Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ'

ИННОВАЦИОННО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MANAGEMENT / INNOVATION / STUDENT / EDUCATIONAL PROCESS / УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИЯ / СТУДЕНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новаковский С.В., Брызгалов И.В., Ким Сеон Джонг

Цель исследования - научно обосновать инновационно-синергетическую систему управления образовательным процессом в физкультурном вузе. Методика и организация исследования. При организации и проведении экспериментов (педагогический - естественный, экономический - на мик-роуровне - «научная организация труда, производства и управления») выделялись этапы: теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез); методический (разработка методики исследования, его плана, программы, методов обработки полученных результатов); собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом); аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций. Результаты исследования и выводы. В статье раскрываются вопросы инновационного (электронного) управления образовательным учреждением. Экспериментально обоснована необходимость и рассмотрена организационная возможность введения в систему управления образовательным учреждением физической культуры и спорта унифицированной электронной системы оценки знаний студентов и уровня компетенций работников в соответствии с требованиями профессионального стандарта и учебным планом данной программы, дидактической основой которой является инновационно-синергетическая система управления, влекущая изменения не только в рамках коридора допустимых функциями гомеостаза, но и за счет процессов самоорганизации в образовательном пространстве образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новаковский С.В., Брызгалов И.В., Ким Сеон Джонг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative-synergetic method of educational process management in physical education university

Objective of the study was to scientifically substantiate the innovative-synergistic method of educational process management in physical culture university. Methods and structure of the study. When organizing and running the experiments (educational - natural, economic - at the micro-level - "scientific organization of labor, production and management"), the following stages were distinguished: theoretical (definition of the problem, definition of the goal, object, and subject of the research, its tasks and hypotheses); methodological (development of the research methodology, its plan, program, methods of processing of the data obtained); actual experiment - a series of tests (creation of experimental situations, observation, experience management); analytical - quantitative and qualitative analysis, interpretation of the received facts, drawing conclusions and elaborating practical recommendations. Study results and conclusions. The article covers the issues of innovative (electronic) management of the educational institutions. We theoretically substantiated the necessity and looked into the managerial measures to introduce into the process of management of the physical education and sports institutions a unified electronic rating system for assessment of students' knowledge and staff expertise level as required by the professional standard and academic curriculum of this program, the didactic basis of which is the innovative-synergetic management system that causes changes not only within the range allowed by the homeostatic functions but also through the processes of self-organization in the educational environment of the educational institution.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ»

инновационно-синергетическая система управления образовательным процессом в физкультурном вузе

УДК/UDC 796:005 (075,8)

Поступила в редакцию 20.02.2020 г.

Информация для связи с автором: s.v.novakovskiy@urfu.ru

Доктор педагогических наук, профессор С.В. Новаковский1 Доктор педагогических наук, профессор И.В. Брызгалов2 Профессор Ким Сеон Джонг3

1 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,Екатеринбург

2 Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург

3 Университет Мёнджи, факультет спорта и искусства, Сеул, Республика Корея

INNOVATIVE-SYNERGETIC METHOD OF EDUCATIONAL PROCESS MANAGEMENT IN PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITY

Dr.Hab., Professor S.V. Novakovsky1 Dr.Hab., Professor I.V. Bryzgalov2 Professor Kim Seon Jong3

1 Ural Federal University named after First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg

2 Ural State University of Economics, Yekaterinburg

3 Myongji University, School of Sports and Arts, Seoul, Republic of Korea

Аннотация

Цель исследования - научно обосновать инновационно-синергетическую систему управления образовательным процессом в физкультурном вузе. Методика и организация исследования. При организации и проведении экспериментов (педагогический - естественный, экономический - на мик-роуровне - «научная организация труда, производства и управления») выделялись этапы: теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез); методический (разработка методики исследования, его плана, программы, методов обработки полученных результатов); собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом); аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Результаты исследования и выводы. В статье раскрываются вопросы инновационного (электронного) управления образовательным учреждением. Экспериментально обоснована необходимость и рассмотрена организационная возможность введения в систему управления образовательным учреждением физической культуры и спорта унифицированной электронной системы оценки знаний студентов и уровня компетенций работников в соответствии с требованиями профессионального стандарта и учебным планом данной программы, дидактической основой которой является инновационно-синергетическая система управления, влекущая изменения не только в рамках коридора допустимых функциями гомеостаза, но и за счет процессов самоорганизации в образовательном пространстве образовательной организации.

Ключевые слова:управление, инновация, студент, образовательный процесс.

Annotation

Objective of the study was to scientifically substantiate the innovative-synergistic method of educational process management in physical culture university. Methods and structure of the study. When organizing and running the experiments (educational - natural, economic - at the micro-level - "scientific organization of labor, production and management"), the following stages were distinguished: theoretical (definition of the problem, definition of the goal, object, and subject of the research, its tasks and hypotheses); methodological (development of the research methodology, its plan, program, methods of processing of the data obtained); actual experiment - a series of tests (creation of experimental situations, observation, experience management); analytical - quantitative and qualitative analysis, interpretation of the received facts, drawing conclusions and elaborating practical recommendations.

Study results and conclusions. The article covers the issues of innovative (electronic) management of the educational institutions. We theoretically substantiated the necessity and looked into the managerial measures to introduce into the process of management of the physical education and sports institutions a unified electronic rating system for assessment of students' knowledge and staff expertise level as required by the professional standard and academic curriculum of this program, the didactic basis of which is the innovative-synergetic management system that causes changes not only within the range allowed by the homeostatic functions but also through the processes of self-organization in the educational environment of the educational institution.

Keywords: management, innovation, student, educational process.

Введение. Современные реконструкционные процессы в системе образования на всех уровнях позволяют утверждать об оправданности опережающего превентивного характера управления образовательным учреждением. При этом оперативность управленческих решений становится столь высокой, что невозможно их осуществление и выработка на уровне высоких административных эшелонов. Это предполагает все в большей степени передачу управленческих функций, в том числе и стратегических, на уровень функциональных руководителей, к которым относятся заместители директоров и ректоров по видам работ, педагогических кол-

лективов различных образовательных ступеней и даже на уровень малых творческих групп педагогических работников, в том числе кураторов групп, отдельных педагогов. Последнее возможно в инновационных образовательных учреждениях, в которых число участников управления намного больше, чем в стандартном образовательном учреждении. При этом часть степеней свободы, связанных административной формой управления, передаются свободным творческим группам, объединениям или педагогам. Возникает так называемая обогащенная образовательная среда с поливариантным выбором, живущая по своим синергетическим законам, зако-

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

нам самоорганизации и креативного динамического хаоса, порождающего новые цели (смыслы), ценности и творческие импульсы. Эта новая образовательная среда требует особого бережного к себе отношения и новых деликатных форм управления. В таком образовательном пространстве управляющий субъект делокализован и неотделим от участников образовательного процесса. В этом и заключается его синергетическая сущность, и именно поэтому синергетика привлекается нами как подход, адекватный современности в образовании.

Синергетика в первую очередь представлена ее идеологами-основателями Г. Хакеном, И. Пригожиным, С. Курдюмовым. Однако в гуманитарной сфере мы находим многие идеи синергетики еще до синергетики у наших психологов, физиологов, педагогов, философов (А. Ухтомский, М. Бахтин, Л. Выготский, Г. Леонтьев, Г. Щедровитский, В. Степин), в идеях постнеклассической науки, деятельностного подхода и развивающего обучения [3, 4].

Цель исследования - научно обосновать инновационно-синергетическую систему управления образовательным процессом в физкультурном вузе.

Методика и организация исследования. При организации и проведения экспериментов (педагогический - естественный, экономический - на микроуровне - «научная организация труда, производства и управления») выделялись этапы: теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез); методический (разработка методики исследования, его плана, программы, методов обработки полученных результатов); собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом); аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Результаты исследования и их обсуждение. Инновационная деятельность - это качественный этап саморазвития личности, процесс самоактуализации субъектов образовательного процесса, ставший возможным как результат самообразования, саморефлексии. Поэтому для образовательных учреждений, осуществляющих инновационную деятельность, особенно характерны процессы самоорганизации в педагогической и студенческой среде, это может быть и возникновение устойчивых структур (творческие группы, объединения), и появление креативных личностей, способных к созданию «личностно-нового», безотносительно к предыдущему общественному опыту. Изменяется и степень активности среды, что ведет к расширению образовательного пространства, изменению отношений с ней всех его субъектов - участников процесса образования [2]. В этих условиях управление становится системообразующим фактором дальнейшего развития системы. Появляется проблема оптимального соотношения целенаправленного организующего воздействия и самоорганизации, которое позволит сохранить не только целостность единого, но и долю хаоса как источника самоорганизации и порядка в едином образовательном пространстве.

Таким образом, процессы самоорганизации в образовательной системе неизбежны всегда [1]. Количественные и качественные характеристики этих процессов определяются внутренними условиями системы, в том числе ресурсными, а также мерой воздействия на систему извне.

В этих условиях высшее руководство (ректор, директор) берет на себя функции, генерирующие стратегию развития, в том числе:

- вынужденная реакция на самоорганизацию в образовательном учреждении. Эту функцию можно определить как догоняющую.

- инициирование инноваций. Это опережающая функция управления.

Отношение общества и государства к этому разное. В обществе все больше формируется потребность в многообразии содержания образования, что явно стимулирует процессы самоорганизации. Однако система, управляющая образованием, пытается сохранить свою целостность, при этом недостаточно учитывает перспективные запросы общества, не учитывает, что образование как «сложное эволюционное целое» включает в себя большое количество структур и подсистем, темпы развития которых могут и не совпадать с темпами развития целого.

В первом случае администрация является проводником стандартов и регламентирующих указаний, выполняя исключительно функцию гомеостаза, инициатива педагогического коллектива минимальна, носит локальный характер, примером являются отдельные учителя-новаторы, которых знала вся российская школа. Администрация практически пассивна к инновациям снизу, что соответствует принципам жесткой централизации, характерной для советского периода развития общества. На современном этапе развития системы управления все больше приобретает характер государственно-общественный, что закреплено законом об образовании.

Широко практикуемое в профессиональном образовании создание Советов образовательных учреждений, которые должны осуществлять обратную связь коллективов педагогов, учащихся и родителей с администрацией, корректируя ее решения с учетом тенденций самоорганизации в образовательных пространствах, не оправдано, так как они недостаточно эффективно выполняют возложенные на них функции. При проведении экономического эксперимента выявлено, что лишь на первый взгляд эта схема обеспечивает учет внутренних и внешних социальных взглядов и тенденций развития общества. На деле время между принятием управляющего административного решения, его воплощения в жизнь и корректировкой (обратная связь) достаточно продолжительно в современных условиях. Здесь мы имеем дело с «догоняющей», а во многих случаях безнадежно запаздывающей системой управления. Корректировка зачастую происходит методом проб и ошибок и нахождение оптимального варианта безнадежно отстает от уже изменившихся условий жизни. Такая система последовательного, медленного нащупывания оптимальных решений неэффективна в современных условиях, тем более в будущем.

Наиболее адекватной, на наш взгляд, является иннова-ционно-синергетическая система управления. В этой системе администрация более не является пассивным, ждущим участником в инновационной цепи, выполняющим лишь функции «стимул-реакция». Роль администрации помимо гомеостати-ческих функций, функций отклика на инициативы снизу дополняется функцией превентивного, опережающего управления, осуществляемого за счет генерации параллельных, альтернативных полей возможных инициатив, предъявляемых любым субъектам образовательного пространства. Это происходит не только в рамках коридора допустимых функциями гомео-стаза, но и за счет процессов самоорганизации в образовательном пространстве, например в направлении качественного нового развития образовательной программы.

Синергетика в сфере образования и педагогики несет большой эвристический потенциал, дает не только новый язык для перевода известных положений и терминов, хотя только ради этого вряд ли стоило ее применять, но и эволюционную методологию управления образовательным процессом с учетом феноменов самоорганизации в образовательном пространстве. Однако следует еще усмотреть в наших проблемах игру синергетических принципов, иначе не удастся построить адекватные модели управления.

Реализация опережающего, инновационного административного управления позволяет создать образовательное про-

18

http://www.teoriya.ru

№5 • 2020 Май | Мау

странство с высокими адаптивными свойствами и высокой скоростью реакции на вызовы быстро изменяющихся социальных условий. Кроме того, такая синергетическая система, в большой степени моделируя саму социальную среду современного мира, оказывает влияние на его развитие, т. к. в образовании как ни в какой другой сфере представлено будущее в настоящем.

Вывод. Реализация опережающего, инновационного административного управления позволяет создать образовательное пространство с высокими адаптивными свойствами и высокой скоростью реакции на вызовы быстро изменяющихся социальных условий. Кроме того, такая синергетическая система, в большой степени моделируя саму социальную среду современного мира, оказывает влияние на его развитие, т. к. в образовании как ни в какой другой сфере представлено будущее в настоящем.

Литература

1. Брызгалов И.В. Менеджмент организации физической культуры и спорта: Учебник / И.В. Брызгалов, И.Ю. Сазонов. - Екатеринбург: УрФУ, 2016. - 236 с.

2. Брызгалов И.В. Непрерывное формирование экономической культуры личности: монография / И.В. Брызгалов, К.Д. Чермит. - Екатеринбург: УрФУ, 2010. - 452 с

3. Пригожин И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Пригожин И. Стенгерс / Пер. с англ. / Общ. ред. В.И. Ар-шинова, Ю.Л. Климонтовича и Ю.В. Сачкова. - М.: Прогресс, 1986. - 432 с.

4. Хакен Г. Синергетика / Г. Хакен. - М.: Мир, 1980. - 405 с.

References

1. Bryzgalov I.V., Sazonov I.Yu. Menedzhment organizatsii fizicheskoy kultury i sporta [Management of organization of physical education and sports]. Textbook. Yekaterinburg: Ural Federal University publ., 2016. 236 p.

2. Bryzgalov I.V., Chermit K.D. Nepreryvnoe formirovanie ekonomi-cheskoy kultury lichnosti [Continuous formation of personal economic culture]. Yekaterinburg: Ural Federal University publ., 2010. 452 p.

3. Prigozhin I., Stengers I.; Arshinov V.l., Klimontovich Yu.L., Sachkov Yu.V. [ed.] Poryadok iz haosa: Novy dialog cheloveka s prirodoy [Order out of chaos: A new dialogue between man and nature]. Transl. from English. Moscow: Progress publ., 1986. 432 p.

4. Haken G. Sinergetika [Synergetics]. Moscow: Mir publ., 1980. 405 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИИ ПРАВИЛ СОРЕВНОВАНИИ НА СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ

Доктор педагогических наук, доцент Н.Ю. Неробеев1 Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Неробеева2 Кандидат педагогических наук А.Н. Денисенко1 С.В. Першиков3, Ю.Л. Селяков4

1НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

2СПбГЭУ Санкт-Петербург

3Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва

4ВИПЭ ФСИН России, Вологда

УДМ^С 796. 09

Ключевые слова: спортивная борьба, зрелищность, результативность.

Введение. Изменения правил соревнований и регламента поединков борцов греко-римского стиля Международной федерацией UWW после Олимпиады 2012 г., повлияли на основные компоненты структуры подготовки борцов высокой квалификации [1, 2]. В 2013 г в правила проведения соревнований по греко-римской борьбе введен ряд изменений: вместо 3 периодов борьбы по 2 мин - 2 периода по 3 мин, отменена обязательная постановка борцов в партер и определение победителя по количеству выигранных периодов.

Цель исследования - определение динамики спортивно-технических показателей в связи с изменением правил соревнований.

Результаты исследования и их обсуждение. Просмотрены и проанализированы предварительные, полуфинальные, финальные а также схватки за 3-е место во всех весовых категориях борцов греко-римского стиля на Олимпийских играх 2016 г в Рио-де-Жанейро и 2012 г. в Лондоне. В отличие от Олимпиады 2012 г, где таких побед не было, количество чистых побед на туше в 2016 г составляет 8,8%. Похожая ситуация и с количеством выигранных схваток по техническому превосходству: в Лондоне - нет, в Рио-де-Жанейро - 7 раз (2,3% от общего числа побед). Наибольшее количество выигранных поединков на обеих Олимпиадах - это победы по баллам. В Лондоне все встречи закончились с преимуществом одного из соперников по баллам, в 2016 г с таким результатом закончилось 78,9% схваток. При этом результативность тех-

IMPACT OF CHANGES IN COMPETITION RULES ON SPORTS TECHNICAL INDICATORS OF GRECO-ROMAN WRESTLERS

Dr.Hab., Associate Professor N.Yu. Nerobeev1 PhD, Associate Professor L.V. Nerobeeva2 PhD A.N. Denisenko1 S.V. Pershikov3, Yu.L. Selyakov4

1Lesgaft National State University of Physical Education,

Sport and Health, St. Petersburg 2Saint Petersburg University of Economics, St. Petersburg 3I. M. Sechenov First MSMU MOH Russia (Sechenovskiy University), Moscow 4VILE of the FPS of Russia, Vologda

Поступила в редакцию 11.03.2020 г. нических действий в Лондоне составила 1,34±0,04 балла, в Рио-Де-Жанейро - 1,76±0,07 балла. Интервал результативной атаки в Лондоне составил 94±13 с, в Рио - 99±19 с. Возросло и среднее время соревновательных поединков с 4 мин (24±22 с) в 2012 г до 5 мин (29±33 с) в Рио. Среднее количество технических действий за схватку в Рио составило 3,31±0,57, что на 0,51 действия больше, чем в Лондоне. Среднее количество набранных баллов за поединок на Олимпиаде в Лондоне (3,68±0,20) на 2,17 балла уступает таковому в Рио.

Заключение. Изменение правил в греко-римской борьбе за олимпийский цикл 2012-2016 гг. положительно отразилось на динамике спортивно-технических показателей и зрелищ-ности борцовских поединков. Изменился характер побед: если на лондонской Олимпиаде преобладали «скучные» победы по баллам, то в Рио-де-Жанейро - зрелищные: на туше и за явным превосходством. Существенно возросло количество выигранных баллов за встречу, технических действий и их результативность. Изменение формулы поединков привело к увеличению средней продолжительности схватки и длительности результативной атаки.

Литература

1. Неробеев Н.Ю. Особенности выбора методов подготовки и использование средств восстановления женщин-борцов / Н.Ю. Неробеев, Л.В. Неробеева // Спорт, человек, здоровье. Сборник материалов. - 2017. - С. 208-210.

2. Nerobeev N.Yu., Nerobeeva L.V. Research directions of improving female wrestlers / Mass and student sports: opportunities and prospects - 2018. - р. 120-123.

Информация для связи с автором: sport_med@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.