УДК 378.02 ББК 65.0
Ерошенкова Елена Ивановна
кандидат педагогических наук кафедра педагогики Белгородский государственный университет г. Белгород Eroshenkova Elena Ivanovna Candidate of Pedagogics Department of Pedagogics Belgorod State University Belgorod
К вопросу о критериях и показателях сформированности профессионально-ценностной установки будущего специалиста*
Revisited the Criteria and Indicators of a Future Expert’s Professional
Values Forming
Статья посвящена рассмотрению вопроса о критериях и показателях сформированности профессионально-ценностной установки будущего специалиста. Автор раскрывает сущность профессионально-ценностной установки будущего специалиста, выявляет потребностно-ценностный, эмоционально-чувственный, личностно-творческий критерии сформированности указанной установки и обосновывает соответствующие им показатели.
The article is devoted to the issues of criteria and indicators of future experts’ professional values forming. The author reveals the essence of future experts’ professional values; finds out the evaluative, emotional, sensual, personal and creative criteria of this adjustment forming and proves their respective indices.
Ключевые слова: профессионально-ценностная установка, будущий специалист, потребности, ценности, эмоции, творчество, личность.
Key words: professional value adjustment, future experts, needs, values, emotions, creativity, personality.
Профессиональное воспитание, реализуемое в настоящее время в вузе, носит инновационный гуманистический характер, призвано определять важнейшие ценностные ориентации, формировать у будущих специалистов личностные новообразования, адекватные студенческому возрасту и избранной профессии. Одним из таких новообразований является профессиональноценностная установка.
Под профессионально-ценностной установкой (ПЦУ) будущих специалистов мы понимаем личностное новообразование, выражающееся в сформиро-ванности устойчивых ценностных ориентаций, убеждений, рефлексивной на-
* Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы. Госконтракт № П1027 от 20 августа 2009 г.
правленности, эмоционального благополучия и творческого потенциала личности, и обеспечивающее продуктивную профессиональную деятельность [3].
Основными характеристиками ПЦУ будущего специалиста являются: устойчивость, интенциональность, динамичность. Устойчивость выражается в степени константности профессионально-ценностной установки в определенный промежуток времени и может принимать стабильную и лабильную формы. Интенциональность проявляется в «предрасположении» субъекта ориентировать свою деятельность в определенном направлении и может быть персональной или социальной. Динамичность выражается в подвижности профессионально-ценностной установки, ее возможности изменяться под влиянием различных воздействий в инертной или пластичной форме.
В структуре ПЦУ будущего специалиста мы выделяем когнитивный, аффективный, конативный, рефлексивный и аксиологический компоненты, каждый из которых обладает специфичным содержанием и выполняет определенную функцию. Когнитивный компонент выполняет познавательную, ориентационную функции; аффективный - функцию защиты Я и функцию выражения; конативный - преобразующую, приспособительную и инструментальную функции; рефлексивный - аналитическую и функцию самовыражения; аксиологический - направляющую и смыслообразующую функции.
В процессе формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в образовательном пространстве вуза определяется система профессиональных ценностей, стремлений, эмоциональных отношений, взглядов, убеждений эталонов, благодаря которым ПЦУ студентов может быть измерена. Возможность измерения установки, выделение ее типов, видов и уровней подтверждают многие отечественные и зарубежные психологи.
Предлагаемая система критериев оценки уровня сформированности ПЦУ будущего специалиста, проявляющаяся в конкретных показателях, была разработана нами на основе результатов теоретического анализа, опытноэкспериментальной работы, а также мнения экспертов из числа профессорско-преподавательского состава, кураторов студенческих групп и администрации
Белгородского государственного университета. Критерии сформированности ПЦУ будущего специалиста в образовательном пространстве вуза определялись исходя из системного, целостного понимания установки, выделения ее структурных и функциональных компонентов, основных характеристик, толкования профессионально-ценностной установки как процесса и результата профессионального становления и принятия профессиональных ценностей при профессионально-творческой самореализации личности будущего специалиста.
Для объективного изучения уровня сформированности профессиональноценностной установки студентов нами были выделены критерии и показатели, содержание которых обусловлено тем, насколько будущие специалисты испытывают потребности, принимают ценности профессиональной деятельности, эмоционально благополучны при ее осуществлении, проявляют стремление к творческой деятельности и обладают оптимальными для будущей профессии качествами личности. О сформированности профессионально-ценностной установки будущих специалистов мы судили, опираясь на потребностно-ценностный, эмоционально-чувственный и личностно-творческий критерии. Соответствующие данным критериям показатели представлены в таблице 1.
Потребностно-ценностный критерий нами рассматривается как базисный критерий сформированности профессионально-ценностной установки будущего специалиста, так как одним из условий формирования любой установки является именно потребность личности наряду с ее активностью и возможностью удовлетворения этой потребности в различных ситуациях. Д.Н. Узнадзе отмечал, что актуализация потребности, превращение в ценность, ведет к тому, что личность для ее удовлетворения обращается к внешней среде, что ведет к появлению ситуации, которая вызывает в субъекте определенную установку, посредством которой определяется все его последующее поведение [8].
Потребности и ценности личности образуют синкретическую систему и являются содержательной основой и важнейшим мерилом сформированности профессионально-ценностной установки будущего специалиста. Потребности, как источник формирования установки, выполняют эту функцию при условии,
если они связаны с интеграционной функцией, отражающей перенос ценностей из одной ситуации в другую, что делает установку подвижной, динамичной, ценностно-ориентированной, позволяющей ее целенаправить и укрепить.
Таблица 1
Критерии и показатели профессионально-ценностной
установки будущего специалиста
Критерии ^ Характеристики | Потребностно- ценностный Эмоционально- чувственный Личностно- творческий
Устойчивость Наличие потребности в осуществлении профессиональной деятельности Степень эмоционального благополучия Стремление к творческому це-леполаганию, самореализации, к сотворчеству
Интенциональность Степень осознания ценности будущей профессии Степень позитивного отношения и настроя на профессию Уровень рефлексии творческой деятельности
Динамичность Степень сформиро-ванности образа профессионального идеала Способность к эмпатии и толерантности Стремление к актуализации опыта творческой деятельности
Выбор в качестве критерия сформированности профессиональноценностной установки будущего специалиста эмоционально-чувственного критерия обосновывается тем, что эмоции и ценности взаимосвязаны и взаимообусловлены. «Кристаллизация» ценностей основана на эмоциональном «проживании» личностью предлагаемых приоритетов (П.В. Симонов). Своеобразие эмоциональной сферы человека во многом определяет специфику его установки, поведения, деятельности, общения, отношения к жизни, к профессии и т.д.
Эффективность сформированности профессионально-ценностной установки целесообразно оценивать и по тому, в какой степени личностная установка способствует развитию тенденции к осуществлению творческой деятельности. Поэтому в качестве еще одного критерия профессионально-ценностной установки будущего специалиста мы предлагаем личностно-творческий критерий. Содержание личностно-творческого критерия отражает значимость личностных характеристик будущего специалиста в реализации профессионально ориенти-
рованной деятельности, а также персеверацию творческой деятельности, то есть тенденцию продолжать творческую активность после устранения соответствующих условий [1]. Это становится возможным при наличии у субъектов вузовского воспитания соответствующего творческого опыта.
Таким образом, выявленные критерии определяют степень сформирован-ности ПЦУ студентов и взаимообуславливают их ценностные ориентации.
Так как ПЦУ студентов характеризуется устойчивостью, интенционально-стью и динамичностью, уровень становления которых определяется потребно-стно-ценностным, эмоционально-чувственным и личностно-творческим критериями, охарактеризуем ее показатели по каждому из критериев.
Наличие потребности в осуществлении профессиональной деятельности является показателем устойчивости потребностно-ценностного критерия профессионально-ценностной установки будущего специалиста. Содержание установки определяется потребностью. Все зависит от того, на удовлетворение какой потребности направлена деятельность личности, то есть, на какую деятельность направлена установка. По мнению Е.Т. Конюховой [5, с.52-55], наличие прочных потребностей деятельности обеспечивает лучшую мобилизацию и реализацию функциональных резервов для более успешного ее выполнения в русле данной установки. В процессе взаимоотношения с действительностью человек удовлетворяет свои разнообразные потребности и стремления, ставит перед собой и осуществляет заветные цели, создает и обретает профессиональные ценности, необходимые обществу и в которых у него есть потребность.
Степень эмоционального благополучия будущего специалиста при осуществлении профессионально ориентированной деятельности является показателем устойчивости эмоционально-чувственного критерия профессиональноценностной установки студента. Понятие «эмоциональное благополучие», часто употребляемое в психологических исследованиях, имеет много интерпретаций, но чаще всего оценивается по внешним показателям, что редуцирует его и приравнивает к эмоциональному комфорту. Однако, эмоциональный комфорт -это временные (краткие) проявления состояний, и потому он в определенном
смысле ситуативен, а эмоциональное благополучие - надситуативно, обладает стабильностью, процессуальностью, протяженностью.
Эмоциональное благополучие будущего специалиста связано с его способностью к эмоциональным переживаниям и адекватной оценке действительности. Субъект переживает свою профессионально ориентированную деятельность в том случае, если она для него эмоционально окрашена, т.е. ей дана эмоциональная оценка, которая ложится в основу последующей профессиональной деятельности студента.
Стремление к творческому целеполаганию, самореализации, к сотворчеству является показателем устойчивости личностно-творческого критерия профессионально-ценностной установки будущего специалиста. Развитие целеполагающей творческой деятельности дает личности возможность адекватно отражать свои профессиональные возможности, строить планы на будущее и на этой основе, посредством практической деятельности, реализовывать себя.
Как известно, часто способом самореализации является творчество. Стремление к творческой самореализации, к сотворчеству будущего специалиста определяет общее направление, содержание, формы и методы профессионально ориентированной работы конкретного студента. В процессе поиска наиболее адекватных путей реализации своих возможностей будущий специалист осуществляет, по сути, свою профессиональную стратегию [4, с.80].
Необходимой предпосылкой и одновременно результатом формирования ПЦУ будущего специалиста является интенциональность его установки на профессию. Показателем такой интенциональности в рамках потребностно-ценностного критерия является степень осознания ценности будущей профессии. Понимание будущим специалистом значимости выбранной профессии в современном мире, ее необходимости и первостепенности задает вектор профессиональной направленности мышления и поведения будущего специалиста. Осознание студентом ценности будущей профессии рассматривается как ось сознания, важнейший элемент внутренней структуры личности, который концентрирует профессионально ориентированный опыт студента, представляет
систему переживаний, позволяет отделить значимое от несущественного. Именно осознание ценности будущей профессии позволяет представить будущему специалисту мир профессиональных отношений, фиксирующих и обобщающих профессионально значимый и личностный опыт.
Профессионально-ценностная установка будущего специалиста в рамках интенциональности эмоционально-чувственного критерия предполагает необходимость наличия у будущего специалиста способности к эмпатии и толерантности, особенно это важно для профессий типа «человек-человек».
Эмпатия - это умение поставить себя на место другого, способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других. Развитая эмпатия - ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению. От обладания личностью эмпатией зависит и способность студента к толерантному поведению.
Толерантность означает наличие потребности у будущего специалиста во взаимодействии с другим, понимании другого при изначально позитивном эмоциональном отношении к нему. Разум толерантного человека открыт взаимодействию различных идей, обогащению, исходящему из разнообразия опыта. Толерантность предполагает равнодостоинство личностей, которым принадлежат несхожие взгляды. Подлинным субъектом толерантности является человек, принимающий во внимание другого человека.
Показателем интенциональности личностно-творческого критерия является способность к рефлексии. Рефлексия является одним из ведущих «организмов» в сфере саморегуляции и саморазвития. Установка на рефлексию выводит студента из сиюминутного временного пространства и заставляет его обратиться к прошлому с целью анализа уже произошедшего со стороны, извне, находясь «над ситуацией». Активизация рефлексии приводит к тому, что студент делает собственную профессионально ориентированную деятельность объектом своего воздействия, он начинает целенаправленно изменять, совершенствовать или заново выстраивать ее.
Способность к рефлексии определяет способность к профессиональной рефлексии, которая обеспечивает готовность действовать в нетипичных ситуа-
циях, гибкость в принятии решений, стремление к реализации нововведений и инноваций, постоянную нацеленность на поиск новых, нестандартных путей решения профессиональных задач, способность переосмыслить стереотипы своего профессионального и личностного опыта [2].
Показателем динамичности потребностно-ценностного критерия ПЦУ будущего специалиста является сформированность образа профессионального идеала. Профессиональный идеал, по мнению Л.И. Божович, выполняет как минимум две функции: 1) благодаря ему выстраивается система профессиональных устремлений; 2) он является критерием профессиональных поступков личности и окружающих ее людей. Профессиональный идеал побуждает студентов к активной профессиональной самореализации, к проявлению своего профессионального «Я». По мнению В. А. Ядова, ценностные ориентации личности, согласуясь с идеалом, формируют ценностную иерархию жизненных целей - дальних, средних, ближних, а также представления о нормах поведения, выступающих в качестве эталона. Вершиной системы профессиональноценностных ориентаций личности является профессиональный идеал - образ желаемого будущего.
Еще одним показателем эмоционально-чувственного критерия в области динамичности профессионально-ценностной установки является позитивное отношение, эмоциональный настрой будущего специалиста на профессию. Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которому человек подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам. Как отмечает А. С. Прангишвили, «деятельность субъекта всегда продетерминирована состоянием настройки субъекта, предвосхищающим действие в предстоящей ситуации» [7]. Следовательно, эмоциональный настрой является значимым показателем ПЦУ будущего специалиста.
Способность к актуализации опыта творческой деятельности является показателем динамичности личностно-творческого критерия профессиональноценностной установки будущего специалиста. Возникновение ПЦУ будущего
специалиста происходит не только на базе актуальных потребностей и ситуаций их удовлетворения, но и на базе личного, витагенного, профессионального, творческого опыта. Наличие способности актуализировать этот опыт связано с концепцией вероятностного прогнозирования. Суть ее заключается в том, что субъект, актуализируя прошлый опыт поведения, опираясь на «память ситуации» [6] прогнозирует вероятностную ситуацию, осуществляя подготовку к определенным способам действия, приводящим к достижению цели.
Таким образом, о степени сформированности профессиональноценностной установки будущего специалиста мы судили, опираясь на потреб-ностно-ценностный, эмоционально-чувственный, личностно-творческий критерии и соответствующие им показатели.
Библиографический список
1. Асмолов, А.Г. Деятельность и установка [Текст] / А.Г Асмолов. - М., 1979.
2. Борытко, Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания [Текст]: монография / Н.М. Борытко. - Волгоград: «Перемена», 2001. - 214с.
3. Ерошенкова, Е.И. Формирование профессионально-ценностной установки будущего учителя в деятельности куратора студенческой группы [Текст]: дис. ...канд. пед. наук / Е.И. Ерошенкова. - Белгород, 2008.
4. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И.Ф. Исаев. - М.: «Академия», 2004. - 208 с.
5. Конюхова, Е.Т. Самоотношение в формировании установки на успешность профессиональной деятельности [Текст] / Е.Т. Конюхова // Педагогическое образование и наука. -С. 52-55.
6. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл: Academia, 2004. - 345 с.
7. Прангишвили, А. С. Установка и деятельность [Текст] / А. С. Прангишвили // Вопросы психологии. - 1991. - №6.
8. Узнадзе, Д.Н. Психология установки [Текст] / Д.Н. Узнадзе - СПб.: Питер, 2001.
Bibliography
1. Asmolov, A.G. Activities and Adjustment [Text] / A.G. Asmolov. - M., 1979.
2. Borytko, N.M. Teacher in the Spaces of Modern Education [Text]: Monograph / N.M. Bo-rytko. - Volgograd: "Change", 2001. - 214 p.
3. Eroshenkova, E.I. Future Teachers’ Professional Values Formation in the Activity of the Student Group Curator [Text]: Dis. ... Cand. of Ped. / E.I. Eroshenkova. - Belgorod, 2008.
4. Isaev, I.F. Pedagogical and Professional Culture of Teachers [Text]: Textbook for Students of Higher Educational Institutions / I.F. Isaev. - M.: Akademiya, 2004. - 208 p.
5. Konyukhova, E.T. Self-Relation in Shaping the Adjustment for Successful Professional Life [Text] / E.T. Konyukhova / Pedagogical Education and Science. - P. 52-55.
6. Leontiev, A.N. Activity, Consciousness, Personality [Text] / A.N. Leontiev. - M.: Meaning: Academia, 2004. - 345 p.
7. Prangishvili, A.S. Adjustment and Activity [Text] / A.S. Prangishvili // Psychology Questions. - 1991. - № 6.
8. Uznadze, D.N. Psychology Adjustment [Text] / D.N. Uznadze - St. Petersburg.: Piter,
2001.