Научная статья на тему 'Педагогическая установка и её роль в становлении и развитии профессионального сознания будущего учителя'

Педагогическая установка и её роль в становлении и развитии профессионального сознания будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1301
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТАНОВКА / МЕХАНИЗМ ИДЕНТИФИКАЦИИ / PEDAGOGICAL SET / PSYCOLOGICAL MECHANISM / PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS / PROFESSIONAL SET / IDENTIFICATION MECHANISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуслякова Н.И., Васильева Т.И.

В статье обсуждаются основные подходы к проблеме установки в отечественной психологии, проводится анализ научных результатов по проблеме профессионально-педагогической установки, дается авторское понимание проблемы исследования на этапе профессиональной подготовки учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SET AND ITS ROLE IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS OF AN INTENDED TEACHER

In the article basic approaches to the problem of set in Russian psycology are discussed, the scientific results of the problem of the professional pedagogical set are analysed, the author’s comprehension of the problem of the research at the stage of the professional training of a teacher is given.

Текст научной работы на тему «Педагогическая установка и её роль в становлении и развитии профессионального сознания будущего учителя»

УДК ББК

151.8: 378 88.40: 74. 480

Гуслякова Нина Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент г. Челябинск Guslyakova Nina Ivanovna Candidate of Pedagogics, Assistant Professor Chelyabinsk

Васильева Татьяна Иосифовна

преподаватель г. Челябинск

Vasilyeva Tatyana Iosifovna Lecturer Chelyabinsk

Педагогическая установка и ее роль в становлении и развитии профессионального сознания будущего учителя

Pedagogical Pattern and its Role in Formation and Development of a To-Be

Teacher's Professional Consciousness

В статье обсуждаются основные подходы к проблеме установки в отечественной психологии, также проводится анализ научных результатов по проблеме профессионально-педагогической установки. В статье дается авторское понимание проблемы исследования на этапе профессиональной подготовки учителя.

The article deals with the basic approaches to the problem of pattern in Russian psychology, the scientific results of the problem of the professional pedagogical pattern are analysed in this article as well. The article gives the author's comprehension of the problem of the research at the stage of a teacher's professional training.

Ключевые слова: педагогическая установка, психологический механизм, профессиональное педагогическое сознание, профессиональная установка, механизм идентификации

Key words: pedagogical pattern, psychological mechanism, professional pedagogical consciousness, professional pattern, identification mechanism

Установкой в психологии обозначается состояние готовности, предрасположенности субъекта, возникающее при предвосхищении им

проявления определенного объекта и обеспечивающее устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности по отношению к данному объекту. Установка как явление хорошо известна в психологии и особенно в отечественной благодаря классическим работам Д.Н. Узнадзе и его учеников (Ш.А. Надирашвили, Р.Г. Натадзе, А.С. Прангишвили и др.). Анализируя факт наличия установки в самых различных видах деятельности, Узнадзе и его ученики пришли к выводу, что направленность деятельности определяется ее предуготовленностью - установкой.

Особую значимость для понимания сущности установки имеют работы А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева и др. Так, в теории Л.И. Божович [2], социальная установка рассматривается как однопорядковое с понятием направленности личности. По мнению Л.И. Божович, направленность личности сама по себе может быть рассмотрена также в качестве особой предиспозиции - предрасположенности личности действовать определенным образом, охватывающей всю сферу ее жизнедеятельности.

С понятием социальной установки можно связать и идею А.Н. Леонтьева о личностном смысле. Согласно концепции ученого, личностный смысл - это продукт отражения мира конкретным субъектом, формирующийся в его индивидуальной деятельности и выражающийся в его (субъекта) отношении к осознаваемым субъектом явлениям [7]. Если целеобразование в наличных объективных условиях невозможно и ни одно звено деятельности субъекта, адекватной мотиву, не может реализоваться, то «данный мотив остается лишь потенциальным - существующим в форме готовности, в форме установки» [8. С. 19]. Иными словами, в неопределенной ситуации активизируется личностный смысл, побуждающий субъекта к готовности действовать определенным образом, в соответствии с его ценностными ориентациями, преобладающими тенденциями и т. д., то есть в соответствии с тем, что наиболее адекватно выражено в понятии «установка», которая, согласно представлениям А.Г. Асмолова [1], и является стабилизатором деятельности.

Особый интерес, в рамках нашего исследования, представляют разработки особого вида установок - профессиональные установки, как форма проявления психологических установок в профессиональной деятельности (Г.В. Акопов, М.А. Алимова, И. А. Зимняя, Е.А. Климов, О.М. Краснорядцева, А.К. Маркова О.Б. Шептенко и др.). Так, О.Б. Шептенко [3] утверждает, что профессиональные установки можно представить как интегральные психологические образования разной степени осознанности, выполняющие систематизирующую функцию, проявляющуюся в удержании целостной психологической системы. Профессиональные установки проявляются в условиях реальной жизнедеятельности как психологические новообразования профессиональной деятельности, включающиеся в самоорганизацию психологических систем.

Одним из наиболее значимых из обсуждаемых видов профессиональных установок является педагогическая установка, которая представляет интерес для изучения ее как психологического феномена именно с точки зрения сложной системной детерминации. Так, О.М. Краснорядцева [6] установила связь между адекватностью восприятия психологических особенностей детей и типом профессиональных установок учителя. У учителей с активно-положительным типом установок адекватность восприятия психологических особенностей детей составила 89%, в то время как среди учителей с нейтрально безразличными и скрытно-отрицательными установками адекватно воспринимают только 19%.

Данные факты позволяют нам сделать предположение о том, что профессиональные установки не существуют изолировано от ценностных составляющих профессионального образа мира. Профессиональные установки не только облегчают человеку выполнение своих прямых обязанностей, но и в определенных случаях могут выступать в виде психологических барьеров на пути профессионализации, личностного роста и самореализации личности.

Педагогическая установка как предмет специального исследования на вузовском этапе обучения рассматривалась Е.В. Джавахишвили [4]. Опираясь

на исследования об установке в школе Узнадзе, Е.В. Джавахишвили считает, что профессиональная педагогическая установка представляет собой целостноличностное образование, которое регулирует и направляет психофизические силы личности для осуществления педагогической деятельности. Закрепленная и стабилизированная педагогическая установка становится свойством личности. Она выражает общую, внутреннюю тенденцию личности по отношению к профессии. Чем богаче педагогическая установка прошлым опытом, тем легче она актуализируется. Иметь установку на педагогическую профессию, подчеркивает Е.В. Джавахишвили, означает владеть, кроме мотивов и потребностей, соответственными знаниями, навыками и способностями - иначе установка на педагогическую деятельность не формируется.

В русле нашего исследования представляется ценным также опыт работы К. Роджерса, который предпринял попытку работать с учителями в гуманистической парадигме, перестраивая их установки. В работе «Свобода учителя» он выделил три основные установки учителя на обучение, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта (в «осмысленном обучении»):

- установка на «истинность» и «открытость» - открытость учителя своим мыслям и переживаниям и способность открыто транслировать их учащимся;

- установка на «принятие», «доверие», то есть то самое «принятие», обеспечивающее сближение, взаимопонимание. У К. Роджерса это установка обеспечивает уверенность учителя в возможностях учеников;

- установка на «эмпатическое понимание» - видение учителем внутреннего мира и действий ученика как бы его глазами (см.:[3. С. 197]).

Таким образом, теоретический анализ позволяет заключить, что педагогические установки, во-первых, способны возникать и развиваться только при появлении определенных потребностей и благоприятных условий развития личности и ее деятельности; во-вторых, они имеют свои содержательные и динамические характеристики; в-третьих, существуют

различные способы формирования позитивных установок субъекта деятельности, активизации личностного смысла, побуждающего субъекта к готовности действовать определенным образом.

Согласно нашим представлениям, педагогическая установка - это базовый механизм профессионального сознания будущего учителя, который направляет профессиональную педагогическую деятельность, обеспечивает устойчивый целенаправленный характер ее протекания и выражает степень готовности к ее осуществлению. Педагогическая установка выражает внутреннюю (позитивную) тенденцию личности по отношению к профессии, к людям, к детям. Она избирательно способна быть и направляющим и облегчающим профессиональную деятельность фактором субъекта. В ней проявляется своеобразная душеведческая направленность ума (Е.А. Климов), наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению. Готовность будущего педагога для выполнения педагогической деятельности определена качественно разным уровнем сформированности педагогической установки в структуре личности.

Реализация педагогической установки как механизма осуществляется через смысловые и целевые установки, которые выявляются наиболее отчетливо в заданных человеку неопределенных ситуациях, где ему предоставлена возможность выбрать наиболее специфические для него способы реагирования. Можно предположить, что поскольку неопределенная ситуация релевантна проекции различных установок, то в этих условиях и будет происходить актуализация смысловой установки, реализующейся в выборе педагогической профессии и педагогической деятельности. Это объясняется тем, что к моменту поступления в педагогический вуз абитуриенты оказываются в уникальной ситуации, так как они выбирают профессию, в которой уже накоплен значительный опыт социально-психологического взаимодействия с учителями разного типа. Данное взаимодействие является как бы своеобразным тренингом по формированию у учащихся своеобразного педагогического мышления, умения анализировать стили педагогической

деятельности, давать им оценки. Результатом этого процесса являются складывающиеся ценностные ориентации, связанные с профессией учителя, эталонные представления и понятия о ней, что, в конечном итоге, ведет не только к профессиональному самоопределению учащихся и выбору ими данного вида деятельности, но и к появлению новообразований, которые можно отнести к зачаткам профессионального самосознания. Сформированность же смысловых педагогических установок у субъекта может свидетельствовать о высоком уровне развития его профессионально-педагогического сознания.

Не претендуя на законченность представлений о сущности педагогической установки как психологического механизма профессионально-педагогического сознания, попытаемся выделить его отличительные свойства.

Во-первых, данный механизм позволяет выявить внутренний мотивационный план осуществляемых людьми действий и поступков. Педагогическая установка как вид смысловой установки актуализируется мотивом профессиональной деятельности и представляет собой форму выражения личностного смысла в виде настроенности, готовности к профессионально-педагогической деятельности в целом.

Во-вторых, с помощью механизма педагогической установки можно определить направленность действий человека, а, следовательно, и степень развития его профессионального сознания. В зависимости от стадии профессионального пути, педагогическая установка может иметь разное содержание, тем не менее, она всегда переживается как положительное отношение индивида к профессии, как желание трудиться в данных условиях и по данной специальности, как стремление к оптимальному выполнению профессиональной деятельности. Это положение согласуется с данными, полученными в исследованиях Е.В.Джавахишвили, Е.М. Никереева, Ю.П. Поваренкова, Е.И. Рогова и др.

В-третьих, степень готовности будущего учителя к выполнению педагогической деятельности детерминируется качественно разным уровнем сформированности педагогической установки в структуре личности, что

находит отражение в профессиональном самоопределении. Педагогическая установка формируется в процессе овладения опытом, взаимодействуя с механизмом идентификации.

Положительное влияние идентификации на процесс профессионализации в условиях вузовского обучения подтверждается в исследовании Ж. Зайнобидинова [5]. Автор подчеркивает, что с помощью идентификации, студенты вырабатывают субъективную позицию в педагогической деятельности на основе примера учителей, вузовских преподавателей, своих товарищей-практикантов, родителей, лучших педагогов. Таким образом, в явлениях идентификации можно видеть истоки становления педагогического сознания. Механизм идентификации выступает в качестве предпосылки формирования установки на педагогическую профессию, что находит свое выражение в мотивах выбора педагогической профессии. В то же время следует заметить, что истинные мотивы выбора педагогической профессии, лежащие в основе профессиональной направленности, могут не всегда осознаваться самими студентами.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка [Текст] / А.Г. Асмолов. - М., 1979. - 151 с.

2.Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович // Избранные психологические труды: Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1995.- 352 с.

3. Гуслякова Н.И. Психологические механизмы становления и развития профессионального сознания студентов педвуза: монография [Текст] / Н.И. Гуслякова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. - 511 с.

4.Джавахишвили Е.В. Возрастные особенности личности студента и формирование

педагогической установки [Текст]: дис.....канд. психол. наук / Е.В. Джавахишвили. -

Тбилиси, 1988. - 120 с.

5.Зайнобидинов Ж. Влияние идентификации на формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ж. Зайнобидинов. - Ташкент, 1992. - 16 с.

6.Краснорядцева О. М. Психологические механизмы возникновения и регуляции мышления в реальной жизнедеятельности [Текст]: автореф. дис. ... докт. психол. наук / О.М. Краснорядцева. - М, 1996. - 47с.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М., 1977. -

304 с.

8. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1971. -

39 с.

9.Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психологические труды [Текст] / Ред. А. А. Бодалева / В.Н. Мясищев. - М.: Ин-т практ. психологии: Воронеж: МОДЭК, 1995. - 356 с.

10. Узнадзе Д.Н. Теория установки [Текст] / Под ред. М.А. Надирашвили и В.К. Цаова / Д.Н. Узнадзе. - М.: Изд-во «Инст-т практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 448 с.

Bibliography

1. Asmolov AG. Activity and Pattern [Text] / AG. Asmolov. - M., 1979. - 151 p.

2.Bozhovich L.I. The Problems of Personality Formation [Text] / L.I. Bozhovich // Selected Psychological Works: Edited by D.I. Feldstein. - М., 1995.- 352 p.

3. Guslyakova N.I. Psychological Mechanisms of Formation and Development of Professional Consciousness of Pedagogical University Students: Monograph [Text] / N.I. Guslyakova. -Chelyabinsk: Chelyabinsk State Pedagogical University, Publishers, 2006. - 511 p.

4.Dzhavakhishvili E.V. Student's Age-Specific Peculiarities and Formation of a Pedagogical Pattern [Text]: Dis. ...Cand. of Psychological Sciences / E.V. Dzhavakhishvili. - Tbilisi, 1988. -120 p.

5.Zainobidinov Zh. The Influence of Identification on the Formation of the Professional Pedagogical Orientation of Pedagogical University Students [Text]: Abstract of Dis. ... Cand. of Psychological Sciences / Zh. Zainobidinov. - Tashkent, 1992. - 16 p.

6.Krasnoryadtzeva O.M. Psychological Mechanisms of the Origin and Regulation of Thinking in Real Vital Activity [Text]: Abstract of Dis. ... Doc. of Psychological Sciences / O.M. Krasnoryadtzeva. - M., 1996. - 47 p.

7.Leontyev A.N. Activity. Consciousness. Personality [Text] / A.N. Leontyev. - M., 1977. - 304 p.

8.Leontyev A.N. Demands, Motives, Emotions [Text] / A.N. Leontyev. - M.: MGU, 1971. - 39 p.

9.Myasishchev V.N. Relations Psychology: Selected Psychological Works [Text] / Edited A.A. Bodalev / V.N. Myasishchev. - M.: Institute of Practical Psychology: Voronezh: MODEK, 1995. - 356 p.

10. Uznadze D.V. Pattern Theory [Text] / Edited by M.A. Nadirashvili, V.K. Tsaova / D.N. Uznadze. - M.: "Institute of Practical Psychology", Publishers; Voronezh: NPO "MODEK", 1997. - 448 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.