Научная статья на тему 'Профессионально-педагогическое сознание: психологогическое исследование феномена'

Профессионально-педагогическое сознание: психологогическое исследование феномена Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
428
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / АДАПТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА / РЕФЛЕКСИЯ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / САМООЦЕНКА / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL CONSIOUSNESS / PSYCOLOGICAL MECHANISM / ADAPTATION / SELF-CONCEPT / REFLEXION / TARGETING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гуслякова Н. И.

В статье освещаются итоги исследования профессионального сознания на этапе вузовской подготовки учителя. В ходе эксперимента было установлено, что существует иерархическая система психологических механизмов, оптимизирующих процесс развития профессионального педагогического сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PEDAGOGICAL CONSCIOUSNESS: PHYCOLOGICAL INVESTIGATION

The article deals with the results of the research of professional consciousness at the stage of the university training of a teacher. The experiment demonstrates that there exist a hierarchical system of psycological mechanisms, which optimizes the development of professional pedagogical consciousness.

Текст научной работы на тему «Профессионально-педагогическое сознание: психологогическое исследование феномена»

УДК 151.8:378 ББК 88.40:74.480

Гуслякова Нина Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент г. Челябинск

Guslyakova Nina Ivanovna

Candidate of Pedagogics, Assistant Professor Chelyabinsk

Профессионально-педагогическое сознание: психологическое исследование

феномена

Professional Pedagogical Consciousness: Psychological Investigation

В статье освещаются итоги исследования профессионального сознания на этапе вузовской подготовки учителя. В ходе эксперимента было установлено, что существует иерархическая система психологических механизмов, оптимизирующих процесс развития профессионального педагогического сознания.

The article deals with the results of the research of professional consciousness at the stage of a teacher's university training. The experiment demonstrates that there exist a hierarchical system of psychological mechanisms, which optimize the development of professional pedagogical consciousness.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое сознание, психологический механизм, адаптация, рефлексия, целеполагание, самооценка.

Key words: professional pedagogical consciousness, psychological mechanism, adaptation, reflexion, targeting, self-concept.

Необходимость совершенствования подготовки специалистов в высшей школе обусловлена социально-экономическими изменениями в нашем обществе, модернизацией российского образования, направленной на повышение его качества адекватно меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. Важным направлением решения этой проблемы является разработка глубинных детерминант, психологических механизмов, обеспечивающих продуктивное развитие профессионального сознания будущего учителя. Однако проблема профессионального сознания

студентов-педагогов с учетом функционирования психологических механизмов не была до сих пор предметом многостороннего исследования. Данная проблема разрабатывалась нами в трех направлениях.

В рамках первого направления изучались методологические и теоретические вопросы профессионального сознания личности, раскрывались основные свойства и характеристики изучаемого феномена, его строение, рассматривалась динамика его становления и развития на вузовском этапе подготовки учителя.

В рамках второго направления проводился теоретико-экспериментальный анализ психологических механизмов в социальных условиях, в условиях профессиональной подготовки. На основе теоретического анализа было установлено, что они не имманентно присущи субъекту, а развиваются в процессе освоения профессиональной деятельности с учетом индивидуально-типологических особенностей и социальных факторов жизнедеятельности. Каждый механизм качественно специфичен, то есть имеет содержательные и динамические характеристики. Основными психологическими механизмами, оптимизирующими процесс развития профессионального сознания студентов-педагогов, являются следующие: педагогическая установка, профессиональная адаптация, профессиональная рефлексия, целеполагание и профессиональная самооценка. По нашему мнению, в качестве базового механизма выступает механизм педагогической установки. Именно установка на педагогическую профессию определяет особенности профессионального становления будущего учителя, степень выраженности профессионального сознания. Она избирательно способна быть и направляющим, и облегчающим учебно-профессиональную деятельность будущего учителя. Педагогическая установка как основополагающий механизм развития профессионального сознания будущего учителя связана со всеми выделенными нами механизмами.

Действенность влияния механизма педагогической рефлексии на развитие профессионального сознания выражается в способности будущего учителя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к

своей деятельности и к себе как ее субъекту. Благодаря педагогической рефлексии будущий специалист оценивает намеченную цель с учетом своих возможностей и способностей, переосмысливает, перестраивает содержание своего сознания и деятельности.

Целеполагание выступает механизмом, в рамках которого происходит рефлексия будущим педагогом собственной деятельности, себя как специалиста, построение новых целей. Благодаря осознанному процессу постановки целей у студентов происходит развитие деятельностной позиции, становление их субъектности, что выражается в регулировке и корректировке своей активности, в целеустремленности, настойчивости в достижении цели.

Механизм профессиональной самооценки, заключающийся в оценке либо отдельных качеств, действий субъекта, либо личности в целом, способствует внесению определенных коррективов в профессиональную деятельность и поведение в соответствии с принятыми в профессиональном сообществе педагогическими нормами и ценностями.

Механизм профессиональной адаптации способствует становлению активной профессиональной позиции будущего учителя при решении педагогических задач.

Опираясь на теоретический анализ и собственный опыт работы в вузе, мы приходим к заключению, что выделенные психологические механизмы иерархично выстроены, имеют разную степень обобщенности и конкретизации на различных этапах вузовской подготовки. Эффективность психологических механизмов на развитие профессионально-педагогического сознания возрастает, когда они выступают единой взаимосвязанной системой. С целью проверки этого теоретического положения был проведен формирующий эксперимент, что является третьим направлением нашего исследования.

Развитие исследования в этом направлении определило необходимость выделения критериев, позволяющих установить уровень развития профессионального сознания будущего учителя. Анализ литературы по данному вопросу показал, что в качестве таких критериев могут выступать

следующие: 1) критерии, отражающие структурно-содержательную сторону профессионального сознания (действенность профессиональных знаний, характер педагогических ценностей, уровень профессионально значимых качеств личности, уровень профессиональных самооценок); 2) критерии, характеризующие потребностно-мотивационную сторону (уровень познавательных и личностных потребностей, профессиональная мотивация, уровень педагогических способностей, уровень профессиональных притязаний); 3) критерии, раскрывающие функционально-поведенческую сторону сознания (уровень самоуправления поведением, уровень профессиональной активности).

Все выделенные критерии уточнялись в ходе теоретического анализа литературы и формирующего эксперимента. Для измерения каждого критерия мы использовали систему методов: 1) основанных на наблюдении, эксперименте и контент-анализе; 2) базирующихся на самонаблюдении и самооценке; 3) проективные методики.

В исследовании приняли участие студенты первого и второго курсов естественно-технологического факультета Челябинского педуниверситета, с которыми проводилась работа в течение трех лет [1]. Результаты проведенной экспериментальной проверки позволили сформулировать следующие основные выводы.

1. Профессионально-педагогическое сознание является целостным системным образованием, характеризующимся многоуровневостью, полидетерминированностью, динамичностью. Профессиональное сознание будущего учителя представляет собой взаимосвязь структурных компонентов когнитивной, аффективной и поведенческой сфер, проявляющихся и развивающихся в профессиональной деятельности и во взаимоотношениях с другими субъектами под влиянием таких механизмов, как педагогическая установка, профессиональная самооценка, рефлексия, целеполагание, профессиональная адаптация. Профессиональное сознание анализирует разные стороны «Я» личности будущего педагога и его профессиональной

деятельности и определяет границы и перспективы личностного смысла, то есть внутренне мотивированного, индивидуального значения для субъекта того или иного действия.

2. Выявлено, что становление профессионального сознания будущего учителя есть поэтапное развитие основных его структурных компонентов. Выделены три уровня развития профессионального сознания студентов-педагогов: высокий, средний и низкий. Качественными показателями высокого уровня развития профессионального сознания являются устойчивость установки на избранную профессию, профессиональные ценности, высокая степень идентификации себя как специалиста в данной профессиональной области, степень удовлетворенности своей профессиональной подготовкой, профессиональная мотивация, уровень профессиональных притязаний, активность в достижении профессиональных целей, степень определенности и конкретности жизненных и профессиональных планов на будущее, наличие перспективного профессионального и личностного роста.

3. Характер связи между отдельными компонентами профессионального сознания и психологическими механизмами имеет следующие особенности: во-первых, на начальном этапе профессиональной подготовки наибольшее число значимых корреляционных связей наблюдается у следующих психологических механизмов: педагогической установки, профессиональной самооценки, профессиональной адаптации. На старших курсах при сохранении значимости механизма педагогической установки сила и суммарный показатель связей увеличивается между механизмами целеполагания, рефлексии и структурными компонентами профессионального сознания. Во-вторых, установленная иерархическая организация психологических механизмов отразила обобщенную картину продуктивного становления профессионального сознания будущих педагогов в экспериментальных группах. В контрольных группах на старших курсах по суммарному показателю статистически значимых корреляционных связей лидируют механизмы профессиональной самооценки и адаптации.

4. Наибольший суммарный показатель корреляционных статистически значимых связей на всех этапах профессиональной подготовки установлен между механизмом педагогической установки и структурными показателями профессионального сознания. Однако на старших курсах профессиональной подготовки степень его влияния на становление профессионального сознания снижается по сравнению с интенсивностью влияния механизмов целеполагания и рефлексии.

5. Установлена устойчивая положительная корреляционная связь между уровнем интеллектуального развития будущего педагога и действенностью влияния механизма рефлексии: чем выше уровень интеллектуального развития, тем выше уровень осмысления профессионального опыта, качества профессиональной подготовки.

6. Под воздействием психологических механизмов происходят изменения в структуре профессионального сознания. Наибольшие изменения в процессе профессиональной подготовки претерпевают такие структурные компоненты, как познавательные и профессиональные потребности, профессиональные ценности, профессиональные знания, профессионально значимые качества педагога, профессиональная самооценка, профессиональная активность. Менее действенным оказывается влияние психологических механизмов на такие структурные компоненты профессионального сознания, как педагогические способности и профессиональные притязания.

7. В зависимости от курса профессиональной подготовки проявляются различия в динамике и уровне развития профессионального сознания будущего педагога. На начальном этапе профессиональной подготовки уровень развития профессионального сознания не имеет статистически значимых отличий между студентами различных типов обучения. Однако у студентов экспериментальной группы третьего курса профессионально-педагогическое сознание представляет собой целостное образование, в котором отдельные профессиональные компоненты имеют более выраженный качественный характер развития. На старших курсах профессиональной подготовки различия

в уровне развития профессионального сознания между студентами различных типов обучения существенные. У студентов контрольных групп снижение действенности психологических механизмов педагогической установки, рефлексии и целеполагания на развитие профессионального сознания проявляется в снижении степени их профессиональной активности и профессиональной направленности. У студентов экспериментальных групп усиление действенности психологических механизмов целеполагания и рефлексии ускоряет развитие субъектности личности, которое находит проявление в уровне профессионализма будущего специалиста, в профессиональном самоопределении.

8. Экспериментальное исследование психологических механизмов подтвердило их продуктивную роль в развитии профессионального сознания будущего учителя. Эффективность влияния психологических механизмов на развитие профессионального сознания возрастает, когда они выступают единой взаимосвязанной системой. Данные, полученные в экспериментальных группах, качественно отличаются от результатов контрольных групп.

9. Экспериментально установлено, что психологические механизмы представляют собой иерархическую систему, продуктивно влияющую на становление и развитие профессионального сознания будущего педагога. По количеству статистически значимых связей между механизмами и структурными компонентами профессионального сознания отмечается следующая иерархия их проявления: в экспериментальных группах -педагогическая установка, профессиональная самооценка, целеполагание, рефлексия, профессиональная адаптация; в контрольных группах -профессиональная самооценка, педагогическая установка, адаптация, целеполагание, рефлексия. Однако структурно-динамическое понимание иерархии психологических механизмов профессионального сознания будущего педагога включает в себя следующие положения: неизменной и стабильной иерархии механизмов не существует (можно говорить лишь о ситуационной

иерархии). Она детерминируется социально-психологическими и индивидуально-личностными факторами.

10. Результаты экспериментального исследования подтвердили наше предположение о том, что оптимизация психологических механизмов возможна при использовании специально организованного обучения с включением активных форм и методов работы.

Библиографический список

1. Акопов, Г.В. Проблема сознания в российской психологии: Учеб. пособие [Текст] / Г.В. Акопов. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 232 с.

2. Гуслякова, Н.И. Психологические механизмы становления и развития профессионального сознания студентов педвуза: монография [Текст] / Н.И. Гуслякова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. - 511 с.

3. Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход [Текст]/ В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. -2004. - № 8. - С. 26 - 31.

4. Юдина, Е.Г. Профессиональное сознание педагога: опыт постановки проблемы в современном образовании [Текст] / Е.Г. Юдина // Психологическая наука и образование. - 2001. - № 1. - С. 89 - 100.

Bibliography

1. Akopov, G.V. The Problem of Consciousness in Russian Psychology: Tutorial [Text] / G.V. Akopov. - M.: Moscow Psychological-Social Institute, Publisher; Voronezh: Publishing House NPO "MODEK", 2004. - 232 p.

2. Guslyakova, N.I. Psychological Mechanisms of Formation and Development of Professional Consciousness of Pedagogical University Students: Monograph [Text] / N.I. Guslyakova. -Chelyabinsk: Chelyabinsk State Pedagogical University, Publisher, 2006. - 511 p.

3. Shadrikov, V.D. Expert's New Model: Innovation Preparing and Competence Approach [Text] / V.D. Shadrikov // Higher Education Today. - 2004. - №8. - PP.26-31.

4. Yudina, E.G. Teacher's professional Consciousness: the Problem of Organization in Modern Society [Text] / E.G. Yudina // Psychological Science and Education. - 2001. - №1. - PP. 89100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.