Е.Э. Червякова
Педагогическая технология формирования готовности студентов к развитию физической культуры в учреждениях высшего профессионального образования
Применение современных информационных технологий позволяет радикально изменить стиль работы, ускорить выполнение часто повторяемых действий, обеспечить быстрый доступ к разнообразной информации и многое другое. Именно поэтому внедрение современных организационных технологий в учебный процесс по физической культуре студентов вузов представляется весьма актуальной.
Одним из важных компонентов организационных технологий является проблемно-модульная технология обучения (ПМТО), которая используется в практике работы многих вузов. Признание модульной системы обучения относится к 1972 г., году проведения Всемирной конференции ЮНЕСКО по просвещению. Первыми вариантами модульной системы обучения явились: американская -деление школьного дня на модули, дополненные соответствующим дидактическим содержанием; немецкая - применявшая деление учебного материала на программные единицы. Замечено, что деление учебных курсов на модули способствует успешному достижению результатов деятельности, активизирует самостоятельную работу студентов (И.И. Вартанова, 2000). На современном этапе развития науки понятие модульности приобретает методологический смысл. Модульность выступает как один из основных принципов системного подхода и наряду с принципом развития определяет динамичность и мобильность функционирования системы. Причем сама система может быть представлена как совокупность модулей или рассматриваться как отдельный модуль в структуре более общей системы. Проблемно-модульная технология в системе высшего образования по предмету «Физическая культура» является наиболее эффективной формой организации учебного процесса, которая предполагает дифференциацию учебного процесса на законченные части (модули и его элементы), имеющие самостоятельное значение.
Здоровьеформирующая технология - это комплекс технологического обеспечения биосоциальной готовности личности к развитию физической культуры, который понимается нами как интегральная качественная характеристика личности, проявляющаяся через состояние общественного здоровья (уровень и характер заболеваемости), физического здоровья (физическое развитие, функциональное состояние систем организма, физическая работоспособность и подготовленность) и мотивации к здоровому образу жизни и двигательной активности.
323
В последние годы произошла существенная трансформация концепции профилактики заболеваний. Сущность ее нового аспекта состоит в необходимости разработки мер, направленных не только на предупреждение заболеваний, но (что особенно важно) и на сохранение надежного состояния здоровья человека, к которому современное общество предъявляет новые повышенные требования.
По определению авторов программного документа «К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний» (Амельченко И.А., 2003), «здоровый образ жизни - поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья». Укрепление же здоровья - «мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья населения для обеспечения его полного физического, духовного и социального благополучия».
ЗОЖ - это реализация комплекса единой научно-обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеют правильно подобранные методы и средства воздействия на организм занимающихся; должное сочетание труда и отдыха; развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам; преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями жизнедеятельности и устранение гипокинезии.
Любые оздоровительные системы, предполагающие использование физических упражнений в качестве основного средства воздействия, должны разрабатываться на основе теории оздоровительной физической культуры (ОФК), в которой должны быть четко обозначены: понятие «здоровье» как конечная цель занятий ОФК; биологические и психологические детерминанты, обуславливающие состояние здоровья человека, как основа для понимания механизмов поддержания и улучшения здоровья; значение физических упражнений в формировании здорового образа жизни человека; механизмы реабилитационного воздействия физических упражнений на организм человека; особенности применения оздоровительных технологий в различных половозрастных группах; модификация оздоровительных технологий в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся.
Происходящие в настоящее время социально-экономические изменения в обществе закономерно выводят все его отрасли на новый уровень развития. Сфера физической культуры и спорта - это область индивидуальной и коллективной автономии, в которой существует хрупкий баланс между личным выбором и общественным регулированием и контролем (Шаренкова Л.А., 2001). Физкультурное образование как подсистема целостной вузовской системы подготовки высококвалифицированных специалистов, способных реали-
324
зовать себя в условиях жесткой профессиональной конкуренции, невозможно без здорового стиля жизни, необходимым компонентом которого является физическая культура.
Анализ научно-методической литературы и обобщение передового опыта работы кафедр физического воспитания вузов России свидетельствует о наступившем в 90-х годах кризисе данной учебной дисциплины. В частности, в этот период в вузах значительно снизилась посещаемость учебных занятий и составила в среднем от 58 до 65 %. Следствием этого явилось снижение мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом, физической подготовленности студентов и уровня здоровья. Эта тревожная ситуация потребовала внесения научно-обоснованных изменений и дополнений в действующие базовые программы по физическому воспитанию в вузах на основе разработки инновационных методик.
Одним из направлений в решении этих задач является спорти-зация физкультурной деятельности студентов гуманитарных и технических вузов. В начале 90-х годов В.К. Бальсевичем была высказана идея широкого привлечения средств спорта в процесс обязательного физического воспитания. Суть идеи заключалась в адаптировании высоких спортивных технологий, хорошо зарекомендовавших себя в большом спорте, для повышения эффективности школьного физического воспитания. Это актуализирует возможность использования спорта в целях воспитания и социализации учащихся общеобразовательных школ. Спорт, создающий ценности физической культуры, всегда был мощным социальным феноменом (Лубышева Л.И., 1997).
Спортивный путь - это энциклопедия технологий культурного преобразования в человеке физического, психического и нравственного начала. Поэтому в образовательных учреждениях учебный процесс стал организовываться на основе видов спорта с конверсионным использованием в нем приемлемых элементов спортивной тренировки (Бальсевич В.К., 1990; Лубышева Л.И., 1997).
Современные научные исследования в области физической культуры и спорта за рубежом основываются на широком использовании инновационных достижений в развитии информатики, квали-метрии, привлекая при этом наукоемкие аппаратурные, высокоэффективные компьютерные и информационные технологии. Одна из таких форм - дистанционное обучение. Являясь следствием объективного процесса информатизации и вбирая в себя лучшие черты других форм обучения, дистанционное обучение - это наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма образования, способствующая формированию культуры студента, в том числе физической (Бальсевич В.К., 1990).
325
О формировании физической культуры студента в учебном процессе речь, разумеется, шла и раньше. Однако четкие концептуальные положения о том, в чем именно состоит это личностное начало в человеке, - результат весьма недавних фундаментальных исследований (Бальсевич В.К., 1990; Лубышева Л.И., 1997).
Личностная сфера человека - это особый вид содержания образования, это различные виды опыта, которые надлежит освоить человеку: знаниевый, операциональный, творческий, социальный и др. Опыт действия, заставляющий проявлять себя как личность, тоже должен войти в структуру содержания образования. В его основе лежит создание особого рода педагогической ситуации, которая ставит студента перед необходимостью выявлять личностные качества, поскольку затрагиваются вопросы статуса, признания, самоопределения. Эта ситуация «востребованности» личностных проявлений, как бы «запускает» механизмы развития человека. Наибольшее отражение эти положения находят в процессе дистанционного образования.
Информационную достаточность точнее всего определяет категория «релевантная информация». Релевантность как свойство информации изучено и известно давно, в переводе с английского языка она означает «относящаяся к делу». Информация может быть полезной, но невостребованной, значит, ее нельзя назвать релевантной или относящейся к делу. Условиями востребованности информации являются не только заинтересованность пользователя, но и активность источника (владельца) информации, предвосхищение им информационных потребностей, темпоральность информации. Поэтому в нашем аспекте целесообразно рассматривать релевантную информацию как инструментарий отношений между заинтересованным пользователем (студентом) и активным владельцем (преподавателем). Как только обучающийся получил информацию, владельцем ее становится он, а получателем -преподаватель. На начальном этапе исследования пользователем выступает студент, которому необходимо самостоятельно из информационного поля вычленить только то, что ему важно, интересно, потребно, а в разделе информации преподаватель предлагает набор модулей (учебные программы по видам спорта). На основе полученной информации в составные части модуля вносятся изменения и дополнения, они снова предлагаются обучающимся. Именно на основе релевантной информации оперативно вносятся коррективы в модули, учитывая запросы, интересы и возможности студентов в сфере физической культуры и спорта, что повышает их потребность в данном виде деятельности.
326