Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В ВУЗЕ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРОЖДЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ТРАДИЦИИ И МНОГОВЕКОВОЙ ОПЫТ РОССИИ / СТУДЕНЧЕСКОЙ СПОРТ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / REVIVAL OF PHYSICAL EDUCATION / HIGHER SCHOOL / TRADITIONS AND CENTURIES-LONG EXPERIENCE OF RUSSIA / UNIVERSITY SPORTS / SPORTS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуббиев Ш. З., Пашута В. Л., Курьянович Е. Н.

Цель исследования - поиск путей оптимизации физического воспитания студентов с учетом интеграции учебной деятельности кафедр физической культуры и студенческого спорта в вузе. Методика исследования: анализ, обобщение, сравнение, индукция и дедукция. Результаты исследования и выводы. Авторы показали необходимость учета многовекового опыта, традиций, достижений в теории и практике физической культуры и спорта в высшей школе России, СССР и Российской Федерации. Полагают, что это повысит уровень мотивации студентов к регулярным физкультурно-спортивным занятиям и успешному освоению требований и норм ВФСК ГТО. Этому может содействовать и организация студенческого спорта согласно федеральным стандартам спортивной подготовки за счет формирования увлеченности занятиями спортом, приобретения опыта участия в соревнованиях, демонстрации возможностей на аренах спорта, выработки воли, духа победителя, личностного самосовершенствования, приобщения к ценностям спорта, достижения физического, психического и социального благополучия, а также духовного совершенства, повышения спортивной квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хуббиев Ш. З., Пашута В. Л., Курьянович Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC PHYSICAL EDUCATION OPTIMIZATION BY INTEGRATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF PHYSICAL EDUCATION AND UNIVERSITY SPORTS DEPARTMENTS

Attempts to reform higher education without taking into account the historical experience of Russia lead to contradictions between the content of the physical education programs and the requirements of the federal state education standards for higher education, which has greatly affected the Physical Education discipline at university. As a result, the level of health and physical fitness of students is decreasing. Objective of the study was to find ways to improve the process of physical education of students, taking into account the integration of the academic activities of the departments of physical education and university sports at university. Methods of the study: analysis, generalization, comparison, induction and deduction. Results and conclusions. The authors emphasized the need to consider the centuries-long experience, traditions, and achievements in the theory and practice of physical education and sports in higher schools of Russia, the USSR, and the Russian Federation. It is believed that this will increase the level of students’ motivation for regular physical education and sports activities and successful mastery the requirements and norms of the Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labour and Defence" (GTO). This can also be facilitated by the organization of university sports in accordance with the federal sports training standards through the formation of interest in sports activities, acquisition of experience in competitions, demonstration of opportunities at sports arenas, development of the volitional qualities, the spirit of the winner, personal self-improvement, inclusion in the sport-specific values, achievement of physical, mental and social well-being, as well as spiritual perfection, enhancement of sports skills.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В ВУЗЕ»

ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В ВУЗЕ

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 20.07.2020 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Доктор педагогических наук, профессор Ш.З. Хуббиев1,2 Доктор педагогических наук, профессор В.Л. Пашута2 Доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Курьянович2

1 Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

2 Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

ACADEMIC PHYSiCAL EDUCATION ÜPTiMiZATiÜN BY iNTEGRATiÜN OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF PHYSICAL EDUCATION AND UNIVERSITY SPORTS DEPARTMENTS

Dr.Hab., Professor Sh.Z. Khubbiev12 Dr. Hab., Professor V.L. Pashuta2 Dr. Hab., Professor E.N. Kuryanovich2

1 Saint Petersburg State University, Saint Petersburg

2 Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - поиск путей оптимизации физического воспитания студентов с учетом интеграции учебной деятельности кафедр физической культуры и студенческого спорта в вузе.

Методика исследования: анализ, обобщение, сравнение, индукция и дедукция.

Результаты исследования и выводы. Авторы показали необходимость учета многовекового опыта, традиций, достижений в теории и практике физической культуры и спорта в высшей школе России, СССР и Российской Федерации. Полагают, что это повысит уровень мотивации студентов к регулярным физкультурно-спортивным занятиям и успешному освоению требований и норм ВФСК ГТО. Этому может содействовать и организация студенческого спорта согласно федеральным стандартам спортивной подготовки за счет формирования увлеченности занятиями спортом, приобретения опыта участия в соревнованиях, демонстрации возможностей на аренах спорта, выработки воли, духа победителя, личностного самосовершенствования, приобщения к ценностям спорта, достижения физического, психического и социального благополучия, а также духовного совершенства, повышения спортивной квалификации.

Ключевые слова: возрождение физической культуры, высшая школа, традиции и многовековой опыт России, студенческой спорт, спортивная подготовка.

□ и

Annotation

Attempts to reform higher education without taking into account the historical experience of Russia lead to contradictions between the content of the physical education programs and the requirements of the federal state education standards for higher education, which has greatly affected the Physical Education discipline at university. As a result, the level of health and physical fitness of students is decreasing.

Objective of the study was to find ways to improve the process of physical education of students, taking into account the integration of the academic activities of the departments of physical education and university sports at university.

Methods of the study: analysis, generalization, comparison, induction and deduction.

Results and conclusions. The authors emphasized the need to consider the centuries-long experience, traditions, and achievements in the theory and practice of physical education and sports in higher schools of Russia, the USSR, and the Russian Federation. It is believed that this will increase the level of students' motivation for regular physical education and sports activities and successful mastery the requirements and norms of the Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labour and Defence" (GTO). This can also be facilitated by the organization of university sports in accordance with the federal sports training standards through the formation of interest in sports activities, acquisition of experience in competitions, demonstration of opportunities at sports arenas, development of the volitional qualities, the spirit of the winner, personal self-improvement, inclusion in the sport-specific values, achievement of physical, mental and social well-being, as well as spiritual perfection, enhancement of sports skills.

Keywords: revival of physical education, higher school, traditions and centuries-long experience of Russia, university sports, sports training.

£ Г.

CL

4—

о

OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. Попытки реформирования высшего образования без учета российского исторического опыта приводят к противоречиям между содержанием учебных программ по физическому воспитанию и требованиями ФГОС ВО и в дальнейшем к многократным изменениям дисциплины «Физическая культура» (ФК) в вузе [4]. В связи с этим снижается уровень здоровья и физической подго-

товленности студентов. Ориентация на западную образовательную модель зачастую способствует формированию ценностей, неприемлемых для российской высшей школы, перенося законы рыночной экономики в сферу образования.

Цель исследования - поиск путей оптимизации физического воспитания студентов с учетом интеграции учебной

60

http://www.teoriya.ru

№11 • 2020 Ноябрь | November

деятельности кафедр физической культуры и студенческого спорта в вузе.

Результаты исследования и их обсуждение. Переход от предыдущего поколения ФГОС ВО к следующему связан с уменьшением количества зачетных единиц (ЗЕ) дисциплины ФК. В последнем поколении ФГОС физическая культура - это элективный курс объемом 328 ч., а как учебная дисциплина -72 ч (2 ЗЕ) на 4 года обучения. Методические рекомендации об «элективных 328 часах» прописаны таким образом, что их сложно реализовать на практике. В связи с этим происходит повсеместное сокращение штата кафедр физической культуры и спорта (ФКиС), снижается мотивация и ухудшается посещаемость студентов учебных занятий.

Для улучшения сложившейся ситуации необходимо задействовать административные резервы, связанные:

• с повышением эффективности организации и методики проведения занятий ФКиС;

• с переориентацией стремления студентов формально получить зачет по ФКиС на освоение ее ценностного потенциала;

• с эффективным использованием современной физкуль-турно-спортивной базы университетов;

• с формированием у студентов стремления участвовать в соревновательной деятельности с целью повышения спортивного престижа учебной группы, факультета, университета;

• с воспитания интереса к занятиям ФКиС, в том числе и для студентов специальных медицинских групп;

• с возрождением лучших практик ФКиС мировой высшей школы, обеспечивавших должную физическую подготовленность и состояние здоровья студентов;

• с решением проблем интеграции гражданского и военного образования для подготовки молодежи к службе в армии [3].

Для совершенствования физического воспитания студентов наряду с оптимизацией учебной работы следует эффективно развивать студенческий спорт в условиях вуза [1].

Развитие студенческого спорта согласно Федеральному стандарту спортивной подготовки потребует кардинальных изменений в организации профессиональной подготовки педагогов и тренеров, создания в университетах современной материально-технической базы спортивной подготовки; обязательности для студентов занятий в системе спортивной подготовки; прохождения этапов спортивной подготовки с учетом возможностей студентов (одни преуспевают, другие могут запаздывать в спортивном совершенствовании); занятий спортом в периоды обучения в соответствии с этапами спортивной подготовки и согласно принципу преемственности; планирования на протяжении срока обучения студентов занятий спортом не менее двух раз в неделю и ежегодную промежуточную аттестацию.

Для организации студенческого спорта согласно федеральным стандартам спортивной подготовки уже созданы предпосылки его успешного развития:

• структурированность: первый уровень - учебные занятия по программам ФК; второй уровень - тренировки в сборных командах университета и учебных подразделений; третий уровень - подготовка в системе спорта высших достижений [2];

• преемственность между уровнями студенческого спорта;

• конверсия современных спортивных технологий для массового студенческого спорта;

• университетская материально-техническая база для спортивных занятий;

• квалифицированные спортивные педагоги и тренеры. Выводы. Интеграция учебной и внеучебной деятельности по физической культуре и спорту студентов на основе использования передового российского опыта и высоких спортивных технологий позволит существенно повысить значимость физического воспитания и студенческого спорта в условиях вуза, будет способствовать проявлению у студентов увлеченности к занятиям спортом, стремлению развивать свои способности, повышать физическую и умственную работоспособность.

Литература

1. Лубышева Л.И. Спортизация как фактор вовлечения населения в массовую спортивную подготовку / Л.И. Лубышева, Ш.З. Хуб-биев, Д.Б. Селюкин // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 3. - С. 102-103.

2. Намозова С.Ш. Уровни студенческого спорта в университете / С.Ш. Намозова, Ш.З. Хуббиев, Л.В. Шадрин // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 10. - С. 56-59.

3. Пашута В.Л. Особенности применения принципов олимпизма в процессе физической подготовки военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации / В.Л. Пашута, А.С. Никольская // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 9. - С. 19-21.

4. Сенашенко В.С. О реформировании отечественной системы высшего образования: некоторые итоги / В.С. Сенашенко // Высшее образование в России. - 2017. - № 6. - С. 5-15.

References

1. Lubysheva L.I., Khubbiev Sh.Z., Selyukin D.B. Sportizatsiya kak faktor vovlecheniya naseleniya v massovuyu sportivnuyu podgotovku [Spor-tization as factor of involvement of population in mass sports]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 3. pp. 102-103.

2. Namozova S.Sh., Khubbiev S.Z., Shadrin L.V. Urovni studencheskogo sporta v universitete [University sport levels]. Teoriya i praktika fiz-icheskoy kultury, 2016, no. 10, pp. 56-59.

3. Pashuta V.L., Nikol'skaya A.S. Osobennosti primeneniya printsipov olimpizma v protsesse fizicheskoy podgotovki voennosluzhashchikh Vooruzhennykh Sil Rossiyskoy Federatsii [Application Features of Olympic Principles during Physical Training of Servicemen of the Armed Forces of the Russian Federation]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2014. No. 9. pp. 19-21.

4. Senashenko V.S. O reformirovanii otechestvennoy sistemy vysshego obrazovaniya: nekotorye itogi [Reforms in domestic system of higher education: some results]. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017. No. 6. pp. 5-15.

НОВЫЕ КНИГИ

МАКСИМОВА М.Н. ВОДНЫЕ И ПОДВОДНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / М.Н. МАКСИМОВА. -М.: ТВТ ДИВИЗИОН, 2020. - 328 С.

ISBN: 9785987242254

И ПОДВОДНЫЕ ВИДЫ СПОРТА

Книга адресована массовому читателю с целью получения информации о водных и подводных видах спорта и для выбора подходящих занятий себе и своему ребенку.

№ 11 • 2020 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.