12. Dyadic coping and marital satisfaction of older spouses in long-term marriage / M. Landis, M. Peter-Wight, M. Martin, G. Bodenmann // Journal of Gerontopsychology and Geriatric Psychiatry. - 2013. - Vol. 26 (1). - P. 39-47.
13. Groups Perform Better Than the Best Individuals on Letters-to-Numbers Problems: Informative Equations and Effective Strategies / P. Laughlin, M. Zander, E. Knievel, T. Tan // Journal of Personality and Social Psychology. - 2003. - Vol. 85 (4). - P. 684-694.
REFERENCES
1. Baz, L.L. (1995), "The method of evaluating characteristics of the interaction in a dyad: the case of spouses solutions joint task", Psychological Journal, 1995, Vol. 16, No. 4, pp. 109-117.
2. Belousova, A.K. (2000), "Using thinking in the teaching activities of teachers", Integration of Education, No. 3, pp. 26-31.
3. Belousova, A.K. and Suroedova, E.A. (2010), "Strategy sense of transfer students in the communication process", News of the Southern Federal University. Pedagogical sciences, No. 10, pp. 111-120.
4. Bykova, N.L. and Vasilieva, E.V. (2010), "The circuit analysis of the interaction of members of small groups under the common objective (by married couples)", Bulletin of Samara Academy for the Humanities. A series of "Psychology", No. 2 (12), pp. 88-95.
5. Verchenko, I.A. and Gagai, V.V. (2010), "Psychological characteristics of creative thinking of students in the process of individual and joint solution of educational problems", The world of science, culture and education, No. 4 (23), pp. 128-133.
6. Polivanova, N.I. (1996), "Compatibility level as an indicator of theoretic ways of solving the problem", Psychological Science and Education, No. 2, pp. 91-105.
7. Rastyannikov, A.V., Stepanov, S.Yu. and Ushakov, D.V. (2002), Reflexive development of competence in joint creativity, PER SE, Moscow.
8. Rubtsov, V.V. and Guzman, G.Ya. (1983), "Psychological characteristic ways of organizing joint activities of students in the process of solving the learning task", Voprosy psikhologii, No. 5, pp. 48-57.
9. Khashchenko T.G. (1989), "Individually-psychological features of partners in the joint problem solving", Voprosy psikhologii, No. 3, pp. 141-144.
10. Shcherbo, N.P. (1984), "Features of individual and group problem solving in a joint venture", Voprosy psikhologii, No. 2, pp. 107-112.
11. Julien, D., Brault, M., Chartrand, E., and Begin J. (2000), "Immediacy behaviors and synchrony in satisfied and dissatisfied couples", Canadian Journal of Behavioral Science, Vol. 32 (2), pp. 84-90, doi: 10.1037/h0087103.
12. Landis, M., Peter-Wight, M., Martin, M. and Bodenmann, G. (2013), "Dyadic coping and marital satisfaction of older spouses in long-term marriage", Journal of Gerontopsychology and Geriatric Psychiatry, Vol. 26 (1), pp. 39-47, DOI: 10.1024/1662-9647/a000077.
13. Laughlin, P., Zander, M., Knievel, E. and Tan, T. (2003), "Groups Perform Better Than the Best Individuals on Letters-to-Numbers Problems: Informative Equations and Effective Strategies", Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 85 (4), pp. 684-694, DOI: 10.1037/0022-3514.85.4.684.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.08.2018
УДК 159.9/796.06
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛЕЙ ОТБОРА СПОРТСМЕНОВ В СИСТЕМЕ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ
ПЛАВАНИЯ)
Наталья Леонидовна Ильина, кандидат психологических наук, доцент, Светлана Шарудиновна Намозова, начальник Управления по организации спортивной
деятельности,
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматривается необходимость использования психологических характеристик спортсменов при комплектовании сборных команд университетов. В статье приводятся
сравнительные эмпирические данные исследования в трех группах спортсменов - спорт высших достижений, студенческий спорт, массовый спорт. Сформулированы рекомендации для тренеров, осуществляющих набор/отбор в сборные команды университетов.
Ключевые слова: студенческий спорт, спортивный отбор, психологические характеристики, модели отбора спортсменов.
PSYCHOLOGICAL ASPECT IN DEVELOPMENT OF MODELS FOR SELECTION OF SPORTSMEN IN STUDENT SPORTS SYSTEM (ON THE EXAMPLE OF
SWIMMING)
Natalia Leonidovna Ilina, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Svetlana Sharudinovna Namozova, the Head of the Office for the organization of sports activities,
St. Petersburg State University
Annotation
The article considers the need to use the psychological characteristics of athletes in the forming of national teams of universities. The article provides the comparative empirical research data in three groups of athletes - sport of higher achievements, student sport, mass sport. Recommendations are formulated for the trainers performing recruitment / selection in the national teams of universities.
Keywords: student sports, sports selection, psychological characteristics, models of selection of athletes.
ВВЕДЕНИЕ
На наш взгляд, современный студенческий спорт, сегодня, развивается в двух основных направлениях. С одной стороны, он становится всё более массовым, привлекаются государственные ресурсы и ресурсы вузов для того, чтобы как можно больше студенческой молодежи могло заниматься привлекательными для них видами спорта. С другой стороны, из наиболее успешных студентов-спортсменов, вовлеченных в спортивную деятельность, формируются высококвалифицированные студенческие команды. При этом необходимо учитывать, что это студенческая команда и спортсмену необходимо совмещать два вида деятельности - спорт и обучения в вузе. Вопрос, как формировать эти команды, на сегодняшний день остается открытым. Спортивная наука накопила много данных о модельных характеристиках высококвалифицированных спортсменов. Для студенческого спорта пока такие модели являются большой редкостью. Некоторые авторы, обозначают данную проблему с той точки зрения, что сборные команды вуза готовятся в условиях, отличных от условий подготовки сборных команд сраны. Для того, чтобы их подготовка была эффективной, необходима разработка моделей физической, технической, тактической, психологической, интеллектуальной и интегральной подготовленности [4, 5]. Специалисты отмечают, что в системе современного вузовского студенческого спорта нет возможностей использовать модели, основанные на показателях углублённого биомедицинского обследования студентов, так как отслеживать динамику изменения показателей без современного информационно-технологического обеспечения и аппаратных средств невозможно. Необходимы подходы, позволяющие на доступном уровне биомедицинского, психологического и педагогического сопровождения достаточно качественно организовывать учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность [3].
МЕТОДИКА
Исследование проводилось на базе СПбГУ, В исследовании приняли участие 45 человек, занимающихся плаванием. Все респонденты представляют три группы: 1 группа -спортсмены-студенты 14 человек (7 юношей и 7 девушек); 2 группа - высококвалифицированные, действующие спортсмены 11 человек (6 юношей, 5 девушек); 3 группа - 20 студентов, посещающих занятия в бассейне, углубленно не занимающихся спортом (10 юношей, 10 девушек). Возраст респондентов от 17 до 23 лет, спортивная квалификация
спортсменов от 1 взрослого разряда до мастера спорта международного класса.
На основе литературных данных и ранее проведенных исследований [1, 2], для изучения психологических характеристик отбора в сборные команды вуза по плаванию, были использованы следующие методики:
Изучение мотивации занятий спортом проводилось с помощью экспресс методика Г.В. Лозовой. Для того, чтобы сравнивать выраженность мотивов учебной и спортивной деятельности, методика Г.В. Лозовой была адаптирована под учебную деятельность с сохранением количества вопросов и идентичности шкал.
Для оценки волевой сферы, была использована методика «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов» Н.Е. Стамбуловой.
Для определения способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, использовался «Копинг-тест» Р. Лазаруса.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Основной целью нашего исследования было определение психологических характеристик, которые позволяют студентам-спортсменам успешно совмещать учебную и спортивную деятельность, выстраивая баланс между всеми жизненными сферами. Мы решили, что стремление не просто заниматься спортом, а защищать честь своего вуза, являясь его студентом, обеспечивается за счёт мотивации спортсмена. При изучении выраженности мотивов занятий спортом у спортсменов трех групп, и сопоставлении спортивной и учебной мотивации, мы обнаружили, что в каждой группе существует своя специфика (рисунки 1, 2).
I 4 4_
Долженствование Вознаграждение Общение Самосовершенствование Удовольствие Результат
!□ 14,6 13,7
П_5,2
!Г9,2
ПИНХ
14,2 14,6
9,3
=1—15.
7
шгох
10,2
15,5 □ 15,6
14,5
] 15,8
0
16
18
Рисунок 1
2 4 6 8 10 12 14
□ Массовый спорт □ Спортсмены □ Студенты-спортсмены - Средние значения выраженности мотивов занятий спортом в трех группах спортсменов (макси мальный показатель выраженности мотива - 16 баллов, минимальный - 0 баллов)
Высокие показатели мотивации у студентов-спортсменов на результат, самосовершенствование и долженствование, были нами ожидаемы, и они близки к показателям группы высококвалифицированных спортсменов (не имеют достоверных различий в этих группах), кроме мотива вознаграждения. При этом достоверно отличаются от показателей выраженности мотивации в группе массового спорта, где любители плавания реализуют мотивы получения удовольствия от процесса занятий и общения, не преследуя мотивы достижения высоких результатов, получения вознаграждения и выполнение какого-либо долга перед кем-то.
Поскольку, все участники исследования, являлись студентами вузов, нам было интересно оценить, насколько они мотивированы на выполнение учебной деятельности.
При изучении мотивов учебной деятельности, ведущими мотивами у спортсменов-студентов и студентов, не занимающихся спортом, являются мотивы долженствования, самосовершенствования, мотивы на результат.
Спортсмены высокой квалификации, имеют достоверно более низкую выраженность всех мотивов учебной деятельности, по сравнению с другими группами,
приоритетное направление приложения их сил, это спорт. Если сравнивать выраженность мотивов учебной и спортивной деятельности в трех группах респондентов, становится очевидно, что в группе студентов-спортсменов обнаруживается высокая выраженность мотивов и в учебной, и в спортивной деятельности по одинаковым шкалам: достижения, самосовершенствование, долженствование. Они субъективно высоко оценивают важность для себя этих двух видов деятельности. Стремятся реализоваться и достичь высоких результатов одновременно в двух реализуемых видах деятельности. Наличие в жизни спортсмена учебной деятельности не снижает высокую мотивацию в спорте и наоборот.
Долженствование Вознаграждение Общение Самосовершенствование Удовольствие Результат
14
14,5
□ 6
5,4
□ 10,2 т 10,5 10,6
□ 13,5
14,4
Т-9Т
10,6
12,2
10,2
□
13,6
14,6
0 2 4
□ Массовый спорт
6 8 10 12 □ Спортсмены □ Студенты-спортсмены
14
16
Рисунок 2 - Средние значения выраженности мотивов учебной деятельности в трех группах спортсменов (максимальный показатель выраженности мотива 16 баллов, минимальный - 0 баллов)
Так как студенты-спортсмены стремятся к достижению высоких результатов в спортивной и учебной деятельности, гарантом того, что их цели будут достигнуты, выступают их волевые качества. То есть способность к сознательной регуляции психической деятельности, обеспечивающей преодоление трудностей при достижении цели.
Методика Н. Б. Стамбуловой дает возможность оценить выраженность и генерали-зованность таких волевых качеств как: целеустремленность; настойчивость и упорство; смелость и решительность; инициативность и самостоятельность; самообладание и выдержка. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков. Под генерализованностью - универсальность качества, т.е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.
При сравнении результатов самооценки спортсменов своих волевых качеств, достоверно выше оказались все показатели в группе высококвалифицированных спортсменов, их показатели, в соответствии с нормативными, соответствуют высокому уровню. В группе студентов-спортсменов, в отличие от представителей массового спорта, достоверно выше показатели настойчивости и упорства (рисунок 3).
Выдержка
Самостоятельность
Настойчивость
Смелость
Целеустремленность
23,5
31,3
25
22,2
30
21
21,4
' 1 32 3
1 28
20,5
30
21,5
25,2
35,4
1 26
5 10
□ Массовый спорт
15
□ Спортсмены
20 25 30
□ Студенты-спортсмены
35
40
Рисунок 3 - Средние значения самооценки волевых качеств в трех группах спортсменов (0-19 баллов - низкий показатель; 20-30 - средний показатель; 31-40 - высокий показатель)
0
На самом деле, в данной части исследования, внимание стоит уделить, не столько оценке выраженности волевых качеств, которые в группе студентов-спортсменов находятся на среднем уровне, сколько сравнению их выраженности и генерализованности. В группе студентов спортсменов, наблюдается «баланс» этих показателей, в то время, как в двух других группах, достоверное преимущество имеет такой показатель, как выраженность. То есть при наличии хорошо выраженного волевого качества, оно будет успешно проявляться в спортивной или учебной деятельности, и плохо переносится на другие сферы жизни. Для того, чтобы определить механизмы преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности были изучены преобладающие копинг-стратегии респондентов (таблица 1).
Таблица 1 - Средние показатели выраженности применяемых копинг-стратегий совлада-ния с кризисными ситуациями или решением трудных задач в трех группах спортсменов (максимальное значение 18 баллов, минимальное - 0 баллов) (*достоверность различий
Название стратегии Студенты-спортсмены Спортсмены Массовый спорт
Конфронтация 9 ±4 12,8±2,2* 10,4±4,3
Дистанцирование 5,9±3,2 13,6±4,2* 9,8±5,2
Самоконтроль 11,6±3,6 12,9±3,1 10,8±3,4
Поиск социальной поддержки 10,3±4,5* 5,6±3,4 13,5±3*
Принятие ответственности 7,8±2,1 10,8±2,6* 10,2±3,6
Бегство-избегание 8,7±4,1 6±2,5 11,9±3,1 *
Планирование 13,2±1,5* 10,2±2 10,5±3,5
Положительная переоценка 12,4± 1,8 10,5±1,8 11,1±2,6
В результате анализа данных, в группе студентов-спортсменов выделились три ведущие копинг-стратегии: планирование, положительная переоценка, и самоконтроль. Все эти стратегии расцениваются автором методики как конструктивные, то есть способствующие эффективному преодолению жизненных трудностей в короткие сроки и меньшими психологическими усилиями. Ведущими стратегиями преодоления трудностей в группе массового спорта являются: социальная поддержка и бегство-избегание, выраженность данных стратегий достоверно отличается от стратегий двух других групп. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях. Можно предположить, что занятие спортом на уровне студенческих команд или спорта высших достижений, приводит к тому, что данная стратегия становится не эффективной в преодолении стресса. Сравнивая данные спортсменов-студентов и высококвалифицированных спортсменов, можно выделить достоверно преобладающие у спортсменов стратегии: конфронтации, дистанцирования и принятия ответственности. При этом они также, как и студенты активно применяют стратегию саморегуляции. А студенты-спортсмены, в отличии от спортсменов, достоверно чаще используют стратегии социальной поддержки и планирования. В итоге, можно сделать вывод о том, что возможность успешно совмещать спортивную и учебную деятельность, справляясь со всеми трудностями, обеспечивается, в первую очередь такой копинг-стратегией как планирование.
Изучая копинг-стратегии в стрессовых ситуациях, мы преследовали задачу определить наиболее эффективные для представителей студенческого спорта. Так как в исследовании принимали участие студенты-спортсмены, члены сборной команды СПбГУ по плаванию, успешно совмещающие спортивную и учебную деятельность, можно предположить, что полученные данные могут являться ориентиром для того, чтобы говорить о том, что преобладание у кандидата в сборную команду вуза именно этих стратегий является залогом его успешности.
ВЫВОДЫ
Опираясь на полученные данные, можно говорить о том, что одним из критериев отбора в студенческую спортивную команду, может является такой показатель, как
мотивация на результат деятельности, самосовершенствование и долженствования одновременно высокая и в спортивной, и в учебной деятельности.
Важным аспектом успешности студента-спортсмена, будет являться не только наличие волевых качеств, выраженных в соответствии с нормативными критериями не ниже среднего уровня, но и баланс между их наличием и широтой проявления в различных сферах жизни и разных жизненных ситуациях.
Привлекая студента-спортсмена в сборную команду вуза, стоит оценить сформиро-ванность у него конструктивных копинг-стратегий преодоления жизненных трудностей. В первую очередь, обращая внимание на способность к планированию - целенаправленному анализу ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.
Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда (проект №14-5000069), Санкт-Петербургский государственный университет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильина, Н. Л. Психологические особенности студента-спортсмена (на примере сборных команд СПбГУ) / Н. Л. Ильина, С .Ш. Намозова // Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития. - СПб. : ООО «Золотое сечение», 2017. - С. 114-120.
2. Ильина, Н.Л. Психологический портрет студента-спортсмена (на примере сборных команд СПбГУ) / Н.Л. Ильина // Материалы первой международной научной конференции «Проблемы психологического обслуживания в спорте высших достижений». 23-26 октября, Ереван. - Ереван, 2017. - С. 356-362.
3. Намозова, С. Ш. Уровни студенческого спорта в университете / С. Ш. Намозова, Ш. З. Хуббиев, Л.В. Шадрин // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 10. - С. 56-59.
4. Морфофункциональный и психологический профили студентов-спортсменов в контексте реализации задач спортивной тренировки / С.Ш. Намозова, Ш.З. Хуббиев, Л.В. Шадрин, Н.Л Ильина // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 10. - С. 20-22.
5. Эквивалентный подход к разработке моделей функциональной подготовленности атлетов в системе студенческого спорта / Хуббиев Ш.З., Намозова С.Ш., Ильина Н.Л., Шадрин Л.В. // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 4. - С. 88-90.
REFERENCES
1. Ilina, N.L. and Namozova, S.Sh. (2017), "Psychological characteristics of the student-athlete (on the example of the national teams of St. Petersburg State University)", In the collection: Physical Culture and Sport in the Education System of Russia: Innovation and Prospects of Development, OOO "Golden Section", St. Petersburg, рр.114-120.
2. Ilina, N.L. (2017), "Psychological portrait of a student-athlete (on the example of national teams of St. Petersburg State University)", Materials of the First international scientific conference of the problem of psychological service in the sport of higher achievements. 23-26 October, Yerevan, рр. 356-362.
3. Namozova, S.Sh., Khubbiev, Sh.Z. and Shadrin L.V. (2016), "Levels of student sports at the University", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, рр. 56-59.
4. Namozova, S.Sh., Khubbiev, Sh.Z., Shadrin, L.V. and Ilina N.L. (2017), "Morphological and functional profiles of students-athletes in the context of the implementation of the tasks of sports training", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, рр. 20-22.
5. Khubbiev, Sh.Z., Namozova, S.Sh., Ilina, N.L. and Shadrin, L.V. (2018), "Equivalent approach to the development of models of functional fitness of athletes in the system of student sport", Theory and practice of physical culture, No. 4., рр. 88-90.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.08.2018