Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ВОСПИТАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брызгалов И.В., Полозов А.А.

Цель исследования - научно обосновать педагогическую технологию воспитания экономической культуры студентов физкультурного вуза. Результаты исследования и выводы. Теоретически обоснована необходимость, рассмотрена организационная возможность введения в систему управления образовательным процессом физической культуры и спорта унифицированной технологии педагогического воспитания экономической культуры студентов. Ее дидактической основой является педагогическая система, позволяющая сформировать знания, умения и навыки: культуры планирования, культуры нормирования, культуры оплаты труда, культуры анализа эффективности использования труда, эффективность усвоения которых осуществляется с применением электронной системы оценки компетентности студентов в соответствии с уровнем требований профессионального стандарта и учебным планом данной программы. Опираясь на проведенное исследование, можно утверждать, что: предлагаемая технология соответствует возможностям высшей школы и управляема, имеется необходимый диагностический инструментарий для проверки ее эффективности; технология воспроизводима; при наличии учебного плана, программы и учебного пособия, технология и учебная дисциплина смогут прижиться в любом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брызгалов И.В., Полозов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC CULTURE BUILDING TECHNOLOGY FOR ACADEMIC PHYSICAL EDUCATION SYSTEM

Objective of the study was to provide a theoretical basis for the new economic training technology for the national physical education universities. The economic training methods may be listed as follows. Traditional methods, with their natural limitations as they provide mostly for the one-way education flow (from teacher to student) with the student considered an object for requirements and tests; with his/ her progress rated and encouraged, regress penalized; and motivations secured by the public opinion, persuasion, practicing, teaching, stimulation, tests and progress rates. These methods need to be complemented by many reasonably managed techniques including the success situations, hyperboles, highlights, pauses, focuses, contrasts, subtexts, hints, compromises, agreements, guidelines, etc. Results and conclusion. The proposed economic training technology complementary to the traditional academic physical education curricula is designed customizable to the latter and manageable, since the universities have all necessary test tools to verify its practical benefits. It is also important that the economic training technology and discipline is reproducible and user-friendly in application, i.e. may be implemented at every university provided the curriculum, educational service guidelines and textbooks are available.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА»

педагогическая технология воспитания экономической культуры студентов физкультурного вуза

УДК/UDC 796:005

Поступила в редакцию 01.03.2021 г.

Доктор педагогических наук, профессор И.В. Брызгалов1 Доктор педагогических наук, доцент А.А. Полозов1

1Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

ECONOMIC CULTURE BUILDING TECHNOLOGY FOR ACADEMIC PHYSICAL EDUCATION SYSTEM

Dr.Hab., Professor I.V. Bryzgalov1 Dr.Hab., Associate Professor A.A. Polozov1

1Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Информация для связи с автором: ivb-obr@mail.ru

Аннотация Abstract

Цель исследования - научно обосновать педагогическую технологию воспитания экономической культуры студентов физкультурного вуза. Результаты исследования и выводы. Теоретически обоснована необходимость, рассмотрена организационная возможность введения в систему управления образовательным процессом физической культуры и спорта унифицированной технологии педагогического воспитания экономической культуры студентов. Ее дидактической основой является педагогическая система, позволяющая сформировать знания, умения и навыки: культуры планирования, культуры нормирования, культуры оплаты труда, культуры анализа эффективности использования труда, эффективность усвоения которых осуществляется с применением электронной системы оценки компетентности студентов в соответствии с уровнем требований профессионального стандарта и учебным планом данной программы. Опираясь на проведенное исследование, можно утверждать, что: предлагаемая технология соответствует возможностям высшей школы и управляема, имеется необходимый диагностический инструментарий для проверки ее эффективности; технология воспроизводима; при наличии учебного плана, программы и учебного пособия, технология и учебная дисциплина смогут прижиться в любом вузе.

Ключевые слова: система, воспитание, экономическая культура, студент, физическая культура.

Objective of the study was to provide a theoretical basis for the new economic training technology for the national physical education universities. The economic training methods may be listed as follows. Traditional methods, with their natural limitations as they provide mostly for the one-way education flow (from teacher to student) with the student considered an object for requirements and tests; with his/ her progress rated and encouraged, regress penalized; and motivations secured by the public opinion, persuasion, practicing, teaching, stimulation, tests and progress rates. These methods need to be complemented by many reasonably managed techniques including the success situations, hyperboles, highlights, pauses, focuses, contrasts, subtexts, hints, compromises, agreements, guidelines, etc.

Results and conclusion. The proposed economic training technology complementary to the traditional academic physical education curricula is designed customizable to the latter and manageable, since the universities have all necessary test tools to verify its practical benefits. It is also important that the economic training technology and discipline is reproducible and user-friendly in application, i.e. may be implemented at every university provided the curriculum, educational service guidelines and textbooks are available.

Keywords: system, education, economic culture, student, physical education.

Введение. Провозглашенный в российском образовании принцип вариативности позволяет выбирать и планировать педагогический процесс по технологии воспитания экономической культуры студентов физкультурных специальностей, предложенной нами.

У нас есть все основания утверждать, что в основу экономического обучения и воспитания должна быть положена концепция воспитания экономической культуры, осуществляемого на экономическом содержании - повышении производительности труда своей организации (предприятия).

Обращает на себя внимание тот факт, что предлагаемая технология имеет следующие отличительные признаки: инновационность (наличие собственной авторской идеи), альтернативность (отличие от традиционных подходов, авторских школ и новых технологий), концептуальность (инте-

грация в своей технологии философских, социально-экономических, педагогических и культурологических подходов), социальную целесообразность (наличие социального заказа, заключающегося в воспитании высокой экономической культуры, которая повысит прибыль организации, увеличит собираемость налогов, укрепит бюджет страны), опору на имеющийся опыт, разработку новых технологий [7, с. 219].

Следует отметить, что основаниями для создания технологии педагогического воспитания экономической культуры являются: низкий уровень экономической культуры в российском бизнесе; достижения педагогической науки, позволяющие приступить к данному педагогическому процессу в вузе; наличие передового педагогического опыта преподавателей экономических дисциплин в воспитании студентов на своих

№11 • 2021 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

занятиях; многолетний профессионально-педагогический опыт самого автора и др.

Цель исследования - научно обосновать педагогическую технологию воспитания экономической культуры студентов физкультурного вуза.

Результаты исследования и их обсуждение. По нашему убеждению, механизмом освоения новой технологии является: создание целостной технологии, решающей вопросы обучения, воспитания и развития студентов; определение требований, предъявляемых к преподавателям экономических дисциплин, желающим работать по технологии воспитания экономической культуры [7, с. 245-246].

На наш взгляд, выбор технологии педагогического воспитания экономической культуры может проводиться по следующим характеристикам: по уровню применения - целостный педагогический процесс общеобразовательного среднего учебного заведения; по философской основе - гуманистическая, культурологическая; по основному фактору развития -мотивационно-волевая; по концепции усвоения - направленная на разработку проекта по созданию нового подхода к производственной деятельности организаций и предприятий отрасли физической культуры и спорта и одновременного воспитания высокой экономической культуры; по ориентации на личностные структуры - самовоспитание экономической культуры, обеспечивающее начальный уровень профессиональной подготовки к реальной работе в организации; по типу управления познавательной деятельностью - индивидуальная работа, работа в парах (директор и главный бухгалтер), работа в командах (три-четыре человека); по подходу к студенту - личностно-ориентированная методика педагогического воздействия на уровне субъект-субъектных отношений; по преобладающим методам -проблемные, частично-поисковые, исследовательские, активные, творческие методы; по категории обучающихся -направленная на обучение студентов старших курсов.

Концептуальными положениями технологии педагогического воспитания экономической культуры являются: развитие и саморазвитие, гуманизация экономического обучения, демократизация педагогического процесса, направленность на социализацию, психологическое развитие, методическое обеспечение, учет внешних факторов.

Закономерно, что технология педагогического воспитания экономической культуры включает: цель, принципы, содержание, методы, средства и формы.

Рабочей целью воспитания экономической культуры старшекурсников явилась разработка и обоснование педагогических основ данного педагогического процесса. Целевым объектом процесса являлись студенты 3-4-го курсов программы «Физическая культура и спорт», целевым предметом - экономические знания, умения и навыки, целевое воздействие преподавателя - сформировать, воспитать экономическую культуру студентов [5, с. 33-40]. Согласно классификации педагогических целей, сформулированной В. С. Безруковой, цели студентов соответствовали целям формирования творческой деятельности.

В исследовании применялись такие принципы, как принцип повышенного интереса к рыночным специальностям; принцип уважения к преподавателям, имеющим опыт работы в бизнесе. Основной принцип преподавателя экономических дисциплин сформулирован предельно кратко: «Принцип честного служения своей профессии». В своей работе мы опирались на принципы природосообразности, гуманизации, целостности, демократизации, культуросообразности, профессиональной целесообразности [5, с. 41-50].

Вполне закономерно, что качество преподавания и учения в значительной мере определялось средствами. Педагогиче-

ские средства включают в себя оборудование вуза, учебно-лабораторное оборудование, дидактическую технику, учебно-наглядные пособия, организационно-педагогические средства воспитания. В ходе педагогических экспериментов были задействованы такие средства: школьная аудио-видеотехника, аудиторные помещения и мебель. Из дидактических средств - методическое обеспечение Школы Бизнеса Открытого университета Великобритании по курсу «Эффективный менеджер»: книги-модули, аудиокассеты, видеокассеты, дискеты, хрестоматия и др.

В комплекс педагогических средств входят вузовские и домашние компьютеры, электронная коммуникационная среда дистанционного обучения Zoom, электронная система учета и контроля успеваемости «Атор-Вуз».

В данной работе широко применялись различные методы. Традиционные методы, являясь односторонними (от учителя к ученику), ставили обучаемого в позицию объекта: требование, перспектива, поощрение, наказание, общественное мнение, убеждение, упражнение, приучение, стимулирование, контроль и оценка.

Помимо методов существует большое количество оправданных приемов: ситуация успеха, гипербола, выделение, пауза, фокусирование, контраст, подтекст, намек, компромисс, договор, подсказка и т. д. [1, с. 23-33].

По нашему убеждению, довольно важным компонентом педагогического процесса является форма. К формам работы в высшей школе относятся: лекционное занятие, практическое занятие, лабораторная работа, консультация, дополнительное занятие, занятие в библиотеке, экскурсии в экономически развитые организации, научно-исследовательские школы и др.

Вывод. Констатирующий и формирующий эксперименты по созданию и управлению образовательным процессом Екатеринбургского института физической культуры и спорта с помощью инновационной технологии воспитания экономической культуры позволили выстроить систему педагогических задач, позволяющую реализовать цель педагогического процесса.

Педагогические задачи решаются с соблюдением схемы, предполагающей прохождение четырех этапов: анализ ситуации и постановка педагогической задачи; проектирование вариантов и выбор оптимального решения для данных условий; осуществление плана решения задачи на практике, включающего организацию взаимодействия, регулирование и корригирование течения педагогического процесса; анализ результатов решения [5, с. 165-166].

Различают два типа педагогических задач: собственно педагогические задачи, когда речь идет о переводе студента на более высокий уровень обученности, воспитанности и развитости, и функционально-педагогические задачи, когда задается способ или форма достижения поставленной цели.

Задачи бывают стратегические, тактические и оперативные. К стратегическим задачам воспитания экономической культуры относятся: воспитание культуры планирования, воспитание культуры нормирования, воспитание культуры оплаты труда, воспитание культуры анализа эффективности использования труда.

К тактическим задачам воспитания экономической культуры относится воспитание следующих навыков: маркетинга, финансирования, отбора кадров, предпринимательства, экономической культуры хозяйствования.

Подчиняясь общей логике, следует отметить, что практическая работа преподавателя начинается с содержания. Содержание - это тот опыт человечества, который передается обучаемому. Содержание выполняет огромное количество функций, главная из которых - это средство практической деятельности преподавателя и студента.

12

http://www.teoriya.ru

№!!• 2021 Ноябрь | November

профессиональное образование

Вывод. Предлагаемая технология соответствует возможностям высшей школы и управляема, имеется необходимый диагностический инструментарий для проверки ее эффективности; технология воспроизводима; при наличии учебного плана, программы и учебного пособия, технология и учебная дисциплина могут быть реализованы в любом вузе.

Литература

1. Бараковская Н.И. Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения в педагогическом процессе / Н.И. Бараковская. - Екатеринбург: УГПИ, 1999. - 35 с.

2. Безрукова B.C. Педагогика: учебник / B.C. Безрукова. - Екатеринбург, обл. ин-т развития регионального образования. Екатеринбург: Изд-во ПО «Север», 1994. - 338 с.

3. Брызгалов И.В. Непрерывное формирование экономической культуры личности: монография / И.В. Брызгалов, К.Д. Чермит. - Екатеринбург: УрФУ, 2010. - 452 с.

4. Брызгалов И.В. Менеджмент организации физической культуры и спорта: Учебник / И.В. Брызгалов, И.Ю. Сазонов. - Екатеринбург: УрФУ, 2016. - 236 с.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учебных, заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. 4-е изд., испр. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 512 с.

6. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников / Г.К. Селевко // Школьные технологии. - М.: Народное образование, 1999. - 135 с.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

References

1. Barakovskaya N.I. Sub'ekt-ob'ektnye i sub'ekt-sub'ektnye otnosheniya v pedagogicheskom protsesse [Subject-object and subject-subject relations in educational process]. Yekaterinburg: USPI publ., 1999. 35 p.

2. Bezrukova B.C. Pedagogika [Pedagogy]. Textbook. Yekaterinburg regional institute of development of regional education. Yekaterinburg: Sever publ., 1994. 338 p.

3. Bryzgalov I.V., Chermit K.D. Nepreryvnoe formirovanie ekonomicheskoy kultury lichnosti [Continuous formation of individual economic culture]. Yekaterinburg: UrFU publ. publ., 2010. 452 p.

4. Bryzgalov I.V., Sazonov I.Y. Menedzhment organizatsii fizicheskoy kultury i sporta [Management of organization of physical education and sports]. Textbook. Yekaterinburg: UrFU publ., 2016. 236 p.

5. Smirnov S.A., Kotova I.B., Shiyanov E.N. et al.; Smirnov S.A. [ed.] Pedagogika: pedagogicheskie teorii, sistemy, tekhnologii [Pedagogy: Pedagogical Theories, Systems, Technologies]. Textbook for stud. higher educational institutions. 4th ed., rev.. Moscow: Akademiya publ., 2000. 512 p.

6. Selevko G.K. Rukovodstvo po organizatsii samovospitaniya shkolnikov [Guidelines for organization of self-education for schoolchildren]. Shkolnye tekhnologii [School technology]. Moscow: Narodnoe obrazovanie publ., 1999. 135 p.

7. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatelnye tekhnologiim [Modern educational technologies]. Textbook. Moscow: Narodnoe obrazovanie publ., 1998. 256 p.

из портфеля редакции

специфика медицинских наблюдении волейболистов спортивных школ китая

Аспирант Хуан Юнь1 Доктор педагогических наук, профессор В.П. Губа1 Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Булыкина1 1Российский государственный университет физической

культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

УДК/UDC 796.011

Ключевые слова: волейбол, спортивная школа, медицинские наблюдения, обследование физического состояния, контроль тренировки.

Цель исследования - изучить специфические особенности организации медицинских наблюдений волейболистов спортивных школ Китая.

Методика и организация исследования. Эксперимент проводился в 2019-2021 гг. на базе специализированных волейбольных школ провинции Хэнань (Китай). Для решения цели исследования применялись методы анкетирования, полевого наблюдения, интервьюирования и математической статистики. С их помощью были изучены мнения специалистов о проблеме организации медицинских наблюдений за волейболистами 30 специализированных спортивных школ, осуществляющих многолетнюю подготовку юных спортсменов.

Результаты исследований и их обсуждение. Медицинское обследование физического состояния позволяет получить точную информацию о физической форме, развитии, здоровье и функциональной подготовленности юного волейболиста спортивной школы. На основании этой информации можно оптимизировать многолетнюю подготовку волейболистов. Опрос показал, что 85 % юных волейболистов спортивных школ провинции Хэнань систематически проходят физическое обследование перед началом нового игрового сезона, а 72 % это делают перед тренировкой и официальным матчем. Обычный физический осмотр волейболистов спортивной школы позволяет регистрировать показатели физического здоровья и развития спортсменов.

Медицинские руководители спортивных школ провинции Хэнань редко принимают непосредственное участие в раз-

SPECIFICITY OF MEDICAL SURvEYS OF vOLLEYBALL PLAYERS IN SPORTS SCHOOLS IN CHINA

Postgraduate student Huang Yun1 Dr. Hab., Professor V.P. Guba1 PhD, Associate Professor L.V. Bulykina1 1Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Поступила в редакцию 04.12.2019 г.

работке планов тренировок, и только 14 % указывают, что они участвовали в этом процессе. Установлено, что 53,34 0% респондентов время от времени участвуют в обучении навыков медицинского контроля, а 40 00 не проходят обучение вообще никогда. Характерно, что 71,4 % медицинских работников, тренеров или руководителей спортивных школ считают необходимым осуществлять ежедневный контроль спортивной подготовки волейболистов, а остальные 28,6 % считают, что это не имеет значения.

Выводы. Медицинский персонал спортивной школы по волейболу является непосредственным исполнителем работ по обеспечению безопасности спортсменов, а их количество и качество определяют эффективность медицинского наблюдения. Чтобы привлечь талантливых специалистов, следует дополнительно уточнить разделение труда между всеми участниками процесса, которые должны быть привлечены для целенаправленного улучшения медицинского контроля за спортивной подготовкой волейболистов. Оптимизация медицинского персонала, диетологов и психологических консультантов позволяет предотвратить спортивные заболевания и продлить игрокам спортивное долголетие.

Литература

1. Родин A.B. Профилактика спортивного травматизма молодых высококвалифицированных спортсменов в игровых видах спорта на основе фитнес-технологий / A.B. Родин // Адаптивная физическая культура. - 2018. - №2 (74). - С. 40-41.

2. Чжи Ян. Эволюция теории и практики подготовки женской национальной волейбольной команды Китая / Ян. Чжи, В.П. Губа, X. Юнь // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 1. - С. 73-75.

3. Yun H. Russia and China national youth volleyball teams: injury data analysis on genderand agespecific basis / H. Yun, L.V. Bulykina, V.P. Guba // Theory and Practice of Physical Culture. - 2020. - №11. - Р. 66-68.

Информация для связи с автором: 249289253@qq.com

№11 • 2021 Ноябрь I November

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.