Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В АРАБСКИХ СТРАНАХ: СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В АРАБСКИХ СТРАНАХ: СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
493
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS / ARAB COUNTRIES / SOVIET AND RUSSIAN PUBLICATIONS / СФЕРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / АРАБСКИЕ СТРАНЫ / ПУБЛИКАЦИИ СОВЕТСКОГО И РОССИЙСКОГО ПЕРИОДОВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лескова И. В., Дали Марах Ражи, Бариева Н. Ю., Максимова Е. В., Передельский А. А.

Цель исследования - провести теоретический анализ публикаций, посвященных теме развития сферы физической культуры и спорта в арабских странах с учетом социального контекста. Методика и организация исследования. Одна часть анализируемых материалов разработана арабскими авторами, другая - российскими специалистами. Исследование охватывает период с середины XX - начала XXI в. Проводился анализ публикаций, посвященных рассмотрению социального контекста изменения сферы физической культуры и спорта, в арабских странах за исследуемый период. Источник информации - электронный ресурс библиотеки Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма. Результаты исследования и выводы. В ходе исследования был проведен анализ тематики, связанной с развитием ФКиС и системы государственного управления данной сферой в Алжире; проблемами профессиональной деятельности преподавателей по физическому воспитанию студентов в вузах СССР и Ирака; с социологическим исследованием системы физического воспитания в Ираке; выявлением социальных детерминаций ФКиС в Палестине и др. Авторы делают вывод о том, что развитие физической культуры и спорта в арабских странах имеет свои особенности, связанные с религиозностью общества, гендерным неравенством, неразвитостью спортивной инфраструктуры. За исследуемый период с середины XX - начала XXI в. научной информации, посвященной социальным аспектам развития сферы ФКиС в арабских странах, насчитывается крайне мало. Имеющаяся научная информация содержит, как правило, широкий спектр проблем, связанных с физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лескова И. В., Дали Марах Ражи, Бариева Н. Ю., Максимова Е. В., Передельский А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS IN ARAB COUNTRIES: SOCIAL ASPECT

Objective of the study was to conduct a theoretical analysis of the publications devoted to the development of the physical education and sports sector in the Arab countries in the social context. Methods and structure of the study. One allotment of the analyzed material was developed by Arab authors, the other - by Russian experts. The study covers the period from the mid 20th to the early 21st century. We analyzed the publications devoted to the changes in the physical education and sport sector in the Arab countries during the study period in the social context. The information was drawn from the electronic library of Russian State University of Physical Education, Sport, Youth, and Tourism. Results of the study and conclusions. For the study purposes, we analyzed the topics related to: development of the physical education and sport sector and the state administration system in this field in Algeria; problems of professional activities of physical education teachers at universities of the USSR and Iraq; sociological research on the physical education system in Iraq; identification of the social determinants of physical education and sports in Palestine, etc. The authors conclude that the development of the physical education and sport sector in the Arab countries has its own peculiarities related to the religiousness of the society, gender inequality, and insufficient development of sports infrastructure. There has been very little scientific information on the social aspects of development of the physical culture and sports sector in the Arab countries since the mid 20th to the early 21st century. The available scientific information generally contains a wide range of issues related to physical education and sports.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В АРАБСКИХ СТРАНАХ: СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ»

физическая культура и спорт в арабских странах: социальный контекст

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 10.03.2020 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Доктор социологических наук, профессор И.В. Лескова1 Аспирант Марах Ражи Дали2 Аспирант Н.Ю. Бариева1

Кандидат социологических наук Е.В. Максимова3 Доктор педагогических наук, доцент А.А. Передельский2

1 Российский государственный социальный университет, Москва

2 Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

3 Московский городской педагогический университет, Москва

PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS IN ARAB COUNTRIES: SOCIAL ASPECT

Dr.Sc.Soc., Professor I.V. Leskova1 Postgraduate student Marah Raje Dali2 Postgraduate student N.Y. Barieva1 PhD E.V. Maksimova3

Dr.Hab., Associate Professor A.A. Peredelsky2

1 Russian State Social University, Moscow

2 Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

3 Moscow Sity University, Moscow

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - провести теоретический анализ публикаций, посвященных теме развития сферы физической культуры и спорта в арабских странах с учетом социального контекста.

Методика и организация исследования. Одна часть анализируемых материалов разработана арабскими авторами, другая - российскими специалистами. Исследование охватывает период с середины XX - начала XXI в. Проводился анализ публикаций, посвященных рассмотрению социального контекста изменения сферы физической культуры и спорта, в арабских странах за исследуемый период. Источник информации - электронный ресурс библиотеки Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма.

Результаты исследования и выводы. В ходе исследования был проведен анализ тематики, связанной с развитием ФКиС и системы государственного управления данной сферой в Алжире; проблемами профессиональной деятельности преподавателей по физическому воспитанию студентов в вузах СССР и Ирака; с социологическим исследованием системы физического воспитания в Ираке; выявлением социальных детерминаций ФКиС в Палестине и др.

Авторы делают вывод о том, что развитие физической культуры и спорта в арабских странах имеет свои особенности, связанные с религиозностью общества, гендерным неравенством, неразвитостью спортивной инфраструктуры. За исследуемый период с середины XX - начала XXI в. научной информации, посвященной социальным аспектам развития сферы ФКиС в арабских странах, насчитывается крайне мало. Имеющаяся научная информация содержит, как правило, широкий спектр проблем, связанных с физической культурой и спортом.

Ключевые слова: сфера физической культуры и спорта, арабские страны, публикации советского и российского периодов.

Annotation

Objective of the study was to conduct a theoretical analysis of the publications devoted to the development of the physical education and sports sector in the Arab countries in the social context.

Methods and structure of the study. One allotment of the analyzed material was developed by Arab authors, the other - by Russian experts. The study covers the period from the mid 20th to the early 21st century. We analyzed the publications devoted to the changes in the physical education and sport sector in the Arab countries during the study period in the social context. The information was drawn from the electronic library of Russian State University of Physical Education, Sport, Youth, and Tourism.

Results of the study and conclusions. For the study purposes, we analyzed the topics related to: development of the physical education and sport sector and the state administration system in this field in Algeria; problems of professional activities of physical education teachers at universities of the USSR and Iraq; sociological research on the physical education system in Iraq; identification of the social determinants of physical education and sports in Palestine, etc. The authors conclude that the development of the physical education and sport sector in the Arab countries has its own peculiarities related to the religiousness of the society, gender inequality, and insufficient development of sports infrastructure. There has been very little scientific information on the social aspects of development of the physical culture and sports sector in the Arab countries since the mid 20th to the early 21st century. The available scientific information generally contains a wide range of issues related to physical education and sports.

Keywords: physical education and sports, Arab countries, Soviet and Russian publications.

Введение. Арабские страны встали на путь независимости в разные исторические периоды, избрав при этом социа-

листическую или капиталистическую ориентацию, что повлияло на степень религиозности или секулярности населения

68

http://www.teoriya.ru

№ 8 • 2020 Август | August

арабских стран. Это существенно предопределило некоторые противоречия в трактовке основных закономерностей, прошлого, настоящего и будущего сферы физической культуры и спорта (ФКиС) в арабских странах [9, 14].

Цель исследования - провести теоретический анализ публикаций, посвященных теме развития сферы физической культуры и спорта в арабских странах с учетом социального контекста.

Методика и организация исследования. Одна часть анализируемых материалов разработана арабскими авторами, другая - российскими специалистами. Исследование охватывает период с середины XX - начала XXI в.

Результаты исследования и их обсуждение. Особый интерес представляет анализ развития ФКиС в Алжирской Народной Демократической Республике и системы государственного управления данной сферой, проведенный Жуковским [6]. По мнению автора, Алжир, еще будучи французской колонией, осуществлял подготовку квалифицированных легкоатлетов, теннисистов, футболистов, боксеров. Как утверждает автор, спорт в Алжире культивировался в интересах решения профранцузских идеологических, военно-политических, коммерческих, внешнеполитических задач. Одновременно отмечается, с одной стороны, использование оппозицией футбольных матчей для антифранцузских политических манифестаций, с другой стороны, насаждение алжирских спортивных клубов для отвлечения молодежи от социального движения протеста, ограничения работы этих клубов только спортивно-развлекательной деятельностью. При этом утверждается, что спорт в Алжире был доступен только французским колонизаторам и алжирским одиночкам. По-видимому, здесь мы имеем дело с подменой понятий «спорт высших достижений» и «массовый спорт».

После освобождения от колониальной зависимости в Алжире были созданы новые государственные органы управления спортом, сосредоточившие внимание на возврате алжирских спортсменов из зарубежных коммерческих профессиональных клубов, на демократизацию и массовость физкультурно-спортивного движения, на содружество с ССР, позволяющее решать кадровые и системно-образовательные, теоретико-методические вопросы.

Разрабатывается новое законодательство о ФКиС, призванное покончить с существующими еще и по сей день «либеральными спортивными организациями, так как в них занимается ограниченное число людей и занятия проводятся нерегулярно». При этом излагаются только декларационные проекты на будущее новой системы, но реальные цифры и положение дел с вводом этой системы в действие не приводится.

Следующим материалом для анализа стала статья Б. И. Новикова и Аль Тимими Ахмед Джавад Кадом по сравнительной экспертизе со стороны преподавателей по вопросам физического воспитания студентов в вузах СССР и Ирака. Этот материал был заявлен авторами как конкретно-социологическое исследование (КСИ) и, соответственно, оперировал цифрами. Однако, рассматривая вопросы удовлетворенности профильных специалистов своей работой; связи между личностью преподавателя и отношением студентов к занятиям; выявления факторов, играющих ведущую роль для уровня преподавания физического воспитания, авторы, к сожалению, не выявили взаимосвязь профессиональной деятельности и образования на развитие физической культуры и спорта в стране [11].

Не выходят на социальный анализ и статьи по Ираку (Л. А. Новикова, С. Хормиз; Джалал Аль-Абади) по социологическому исследованию системы физического воспитания в иракском университете Мосул и школьного спорта в Ираке. Однако социальные детерминации авторами не были выявлены [5, 12].

Статья «Физическое состояние сирийских школьников (В. И. Осик, Кудси Мохамед Марван Слах) посвящена анализу результатов функционально-педагогического тестирования и антропометрического измерения физических параметров и кондиций сирийских школьников. Этот материал не имеет выходов на связь с социальным контекстом, хотя его авторы и ссылаются на онтокинезиологию В. К. Бальсевича, требующую учитывать помимо морфо-физиологических еще и психологические и социальные факторы онтогенеза, причем с акцентом на последнем. Кроме того, выборка сирийских школьников была настолько мала (59 человек), что не позволяет рассуждать о достоверности результатов [13].

Социологический подход с общим и уже научным выявлением социальных детерминаций ФКиС был выявлен в материалах по Палестине (А. Р. Найрат), Тунису (М. Дахман), Сирии (Л. М. Гржебина, С. Аллабан) [1, 3, 10].

В материале А. Р. Найрата содержится крайне важная концептуальная установка на то, что законодательные акты и деятельность профильных государственных органов должны быть ориентированы на формирование социально-экономических основ ФКиС. Среди негативных факторов развития сферы ФКиС отмечается «отсутствие полной и достоверной статистической информации», «нестабильность и непрогнозируемость военно-политической ситуации в стране и регионе», «невозможность прямого перенесения опыта других стран» [10].

Анализ материалов по Тунису создает четкое впечатление, что в этой стране ФКиС рассматривается в качестве механизма здравоохранения и социальной политики. В частности, указывается, что «неупорядоченный уклад жизни, недостаток средств и другие существенно отразились на приоритетном развитии спорта высших достижений по сравнению с массовым спортом [3].

В материалах по Сирии находим ссылку на то, что количество граждан, занимающихся спортом в стране, очень мало, при этом сирийские женщины практически не занимаются каким-либо видом физкультурно-спортивной деятельности [1].

Еще более критически ориентированы материалы по Ливану. Как и в предыдущей группе статей, здесь подчеркивается не только кадровый дефицит, но и крайне неравномерное распределение вообще физкультурно-спортивных ресурсов и мощностей, практически полностью сконцентрированных лишь в столице. Крайне важно, что указывается тесная зависимость уровня развития спортивных клубов от богатства и щедрости спонсоров. Подчеркивается, что в преддошколе нет ни программы по физическому воспитанию, ни специалистов, а вся двигательная активность чуть ли не сводится к прогулке на воздухе, поскольку в школах Ливана все некоммерческие спортивные площадки покрыты бетоном.

Особого внимания требуют статьи В. В. Луткова, посвященные перспективам олимпийского движения в арабских странах [7, 8]. Автор знакомит читателей с официальными фактами истории олимпийского движения в арабских странах, к числу которых можно отнести следующие:

№ 8 • 2020 Август | August

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

- первый национальный олимпийский комитет в арабском мире создается в 1910 г. в Египте. Арабский спортсмен впервые участвует в Играх V Олимпиады в Стокгольме в 1912 г.;

- спортсмены Египта в межвоенный период приняли участие в 4 Олимпийских играх по 10 видам спорта, где завоевали 4 «золота», 2 «серебра», 3 «бронзы»;

- 50-60-е гг. XX в., после распада колониальной системы, НОКи создаются и в других арабских странах.

Автором выявлен феномен «отсутствия спортивного сознания» как главной проблемы развития спорта в арабских странах, причиной которого, по мнению В. В. Луткова, является религиозность населения страны.

Вывод. Развитие физической культуры и спорта в арабских странах имеет свои особенности, связанные с религиозностью общества, гендерным неравенством, неразвитостью спортивной инфраструктуры. За исследуемый период с середины XX - начала XXI в. научной информации, посвященной социальным аспектам развития сферы ФКиС в арабских странах, насчитывается крайне мало. Имеющаяся научная информация содержит, как правило, широкий спектр проблем, связанных с физической культурой и спортом

Литература

1. Гржебина Л.М. Развитие физической культуры и спорта в Сирийской Арабской Республике в современных социально-политических условиях / Л.М. Гржебина, С. Аллабан // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 7. - С. 44.

2. Давыдов В.Ю. Современное физическое воспитание детей в Ливане / В.Ю. Давыдов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 1. - С. 51-53.

3. Дахман Мохамед Эль Мульди. Организационно-управленческие и научно-методическое основы развития массового спорта в Республике Тунис / Дахман Мохамед Эль Мульди // Науч.-метод. и медико-биол. обеспечение физкультурно-оздоров. и спортив. работы: Тез. докл. обл. науч.-практ. конф., посвящ. 10-летию ДГИФКа (Днепропетровск, 26-28 апр. 1990 г.). - Днепропетровск, 1990. - Ч. 3. - С. 19-21.

4. Дахман М. Обоснование «Программы физической активности» взрослого населения Туниса / Дахман Мульди // Здоровье человека: технологии формирования здравостроителя в системах образования и здравоохранения Украины: Науч. конф.: Сб. науч. тр. - Днепропетровск, 1995. - Вып. 2. - С. 61-62.

5. Джалал Аль-Абади. Школьный спорт в Ираке / Джалал Аль-Абади // Спорт в соврем. о-ве: всемир. науч. конгр. Тбилиси, 1980. - М., 1980. - Первое направление: Философия. История. Социология.

- С. 74.

6. Жуковский Ю.Т. О развитии физической культуры и спорта в Алжирской Народной Демократической Республике / Ю.Т. Жуковский, Ю.В. Кравченко // Теория и практика физ. культуры. - 1981.

- № 6. - С. 52-53.

7. Лутков В.В. Олимпийское движение в арабских странах / В.В. Лутков // Олимп. движение и соц. процессы: Сб. науч. материалов Междунар. конф. - СПб., 1994. - С. 153-155.

8. Лутков В.В. Олимпийское движение в арабском мире / В.В. Лутков // Олимп. бюл. / РГАФК. ЦОА. - 1994. - № 1. - С. 41-44.

9. Мильштейн О.А. Физкультурно-спортивная активность отдельных групп населения Алжирской Народной Демократической Республики (АНДР) / О.А. Мильштейн, М. Хамди // Теория и практика физ. культуры. - 1986. - № 3. - С. 58-60.

10. Найрат А.Р. Концептуальный подход к формированию социально-экономических аспектов государственной политики в сфере физической культуры и спорта в Палестине / Абдель Рахман Найрат // Соврем. олимп. спорт и спорт для всех: Материалы конф., 24-27 мая 2003 г.: 7-й Междунар. науч. конгр. - М., 2003. - Т. 2.

- С. 319-320.

11. Новиков Б.И. Сравнительный анализ экспертных оценок преподавателем по вопросам физического воспитания студентов в вузах СССР и Ирака / Б.И. Новиков, Аль Тимими Ахмед Джавад Кедом // Теория и практика физ. культуры. - 1986. - № 6. - С. 56-58.

12. Новикова Л.А. Система физического воспитания Универитета Мосул, Ирак / Л.А. Новикова, С. Хормиз // Международ. науч.-практ. интернет-конф. «Фитнес-2010» : материалы / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2010. - С. 96-97.

13. Осик В.К. Физическое состояние сирийских школьников / В.К. Осик, Кудси Мохаммед МарванСлах // Актуал. вопр. физ. культуры и спорта : тр. науч.-исслед. ин-та проблем физ. куль-

туры и спорта / М-во спорта, туризма и молодеж. политики РФ, Кубан. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, Науч.-исслед. ин-т проблем физ. культуры и спорта. - Краснодар, 2008. - Т. 10. - С. 244-246.

14. Передельский А.А. Перспективы расширения арабоязычного мусульманского контингента студентов в российских физкультурно-спортивных вузах / А.А. Передельский, И.В. Лескова // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 4. - С. 46.

References

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Grzhebina L.M., Allaban S. Razvitie fizicheskoy kultury i sporta v Siri-yskoy Arabskoy Respublike v sovremennykh sotsialno-politicheskikh usloviyakh [Development of physical education and sports in the Syrian Arab Republic in modern socio-political conditions]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No. 7. p. 44.

Davydov V.Yu. Sovremennoe fizicheskoe vospitanie detey v Livane [Modern physical education of children in Lebanon]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2010. No.1. pp. 51-53. Dahman Mohamed El Muldi. Organizatsionno-upravlencheskie i nauchno-metodicheskoe osnovy razvitiya massovogo sporta v Res-publike Tunis [Organizational and managerial and scientific and methodological foundations of development of mass sports in the Republic of Tunisia]. Nauch.-metod. i mediko-biol. obespechenie fizkulturno-ozdorov. i sportiv. raboty [Scientific method. and biomedical support of health and fitness activities]. Proc. reg. research-practical conf. ded. 10th anniversary of DSIPC (Dnepropetrovsk, April 26-28, 1990). Dnepropetrovsk, 1990. v. 3. pp. 19-21.

Dahman M. Obosnovanie «Programmy fizicheskoy aktivnosti» vzroslo-go naseleniya Tunisa [Justification of physical activity program" for senior population of Tunisia]. Zdorovye cheloveka: tekhnologii formiro-vaniya zdravostroitelya v sistemakh obrazovaniya i zdravookhraneniya Ukrainy [Human health: technologies for formation of health planner in education and health systems of Ukraine]. Proc. scientific. Conf .. Dnepropetrovsk, 1995. no. 2. pp. 61-62.

Jalal Al-Abadi. Shkolny sport v Irake [School Sports in Iraq]. Sport v sovrem. o-ve [Sports today]. Proc. scientific congr. Tbilisi, 1980. M., 1980. Pervoe napravlenie: Filosofiya. Istoriya. Sotsiologiya. p. 74. Zhukovskiy Yu.T., Kravchenko Yu.V. O razvitii fizicheskoy kultury i sporta v Alzhirskoy Narodnoy Demokraticheskoy Respublike [On development of physical education and sports in Algerian People's Democratic Republic]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1981. No. 6. pp. 52-53. Lutkov V.V. Olimpiyskoe dvizhenie v arabskikh stranakh [Olympic Movement in Arab Countries]. Olimp. dvizhenie i sots. Protsessy [Olympic movement and social processes]. Proc. Intern. conf. St. Petersburg, 1994. pp. 153-155.

Lutkov V.V. Olimpiyskoe dvizhenie v arabskom mire [Olympic Movement in Arab World]. Olimp. byul. RGAFK. TsOA. 1994. No. 1. pp. 41-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Milshtein O.A., Hamdi M. Fizkulturno-sportivnaya aktivnost otdelnykh grupp naseleniya Alzhirskoy Narodnoy Demokraticheskoy Respubliki (ANDR) [Physical culture and sports activity of certain groups of population of Algerian People's Democratic Republic (ANDR)]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1986. No. 3. pp. 58-60.

10. Nairat A.R. Kontseptualny podkhod k formirovaniyu sotsialno-eko-nomicheskikh aspektov gosudarstvennoy politiki v sfere fizicheskoy kultury i sporta v Palestine [Conceptual approach to formation of socio-economic aspects of public policy in physical education and sport sector in Palestine]. Sovrem. olimp. sport i sport dlya vsekh [Modern Olympic Sport and sport for all]. Proc. 7th Intern. scientific congr. May 24-27, 2003. M., 2003. v. 2. pp. 319-320.

11. Novikov B.I., Al Timimi Ahmed Javad Kedom Sravnitelny analiz ekspert-nykh otsenok prepodavatelem po voprosam fizicheskogo vospitaniya studentov v vuzakh SSSR i Iraka [Comparative analysis of teacher expert assessments on academic physical education in the USSR and Iraq]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1986. No. 6. Pp. 56-58.

12. Novikova L.A., Hormiz S. Sistema fizicheskogo vospitaniya Univeriteta Mosul, Irak [Physical Education System of Mosul University, Iraq]. Fitnes-2010 [Fitness 2010]. Proc. International res.-practical internet conf. of Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism. M., 2010. pp. 96-97.

13. Osik V.K., Kudsi Mohammed MarwanSlach Fizicheskoe sostoyanie siriyskikh shkolnikov [Physical condition of Syrian schoolchildren]. Aktual. vopr. fiz. kultury i sporta [Actual issues of physical education and sports]. Proc. scientific research institute of physical culture and sports]. M-ry sport, tourism and youth politicy of the Russian Federation, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Scientific Institute of Physical culture and sport. Krasnodar, 2008. v. 10. pp. 244-246.

14. Peredelskiy A.A., Leskova I.V. Perspektivy rasshireniya araboyazyich-nogo musulmanskogo kontingenta studentov v rossiyskikh fizkultur-no-sportivnykh vuzakh [Prospects for expansion of Arabic-speaking Muslim students in Russian physical education and sports universities]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 4. p. 46.

9.

http://www.teoriya.ru

№ 8 • 2020 Август | August

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.