Научная статья на тему 'Педагогическая ценность пословиц, поговорок калмыков в воспитании подрастающего поколения'

Педагогическая ценность пословиц, поговорок калмыков в воспитании подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1326
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая ценность пословиц, поговорок калмыков в воспитании подрастающего поколения»

УДК370 (33)

Т. М. Болтырова

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК КАЛМЫКОВ В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

В философском понимании «культура» (от латинского возделывание, обрабатывание) - это «социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (освоение культурного наследия)». Она направлена на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, выявление и развитие сущностных сил человека.

Возвращение воспитания к культурным ценностям и народным понятиям выступает настоятельной необходимостью общества и образования. Выработанные народом традиции воспитания подрастающего поколения формируют истинную культуру человека. Культуру можно рассматривать как универсальный способ обеспечения исторической преемственности на уровне индивидуального человеческого бытия и на уровне организации в жизнедеятельности социальной группы. В живой связи поколений, которая обеспечивается процессом воспитания, сохраняются главные ценностные ориентиры. Международная конференция «Образование и культура», организованная ЮНЕСКО (1995), считает духовный компонент наиболее значимым для сферы образования и трактует культуру как совокупность идеалов, ценностей, верований, отношений между людьми, норм поведения, этикета, характерных для конкретной нации (этноса).

Особое значение имеют положения М. М. Бахтина о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других. Эти положения впоследствии были использованы В. С. Библером и другими при разработке теории и практики диалогового обучения и воспитания. Механизмом взаимовлияния личностей-культур в их концепциях выступает диалог, который интерпретируется учеными как форма общения отдельных людей и как способ взаимодействия их с объектами культуры и искусства в исторической перспективе. Слово (мысль, сознание), по М. М. Бахтину, обретает в диалоге бесконечное множество новых смыслов. Постижение собственного «Я» происходит через общение с другими. Установка на развитие личности посредством постижения культур, развертывание диалога вокруг ключевых проблем их воспроизводства и взаимодействия позволяют осознать, что культура имеет многообразные проявления во времени и пространстве и помогает определить место и назначение человека в современном мире.

Как показал анализ научной литературы, исследователи выделяют весь-

ма важные для педагогики функции культуры: человекотворческая (гуманистическая), обеспечивающая развитие творчества человека; гносеологическая (познавательная) как средство познания и самопознания; информационная, транслирующая социальный опыт; коммуникативная- функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания; ценностно-ориентационная, задающая определенную систему координат как жизненных ценностей, на которые ориентируется человек; норма-тивно-регулкрующая как средство социального контроля за поведением. Интеграция культуры в педагогический процесс обеспечивает создание ценностно-смыслового поля общения, наполнение содержания и технологий воспитания новым социокультурным опытом, придавая тем самым процессу воспитания личности новые характеристики: отношение к ребенку как субъекту жизни, отношение к педагогу как к посреднику между ребенком и культурой, отношение к образованию как культурному процессу, отношение к воспитанию как социокультурной практике, отношение к школе как целостному общеобразовательному пространству (Е. В. Бондаревская). Исходя из этого, образование выступает тем социальным институтом, посредством которого передаются и воплощаются базовые культурные ценности в процессе воспитания и преобразуется общественная жизнь и жизнь отдельного человека. В рамках изучаемого предмета исследования гри последние функции для нас являются определяющими в разработке критериев и показателей культуры межнационального общения детей дошкольного возраста.

Необходимо отметить, что еще в 20-х-30-х гг, XX в. отечественные этнографы признавали одним из важнейших механизмов воспитания культуры межнационального общения фольклор для детей и поставили вопрос о необходимости комплексного изучения жизни и быта детей разных национальностей нашей страны, их языка, игр, забав, занятий и доступных детям форм трудовой деятельности. К этому времени относится серия работ Г. С. Виноградова по детскому фольклору; деятельность О. И. Капицы по собиранию, изучению, популяризации детского фольклора. В то же время, ими отмечается тот факт, что остается малоизученным восприятие ребенком, особенно городским, иноэтнического фольклора. Это, на наш взгляд, способствовало бы повышению социальной компетентности ребенка, воспитанию культуре общения в многонациональной среде. К сожалению, этот вид воспитания начинается довольно в позднем возрасте, зачастую в весьма примитивной форме. Поэтому столь важно, чтобы наши люди с детских лет впитывали бы не только национальный, но и интернациональный исторический опыт. Это дает основание говорить о необходимости и возможности использования социального опыта народа, отраженного в поговорках, пословицах и играх как педагогического условия социального воспитания детей дошкольного возраста.

В культурном опыте народа отражается его самосознание, мораль, отно-

шения, позволяющие ребенку усваивать с детства дух своего народа, тип его поведения в окружающей среде - природной, социальной, культурной. В поговорках, пословицах и играх сохранены способы социального поведения, средства общения, которые определяют ментальность народа, его культуру общения и культуру межнационального общения. Культура общения, отмечает В. В. Соколова, как совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств общения, позволяет' успешно решать коммуникативные задачи: социально-психологические, речевые и логико-композиционные. Следует отметить, что именно в пословицах и поговорках, в их лаконичных речевых конструкциях и композиционном построении скрыт социально-психологический смысл, раскрытие которого позволяет успешно решать задачи воспитания и социализации.

По словам М. С. Кагана, культура народа выступает как способ универсального человеческого бытия, показатель сущности личности, ее самобытности и неповторимости, а общение позволяет сохранить и обеспечи ть функционирование культуры в человеческом обществе. Культура человечества движется вперед не путем перемещения в пространстве времени, а путем накопления ценностей. Ценности не сменяют друг друга, новые не уничтожают старые, а, присоединяясь к старым, увеличивают их значимость для сегодняшнего дня. На наш взгляд, дети дошкольног о возраста, усваивая ценности народа, отраженные в пословицах, поговорках и играх, обеспечивают соединение в своем социальном опыте прошлого, настоящего и будущего и в интегрированном виде воспроизводят его в рисунках, творческих играх, в общении друг с другом, приобретая тем самым способы жизни в сообществе. Такие способы жизни среди людей в пословицах и поговорках закреплены в конкретных и четких словах, действиях, а по данным П. Я. Гальперина, дети дошкольного возраста запоминают слова-действия быстрее и из него складывается их словарный запас, который и формирует в представлениях у детей национальный образ человека и определяет его личный социальный опыт.

Этнические стереотипы и национальный образ человека всегда выступали особым предметом изучения в науке и заботой старшего поколения о воспитании подрастающего поколения. Цель воспитания, по мнению Г. Н. Волкова, понимается в народной педагогике как образ совершенного человека, оптимистически настроенной личности. Цель - образ рассматривается не как дальняя перспектива, а как практическое руководство к непрерывному, поэтапному формированию ребёнка, отрока, юноши, взрослого. Идеальный образ, отражающий неизменный по своей нравственной сути социально-личностный ориентир, постоянно сопутствует человеку на протяжении всей жизни и запечатлевается в разнообразных воспитательных средствах, адекватных возрастным особенностям субъекта. Воспитательными средствами народной педагогики широко известны-это сказки, потешки, игры, песни, загадки, небылицы и т. д. В исследовании Г. Н. Гришиной

эти средства названы как оптимальные особые педагогические условия, которые эмпирически сложились в русской народной педагогике. Она обозначает их как оптимальное соотношение внешних воздействий (нормы, эталоны, правила социального поведения) и внутренней психической структуры ребёнка, обусловленное психофизиологическими, возрастными и индивидуальными особенностями его развития. Важно с детства научить любить свою культуру, понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ребенка в духе мира и уважения всех народов, искоренять существующие в быту негативные представления о людях других национальностей.

Поликультуриое образование выдвигает следующие задачи:

» глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;

* формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;

* создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

» развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

* воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

На территории Калмыкии проживают дети разных национальностей, принадлежащих к разным культурам. По результатам анализа исследований, посвященных пословицам и поговоркам и их воспитательному потенциалу, отмечается общность позиций и взглядов на воспитательные идеи в пословицах и поговорках, на их функции в объединении людей разных поколений и народов на основе общих ценностей (В. Г. Белинский, В. Н. Волков, Ю. Г. Круглов, О. Д. Мукаева, В. А. Сухомлинский, Л. Н, Толстой, К, Д. Ушинский, У. Э. Эрдниев и др.). В теории педагогики К. Д. Ушинско-го, раскрывающей вопросы национального воспитания детей дошкольного возраста, определяются исторические корни воспитания, которые лежат в пословицах, поговорках. К. Д. Ушинский считал, что в фольклоре скрыты глубокие знания о жизни народа, обеспечивающие воспитание чувства уважения к истории и культуре народа. Познание пословиц и поговорок обеспечивает развитие у детей чувство национального достоинства и национальной гордости.

В исследованиях современных авторов, занимающихся проблемами эт-нопедагогики, высоко оценивается культурная и педагогическая ценность пословиц и поговорок, отражающих нравственные идеалы и характер народа (С. Г. Батырева, М, С. Васильева, Г. Н. Волков, С, А. Даваев, О, Д. Мукаева, С. Н. Мургаева, А. Б. Панькин, У. Э. Эрдниев и др.). В поговорках, отмечают авторы, обобщались воспитательные идеи, которые пере-

давались из поколения в поколение. Духовно-нравственные ценности калмыцкого народа сохранялись в фольклоре, который оставался и остается средством передачи жизненного, трудового социального опыта. У. Э. Эрд-ниев в фольклоре видел источник народной педагогики, а также представленные в концентрированном виде патриотические и нравственные традиции.

В работах Г. Н. Волкова отмечается педагогический шедевр калмыцкого фольклора как увлекательная форма, раскрывающая методы приобщения к труду, воспитания любви к Родине. Автор утверждает, что в пословицах и поговорках, с одной стороны, содержатся педагогические идеи, с другой, воспитательный и образовательный потенциал, с третьей - характерологические оценки личности, а с четвертой - обязанности общества в воспитании подрастающего поколения.

В Калмыкии авторами И. М. Мацаковым и Б. Б, Буткаевым собраны пословицы и поговорки, которые выступают нравственным критерием ценности человека, источником морального и психологического воздействия на детей, яркими образцами, характеризующим и национальные черты народа, которые усваиваются с детства. Авторы дифференцировали пословицы и поговорки по их воспитательным ценностям: груд, Родина, общество, нравственность, нормы поведения, жизненные ориентиры и др. В нашем исследовании мы определили поговорки и пословицы как культурный педагогический феномен, обуславливающий детскую среду художественного и игрового творчества, в процессе которого обеспечивается социальное воспитание ребенка. В опыте учителей Н. Д. Аристаевой, Е. А. Бадма-Халгае-вой, Б. М. Горяевой, Г. Ш. Хулхачиевой отмечается, что использование калмыцкого фольклора в содержании воспитательного процесса благотворно воздействует на формирование самосознания, духовно-нравственного состояния, интеллектуального и общего развития личности ребенка. Фольклор способствует национальной идентификации и формированию калмыцкого менталитета. Анализ практического опыта позволил убедиться в эффективности использования калмыцкого фольклора в образовании учащихся - обогащение словарного запаса, открытие смысла текстов, сопоставление русского и калмыцкого фольклора, улучшение качества усвоения правил грамматики, осознание себя в качестве носителя народной культуры, воспитание толерантности и взаимного уважения. К сожалению, в системе дошкольного образования недостаточно используется народная мудрость и социально-нравственный опыт калмыцкого народа в социальном воспитании дошкольников, что, несомненно, актуализирует данное исследование.

В ряде исследований, посвященных проблемам дошкольной педагогики, отмечается значимость процесса социализации ребенка через присвоение родной культуры (О. Л. Князева, С. А. Козлова, Э. К. Суслова, Р. Б. Стерки-на и др.). Э. К. Суслова считает, что ребёнок «впитывает» родную культуру буквально с первых лет жизни благодаря членам семьи, прежде всего, мате-

ри. Затем он продолжает познавать её с помощью родных и близких, дошкольных образовательных учреждений, которые используют разнообразные средства. Поэтому большинство детей России примерно с четырёх лет, а иногда и на более раннем возрастном этапе начинают осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Изучая проблему воспитания дошкольников на основе познания окружающего мира, С. А. Козлова отмечает в своём исследовании, что каждый этнос имеет свои специальные черты, которые образуют его национальный характер, его менталитет. Ребёнок присваивает именно тот этнический характер, с которым встречается в своей жизни впервые. Для него это тот первоисточник, который закладывает первые кирпичики фундамента социализирующейся личности. Значимым является положение Р. М. Чумичевой о том, что в дошкольном возрасте ребёнок ищет собственную модель поведения, создаёт образ собственной жизнедеятельности, сохраняя при этом общечеловеческую схему жизни: «способ - результат». Мы считаем, что поиск и создание собственной модели жизнедеятельности ребёнка - дошкольника должен проходить в пространстве, наполненном знаками и символами национальной культуры, отраженной в поговорках и пословицах.

В сказках, пословицах, поговорках отражается опыт мастеров слова, опыт страны, русской народной среды. Малый фольклор создаёт у ребёнка образ поведенческой стратегии, выстроенной на основе правил, которые несут ценность каждого действия, их смысл и значение, как способ регуляции отношений и достижения желаемого результата.

В основе представлений ребёнка лежат образы в диапазоне от начальной осведомлённости о чём-либо до целостной картины мира. В дошкольном детстве ребёнок видит мир с позиции сказки, мифа. Именно мифопоэтический образ содержит в себе характеристики национальной картины мира. Обращаясь к мифам разных стран и частей света - Руси, Европы и Востока, обнаруживается, что национальная картина мира проявляется в литературе, искусстве, научных текстах, привычках, обрядах и стереотипе поведения, что подтверждает мысль о том, что народ является хранителем определенного поведения человека, что позволяет отдельной личности рефлексировать, вступать в коммуникации, сопереживать и идентифицировать себя с народным героем.

Анализ литературы по вопросам развития национального воспитания в различных контекстах позволяет обосновать возможность воспитания национального образа «Я» у детей дошкольного возраста. Это результат и форма отражения национальной картины мира в сознании конкретного человека, представленная посредством чувств и мышления, проявляющаяся в поведении и практических действиях. Совместная деятельность объединяет детей различной национальности, обеспечивает развитие интереса друг к другу и достижение ими творческого результата деятельности. Эти поло-

жения позволяют направить научный поиск на оптимизацию процесса воспитания социального поведения в условиях межличностного общения.

Таким образом, этические беседы, подвижные игры обеспечивают развитие ментальных характеристик дошкольников и закладывают основу культурного способа жизни народа, освоение которого позволяет детям выстраивать гуманные отношения друг к другу, жить в мире и уважении. Поговорки и пословицы, как и народные игры, народные сказки отражают ментальные характеристики народа и способы социального взаимодействия людей. Однако, поговорки и пословицы как малый фольклор недостаточно изучен в теории и методике дошкольной педагогики как средство воспитания социального поведения детей, что, несомненно, актуализирует поставленную нами проблему.

Библиографический список

]. Батырсва, С. Г. Образная память предков / С. Г. Багырева. — Элиста, 2003.

2. Богуславский, М. В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики (начало 20 века) / М. В. Богуславский // Педагогика. - 1998. - № 7 - С. 82-88.

3. Боидаревская, Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, культуры и нравственности I Е. В. Боидаревская. - Ростов-на-Дону, 1993.

4. Волков, Г. Н. Педагогика национального спасения / Г. Н. Волков - Элиста, 2003.-440 с.

5. Кекеева, 3. О. Народная педагогика калмыков как источник ценностных ориентаций [Текст] / 3. О. Кекеева // Гегярлт. - 1999. - № 1,2. - С. 5—13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.