DOI: 10.12731/2218-7405-2015-11-60 УДК 37.032
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ
Буряков В.Н.
В статье, на основании анализа различных научных источников, представляются результаты исследования проблемы формирования управленческой компетентности будущих офицеров, в части рассмотрения педагогической технологии, как алгоритма действий по совершенствованию данного явления. Авторы обосновывают актуальность проведения такой работы, рассматривают полученные результаты, анализируют мнения научно-педагогических школ по данному вопросу. На основе представленных данных сделаны соответствующие выводы, которые можно использовать в образовательной практике военного вуза.
Ключевые слова: управление, управленческая компетентность; технология; педагогическая технология; будущий офицер.
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF ADMINISTRATIVE COMPETENCE OF FUTURE OFFICERS
Biryukov V.N.
The article based on an analysis of various scientific sources, presented results of a study the problem offormation of administrative competence offuture officers in the review of the educational technology as an algorithm of action to improve this phenomenon. The authors substantiate the relevance of this work, considering the results, analyze the opinions of scientific andpedagogical schools on this issue. On the basis of these conclusions are drawn, which can be used in educational practice of military high school.
Keywords: management; management expertise; technology; educational technology; future officer.
Анализ литературных источников показал, что авторы в своих работах рассматривают технологию как науку, проект, деятельность, систему, процесс, организационную форму обучения, совокупность методов, средств, приемов и способов достижения цели, управление и др. Кроме того, в подходах к пониманию термина «технологии» превалирует определение «педагогическая технология», её отдельные признаки и структурные компоненты. Анализ дефиниции «технология» показывает также, что в зависимости от решаемых задач каждый автор в её понятие вносит различные дополнения и уточнения [7].
Согласно словарным толкованиям, технология означает совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы, сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции [9].
Анализируя данную проблематику, необходимо отметить, что уже к началу XXI столетия в мировой практике был накоплен огромный опыт по разработке и применению образовательных технологий. Вместе с тем в результате анализа этой проблемы, в том числе посредством обращения к литературным источникам [1], было выявлено, что применение технологий в отечественной педагогической практике по-прежнему вызывает трудности у большого количества преподавателей, а технологичность имеет отличительные особенности. Среди них можно выделить гарантированность получения желаемых высоких результатов и отсутствие противоречия между их влиянием и внутренней логикой личностного становления обучающихся, а также приемлемость выбранных способов педагогического влияния на обучаемых.
Вопрос о подходах ставится не случайно. Так, некоторые исследователи, по-видимому, опираясь на определение технологии, прозвучавшее на конференции ЮНЕСКО в 1970 году, трактуют ее как научную дисциплину. Утверждение о том, что существует единая «технология», а не множество технологий для каждого ответвления научно-педагогической теории, а также трактовка Н.Е. Щурковой педагогической технологии как «прикладной педагогической дисциплины» претендуют на некую универсальность и представляются весьма обобщенными, в то время как понятие и зона применения технологии искусственно сужаются [13].
В.А. Сластенин [4] под педагогической технологией понимает строгое научное проектирование и точное воспроизведение таких педагогических действий, которые обеспечивают успех воспитательно-образовательного процесса, в основе которого лежит некая система принципов. Различие между педагогической технологией и методикой преподавания, а также воспитательной работой состоит в том, что педагогическую технологию можно определить как многообразие внутренних и внешних действий, целью которых является поэтапная реализация этих принципов в их объективной взаимосвязи, когда наиболее полно проявляется личность пре-
подавателя.. Педагогические технологии делятся на технологии обучения, или дидактические технологии, и технологии воспитания.
Некоторые авторы, в свою очередь, выделяет в качестве признаков педагогической технологии выделяют проектируемость, корректируемость, управляемость, визуализация [12].
Понятие «технологии» пришло в дидактику из технологии производственной деятельности. Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом. Дефиниция «технология» состоит из двух слов: «techne» - искусство, ремесло, наука и «logos» - понятие, учение [7].
В.А. Якунин [5] под педагогической технологией понимает цельность базовых функций, циклично сменяющих друг друга при планировании, организации и осуществлении воспитательно-образовательного процесса. К ним относятся функции целеполагания, информации, диагностики, прогнозирования, проектирования, принятия решений, организации процессов исполнения, коммуникации, контроля и коррекции.
Важным аспектом нашего исследования является выявление признаков, по которым можно бы было охарактеризовать педагогическую технологию. В контексте решения данной проблемы мы будем опираться на мнение Э.Г. Скибицкого, по мнению которого, педагогическая технология должна удовлетворять ряду методологическим требованиям, которые необходимо учитывать разработчикам при их разработке. К ним он относит:
1) научная база. Каждой педагогической технологии присуща опора на определенную научную психолого-педагогическую теорию или концепцию усвоения опыта, научное обоснование процесса достижения дидактических целей;
2) системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей и целостностью;
3) целостность. Любая педагогическая технология должна в интегрированном виде представлять систему целей, методов, средств, организационных форм и условий обучения. Кроме того, она должна обеспечивать непрерывный педагогический мониторинг обучения;
4) управляемость. Предполагает возможность целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования методами и средствами с целью коррекции результатов;
5) воспроизводимость. Возможность реализации педагогической технологии с учетом специфики данной педагогической среды, региона другими субъектами. Педагогическая технология обучения должна быть тиражируемой;
6) гибкость. Обеспечение возможности непрерывного обновления предметно-содержательного и процессуально-деятельностного компонентов педагогической технологии любого вида, а также ее научно-методического сопровождения;
7) результативность. Педагогическая технология должна гарантировать достижение требований установленного стандарта образования, обеспечивать педагогическую полезность по результатам и оптимальным затратам. Кроме того, в структуру ТДО должны быть заложены параметры для оценки ее внешней и внутренней эффективности;
8) контролируемость. Наличие в структуре педагогической технологии механизма, обеспечивающего оценку результативности ее реализации на всех этапах обучения и оперативное внесение в него изменений и дополнений;
9) идентификация. В педагогической технологии должна быть предусмотрена установка личности курсанта, адъюнкта, работающего с ней;
10) приспособляемость. Возможность адаптации ТДО к личности курсанта, адъюнкта с учетом его возраста, психофизиологических и индивидуально-типологических особенностей;
11) эргономичность. Создание комфортно-требовательных условий эмоционально-интеллектуального взаимодействия участников обучения;
12) научно-методическое сопровождение. Любая технология для ее использования в педагогическом процессе должна иметь научно-методическое сопровождение, состоящее из методических рекомендаций педагогу по управлению обучением и инструкции курсанту, по организации собственной работы, а также различного вида дидактического материала [8].
Цель созданной нами педагогической технологии - формирование необходимого уровня управленческой компетенции офицеров в условиях обучения в военном вузе.
Методическая цель созданной нами педагогической технологии - предоставление необходимой информации педагогическим работникам, командирам подразделений курсантов, о системе форм, методов, принципов, способов и содержания работы, по формированию управленческой компетентности будущего офицера.
Задачей педагогической технологии является результативное осуществление деятельности по овладению управленческой компетентностью, будущим офицером в процессе обучения в военном вузе.
Методы, применяемые в педагогической технологии: методы развивающего обучения и воспитания на основании внедрения педагогической поддержки, психолого-педагогическое
наблюдение в ходе повседневной деятельности, организация психологической помощи при выполнении служебно-боевых задач, методы опроса, индивидуальной и групповой беседы, анкетирование и интервьюирование.
Формы работы в ходе реализации педагогической технологии различны и представлены всеми видами учебных занятий, психологическими тренингами, научно-практическими конференциями, круглыми столами, групповыми и индивидуальными консультациями, контролем успеваемости и оптимизацией деятельности.
Так, Г.К. Селевко исследует педагогические технологии по различным параметрам: уровень применения, философская основа, ведущий фактор психического развития, научная концепция усвоения опыта, ориентация на личностные структуры, характер содержания и структуры технологии, тип организации и управления познавательной деятельностью, по организационным факторам, по подходу к личности, по преобладающему (доминирующему) методу, по направлению модернизации существующей традиционной системы, по категории обучающихся», а именно: «педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогического сотрудничества), на основе эффективности управления и организации учебного процесса, частнопедагогические, природосообразные, технологии развивающего обучения [6].
По мнению Г.К. Селевко, педагогическая технология крайне тесно связана с процессом обучения - деятельностью учащегося и преподавателя, ее структурой, формами, средствами и методами. Поэтому он выделяет в структуре педагогической технологии три части:
- концептуальную базу;
- содержательную часть (общие и конкретные цели обучения, содержание учебного материала);
- процессуальную часть - технологический процесс, включающий, в свою очередь, организацию воспитательно-образовательного процесса, формы и методы учебной деятельности обучающихся и работы педагога, а также деятельность последнего, направленную на управление процессом усвоения материала, анализ процесса обучения) [6].
Для эффективного и результативного достижения целей нашего исследования необходимо описать компонентное содержание представленной нами педагогической технологии.
Концептуально-методологический компонент педагогической технологии формирования управленческой компетентности будущих офицеров позволяет определить методологические
основы осуществления педагогической деятельности. Он включает в себя основные научные подходы, на которые мы опирались, принципы и информацию о смежных педагогических технологиях (проектной, технологии модульного обучения, технологии контекстного обучения). Педагогическая технология формирования управленческой компетентности будущих офицеров опирается на: системный субъектный, деятельностный и компетентностный подход и имеет в своем составе следующие принципы (воспроизводимости, системности, динамичности, управляемости и т.д.).
Предметно-содержательный компонент педагогической технологии формирования управленческой компетентности будущих офицеров представляет собой информационно-образовательные материалы, которые позволяют эффективно формировать у курсантов управленческую компетентность. Данный компонент педагогической технологии включает в себя структурированную и классифицированную учебную информацию с одной стороны, с другой педагогическую поддержку. Для обеспечения наглядности и доступности представления учебного материала мы использовали структурно-логические схемы, таблицы и др. В педагогической технологии данный компонент, представлен специализированным курсом.
Отдельно хочется остановиться на таком компоненте педагогической технологии, как взаимодействие педагога и курсанта. Преподаватель в процессе реализации нашей педагогической технологии выступает как руководитель, активно действующий субъект образовательного процесса, консультант, координатор, «человек, задающий вопросы» и может выступать как эксперт. Позиция педагога должна быть динамичной, рефлексивной, открытой для взаимодействия, дающей простор самостоятельности будущим офицерам. Умение пользоваться предложенной нами педагогической технологией - показатель профессиональной компетентности военного педагога. Курсант (будущий офицер) в процессе совместной деятельности по овладению основами управленческой компетентности выступает как обучаемый с активной поисковой, творческой позицией, имеющий позитивные мотивы и ценностно-смысловые ориентиры, направленные на успешное, результативное освоение учебной программы и самоформирование у себя управленческой компетентности пор заранее определенной структуре. Структура совместной деятельности в межсубъектном взаимодействии педагога и курсанта, на разных этапах реализации педагогической технологии представлены в таблице 1.
я
ч
2
J
Я
Я
S
Л
т
я
я
э
м
я
2
ю
О
Организационно-деятельностный компонент
Основные формы и этапы педагогического воздействия 1 Педагогическое взаимодействие в системе «Педагог-курсант» 1
Критериально-аналитический компонент
1
Рефлексия педагога Рефлексия курсанта
Измерение изменений Коррекция деятельности
Прогностический компонент
Анализ результатов реализации Прогнозирование дельнейших
педагогической технологии результатов
Будущий офицер с необходимым уровнем сформированности управленческой компетентности
Рис. 1. Структура педагогической технологии по формированию управленческой компетентности будущих офицеров
Таблица 1
Структура совместной деятельности в межсубъектном взаимодействии педагога
и курсанта, на разных этапах реализации педагогической технологии представлены
Этапы совместных действий Содержание деятельности военного педагога Содержание деятельности курсанта
1. Разработка заданий Участие в разработке Выражение мнения по поводу содержания заданий (обратная связь)
1.1. Ознакомление с темами предстоящих теоретических занятий и практических работ Отбор темы, структурирование их содержания Участвует в обсуждении темы, подборе содержательного материала
Коррекция предложенной темы и ее содержания Выражение мнения по поводу содержания заданий (обратная связь)
1.2. Выделение наиболее сложных вопросов в отдельные вопросы Анализ предложенного материала, более глубокое его изучение Каждый курсант, оценивает вопросы, выражает свое мнение по ним
Организует обсуждение с курсантами предложенных вопросов Активно обсуждают и предлагают свои варианты
1.3. Формирование творческих групп Проводит организационную работу по объединению курсантов, конкретные темы и виды деятельности Самостоятельно определив свои роли, курсанты группируются в соответствии с ними в малые группы
1.4. Подготовка необходимых материалов (модулей) Разработка материалов заданий, подбор необходимой литературы, вопросов для активной познавательной деятельности Оказывают помощь преподавателю в организационной работе
1.5. Определение форм проверки результативности Организует работу по подбору форм, методов и критериев для оценки, уровня сформированности управленческой компетентности будущих офицеров Выражают свое мнение по поводу подбора форм отчетности, участвуют в их апробации
2. Совместная деятельность (обучение) Организует, консультирует, координирует работу курсантов, стимулирует их деятельность Осуществляют познавательную деятельность
3. Измерение результатов Организует проверку выполненных заданий, на основании полученных результатов принимает решение на совершенствование процесса по формированию управленческой компетентности будущих офицеров Курсанты, во взаимодействии с преподавателями оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами
Этапы совместных действий Содержание деятельности военного педагога Содержание деятельности курсанта
4. Рефлексия Анализируют полученные результаты и эффективность собственной работы Анализируют результаты которые они показали и эффективность собственной деятельности
5. Прогнозирование На основании полученных результатов, определяют направления дальнейшей работы по формированию управленческой компетентности Определяют стратегию и тактику дальнейшей деятельности
Организационно-деятельностный компонент педагогической технологии содержит описание ее использования при формировании необходимых качеств. Он разрабатывается на основе акмеологического и деятельностного подхода и включает в себя модели преподавания, учения и эмоционально-интеллектуального взаимодействия преподавателя и курсанта.
В критериально-аналитический компонент педагогической технологии входит образовательный мониторинг, на основе которого создается база данных результативности учебно-познавательной деятельности обучающихся. Анализ информации, находящейся в базе данных, позволяет педагогу вносить изменения в структурные компоненты технологии и прогнозировать их развитие. На основе вышеуказанных компонентов педагогической технологии разрабатывается алгоритм деятельности по ней. Данный алгоритм представляет собой последовательность предписаний. Компоненты нашей педагогической технологии взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как изменение одного компонента технологии требует изменения другого. Обучающий модуль применяемый в рамках педагогической техноллогии формирования управленческой компетентности в военных вузах внутренних войск МВД России имеет следующию структуру (рис. 2).
Необходимо отметить следующий факт: внедрение модульного обучения потребует перестройки учебного процесса и разработки новых информационных модулей под определенную программу обучения в военных вузах внутренних войск МВД России. Она будет касаться планирования работы преподавателей, подготовки материально-технической базы, разработки соответствующего методического обеспечения, организации контрольных проверок знаний. Но возникновение этих трудностей не должно сдерживать внедрение модульного обучения в военных вузах внутренних войск МВД России.
Рис. 2. Структура обучающего модуля
Одним из компонентов представленной педагогической технологии являлось педагогическое сопровождение. А.В. Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности преподавателя, направленную на приобщение обучающегося к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития [10].
М.Р. Битянова считает, что сопровождение - это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия [2].
Педагогическое сопровождение рассматривается:
- как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности обучаемого в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии преподавателя;
- как непрерывная (заранее спланированная) деятельность, направленная на предотвращение трудностей в обучении;
- как специальным образом организованный комплекс взаимодействий субъектов образовательного процесса, направленный на реализацию основных функций образования как источника, хранителя и транслятора культурного наследия человечества. В зависимости от уровня и вида образования (начальное, среднее, высшее, дополнительное, повышение квалификации, переобучение и т.п.) данный комплекс будет иметь разное наполнение [3].
«Педагогическое сопровождение в высших учебных заведениях имеет специфические особенности, которые обусловлены новыми для них условиями: педагогическими, социально-психологическими, мотивационно-личностными» [11].
Список литературы
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. М: Педагогика, 1989. 192 с.
2. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева и др. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 352 с.
3. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников: теория и практика учителя: монография / М.И. Губанова. Кемерово: КРИРПО, 2002. 207 с.
4. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., стереотип. М.: «Академия», 2004. 526 с.
5. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 400 с.
6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]: В 2-х т. / Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
7. Скибицкий Э.Г. Принципы построения компьютерной поддержки для дистанционного обучения / Э.Г. Скибицкий // Открытое образование. 2004. № 3 (44). С. 8-11.
8. Скибицкий Э.Г. Педагогика высшей школы: учебное пособие / Э.Г. Скибицкий, Т.Б. Жаку-пов. Новосибирск: НВИ ВВ имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, 2013. 388 с.
9. Словарь иностранных слов. - 18-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1989. 624 с.
10. Социально-педагогическое сопровождение обучающихся: сборник статей / Профессиональное образование. Столица. М., 2010. 284 с.
11. Уравнцев Л.П., Малеева Н.В. О факторах эффективности учебной деятельности студентов в период адаптации / Л.П. Уравнцев, Н.В. Малеева // Психолого-педагогические проблемы оптимизации деятельности преподавателя вуза. Ярославль, 2004. 144 с.
12. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения [Текст] / М.А. Чоша-нов. М.: Народное образование, 2005. С. 43 с.
13. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М., 2002.
References
1. Bespal'ko, V.P. Slagaemye pedagogicheskoj tehnologii [Tekst] / V.P. Bespal'ko. M.: Pedagogika, 1989. 192 р.
2. Bitjanova M.R. Rabota psihologa v nachal'noj shkole / M.R. Bitjanova, T.V. Azarova, E.I. Afa-nas'eva i dr. M.: Izd-vo «Sovershenstvo», 1998. 352 р.
3. Gubanova M.I. Pedagogicheskoe soprovozhdenie social>nogo samoopredelenija starsheklass-nikov: teorija i praktika uchitelja: monografija / M.I. Gubanova. Kemerovo: KRIRPO, 2002. 207 р.
4. Pedagogika [Tekst]: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shijanov; Pod red. V.A. Slastenina. - 3-e izd., stereotip. M.: «Akademija», 2004. 526 р.
5. Pedagogicheskaja psihologija: Ucheb. dlja stud. vyssh ucheb zavedenij / Pod red. N.V. Kljuevoj. M.: Izd-vo VLADOS-PRESS, 2003. 400 р.
6. Selevko G.K. Jenciklopedija obrazovatel>nyh tehnologij [Tekst]: V 2 vol. / G.K. Selevko. M.: NII shkol'nyh tehnologij, 2006. 816 р.
7. Skibickij Je.G. Principy postroenija komp>juternoj podderzhki dlja distancionnogo obuchenija / Je.G. Skibickij // Otkrytoe obrazovanie. 2004. № 3 (44). Р. 8-11.
8. Skibickij Je.G. Pedagogika vysshej shkoly: uchebnoe posobie / Je.G. Skibickij, T.B. Zhakupov. Novosibirsk: NVI VV imeni generala armii I.K. Jakovleva MVD Rossii, 2013. 388 р.
9. Slovar' inostrannyh slov. - 18-e izd., ster. M.: Rus. jaz., 1989. 624 р.
10. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie obuchajushhihsja: sbornik statej / Professional'noe obrazovanie. Stolica. M., 2010. 284 р.
11. Uravncev L.P., Maleeva N.V. O faktorah jeffektivnosti uchebnoj dejatel'nosti studentov v period adaptacii / L.P. Uravncev, N.V. Maleeva // Psihologo-pedagogicheskie problemy optimizacii dejatel'nosti prepodavatelja vuza. Jaroslavl', 2004. 144 р.
12. Choshanov M.A. Gibkaja tehnologija problemno-modul'nogo obuchenija [Tekst] / M.A. Chosha-nov. M.: Narodnoe obrazovanie, 2005. 43 р.
13. Shhurkova N.E. Pedagogicheskaja tehnologija. M., 2002.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Буряков Вадим Николаевич, преподаватель кафедры конституционного и административного права
Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России
ул. Ключ-Камышенское плато 6/2, г. Новосибирск, 630114, Россия nsk_vivv@mail.ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Buriakov Vadim Nikolaevich, lecturer in constitutional and administrative law Novosibirsk military institute of internal armies named after Army General I.K. Yakovlev, Russian Interior Ministry
6/2, Klyuch-Kamyshenskoe plato st., Novosibirsk, 630114, Russia nsk_vivv@mail.ru