Научная статья на тему 'Физическое воспитание студентов вузов на современном этапе'

Физическое воспитание студентов вузов на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3757
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНО-БЛОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ / PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS / ECOLOGICAL COMFORT / TECHNOLOGIES OF MODULE-BLOCK TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наскалов Виктор Михайлович

Одним из путей повышения эффективности физического воспитания студентов является создание многоуровневой системы физического воспитания, основанной на технологии модульно-блочного обучения как системообразующего фактора построения учебного процесса на циклической основе. Обоснованы принципы «экологической комфортности» и «соответствия выбираемых средств, интенсивности нагрузки и методики проведения занятий уровню загрязнения окружающей воздушной среды».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical training of the students of higher schools at the present stage

One of the ways of increasing the efficiency of physical training of students is creation of multilevel system of the physical training based on the technology of module-block training as the backbone factor of development of the educational process on a cyclic basis. Principles of «ecological comfort» and «conformity of chosen means, intensity of load and technique of carrying out the lessons to the level of pollution of the surrounding air environment» have been proved.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание студентов вузов на современном этапе»

педагогических, психологических, социальных, оздоровительных и других проблем, сопряженных с образованием [5].

Необходимо заметить, что разработанный нами вариативный модуль «Применение гуманитарных технологий в области физической культуры» основан на компе-тентностном подходе, который обусловливает формирование совокупности компетенций, относящихся к личностному, профессиональному и социальному развитию будущего специалиста. Следует признать, что формирование профессиональных компетенций является отражением международного подхода к подготовке современных специалистов. Тем самым личностное, профессиональное и социальное развитие рассматривается как взаимодополняющие друг друга процессы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова, В.В. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры : дис. ... канд. пед. наук / Абрамова В.В. - Тирасполь, 2006. - 229 с.

2. Бальсевич, В.К. Основные параметры прогноза качественных характеристик специалиста отрасли «Физическая культура и спорт» / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Довузовская подготовка как этап развития кадровой инфраструктуры в отрасли «Физическая культура и спорт» : сб. науч. тр. / под ред. В.В. Кузина, Н.Н. Чеснокова, И.М. Быховской. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - С. 28-41.

3. Бордовский, Г. А. Гуманитарный технолог : от идеи к воплощению // Вестник Герценовского университета. - 2007. - № 10 (48). - С. 3-5.

4. Бордовский, Г.А. Концептуальные основы формирования конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре / Г.А. Бордовский, Е.А. Митин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4 (50). - С. 2329.

5. Костихина, Н.М. Акмеологические аспекты профессионально педагогической подготовки специалиста по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 10. - С. 12-16.

6. Митин, А.Е. Перспективы и риски применения гуманитарных технологий в физической культуре // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. -№ 4 (62). - С. 59-62.

7. Митин, А.Е. Отношение будущих специалистов по физической культуре к использованию гуманитарных технологий в профессиональной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 65-69.

8. Москвичев, Ю.Н. Гуманитарный аспект исследования олимпийского спорта // Современный олимпийский спорт и спорт для всех : материалы междунар. науч. конгр. - М., 2003. - Т. 1. - С. 34-35.

9. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 20-26.

Контактная информация: mitin_evgenii@mail.ru

УДК 796.011.1

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА СОВРЕМЕННОМ

ЭТАПЕ

Виктор Михайлович Наскалов, кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой,

Полоцкий государственный университет, г. Новополоцк, Республика Беларусь

Аннотация

Одним из путей повышения эффективности физического воспитания студентов является создание многоуровневой системы физического воспитания, основанной на технологии модуль-

но-блочного обучения как системообразующего фактора построения учебного процесса на циклической основе. Обоснованы принципы «экологической комфортности» и «соответствия выбираемых средств, интенсивности нагрузки и методики проведения занятий уровню загрязнения окружающей воздушной среды».

Ключевые слова: физическое воспитание студентов, экологическая комфортность, технологии модульно-блочного обучения.

PHYSICAL TRAINING OF THE STUDENTS OF HIGHER SCHOOLS AT THE

PRESENT STAGE

Victor Mihajlovich Naskalov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

department chairman,

Polotsk state university,

Novopolotsk, Byelorussia

Annotation

One of the ways of increasing the efficiency of physical training of students is creation of multilevel system of the physical training based on the technology of module-block training as the backbone factor of development of the educational process on a cyclic basis. Principles of «ecological comfort» and «conformity of chosen means, intensity of load and technique of carrying out the lessons to the level of pollution of the surrounding air environment» have been proved.

Keywords: physical training of students, ecological comfort, technologies of module-block training.

ВВЕДЕНИЕ

В рамках существующей системы физического воспитания студентов преобладает модель с узкими задачами и использованием традиционного набора средств физической культуры и спорта для их решения. Прежде всего, цель и задачи сводятся к повышению уровня физической подготовленности, сохранению и укреплению здоровья, улучшению осанки студентов, занимающихся физическими упражнениями. При организации спортивно-массовой работы преобладает направленность на подготовку и выполнение контрольных нормативов и спортивных разрядов. В то же время упускаются задачи по формированию у студентов глубоких и полных знаний о физическом состоянии организма и путях улучшения его кондиций, осознания необходимости оптимальной двигательной активности как основного компонента ведения здорового образа жизни. В сложившейся системе физического воспитания формы работы не связаны с различными видами духовно-творческой деятельности, что сказывается на развитии личностных качеств студентов. В учебном процессе по физическому воспитанию студентов вузов на второстепенном плане остаются вопросы реализации принципов гуманизации. Эти недостатки вызывают необходимость усиления эколого-валеологического содержания физического воспитания студентов.

Следовательно, можно утверждать, что существующая в вузах система физического воспитания, не учитывает современные проблемы и требования окружающей как природной, так и социальной среды.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Физическое воспитание представляет собой многоуровневую образовательную систему, целостную и единую как по структуре, как по содержанию, так и по организации. Этот процесс должен реализовываться в совокупности всех частей, соединений, условий, находящихся в отношениях и связях между собой и своевременно модернизироваться в соответствии с меняющимися экологическими и социальными процессами. Многоуровневая система физического воспитания позволила в нашем исследовании использовать технологию модульно-блочного обучения как системообразующий фактор построения учебного процесса на циклической основе, состоящей из трех блоков, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга на четырех уровнях: ком-

плексно-целевой; информационно-экологический; инновационных технологий. Каждый из этих блоков и уровней представляет собой ряд тесно связанных между собой процессов по формированию образованного и здорового молодого специалиста (Рис.

1). ,___________________________________________________

Структура многоуровневой системы физического воспитания

Блок-1

Блок — II Блок - III

Комплексно-

целевого обучения Информационно - Инновационных

(Технологии ФВ в ** образователъ ный технологий

соответствии (Эко л огич е с ко е (Б алеологическо е

с программой для образование в ФБ) образование в ФБ)

вузов)

О Єщете ор етич е с ки е Изуч енне

знания по ценностных

УМК по ФВ ** организации ориентаций

физического студентов

воспитания на ведение ЗСОК

Физическое Экологическое Овладение

воспитание (ОФП) образование методикой

первокурсников ** и воспитание 4* формирован ия ЗОЖ

средствами ФКиС

С портив но- Знания по Физкультурио-

ор и е нтир ов ан ны е ** и с п о льз ов ан ию *+ озд ор ов ите ль н ы е

занятия по видам данный мониторинга и реабилитационные

спорта ИЗАВ при занятиях технологии

Динамика Модель и

ППФП ** физической 4-» содержание

подготовл єни ости студентов в деятельности ОРЦ

Рис. 1 Основные структурные элементы многоуровневой системы ФВ студентов вузов в экологически неблагоприятных условиях

Следовательно, задачи по воспитанию физических качеств, двигательных умений и навыков, оздоровлению, эколого-валеологическому образованию должны решаться с позиции комплексного подхода как метода научной и практической реализации многоуровневой системы физического воспитания и постоянной модернизации ее содержания. Такой подход предусматривает, использование во взаимосвязи рейтинго-

модульной технологии организации занятий; с учетом экологических условий внедрение инновационных технологий; повышение физкультурно-образовательного потенциала занятий вследствие увеличения доли эколого-валеологического содержания теоретического программного материала; усиление профессионально-прикладной физической подготовки молодых специалистов; повышение ценностные ориентации на ведение здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта.

Разработанная и внедренная в учебный процесс по физическому воспитанию система рейтингового контроля оказывает определяющее влияние, стимулируя использование специальных методов, приемов, операций педагогического воздействия, нацеленных на поддержку ее функционирования. Это дает основание толковать систему рейтингового контроля как образовательную технологию, при которой создаются предпосылки для дифференциации и индивидуализации, для реализации в ней развивающего принципа и деятельного подхода, для активизации самостоятельной работы студентов.

Система рейтингового контроля способствует более быстрой адаптации первокурсников в условиях вуза. Она позволяет стимулировать студентов к получению высшего балла при выполнении контрольных упражнений, подтягиванию отстающих физических качеств до нормативных требований, способствует активному участию в спортивно-массовой работе и соревнованиях, регулярному посещению занятий по физическому воспитанию. Так, в контрольной группе уровень физической подготовленности по системе рейтингового контроля увеличился на 6 баллов, в экспериментальной^ - на 14 баллов, в экспериментальной-2 - на 39 баллов.

В дальнейшем для поддержания интереса к физическим упражнениям более действенна организация физического воспитания на основе спортивных специализаций. На 2-ом и 3-ем курсах построение занятий по принципу спортивной тренировки в избранном виде спорта поддерживает интерес студентов к физическому воспитанию и способствует стремлению к совершенствованию физических качеств в большей степени, чем по программе общей физической подготовки.

Занятия по физическому воспитанию на основе спортивной специализации в большей степени создают условия для последующей реализации задач профессионально-прикладной физической подготовки. Оценка по системе рейтингового контроля в контрольной группе увеличилась на 4 балла по сравнению с первым курсом, в экспериментальной-1 на 10 баллов, в экспериментальной-2 на 28, 5 балла.

На старших курсах учебный процесс по физическому воспитанию должен корректироваться исходя из требований будущей профессиональной деятельности. Именно этот период благоприятен для профессионально-прикладной физической подготовки, так как студенты, пройдя производственную практику, могут анализировать требования, которые предъявляет будущая трудовая деятельность, и осознанно заниматься подготовкой к ней. Оценка по системе рейтингового контроля в контрольной группе увеличилась на 2 балла по сравнению с конечной оценкой студентов третьего курса, а в экспериментальной-1 на 6,3 балла, в то время как в экспериментальной-2 оценка стала выше на 10 баллов.

Проведенный педагогический эксперимент позволил заключить, что основными методическими принципами системы физического воспитания студентов в экологически неблагоприятных условиях являются принципы «экологической комфортности» и «соответствия выбираемых средств, интенсивности нагрузки и методики проведения занятий уровню загрязнения окружающей воздушной среды».

Принцип экологической комфортности предусматривает:

- создание зоны комфортности - оптимального для организма человека сочетания температуры, влажности, скорости движения воздуха и воздействия вредных факторов внешней среды в состоянии покоя или при выполнении физической работы;

- учет в процессе занятий физическими упражнениями, при организации массовых физкультурно-спортивных мероприятий и строительстве спортивных сооруже-

ний мониторинга индекса загрязнения атмосферного воздуха в ежедневной, ежемесячной и ежегодной динамике;

- создание искусственной воздушной среды в спортивных помещениях для проведения занятий физическими упражнениями в неблагоприятных в экологическом отношении временных периодах,

- необходимость учета функциональных и физических кондиций организма студентов в зависимости от экологической обстановки в регионе проживания;

- изучение направления передвижения воздушных масс от источников загрязнения окружающей среды, с целью установления зон риска и благополучной обстановки для проведения занятий физическими упражнениями в зависимости от расстояния от источника загрязнения;

- повышение уровня экологического образования и воспитания различных возрастных групп населения.

Принцип соответствия выбираемых средств, интенсивности нагрузки и методики проведения занятий уровню загрязнения окружающей воздушной среды. Этот принцип предусматривает, что регулирование нагрузки на занятиях по физическому воспитанию в экологически неблагоприятной среде происходит за счет использования видов спорта с повышенным требованием к точности движений, характеру противоборства и изменению количественного состава занимающихся, а также правилам состязаний

Процесс физического воспитания должен осуществляться на основе принципа профессиографического подхода, что предусматривает всестороннее и глубокое изучение особенностей трудовой деятельности и их влияние на организм для отбора наиболее эффективных средств для профессионально-прикладной физической подготовки.

Кроме известных положений в теории и практике физического воспитания, принцип профессиографического подхода на занятиях в экологически неблагоприятных условиях, может быть дополнен следующим:

- изучение уровня и механизма воздействия вредных веществ, выделяемых в окружающую среду во время производственного процесса;

- учет функциональных возможностей организма по выработке устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов производства;

- обеспечение методиками физической реабилитации и рекреации в зависимости от особенностей влияния неблагоприятных факторов производственной деятельности.

ВЫВОДЫ

1. Анализ учебного процесса по физическому воспитанию в вузе позволил заключить, что его необходимо рассматривать как многоуровневую образовательную систему, целостную и единую как по структуре, содержанию, так и по организации. Этот процесс представляется как совокупность всех частей, соединений, условий, находящихся в отношениях и связях между собой и реализуемый на основе комплексного подхода. Такой подход предполагает использование технологии модульно-блочного обучения, как системообразующего фактора построения учебного процесса на циклической основе и состоящего из взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга на четырех уровнях трех блоков (модулей): комплексно-целевой; информационноэкологический; инновационных технологий. Решение задач по воспитанию физических качеств, двигательных умений и навыков, оздоровлению, эколого-валеологическому образованию с позиции комплексного подхода предусматривает взаимосвязь методов и средств на всех уровнях системы физического воспитания и оценку влияния факторов внешней среды на здоровье учащейся молодежи.

2. Современный подход к физическому воспитанию на основе модульной технологии обучения требует и новой технологической направленности. Его новизна за-

ключается в модульно-блочном обучении. Модульно-блочное обучение в совокупности с системой рейтингового контроля позволяют организовать модульнорейтинговую технологию физического воспитания. Учебный процесс по физическому воспитанию на курсе разбивают на модули, которые обычно составляют тему или комплекс тем, образующих завершенный раздел. Содержание модулей должно соответствовать типовой программе, но и учитывать специфику профессии.

3. Комплексный подход является методом научной и практической реализации многоуровневой системы физического воспитания и постоянной модернизации ее содержания. Такой подход позволяет: использовать во взаимосвязи рейтингомодульную систему организации занятий; внедрять инновационные технологии; повышать физкультурно-образовательный потенциал занятий вследствие увеличения доли эколого-валеологического содержания теоретического программного материала; усиливать профессионально-прикладную физическую подготовку молодых специалистов; повышать ценностные ориентации на ведение здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта.

Контактная информация: naskalova@polymir.by

УДК 159.9:35; 159.9:658.013

ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Ольга Петровна Павлова, ассистент,

Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова

Аннотация

В статье проведен анализ уровня и динамики профессиональной мотивации и карьерных ориентаций в процессе подготовки менеджеров здравоохранения.

Ключевые слова: профессиональная мотивация, доминирующие мотивы, менеджер здравоохранения, профессиональная подготовка.

DYNAMICS OF THE PROFESSIONAL MOTIVATION DEVELOPMENT AND CAREER ORIENTATION IN PROCESS OF TRAINING THE HEALTH CARE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MANAGERS Olga Petrovna Pavlova, the assistant,

The St.-Petersburg State Medical Academy named after I.I.Mechnikov

Annotation

The article gives the analysis of level and dynamics of professional motivation and career orientation in process of training the health care managers.

Keywords: professional motivation, dominating motives, health care manager, professional training.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие проводимая в стране реформа сестринского образования привела к созданию многоуровневой системы подготовки сестринских кадров, на факультетах высшего сестринского образования (ВСО) медицинских вузов началась подготовка менеджеров управляющих сестринским делом. Поддержание высокого профессионального уровня, приобретение новых знаний и навыков с учетом достижений медицинской науки и практики требуют повышение квалификации медицинской сестры в системе непрерывного от производства обучения. В связи с этим одной из актуальных задач профессионального образования высшей медицинской школы является формирования профессиональной мотивации студентов на этапе обучения в вузе. Изучение динамики профессиональной мотивации и карьерных ориентаций в процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.