Научная статья на тему 'О сущности понятия «Инновационные технологии» в физическом воспитании'

О сущности понятия «Инновационные технологии» в физическом воспитании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3358
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / EDUCATIONАL TECHNOLOGIES / INNOVATION / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верхорубова Оксана Викторовна

В данной статье автором на основе теоретического материала уточняется понятие «инновация». Раскрывается сущность педагогических инноваций в процессе физического воспитания. В практическом плане предлагается содержание педагогических инноваций на занятиях по физической культуре со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Верхорубова Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ESSENSE OF the CONCEPT OF “INNOVATIVE TEHNOLOGY” IN PHYSICAL EDUCATION

In the present paper the author clarifies the concept of innovation on the basis of the theoretical material. The essence of pedagogical innovations in the process of physical education has been analyzed. The content of pedagogical innovations during physical education classes with students has been presented in practical terms.

Текст научной работы на тему «О сущности понятия «Инновационные технологии» в физическом воспитании»

УДК 378.00

Верхорубова Оксана Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Брянского государственного университета editor@hist-edu.ru

О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

В данной статье автором на основе теоретического материала уточняется понятие «инновация». Раскрывается сущность педагогических инноваций в процессе физического воспитания. В практическом плане предлагается содержание педагогических инноваций на занятиях по физической культуре со студентами.

Ключевые слова: инновация, физическое воспитание, педагогические технологии, физическая культура.

Verkhorubova Oksana Viktorovna

PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Physical Education of Bryansk State University editor@hist-edu.ru

ON THE ESSENSE OF THE CONCEPT OF “INNOVATIVE TEHNOLOGY” IN PHYSICAL EDUCATION

In the present paper the author clarifies the concept of innovation on the basis of the theoretical material. The essence of pedagogical innovations in the process of physical education has been analyzed. The content of pedagogical innovations during physical education classes with students has been presented in practical terms.

Key words: innovation, physical education, education^ technologies, physical culture.

В настоящее время важным и необходимым фактором модернизации отечественного современного образования выступают инновации.

Инновация (англ. innovation - нововведение) - это изменение внутри системы, создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые прогрессивные изменения в социальной практике. Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические и другие инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации.

Педагогическая инновация - это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) - новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т.п. (экстенсивный путь развития).

Педагогическая инновация - это, прежде всего, учет положительного опыта прошлых лет, на основе которого осуществляется деятельность, выходящая за пределы установленных норм, с целью улучшения ее результатов.

По нашему мнению, такой взгляд на педагогическую инновацию довольно рационален, так как многое новое оказывается хорошо забытым старым. С этой позиции, Э.М. Роджерс определяет инновацию, как идею, являющуюся для конкретного лица новой. При этом, как пишет он, «не имеет значения, является ли идея объективно новой или нет» [1, с. 2].

Э. Брансук считает, что необходимо различать три вида педагогических инноваций:

- образовательные идеи и действия полностью новые и ранее неизвестные. Однако, как он считает, таких полностью новых и оригинальных идей очень мало;

- расширенные или переоформленные идеи или действия, которые приобретают особую актуальность в определенной среде, в определенный период времени. Это самая большая группа новшеств;

- педагогические новшества, возникшие в ситуации, в которой в связи с повторной постановкой целей в измененных условиях оживают некоторые ранее существовавшие действия, поскольку новые условия гарантируют и успех определенных положительных идей [1, с. 3].

По мнению А.И. Кочетова, «инновация» - это «целостная теоретическая, технологическая и методическая концепция обновления педагогической деятельности, обеспечивающая ее вывод на высокий уровень». В. Кваша и В. Латкин утверждают, что «инновация» - это создание принципиально новых образцов деятельности, выходящих за пределы нормы, нерегламентированных, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень» [5, с.

208].

На сегодняшний день понятие «инновация» тесно связано с понятием «технология». Появление педагогических технологий исследователи относят к 1960-м гг. в связи с реформированием сначала американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам педагогических технологий за рубежом относятся: Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарели и др.

Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах А.Г. Ривина, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, М.В. Кларина, В.Д. Симоненко и др.

Первоначально педагоги не делали различий между методикой и педагогической технологией. Термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств.

В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Такое представление о педагогической технологии предполагает:

- возможность разработки различных выверенных педагогических технологий специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовки в богатый практический опыт;

- возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности преподавателя и студента.

Вопрос о педагогических технологиях остается до сих пор дискуссионным. Б.Т. Лихачев, Г.К. Селевко трактуют это понятие широко, отождествляя его с системой и соотнося с образованием в целом.

Например, Г.К. Селевко представляет педагогическую технологию в трех аспектах:

• научный аспект: педагогическая технология является частью педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание и методы обучения, проектирующей педагогические процессы;

• процессуально-описательный аспект: как алгоритм процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

• процессуально-действенный аспект - как технологический процесс функционирования всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств [6, с.

43].

Группа ученых (Левина М.М., Якунин В.А, Талызина Н.Ф.) характеризуют данное явление, акцентируя свое внимание на вопросах управления образовательным процессом.

Таким образом, педагогические технологии в современном образовании являются очень важными, так как способствуют повышению качества любого предмета, в том числе и физической культуры в вузе.

Так, передовыми аспектами стали научные труды Л.И. Лубышевой, которая решала проблему повышения качества уровня физкультурной образованности путем создания физкультурноспортивных клубов по интересам.

Авангардными идеями отмечены труды В.К. Бальсевича, Б.А. Ашмарина по теории и методике педагогических исследований в области физического воспитания, а также идеи гуманитарно ориентированного образования в сфере физической культуры академика М.Я. Виленского.

Главными факторами модели физкультурного образования студентов, по М.Я. Виленского, должны явиться общественная и личная потребность в становлении физической культуры личности, подготовленной к потреблению, преобразованию и трансляции общекультурных физических ценностей в социум.

Можно согласиться с мнением академика М.Я. Виленского, что «в образовательных ценностях физической культуры зафиксированы критерии, определяющие основу формирования и развития личности студента; они указывают на человеческое, социальное и культурное значение отдельных явлений физической культуры, являются ориентирами его деятельности...» [2, с. 72].

Гуманитарный взгляд на образование по физической культуре по мнению М.Я Виленского в «разностороннем интеллектуальном, нравственном, психическом, физическом, эстетическом и других сторон развития личности студента на основе интериоризации ценностей культуры, которое обеспечит введение студента в социокультурное пространство мировой и отечественной физической культуры ... и подразумевает становление и развитие компетентности студента в сфере культуры» [3, с. 48].

Учитывая взгляды ведущих специалистов в области физического воспитания, на кафедре физического воспитания в Брянском государственном университете с целью повышения культуры

здоровья у студентов, мы считаем, что инновационными будут следующие мероприятия:

1. Спортивные праздники и оздоровительные мероприятия с применением нестандартного оборудования.

2. Для пропаганды здорового образа жизни и сохранения здоровья профессорско-преподавательского состава вуза целесообразным проведение «Спартакиады здоровья» для педагогов и сотрудников всех факультетов и специальностей.

3. Введение балльно-рейтинговой системы оценки качества знаний по физической культуре.

Для того чтобы процесс физического воспитания в вузе был на более высоком качественном

уровне, и его главной целью являлось всестороннее и гармоничное развитие личности студентов, мы считаем, что необходимо включать передовые педагогические технологии в учебновоспитательный процесс в высшем учебном заведении. В связи с этим преподавателям физической культуры рекомендуем:

- дополнить теоретическую часть учебной программы по физической культуре теоретическими знаниями о новых видах физкультурно-оздоровительной деятельности для повышения интереса к физической культуре и спорту;

- увеличить количество лекций с темами о новых оздоровительных методиках, влиянии физической культуры и спорта и т.д. для изменения мировоззрения студентов на физическую культуру;

- систематически использовать прогрессивные личностно-развивающие и здоровьесберегающие методики и технологии, усиливающие гуманитарную направленность содержания физической культуры с целью оздоровления, воспитания и повышения качества двигательной культуры у студентов;

- разработать программу по применению нетрадиционных средств физического воспитания в

вузе;

- воспитывать потребность и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями (составление студентами индивидуальных программ, совместное обсуждение на занятиях проблем коррекции фигуры и оздоровления с помощью нетрадиционных методик, беседы с выдающимися спортсменами области, составление программ самовоспитания, саморазвития и физического самосовершенствования);

- усилить образовательную и информационную части в содержании лекционных и методикопрактических занятий физической культуры с введением новых нетрадиционных видов физической культуры (пилатес, калланетика, фанк-аэробика, йога и др.);

- педагогу физической культуры постоянно совершенствовать свои знания, умения и двигательные навыки, а также быть компетентным в области применения новых видов физического воспитания;

- включать информационные технологии на лекциях и методико-практических занятиях по физическому воспитанию (лекции-презентации, просмотр видеоинформации и др.);

- применять личностно ориентированный подход;

- развивать у студентов умения интеллектуальной деятельности и рефлексии как специфической способности самоанализа и самообразования;

- использовать метод творческих проектов;

- тестовый контроль сочетать с другими методами контроля знаний у студентов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Брансук Э. Новые технологии в обучении. Минск, 2000.

2. Виленский М.Я., Конева Е.В. Концепция гуманитарно ориентированной физической культуры в высшей школе // Исторические, педагогические и медико-биологические аспекты физической культуры и спорта: сб. статей I Всерос. науч.-практ. конф. Заб. ГГПУ. Чита, 2007.

3. Виленский М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: дис. ... д-ра педагог. наук в форме научного доклада. М., 1990.

4. Сластенин В.А. Педагогика. М., 2000.

5. Старченков М.М. Роль инновационных технологий в педагогическом процессе физического воспитания молодежи // Исторические, педагогические и медико-биологические аспекты физической культуры и спорта: сб. статей I Всерос. науч.-практ. конф. Заб. ГГПУ. Чита, 2007.

6. Селевко Г.К. Что такое технология саморазвития школьников? // Народное образование. 2000. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.