе. При этом надо учесть, что существует ряд объединений, которые раньше позиционировали себя как религиозные организации, а в настоящее время - как национально-культурные, - например, культурный центр "Святая Русь". В процессе регистрации находится Сочинская городская организация «Русское общество "Собор"».
В таблице № 1 отражена динамика развития зарегистрированных религиозных организаций в районах города (Центральном, Адлерском, Хостинском и Лазаревском) за двадцать пять лет. В период с 1985 по 2010 гг. мы выделяем три этапа формирования современной конфессиональной структуры города Сочи [3].
Первый период (1985-1989) является логическим следствием атеистического характера советской государственности, когда
Zinaida Ionova - senior teacher at the Department of State History and Law, Russian University of Peoples Friendship (Sochi branch), 32, Kuibysheva street, Adler, Sоchi, 354348, e-mail: [email protected], рк+7(8622)410185.
религиозные организации находились под тотальным контролем государственных органов. В Сочи действовало всего четыре зарегистрированных организации, принадлежащие трем конфессиям [4]. Православные приходы были в Центральном и в Лазаревском районах (Ми-хайло-Архангельский собор и храм Рождества
Лидирующей по количеству приходов и религиозных обрядов на данном этапе была, безусловно, Православная Церковь. Количество прихожан в православных приходах не фиксировалось, отмечалось, что в Центральном районе в обычные дни посещало
* Таблицы 1-5 составлены автором на основании: Отчетов Управления по взаимодействию с общественными и религиозными организациями при администрации г. Сочи "Сведения об общественных объединениях и политических партиях, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования за 2006 и 2010 гг." и архивных материалов [6].
Богородицы, соответственно). На территории Центрального района была зарегистрирована организация Евангельских Христиан Баптистов, в Хосте - община Адвентистов Седьмого Дня. Незарегистрированных организаций, по официальным источникам, в этот период не было [5].
церковь 70 человек, а в Лазаревском районе -25-30; в праздничные дни число верующих достигало соответственно 180 и 80 человек. Сведения по другим конфессиям более точные: в организации ЕХБ - 250, в общине АСД - 103, но летом на молитвенных собраниях присутствовало по 150-160 человек [7].
Второй этап формирования конфессий (1991) связан со значительными изменения конфессиональной структуры после принятия в 1990 г. Закона РСФСР "О свободе вероисповеданий". В 1991 г. зарегистрировано пять
Таблица 1
Динамика развития религиозных организаций в городе Сочи
Религиозная организация 1991 1999 2006 2010
РПЦ А2,Ц1, Х1,Л1 А4,Ц4, Х2,Л6 А6,Ц9, Х2,Л8 А10,Ц9Х4,Л9
Армянская Апостольская Церковь (АЯЦ) А1,Ц1 А1,Ц1, Л1 А1,Ц1, Л1 А1,Ц1,Л1
Римская Католическая Церковь (РКЦ) Ц1,Л1, А1 Ц1,Л1, А1 Ц1,Л1,А1
Евангельские Христиане (ЕХ) Ц1 Ц1 А2,Ц2, Х2,Л2 А1,Ц2Х2,Л1
Евангельские Христиане Баптисты (ЕХБ) Ц1 Ц1, Л2 Ц1, Л2 Ц1,Л2
Христиане веры Евангельской (Пятидесятники) (ХВЕ) А1,Ц4, Х1,Л2 А1,Ц6, Х2,Л2 Ц6,Л2, А1, Х1
Христианская Новоапостольская Церковь (ХНАЦ) Ц1 Ц1 Ц1
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) Ц1 Ц1 Ц2
Христиане Адвентисты Седьмого Дня Х1 А1,Ц1, Х2,Л1 А1,Ц1, Х2,Л1 А1,Ц1, Х2,Л1
Свидетели Иеговы А3,Ц1, Л1 А3,Ц1, Л1 А3, Ц1, Л1,
Исламские организации Ц1, А1 Ц1, А1 А1
Ортодоксальный иудаизм Ц1 Ц1 Ц1
Вайшнавизм (Сознание Кришны) Ц1 Ц1 Ц1 Ц1
Центр Шри Чинмоя Ц1 Ц1 Ц1
Церковь Совета Церквей ЕХБ Л1 - -
Христианская церковь "Живое слово" Л1 - -
Древлеправославная церковь (в стадии регистрации) Ц1
Итого зарегистрированных организаций 11 53 70 75
Примечание: Ц - Центральный; А - Адлерский; Х - Хостинский, Л - Лазаревский районы города Сочи.
приходов РПЦ (в том числе и ранее существовавшие), одна организация Евангельских Христиан, одна организаций АСД. Также появляются приходы Армянской Апостольской Церкви Сурб Саргис в Адлере и Сурб Хач в Центральном районе на ул. Пластунской.
Текущий, третий период связан со вступившем в силу с 1 октября 1997 г. Федеральным Законом № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Количество зарегистрированных религиозных организаций и конфессий существенно выросло: кроме православных храмов зарегистрированы приходы Римской католической церкви, организации Христиан Веры Евангельской (ХВЕ, пятидесятники), Евангельских Христиан, Свидетелей Иеговы, две исламские организации и т.д.
Анализируя динамику роста, мы видим, что наиболее динамично с 2006 по 2010 годы развивались следующие конфессии, которые увеличили число своих членов: ХАСД -на 25,6 %; Свидетели Иеговы - на 24,1;
Доминирующие позиции на настоящий момент по численности религиозных приходов сохраняет Русская Православная церковь -32 прихода. Но если суммировать протестантские религиозные организации, то мы имеем 36 религиозных протестантских объединений против 32 приходов РПЦ, что говорит об устойчивой тенденции расширения протестантизма в городе Сочи и косвенно подтверждает данные В.И. Якунина с соавторами о том, что в Краснодарском крае православные организации составляют только 51 % от общей численности религиозных организаций [8]. Кроме того, хотя численность прихожан протестантских приходов (4 800 чел.) меньше численности прихожан РПЦ (5 120 чел.), последняя проигрывает в динамике роста своих адептов, что наглядно демонстрируют данные таблицы 2.
ХВЕ - на 22,6; РПЦ - на 16,9; ЕХБ - на 15,7; ААЦ - на 8,1 %.
По данным, предоставленным управлением по взаимодействию с общественными и религиозными организациями при админи-
Таблица 2
Рост численность прихожан некоторых религиозных организаций и групп в г. Сочи
в 2006-2010 гг.
Организация Адлер Центр Хоста Лазаревск Итого
РПЦ 870* 1137 2190 2600 300 300 790 1083 4250 5120
ААЦ 150 200 400 400 - 10 10 560 610
РКЦ 100 50 700 200 - 50 10 850 260
ЕХ 220 200 700 700 270 320 150 200 1340 1320
ЕХБ - 200 250 - 95 100 295 350
ХВЕ 40 50 730 1000 120 120 85 90 975 1260
ХНАЦ - 15 20 - - 15 20
Мормоны - 20 50 - - 20 50
ХАСД 50 50 70 70 125 200 30 50 275 370
Свидетели Иеговы 920 1150 110 200 - 70 100 1100 1450
Исламские организации 30 30 20 - - 50 30
Ортодоксальный иудаизм - 80 50 - - 80 50
Вайшнавизм - 250 250 - - 250 250
* В числителе - данные за 2006 г.; в знаменателе - 2010 г.
страции г. Сочи, уменьшилась численность членов не только католических, иудаистских, но и мусульманских организаций. Но о. Иу-рениуш, курирующий католические приходы в г. Сочи, настаивает на сохранении прежней численности прихожан (примерно 850 чел.) [9]. Заместитель имама г. Сочи М. Амиров утверждает, что произошло увеличение дагестанской, чеченской и ингушской диаспор в городе вследствие миграции в связи с проведением Олимпиады Сочи-2014. Национально-культурные объединения - Дагестанский культурный центр "Ватан", Чечено-ингушское общество "Вайнах" являются обществами с сильной религиозной составляющей, учитывая роль ислама в жизни дагестанской, чеченской и ингушской диаспор. В 2012 г. была зарегистрирована местная мусульманская организация "Единство", куда вошли мусульмане чеченской, дагестанской и ингушской национальности [10].
Как известно, Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" 1997 г., закрепил две формы религиозных объединений в РФ - религиозная организация
и религиозная группа, важной особенностью последних является факультативный характер деятельности.
Незарегистрированные религиозные объединения в Сочи мы классифицируем по следующим видам или формам существования:
- религиозная группа, существующая наряду с зарегистрированными религиозными организациями такой же конфессиональной принадлежности;
- религиозные группы, не имеющие религиозных организаций такой же конфессии;
- общественные организации религиозной направленности;
- благотворительные фонды.
Данные таблицы 3 показывают, что
к первому виду относятся религиозные группы в основном протестантского характера: Церковь ЕХ "Дом Евангелия на курорте Адлер" (Адлер, ул. Мира, 36); Церковь Евангельских Христиан баптистов (Лазаревский район, пос. Солох-аул); религиозная группа Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) в Центральном районе г. Сочи, ул. Чехова, д.9, кв.55.
Направление Религиозное объединение 1991 1999 2006 2010
Православие Независимая церковь Донская православная казачья Епархия Церковь Духа Света г. Сочи Ц1 Ц1
Евангельские Христиане Церковь ЕХ А1
Евангельские христиане баптисты Церковь ЕХБ Л1 Л1
Христиане веры евангельской (пятидесятники) Церковь ХБЕ Ц1 -
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) Религиозная Ассоциация Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в России Ц1 Ц1
Язычество "Славянское наследие" Л1 Л1
Неоязычество Центр "Возрождения Земли", "Анастасия" Ц1 Ц1 Ц1 Ц1
Восточно-мистические учения (ВМУ) Центр исследования причинно-следственных связей "Дао" СФ международной организации "Брахма Кумарис" Ц1 Ц1 Ц1 Ц1
Восточно-западный синтез (ВЗС) Психология человеческих отношений Фонд духовного возрождения Ц1 Ц1 Ц1 Ц1
Восточная мистика и практика (ВМиП) Ассоциация Чжун Юань Цигун и рейки Ассоциация Кришна Мурти" Центр "Сахаджа Йога" (Шри Ауробинда Гхош) Ц1 А1 Ц1 Ц1 А1 Ц1
Таблица 3
Динамика развития религиозных групп на территории города Сочи
Окончание табл. 3
Направление Религиозное объединение 1991 1999 2006 2010
Филиал ККОО "Иога-путь все- Ц1 Ц1
стороннего развития человека".
Теософские учения Сочинское городское Рериховское общество "Живая Этика" Союз "Хранители пламени (учение Алис Бейли) Эзотерическая группа "Свет" Краснодарское региональное отделение международной общественной организации "Лига защиты культуры". Ц1 Х1 Х1 Ц1 Ц1 Х1 Ц1 Ц1 Ц1
Синтетические учения Центр нового мышления "Наука разума" Ц1 Ц1
Клуб нейролингвистического Ц1
программирования
Сочинская городская общественная организация "Духовная Академия наук" Ц1 -
Религиозная группа "Власть Ц1 Ц1
над временем"
Психотехнология Центр ДЭИР (Дальнейшее энергоинформационное развитие) Церковь Гробового ДРУГГ Русское общество "Собор" Православное общество "Святая Русь" Сочинское отделение Общества "Стержневая истина" Межконфессиональная благотв. Миссия "Наследники Иисуса Христа" Ц1 Ц1 Ц1 Ц1 Ц1 Ц1 Ц1
Итого незарегистрирован- 5 23 23
ных групп
Вторая разновидность представляет собой группы различного толка, новые религиозные движения: языческие, восточно-мистические учения, восточно-западный синтез, восточная мистика и практика, теософские учения, синтетические учения, психотехнологии.
В Сочи имеется значительное количество людей с высшим образованием, выпускников местных вузов (вузы сосредоточены в основном в Центральном и Адлерском районах), людей грамотных, но часто невостребованных по специальности. Это одна из предпосылок для успешного действия разнообразных восточно-мистических, саентологических учений, а также новых, "энергоинформационных психотехнологий".
Численность вышеуказанных групп, как правило, небольшая. Несмотря на то, что в 2006 г. адептов таких религиозных групп было больше, чем в 2010 г., говорить о падении интереса населения к новым религиозным движениям не приходится (см. табл. 4).
Примечательно, что специалисты управления по взаимодействию с религиозными организациями в 2006 г. относили к религиозным группам:
- оккультно-теософские объединения -Сочинское городское Рериховское общество "Живая Этика", Краснодарское региональное отделение международной общественной организации "Лига защиты культуры";
- Сочинскую городскую общественную организацию "Духовная академия наук" (синтетическое учение);
- Сочинский филиал отделения (национальный центр) международной организации "Брахма Кумарис" всемирный духовный университет" (восточно-мистическое учение). А в сведениях управления за 2010 г. вышеназванные объединениями уже позиционируются как общественные организации религиозной направленности, общая численность их приверженцев составила 45 чел. [2].
Таблица 4
Численность прихожан незарегистрированных религиозных объединений
в 2006-2010 гг.
Религиозное направление Адлер Центр Хоста Лазаревское Итого
ВМУ 47* 32 47 32
ВЗС 33 25 33 25
Язычество 3 0 10 10 13 10
Неоязычество 0 2 2
Теософия 31 18 31 18
Синтетические учения 28 14 28 14
ВМиП 0 10 22 27 22 37
Психотехнологии 15 10 15 10
Православие (Донская православная казачья Епархия-Церковь Духа Света) 0 3 3
Итого: 189 151
В числителе - данные за 2006 г; в знаменателе - 2010 г
Таблица № 5
Общественные организации религиозной направленности в 2010 г.
*
Направление Название общественного объединения 1991 1999 2006 2010 Кол-во чел.
Теософия, учение Блаватской-Рерих Сочинское городское Рерихов-ское общество "Живая Этика" - - - Х1 10
Теософия, учение Блаватской-Рерих Краснодарское региональное отделение международной общественной организации "Лига защиты культуры". - - - Ц1 10
Синтетическое учение Сочинская городская общественная организация "Духовная академия наук" - - - Ц1 15
ВМУ Сочинский филиал отделения (национальный центр) международной организации "Брахма Кумарис" всемирный духовный университет", - - - Ц1 10
Анализ вышеназванных Отчетов управления показал незначительный рост членов новых религиозных организаций на 4,5 % (в 2010 г. -196 чел., в 2006 г. - 189 чел.) [2, с. 13].
И, наконец, последнюю группу представляют собой благотворительные организации и фонды. Из таблицы № 6 видно, что три организации созданы Христианами Веры Евангельской - пятидесятниками и неопятидесятниками. В основном данные организации
позиционируют себя как "реабилитационные центры" для излечения граждан от наркомании и алкоголизма.
Анализируя развитие религиозных объединений в Сочи с 1985 по 2010 гг., можно сделать некоторые выводы.
Во-первых, резко увеличилась численность религиозных организаций различной конфессиональной принадлежности, при сохранении доминирующей позиции РПЦ.
Таблица № 6
Благотворительные организации религиозной направленности
Направление Религиозные объединения 1991 1999 2006 2010 Кол-во чел.
Вайшнавизм Благотворительная общественная организация "Пища для жизни" - Ц1 Ц1 Ц1 20
Церкви Христиан Веры Евангельской (пятидесятники) Межрегиональный общественный благотворительный фонд "Исход" - - Л1 Л1 н/д
Филиал Общероссийской благотворительной общественной организации "Преображение России" в городе Сочи - - Ц1 Ц1 То же
Неопятидесятниче-ская религиозная Межрегиональная общественная
организация города Белгорода "Царство Бога" организация "Центр здоровой молодежи" Реабилитационный наркологический центр социальной адаптации "Вавилон" - - Ц1 Ц1 Ц1 Ц1 - || -
Во-вторых, как мы отмечали выше, произошел резкий рост протестантских организаций (ХВЕ, ЕХБ, ЕХ, ХАСД, Свидетели Иеговы, ЦСПД), и в своей совокупности они превышают число приходов РПЦ -36 и 32, соответственно.
В-третьих, хотя по количеству прихожан РПЦ лидирует, но динамика роста ее верующих ниже, чем верующих отдельных протестантских конфессий (например, ХАСД, Свидетели Иеговы, ХВЕ).
В-четвертых, для конфессиональной структуры Сочи характерно большое количество незарегистрированных религиозных организаций - 23 в 2010 гг., и это только те, которые вошли в отчеты администрации города.
Надо также отметить, что большая часть религиозных групп представляет собой новые религиозные движения - теософские, восточные мистические, синтетичные учения и т.д. Число их медленно увеличивается -на 4,5 % с 2006-2010 гг.
Также интересным представляется появление за последние четыре года различного рода благотворительных организаций и реабилитационных центров, в основном пяти-десятнического толка. Растущая активность протестантских организаций, таким образом, перемещается в сферу реабилитации граждан в связи с ухудшением обстановки в городе.
В настоящее время религиозная ситуация стабильна, но на основании статистических данных можно предположить:
- рост дальнейшего противостояния РПЦ и протестантов в борьбе за "электорат";
- дальнейшее увеличение численности разнообразных религиозных и околорелигиозных групп, небольших по составу;
- увеличение численности мусульман и, вероятно, рост исламских организаций.
Крайняя пестрота конфессиональной структуры города Сочи, пока по-прежнему характеризуется большим числом русского населения, которые являются православными, хотя и пассивного типа религиозности. Тем не менее историческая значимость православной религии в рассматриваемом регионе позволяет пока Русской Православной Церкви лидировать в межконфессиональной конкурентной борьбе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ионова З.Н. Проблемы ресекуляризации в современной России/ Российское общество: историческая память и социальные реалии: Мат-лы межрег. науч.-практ. конф. XIV Адлерские чтения. Краснодар: Традиция, 2008. С. 109.
2. Отчет управления по взаимодействию с общественными и религиозными организациями при администрации г. Сочи "Сведения об общественных объединениях и политических партиях, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования" п. 1.4 // Личный архив автора. Сочи, 2010. С. 10-26.
3. Ионова З.Н. Динамика развития религиозной ситуации с Сочи на рубеже ХХ-ХХ1 веков // Успехи современного естествознания. Философские науки. 2007. № 12. С. 102-104.
4. Архивный отдел администрации города Сочи (далее - ГАКС). Ф.Р. 137. Оп. 3. Д. 774. Л. 218; Ф.Р. 1519. Оп. 2. Д. 574. Л. 31.
5. ГАКС. Ф.Р. 137. Оп. 3. Ед.х. 215. Л. 20.
6. ГАКС. Ф.Р. 248. Оп. 1. Ед.х. 850. Л. 3; Ф.Р. 248. Оп. 1. Ед.х. 918. Л. 1-2; Ф.Р. 160. Оп. 1. Ед.х. 953. Л. 4; Ф.Р. 248. Оп. 1. Ед.х. 830. Л. 122; Ф.Р. 248. Оп. 1. Ед.х. 876. Л. 2; Ф.Р. 248. Оп. 1. Ед.х. 918. Л. 2; Ф.Р. 336. Оп. 1. Ед.х. 393. Л. 2-32; Ф.Р. 336. Оп. 1. Ед.х. 389. Л. 8-30; Ф.Р. 336. Оп. 1. Ед.х. 347. Л. 5-27; Ф.Р. 336. Оп. 1. Ед.х. 93. Л. 3-5.
7. ГАКС. Ф.Р. 137. О. 3. Ед.х. 215. Л. 11, 20.
8. Якунин В.И., Сулакшин С.С., Симонов В.В. Социальное партнерство государства и религиозных организаций. М.: Научный эксперт, 2009. 232 с. С. 15.
9. Полевые материалы автора, интервью с о. Иу-рениушем, 21 октября 2012 г., Сочи.
10. Полевые материалы автора, интервью с заместителем имама г. Сочи М.А. Амировым, 12 августа 2012 г., Сочи.
21 августа 2013 г.
УДК 294.3
БУДДИЙСКИЕ ЦЕННОСТИ И ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
М.С. Уланов, В.Н. Бадмаев
В условиях глобализации современного мира значимость толерантности в обществе и интерес к ней постоянно возрастает. Обострение глобальных проблем требует от мирового сообщества перехода к диалогу и взаимопониманию не только между странами, политическими блоками и цивилизациями, но и между конфессиями.
В данной статье мы попытаемся рассмотреть буддийские ценности в контексте проблемы толерантности в современном мире, поскольку обращение к социокультурному потенциалу буддизма, анализ взаимосвязи идей толерантности и этики ненасилия в буддизме с направлениями развития современного мира, на наш взгляд, может способствовать поиску новых моделей решения глобальных проблем.
Среди работ отечественных исследователей, затрагивавших данную тему, можно отметить статьи С.Ю. Лепехова [1], С.П. Не-стеркина [2], Г.И. Юсуповой [3] и др. В то же время остается принципиальная необходимость дальнейшего изучения этой проблемы,
Уланов Мерген Санджиевич - доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии Калмыцкого государственного университета, 358000, г Элиста, ул. Пушкина, 11, e-mail: [email protected], т. 8(84722)23542;
Бадмаев Валерий Николаевич - доктор философских наук, заведующий той же кафедрой, e-mail: [email protected], т. 8(84722)23542.
особенно в контексте процессов глобализации и активного распространения буддизма на Западе.
Известно, что буддизм, даже на самой ранней стадии своего существования, отличался редкой для "молодых" религий толерантностью. В силу своей терпимости и пацифизма буддизму удалось избежать войн против других религий. По сути, Будда первым в мировой истории провозгласил принцип веротерпимости, согласно которому никому нельзя навязывать религиозные идеи, какими бы возвышенными и благородными они ни казались. Согласно учению Будды, каждый человек сам должен дорасти до духовных исканий и прийти за сокровенным знанием к наставнику. Ищущий смысл жизни сам вправе выбрать то или иное учение, или же искать истинную духовность самостоятельно. Задача же насильно "спасать" или "выправлять" людей в религии никогда не ставилась ни Буддой, ни его истинными последователями [4].
Буддийская терпимость к инакомыслию, на наш взгляд, основывается и на идеи "двух
Mergen Ulanov - Doctor of Philosophy, Professor of Philosophy and Cultural Studies at the Kalmyk State University, 11 Pushkin Street, Elista, 358000, e-mail: [email protected], tel. +7(84722)23542;
Valery Badmaev - Doctor of Philosophy, Head of the Same Department, e-mail: [email protected], ph. +7(84722)23542.