мотивация к занятиям физической культурой и спортом как основа формирования культуры здоровья в студенческой среде
УДК/UDC 796.011.1
Поступила в редакцию 11.10.2019 г.
Доктор педагогических наук, профессор В.И. Бондин1 Кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Степанова1 Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Белавкина1
1 Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS AS BASIS FOR CULTIVATION OF HEALTH CULTURE AMONG STUDENTS
Dr.Hab., Professor V.I. Bondin1
PhD, Associate Professor T.A. Stepanova1
PhD, Associate Professor M.V. Belavkina1
1 Southern Federal University, Rostov-on-Don
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - формирование культуры здоровья студентов в процессе физического воспитания в вузе.
Методика и организация исследования. Представлены механизмы формирования мотивов к занятиям физической культурой и спортом в студенческой среде. Раскрываются подходы к реализации дисциплины «Физическая культура и спорт» в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов и варианты построения работы, направленной на формирование культуры здоровья студента.
Результаты исследования и выводы. Внедрение в образовательный процесс по физическому воспитанию инновационных подходов продиктовано современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Разработанные авторами программы содержат: современные данные о физиологических механизмах здоровья, психолого-педагогические основы здоровья и современные технологии мотивированного выбора занятий в спортивных секциях (как элективной составляющей дисциплины «Физическая культура и спорт»).
Ключевые слова: мотивация, потребности, физическая культура и спорт, студенческая среда, спортивные секции.
Annotation
Objective of the study was to cultivate culture of students' health in the academic physical education process.
Methods and structure of research. The mechanisms of the formation of motives for physical education and sports in the student community are presented. The approaches to the implementation of the discipline "Physical education and Sport" in the context of the requirements of federal state educational standards and the options for building work aimed at creating a student's health culture are revealed.
Results. The introduction of innovative approaches into the educational process on physical education is dictated by modern requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education. The programs developed by the authors contain: modern data on the physiological mechanisms of health, the psychological and pedagogical foundations of health, and modern technologies for the motivated choice of occupations in sports sections (as an elective component of the discipline "Physical education and Sports"). Conclusion. The authors indicate that modern scientific achievements in the study of man and the accumulated best practices of fitness and health work among students in universities are of great importance and are the basis for improving the process of physical education in the formation of a health culture.
Keywords: motivation, needs, physical education and sports, student environment, sports sections.
Введение. Вопросы мотивации как основы деятельности, бесспорно, являются ключевыми при планировании результатов обучения. В полной мере это соотносится с задачами, определёнными федеральными государственными образовательными стандартами для дисциплины «Физическая культура и спорт». Однако особенность этого предмета, введенного как обязательного в образовательные программы, состоит в том, что помимо реализации установленных стандартом и определенных образовательной организацией компетенций, мы говорим о более широком понятии - формировании «культуры здоровья» студенческой молодежи.
Цель исследования - формирование культуры здоровья студентов в процессе физического воспитания в вузе.
Методика и организация исследования. Проведенные специалистами Академии физической культуры и спорта исследования позволяют говорить об определенно низкой мотивации студентов к занятиям. Результаты опроса указывают на то, что 53,5 % молодых людей относятся к занятиям физической культурой с недостаточным интересом. На желание заниматься спортом указали лишь 31,3 % респондентов, а 15,2 % относятся к спортивной деятельности вообще отрицательно. Более 65,3 % студентов самостоятельно не занимаются физическими упражнениями. Полученные данные сами по себе ставят вопрос об уровне физической подготовленности будущих выпускников, специалистов в различных отраслях деятельности. Тем более эти показатели критичны в сравнении с данными, раскрывающими состояние здоровья студентов
№ 1 • 2020 Январь | Yanuary
http://www.teoriya.ru http://www.teoriya.ru
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
вуза. Обязательное медицинское обследование, проводимое в образовательном учреждении, показало, что, несмотря на довольно высокий показатель занимающихся (90,28 % от общего числа студентов), различные отклонения в состоянии здоровья имеют студенты уже начальных курсов. При этом структура заболеваемости выглядит следующим образом: опорно-двигательная система - 29,5 %; зрительная система - 26,2 0%; нервная система - 13,1 0%; сердечно-сосудистая система - 8,2 %; дыхательная система - 8,2 %; врожденная патология - 4,9 %; выделительная система - 3,3 %; половая -3,3 %; эндокринная система - 1,6 %; пищеварительная система - 1,6 %. Естественно могла бы выглядеть модель, при которой молодые люди, имеющие нарушения или отклонения в состоянии здоровья, были бы мотивированы заниматься физической культурой, повышать уровень своего телесного состояния. Однако данные проведенного опроса, представленные выше, показывают обратное. Во многом это может быть связано с так называемой «отрицательной мотивацией». Воспринимая «Физическую культуру и спорт» исключительно как учебную дисциплину, студент зачастую посещает занятия из страха получить задолженность.
Результаты исследования и их обсуждение. Для формирования устойчивой потребности в занятиях физической культурой и спортом, преодоления так называемых «вредных привычек» необходимо создавать условия положительной мотивации студентов путем построения структуры, основанной на принципах «ступеней» пирамиды А. Маслоу. Реализуемая в Южном федеральном университете модель физического воспитания, согласно требованиям стандарта высшей школы, предполагает теоретические занятия и практические (элективные) курсы. При планировании содержательной наполненности теоретического курса разработчики программы исходили из необходимости обучения простейшим механизмам контроля собственного состояния при физических нагрузках, а также определения величины нагрузок. Подобный выбор был связан с данными того же исследования, которые показали, что 79,1 % студентов испытывают трудности в определении физических нагрузок оздоровительной направленности, в то же время 87,3 % не знают механизмы формирования, развития, сохранения здоровья и не занимаются самообразованием по культуре здоровья в сфере физического воспитания.
В зависимости от особенностей возрастной физиологии выбранной группы, структурных характеристик будущей профессиональной деятельности шел отбор содержательной части теоретической дисциплины. А тот факт, что связанный по логике предмет «Безопасность жизнедеятельности» разработан также специалистами Академии физической культуры и спорта университета, позволяет структурировать знания в решении задачи формирования моделей безопасного поведения. В содержание учебных программ включены теоретико-прикладные разделы по формированию здорового и безопасного стиля жизни.
Для формирования культуры здоровья в сфере физического воспитания студентов был разработан и внедрён кинезисэ-нергономический подход (от греческого «kinesis» - движение, «energía» - общая количественная мера различных форм движения, «nomos» - закон, правила) [2], позволяющий проектировать физкультурно-оздоровительные технологии и определять сбалансированное питание на основе энергозатрат.
Следующая ступень мотивационной пирамиды связана с принадлежностью к определенной группе, схожей по интересам и связанной общей деятельностью. В представленной модели это реализуется посредством проведения элективных занятий по физической культуре и спорту секционного типа. На начальном этапе традиционно предполагается
определение уровня состояния здоровья как фактора нагрузки и формирования групп занимающихся. Далее идет работа, связанная с реализацией выбора содержания двигательной активности студентов. Такой подход можно назвать «спортивно-видовым» [1, 3]. Студентам разных структурных подразделений предлагается на выбор ряд спортивных секций, запись в которые осуществляется на добровольной основе, в зависимости от состояния здоровья, расписания учебных занятий и личностных предпочтений. В общем виде определяются три вида выборных групп: группы лечебной и оздоровительной физической культуры; спортивно-ориентированные группы (группы спортивного совершенствования для студентов, имеющих разряды и звания); группы общей физической подготовки (по видам спорта). Согласно предлагаемой модели студент в зависимости от интересов, предпочтений и возможностей определяет для себя вид спорта и посещает соответствующую секцию.
При выборе видов спорта, предлагаемых для культивирования среди студенческой молодежи, учитываются такие факторы, как состояние материальной базы вуза, региональные особенности, национальные виды спорта, а также климатические и другие факторы.
Выводы. Практика физкультурно-спортивной работы в Южном федеральном университете связана с расширением спектра спортивных секций. При этом идеологически поддерживается развитие видов спорта, вызывающих особый интерес среди представителей национальных диаспор юга страны (самбо, дзюдо, вольная борьба, альпинизм), а также современных направлений, вызывающих интерес у учащейся молодежи. Данные виды физкультурно-спортивной деятельности имеют не только значимость с точки зрения двигательной практики, но и расширения взаимодействия между студентами, представляющими разные культуры, способствующие социализации иноязычных обучающихся, знакомящие с различными практиками активности. Все это позволяет рассматривать процесс физкультурно-спортивной деятельности не только как учебную дисциплину, но и как область реализации различных мотиваци-онных проявлений в молодежной среде.
Литература
1. Аллянов Ю.Н. Самообразовательная деятельность студентов в процессе изучения дисциплины «Физическая культура» / Ю.Н. Аллянов, Ю.О. Аверясова // В сборнике: Национальные программы формирования здорового образа жизни. Международный научно-практический конгресс: в 4 томах. Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма. - 2014. - С. 15-21.
2. Бондин В.И. Кинезисэнергономический подход в практике физкультурно-оздоровительных занятий студенческой молодежи / В.И. Бондин, С.В. Усенко, О.Ю. Третьякова // Физическая культура, спорт, здоровье и долголетие. IV международная научная конференция, посвящённая 100-летию ЮФУ. - 2015. - С. 19-22.
3. Ефремова Т.Г. Физическое воспитание в системе высшего образования: подходы и особенности реализации / Т. Г. Ефремова, Е.С. Бережная, Е.В. Зазулина // Педагогический журнал. - 2017. - Т. 7. - № 1 A. - С. 287-300.
References
1. Allyanov Yu.N., Averyasova Yu.O. Samoobrazovatelnaya deyatelnost studentov v protsesse izucheniya distsiplinyi «Fizicheskaya kultura» [Students' selflearning activity in Physical Education process]. National healthy lifestyle programs. International Scientific and Practical Congress: in 4 volumes. RSUPESYT. 2014. pp. 1521.
2. Bondin V.l., Usenko S.V., Tretyakova O.Yu. Kinezisenergonomicheskiy podkhod v praktike fizkulturnoozdorovitelnyih zanyatiy studencheskoy molodezhi [Kinesisenergonomic approach at fitness classes for students]. Physical education, sports, health and longevity. IV international scientific conference dedicated to the 100th anniversary of SFU. 2015.pp. 1922.
3. Efremova T.G., Berezhnaya E.S., Zazulina E.V. Fizicheskoe vospitanie v sisteme vyisshego obrazovaniya: podhodyi i osobennosti realizatsii [Physical education in higher education system: approaches and implementation specifics]. Pedagogicheskiy zhurnal. 2017. v. 7. no.1 A. pp 287300.
28 http //www.teoriya.ru № 1 • 2020 Январь | Yanuary
-I- http://www.teoriya.ru