Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТУДИЯ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТУДИЯ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТУДИЯ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / METHODICAL COMPETENCE OF THE TEACHER / PEDAGOGICAL STUDIO / INCLUSIVE EDUCATIONAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкерина Татьяна Александровна, Осокина Анастасия Викторовна

Проблема и цель. Анализ образовательной теории и практики позволил выделить противоречие между потребностью общества, государства и педагогического сообщества в педагогических работниках, готовых и способных интегрировать междисциплинарные знания и умения при решении профессиональных задач в области методической деятельности, и недостаточной разработанностью педагогического обеспечения, нацеленного на развитие у педагогов данного качества. Проблема, на решение которой ориентирована статья, заключается в выделении и обосновании педагогического обеспечения, способствующего развитию методической компетентности воспитателя в условиях инклюзивной образовательной практики дошкольной образовательной организации. Цель статьи состоит в обосновании развивающего потенциала педагогической студии как одной из организационных форм в развитии методической компетентности воспитателей в условиях инклюзивной образовательной практики. Методология исследования базируется на основных положениях компетентностного, системно-деятельностного подходов, нормативных требованиях профессионального стандарта педагога, анализе инновационного опыта, отраженного в научно-исследовательских работах ученых по развитию методической компетентности воспитателей. Результаты. Раскрыто авторское понимание феноменов «методическая компетентность воспитателей» и «педагогическая студия», на основе которых разработана и реализуется программа педагогической студии «Методист», нацеленная на развитие методической компетентности воспитателей. Раскрыты и охарактеризованы три этапа реализации программы педагогической студии: организационный, основной и аналитико-рефлексивный. Представлен анализ данных онлайн-опроса воспитателей дошкольных образовательных организаций г. Красноярска, с опорой на который осуществлено проектирование содержания программы педагогической студии. Заключение. Реализация разработанной программы педагогической студии «Методист» позволяет развивать методическую компетентность воспитателей в условиях инклюзивной образовательной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкерина Татьяна Александровна, Осокина Анастасия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING STUDIO AS A FORM OF DEVELOPMENT OF METHODICAL COMPETENCE AMONG EDUCATORS IN AN INCLUSIVE EDUCATIONAL PRACTICE

Statement of the problem. Analysis of educational theory and practice made it possible to highlight the contradiction between the need of society, the state and the pedagogical community in pedagogical workers who are ready and able to integrate interdisciplinary knowledge and skills in solving professional tasks in the field of methodological activities and insufficient development of pedagogical support aimed at the development of this quality of teachers. The problem which the article is aimed at is the allocation and justification of pedagogical support, which contributes to the development of methodological competence of the teacher in the conditions of inclusive educational practice of the pre-school educational organization. The purpose of the article is to justify the developing potential of the pedagogical studio as one of the organizational forms in the development of methodological competence of educators in conditions of inclusive educational practice. The methodology of the study is based on the main provisions of the competency, system-activity approaches, regulatory requirements of the teachers’ professional standard, analysis of innovative experience reflected in the scientific and research works of scientists on the development of methodological competence of educators. Research results. The author’s understanding of the following phenomena was revealed: “methodological competence of educators” and “pedagogical studio”. On their basis, the program of pedagogical studio “Methodist” aimed at the development of methodological competence of educators has been developed and implemented. Three stages of implementation of the pedagogical studio program are disclosed and characterized: organizational, main and analytical-reflexive stages. Data analysis of online survey of Krasnoyarsk preschool teachers is presented, on the basis of which the content of the pedagogical studio program was designed. Conclusion. Implementation of the developed program of the pedagogical studio «Methodist» contributes to development of methodological competence among teachers in conditions of inclusive educational practice.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТУДИЯ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-203 УДК 371.142; 371.146

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТУДИЯ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Т.А. Шкерина (Красноярск, Россия) А.В. Осокина (Красноярск, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. Анализ образовательной теории и практики позволил выделить противоречие между потребностью общества, государства и педагогического сообщества в педагогических работниках, готовых и способных интегрировать междисциплинарные знания и умения при решении профессиональных задач в области методической деятельности, и недостаточной разработанностью педагогического обеспечения, нацеленного на развитие у педагогов данного качества. Проблема, на решение которой ориентирована статья, заключается в выделении и обосновании педагогического обеспечения, способствующего развитию методической компетентности воспитателя в условиях инклюзивной образовательной практики дошкольной образовательной организации.

Цель статьи состоит в обосновании развивающего потенциала педагогической студии как одной из организационных форм в развитии методической компетентности воспитателей в условиях инклюзивной образовательной практики.

Методология исследования базируется на основных положениях компетентностного, системно-деятельностного подходов, нормативных требова-

ниях профессионального стандарта педагога, анализе инновационного опыта, отраженного в научно-исследовательских работах ученых по развитию методической компетентности воспитателей.

Результаты. Раскрыто авторское понимание феноменов «методическая компетентность воспитателей» и «педагогическая студия», на основе которых разработана и реализуется программа педагогической студии «Методист», нацеленная на развитие методической компетентности воспитателей. Раскрыты и охарактеризованы три этапа реализации программы педагогической студии: организационный, основной и аналитико-рефлексивный. Представлен анализ данных онлайн-опроса воспитателей дошкольных образовательных организаций г. Красноярска, с опорой на который осуществлено проектирование содержания программы педагогической студии.

Заключение. Реализация разработанной программы педагогической студии «Методист» позволяет развивать методическую компетентность воспитателей в условиях инклюзивной образовательной практики.

Ключевые слова/ методическая компетентность воспитателя, педагогическая студия, инклюзивная образовательная практика.

Постановка проблемы. Согласно требованиям профессионального стандарта педагога (от «18» октября 2013 г. № 544н) одними из основных трудовых функций воспитателя являются разработка и применение современных педагогических технологий, реализация интерактивных методов обучения и воспитания. Педагоги стоят перед необходимостью «инвентаризировать» имеющиеся профессиональные знания, умения, навыки, обновлять подходы к содержанию образования, изменять стратегии

и тактику в отношении выбора форм, методов, технологий обучения и воспитания [Профессиональный стандарт «Педагог»1, 2013]. Возрастает роль методической компетентности педагогов-

1 Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н - п. 3.2.1. URL: http://xn-80aaaaoadbilfjidfjfmsf6a.xn-plai/ (дата обращения: 25.02.2019).

воспитателем как главных организаторов и участников всего образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях (ДОО) [Панова, 2017; Бочарова, Ежкова, 2017].

Анализ педагогических исследований и литературы в области методической работы ДОО позволяет сделать вывод о том, что в целях развития методической компетентности педагогов и переподготовки кадров произошел переход от стандартных к интенсивным способам обучения: кейс-технология, творческая мастерская, тренинг, рефлепрактикум и т.д. [Тусеева2, 2009; Ковтун, 2018].

Одной из таких эффективных форм методической работы в дошкольной образовательной организации является педагогическая студия, которая позволит слушателям включаться в активное поисково-творческое исследование и выстраивать собственную учебно-познавательную деятельность на рефлексивной основе с учетом объективных и субъективных факторов.

Анализ образовательной теории и практики позволил выделить противоречие между потребностью общества, государства и педагогического сообщества в педагогических работниках, готовых и способных интегрировать междисциплинарные знания и умения при решении профессиональных задач в области методической деятельности, и недостаточной разработанностью педагогического обеспечения, нацеленного на развитие у педагогов данного качества. Проблема, на решение которой ориентирована статья, заключается в выделении и обосновании педагогического обеспечения, способствующего развитию методической компетентности воспитателей.

Цель статьи заключается в обосновании дидактического потенциала педагогической студии в развитии методической компетентности воспитателей в условиях инклюзивной образовательной практики.

Тусеева М.Г. Педагогическая студия как форма повышения квалификации учителя в системе методической работы общеобразовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.228 с. URL: https://www.dissercat.com/ content/pedagogicheskaya-studiya-kak-forma-povysheniya-kvalifikatsü-uchitelya-v-sisteme-metodichesk/read (дата обращения: 10.03.2020).

Методологию исследования составили: положения системно-деятельностного подхода к организации методической деятельности (В.И. Зверев, Г.С. Лазарев, М.М. Поташник, Г.Н. Сериков, В.А. Сластенин, П.И. Третьяков, Т.И. Шамо-ва и др.); положения компетентностного подхода в педагогическом образовании как основы систематизации требований к современному педагогу (И.В. Гришина, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицина и др.), теоретические положения об особенностях развития профессиональной компетентности педагогов-воспитателей, изложенные в трудах отечественных (С.П. Акутина, И.Н. Асаева, М.Г. Тусеева и др.) и зарубежных исследователей (A. Lillvist, A. Sandberg, S. Sheridan, P. Williams, M. Higgins, E. Aitken-Rose, J. Dixon, T. Vuorinen и др.); нормативные требования профессионального стандарта педагога.

Обзор научной литературы. Первоначально целесообразно раскрыть сущность исследуемого феномена «методическая компетентность воспитателя».

Анализ научных работ отечественных исследователей (С.П. Акутина, И.Н. Асаева, Н.В. Горбунова, Н.А. Нагибина и др.) позволил понимать под методической компетентностью инте-гративное качество личности, включающее знания и умения в области методической деятельности педагогов, а также осознание их значимости в решении профессиональных задач [Акутина, 2011; Асаева, 2009; Горбунова, 2018; Киш-ман, 2015; Нагибина, Ипполитова, 2013; Шкери-на, Каблукова, Осокина, 2020].

Стоит отметить, что структура методической компетентности воспитателей уже раскрывалась авторами (Т.А. Шкериной, И.Г. Каблуко-вой и А.В. Осокиной) в статье, представленной в библиографическом списке. Анализ содержания структурных компонентов заявленной компетентности позволяет утверждать, что разработанное содержание отражает актуальные направления в области методической деятельности воспитателей, в частности особенности методической деятельности воспитателей в условиях инклюзивной образовательной практики [Шкерина, Каблукова, Осокина, 2020].

< И

я

а

4

с

PQ

5 s

E* W H

S

и ^

д и s

0

1

к

W PQ H

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

s

1

>>

0

1

и w tr

s

Ь

1-й <

G

«

S К

H U

W PQ

Теоретическую основу исследования педагогической студии как новой формы методической работы составили труды И.В. Бобрышевой, Т.Н. Гущиной, А.И. Ишкова, Е.А. Поддубской, Н.Е. Щурковой и др. Анализ научных работ показал, что сущность понятия «педагогическая студия» трактуется ими неоднозначно. Стоит отметить определение Т.Н. Гущиной, которая связывает педагогическую студию с творческой деятельностью и трактует студию как своеобразную лабораторию творческих замыслов, где можно проверить новые идеи и предотвратить педагогические и методические ошибки [Бобрышева, 2013; Гущина, 2020; Ишкова, 2016; Поддубская, 2011; Щуркова3, 2002].

Анализ педагогических подходов в отношении рассмотрения сущности и особенностей понятия «педагогическая студия» позволил под этим феноменом понимать форму методической работы педагогов-воспитателей, отражающую целевой, содержательный и технологический аспекты организации образовательного процесса, которая нацелена на формирование способностей к получению новых знаний и умений по решению актуальных профессиональных задач в области методической деятельности в ДОО.

Первый опыт применения такой формы работы в сфере образования, как педагогическая студия, в нашей стране появился еще 20-е гг. XX в. Он был направлен на педагогов школьного звена. В 60-е гг. XX в. в некоторых высших учебных заведениях страны стали создаваться специальные программы занятий по овладению педагогической техникой. К 1990 г. уже в разных регионах страны накоплен опыт инновационного педагогического обучения [Тусеева, 2009].

С момента зарождения педагогическая студия претерпела много изменений, а главное, поменялась цель такой формы работы. Целью педагогической студии в настоящее время является овладение педагогами конкретной

3 Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с. URL: http://pedlib. ru/Books/5/0497/5_0497-l.shtml (дата обращения: 23.02.2020).

педагогической проблемой одновременно на трех уровнях: теоретическом, методическом и технологическом.

В XXI веке исследование этой новой формы работы активно продолжается, но стоит отметить, что педагогическую студию в основном рассматривают в системе общего образования. Многие авторы в своих исследованиях делают акцент на том, что педагогическая студия является эффективной формой работы, направленной на повышение квалификации учителей. Несмотря на то, что в основном данная организационная форма рассматривается в научных трудах в отношении профессионального развития и обучения учителей, внедрение этой формы в систему дошкольного образования во взаимодействии с педагогами-воспитателями является эффективным средством в вопросе повышения компетентности педагогов.

В трудах зарубежных исследователей актуализируется студийная форма в развитии профессиональной компетентности педагогов в условиях сложных и быстро меняющихся профессиональных контекстов [Lillvist et al., 2014; Higgins et al., 2009; Vuorinen et al., 2014].

Результаты исследования. Анализ научных материалов позволил выделить особенности студийной формы учебных занятий: перевод учебно-познавательной деятельности участников из режима получения информации в интерактивный режим совместного поиска; неразрывная связь профессионального мышления, профессионального общения и профессионального мастерства; смена профессионально-личностных ролей и позиций; чередование индивидуальной и групповой работы; приоритет организованному интерактивному общению; перманентная рефлексия имеющегося и вновь приобретенного опыта; учет индивидуальных образовательных запросов каждого слушателя.

Вышеуказанные теоретические сведения позволили сформировать представление о сущности педагогической студии, о цели такой формы работы и ее особенностях. Данные сведения послужили основой проектирования программы педагогической студии в ДОО.

Анализ научной психолого-педагогической литературы позволил выделить ключевые аспекты организации студии:

- иллюстрация личностного опыта субъектов взаимодействия посредством предъявления рассказов, историй, описания случаев, событий, казусов из реальной жизни;

- активное моделирование (визуализация) конкретных ситуаций педагогической практики посредством реализации в аудитории упражнений, методик с непосредственным или опосредованным участием каждого слушателя;

- рефлексивное наблюдение с целью последующего конструктивного анализа произошедшего, которое иногда сопровождается инструкциями со стороны педагога-модератора, на что в первую очередь следует обратить внимание;

- абстрактная концептуализация посредством предъявления научно обоснованных аргументов, систематизации ранее полученной информации.

Таким образом, происходит интегрирование новых знаний, умений слушателей с системой имеющихся индивидуальных данных на предмет видения конкретных проблем. Новые знания представляют собой гипотезы, которые проверяются в ходе активного экспериментирования в разнообразных ситуациях - воображаемых, моделируемых и реальных [Осипов, 2018].

Вышеуказанные аспекты по организации педагогической студии позволили разработать педагогическое обеспечение, нацеленное на развитие методической компетентности воспитателей в условиях инклюзивной образовательной практики.

Отбор форм, методов и средств педагогического взаимодействия осуществлен с опорой на целевую направленность каждого структурного компонента педагогической студии. Вслед за Т.Н. Гущиной и Н.Е. Щурковой, в технологической структуре учебного занятия в форме педагогической студии выделены следующие компоненты: пролог, этюд, экспликация, практикум, рефлексия [Гущина, 2020; Щуркова, 2002]. Рассмотрим педагогическое обеспечение выделенных компонентов педагогической студии.

Пролог: игры на знакомство и командо-образование для формирования благоприятного эмоционального климата, групповая деятельность по определению темы работы и постановки цели, работа по выявлению личностных мотивов участников педагогической студии, психологические приемы оценки настроения коллектива. Содержание этюда включает в себя введение в тему студийного занятия с применением нестандартных приемов и средств: ролевая игра, театральный / музыкальный этюд по теме, произведение литературы или живописи, приведение и обсуждение факта из жизни великих людей, связанного с темой, видео и аудиозаписи. В середине студийного занятия, на третьем этапе педагогической студии -экспликации, для выстраивания логической цепочки занятия рекомендуется метод последовательных вопросов: «Что?», «Почему?», «Зачем?», «Где?», «Когда?», «Как?», ответы на которые обязательно фиксируются в виде условных картинок, схем и т.д. На четвертом, практическом этапе используются ролевые упражнения, игровое воспроизведение ситуаций, деловая игра, сценические иллюстрации. На завершающем этапе используются разные рефлексивные методики: «Ключевое слово», «Заверши фразу», «Настроение» и др.

Главной задачей занятий является овладение педагогами конкретными педагогическими проблемами одновременно на трех уровнях: теоретическом, методическом и технологическом [Поддубская, 2011]. Педагогическая студия базируются на комплексе различных форм работы - индивидуальной, групповой, индивидуально-групповой, коллективной. Важными особенностями студийной формы учебных занятий являются перевод учебно-познавательной деятельности участников из режима получения информации в интерактивный режим совместного поиска; неразрывная связь профессионального мышления, профессионального общения и профессионального мастерства; смена профессионально-личностных ролей и позиций; чередование индивидуальной или групповой работы; приоритет организованному инте-

< И

а

с

и'

к

м н К

и ^

д и 8

0

1

к

м 00 н и л

с и

о

[-4

0

ё и л

1

I

и

>>

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

и м V

к

ь

[-4 <

э

с

к

н и

И

рактивному общению; перманентная рефлексия имеющегося и вновь приобретенного опыта; учет индивидуальных образовательных запросов каждого слушателя [Пальтов4, 2018].

Отметим, что многообразие применяемых форм и методов обучения, перечисленных выше, позволяет всем участникам студийного занятия быть включенными в работу. По завершении педагогической студии у каждого педагога расширяются знания и умения в области выбранной темы, развивается профессиональная компетентность, вырабатывается потребность в реализации полученного опыта [Сергеева, Пугачев, Самохин, 2018].

Раскроем этапы реализации программы педагогической студии «Методист» и их педагогическое обеспечение. Первый этап является организационным, суть его заключается в раскрытии мотивационно-ценностного отношения воспитателей к участию в педагогической студии. Целью первого этапа является формирование потребности и интереса принимать участие в педагогической студии; понимания значимости развития методической компетентности в рамках заявленной формы методической работы. Важный элемент этого этапа - выявление дефицита и ресурсности воспитателей, на основе которого должно выстраиваться дальнейшее планирование программы. С целью выявления профессионально значимых тем для воспитателей и выявления уровня развития знаний и умений в области методической деятельности проведен онлайн-опрос. В опросе педагоги имели возможность высказать свое отношение к необходимости внедрения новых форм методической работы, в том числе педагогической студии. Основная часть опроса включала в себя перечень актуальных тем по разным направлениям дошкольного образования, составленный с опорой на анализ профессионального стандарта педагога и образовательной практики, к числу которых отнесены следующие направления: нормативно-правовые

4 Пальтов А.Е. Инновационные образовательные технологии: учеб. пособие / Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Владимир: Изд-во В л ГУ. 2018.119 с. URL: http:// e.lib.vlsu.ru/bitstream/123456789/6966/l/00761.pdf (дата обращения: 12.05.2020).

документы и методическая документация по вопросам образования детей дошкольного возраста; психологические особенности развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); структура и содержание основных образовательных программ на уровне дошкольного образования; содержание основных образовательных программ (ООП) / адаптированных образовательных программ (АОП); современные педагогические технологии в образовательном процессе; основы психолого-педагогической диагностики; профессиональное развитие педагогов-воспитателей методической деятельности; особенности взаимодействия педагогов-воспитателей с родителями воспитанников. Воспитателям предлагалось выбрать неограниченное количество актуальных тем и дополнить или уточнить, осуществленный выбор своим вариантом.

В опросе принимали участие воспитатели пяти ДОО различной формы собственности г. Красноярска.

Проведенный опрос позволил определить наиболее профессионально значимые направления в работе воспитателей: особенности взаимодействия педагогов-воспитателей с родителями воспитанников - 77 % респондентов; психологические особенности развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ - 61 % респондентов; современные педагогические технологии в образовательном процессе - 58 % респондентов. Стоит отметить, что педагоги со стажем работы более 5 лет самым значимым направлением определили - взаимодействие педагогов-воспитателей с родителями обучающихся.

Наименьший интерес педагоги проявили к темам «структура и содержание основных образовательных программ на уровне дошкольного образования» - 30,8 % респондентов и «нормативно-правовые документы и методическая документация по вопросам образования детей дошкольного возраста» - 34,6 % респондентов.

Анализ результатов опроса позволил прийти к выводу о том, что знания педагогов в обла-

сти методической деятельности имеют фрагментарный характер, так как большинство педагогов не смогли определить основные методические задачи и необходимые знания, которые требуются для их решения в условиях ДОО. При этом 75 % педагогов отмечают необходимость внедрения эффективных форм методической работы, таких как педагогическая студия, в целях развития методической компетентности.

Представленный анализ позволил разработать содержание модулей педагогической студии, которые выделены и охарактеризованы в основном этапе реализации студийных занятий.

Содержание первого модуля «Нормативно-правовые основания методической деятельности воспитателя» нацелено на формирование знаний у воспитателей о нормативно-правовых аспектах построения методической деятельности (признание значимости освоения заявленного содержания). Основными организационными формами взаимодействия выступили групповые, индивидуально-групповые и индивидуальные; в качестве методов взаимодействия определены интерактивная игра, деловая игра, кейс-метод, проблемное изложение.

Второй модуль «Инклюзия в ДОО: методические аспекты» направлен на развитие у воспитателей способностей в области инклюзивного образования, формирование знаний об особенностях детей с ОВЗ, о способах взаимодействия и соответствующих умений. Модуль включает в себя несколько разделов: «Структура, содержание и технология разработки основных общеобразовательных программ»; «Структура, содержание и технология разработки адаптивных образовательных программ»; «Психологические особенности детей с ОВЗ и / или инвалидностью»; «Современные педагогические технологии в условиях инклюзивной образовательной практики», «Особенности взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ». В основе модуля определены групповые, индивидуальные и индивидуально-групповые формы организации взаимодействия педагогов. Модуль представлен следующими средствами взаимодействия: семинары-практикумы, «банк идей», консуль-

тирование, тренинг. Проведение студийных занятий модуля потребует привлечения узких специалистов: психолога и дефектолога. Целью третьего модуля «Методические аспекты организации образовательного процесса в ДОО» педагогической студии является формирование знаний о психологических особенностях детей разного дошкольного возраста и осознанного отношения к применению современных педагогических технологий в образовательном процессе. Модуль включает в себя разделы: «Психологические и возрастные особенности детей дошкольного возраста», «Современные педагогические технологии», «Особенности организации взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста». Процесс студийных занятий предполагает индивидуальную работу педагогов и их групповое взаимодействие. В качестве средств взаимодействия определены: ролевая / деловая игра, игровые упражнения, семинары-практикумы и многое другое.

В рамках аналитико-рефлексивного этапа программы студийных занятий планируется проведение анкетирования «Анкета педагога-воспитателя, прошедшего обучение по программе педагогической студии „Методист"». Цель анкеты - выявление отношения участников педагогической студии к программе в целом, к каждому модулю отдельно, выявление уровня развития методической компетентности воспитателей по итогам реализации программы.

Заключение. Таким образом, разработанная программа педагогической студии позволит обновить существующую систему методической работы ДОО в аспекте удовлетворения актуальных запросов образовательной практики в педагогах, способных к проектированию и реализации различных методических разработок, в том числе методических разработок, связанных с сопровождением обучающихся с ОВЗ, профессиональным саморазвитием. Перспективным направлением настоящего исследования является разработка оценочно-диагностического инструментария по оценке методической компетентности воспитателей и анализу эффективности реализации разработанной программы.

< И

а

с

и'

к

м н К

и ^

д и 8

0

1

к

м ш н и л

с и

о

[-4

0

ё и л

1

I

и

>>

0

1

и м V

к

ь

[-4 <

э

с

к

н и

И

Библиографический список

1. Акутина С.П. Методическое совершенствование профессиональной культуры педагога по воспитанию духовно-нравственных ценностей // Профессиональное образование в современном мире. Новосибирск. 2011. № 1. С. 77-84. URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_17723377_56554238.pdf (дата обращения: 14.05.2020).

2. Асаева И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 112. C. 79-87. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_12809698_91890389.pdf (дата обращения: 14.05.2020).

3. Бобрышева И.В. Диалогическая ситуация как средство формирования готовности будущих учителей начальных классов к личностному развитию младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 1. С. 21-25. URL: http://school2100. com/upload/iblock/fbf/fbf5f52624644f21 fdb79c02d534ff3c.pdf (дата обращения: 14.05.2020).

4. Бочарова Е.Н., Ежкова Н.С. Методическая работа в системе дошкольного образования: содержательный анализ // Академия педагогических идей «Новация». 2017. № 2. С. 3-9. URL: https://ru.calameo.com/ read/004786911ba0eec335ce1 (дата обращения: 14.05.2020).

5. Горбунова Н.В. Формирование методической компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога: матер. V Всерос. науч.-практ. конф. 2018. Евпатория. С. 11-14. URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_35012596_76387307.pdf (дата обращения: 15.05.202).

6. Гущина Т.Н. Знакомьтесь: педагогическая студия! URL: http://old.iro.yar.ru/resource/ distant/advanced_education/stud1.htm (дата обращения: 20.05.2020).

7. Ишкова А.И. Педагогические студии как форма организации практических занятий «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования» // Педагогический поиск. 2016. № 3. С. 50-54. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_26684187_35041634.pdf (дата обращения: 14.05.2020).

8. Кишман Н.В. Инновационные технологии развития профессиональной компетентности учителей // Методическая работа. Казань. 2015. № 12 (48). С. 14-27. URL: http:// www.e-osnova.ru/PDF/osnova_15_48_13340. pdf (дата обращения: 12.05.2020).

9. Ковтун О.А. Организация методической работы в ДОУ на современном этапе развития образования // Развитие образования. 2018. № 1 (1). С. 38-40. URL: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_36511250_26696145. pdf (дата обращения: 14.05.2020).

10. Нагибина Н.А., Ипполитова Н.В. Методическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности педагога // Наука и школа. 2013. № 3. С. 44-46. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_19116960_68390633.pdf (дата обращения: 10.04.2020).

11. Осипов П.Н. Педагогическая студия как форма повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования // Профессионализм учителя как условие качества образования: сб. науч. тр. IV Междунар. форума по пед. образ. и регион. конф. ISATT / Российская академия образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет. Казань, 2018. С. 46-52. URL: URL: http://dspace.kpfu. ru/xmlui/bitstream/handle/net/147344/ IFTE2018.3_46_52.pdf (дата обращения: 15.05.2020).

12. Панова К.С. К проблеме организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении // Психология и педагогика: методика и проблемы практического

применения: сб. матер. LV Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.С. Чернова. 2017. С. 104-109. URL: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_30540887_70171792. pdf (дата обращения: 14.05.2020).

13. Поддубская Е.А. Педагогическая студия как модель инновационной образовательной технологии // Инновационные процессы и корпоративное управление: Меж-дунар. заоч. науч.-практ. конф. 1-15 марта 2011 г. Минск, 2011. URL: bsu.by/Data_RUS/ ContBlocks/01112/Poddubskaja.pdf (дата обращения: 10.04.2020).

14. Сергеева М.Г., Пугачев И.А., Самохин И.С. Роль педагогической студии в повышении квалификационного уровня школьного педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 225-228. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_32636446_10628640.pdf (дата обращения: 10.05.2020).

15. Шкерина Т.А., Каблукова И.Г., Осокина А.В. Методическая компетентность педагогов-

воспитателей: сущность, структура и уровни сформированности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 322-326. URL: https:// rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 28.04.2020).

16. Higgins M., Aitken-Rose E., Dixon J. The pedagogy of the planning studio: A view from down under // Journal for Education in the Built Environment. 2009. № 4:1. P. 8-30. DOI: 10.11120/ jebe.2009.04010008

17. Lillvist A., Sandberg A., Sheridan S., Williams P. Preschool teacher competence viewed from the perspective of students in early childhood teacher education // Journal of Education for Teaching. 2014. № 40:1. P. 3-19. DOI: 10.1080/02607476.2013.864014

18. Vuorinen T., Sandberg A., Sheridan S., Williams P. Preschool teachers' views on competence in the context of home and preschool collaboration // Early Child Development and Care. 2014. № 184:1. P. 149-159. DOI: 10.1080/03004430.2013.773992

<

PQ £ a

4

с

PQ

¡5 к

EÜ W H К

и ^

д

PQ

к

о

ü к

w

PQ H

и

ft <

и

о

l-ч

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ё и ft

s

1

и

>>

0

1

и w V

к

ь

l-ч <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-203

TEACHING STUDIO AS A FORM OF DEVELOPMENT OF METHODICAL COMPETENCE AMONG EDUCATORS IN AN INCLUSIVE EDUCATIONAL PRACTICE

T.A. Shkerina (Krasnoyarsk, Russia) A.V. Osokina (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

Statement of the problem. Analysis of educational theory and practice made it possible to highlight the contradiction between the need of society, the state and the pedagogical community in pedagogical workers who are ready and able to integrate interdisciplinary knowledge and skills in solving professional tasks in the field of methodological activities and insufficient development of pedagogical support aimed at the development of this quality of teachers. The problem which the article is aimed at is the allocation and justification of pedagogical support, which contributes to the development of methodological competence of the teacher in the conditions of inclusive educational practice of the pre-school educational organization.

The purpose of the article is to justify the developing potential of the pedagogical studio as one of the organizational forms in the development of methodological competence of educators in conditions of inclusive educational practice.

The methodology of the study is based on the main provisions ofthe competency,system-activityapproaches,

References

1. Akutina S.P. Methodical improvement of professional culture of teacher on education of spiritual and moral values // Professionalnoe obrazovanie v sovremennom mire (Professional education in the modern world). 2011. No. 1. P. 77-84. URL: https://elibrary.ru/down-load/elibrary_17723377_56554238.pdf

2. Asayeva I.N. Development of professional competences of teachers of preschool institutions of different types // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta im. A.I. Gertsena (News of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Hertsen). 2009. No. 112. P. 79-87.

3. Bobrysheva I.V. The dialogue situation as a means of forming the readiness of future primary teachers for the personal development

regulatory requirements of the teachers' professional standard, analysis of innovative experience reflected in the scientific and research works of scientists on the development of methodological competence of educators.

Research results. The author's understanding of the following phenomena was revealed: "methodological competence of educators" and "pedagogical studio". On their basis, the program of pedagogical studio "Methodist" aimed at the development of methodological competence of educators has been developed and implemented. Three stages of implementation of the pedagogical studio program are disclosed and characterized: organizational, main and analytical-reflexive stages. Data analysis of online survey of Krasnoyarsk preschool teachers is presented, on the basis of which the content of the pedagogical studio program was designed.

Conclusion. Implementation of the developed program of the pedagogical studio «Methodist» contributes to development of methodological competence among teachers in conditions of inclusive educational practice.

Keywords: methodical competence of the teacher, pedagogical studio, inclusive educational practice.

of younger schoolchildren // Nachalnaya shkola plyus do i posle (Primary school plus before and after). 2013. No. 1. P. 21-25. URL: http://school2100.com/upload/iblock/fbf/ fbf5f52624644f21fdb79c02d534ff3c.pdf

4. Bocharova E.N., Yezhkova N.S. Methodical work in preschool education system: meaningful analysis // Akademiya pedagogicheskikh idey Novatsiya. (Academy of Pedagogical Ideas Nova-tia). 2017. No. 2. P. 3-9. URL: https://ru.calameo. com/read/004786911ba0eec335ce1

5. Gorbachev N.V. Formation of methodical competence of the teacher in the preschool educational organization // Proceedings of the V All-Russian scientific and practical conference "Implementation of the competent approach in the system of professional education of a teacher". Yevpatoriya, 2018. P. 11-14.

6.

7.

8.

9.

URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 35012596_76387307.pdf Guschina T.N. Meet: pedagogical studio! URL: http://old.iro.yar.ru/resource/distant/ad-vanced_education/stud1.htm Ishkova A.I. Pedagogical studios as a form of organization of practical classes "Teaching according to programs of primary general education in primary classes and primary classes of compensating and corrective-developing education" // Nauchno-metodicheskiy zhurnal Pedagogicheskiy poisk (Scientific and methodological journal Pedagogical search). 2016. No. 3. P. 50-54. URL: https://elibrary.ru/down-load/elibrary_26684187_35041634.pdf Kishman N.V. Innovative technologies for the development of professional competence of teachers // Metodicheskaya rabota (Methodical work). 2015. No. 12 (48). P. 14-27. URL: http://www.e-osnova.ru/PDF/osno-va_15_48_13340.pdf

Kovtun O.A. Organization of methodical work in preschools at the current stage of education development // Razvitie obrazovaniya (Education development). 2018. No. 1 (1). P. 38-40.

10. Nagibina N.A., Ippolitova N.V. Methodical competence as a component of professional competence of teacher // Nauka i shkola (Science and school). 2013. No. 3. P. 44-46. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 19116960_68390633.pdf

11. Osipov P.N. Pedagogical studio as a form of advanced training in the system of additional vocational education. In: Proceedings of the IV International Forum on Pedagogical Education and the regional conference ISATT "Teacher professionalism as a condition of quality of education". Russian Academy of Education, Kazan (Volga) Federal University. 2018. P. 46-52. URL: http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/ handle/net/147344/IFTE2018.3_46_52.pdf

12. Panova K.S. To the problem of organization of methodical work in preschool educational institution. In: Proceedings of the LV International Scientific and Practical Conference

"Psychology and Pedagogy: Methodology and Problems of Practical Application" / Ed. by S.S. Chernov. 2017. P. 104-109. URL: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_30540887_70171792.pdf

13. Poddubskaya E.A. Pedagogical studio as a model of innovative educational technology // Proceedings of the International Correspondence Scientific and Practical Conference "Innovative Processes and Corporate Governance", March 1-15, 2011. Minsk, 2011. URL: bsu.by/Data_ RUS/ContBlocks/01112/Poddubskaja.pdf

14. Sergeyeva M.G., Pugachev I.A., Samokhin I.S. The role of the pedagogical studio in raising the qualification level of the school teacher // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya (Problems of modern pedagogical education). 2018. No. 58-2. P. 225-228. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 32636446_10628640.pdf

15. Shkerina T.A., Kablukova I.G., Osokina A.V. Methodological competence of teachers: essence structure and levels of formation // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya (Problems of modern pedagogical education). 2020. No. 66-3. P. 322-326. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-stand-art-dok.html

16. Higgins M., Aitken-Rose E., Dixon J. The pedagogy of the planning studio: A view from down under // Journal for Education in the Built Environment. 2009. No. 4:1. P. 8-30. DOI: 10.11120/jebe.2009.04010008

17. Lillvist A., Sandberg A., Sheridan S., Williams P. Preschool teacher competence viewed from the perspective of students in early childhood teacher education // Journal of Education for Teaching. 2014. No. 40:1. P. 3-19. DOI: 10.1080/02607476.2013.864014

18. Vuorinen T., Sandberg A., Sheridan S., Williams P. Preschool teachers' views on competence in the context of home and preschool collaboration // Early Child Development and Care. 2014. No. 184:1. P. 149-159. DOI: 10.1080/03004430.2013.773992

<

PQ £ a

4

с

PQ

¡5 к

EÜ W H К

и ^

д

PQ

к

о

ü к

w

PQ H

и

ft <

и

о

l-ч

0

ё и ft

s

1

и

>>

0

1

и w V

к

ь

l-ч <

э

с

S

к

н и

w

PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.