УДК 13+378.02
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
Аннотация. В статье на основе анализа различной литературы рассмотрено современное состояние исследований в области педагогических технологий. Выявлен и разработан технологический подход к формированию и развитию системы ценностей военнослужащих внутренних войск МВД России на основе авторской педагогической технологии. Исходя из этого в статье представлены соответствующие разделы и выводы. К результатам исследования относятся теоретико-методологические положения, которые можно использовать в современной психолого-педагогической науке и образовательной практике.
Ключевые слова: ценности, система ценностей, педагогические технологии, технологический подход.
TECHNOLOGICAL APPROACH TO THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF VALUES OF SERVICEMEN RUSSIAN INTERIOR TROOPS
Annotation. The article based on an analysis of various literatures concerned with the current state of research in the field of educational technology. Identified and developed the technological approach to the formation and development of the system of values of servicemen Russian Interior Ministry on the basis of the author's educational technology. On this basis, the article presents the relevant sections and conclusions. By the results of the research are theoretical and methodological principles that can be used in modern psycho-pedagogical science and educational practice.
Keywords: values, system of values, educational technology, technological approach.
Педагогическая мысль на протяжении своего исторического развития как наука и как практическая деятельность находилась в поиске способов обеспечения высокой эффективности работы с различными категориями воспитуемых и обучаемых, непрерывно совершенствуя свои формы, методы и средства. Еще в древности стремились найти способ, с помощью которого можно было добиться поставленной цели. Так на свет появлялись различные педагогические методики, направленные на решение конкретных педагогических задач. Педагоги-практики накапливали опыт, что позволяло им создавать новые, более результативные методики. Тем не менее, требования возрастали, а следование в работе этим методикам не всегда им отвечало.
Безусловно, совершенствование методик должно продолжаться и дальше, однако их накопление и отбор следует совмещать с параллельной постановкой цели и отработкой системы контроля воспитательно-образовательного процесса. На выполнение данной задачи и направлена технологиза-ция педагогического процесса. Все сильнее прослеживаются тенденции к переходу от конкретных, отдельно взятых методик к педагогическим технологиям.
При решении задачи формирования и развития системы ценностей военнослужащих внутренних войск МВД России посредством изучения литературных источников педагогической и психологической направленности, а также методических изданий по раскрытию содержания педагогической технологии нами был разработан и конкретизирован технологический подход, необходимый для эффективного функционирования вышеназванного процесса [5]. Прежде чем описать данный подход, необходимо установить семантику слов, входящих в словосочетание «педагогическая технология».
© Наумов П.Ю., Утюганов А.А., Кравец А.В., 2014
П.Ю. Наумов А.А. Утюганов А.В. Кравец
Peter Naumov Alexei Utyuganov Alexander Kravets
Технология (греч. techne - искусство, мастерство, умение и logos - слово, учение) представляет собой многообразие методов, применяемых в каком-то процессе. В свою очередь, педагогическая технология, по нашему мнению, включает свод правил и соответствующих им педагогических способов оказания влияния на процесс развития, воспитания и обучения учащихся, способствующий достижению поставленных целей [10]. Следует отметить, что педагогическая технология базируется на идее полного контроля воспитательно-образовательного процесса, его конструировании и возможности анализа при помощи последовательного воспроизведения в несколько этапов. При этом суть данной технологии заключается в том, чтобы обеспечить выполнение поставленных задач посредством постоянного использования обратной связи. В связи с этим главным условием педагогической технологии, на котором она и строится, является применение технологии постановки целей. Характеризуя педагогическую технологию, следует отметить такие ее черты, как четкость и прогнозируемость конечных результатов, понимание способов их достижения. Несомненно, эта разновидность технологий не может отличаться от других в каких-либо принципиальных вопросах, касающихся ее сущности. Любой технологии присущи свои специфические признаки (например, профессиональные, обусловленные сферой применения технологии), проявляющиеся при выборе методов, средств и т.д.
Технология - это и логика воспитательного процесса, осуществляемая в разных видах педагогической деятельности, и мастерство, и многообразие способов и приемов обучения, обеспечивающих высокую результативность процесса обучения. Основной задачей педагогической технологии считается решение дидактических проблем, возникающих при управлении образовательным процессом с четко сформулированными целями, достижение которых должно отвечать требованиям четкого определения и описания [3]. На сегодняшний день педагогические технологии определяют как вид человековедческих технологий, который основывается на идеях социальной психологии, психодидактики, кибернетики и менеджмента [7].
Что касается авторства современных педагогических технологий, то из зарубежных авторов следует выделить Дж. Кэролла, Б. Блума, Д. Брунера, Д. Хамблинса [7]. Определенный вклад в разработку этого понятия, его структуры и содержания внесли и отечественные психологи и педагоги (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Л.В. Загрекова, Т.В. Мошарова, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Л.М. Никанорова, Г.К. Селевко, В.А. Якунин и др.).
Как и в случае с анализом других терминов, существует множество толкований понятия «педагогическая технология». Например, П.Я. Гальперин, анализируя данную категорию, сосредотачивался на способах достижения учебных целей и ожидаемых результатов, устанавливал степень их рациональности, диагностировал текущее состояние этих способов, занимался контрольно-коррекционной работой, а также определял последовательность выполнения процедур организации педагогического процесса. С.И. Архангельский рассматривает описываемое нами понятие с точки зрения идей кибернетического управления образовательным процессом, которые заключаются в целостном и всестороннем анализе, осуществляемом на всех этапах воспитательно-образовательного процесса, таким образом, мы имеем дело с кибернетическим подходом.
В таблице наглядно представлены подходы российских ученых к определению педагогической технологии.
Таблица
Анализ понятия «педагогическая технология»
№ п\п Автор, источник Определение понятия Ключевые слова
1 В.А. Сластенин [7] Строго научное проектирование и точное воспроизведение таких педагогических действий, которые обеспечивают успех воспитательно-образовательного процесса, в основе которого лежит некая система принципов. Различие между педагогической технологией и методикой преподавания, а также воспитательной работой состоит в том, что педагогическую технологию можно определить как многообразие внутренних и внешних действий, целью которых является поэтапная реализация этих принципов в их объективной взаимосвязи, когда наиболее полно проявляется личность преподавателя. Педагогические технологии делятся на технологии обучения, или дидактические технологии, и технологии воспитания Проектирование, точное воспроизведение
2 В.П. Беспалько [2] Осуществляемый на практике проект определенной педагогической системы. Педагогическая технология основывается на системном подходе, который дает возможность планировать эффективность как процесса, так и в целом педагогической системы Проект, реализуемый на практике
3 Д.В. Чернилевский [12] Системная категория, целью которой являются применение научного знания в дидактическом аспекте и научные подходы к организации и анализу процесса обучения с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности этого процесса на достижение высоких результатов в развитии личности. Структура данной системы состоит из следующих компонентов: целей и содержания обучения, средств педагогического взаимодействия, в том числе мотивации и средств преподавания, организации воспитательно-образовательного процесса, студента, преподавателя и результата деятельности Системная категория, применение, направленность
4 В.А. Якунин [15] Цельность базовых функций, циклично сменяющих друг друга при планировании, организации и осуществлении воспитательно-образовательного процесса. К ним относятся функции целеполагания, информации, диагностики, прогнозирования, проектирования, принятия решений, организации процессов исполнения, коммуникации, контроля и коррекции Единство, функция, планирование, организация
№ п\п Автор, источник Определение понятия Ключевые слова
5 Н.В. Костромина [3] Трактует понятие так же, как и В.А. Якунин, выделяя при этом в качестве главной функцию целеполагания Единство, функция, цикличность, обучение
Особое внимание следует уделить признакам педагогических технологий, которые выделяют в своих трудах российские ученые. Так, Г.К. Селевко исследует педагогические технологии по различным параметрам: уровень применения, философская основа, ведущий фактор психического развития, научная концепция усвоения опыта, ориентация на личностные структуры, характер содержания и структуры технологии, тип организации и управления познавательной деятельностью, по организационным факторам, по подходу к личности, по преобладающему (доминирующему) методу, по направлению модернизации существующей традиционной системы, по категории обучающихся, а именно: педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогического сотрудничества), на основе эффективности управления и организации учебного процесса, частнопедагогические, природосообразные, технологии развивающего обучения [8]. Н.В. Бордовская и А.А. Реан предлагают следующие характеристики технологий: структурно-логические, диалоговые, тренинговые, компьютерные, игровые [3]. О.Н. Филатов называет технологию системным комплексом психолого-педагогических процедур, в состав которых входит специальный подбор дидактических форм, методов, способов, условий, требующихся для реализации процесса обучения, и их сочетание [14]. Л.М. Никанорова акцентирует такой аспект педагогических технологий, как использование потенциала различных дисциплин, сотрудничающих с педагогической наукой, увеличение результативности процесса обучения, а также «подведение» всех учащихся к одному уровню (заранее запланированному) владения знаниями, навыками и умениями» [10]. Л.В. Загрекова в своих трудах представляет следующие аспекты технологизации педагогической науки: кибернетический (модернизация управления процессом усвоения знаний и навыков), коммуникативный (совершенствование способов взаимообмена информацией субъектами педагогического процесса), информационный (совершенствование и конструирование содержания образования), деятельностный (интенсификация и активизация деятельности учащихся) и личностный (учет и дальнейшее развитие качеств личности как субъекта учебной деятельности) [13]. М.В. Кларин указывает на такие значимые признаки описываемой технологии, как процессуальность, направленность на проектирование и использование эффективных и экономичных процессов, представимость совокупностью методов изменения состояния объекта [10]. М.А. Чошанов, в свою очередь, выделяет в качестве признаков проектируемость, корректируемость, управляемость, визуализация [4].
Все педагогические технологии, несмотря на присущие им особенности, должны отвечать определенным критериям технологичности, которые определяют эти технологии именно как педагогические и выдвигают определенные требования к их созданию. По мнению Г.К. Селевко [8; 9], к таковым относятся (см. рис. 1):
- концептуальность, означающая, что каждая технология должна быть основана на определенной научной концепции (философской, психологической, педагогической);
- системность, согласно которой все системные признаки должны встречаться у педагогической технологии (признаки системы приводит в своих трудах В.Н. Садовский);
- управляемость, означающая наличие возможности диагностического целеполагания, прогнозирования и проектирования воспитательно-образовательного процесса, последовательного диагностирования, применения тех или иных средств и методов для улучшения результатов;
- эффективность, подразумевающая, что современным педагогическим технологиям при-
ходится действовать в конкурентных условиях, в связи с чем они должны быть результативными и наиболее подходящими по затратам, отвечать установленным образовательным стандартам.
- воспроизводимость, указывающая на возможность использования (воспроизведения и повторения) педагогической технологии другими субъектами в других подобных образовательных учреждениях.
Кроме того, педагогическая технология как определенная система обладает особой структурой. Подходы к пониманию этой структуры различны и зависят в основном от того, каких мировоз-зренческо-методологических позиций придерживается автор. Так, по мнению Г.К. Селевко, педагогическая технология крайне тесно связана с процессом обучения - деятельностью учащегося и преподавателя, ее структурой, формами, средствами и методами. Поэтому он выделяет в структуре педагогической технологии три части:
- концептуальную базу;
- содержательную часть (общие и конкретные цели обучения, содержание учебного материала);
процессуальную часть - технологический процесс, включающий, в свою очередь, организацию воспитательно-образовательного процесса, формы и методы учебной деятельности обучающихся и работы педагога, а также деятельность последнего, направленную на управление процессом усвоения материала, анализ процесса обучения) [8].
В.А. Сластенин выделяет несколько иные элементы рассматриваемой нами технологии:
- аналитическую деятельность, по окончании которой ставится диагноз (термин «педагогический диагноз» используется педагогами-практиками для обозначения оценки состояния педагогического процесса в целом или его отдельных элементов в процессе обучения) [7];
- прогностическую и проективную творческую мыслительную деятельность.
Как считает В.А. Сластенин, при выполнении любой педагогической задачи важно применять анализ, прогноз и проект.
Рис. 1. Критерии педагогической технологии (по Г.К. Селевко)
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую, методологическую и методическую литературу, мы можем сделать вывод, что наиболее целесообразным при построении педагогической технологии является полипарадигмальный подход, в который входят аксиологический, системный, деятельностный и индивидуально-дифференцированный подходы (см. рис. 2).
Рис. 2. Концептуальность педагогической технологии
Дадим каждому из этих подходов краткую характеристику.
При аксиологическом подходе (М.С. Каган, Г. Лотце, В.П. Тугаринов, Г. Риккерт, М. Рокич) рассматривается ценность и система ценностей как необходимый атрибут бытия социальных субъектов: личности, социальных групп и общества.
При системном подходе (П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев, Л. фон Берталанфи, В.А. Лекторский, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.) рассматриваются исследуемые объекты как системы. При этом система определяется как целостность, имеющая свою структуру, свои элементы, взаимосвязанные между собой и имеющие определенные функции [1].
Для деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) характерно изучение существования и активности личности через различные формы, типы и виды ее деятельности.
Индивидуально-дифференцированный подход при формировании и развитии системы ценностей военнослужащих внутренних войск МВД России представляется оптимальным, так как сфокусирован на личности военнослужащего. Индивидуализация рассматривается в плане построения педагогического процесса и содержания образования. Основным принципом дифференциации является оперативная помощь курсантам в решении ценностных проблем, в определении векторов выбора.
Педагогическая технология в военном институте внутренних войск МВД РФ выступает как организованный, глубоко гуманистический процесс, цель которого - обеспечивать ценностное становление военнослужащих внутренних войск МВД России наиболее эффективными средствами, создавать и наращивать его духовный и личностный потенциал. Определим содержание и структуру системы ценностей, которую мы собираемся развивать с помощью применения педагогической технологии.
По нашему мнению, в основе системы ценностей военнослужащих внутренних войск МВД России лежит характер и идейная суть его общественного труда, службы Родине и ее гражданам, а также специфика данной службы [6].
Вышесказанное позволяет нам представить строение данной системы как совокупности следующих видов ценностей: экзистенциальных, нравственных, правовых, эстетико-художественных и воинских традиций [6].
Разработка и создание педагогической технологии по формированию и развитию системы ценностей военнослужащих внутренних войск МВД России потребовали научно обоснованного подхода к определению этапов ее проектирования. При определении данных этапов мы опирались на работы Э.Г. Скибицкого [10].
На первом этапе осуществляется анализ научных подходов к развитию системы ценностей курсантов и существующего дидактического обеспечения, определяются цели и задачи технологии, формулируется вывод о целесообразности разработки проекта технологии и осуществляется прогноз последствий его использования.
На втором этапе разрабатываются содержание и структура учебно-методического комплекса, его содержательной и методической части.
На третьем этапе происходит разработка уже самой технологии, определяется методика ее реализации в реальном воспитательно-образовательный процессе, готовятся материалы для осуществления эксперимента, создается модель педагогической технологии реализации комплекса педагогических условий и средств.
На четвертом этапе проверяется эффективность технологии с помощью ее опытного образца.
На пятом этапе происходит апробация педагогической технологии в воспитательно-образовательный процесс, создается учебно-методическое сопровождение к нему.
На шестом этапе происходит внедрение педагогической технологии в воспитательно-образовательный процесс, создается учебно-методическое сопровождение к нему.
Остановимся подробнее на процессе проектирования технологии, который также осуществлялся последовательно в несколько этапов.
Первый его этап связан с изучением и анализом литературных источников психолого-педагогической, философской и культурологической направленности, а также научных подходов к развитию системы ценностей курсантов. Руководствуясь данными, полученными на первом этапе, нами сделан вывод о целесообразности проектирования педагогической технологии и учебно-методического комплекса, спрогнозированы последствия применения технологии в образовательной практике. Данный этап связан с оценкой педагогической полезности - иными словами, эффективности и целесообразности - существующего дидактического обеспечения, функций учебно-методических материалов, определением системы принципов разработки названных материалов.
При разработке и использовании педагогической технологии целесообразно придерживаться основных общенаучных принципов применительно к процессу обучения, учитывая современные теоретические достижения в области аксиологии, педагогики, психологии, дидактики, методики и других наук. К числу таких принципов мы относим: аксиологический принцип, принцип целостности, ориентированности обучения и воспитания на личность, педагогического процесса, основывающегося на интеграции с наукой и практикой, целеустремленности, воспроизводимости, технологичности, динамичности (см. рис. 3).
Принцип целостности обеспечивается созданием образовательной среды, в которой задействован расширенный набор компонентов учебной деятельности (объекты и процессы, способы взаимодействия, мотивации, методы обучения, ориентировочная основа деятельности, способы контроля и самоконтроля и др.). Учет названных компонентов обеспечивает новые свойства системы и ее подсистем по сравнению со свойствами элементов, а также дает возможность выделить устойчивые структуры курса.
Рис. 3. Основные принципы построения педагогической технологии
Ориентированность обучения и воспитания на личность. Согласно этому принципу педагогическая технология ориентирована на развитие личности. Он основан на выявлении особенностей курсантов как субъектов педагогического процесса и признании их субъективного опыта как самоценности. Реализация комплекса педагогических условий и средств предполагает как формирование различных знаний, умений и навыков, так и непрерывное формирование механизма самоорганизации и самореализации будущего офицера.
Обучение и воспитание на основе интеграции с наукой и производством. Реализация этого принципа осуществлялась на основе модели научного познания, функция которой - описание его содержания, происхождения, изменения, развития, т.е. с помощью соотнесения учебного и научного знания, воспроизведения содержания и структуры учебной дисциплины.
Принцип целеустремленности позволяет обеспечивать достижение основных целей: высокой активности курсантов, самостоятельности, формирование умений и навыков ценностно-ориентационной деятельности, учета и контроля, личностной рефлексии. В процессе обучения у курсанта имеется возможность познания своих личностных особенностей и способов их коррекции. Целеустремленности способствует система параметров деятельности (время, баллы, оценка, темп и др.), которая нацеливает курсантов на достижение основных целей.
Принцип воспроизводимости обучающего и воспитывающего цикла заключается в том, что любой преподаватель имеет возможность повторения данного учебного материала на любом этапе воспитательно-образовательного процесса и реализации педагогической технологии; гарантии достижения заданных дидактических и воспитательных целей в образовательном учреждении при необходимом и достаточном минимуме материальных средств, человеческих ресурсов и времени.
Принцип технологичности направлен на системное применение научно-педагогических знаний при решении дидактических задач управления образовательным процессом. Его технологичность определяет последовательность действий, каждое из которых основано на научно-обоснованном рефлексивном взаимодействии участников учебного процесса при использовании педагогической техно-
логии. Данный принцип позволяет диагностировать, организовывать, планировать, проектировать, контролировать различные этапы обучения и конкретизировать конечные цели обучения. Его цель -сконструировать педагогический процесс, руководствуясь индивидуальными особенностями студентов, уровнем компетенции педагогов, социальным заказом, образовательными ориентирами, а также целями и содержанием обучения.
Принцип динамичности способствует неограниченному изменению входящего в структуру учебно-методического комплекса содержания, которое должно принимать во внимание динамику социального заказа. Перечисленные принципы взаимосвязаны и работают как единая система.
На втором этапе проектирования происходит разработка учебно-методического комплекса посредством использования полученных ранее предварительных данных. С этой целью изучались и анализировались государственные образовательные стандарты по педагогике, философии, русскому языку и культуре речи, теории и истории государства и права. Это позволило отобрать, систематизировать и структурировать содержание обучения, которое помогает курсанту легко ориентироваться в основах специальности и приобретать навыки решения профессиональных задач.
Третий этап связан с конструированием технологии, выработкой методики ее реализации в реальном педагогическом процессе и ее обоснованием на практике, а также с подготовкой материалов для осуществления эксперимента. В этот же период разрабатываются критерии результативности реализации комплекса педагогических условий и средств развития ценностной системы курсантов.
В нашем исследовании педагогическая технология развития системы ценностей курсантов в рамках воспитательно-образовательного пространства военного вуза в своем системном единстве предполагает наличие структуры, состоящей из следующих компонентов: мотивационно-целевого, предметно-содержательного, когнитивно-операционального, контрольно-корректирующего, рефлексивно-аналитического.
Педагогическая технология, структура которой приведена в нашем исследовании, обеспечивает развитие системы ценностей курсантов и целостность процесса по их формированию, определяет содержание деятельности курсантов и педагогов в образовательном процессе.
Рассмотрим элементы представленного подхода:
- мотивационно-целевой компонент формирует мотивы деятельности по овладению ценностями военной службы, ориентирует на достижение основной цели создаваемого педагогического процесса;
предметно-содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель технологии, так и в каждую задачу, и представлен различными учебными и воспитательными материалами и средствами, программой и содержанием учебно-методического комплекса и иного дидактического обеспечения, характеризует воспроизводимость педагогической технологии;
- когнитивно-операциональный компонент представлен в виде изучения необходимой теоретической базы, обобщения имеющегося педагогического опыта, определения критериев результативности педагогической технологии, подбора необходимых средств, методов и форм;
контрольно-корректирующий компонент состоит из многообразия диагностических средств, а также различного педагогического инструментария для анализа и оценки эффективности педагогической технологии, ее управляемости; сюда включается также определение уровней сфор-мированности системы ценностей (высокий, средний, низкий), разработка дальнейшего плана действий, корректировка их, исходя из полученных данных о реализации педагогической технологии, в рамках данного компонента происходит измерение ценностных ориентаций с помощью методического обеспечения предложенного в [11];
- рефлексивно-аналитический компонент - это подведение итогов деятельности по осуществлению и внедрению данной технологии в педагогический процесс военного института, проникно-
вение в сущность произошедших изменений и результатов использования педагогической технологии, сопровождающиеся критическим самоанализом.
Данная педагогическая технология выполняет следующие функции по отношению к развитию системы ценностей курсантов в военном вузе: организационную, информационную, формирующую, развивающую, контролирующую, корректирующую и рефлексивную (см. рис. 4).
Представленные ранее научные подходы, на которых основана наша педагогическая технология, следующим образом влияют на составляющие педагогической технологии: определяют ее цель и задачи, сущность, формы, методы осуществления педагогической деятельности, предъявляют критерии эффективности и оценки.
Рис. 4. Функции педагогической технологии по формированию и развитию системы ценностей военнослужащих внутренних войск МВД России
Названные и описанные выше составляющие технологии отражают целостный характер развития системы ценностей и взаимосвязи составляющих ее элементов, что дает необходимые основания для разработки и реализации данной технологии в образовательном процессе военного института.
Результаты использования разработанной нами педагогической технологии (эксперимент осуществлялся на протяжении трех лет) показали, что она обуславливает процесс развития системы ценностей и может служить основным средством для его эффективного функционирования.
Библиографический список
1. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление / В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1981. - 432 с.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М: Педагогика, 1989. - 192 с.
3. Костромина Н.В. Педагогические технологии обучения: сущность, их характеристики и эффективность // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 12. - С. 105.
4. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции // Педагогика. - 1997. - № 3. - С. 20-27.
5. Наумов П.Ю., Скибицкий Э.Г. Педагогическая технология в развитии системы ценностей будущих офицеров внутренних войск МВД России // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». - Тамбов: Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - 2013. - № 3. - С. 47-55.
6. Наумов П.Ю. Подходы к пониманию сущности ценностей и их систем: история и современность // В мире научных открытий. - 2012. - № 7. - С. 192-206.
7. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин [и др.].-3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004. - С. 61.
8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособ. / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
10. Скибицкий Э.Г. Технологии профессионально-ориентированного обучения: учеб. пособ. / Э.Г. Скибицкий. - Новосибирск: САФБД, 2010. - 210 с.
11. Утюганов А.А. Особенности смысловой сферы военнослужащих внутренних войск МВД России, переживших боевой стресс: монограф. / А.А. Утюганов. - Новосибирск, 2013. - 100 с.
12. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в школе: учеб. пособ. для вузов. / Д.В. Чернилевский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с.
13. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М.А. Чошанов. - М.: Народное образование, 2005. - С. 43.
14. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. -224 с.
15. Якунин В.А. Педагогическая психология / В.А. Якунин. - СПб., 1988. - С. 15.